Развитие российской культуры в 1990-е гг. происходило на фоне сложных процессов, охвативших экономическую, социальную и политическую сферу. В 1992 г. были утверждены «Основы законодательства РФ о культуре». Государство взяло на себя обязанности разработки и осуществления федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создания условий для развития национальных культур РФ, обеспечения доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечения свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создания условий для самореализации талантов, сохранения памятников истории и культуры, ведения статистики культуры, деятельности по преодолению монополии в области культуры.
В 1990-е гг. государство утратило монополию на управление культурой. Усилилась самоорганизации культурных процессов, повысилась автономность учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. Эти позитивные перемены сопровождались нарастающим кризисом культуры, который выражался в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и миграции работников культуры за рубеж. Следствием экономических преобразований являлось отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности.
Нравственное воспитание в современной культуре: проблемы и перспективы
Значительно сократились в 1990-е гг. расходы на социально-культурную сферу. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом уменьшились в 2,2 раза. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.
Система образования.
Кризисное состояние системы образования определялось низким уровнем финансирования (в 2000 г. – 40 % от уровня 1991 г.) В 1992 г. был принят «Закон об образовании». Уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. В высшей школе возросло число вузов (до 590 в 2000 г). Большую популярность приобрели такие специальности, как экономист, финансист, менеджер, юрист.
Появились негосударственные, преимущественно коммерческие вузы (349 в 2000 г.). Численность студентов в 2000 г. оставила 4 млн человек.
Основными направлениями реформы образования в 1990-х гг. стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства.
Т.Н.Владимирова «Базовые теории воспитания и развития личности»
Осенью 2003 г. Россия и Украина присоединились к Болонскому процессу. В вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет). Россия и Украина стали готовить кадры для Запада.
Новый этап в развитии образования и культуры был связан с информационными технологиями, их использованием в учебном процессе. Российская система высшего образования взяла курс на интеграцию в европейское вузовское и университетское сообщество. Однако научная активность российских вузов за единичными исключениями в XXI в. крайне низкая.
Современные проблемы образования включают недостаток мест в МДОУ (муниципальное дошкольное образовательное учреждение), падение престижа педагога, несоответствие профессиональной структуры подготовки молодых специалистов в высшей школе потребностям рынка труда.
В XXI в. возросли государственные расходы на образование. В ноябре 2010 г. на заседании президиума правительства РФ В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 – 2015 гг. будет выделено 137 млрд рублей. В рамках этой программы серьезные средства направлены на поддержку одаренных детей, создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах, обновление материально-технической базы федеральных вузов.
Возросли расходы федерального бюджета на систему образования
Модернизация системы образования в России осуществлялась с целью перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Изменена система сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. в качестве эксперимента введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который проводился вне стен школы. В 2009 г. ЕГЭ был введен повсеместно, вступительные экзамены в вузы отменили.
Основным правовым документом в системе образования России в является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Новыми тенденциями в системе образования стали сокращения учительского и преподавательского состава, числа вузов. Осенью 2012 г. Минобразования провело оценку 502 российских госвузов, по итогам которой 136 учебных заведений были признаны неэффективными. 1 января 2011 г. Госдума РФ приняла закон, который вводит элементы платного образования в средних школах.
Наука в 1992-2012 гг.
В 1990-е гг. резко сократилось инвестирование в фундаментальные исследования. Сократилась численность работающих в научно-технической сфере до 800 тыс. в 2000 г. Снизился приток в науку молодых специалистов, повысился средний возраст докторов наук до 60 лет, кандидатов — до 55. К 1996 г. более 70 тыс. ученых покинули страну. В обществе произошла девальвация авторитета научного знания.
В 1996 г. был принят закон «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которому расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4 % расходной части бюджета. Однако добиться его реализации на практике не удалось.
В 2002 г. был принят базовый документ, определяющий основные направления развития научно-технологического комплекса страны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В стране в последнее время действует около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 70% этих организаций принадлежат государству.
В 2011 г. определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: 1. безопасность и противодействие терроризму; 2. индустрия наносистем; 3. информационно-телекоммуникационные системы; 4. науки о жизни; 5. перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; 6. рациональное природопользование; 7. транспортные и космические системы; 8. энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
В 2001 г. в России был создан суперкомпьютер (вслед за США и Японией), способный выполнять 1 трлн операций в секунду. Признанием достижений российской науки явилось награждение в 2000 г. Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. В 2003 г. Нобелевскую премию по физике получили А. А. Абрикосов, В. Л. Гинзбург, совместно с Э. Леггетом за вклад в развитие теории сверхпроводимости и сверхтекучести. В 2010 г. К. С. Новосёлов и А. К. Гейм удостоены Нобелевской премии за изучение графена.
Эту достойную оценку уровня фундаментальной академической науки и качества естественно-научного образования в лучших университетах России омрачает тот факт, что Абрикосов, Новоселов, Гейм давно работают за границей. Предотвратить падение эффективности научных исследований и уровня развития российской науки призвана государственная финансовая поддержка развития данной сферы.
Духовное состояние общества
В 1990-е гг. расширился социокультурный кризис российского и украинского обществ. Он проявился в утрате прежнего социалистического и коммунистического идеала. Распад СССР и утрата статуса великой державы оказали негативное влияние на сознание людей. Засилье массовой культуры обернулось нравственным кризисом большой части общества.
На смену ценностям, связанным с коллективизмом, пришли индивидуалистические ценности. Постепенно размывалось представление о таких ценностях, как труд, социальная справедливость. Деформировалась социальная ориентация людей. Росла привлекательность таких профессий, как банкир, предприниматель, шоумен, что было связано с возможностью быстро и легко заработать деньги. В 1990-е гг. размывались представления о социально допустимых нормах поведения, развивались различные формы преступности – от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.
На фоне кризиса в обществе сформировалось несколько субкультур: «высокая» культура творческой интеллигенции, развивающая традицию национальной элитарной культуры; «советская» культура, сохраняющая ценности старшего поколения; западная культура индивидуализма и экономической независимости, охватывающая большую часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов.
В 1990-е гг. повысилась воспитательная и социальная роль Церкви. Праздник православного Рождества Христова стал нерабочим днем. Возобновились паломничества к святым местам в Иерусалим и Мекку. В многоконфессиональных России и Украины серьезную озабоченность стала вызывать деятельность запрещенных тоталитарных сект, религиозных экстремистов, например ваххабитов на Северном Кавказе.
Заметно выросла роль телевидения. Появились новые общероссийские каналы, сложилась сеть региональных телекомпаний, стал огромным диапазон информационных и развлекательных передач. Для СМИ в целом стали характерны ангажированность, тяготение к сенсационности.
Отсутствие национальной идеи для современной России вызывало озабоченность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать работу по поиску национальной идеи. Однако задача не решена и поныне.
Российское искусство
Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX — начале XXI в. стали коммерциализация, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.
Отечественные реалистические традиции в литературе развивали В. Астафьев («Прокляты и убиты»), В. Распутин («В одном сибирском городе»), В. Белов («Повседневная жизнь русского Севера»), Ю. Бондарев («Без милосердия»). Событием к культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына.
Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты: А. Битов «Улетающий Монахов», Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»), В. Пелевин («Чапаев и пустота», «Generation П», «Avion Pa», «Жизнь насекомых»), В. Пьецух («Четвертый Рим», «Рука»), Л. Петрушевская («Квартира Коломбины»). Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и «русское фэнтези».
Отсутствие государственного финансирования привело к резкому сокращению выпуска фильмов. В 1995 г. было снято только 46 фильмов, что привело к доминированию на кинорынке страны западных лент.
Значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», П. Лунгина «Такси-блюз», В. Тодоровского «Страна глухих», А. Рогожкина «Особенности национальной охоты», Э. Рязанова «Старые клячи», С. Бодрова-старшего «Кавказский пленник», В. Хотиненко «Мусульманин». В стране ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.
В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Популярность у молодежи заслужили фильмы А. Балабанова: «Брат» (1997 г.), «Брат-2» (2000 г.). Получил известность режиссер А. Звягинцев. Его картины «Возвращение», 2003 и «Как я провел этим летом», 2010 были удостоены высоких наград Венецианского и Берлинском кинофестивалей.
Ряд выдающихся деятелей искусства (оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растропович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра «Виртуозы Москвы» В. Спиваков, балерина М. Плисецкая, альтист Ю. Башмет) оказывали помощь своим коллегам, особенно молодежи, в России. Получили мировое признание артисты балета Н. Цискаризде, Д. Вишнева, оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина.
В 1990-е гг. в русской рок-музыке социальная тематика уступает место песням, отражавшим чувства и переживания молодежи: «Бесконечность» Земфира, «Медведица» «Мумий Тролль», «Нас не догонят» t.a.T.u.
В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.
В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д.
В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе.
Воплощением идеи «минимонументализма» стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге Р. Габриадзе и В. Бухаева.
В 1990-е гг. появилось много ярких театральных постановок. Возникли новые театры и студии: «Мастерская П. Н. Фоменко», «Табакерка» О. Табакова, «Театр Луны» С. Проханова. Возродились спектакли-антрепризы. В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.
В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию.
Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.
В эти же годы поднимается и роль религии в обществе, в частности, роль Русской Православной Церкви (РПЦ). Однако, следует признать, что так называемые «традиционные» конфессии (Православие, суннитская ветвь ислама, ламаизм) не смогли эффективно противодействовать росту значения тоталитарных и экстремистских сект, которые во множестве хлынули в СССР пропагандировать свои «учения».
Из них следует упомянуть «Белое братство», «Марию Деви Христос», «АумСинрикё» и, особенно, движение ваххабитов, пропагандировавших газават (священная война) против России. Чрезвычайно агрессивно стал действовать ещё один старый враг славяно-православной цивилизации – римско-католическая церковь во главе с очень умным и волевым папой Иоанном Павлом II во главе. Официально называя РПЦ «церковью-сестрой», этот первый славянин (поляк по национальности)на папском престоле на самом деле активнейшим образом поддерживал украинских шовинистов, с помощью насилия и лживой пропаганды насаждавших на Украине, и особенно в Галиции, этой колыбели русской культуры и государственности, униатство. Традиционные конфессии явно проигрывали экстремистам и католикам в сплочённости, решительности, да и в количестве финансовых средств.
Власти же и десятилетиями не получавший духовного окормления народ, разумеется, часто не понимали внутренней сути этих «волков в овечьих шкурах». Такая «веротерпимость и толерантность без берегов» сделали Россию и Украину настоящим раем для всяческих экстремистов и проходимцев, торгующих именем Божьим.
Ваххабизм, к примеру, был официально запрещён, да и то только на территории Республики Дагестан, лишь во времена правления В.В. Путина.
Робкие голоса, призывающие каким-то образом конституционно закрепить особое положение Русской Православной Церкви как одного из главных столпов русской культуры и государственности, подобно тому, как это было сделано, к примеру, в Болгарии или Греции, не были услышаны. В явном проигрыше в рассматриваемые годы оказалось и суннитское духовенство. В результате страна получила целый клубок деликатных проблем, распутывать который придётся, видимо, ещё очень долго. Таково было культурное развитие СССР в последние годы его существования и культура России в первые годы складывания её новой государственности.
Источник: infopedia.su
4. Приоритетные направления культурной политики
Одним из главных направлений культурной политики как на международном, так и на национальном уровне является сохранение потенциала культурного наследия. Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта и культурных достижений общества. Культурное наследие – это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной идентичности.
Интенсивные изменения в обществе порождают все новые и новые проблемы сохранения и возрождения культурного наследия. В условиях динамичного мира оно подвергается угрозам от загрязнения окружающей среды, уничтожается в результате военных действий, разрушается при ограниченных ресурсах, недостатке знаний, страдает от неконтролируемого туризма.
К сожалению, во всем мире существуют проблемы, связанные с использованием культурного наследия для достижения экономических целей, с незаконной торговлей произведениями искусства, нечестной продажей изделий народных промыслов, манипулированием деятельностью музеев. Нуждаются в проработке вопросы доступности архивов и музейных коллекций, развития исследований по интерпретации культурного наследия и т.д.
Главная задача состоит в том, чтобы использовать культурное наследие в интересах развития. Стратегии такого рода должны складываться прежде всего на региональном уровне с учетом социально-экономических особенностей территорий, интересов и запросов населения, культурного потенциала региона в целом, но не замыкаться на этом. Богатства культуры различных народов могут и должны быть основой для их взаимодействия.
Эффективным средством, повышающим возможности доступа к культурным ценностям, фактором сохранения наследия становится туризм. С его помощью возможно ускорить реализацию проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Выполняя функции социальную, культурную, эстетическую, туризм вместе с тем выступает важнейшим фактором самофинансирования наследия, источником инвестиций в его сохранение.
Туризм не должен развиваться только внутри себя, как это часто происходит сегодня, – необходимо, чтобы доходы от использования культурных ресурсов возвращались в сферу культуры и употреблялись для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании этого процесса заметная роль принадлежит государственным органам, которые выполняют координирующую функцию при взаимодействии заинтересованных сторон, способствуют созданию правовой среды, обеспечивающей развитие туристической отрасли.
Другое приоритетное направление культурной политики можно охарактеризовать как «поддержка творчества» в широком значении этого слова – имеются в виду не только самовыражение человека посредством искусства, поддержка культурных инноваций, но и разрешение проблем в любой области, создание нового образа жизни.
Важнейшие задачи культурной политики, которые можно отнести к сфере преобразования окружающей действительности на основе творческого воображения и инициативы, связаны не только с поддержкой развития профессионального творчества и профессионального художественного образования, но и с усилением роли деятелей и институций культуры в решении социально-политических задач, в формировании социально активной личности *.
* См.: Федеральная программа «Культура России. 2001-2005 гг.» // Культура. 2000. 7-13 сент.
Среди современных аспектов продвижения коллективного и индивидуального творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации культурного диалога следует назвать анализ возможностей индустрии культуры. Этот сектор характеризуется феноменом одновременного присутствия и отсутствия государства, особенно в отраслях, которые совсем недавно были неизвестны и по отношению к которым до последнего времени не было каких-либо стратегий управления (диски, компакт-диски, видео)*.
* См.: Культурная политика России. С. 218.
Сфера индустрии культуры в мире интенсивно развивается, в ней создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную долю национального производства в каждой стране* . В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способствующая распространению соответствующей продукции той или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в общественном развитии, в генерации культурного достояния.
* См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. 4.1. М., 1994. С. 339-340.
То, что такие формы культуры, как кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей, развиваются преимущественно на коммерческой основе, не может не накладывать отпечаток на качество продукции. При этом, если рынок будет единственным арбитром качества продукции индустрии культуры, то творчество в этой сфере может быть скомпрометировано, и решения, которые здесь принимаются преимущественно на основе коммерческого критерия, могут наносить вред культурной составляющей.
В первую очередь это касается малоизвестных творцов и новых форм эстетического выражения. В то же время продвижение действительно конкурентоспособной продукции – залог предотвращения опасности монокультуры. Создатели, художники, антрепренеры должны обладать возможностями для полноценной деятельности в национальной индустрии культуры, создавать ту продукцию, которая была бы конкурентоспособна на глобальных рынках. Для этого в сфере культуры необходимы усиление взаимодействия между государственным, бизнес-секторами, различными организациями гражданского общества, осуществление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению культуры и ее распространению в средствах массовой информации.
В условиях, когда мир движется к взаимозависимости, в сфере индустрии культуры более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество между правительствами разных стран. Вот направления, по которым оно могло бы развернуться: содействие развитию общих рынков; создание сетей для обмена информацией, развитие телекоммуникаций; совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов; защита прав художника, актера; обмен актуальным опытом; обучение.
В 90-х гг. индустрия культуры в России развивалась довольно быстрыми темпами, несмотря на экономический спад. Государство пытается регулировать некоторые процессы в области производства кинофильмов, телевизионного вещания, радиовещания, в выпуске аудио- и видеозаписей, массовой литературы. Вместе с тем многие сферы пока остаются без его влияния, развиваясь по рыночной парадигме. Внимания требует и российское кино как средство проведения политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям.
Развитие кино, которое воплощает в себе и искусство, и производство, диктует необходимость создания слаженного организационно-правового и экономического механизма, обеспечивающего «достижение социокультурных задач государства в сочетании с нормализацией рыночного товарного оборота в сфере производства и проката кинопродукции»*.
* Федеральная программа «Культура России». 2001-2005 гг. // Культура. 2000. 7-13 сент. С. 10.
Источник: studfile.net