08 января 2020 Шаронова Наталья Анатольевна
4286 152 0 0
Содержимое публикации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15»
Проект программы
по опытно- эксперементальной деятельности
Составитель: Шаронова Н.А.
воспитатель 1 категории
Ростов 2020 г.
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Направленность, актуальность программы
1.3. Цель и задачи реализации программы
1.4. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности
1.5. Ожидаемые результаты.
2.Содержательный раздел
2.1 Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.
2.2 Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
3.Организационный раздел
3.1 Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:
— для средней группы
— для старшей группы
Программа доп. образования по опытно-экспериментальной деятельности «Чудеса» Квартина Н.Ю.
— для подготовительной группы.
3.2 Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей
3.3.Формы работы с родителями дошкольного возраста
Методическое обеспечение Программы
1.Целевой раздел
1.1 пояснительная записка.
«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!» Китайское изречение.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности ( Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А. парамонова).
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
— живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
— неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
-человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др. Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей. Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:
с детьми младшей группы – 2 раз в месяц по 10 – 15 минут;
с детьми средней группы – 2 раз в месяц по 15-20 минут;
с детьми старшей группы – 2 раз в месяц по 20-25 минут.
с детьми подготовительной группы — 2 раз в месяц по 25-30 минут
Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу: работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей); использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей. Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения: постановка, формирование проблемы (познавательная задача); выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, вывод; фиксация результатов (если это необходимо); вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае.
1.2 Направленность, актуальность программы
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты Их элементарность заключается:
— в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
— в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
— они практически безопасны;
— в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов
— звуки нас окружающие.
Актуальность: в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают: дети- пытливые исследователи окружающего мира. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Цель и задачи реализации программы
Цель:Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3- 7 лети предполагает решение следующих задач:
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие речевых способностей.
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
1.4. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности
Принцип научности:
— предполагает подкрепление всех средств познания научно — обоснованными и практически апробированными методиками;
Принцип целостности:
— основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
— предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; —формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
— обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
— предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
— обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
— предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
— предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
1.5. Ожидаемые результаты.
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.
Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии).
Содержательный раздел
2.1 Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
Проблемно-поисковый метод.
Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
Метод наблюдения
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов; Из практических методов обучения использовали следующие:
Игровой метод
Словесные методы:
Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей. — Художественное слово:
— Напоминание о последовательности работы
— Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Информационно-коммуникативные средства и формы работы:
-Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, фотоаппарат.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Главная идея технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача.
Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо». Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
»Да-нет-ка» – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль. — Читайте подробнее на
Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации. Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Формы работы с детьми:
2.2 Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
При организации в группе развивающей предметно пространственной среды (РППР) в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО учитываем принципы:
1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;
2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;
3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки;
4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);
5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);
6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);
7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.
Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
3.Организационный раздел
3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми младшей группы
Источник: www.art-talant.org
Понятие опытно-экспериментальной работы (ОЭР) в образовании
Основой инновационной и методической работы в школе является опытно-экспериментальная работа (ОЭР). ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения.
ОЭР – это деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Понятие опытно-экспериментальной работы (ОЭР) в образовании »
Социально-экономические изменения, происходящие в России, создали условия для развития инновационных преобразований в практической педагогике. В связи с этим педагогическим коллективом школы осуществляется разработка инновационной модели школы на основе поиска новых ценностных ориентиров, целей и содержания образования, методов организации образовательного процесса.
(Слайд 2) Основой инновационной и методической работы в школе является опытно-экспериментальная работа (ОЭР). ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения.
ОЭР – это деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.
В ОЭР принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в гимназических, профильных, общеобразовательных, коррекционно-развивающих классах школы.
Опытно-экспериментальная деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность исследователей, которые обладают авторскими правами на результаты своего интеллектуального труда. ОЭР направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.
1. Общая характеристика опытно-экспериментальной деятельности в учреждениях образования
(Слайд 3) ОЭР начинается по инициативе образовательного учреждения или по заказу научных, педагогических и иных организаций, органов управления образованием, а также общественных организаций (родительского коллектива, педсовета) и частных лиц, при условии согласования с органами управления образованием.
Любая ОЭР в образовательном учреждении прямо или косвенно влияет на самочувствие учащихся, их интеллектуальное и общее развитие, затрагивая интересы и права в получении образования. Поэтому государственный контроль за условиями и результатами этой деятельности в образовательных учреждениях города осуществляют органы управления образованием.
(Слайд 4) Задачи школы в рамках ОЭР:
- Применение современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний учащихся.
- Организация обучения в соответствии с социальным заказом.
- Совершенствование воспитательной системы школы.
- Формирование здоровьесберегающего пространства школы, потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса.
- Совершенствование работы с родителями.
- обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента для развития образовательного учреждения;
- программу эксперимента, предусматривающую изучение теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;
- формулирование проблемы, определение темы, цели, задач исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев результативности работы, плана проведения эксперимента, подбор экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и внедрение в практику.
2. Содержание и формы ОЭР (Слайд 10) Опытно-экспериментальная работа заключается: 1) в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжировании и исследовании проблем в зависимости от практической потребности и готовности школы к их разрешению; 2) в разработке и реализации целевых индивидуальных и авторских программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создании учебно-методического комплекса; 3) в структурировании учебных программ и курсов на основе принципов синхронизации и интеграции изучения материала; 4) в создании банка данных о наиболее эффективных педагогических и методических системах, технологиях; 5) в сотрудничестве педагогов, ученых, одаренных учащихся в ОЭР; 6) в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур; 7) в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности.
- ·городское экспериментальное образовательное учреждение;
- ·городская площадка ОЭР;
- ·городское опорное образовательное учреждение;
- ·определение в результате соглашения с руководством образовательного учреждения темы, проблемы, сроков, предполагаемых результатов ОЭР;
- ·организация и управление научной деятельностью исполнителей ОЭР из числа работников образовательного учреждения;
- ·знакомство руководства образовательного учреждения с организационной документацией и предварительными результатами ОЭР;
- ·передача руководству образовательного учреждения окончательных результатов ОЭР в форме, определенной соглашением и зафиксированной и организационной документации ОЭР.
ОЭР не является основным для образовательного учреждения видом деятельности, но может стать необходимым для решения стоящих перед ним задач. Потребность в информации, в апробации новой модели образования или ее отдельных компонентов, может возникнуть у школы, педагогического коллектива, встретившихся с новыми проблемами, проектирующих для себя индивидуальную стратегию дальнейшего развития. (Слайд 21) Организация ОЭР в учреждениях образования – процесс достаточно непростой и трудоемкий. Реализацией ОЭР занимаются не только непосредственные инициаторы и исполнители, но и специалисты многих других уровней образовательной иерархии. Столь пристальное внимание к ОЭР, приложение больших усилий к организации исследовательской деятельности объясняется тем, что зачастую ее качество и результат во многом зависит от правильной организации ОЭР и установления тщательного контроля над ее проведением. (Слайд 22)
Источник: kopilkaurokov.ru
Организация опытно-экспериментальной работы
Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.
Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно обоснованную и доказательную проверку правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы.
В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента:
1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучаются уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.
В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности.
2. Констатирующий и формирующий эксперимент.
В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшение их учебной деятельности и т.д.
Для проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковые групповые характеристики, например, одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента. Однако возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности, или воспитанности, или каких-либо других параметров/характеристик (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.
Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента:
1) этап, предшествующий эксперименту (анализ литературы, практики);
2) подготовительный к проведению эксперимента этап (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.);
3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемого комплекса мер по решению поставленных в эксперименте задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.);
4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния объекта/системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты, и т.д.).
В ходе эксперимента необходимо выполнить ряд условий:
1) Определить задачи эксперимента.
2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.
3) Определить длительность эксперимента.
4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента.
5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий.
6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования.
Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам:
— быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно;
— быть валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить;
— быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы);
— быть полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса.
Заключение
В результате проведённого теоретического (эмпирического, опытно-экспериментального и т.д.) исследования (объект, предмет) для поставленных задач предложены следующие решения (кратко формулируются основные положения решений задач исследования). Правильность предлагаемых решений подтверждается результатами экспериментов, формально-логическими доказательствами и так далее. Это позволяет принять выдвинутую гипотезу. Тем самым достигнута цель исследования. (В другой логике: это позволяет считать поставленную цель достигнутой и, следовательно, принять выдвинутую гипотезу.) В результате исследования предложен обоснованный способ разрешения проблемы. Следовательно, данное исследование можно считать завершённым. Завершение данного исследования не закрывает рассматриваемую тему. В ходе работы вскрылись новые задачи, которые могут рассматриваться как предмет последующих исследований (далее – приблизительные формулировки новых задач). |
Приложения
В приложение(я) выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст. Здесь могут содержаться стимульные материалы, материалы экспериментального исследования в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты, опросники, программа тренинговых занятий и т.п., расчеты статистико-математической обработки полученных исследовательских данных.
Типичные ошибки, допускаемые при написании
выпускных квалификационных работ:
— перенасыщенность текста цитатами, что свидетельствует об отсутствии собственного взгляда на данную проблему;
— указание в списке литературы источников, на которые отсутствуют ссылки в работе;
— подмена новизны актуальностью или наоборот:
— неразличение объекта и предмета исследования;
— включение в список таких задач, как «изучение литературы по проблеме», «произвести отбор адекватных методик изучения» и т.д. – это предполагается само собой и является очевидным;
— несоотнесенность выводов заключения с указанными во введении задачами, например: выделенные 4 задачи исследования предполагают 4 вывода в заключении; возможен 5-й вывод, который указывает на перспективу использования полученных результатов.
Источник: megaobuchalka.ru