ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни
Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса — территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют? В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.
Магаданский аэропорт станет свободным портом – что это даст региону
Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:
«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»
О причинах создания и задачах ТОСЭР
Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления.
Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.
Территории опережающего развития
Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.
Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.
Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн! В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей.
Запуск за 2 дня. Подробнее
Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия. Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.
Мировая практика в создании “особых” территорий
Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю.
В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье. В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами.
В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин.
Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми.
Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов». Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством.
Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.
Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.
В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.
Успешные мировые проекты особых экономических зон
Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций. К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год. Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:
- Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.
- Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.
- Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.
Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России
Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:
- применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;
- нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;
- пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;
- пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;
- пониженная ставка по налогу на имущество организаций;
- освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;
- режим свободной таможенной зоны;
- пониженные ставки на страховые взносы;
- передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;
- ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.
Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:
Налоги,
страховые взносы
Источник: www.openbusiness.ru
Территория опережающего развития (ТОР)
Экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России.
Территория опережающего развития (полное название Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, сокращённо ТОР или ТОСЭР) — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.
Там должны быть созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР».
С 2015 года в течение трёх лет запланировано создание девяти ТОР на Дальнем Востоке, также предполагается их появление в Восточной Сибири и других частях РФ: в частности, в границах моногородов и в Калининградской области.
Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года вводит ещё один специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ограниченной территории наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, «Сколково» и ЗАТО в России.
Выделение внутри страны территорий с необходимой для старта производства инфраструктурой и льготами — широко распространенная международная практика привлечения крупных предприятий.
Создание таких территорий внутри страны также называют «китайским путём».
— Налог на добычу полезных ископаемых: 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100%;
— Налог на прибыль: не более 5% в течение первых пяти лет, не менее 10% в течение следующих 5 лет;
— Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение;
— Социальные взносы: 7,6% в течение 10 лет;
— Использование режима свободной таможенной территории;
— Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры;
— Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала;
— Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР;
— Особый порядок пользования землей;
— Льготные ставки по арендной плате;
— Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора;
— Предоставление особых государственных услуг.
Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.
Дальний Восток
В 2015 году правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.
В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».
Ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).
В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая.
В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей.
Она будет включать 233 гектара с российской стороны, и 180 га с китайской; проект оценивается в 1.5 млрд долларов.
Курильские острова
В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объемом финансирования 68,9 млрд руб. Главным ее итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов.
Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.
Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».
Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения.
В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород.
Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы.
В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.
В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп.
Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир.
Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.
Калининградская область
В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил внести изменения в законодательство по распространению льготного режима и на Калининградскую область.
В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.
Моногорода
Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области.
Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.
В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Краснотурьинск» в (Свердловской области), в Тольятти (Самарской области).
Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейск, Заринск и Новоалтайск, а также в шахтёрском городе Гуково(Ростовская область).
В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров (Нижегородская область).
В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул (Удмуртская республика).
В декабре 2017 статус территории социально-экономического развития получил моногород Невинномысск (Ставропольский край).
Может получить Новокузнецк.
Смоленская область
6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».
Белгородская область
16 марта 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Губкин».
Источник: neftegaz.ru
Территории и города опережающего развития в России
Понятие территории опережающего экономического развития появилось в РФ около 7 лет назад. Основная идея, которая преследовалась – это создать на территориях Сибири и Дальнего Востока определенные комфортные условия для создания несырьевого производства.
При этом ориентация идёт на экспорт и сокращенные ставки по налогам. Как изменилась ситуация развития этих регионов в России за 7 лет, попробуем подробно разобрать в статье и одновременно разберем все плюсы и минусы этой программы.
Что это такое
Территория опережающего социально-экономического (ТОР) развития включает в себя некоторые области России, которые объединены в общую зону, где действуют общие льготы по налогам, преимущества по определенным административным процедурам. Делается это для того, чтобы привлечь инвестиции и сделать возможности ведения бизнеса более простыми.
Основная цель – сделать на территории опережающего развития конкурентоспособные условия для реализации и ведения различных видов бизнеса по сравнению со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но, необходимо учитывать, что в России список территорий опережающего развития на 2019-2020 год включает регионы, в которых необходимо развивать не только бизнес, но также и инфраструктуру.
Когда становится понятно, что такое территория опережающего развития, это понятие нужно расширить и сравнить их с другими аналогичными образованиями.
Отличие от ОЭЗ и ЗТР
Под ОЭЗ понимается особая экономическая зона, а точнее, определенная территория, за которой закреплен специфический юридический статус в отличие от остальных частей страны. Этот проект является одним из наиболее масштабных с точки зрения оснащения новой современной инфраструктурой, минимальных административных барьеров, сниженных цен по аренде и выкупу земельных участков, а также налоговых преференций. На сегодняшний день в стране функционируют 26 ОЭЗ, общее количество которых включает:
- 10 производственных и промышленных;
- 6 технически современных и технологичных;
- 9 с направлением в туристическую отрасль и рекреацию;
- 1 портовая.
Эта совокупность включает в себя 730 резидентов, из которых приблизительно 1/5 часть – это компании с иностранным капиталом из почти 40 стран мира. Благодаря созданию ОЭЗ в экономику страны удалось привлечь инвестиций около 350 млрд руб., хотя совокупные инвестиции составили более 900 млрд руб. Что касается количества рабочих мест, то их было создано около 35.000.
А вот под зонами территориального развития (ЗТР) понимается специфические субъекты Российской федерации, где для резидентов предоставляются определенные условия и гарантии поддержки от государства. Это делается для того, чтобы ускорить социально-экономическое развитие территории и улучшить состояние населения и экономики в целом.
Поэтому между территорией опережающего развития зоной территориального развития и особой экономической зоной есть существенные отличия, которые необходимо учитывать при планировании той или иной деятельности в таких областях.
Перечень
Рассматривая список территорий опережающего развития, который был установлен правительственными постановлениями в разные годы, к концу 2019-началу 2020 он выглядит следующим образом:
- В республике Хакасия – это город Абаза.
- В Томской области – Северск.
- В Якутии – индустриальный парк Кангалассы, Южная Якутия.
- В Кемеровской области – Анжеро-Судженск, Новокузнецк, Прокопьевск, Юрга.
- В республике Мордовия – Рузаевка.
- В Челябинской области – Бакал, Верхний Уфалей, Озерск, Снежинск.
- В Еврейской АО – Амуро-Хинганская.
- В Амурской области – Белогорск, Приамурская, Свободный.
- В Башкирии – Белебей, Кумертау, Нефтекамск, Белорецк, Благовещенск.
- В Курганской области – Варгаши, Далматово, Катайск.
- В Кировской области – Вятские Поляны.
- В Ярославской – Гаврилов-Ям, Ростов, Тутаев.
- В Костромской области – Галич.
- В Белгородской области – Губкин.
- В Ростовской – Гуково, Донецк, Зверево.
- В Дагестане – Дагестанские Огни, Каспийск.
- В Ульяновской – Димитровград.
- В Смоленской – Дорогобуж.
- В Тульской области – Ефремов.
- В республике Коми – Емва.
- В Алтайском крае – Заринск, Новоалтайск.
- В Татарстане – Зеленодольск, Набережные Челны, Менделеевск, Нижнекамск, Чистополь.
- Во Владимирской – Камешково.
- В Чувашии – Канаш.
- В Мурманской – Кировск.
- В Карелии – Кондопога, Надвоицы, Костомукша.
- В Тамбовской области – Котовск.
- В Забайкальском крае – Краснокаменск.
- В Свердловской – Краснотурьинск, Новоуральск, Лесной.
- В Рязанской – Лесной.
- В Новосибирской – Линево.
- В Ивановской – Наволоки, Южа.
- На Ставрополье – Невинномысск.
- В Оренбургской – Новотроицк, Ясный.
- В Архангельской – Онега.
- В Воронежской области – Павловск.
- В Саратовской – Петровск.
- В Ленинградской – Пикалево.
- В Удмуртии – Сарапул, Глазов;
- В Иркутской – Саянск, Усолье-Сибирское, Черемхово.
- В Бурятии – Селенгинск.
- В Пензенской – Сердобск, Заречный;.
- В Калужской – Сосенский.
- В Самарской – Тольятти, Чапаевск.
- В Новгородской – Угловка.
- В Вологодской области – Череповец.
- В Пермском крае – Чусовой.
- В Красноярском крае – Железногорск.
- В Нижегородской – Саров, Решетиха, Володарск.
- В Приморском крае – Большой Камень, Михайловский, Надеждинская, Нефтехимический.
- На Сахалине – Горный Воздух, Курилы, Южная.
- В Камчатском крае – Камчатка.
- В Хабаровская области – Николаевск, Хабаровск, Комсомольск.
- В Чукотском автономном округе – Чукотка.
Льготы
Участники экономической деятельности получают следующие преимущества и льготы:
- Суммы, которые выплачиваются в качестве налоговой ставки на добавленную стоимость возвращают.
- Если деятельность связана с полезными ископаемыми, то налоговая ставка рассчитывается по уменьшенным показателям (коэффициентам).
- По отношению к импортным товарам налог по добавленной стоимости не взимается, то есть составляет 0%.
- Освобождается от налогового обложения на земельные участки, которые располагаются на перечисленных территориях. Послабление действует на протяжении 3 лет.
- Предприниматель может работать в режиме свободной таможенной зоны.
- Земельный участок может быть передан в собственность по сниженной арендной плате.
- Количество проверок деятельности резидентов будет ограничено.
- Помимо этого, существует также ряд других преимуществ, в частности страховые взносы. Особенно это чувствуется в случае, если предприниматель ведет разработку и добычу полезных ископаемых. В этом случае коэффициенты по налогу начинаются от 0% в течение первых двух лет и заканчивая 1% по нарастающему принципу за 10 лет последующей деятельности.
Резидентство
На сегодняшний день к ТОР привлечено около 370 резидентов, которые получают в соответствии с Федеральным законом перечисленные преимущества. Чтобы найти реестр участников программы территории опережающего развития, необходимо зайти на официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
Инвестиции
На сегодняшний день резиденты получили выручку общим объемом в 67 млрд руб. На фоне того, что за весь период ими инвестировано 24,2 млрд руб. в свои проекты в разных областях России. Как видно, определенные условия развития и функционирования бизнеса, в совокупности с послаблением в налоговой сфере, дают свои позитивные результаты.
Источник: rosinfostat.ru
Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации
В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).
Что это такое
ТОР – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития).
Исторический экскурс
О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.
Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.
К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:
- несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
- каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
- регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
- свободный таможенный режим;
- разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.
Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.
Территория опережающего социально-экономического развития может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития.
Правовая база
Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.
ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.
Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.
Определения, связанные с ТОР
Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.
Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.
Особенности правового режима
Статус территорий опережающего развития заключается в:
- специфике налогообложения;
- льготных ставках по арендной плате;
- предоставлении особых услуг от государства;
- таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
- исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
- специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
- особом порядке пользования землей;
- использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
- приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.
Специфика административного аппарата
Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.
Налоговые привилегии
Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.
Налог на добавленную стоимость
Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.
Налог на прибыль
Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.
Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – она не может быть больше 10%.
Налог на добычу полезных ископаемых
Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.
Страховые и пенсионные взносы
Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.
Проверочные мероприятия
Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.
Закон в действии
Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития – «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две – способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.
Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 – 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.
Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.
В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.
Источник: www.syl.ru