Структура программы опытно-экспериментальной работы
Проектное задание: На основе предложенной структуры, разработать макет образовательной или оздоровительной программы для детей младшего возраста.
— Адресная группа программы:
– Конкурентные преимущества программы:
Выпускник программы достигнет следующих образовательных результатов:
– Формы итогового контроля достижений обучающихся:
– Формы организации образовательного процесса:
– Модули (тематические разделы )
Название модулей | Ожидаемые результаты | Способы оценки |
– Индивидуальные маршруты освоения программы (если предусмотрены ) :
– Уникальные особенности программы:
– Необходимые изменения в организации образовательного процесса для реализации программы:
– Реальные и потенциальные партнеры в реализации программы:
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
виды ЭОР
2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (3-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2014. — 160 с.
б) дополнительная литература
1. Асмолов А.Г и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. – М: Просвещение, 2013. – 158 с.
2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. 2009.-№4. -С.18-22.
3. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира (пер. с англ.) /Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7–60.
4. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Львовский В. А. и др. / Под ред. Воронцова А. Б.
5. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения. (Работаем по новым стандартам). – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.
Семинар № 3-4
Социально-педагогическое проектирование в образовательном процессе образовательной организации
Характеристика социально — педагогического проектирования. Виды социально-педагогических проектов. — Таня
Особенности социально — педагогического проектирования в общем образовании. – Оля С.
Структура социально педагогического проекта. Требования к его разработке. — Янина
Задания к семинару:
1.Составьте список (не менее 5) актуальных социально-педагогических проблем для разработки проектов педагогов и/или учащихся.
2.На основе выделенных проблем предложите соответствующие темы социально- педагогических проектов. Результаты представьте в таблице.
Проблема | Социально — педагогический проект |
3.На основе матрицы, составьте проект как способ решения актуальной для практики социально-педагогической проблемы:
Актуальность проекта (для решения каких общих задач необходим этот проект?)
Адресат проекта (для кого?)
Основная идея (что именно предполагает проект с точки зрения создания)
Целевое назначение проекта (цели — что? В какой последовательности — задачи — как?)
Основные способы реализации проекта (кто? как? с кем?)
Ожидаемый результат (что именно мы получим в результате реализации проекта?)
Семинар № 5-6
Проектирование программ исследовательской деятельности
- Нормативные основы инновационной и опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении. – Алиса, Ксения
- Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении. – Юля З.
Проектное задание:Профессиональная задача:
Обобщенная формулировка задачи. Современному педагогу сегодня приходится работать в условиях непрерывных изменений, вызванных реформами и модернизацией системы образования, что требует от него способности решать задачи, отличающиеся многовариантностью ответов. С целью поиска ответов на такого рода задачи педагогу необходимо обладать развитыми исследовательскими компетенциями, позволяющими анализировать теоретические разработки, осуществлять поиск лучших практик, проводить собственные исследования, конструировать программы ОПЭР. Таким образом, возникает вопрос: как организовать исследовательскую деятельность педагогов, способствующие развитию образовательной организации и самого педагога в условиях непрерывных изменений ?
Ключевое задание. Задание «Конструирование программы опытно-экспериментальной работы » (работа с авторефератами, защищенными по специальности 13.00.01). На основе анализа выбранного вами автореферата диссертации по педагогическим специальностям, содержащего, с вашей точки зрения, интересный способ решения актуальной проблемы образовательной практики, разработайте программу ОПЭР в образовательном учреждении. Для этого можно воспользоваться структурой программы опытно-экспериментальной работы по А. С. Сиденко и Т. Г. Новиковой.
Структура программы опытно-экспериментальной работы
- Как называется эксперимент?
- Что не устраивает, в чем состоит проблемная ситуация?
- Что хотелось бы изменить?
- Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
- Какое обстоятельство вызывает у Вас потребность в действиях, направленных на изменения в ученике?
- Что хотите изменить в ученике, за счет чего и как?
- Что исследуется?
- Каковы границы педагогического воздействия?
- Какова область изменения практики?
- О чем в объекте экспериментирования будет получено новое знание?
- На что в объекте экспериментирования будете воздействовать?
- Как рассматривается объект, а именно: какие свойства, части, отношения, функции выделяются в объекте?
- Что хотите изменить в ученике?
- Какие качества личности хотите воспитать в Вашем ученике за счет экспериментальных действий, какие способности хотите развить?
- Какие изменения в обученности ученика предполагаете?
- Что хотите разработать и апробировать?
- Что хотите создать в результате эксперимента?
- Какой результат хотите получить в эксперименте?
- Какое новое знание предполагаете получить в ходе эксперимента?
- Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента?
- Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели?
- Какие шаги нужно сделать для достижения цели?
- Что Вы будете проверять?
- В чем состоит Ваше предположение о том, как возможно реализовать идею и замысел эксперимента?
- Какие управляющие воздействия предполагаете по реализации задач эксперимента?
- Какой Вам представляется модель нововведения, реализуемая вами в эксперименте?
- Каковы ее структурные элементы и связи?
- На что повлияет нововведение?
- С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами эксперимента?
- С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?
- Что будет оцениваться в ходе эксперимента, какие признаки в изменении состояния учащихся?
- По каким параметрам будет отслеживаться результативность экспериментальных материалов?
- Как предполагается фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?
- Какова продолжительность эксперимента?
- Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются для достижения цели?
- Какие возможны отрицательные последствия?
- Кто участвует в эксперименте?
- Кто и за что отвечает в эксперименте?
- На каком контингенте проводится эксперимент?
- В какой форме будут описаны итоги эксперимента?
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
- МатяшН.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (3-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2014. — 160 с.
б) дополнительная литература
Дата добавления: 2020-12-12 ; просмотров: 52 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Понятие опытно-экспериментальной работы (ОЭР) в образовании
Основой инновационной и методической работы в школе является опытно-экспериментальная работа (ОЭР). ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения.
ОЭР – это деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Понятие опытно-экспериментальной работы (ОЭР) в образовании »
Социально-экономические изменения, происходящие в России, создали условия для развития инновационных преобразований в практической педагогике. В связи с этим педагогическим коллективом школы осуществляется разработка инновационной модели школы на основе поиска новых ценностных ориентиров, целей и содержания образования, методов организации образовательного процесса.
(Слайд 2) Основой инновационной и методической работы в школе является опытно-экспериментальная работа (ОЭР). ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения.
ОЭР – это деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.
В ОЭР принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в гимназических, профильных, общеобразовательных, коррекционно-развивающих классах школы.
Опытно-экспериментальная деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность исследователей, которые обладают авторскими правами на результаты своего интеллектуального труда. ОЭР направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.
1. Общая характеристика опытно-экспериментальной деятельности в учреждениях образования
(Слайд 3) ОЭР начинается по инициативе образовательного учреждения или по заказу научных, педагогических и иных организаций, органов управления образованием, а также общественных организаций (родительского коллектива, педсовета) и частных лиц, при условии согласования с органами управления образованием.
Любая ОЭР в образовательном учреждении прямо или косвенно влияет на самочувствие учащихся, их интеллектуальное и общее развитие, затрагивая интересы и права в получении образования. Поэтому государственный контроль за условиями и результатами этой деятельности в образовательных учреждениях города осуществляют органы управления образованием.
(Слайд 4) Задачи школы в рамках ОЭР:
- Применение современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний учащихся.
- Организация обучения в соответствии с социальным заказом.
- Совершенствование воспитательной системы школы.
- Формирование здоровьесберегающего пространства школы, потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса.
- Совершенствование работы с родителями.
- обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента для развития образовательного учреждения;
- программу эксперимента, предусматривающую изучение теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;
- формулирование проблемы, определение темы, цели, задач исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев результативности работы, плана проведения эксперимента, подбор экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и внедрение в практику.
2. Содержание и формы ОЭР (Слайд 10) Опытно-экспериментальная работа заключается: 1) в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжировании и исследовании проблем в зависимости от практической потребности и готовности школы к их разрешению; 2) в разработке и реализации целевых индивидуальных и авторских программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создании учебно-методического комплекса; 3) в структурировании учебных программ и курсов на основе принципов синхронизации и интеграции изучения материала; 4) в создании банка данных о наиболее эффективных педагогических и методических системах, технологиях; 5) в сотрудничестве педагогов, ученых, одаренных учащихся в ОЭР; 6) в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур; 7) в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности.
- ·городское экспериментальное образовательное учреждение;
- ·городская площадка ОЭР;
- ·городское опорное образовательное учреждение;
- ·определение в результате соглашения с руководством образовательного учреждения темы, проблемы, сроков, предполагаемых результатов ОЭР;
- ·организация и управление научной деятельностью исполнителей ОЭР из числа работников образовательного учреждения;
- ·знакомство руководства образовательного учреждения с организационной документацией и предварительными результатами ОЭР;
- ·передача руководству образовательного учреждения окончательных результатов ОЭР в форме, определенной соглашением и зафиксированной и организационной документации ОЭР.
ОЭР не является основным для образовательного учреждения видом деятельности, но может стать необходимым для решения стоящих перед ним задач. Потребность в информации, в апробации новой модели образования или ее отдельных компонентов, может возникнуть у школы, педагогического коллектива, встретившихся с новыми проблемами, проектирующих для себя индивидуальную стратегию дальнейшего развития. (Слайд 21) Организация ОЭР в учреждениях образования – процесс достаточно непростой и трудоемкий. Реализацией ОЭР занимаются не только непосредственные инициаторы и исполнители, но и специалисты многих других уровней образовательной иерархии. Столь пристальное внимание к ОЭР, приложение больших усилий к организации исследовательской деятельности объясняется тем, что зачастую ее качество и результат во многом зависит от правильной организации ОЭР и установления тщательного контроля над ее проведением. (Слайд 22)
Источник: kopilkaurokov.ru
Опытно-поисковая и опытно-экспериментальная работа
К методам педагогического исследования можно отнести опытно-поисковую работу и опытно-экспериментальную работу. Остановимся кратно на характеристике каждого из указанных методов.
Результаты опытно-поисковой работы чаще всего оцениваются по качественным критериям и показателям; уровни достижений в данном случае можно классифицировать как низкий, средний, высокий. При этом следует отметить, что допускается формирование экспериментальных и контрольных групп, проводятся соответствующие измерения и их математическая обработка на уровне сравнения полученных результатов, как правило, в процентах.
В ходе опытно-поисковой работы исследователи получают приближенные результаты, обладающие, тем не менее, достаточно убедительной доказательностью вследствие массового характера результатов исследования (А.Я. Найн).
Контрольные группы — это группы испытуемых, в которых ничего не меняется в процессе проведения опытно-поисковой, опытноэкспериментальной работы, а также педагогического эксперимента.
О пышно-экспериментальная работа — метод внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой. Опытно-экспериментальная работа — эго средство проверки гипотезы. Данный метод исследования выступает как разновидность эксперимента.
В основу опытно-экспериментальной работы положен эксперимент, в котором исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль в виде управления переменными, которые оказывают влияние на протекание того или иного процесса.
Различают традиционные и факторные планы проведения опытно-экспериментальной работы. При традиционном планировании меняется только одна независимая переменная; при факторном — несколько. Если изучаемая область является относительно неизвестной и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажной опытно-экспериментальной работе, результаты которой могут помочь уточнить направление дальнейшего исследования.
Теоретической основой опытно-экспериментальной работы могут являться труды М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краев- ского, А.А. Кыверялга, А.М. Новикова, Н.О.
Яковлевой.
Функции опытно-экспериментальной работы, по мнению В.В. Краевского, заключаются в получении достоверных знаний, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса. Внесение изменений в педагогический процесс на основе выявленных в опытно- экспериментальной работе тенденций и закономерностей составляет предмет исследования [28].
В.И. Загвязинский определяет опытно-экспериментальную работу как научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы [20].
А.М. Новиков под экспериментальной работой понимает общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в контролируемых и управляемых условиях [38].
При организации опытно-экспериментальной работы необходимо учитывать такие условия эффективности ее проведения, как:
- • анализ состояния проблемы в теории и практике работы образовательного учреждения;
- • конкретизация гипотезы на основе изучения состояния проблемы в теории и практике;
- • необходимость обмена информацией между субъектом и объектом педагогического процесса.
Планирование опытно-экспериментальной работы должно осуществляться с учетом цели, предмета, гипотезы, задач исследования и основных положений проектно-ориентированного подхода.
В соответствии с этим разрабатывается программа опытноэкспериментальной работы, включающая в качестве основных компонентов педагогическую цель, цель и задачи опытно-экспериментальной работы, гипотезу, критерии и средства оценивания ожидаемых результатов.
Проведение опытно-экспериментальной работы предполагает следующую ее организацию:
- • разработка программы опытно-экспериментальной работы;
- • определение этапов опытно-экспериментальной работы;
- • разработка критериально-уровневой шкалы;
- • формирование экспериментальных и контрольных групп;
- • анализ и обобщение результатов проведенной работы.
Проведение опытно-экспериментальной работы должно реализовываться в соответствии с присущими эксперименту признаками: преднамеренным внесением изменений в деятельность экспериментальных групп с учетом цели и выдвинутой гипотезы.
В зависимости от логики проведения опытно-экспериментальной работы обосновываются этапы опытно-экспериментальной работы, например: констатирующий, формирующий и обобщающий. На каждом этапе формулируются свои задачи, определяются результаты, которые являлись промежуточными на пути достижения цели опытноэкспериментальной работы. Пример определения функций и задач опытно-экспериментальной работы представлен в табл. 10.
Для каждого этапа опытно-экспериментальной работы определяется и используется совокупность исследовательских методов, которая бы обеспечивала достоверное решение поставленных задач. Совокупность исследовательских методов составляет комплексную методику исследования, позволяющую проверить и уточнить гипотезу.
Функции и задачи этапов опытно-экспериментальной работы
Источник: studme.org
Основы и этапы опытной работы
Опытная работа играет важную роль в психолого педагогических исследованиях, поскольку позволяет применить на практике сформированные теоретические идеи, определить их истинность, выбрать советы и рекомендации для практикующих педагогов.
Сущность опытной работы
Суть опытной работы состоит в проверке теоретических знаний, проектов и гипотез. Даже подтвержденные ранее теории могут подвергаться повторному исследованию для уточнения действенности и внесения изменений, чтобы переместить исследование на качественно новый уровень. Помимо того, в процессе опытного анализа могут быть опровергнуты полученные ранее результаты и определено новое видение проблемы.
По продолжительности опытная работа в несколько измененных контролируемых условиях может быть достаточно длительной или, напротив, кратковременной. Принимать участие в опытных исследованиях может одновременно от 2 — 3 человек до сотен испытуемых. Условия проводимых исследований диктуются поставленной целью, гипотезой и задачами организованного испытания. Все сопутствующие характеристики должны быть продуманы заранее и утверждены опытной комиссией во избежание недоразумений и противоречий в процессе исследования.
В образовательно-воспитательной сфере опытная работа чаще всего занимает продолжительный период и включает множество методик, таких как наблюдение, диагностирование, выборочный опрос.
Основной сложностью считается объяснение методики опытной деятельности, поскольку доказано вполне может быть все при отсутствии осмысленной методики организации и проведения работы.
Поэтому на данный момент времени этому вопросу уделяется максимум внимания.
Этапы опытной работы
В процессе проведения опытных исследований отмечается их неоднородность, опытная и экспериментальная работа проходит ряд определенных взаимосвязанных этапов.
Теоретический
Происходит общее ознакомление с педагогической проблемой, определяются вопросы, требующие прояснения, отображается их актуальность на данный период, определяется объект и предмет исследования.
Объяснение актуальности направлено на выявление противоречий, связанных с проблемой, выступающей как теоретический или практический вопрос, требующий решения. В педагогике большинство проблем связано с возможностями человека и его взаимоотношениями. Нередко противоречия между знаниями людей, воспитательными и обучающими способностями, незнанием средств, путей и методик их реализации.
Объект исследования – определенная область познания. Предмет – конкретная сторона объекта или его отдельная часть. В педагогическом процессе объектом исследования, как правило, выступает педагогический процесс. На основании конкретного объекта и предмета формируется точная тема работы.
Методический
Данный этап характерен проведением отбора начальных концепций, теоретических положений, планов и мыслей. Формируется гипотеза опытного исследования, которая доказывается либо опровергается в ходе опытного исследования.
Опытный
На этой ступени происходит подбор эффективных исследовательских методик, осуществляется непосредственно сама опытная работа. По логике подтверждения гипотезы существуют поочередные опыты: констатирующий и формирующий. В задачу констатирующего опыта – определить начальное состояние педагогической проблемы. Суть формирующего – совершенствование педагогической реальности в рамках выдвинутой исследовательской гипотезы.
Аналитический
Осуществляется полноценный анализ проведенного исследования, полученные результаты интерпретируются и соответствующе оформляются. На основании полученных в ходе анализа данных выводятся заключительные положения. Результаты педагогических изысканий приводятся в обобщенной форме, а рекомендации носят практический характер.
Опытно-экспериментальная работа в школе
Опытно-экспериментальная работа – это форма взаимодействия научных коллективов с профессиональной школой с целью внедрения и апробации результатов опытного исследования. В современных образовательных условиях педагогику предоставляется простор в педагогическом творчестве. На фоне этого опытная работа в школе становится довольно распространенным явлением, однако, проблема в том, что корректно организовать и провести опытную деятельность может не каждый.
Первоочередной задачей является определение темы исследования. При этом опираются на следующие основания:
- Объективная необходимость в обновлении того или иного участка работы школы.
- Социальный отказ, определяемый вследствие научного прогнозирования общественного развития.
- Реальные полномочия и критерии школы в данный момент.
- Интересы руководителей учебного заведения, учителей – как будущих организаторов опытно-экспериментальной работы.
Сегодня определился ряд актуальных проблем педагогических исследований, которые выражаются в следующем:
- Поиск видов учебных планов, подходящих для конкретной возрастной группы.
- Формирование и апробация новых учебных программ по новым и традиционным учебным курсам.
- Организация работы советов школ.
- Коллективное творческое воспитание.
- Преподавание углубленных учебных курсов.
- Организация процесса в условиях 5 -ти дневной учебной недели.
- Организация работы в классах выравнивания, педагогической поддержки и коррекции.
- Организация учебно-воспитательного процесса в школах нового типа (гимназии, лицеи, школы-комплексы и т.д.).
- Разработка новых эффективных технологий и методик обучения, воспитания детей.
В педагогике креативный поиск, искусная работа представляют опыт, то есть поисковую работу. Она может иметь отношение по доминантному признаку к тому или иному понятию: чем больше нового – тем ближе к фактически экспериментальной работе, чем больше воссоздания в других условиях другими действующими лицами – тем ближе она к опытной работе, в которой осуществляется поиск нового и последующая апробация.
Не следует забывать, что опытно-экспериментальная работа не всегда связана с рисками, поскольку, некоторую долю запланированного, не всегда удается реализовать. Это может быть связано с неблагоприятными критериями и с банальной ошибочностью догадок.
Источник: zaochnik.com
При разработке содержания опытно-экспериментальной работы мы опирались на исследования Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина и др.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности целостного педагогического процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля, и подготовка научно-методических рекомендаций.
Задачи экспериментальной работы сводились к следующему:
Источник: studfile.net