образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования и реализуемое в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, подготовку квалифицированных педагогических кадров и научных работников, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования и реализуемое в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования и подтвержденный дипломом об окончании вуза. В языковых вузах это подготовка дипломированного специалиста по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с присвоением квалификации лингвист, преподаватель; лингвист, переводчик; лингвист, специалист по межкультурному общению, а по направлению «Филология» – филолог, бакалавр; филолог, магистр.
Вебинар для поступающих: «5 причин выбрать программу «Информатика» от EPAM»
Высшее профессиональное образование
высший уровень про фессионального образования, уровень квалификации по специальности, полу ченный в высших учебных заведениях на базе полного среднего обра зования, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Характе ризуется освоением профессиональных, общекультурных компетенций, практических умений, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов, удовле творение потребностей личности в уг лублении и расширении образования. В Российской Федерации для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, уста новлены следующие ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации (степени): «бакалавр» (срок для получения ква лификации – не менее четырёх лет); «дипломированный специалист» (срок для получения квалификации – не ме нее пяти лет); «магистр» (срок для полу чения квалификации – не менее шести лет).
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательном учреждении, имеющем тип «учреждение высшего профессионального образования», по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. В Российской Федерации установлены следующие уровни (цензы) высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «Бакалавр» (не менее четырех лет обучения); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «Дипломированный специалист» (не менее пяти лет обучения, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «Магистр» (не менее шести лет обучения). Обучение с целью получения высшего профессионального образования осуществляется в следующих видах высших учебных заведений: университет, академия, институт. Тип и вид образовательного учреждения определяются в процессе его государственной аккредитации. М.И. Яскевич
Эффективное образование | Программа ВУЗА за 1 год
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Источник: didacts.ru
Статья 24. Высшее профессиональное образование
1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
4. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.
В результате исследования была достигнута поставленная цель: раскрыты педагогические и социокультурные факторы процесса высшего профессионального образования. Выполненное исследование не исчерпывает всех проблем историко-педагогического процесса развития высшей профессиональной школы. Представляется перспективным изучение сравнительного аспекта развития профессионального образования в России и за рубежом, исследование региональных и отраслевых особенностей в истории развития высшего профессионального образования.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания высшего профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения.
В определении профессионального образования «Российской педагогической энциклопедией» акцент сделан лишь на «подготовке специалистов». Другие возможные атрибуты профессионального образования не учитываются. В нашем рассмотрении в системе профессионального образования выделены следующие элементы: 1) сеть профессиональных учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для работы в определенной сфере деятельности; 2) сеть учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров; 3) органы управления, координирующие деятельность профессиональных учебных заведений; 4) наличие нормативно-правовой и материальной основы для деятельности всей системы профессионального образования; 5) осуществление практики профориентационной и пропедевтической работы; 6) определение целей, задач, содержания и методов профессионального образования; 7) развитие научной мысли, касающейся проблем профессионального образования
Высшее профессиональное образование осуществляется с целью подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования или начального профессионального образования со средним (полным) общим. В Российской Федерации долгосрочные профессиональные программы осуществляются в соответствии с Перечнем направлений и специальностей высшего профессионального образования и в итоге обучающимся, успешно завершившим соответствующую программу подготовки присваиваются квалификационные академические степени «бакалавров» или «магистров» по направлениям подготовки, либо квалификация дипломированного специалиста по соответствующей специальности ВПО.
Бакалавр — в большинстве стран мира первая академическая степень, присваиваемая выпускникам образовательных учреждений после освоения ими программы 2-го уровня высшего профессионального образования. Во Франции бакалаврами называют лиц, сдавших выпускные экзамены за курс средней школы и получивших право на поступление в институты и университеты.
В России квалификационная академическая степень бакалавра утверждена в 1994 году в связи с введением комплекса государственных образовательных стандартов высшего професси-онального образования (ГОС ВПО) постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940. В соответствии с действующими ГОС ВПО нормативный срок обучения по бакалаврским программам высшего профессионального образования составляет 4 года. Магистр представляет собой вторую академическую квалификационную степень, присваиваемую лицам, имеющим степень бакалавра, которые успешно освоили магистерскую профессиональную образовательную программу, включающую теоретические дисциплины, а также научно-исследовательскую и/или педагогическую деятельность и за-щитили магистерскую диссертацию. Нормативный срок освоения образовательной программы в магистратуре составляет не менее 2-х лет. В России квалификационная академическая степень магистра введена одновременно с бакалавром в 1994 году упомянутым постановлением Правительства.
Список используемой литературы
Источник: studfile.net
Основные ступени профессионального образования. Типы образовательных учреждений
Каждый год выпускники 9 и 11 классов сталкиваются с необходимостью делать выбор между существующими учебными заведениями для продолжения дальнейшего обучения, получения образования. Некоторые юноши и девушки знают о том, что есть несколько ступеней профессионального образования, но не всем известны различия между этими уровнями, достоинства разнообразных учебных заведений.
Начальное профобразование (НПО)
Первой ступенью в области подготовки специалистов является начальное профессиональное образование. Учреждения, которые предоставляют его, готовят работников квалифицированного труда – служащих и рабочих. Профессии предоставляются самые разнообразные. Например, можно найти такие учебные заведения, в которых учат на автомехаников, секретарей-референтов, бухгалтеров, радиомехаников, портных и т. д.
Начальное профессиональное образование зачастую для абитуриентов привлекательно тем, что оно не требует длительного обучения. Учащиеся, поступающие после 11 класса, обычно проходят 1- или 2-годичную подготовку на выбранной программе. Выпускники 9 классов учатся чуть дольше. Однако не во всех учебных заведениях предлагается столь краткосрочное обучение.
В некоторых учреждениях наблюдается сегодня смещение к профилю техникумов. Обучающимся в таких образовательных организациях предлагаются более глубокие знания. По этой причине продолжительность обучения на этой ступени профессионального образования может быть дольше – 3 или 4 года.
Учреждения начального профобразования
В системе начального профобразования работает несколько типов образовательных учреждений – это профессиональное училище и лицей. В училище обучающимся предлагаются программы, на которых можно получить конкретные профессии, квалификации. На одних направлениях дополнительно предоставляется среднее (полное) общее образование, а на других – нет.
Профессиональные училища считаются основным типом начального профобразования. Это то звено образовательной системы нашей страны, которое массово выпускает рабочих и служащих. Однако некоторые абитуриенты делают выбор не в пользу училищ, а в пользу профессиональных лицеев. Эти учреждения реализуют интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования и ступень общего образования. В лицеях обучающиеся обретают знания, которые должны были получить в 10–11 классах в школе, и профессии повышенного уровня квалификации.
Среднее профобразование (СПО)
Второй ступенью профессионального образования считается среднее профобразование. Учреждения, предлагающие его, сегодня являются очень востребованными среди выпускников школ. Некоторые учебные заведения многофункциональны. Они предлагают не только программы СПО, но и программы начального, дополнительного профобразования.
В последние годы СПО развивается в нескольких направлениях, что является немаловажным плюсом для абитуриентов:
- Учебные заведения активно используют в своей образовательной деятельности современные технологии. Обучающимся предлагаются совершенно новые занятия, интересные методики обучения.
- Совершенствуются специальности, профессиональные стандарты в образовании. В ссузах появляются совершенно новые направления, корректируются старые, которые в итоге начинают отвечать требованиям времени.
- Некоторые ссузы входят в состав вузов. Это позволяет учреждениям СПО предлагать более качественное образование, ведь учебный процесс строится с вовлечением материально-технической базы университетов, академий, институтов, с привлечением профессорско-преподавательского состава.
Типы учреждений СПО
В России существуют 2 типа учебных заведений среднего профобразования – это техникум и колледж. Техникумом называется основной тип среднего специального учебного заведения с программами СПО. Колледж – это образовательное учреждение повышенного типа. Оно занимается углубленными программами среднего профобразования.
Колледжи наиболее популярны среди абитуриентов, считаются более престижными. Эти учебные заведения по структуре образовательного процесса, формам и методам преподавания приближены к вузам.
Высшее профессиональное образование (ВПО)
В перечень основных ступеней профессионального образования входит высшее образование. В вузы могут поступить не все выпускники школ. Дорога в эти учебные заведения открыта только лицам, имеющим среднее (полное) общее образование или среднее профобразование. В вузы также могут поступать те люди, которые уже имеют высшее образование и желают получить еще одну специальность, усилить в будущем свои конкурентные преимущества на рынке труда.
Данная ступень профессионального образования решает несколько очень важных задач. Каждый вуз:
- удовлетворяет потребности людей в разностороннем развитии личности посредством получения образования;
- обеспечивает общество квалифицированными специалистами, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
- развивает науку и искусство путем выполнения научных исследований и осуществления творческой деятельности;
- работает в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников.
Виды высших учебных заведений
В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:
- спектр реализуемых образовательных программ;
- наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
- проведение научных исследований;
- выполнение научно-методической работы;
- качественный состав научно-педагогических кадров.
Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.
Неполное высшее образование и бакалавриат
А теперь назовем ступени высшего профессионального образования. В нем принято выделять несколько уровней. Самый первый уровень – это неполное высшее образование. Для него не создано каких-то определенных программ, направлений подготовки. О неполном высшем образовании говорят тогда, когда студенты, отучившись не менее 2 лет и успешно пройдя промежуточную аттестацию, бросают учебу.
Второй уровень – это бакалавриат. Образовательные программы, предлагаемые на нем, имеют срок обучения не менее 4 лет. В процессе учебы студенты получают знания об обществе, истории, культуре, овладевают основами профессиональных знаний.
Некоторые люди считают бакалавриат неполным высшим образованием. На самом деле это не так. Бакалавры – это полноценные специалисты. Они могут трудоустраиваться на такие должности, на которых требуется высшее образование. При желании можно продолжать учебу на более высших уровнях профессионального образования.
Такое решение рекомендуется принимать всем выпускникам вузов, ведь с квалификацией бакалавра, к сожалению, некоторые престижные вакансии недоступны.
Специалитет и магистратура
Ко второй ступени высшего профессионального образования в России можно также отнести специалитет со сроком обучения не менее 5 лет. На образовательных программах студенты получают более глубокие профессиональные знания.
Третий уровень высшего профобразования – магистратура. Квалификацию магистра можно получить после освоения образовательной программы бакалавриата или специалитета. Обучение длится не менее 2 лет. В течение этого периода студенты получают глубокие знания в конкретной области.
Послевузовское образование
В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.
В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:
- ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
- ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
- адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Очень важная ступень в профобразовании – это ДПО. В него принято включать повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Предлагают соответствующие программы профессионального образования университеты на своих факультетах, академии, институты и центры повышения квалификации. У всех учреждений дополнительного образования единая цель – повышать профессиональные знания у обучающихся, совершенствовать их деловые качества, подготавливать к выполнению новых трудовых функций.
Повышением квалификации называют углубление и обновление имеющихся профессиональных знаний. Этот процесс реализуется благодаря краткосрочному тематическому обучению (курсам по продолжительности не менее 72 часов), тематическим и проблемным семинарам, длительному обучению (свыше 100 часов). Профессиональной переподготовкой называют процесс получения дополнительной квалификации.
Самообразование
В систему профобразования включают еще самообразование. Его называют видом дополнительного профессионального образования. При самообразовании человек управляет своей образовательной деятельностью, проектирует свое образовательное пространство. Данный вид ДПО осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.
В заключение стоит отметить, что абитуриенты, спрашивая о том, сколько ступеней включает в себя профессиональное образование, даже не подозревают о том, что оно является многоступенчатым. У некоторых людей оно начинается в училищах и лицеях, а заканчивается в университетах, академиях и институтах. При этом все уровни профессионального образования пронизаны самообразованием.
Источник: businessman.ru