При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.
На пути к западной модели
Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
Как поступить в корейский университет и сэкономить 20.000$ | Обучение в Корее
Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
Законодательство и стандарты высшего образования
Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:
- Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
- Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
- В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
Уровни образования
Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат
Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование.
ВУЗЫ vs КУРСЫ
Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.
Магистратура
Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты.
Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Специалитет
Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной.
Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.
Аспирантура
Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета.
Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».
Вузы России
Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.
В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук.
Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э.
Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Качество высшего образования
Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам?
По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.
Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э.
Баумана (322-е место).
Тенденции развития образовательных услуг
Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:
- Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.
- Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Среди образовательных организаций, наиболее быстро перестраивающихся под новые требования законодательства и работодателей, следует выделить Институт международных экономических связей. Помимо занятий по программе студенты могут посещать мастер-классы специально приглашенных экспертов. Среди спикеров можно встретить известных представителей науки, культуры, банковской сферы и других направлений бизнеса. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием известных бизнесменов, менеджеров, руководителей крупных предприятий, политиков.
- Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.
Источник: www.kp.ru
Что такое высшее образование
Уровень профессиональной подготовки выступает решающим критерием конкурентного отбора во время трудоустройства. Работодатели и кадровые менеджеры оценивают наличие диплома, перечень ключевых дисциплин, указанных в приложении и спецификации, специальность и личные достижения соискателей на должность. Для того, чтобы грамотно выбрать учебное заведение и направление обучения, необходимо разобраться с тем, что такое высшее образование и какие особенности образовательных программ стоит учитывать при поступлении.
Где можно получить высшее образование
- Институт – характеризуется научно-практической направленностью деятельности и подготовкой профессионалов, владеющих широким спектром компетенций, но ограниченным количеством направлений второй ступени высшего образования;
- Академия – отличается меньшим количеством учащихся в группах и специализированной направленностью обучения (например, медицинская юридическая, военная);
- Университет – универсальная учебная организация, объединяющая глубокое изучение теоретических и практических дисциплин, с возможностью поступления и обучения в магистратуре и аспирантуре по многим специальностям.
Особенности образовательных программ вузов:
- Систематизированный подход к знаниям;
- Отработка практических навыков на клинических кафедрах, в производственным мастерских и симуляционных классах;
- Решение задач, возникающих во время выполнения должностных обязанностей;
- Развитие общего кругозора;
- Упор на современные достижения в области науки, техники и культуры.
Критерии выбора высшего учебного заведения:
- Рейтинг и репутация;
- Отзывы студентов и выпускников;
- Место расположения;
- Величина конкурсного отбора;
- Количество бюджетных и коммерческих мест;
- Конечная цель обучения;
- Преподавательский состав;
- Дополнительные программы поддержки учащихся;
- Наличие общежитий;
- Помощь с трудоустройством;
- Договора с компаниями-партнерами;
- Разнообразие специальностей;
- Стажировки за рубежом;
- Материально-техническое обеспечение.
Узнать информацию о доступных программах высшего образования и особенностях обучения можно на официальном сайте. Сведения публикуются в открытом доступе во вкладках «Абитуриентам», «Факультеты», «Специальности», «Об университете».
Форматы обучения
Кроме выбора вуза и направления подготовки абитуриенты рассматривают разные форматы получения образования:
Очный
Занятия требуют личного присутствия на парах минимум 5 раз в неделю, отработку пропусков по уважительным и неуважительным причинам, участия в летней производственной практике.
- Контроль качества обучения и усвоения материала преподавателями;
- Стимуляция мотивации;
- Общение с сокурсниками;
- Участие в студенческой жизни;
- Посещение культурных и информационных мероприятий, организуемых университетом;
- Минимальная нагрузка на самостоятельное изучение материала;
- Разбор сложных тем на лекциях и семинарах;
- Отработка компетенций.
За счет большой вовлеченности студентов в процесс образования, срок обучения для очников на 6 – 12 месяцев меньше длительности освоения специальности заочно или дистанционно.
Заочный
Учащиеся приезжают в высшее учебное заведение на установочные, промежуточные и итоговые сессии.
- Относительна свобода в формировании индивидуального графика получения образования;
- Совмещение с иными видами деятельности.
Что такое специальность в вузе, профиль или что должен знать каждый абитуриент
Статья, которая подробно раскрывает структуру ФГОС, а также рассказывает, что такое специальность, профиль в вузе. Как правильно выбрать профиль, как не попасться на уловку хитрых вузов. Обязательно к прочтению
А сейчас разберем крайне важный вопрос, связанный с пониманием системы высшего образования у абитуриентов в целом. Можно сказать, что не с пониманием, а его повсеместном отсутствием. Это надо исправлять. Все, что написано ниже, категорически важно понимать. После прочтения статья рекомендуем ознакомиться с самыми полезными материалами для абитуриентов на сайте.
Продублируем ссылку внизу.
От знания нижеприведенной информации напрямую зависит, насколько вы удачно выберите вуз и поступите. А поступление – это один из самых важных шагов человека в первые 18-19 лет жизни.
Структура ФГОС: укрупненное направление-специальность-профиль
Что такое специальность в вузе? Специальность высшего образования — это направление подготовки, входящее в одно из укрупненных направлений, имеющее уникальный код. В случае бакалавриата и магистратуры «специальность» называется «направление подготовки», в случае специалитета — «специальность». Все специальности и направления подготовки по содержанию должны соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
При поступлении в вузы в заявлении вы указываете специальности, на которые хотите поступить. Упростим для начала и скажем, что вы поступаете на специальности. На самом деле, вы будете подавать документы на участие в определенном конкурсе. Вуз может набирать на каждое направление/специальность в отдельности (1 направление = 1 конкурс), может набирать на несколько направлений, объединив их в один конкурс (в тч бюджетные и платные места), может набирать на конкретную программу (об этом далее).
Учебные программы реализуются имеющими лицензию вузами и ссузами. Для каждого уровня образования (бакалавриат, специалитет, магистратура и т.д.) определен свой перечень гос. стандартов.
Условно говоря, ФГОС имеет 3 уровня вложенности (покажем вам суть этой структуры на примере бакалавриата):
Первый – укрупненные направления. Например, возьмем укрупненное направление Архитектура (код — 07.00.00). В него включены специальности (или направления):
- Архитектура
- Градостроительство
- Дизайн архитектурной среды
- Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
Этот список условно является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения). Если что-то называется на нашем сайте «специальность», то это как раз вот эти из списка выше.
Третий уровень – профили или программы, самый важный в контексте выбора места учебы. Вузы могут реализовывать у себя более узкую специализацию по определенным специальностям.
Пример: вы хотите заниматься дизайном. Вполне логично ищете специальность «Дизайн». Но есть одно НО: часто вы не учитываете профили (= более узкие специализации), которые реализуются в конкретном вузе.
Возьмем 2 абитуриентов: первый хочет быть web-дизайнером, второй — дизайнером интерьеров. Оба выбрали вуз N, в котором есть специальность «Дизайн». Они подают документы и уже после зачисления оказывается, что в данном вузе по специальности «Дизайн» реализуется профиль «Дизайн костюма».
Да, на каждой специальности предусмотрено изучение основных дисциплин (которые повторяются от профиля к профилю), но в данном примере оба абитуриента окажутся у разбитого корыта, так как программа профиля не предусматривает точечного обучения web-дизайну и дизайну интерьеров. У поступившего возникает большая проблема, которую после поступления решить крайне сложно. Гораздо проще заранее позаботиться об этом перед поступлением.
Запомните, что, например, специальность «Юриспруденция» имеет огромное количество профилей:
- административно-правовой
- государственно-правовой
- гражданско-правовой
- уголовно-правовой и прочие
И в зависимости от ваших планов на будущее вы должны выбирать те вузы, в которых есть нужный профиль. А не во всех вузах обучают на каждый из профилей. Тут нужно выбирать.
Не все вузы на видном месте своего сайта указывают информацию о том, какие профили обучения реализуются по той или иной специальности. Поэтому зачастую до поступления сложно понять, чему именно будут учить. Некоторые вузы делают это специально. Для чего это и как избежать напишем далее.
Сейчас на нашем сайте мы размещаем информацию о специальностях в вузах и подробнейшую информацию о профилях в них. Если вы будете знать, по каким профилям обучает конкретный нужный вуз, то поступите куда надо и не потеряете впустую самые важные годы жизни.
Как выбрать профиль обучения в вузе
Вы можете воспользоваться сайтом вуза или нашим. На нашем сайте профили либо так и называются «профили» или «программы». Вот их список по России. На страницах вузах во вкладке «Программы» размещены профили этого вуза. В разделе программы в меню выше все профили по всем вузам с удобной фильтрацией.
Изучайте, пользуйтесь инструментами.
Вузы не всегда размещают информацию о профилях и еще реже в размещают ее в удобном виде. Как правило, информация находится в разделах «Сведения об образовательной организации -> Образование» или «Приемная комиссия». Зайдите в списки программ, специальностей. Есть вузы, которые подходят к наполнению сайта ответственно, но, к сожалению, таких меньшинство. Изучайте Вузопедию, мы размещаем все.
Темная сторона вузов: как вас могут обманывать с профилями подготовки
Закон обязует вузы размещать определенную информацию на своем сайте:
- о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
- о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
- И прочее
Некоторые вузы пользуются лазейкой и не размещают информацию о профилях. Это делается либо по недосмотру и ненужности сайта, либо специально, чтобы скрыть профили и привлечь как можно больше абитуриентов. Будьте осторожны при поступлении на популярные специальности (Менеджмент, экономика, реклама и связи с общественностью и т.д). Ряд вузов может специально скрывать профили, чтобы привлечь вас к себе даже на тот профиль, который вам не подходит.
Я надеюсь, что вы прочитали эту статью до конца и она была вам полезна. Поступление в вуз – невероятно важный этап жизни. И теперь вы чуть лучше к нему готовы.
Теперь ознакомьтесь с самыми полезными материалами для абитуриента на сайте.
Посмотров 161851
Если у вас остались вопросы о поступлении, закажите персональную консультацию с личным разъяснением всех вопросов и подбором вузов, в которые вы сможете пройти. Наш сайт предоставляет возможность абитуриентам и их родителям подобрать идеальный вуз для себя и своих детей. С помощью калькулятора ЕГЭ, подбора вуза по ЕГЭ, анализа шансов поступить онлайн и всех бесплатных инструментов для поступающих в вузы. Также ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по поступлению
Источник: vuzopedia.ru