Программы начального образования в московской школе
Младшие классы в столичных школах учатся по программе, которая разрабатывается учителями в каждой школе и учитывает индивидуальные особенности детей, помогает стать успешным, сделать первые шаги к будущей профессии.
Познакомиться с программой школы, где будет учиться ваш ребенок, можно на ее официальном сайте.
Там же есть и информация о том учебно-методическом комплексе (УМК), который служит инструментом для освоения программы.
- УМК обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
- УМК состоит из завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень, рекомендованных к использованию.
- Решение о выборе того или иного УМК остается за педагогическим коллективом каждой школы.
КАК УЧИТЬСЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЕ БЕСПЛАТНО
Проект «Эффективная начальная школа»
У юных москвичей есть возможность окончить начальную школу за три года вместо четырех.
Благодаря подготовке в дошкольной группе и индивидуальному учебному плану ребята, пройдя педагогическую диагностику, разработанную Московским центром качества образования, зачисляются в 1 класс, а со второго полугодия они становятся второклассниками. То есть к концу первого учебного года они осваивают программу сразу двух лет обучения.
Популярные УМК в московских школах
Все представленные в обзоре УМК
- учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей на уровне начального общего образования;
- поддерживают самоценность этого уровня как фундамента последующего образования;
- обеспечивают преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования, опираясь на опыт дошкольного образования и закладывая основы предметных знаний и умений.
1. Учебно-методический комплекс «Школа России»
Авторы учебников: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М.
Зеленина, Л.Ф. Климанова и другие.
Особенности системы учебников «Школа России»:
- формирование у учеников универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов;
- духовно-нравственное развитие ребенка;
- разнообразные задания на развитие логического мышления и отработку тем;
- ребята, которые к моменту поступления в 1 класс еще не научились читать и писать, не испытывают никакого дискомфорта.
2. Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»
Сбой системы образования. Что не так со школой? Чему учат в школе и как школа плодит жертв ЕГЭ?
Авторы учебников: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.; Иванов С.В., Евдокимова А.О. другие.
Особенности системы учебников «Начальная школа XXI века»:
- ориентация на образовательные результаты и развитие личности;
- рассчитан на детей, которые к первому классу обладают некоторой подготовкой;
- ребята научатся самостоятельности, ответственности, самооценке;
- проблемные вопросы, «открытые» задачи, учебные диалоги помогают школьникам погрузиться в поисковую деятельность и научиться применять знания в реальной жизни;
- особое внимание уделяется творческой деятельности, развитию креативного мышления и воображения.
3. Учебно-методический комплекс «Перспектива»
Авторы учебников: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. и др., Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Шпикалова Т.Я. и др.; Роговцева Н.И., Матвеев А.П., Винер И.А.
Особенности системы учебников «Перспектива»:
- вовлечение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, а в конечном итоге — научить его учиться;
- задания построены на постоянном повышении интереса к учебе;
- развитие творческого подхода к решению задач;
- ребята смогут научиться самостоятельно находить новые знания.
- О нас
- Новости
- Московский образовательный канал
На сайте использованы фотографии и иллюстрации Shutterstock/Fotodom и собственные съемки Медиацентра.
Источник: shkolamoskva.ru
Уровни образования в России
Образовательная система в России во многом похожа на принятую в большинстве европейских стран и США. Но есть и отличия. Старшеклассникам следует внимательно изучить, какие уровни образования существуют в России, как происходит переход с одного уровня на другой, а также сколько лет тратят на учебу россияне.
Виды образования в России
Образование населения – один из компонентов госполитики. Правительство каждой страны разрабатывает свои законы и нормативы, регулирующие происходящее в учебной сфере. И каждое образовательное учреждение, будь то детский сад, школа, колледж или вуз, обязано действовать согласно установленным нормам.
В ФЗ «Об образовании» приводится классификация его основных видов в РФ:
- Общее. Включает дошкольное и школьное образование.
- Профессиональное образование. Разделяется на среднее профессиональное и высшее. Последнее включает бакалавриат, специалитет и магистратуру.
- Профессиональное обучение.
- Дополнительное образование.
Не все эти ступени должен пройти каждый гражданин России. Обязательные уровни образования включают начальное (соответствует начальной школе), основное общее (до 9-го класса включительно) и среднее (10-й и 11-й классы). После 9-го класса вы можете пойти учиться дальше в 10-м классе, поступить в колледж или продолжить освоение школьной программы в вечерней школе. Большинство девятиклассников предпочитают остаться еще на два года в школе или поступить в колледж.
Ступени образования
Рассмотрим образовательную систему подробнее и разберем, из каких ступеней она состоит.
Дошкольное
В школу детей отправляют обычно в 6 или 7 лет. Но уже к этому моменту они должны владеть минимальным багажом знаний: уметь считать хотя бы до десяти, знать буквы, в идеале – уметь складывать их в слоги и слова и писать. Еще будущий первоклассник должен иметь представление об окружающем мире, знать некоторых птиц и животных, растения, цвета, геометрические фигуры, правила безопасного поведения пешехода на дороге и т. д.
Все эти знания можно и нужно получить в рамках дошкольного образования. Как правило, его дают в детских садах, реже – в других образовательных дошкольных учреждениях развивающего характера.
Отдать в них ребенка можно уже в несколько месяцев, конкретных требований в законе не прописано. Сколько лет он проведет в детском саду, тоже не регламентировано и остается на усмотрение родителей. Но желательно, чтобы ребенок прошел полноценное дошкольное обучение: это поможет ему быстрее адаптироваться к программе школы, научит внимательности и дисциплине, поможет развить социальные навыки.
Общее
После уровня дошкольного образования необходимо получить общее, или школьное. Оно состоит из трех ступеней.
Каждого ребенка, согласно действующему закону, в возрасте примерно 7 лет родители должны отдать в школу. С 1-го по 4-й класс он получает начальное образование. В начальной школе дети должны овладеть простейшими основными знаниями и навыками, нужными для последующей учебы и жизни. В программу входят такие предметы, как:
- математика;
- чтение;
- русский язык;
- окружающий мир;
- рисование;
- музыка;
- труды (технология);
- физкультура.
В зависимости от школы и класса в список могут входить и дополнительные предметы: иностранный язык, хореография. Большинство уроков ведет один преподаватель, за которым закрепляют один младший класс. В основном дети занимаются в одном и том же помещении, в среднем присутствуют на пяти уроках ежедневно.
Пройдя начальный уровень образования, с 5-го по 9-й класс школьники получают основное общее, это называют иногда «средняя школа». Каждый предмет теперь ведет отдельный преподаватель. Расширяется число учебных дисциплин, в программу вводят биологию, химию, физику и другие новые предметы.
В конце 9-го класса школьники обязаны пройти ГИА – государственную итоговую аттестацию. Они должны получить оценку не ниже «удовлетворительно» по четырем предметам. Два – обязательные: русский язык и математика. Еще два – на выбор школьника. Если ученик не пройдет аттестацию по обязательным предметам, то не получит аттестат за 9-й класс и вынужден будет остаться на второй год.
После 9-го класса школьник оказывается перед выбором. Он может остаться в школе, если успешно сдал все четыре экзамена. Есть еще вариант: получить аттестат за 9 классов школы и с ним поступить в колледж, то есть в среднее специальное учебное заведение (ссуз).
Следующий и последний уровень общего образования – это 10-й и 11-й классы, или старшая школа. И хотя после 9-го класса вы можете уйти из школы, чтобы продолжить обучение в колледже, многие школьники всё же предпочитают пройти и эту ступень, чтобы иметь возможность поступить в высшее учебное заведение.
В последние два года школьники углубляют имеющиеся знания по уже изученным дисциплинам и изучают некоторые новые предметы. Многие в этот период посещают дополнительные курсы или занимаются с репетиторами или самостоятельно, готовясь к сдаче ЕГЭ.
Единый госэкзамен учащиеся сдают в конце 11-го класса. В отличие от общего госэкзамена, здесь обязательны для сдачи только два предмета – русский и математика: их нужно сдать, чтобы получить аттестат за 11 классов. Остальные экзамены школьники выбирают сами, исходя из того, в какой вуз собираются поступать. Например, если они хотят учиться на экономике, наверняка понадобится обществознание, а поступая на исторический факультет, нужно сдать ЕГЭ по истории.
Если так вышло, что ребенок не сдал ЕГЭ на выбор или недобрал баллов для поступления в вуз, он может подать документы в колледж. Для этого достаточно школьного аттестата. Он может выбрать и другие варианты: пойти работать, подготовиться к пересдаче ЕГЭ в следующем году, взять gap-year и просто отдохнуть.
Образование в колледже
Ссузы, или колледжи, тоже относятся к уровню среднего образования, но уже не общего, а профессионального. В них студенты могут получить одну из востребованных профессий в самых разных областях:
- информационные технологии;
- финансы, банковское дело;
- бухгалтерское дело;
- юриспруденция;
- дизайн;
- пищевая промышленность и др.
Поступить в колледж можно после 9-го или 11-го класса на базе школьного аттестата. ЕГЭ для этого сдавать не нужно, вот почему многие выпускники школ выбирают среднее профессиональное образование. Длительность обучения в колледже в среднем составляет три года, но бывает и больше. Меньше же обычно учатся те, кто поступил в него после 11-го, а не 9-го класса.
Дважды в год в колледже бывает сессия: учащимся нужно сдать экзамены минимум на «удовлетворительно». В конце всей учебы студенты сдают выпускные экзамены, к которым готовят преподаватели. Успешно окончив колледж, выпускник получает диплом о среднем профессиональном образовании и может искать работу или продолжить учебу, но уже в высшем учебном заведении.
Высшее образование в России
Следующий уровень российского образования – высшее. Получить его можно в государственном или коммерческом университете или институте. Оно не является обязательным, но повышает шансы на успешное трудоустройство, поэтому многие традиционно выбирают учебу в вузе.
Поступить в университет можно разными способами. Два самых частых – это по результатам ЕГЭ или по итогам внутренних экзаменов. С первым всё примерно ясно: одиннадцатиклассник готовится именно к тем госэкзаменам, результаты которых необходимы для поступления на интересующую его специальность. Если он набирает высокие баллы, то его зачисляют в вуз по итогам конкурса по окончании приемной кампании.
Еще поступают по внутренним экзаменам, которые проводит сам университет. Например, такая возможность есть у ИМЭС. Сдавать внутренний экзамен могут выпускники колледжей и других вузов, иностранные студенты, люди с подтвержденной инвалидностью.
Уровней высшего образования на данный момент два: бакалавриат и магистратура. Но есть определенные нюансы: в частности, на некоторых направлениях сохранился специалитет. Разберем подробнее.
Эта форма образования зародилась еще в Советском Союзе. Смысл был в том, чтобы подготовить высококлассного специалиста в конкретной области: архитектора, врача, преподавателя и т. д. Срок обучения на специалитете обычно составляет пять лет, но на некоторых сложных специальностях может быть увеличен.
В 2003 г. в России начали внедрять Болонскую образовательную систему. Она пришла из Европы и призвана была сделать высшее образование в РФ и европейских странах универсальным, чтобы диплом выпускников вузов равно котировался на родине и за рубежом. Еще она позволяла наладить обмен студентами и преподавателями между университетами, в том числе зарубежными.
В рамках Болонской системы в вузах ввели двухступенчатую систему: бакалавриат + магистратура. Однако некоторые специальности просто не удалось «уместить» в программу бакалавриата, поэтому на них сохранили специалитет.
Первая ступень двухуровневой Болонской системы называется бакалавриат. Срок обучения на ней обычно составляет четыре года. Программа та же, что у бывшего специалитета, но несколько упрощена и сокращена, чтобы уложиться в четырехлетний срок. По итогам обучения в вузе выдают диплом бакалавра.
Получив диплом, бакалавр может успешно трудоустроиться. Есть и другой вариант – перейти на второй уровень системы высшего образования и получить диплом магистра. Учеба в магистратуре длится два года. В ней углубляют знания по полученной бакалавром специальности и занимаются научной работой.
Важно знать: в 2022 г. все российские вузы исключили из Болонского процесса. Поэтому не совсем понятно, что ждет образовательную сферу в ближайшие годы. Вероятно, систему «бакалавриат + магистратура» упразднят и вернутся к привычному специалитету. Но все эти перемены будут происходить постепенно.
Высшее образование в ИМЭС
Диплом университета по-прежнему остается главным при трудоустройстве, особенно если человек окончил престижный и сильный вуз. Получить высшее образование в Москве можно в одном из таких вузов – в Институте международных экономических связей.
В ИМЭС можно поступить на самые перспективные направления подготовки: Экономику, Менеджмент, Юриспруденцию, Бизнес-информатику, Психологию и др. Студенты получают качественную подготовку в плане теории и практики и без труда находят работу после выпуска. Поступить на любое направление можно по баллам ЕГЭ или по внутренним экзаменам (выпускникам колледжей, университетов, иностранным гражданам).
Обучение в ИМЭС ведут в соответствии с государственными стандартами и применением современных технологий. Учащиеся занимаются в теплой и дружественной атмосфере, имеют возможности раскрыть потенциал, отточить «гибкие» навыки. Другие конкурентные преимущества института – сильный и опытный преподавательский состав, углубленное изучение иностранных языков и индивидуальный подход к каждому студенту.
Источник: imes.su
Программы среднего образования
Программы среднего образования во второй половине XX – начале XXI в. претерпели существенные изменения. Они становятся более гибкими, открытыми к обновлению. Создаются модульные программы с «незаполненными позициями», куда можно включать новые дидактические материалы. Возникает иной баланс обязательного и элективного.
Изменения производятся двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Первый путь – традиционный. Он предусматривает дробное предметное обучение. Разрастаясь количественно (продлеваются сроки, увеличивается объем), качественно такое обучение одинаково для всех учебных дисциплин. Интенсивный путь – создание программ, иных по целям, структуре и содержанию.
Программы интенсивного типа ориентированы на полноту переживания, осознание и осмысление учебного материала.
Компетентностный подход к учебным программам нашел поддержку в официальных кругах. Как заявлял в 2008 г. министр образования и науки А. А. Фурсенко, «старая школа готовила фундаментальных специалистов, а в настоящее время требуются «потребители технологий».
В учебных программах намечены новые приоритеты: формирование способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие, аргументированно обосновывать высказанную точку зрения. Предлагается повысить внимание к применению основных естественно-научных понятий для объяснения реальных ситуаций из повседневной жизни. Особые усилия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений, способствующих критическому анализу предложенных ситуаций, их объяснению, а также решению поставленных проблем. Ставятся задачи при изучении естественно-научных дисциплин формирования умений ясно и логично излагать мысли, используя научную терминологию.
Учебный план средней школы включает обязательные и профильные программы. Они практикуются после начального обучения в обычной средней школе, лицее, гимназии, колледже. На ступени основного среднего образования преобладает обязательный учебный материал, в полной средней школе усиливается диверсификация программ. Базисный план основной школы включает полный и минимизированный набор образовательных областей: язык (родной, русский, иностранный) и литература, искусство, математика, физика и астрономия, химия, география, экология, кибернетика и информатика, биология, общественные дисциплины, технология, техника, труд, физкультура. Базисный план полной средней школы содержит тот же набор образовательных областей, а также увеличенное число профильных программ.
В 2012 г. принято решение о введении с 2020 г. новых стандартов полного общего образования. Согласно новым стандартам, 2/3 учебного времени отведено на изучение обязательных предметов, 1/3 – на изучение предметов по выбору. Стандарты выстроены в рамках требований вариативности образования. Вопрос, однако, состоит в том, насколько педагогически удачно это сделано.
Речь не может идти ни о гиперболизации профильного обучения, ни о невнятных попытках систематической организации стандартизации такого обучения. Вряд ли стоит идти по пути чрезмерной, диверсификации полного общего образования. Точно также не имеют перспективы намерения сделать всеобъемлющим принцип множественности обязательных учебных дисциплин. Истина, как всегда, в «золотой середине».
Программы российской средней школы ориентируют на освоение большого объема знаний, строятся на идее, что воспитывают и готовят к жизни прежде всего знания. Традиции единой и всегда верной «точки зрения на мир» все еще присущи преподаванию гуманитарных дисциплин.
Мало внимания уделяется развитию интеллектуальных умений, связанных с анализом, обобщением и оценкой предложенной ситуации. Недостаточен диалогический характер гуманитарного образования. Российских учащихся затрудняют задания, требующие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла. Только в последние годы появились программы по литературе и обществоведению, где даются различные позиции и взгляды на общественные явления, художественные ценности. Давно поставленная перед школой цель – подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни – в значительной степени не достигается во многом в силу академической направленности школьного курса, что привело к отсутствию должного внимания к практической составляющей содержания математического образования в основной школе.
США. В 1960-х гг. в США была осуществлена «реформа пяти базисов», в результате чего во многих старших средних школах предлагался обязательный набор из пяти учебных предметов и множество элективных курсов. Были подготовлены элективные продвинутые программы по математике, физике, химии, биологии. Основная масса учащихся (до 75%) предпочитала вообще не изучать академические дисциплины сверх стандартного объема. Чтобы исправить ситуацию, в школах США ввели облегченные специализированные курсы по точным и естественным дисциплинам.
На волне сокращения стандартного объема обязательного обучения некоторые школы, например в Сан-Франциско, уменьшили число обязательных базисов до трех: английский язык и литература, математика, социальные науки. Одновременно резко возросло количество узкоспециальных, утилитарных курсов. В итоге академическое образование оттеснялось на задний план.
Из-за подобной негативной тенденции в 1983 г. в 36 штатах минимальный срок изучения математики в средних школах снизился до одного года. Аналогично сокращались курсы физики, химии, биологии. Ни в одном штате не было обязательным изучение иностранного языка. Меньшинство старшеклассников занималось по полной программе научными дисциплинами: физикой – 16%, химией – 35%, биологией – 35%.
Модель программ в виде базового ядра и многочисленных элективных курсов привела к снижению требований по общему образованию, слабой координации системы избираемых дисциплин, размыванию систематического общего образования. На фоне этих явлений реформы стали расширять программы обязательного полного образования. Усилилось движение «назад к основам», представители которого (Т.
Юнг и М. А. Рэйвид и др.) настаивали на большем внимании глубокому изучению академических предметов. Национальная педагогическая конференция (1976) предложила ужесточить стандарты обязательной подготовки. Предусматривалось, к примеру, учить школьников оперировать процентами и десятичными дробями; давать добротное знание отечественной истории; обязательное освоение основ естествознания; повысить грамотность учащихся.
Одним из ориентиров реформы программ в таком направлении стала концепция, предложенная специалистами Висконсинского Университета. Главные тезисы концепции: совершенствование качества образования путем повышения общенаучной подготовки, достигая технологической грамотности в виде способностей планирования, критического мышления, самообразования. Признавалась необходимость усилить в программах гуманитарный аспект за счет материалов о величайших научных открытиях и ученых, введения курсов экологического, энергетического, здравоохранительного образования.
Реформа по усилению академизма среднего образования стала осуществляться на общенациональном уровне и в отдельных учебных заведениях. С 1982 г. в государственных средних учебных заведениях начали возвращать в разряд основных дополнительные учебные дисциплины. Эту меру к 1984 г. осуществили более половины учебных округов. С начала 1980-х гг. растет численность так называемых фундаментальных школ, где стремились к более основательному академическому образованию учащихся.
Национальной задачей реформ общего образования в 1994 г. была провозглашена разработка «академических стандартов мирового класса». Для решения такой задачи был создан Национальный совет по квалификационным стандартам. Генеральной линией оказалось введение стандартов результатов в форме показателей на тестовой шкале измерений (performance standards). Стандарты подразумевают национальный консенсус относительно содержания учебных дисциплин и однородный уровень достижений к моменту окончания последнего, 12 класса средней школы.
Участники дискуссии (конец 1990-х гг.) сошлись на том, что стандарты достижений учащихся должны отражать высокие ожидания; обеспечивать наблюдение и руководство, но не становиться национальным учебным планом; быть национальными, добровольными, не устанавливаемыми федеральным правительством; быть динамичными. При трактовке понятия стандарт образования чаще речь идет о минимуме знаний и умений, которым должны овладеть школьники. Есть и более широкая интерпретация. Так, Национальный комитет по квалификационным стандартам выделяет два взаимосвязанных типа образовательных стандартов: содержательные (начальный уровень обучения), стандарты ученического участия (конечный уровень обучения). Стандарты полного общего образования предусматривают достижение компетентности в таких учебных областях, как английский язык, обществоведение, граждановедение, иностранные языки, география, история и искусство, естественные дисциплины и математика.
В 1990-х гг. появился новый стандартный учебный план средней школы, состоящий из двух частей: для 1–8 классов и 9–12 классов. В первом случае это был единый учебный план. В 9–12 классах план предусматривал увеличение объема обязательных академических дисциплин и ограничение элективного обучения 25–30% учебного времени. Учебный план не является обязательным.
Однако большинство штатов (30 из 50) применяют Федеральный закон «Об общем объеме образования», где зафиксированы установленные этим планом минимальные стандарты общего образования. Одновременно делаются попытки диверсификации стандартных программ. Например, в так называемых школах внутри школ применялись особые сочетания обязательных и элективных учебных программ, в «магнитных школах» – программы по интересам, в «чартерных школах» – авторские программы.
Великобритания. В Великобритании нововведения коснулись, прежде всего, программ неполного среднего образования. В объединенной школе примерно половина учебного времени отводится на так называемое ядро – обязательные базовые дисциплины.
Другая половина занята обязательными предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественно-научного или математического содержания. До 1988 г. в базовое ядро входили четыре предмета: английский язык и литература, математика, религия, физическое воспитание.
После 1988 г. состав ядра изменился: место физического воспитания заняло естествознание. В программе присутствуют курсы французского и немецкого языков. Остальная часть программы по-прежнему строится на выборе курсов. Ученики вплоть до 16-летнего возраста занимаются по выбору одним из иностранных языков, историей, географией, физическим воспитанием, искусством, музыкой, спортом. Тематика и программа подобных курсов разрабатываются с учетом пожеланий учащихся и их родителей.
Германия. В ФРГ стандарты образования учитывают тот или иной тип полного среднего образования. В реальном училище обязательными учебными дисциплинами являются физика, химия, биология, иностранные языки и другие академические дисциплины. В гимназиях – немецкий язык и литература, история, география, математика, биология, физическое воспитание, музыка, религия.
В зависимости от профиля реального училища и гимназии предлагаются профильные дисциплины. Во всех типах средней школы обязательно изучение не менее двух европейских иностранных языков.
Франция. Во Франции полная единая общая программа коллежа (неполной средней школы) нацеливает на повышение уровня подготовки всех школьников. Вся эта программа необязательна.
В первые два года («подцикл наблюдения») обязательными являются французский язык и литература, европейский иностранный язык, математика, иностранный язык, история, география, экономика, граждановедение, эстетическое воспитание, физическое воспитание и спорт, технология. Обучение по этим областям ведется по полным или сокращенным программам.
В последующие два года («подцикл ориентации») создаются так называемые разнородные группы. В группах изучают стандартные программы в собственном ритме и объеме. Ученики «подцикла ориентации» в зависимости от выбора усиленно занимаются по тем или иным концентрам образования. Программы становятся вариативными, появляются элективные курсы: древние и современные иностранные языки, математика, физика, химия, промышленная технология, стажировки на предприятиях и др.
В лицеях предлагаются программы подвижного (модульного) типа: философия – литература, экономика – социология, математика – физика, математика – естествознание, математика – технология, а также ряд дополнительных программ: агрономия – техника, индустрия, социальные науки, музыка, геология, информатика и пр. Таких программ-модулей насчитывается свыше 20.
Большинство из них ориентированы на изучение естественных, точных, экономических, политических, юридических наук. Указанные в титуле модуля предметы являются обязательными. К ним могут быть прибавлены облегченные специализированные курсы по различным научным дисциплинам.
На дисциплины, обозначенные как главные в той или иной программе лицейского образования, отводится львиная доля учебного времени. Так, дисциплины художественно-эстетического цикла занимают в гуманитарных секциях до 40% учебного времени, а в секциях, связанных с искусством, и того больше – 84%. Происходит регулярное обновление учебных программ. В учебный план включены английский и немецкий языки. Увеличен современный материал в курсах литературы, философии, истории.
Китай. В китайской младшей средней школе к предметам начального образования добавляются в качестве основных физика, химия, биология, история, идеология и политика, география. В старшей средней школе – информатика. На изучение основных учебных дисциплин отведено около 30%, элективных курсов – 70% учебного времени.
Учебный план средней школы строится по модульному принципу. Модули учебных предметов являются самостоятельными информационными блоками. Начинать обучение можно с любого из них, переходя от модуля к модулю в произвольном порядке.
Япония. Стандартизация в японской школе касается всех видов программ полного общего образования: обязательных, специальных и интегративных. Обязательная программа включает девять концентров. Выбор в пределах этих учебных областей весьма велик – около 60 курсов. Количество курсов по специальным программам доведено до 184.
Интегративные программы могут предлагаться взамен обязательной и специальной программ: есть возможность выбирать курсы по физике, химии, биологии и геологии, математике и пр. В младшей средней школе учащиеся готовятся и к практической деятельности, знакомясь с основами сельского и водного хозяйства, промышленности, торговли, рыболовства. На уроках японского языка совершенствуется грамотность, количество заученных иероглифов не лимитируется, но достигает 2 тыс. Вместе с изучением грамматики школьники практикуются в составлении докладов, отчетов, учатся вести дневник. Старшая средняя школа предусматривает углубленное изучение общеобразовательных дисциплин.
Источник: studme.org