«Школа 2100» — концепция образовательной системы. Разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и др. Учебники для образовательной системы «Школа 2100» выпускаются издательством «Баласс». Помимо учебников, «Школа 2100» включает журнал «Начальная школа плюс До и После», который входит в список зарегистрированных научных журналов ВАК.
Система базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию проблемно-диалогического обучения, технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). Учебные программы на основе концепции реализуются в системе школьного и дошкольного («Детский сад 2100») образования Российской Федерации. За разработку теоретических оснований концепции и её опытно-экспериментальную реализацию основные разработчики в 2008 году удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования [1] .
Программа «Школа 2100» Учебники 3 класс. ((( начальная школа)))№2
- 1 Название программы
- 2 История создания
- 3 Особенности образовательных технологий
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Источник: wiki2.org
Программа «Школа 2100» (ФГОС)
Образовательная система «Школа 2100» — первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители — А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили. «Школа 2100» для начальной школы — это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- — Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
- — Непрерывность. «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
- — Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад — начальная школа, начальная школа — основная школа, основная школа — старшая школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Главная цель ОС «Школа 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся.
Программа обучения «Начальная школа 21 века» и «Школа 2100»
Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная. Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научнопопулярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос.
Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного).
Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники. Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса.
Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики.
Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного.
Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить. В 2008 году Премии Правительства РФ в области образования удостоен авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100».
Премия присуждена за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)» для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и для общеобразовательных учреждений. Более подробно с учебными и методическими пособиями, программами, основными концептуальными документами, авторским коллективом можно познакомиться, посетив официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100».
В помощь школам, разрабатывающим основные образовательные программы, открыт раздел «Основная образовательная программа ОС «Школа 2100». Он предназначен для школ, работающих по программе «Школа 2100» и начинающих реализацию ФГОС начального образования. Там помещены и авторские программы, которые учитель может использовать для разработки своих рабочих программ.
Источник: vuzlit.com
Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100»
Скачать
презентацию
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Формирование УУД
средствами ОС «Школа 2100»
(из опыта работы)
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
В начальной школе закладывается «фундамент» дальнейшего образования и воспитания личности, а, возможно, и всей дальнейшей жизни человека. Задача учителя начальных классов не только научить читать, писать и считать, но и «научить учиться». Поэтому выбрала тему по самообразованию «Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100».
Этапы работы над темой по самообразованию: подготовительный, теоретический, практический, первичное подведение итогов, анализ.
Целью проведения обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе являлось получение интегральной информации о сформированности познавательной сферы детей, их индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья. Диагностика первоклассников, проведённая в сентябре 2012 г. показала средний и низкий уровень выполнения заданий. На основании результатов диагностики составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесса развития личности.
Внимательно изучила книгу А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», Программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100), работы коллег по формированию УУД в начальной школе.
«Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).
Универсальные учебные действия: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
акценты УУД
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
регулятивные
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)
познавательные
общеучебные
моделирование (перевод устной речи в письменную)
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
широкий спектр источников информации
познавательные логические
формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Уроки русского языка нацелены на личностное развитие ученика, у него формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения.
Этот же предмет обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».
В процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются и познавательные универсальные учебные действия.
Уроки литературного чтения способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», дают возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств..
А формированию познавательных универсальных учебных действий способствует знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Развитию познавательных универсальных учебных действий так же способствуют уроки математики. Дети учатся использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Умение записывать сведения об окружающем мире на языке математики, умение строить цепочки логических рассуждений помогает у учащихся формировать коммуникативные действия.
Уроки окружающего мира обеспечивают формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»1, данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.
В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.
Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет «Риторика» направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов.
Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Каждый педагог должен учитывать следующие аспекты:
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Способы учета уровня их сформированности — в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Планируя каждый урок, продумываю методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. На каждом уроке ребята самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цели урока, при этом чётко понимая границы знания и незнания учебного материала.
Применяю на всех уроках работу в парах, на обобщающих – работу в группах.
Формированию УУД способствует участие ребят в проектно – исследовательской деятельности. Работая по проекту «Мы – пешеходы», ребята познакомились с правилами дорожного движения (познавательные УУД), работники ДПС провели практикум «Как переходить улицу» (регулятивные УУД), агитбригада «Светофор» выступила перед учениками первых классов (коммуникативные, личностные УУД).
В дневниках учащихся ОС «Школа 2100» предусмотрена работа по выставлению самооценки за каждый урок. Ребята анализируют уровень сформированности УУД в конце каждой четверти, заполняя специальные страницы дневника.
Анализ сформированности УУД
В течение 2012 – 15 учебных годов мною проводилась диагностика познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных УУД согласно Программе развития универсальных учебных действий МКОУ «Лахденпохская СОШ», разработчиком которой я являюсь. На основании результатов диагностики проведён мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в 1-3 классах за 2012 — 2015 учебные годы.
Цель мониторинга: отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Функции мониторинга: диагностическая, оценочная, контрольная.
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика класса.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических средств их достижения.
Уровни сформированности личностных УУД оценивались по следующим методикам:
- Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (выявление уровня самооценки)
- методика оценки уровня школьной мотивации по Н.Г. Лускановой
- методика «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)
Сформированность личностных УУД
Самопознание и самоопределение (самооценка)
Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)
Нравственно-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Образовательная программа «Школа 2100» и ее реализация в четырехлетней начальной школе
Одна из важных задач системы повышения квалификации — ознакомление работников образования с инновационными процессами в начальном образовании и освоение ими вариативных систем начального образования. В программе характеризуются концептуальные основы и методические подходы к преподаванию УМК «Школа 2100».
Настоящая программа разработана для учителей начальных классов и рассчитана на 120,5 часов, из них 72 часа учебного времени. По учебно-тематическому плану предусматриваются внеаудиторные занятия 40,5 часов, из них на итоговую аттестацию (экзамен или проектная работа по выбору слушателей) 12,5 часов; на контрольную работу 12,5 часов; на диагностику (входная и итоговая) 16 часов. При этом соотношение теоретических и практических форм распределяется следующим образом: сорок восемь лекций, десять практических занятий, одно выездное занятие и один круглый стол.
Цель данной программы заключается в организации усвоения дидактического и методического обеспечения четырехлетнего начального образования в рамках образовательной программы «Школа 2100».
Главная цель программы достигается посредством: актуализации опыта слушателей, активного включения участников повышения квалификации в позитивный проблемный анализ этого опыта, нацеленности слушателей на конечные результаты повышения квалификации и их дальнейшее использование в практической деятельности, усиления практической и продуктивной направленности программы, организации освоения дидактического и методического обеспечения четырехлетнего начального образования в рамках УМК «Школа 2100».
- Современные нормативно-правовые основы образования (6 часов, лекции);
- Теоретико-методологические и психофизиологические основы профессиональной деятельности (12 часов, лекции);
- Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности (40 часов, 30 лекций, 10 практических занятий);
- Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности (12 часов, 6 часов выездное занятие, 6 часов деловая игра).
1. Современные нормативно-правовые основы образования (6 часов). В данный раздел входят такие вопросы, как: роль и задачи, условия развития российского образования; государственная политика в области образования, её правовая регламентация; роль государства в становлении и развитии образования; принципы государственной образовательной политики; государственные гарантии приоритетности образования, задачи и структура системы государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования. Раскрываются особенности правового регулирования участников образовательного процесса.
2. Теоретико-методологические и психофизиологические основы профессиональной деятельности (12 часов). Концепции воспитания в свете современной государственной образовательной политики (6 часов). Отличие педагогической концепции от смежных явлений (теория, подход, педагогическая технология, педагогическая парадигма). Обзор концепций воспитания (социального воспитания, личностно ориентированные культурологические, личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания). Современные концепции воспитания, наиболее актуальные в свете современной государственной образовательной политики.
Дидактические концепции в контексте модернизации современной российской школы (2 часа). Сравнительный анализ современных дидактических концепций и теорий (объяснительно-иллюстрированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, дидактического энциклопедизма, дидактического формализма, дидактического прагматизма, функционального материализма, дистанционного обучения и т.д.) Современная педагогическая наука о построении образовательного процесса на основе электронных учебных материалов и ресурсов нового поколения (цифровых образовательных ресурсов).
Современные психологические теории о развитии личности учащихся (3 часа). Современные теории о развитии личности младших школьников (подростка и старших школьников). Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной школе на основе современных психологических теорий развития личности ребенка.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога (3 часа). Педагогические функции и умения учителя и особенности их развития в процессе профессиональной деятельности.
3. Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности (40 часов). При освещении первого вопроса рассматриваются особенности традиционной системы начального образования, проводится анализ целостных моделей УМК «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Классическая начальная школа» и систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
В материале первого вопроса рассматриваются понятия: что такое нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность? Основные положения современного подхода к инновационной деятельности. Основные направления инновационной деятельности. Целесообразность и эффективность инноваций в начальном образовании. Показатели, определяющие эффективность инноваций и приоритеты в инновационной деятельности педагогов начальной школы.
Основные педагогические факторы, влияющие на здоровье младших школьников. Нормативно — правовая база здоровьесберегающего подхода в обучении. Рациональный режим учебного процесса. Санитарно-гигиенические условия школьного помещения. Модульные программы как одна из форм формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Проектные технологии как педагогический метод, его значение в реализации начального образования.
Технология безотметочного оценивания учебных достижений младших школьников, формирование контрольно-оценочной самостоятельности. Нормативные документы и методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации безотметочного обучения в первом классе.
4. Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности (12 часов). Рассматриваются вопросы: психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования; характеристика ребенка перед поступлением в школу; особенности нового раздела федерального компонента государственного стандарта: общие учебные умения, навыки и способы деятельности; преемственность в работе дошкольного, начального и среднего образования. Реализация современных подходов к учебно-воспитательному процессу начальной школы.
Источник: ipk74.ru
Программа обучения в начальной школе 2100 что это
Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять этот мир, вносить в него что-то новое, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
«Выращивание» именно такой личности ставит перед собой цель ОС «Школа 2100» (авторы А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев и др). Данная образовательная система располагает теоретической концепцией, которая базируется на принципах комфортности, формирования целостного образа мира, обучения деятельности минимакса, обеспечена комплектом учебников и пособий, обеспечивающих реализацию непрерывного и преемственного образования на всех ступенях обучения, единое методическое и психологическое пространство.
Для учителя современной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:
Каковы концептуальные положения комплекта?
В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?
Каковы особенности методики преподавания?
Какова роль УМК в формировании у обучающихся умения учиться?
Так в чем же особенность УМК по русскому языку, литературе и риторике ОС «Школа 2100»?
Учебники и учебные пособия на всех ступенях образования: дошкольное образование – начальная – средняя – основная школа создавались единым творческим коллективом на основании общей концепции, содержательных линий развития, единого подхода к построению образовательного процесса.
На собственном опыте я убедилась, что это учебники и учебные издания нового поколения, которые дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.
Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.
В основу учебников ОС «Школа 2100» заложен принцип «минимакса», что позволяет реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса. Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт все, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и «максимумом» в соответствии со своим индивидуальными возможностями и способностями. При этом создаётся мотивация учебной деятельности, то есть ученик знает, что за учебный материал он будет изучать, каковы конкретные задачи и ожидаемый результат обучения.
Данные учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых. Это создает возможность ученику выбрать свой образовательный маршрут.
Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий помогают ребятам самим выделить важную информацию. В учебниках большое количество творческих заданий, которые учат применять полученные знания в жизни. Задания к иллюстрациям развивают наблюдательность, умение «вычитывать» информацию из иллюстрации.
В конце каждой темы, как в учебниках по литературе, так и по русскому языку, представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.
Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал.
Рабочие тетради с печатной основой как по русскому языку, так и по литературе, позволяют организовать дифференцированную работу, помогают в отработке навыков и умений по изучаемому материалу, позволяют отследить успешность ученика, выявить трудности в освоении материала, организовать работу по повторению и обобщению материала, контролю знаний, умений и навыков, привлекают ребят к творчеству.
Большое внимание уделяется общеучебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебников.
Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать средствами самого языка. Поэтому в учебниках авторы непрерывного курса, с одной стороны, регулярно обеспечивают исследовательскую работу учащихся: так организуют учебный материал, чтобы они сами, наблюдая, анализируя, сравнивая, открывали законы языка, те или иные свойства языковых единиц, выводили закономерности и формулировали правила письма. С другой стороны, в качестве дидактического материала предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие не только изучить или закрепить материал по конкретной теме, но и почерпнуть полезную научную информацию, увидеть красоту художественного текста, провести комплексный анализ текста, увидеть, как «живут» в нем, например, разные части речи или как работают законы языка.
УМК открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм, делая обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок.
Но каким бы отличным не был УМК, успешность работы может быть обеспечена лишь при освоении учителем новых технологий. Нельзя работать по новым учебникам старыми методами. Поэтому каждому учителю необходимо освоить технологии ОС «Школа 2100»: технологию проблемно-диалогического обучения, развивающую идеи И.А. Ильницкой, В.Т.
Кудрявцева и др., технологию формирования типа правильной читательской деятельности, развивающую идеи Н.Н. Светловской, Г.Г. Граник, технологию оценивания учебных достижений и проектную технологию.
Конечно, проблемный диалог — не новая технология. Но именно образовательная система «Школа 2100» впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю.
Первая проблема, встающая перед учителем, перешедшим на УМК «Школа 2100», — это нехватка времени. Как уместить в 40-45 минут урочного времени материал, который дан не только в самом учебнике, но и в рабочей тетради, тетради для самостоятельных и контрольных работ?
А ведь еще практически на каждом уроке творческие диктанты, тематические тесты, небольшие зарисовки, работа со словарем и ещё, и ещё… А проблемно-диалогический метод? Попробуй подвести к постановке проблемы! А гипотезы. Ведь их нужно не только выслушать, но и еще найти аргументы или выдвинуть контраргументы… А закрепление? Тоже время!
Конечно же, необходима тщательная подготовка учителя к каждому уроку, постепенное овладение новыми технологиями, очень важен обмен опытом с коллегами, и самое главное, желание творить. Проработав по УМК ОС «Школа 2100» всего два года, я заметила, что изучение русского языка стало для учащихся не скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом. Материал, помещенный в учебниках, позволяет нам вместе с ребятами наблюдать, исследовать, сравнивать, «открывать» законы языка, выводить общие закономерности. Процесс обучения стал у нас творческим.
Как учитель хочу отметить в учебниках русского языка линию развития речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные «плоды» совместного труда — учебника (его авторов), учителя и ученика! А кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика. Раз в учебнике, значит я смогу, я знаю, я учусь.
Очень важно, что в УМК по русскому языку разработаны учебники и для 10-11 классов, где теоретический материал представлен не в виде традиционных правил и определений, а в форме текстов. Каждое занятие завершается итоговыми заданиями исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Совершенствование коммуникативных умений осуществляется на речевых практикумах, причем с обязательной опорой на курс риторики, простроенный до 11 класса. Учебники 10-11 классов привлекательны для учителя ещё и тем, что обеспечивают выполнение стандарта общего образования 2004 года как на базовом, так и на профильном уровнях, направлены на развитие предметных и общеучебных умений.
Замечательный подход авторов УМК «Школа 2100» к изучению литературы: от интереса — к знаниям. Цель литературного образования авторы справедливо определяют как воспитание грамотного, компетентного читателя, имеющего потребность в чтении, читателя, обладающего высокой языковой культурой, культурой чувств и мышления.
Программа по литературе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» и включает базовый компонент литературного образования, обеспечивая выполнение государственных стандартов. Одно из несомненных преимуществ данной программы – идея преемственности преподавания литературы от начальной школы к средней и старшей.
На мой взгляд, очень важно, что сегодня, когда интерес к чтению книг у молодого поколения снижен, авторы учебников при подборе текстов учитывают не только национальную педагогическую традицию обращения к данному тексту, но и действительный круг чтения учащихся, а также психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Авторы выделяют произведения для текстуального изучения, которые рассматриваются в содержательном, литературоведческом, культурологическом аспектах , и для обзорного изучения, которые читаются и обсуждаются прежде всего в плане их содержания в соответствии с запросами и возможностями учащихся.
Тексты русских писателей соседствуют с текстами писателей зарубежных, что позволяет расширить читательский кругозор учащихся, помогает выявить общие закономерности развития мирового литературного процесса, понять место русской литературы в нем.
Все учебные пособия имеют свои названия (произведения подобраны в соответствии с названиями). Выделяются базовые теоретико-литературные понятия.
В учебниках 5–8-го классов произведения объединены в смысловые блоки. Это позволяет показать разные взгляды писателей на одно и то же явление, событие, помогает ученику осознать многообразие жизненных позиций, выработать свою точку зрения, умение полемизировать. Сопоставление произведений выявляет особенности языка и стиля, учит постижению художественной индивидуальности писателя.
Лирические произведения в блоках изучаются как произведения, тематически и эмоционально оттеняющие прозу. Подобный подход помогает развитию чувств, – того, что связано с внутренним миром подростка. При этом авторы не обходят вниманием и художественный анализ лирических стихотворений.
Удачен и иллюстративный материал, который также предназначен для установления ассоциативных связей с текстом входящих в учебник литературных произведений. Кроме того, значительная часть иллюстраций помогает воссоздать эпоху. Задачам и целям проблемного обучения служат авторские тексты и введенные в учебники 5–8-го классов сквозные персонажи, вызывающие чувство симпатии своей внутренней интеллигентностью, любознательностью и страстью к чтению.
Учебник 9-го класса посвящен развитию русской литературы. По замыслу авторов программы, в 9_м классе завершается литературное образование по концентрической системе.
Несмотря на то, что авторами разработаны учебники по литературе для 10–11-й классов, к сожалению, они ещё не изданы. Это создаёт определенные сложности как для учителя, так и для учащихся. В 10-11 кл. авторы предполагают разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс) и функциональном (элективные курсы) аспектах.
Курс риторики
Одной из актуальных тем сегодняшнего дня является коммуникативная компетентность и её составляющие (умение слушать, понимать других, умение передать информацию). Именно риторика непосредственно учит общению. Курс риторики в ОС «Школа 2100» простроен до 11 класса. В комплект входит завершенная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской: «Школьная риторика» 5-9 кл., «Риторика» — 10,11 кл., методические рекомендации для учителя и электронные пособия с музыкальным сопровождением.
Еще раз хочется подчеркнуть: все учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. В процессе обучения по УМК — «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Уже точно можно отметить, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.
И.П. Фомичева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 156, г. Новосибирск
Источник: www.den-za-dnem.ru