Программа обучения спо что это такое

Программа обучения спо что это такое

«Методические рекомендации об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования» (направлены письмом Минобрнауки России от 20.07.2015 N 06-846)

письмом Минобрнауки России

от 20 июля 2015 г. N 06-846

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464, федеральными государственными образовательными стандартами по программам среднего профессионального образования и иными нормативными и правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Формы получения образования и формы обучения

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) по программам среднего профессионального образования (далее — СПО), реализуемые профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, реализующими программы СПО (далее — образовательные организации), представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ СПО соответственно по профессиям и специальностям, и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации независимо от форм получения образования.

При разработке настоящих Рекомендаций учтена норма, в соответствии с которой образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приравниваются к уровням образования и образовательным цензам, установленным данным Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих (служащих) .

Часть 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации определяют организацию ускоренного обучения в пределах осваиваемых образовательных программ СПО — программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программ подготовки специалистов среднего звена.

2. Ускоренное обучение в пределах образовательных программ СПО допускается для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по соответствующему профилю по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) или по программам подготовки специалистов среднего звена, а также высшее образование, либо для лиц, имеющих достаточный уровень практической предшествующей подготовки и опыт работы.

Экспертиза образовательных программ среднего профессионального образования — 1.12.18

3. Ускоренное обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Ускоренное обучение осуществляется с учетом знаний, умений, общих и профессиональных компетенций (далее — ОК и ПК соответственно), полученных на предшествующем этапе обучения либо в рамках практической деятельности.

Образовательная организация самостоятельно определяет уровень имеющейся подготовки, включая оценку практических навыков, умений и компетенций, опыта работы, а также осуществляет зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин/разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, в том числе по каждому виду практики, знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и разрабатывает индивидуальный учебный план по образовательной программе, предусматривающий ускоренное обучение.

5. Ускоренное обучение в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) допускается для лиц, завершивших образование по иным программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), что подтверждается соответствующими документами об образовании и о квалификации, и реализуется в более короткий срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным ФГОС по профессии, учебным планом данной образовательной организации по соответствующей форме обучения.

6. Ускоренное обучение по программам подготовки специалистов среднего звена допускается для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по иным программам подготовки специалистов среднего звена, что подтверждается соответствующими документами об образовании и о квалификации, и реализуется в более короткий срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным ФГОС по специальности, учебным планом данной образовательной организации по форме получения образования.

7. Ускоренное обучение по образовательным программам СПО — программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) допускается для лиц, имеющих высшее образование, которое подтверждено соответствующими документами об образовании и о квалификации и реализуется в более короткий срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным ФГОС по специальности/профессии, учебным планом данной образовательной организации по соответствующей форме обучения.

8. В целях обеспечения преемственности и непрерывности профессионального образования при ускоренном обучении рекомендуется учитывать результаты освоения программ среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или с профильным обучением, а также иным образовательным программам, в том числе программам высшего образования, программам дополнительного профессионального образования и пр.

9. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется с учетом знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, полученных на предшествующем уровне образования либо в рамках практической деятельности и продемонстрированных обучающимся, претендующим на ускоренное обучение.

Читайте также:
Windows defender что это за программа как отключить

10. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется на основании заявления лица, желающего обучаться по индивидуальному учебному плану в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Заявление об ускоренном обучении по индивидуальному учебному плану может быть подано при поступлении в образовательную организацию (в заявлении о приеме) или после зачисления путем подачи отдельного заявления на имя руководителя образовательной организации.

II. Организация ускоренного обучения в пределах

образовательных программ среднего

11. Решение о возможности ускоренного обучения по программе СПО принимается образовательной организацией на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, в том числе по каждому виду практики, знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, пройденных в процессе предшествующего обучения и (или) результатов входного контроля.

В образовательных организациях, реализующих программы СПО, перезачет осуществляется после зачисления обучающегося в соответствии с учебно-программной документацией по профессии, специальности на основании документов об образовании и (или) квалификации либо документов об обучении.

Перезачет может осуществляться путем аттестации обучающегося в форме собеседования, тестирования или в иной форме оценки, определяемой образовательной организацией (см. п. 5 настоящих Рекомендаций).

12. Результаты аттестации обучающегося и решение о возможности его ускоренного обучения по образовательным программам СПО оформляются распорядительным актом образовательной организации.

13. В распорядительном акте указываются перечень и объемы аттестованных учебных дисциплин и (или) их разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, видов практики, полученные оценки, а также формы промежуточной аттестации (экзамен, зачет) в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. В распорядительном документе на основании результатов аттестации устанавливается срок обучения по индивидуальному учебному плану в пределах образовательной программы среднего профессионального образования. На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальный учебный план обучающегося.

14. Записи об аттестованных учебных дисциплинах, междисциплинарных курсах, профессиональных модулях и по каждому виду практики заносятся в зачетную книжку обучающегося. При переводе или отчислении обучающегося указанные записи вносятся в справку, а по окончании образовательной организации — в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании. При этом наименования и объемы аттестованных учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и каждого вида практики должны указываться в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения.

15. Допускается принятие положительного решения о возможности ускоренного обучения в пределах образовательной программы СПО при неполном перезачете необходимого учебного материала. В этом случае распорядительный акт должен определять график ликвидации задолженности, возникшей при переходе к обучению по ускоренной образовательной программе СПО.

Если обучающийся, получающий образование по индивидуальному учебному плану, предусматривающему ускоренное обучение, не может продолжать обучение по указанной образовательной программе (в связи с недостаточностью предшествующей подготовки и (или) способностей или по другим причинам), то он продолжает обучение по учебному плану соответствующего года обучения.

III. Разработка индивидуальных учебных планов,

предусматривающих ускоренное обучение

16. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который формирует индивидуальную образовательную траекторию обучающегося .

Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Индивидуальный учебный план разрабатывается образовательной организацией для одного обучающегося или группы обучающихся на основе результатов перезачета (при формировании ускоренной образовательной программы СПО) и (или) результатов анализа предшествующей практической подготовки, способностей обучающегося, его опыта работы.

Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при ускоренном обучении в пределах образовательной программы СПО устанавливается образовательной организацией самостоятельно и регламентируется локальными нормативными актами.

Образовательная организация вправе для обучающихся предусмотреть сочетание различных форм обучения. В этом случае реализация образовательной программы СПО осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который разрабатывается образовательной организацией для одного обучающегося или группы обучающихся и утверждается руководителем образовательной организации.

Индивидуальный учебный план должен предусмотреть объем учебного времени на все компоненты обязательной и вариативной части циклов, разделов образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО. Срок освоения образовательной программы СПО при этом устанавливается образовательной организацией.

Источник: legalacts.ru

Методика преподавания СПО: как преподавать в ссузах?

Есть ли разница в обучении в школе, ссузе и вузе? Мы считаем, что есть. Поэтому в статье речь пойдёт об особенностях методов обучения в учебных заведениях СПО.

Методы обучения в СПО: как преподавать в ссузах?

Что такое СПО?

СПО — это среднее профессиональное образование. Такое образование можно получить в ссузах — средних специальных учебных заведениях, которыми являются техникум (программы базовой подготовки) и колледж (программы базовой и углублённой подготовки).

Ссузы могут иметь разную организационно-правовую форму:

  • ГОУ СПО — государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
  • ЧОУ СПО — частные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
  • АНО СПО — автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования.

Учащиеся ссузов в течение первых 2-х лет обучения обычно продолжают изучать школьную программу, однако в несколько сокращённом формате.

Особенности преподавания в СПО, отличия от школы и вуза

Перечислим некоторые важные факты об обучении в ссузах, которые в итоге отражаются на преподавателях:

  • В ссуз проще поступить, чем в вуз. Из-за этого учиться туда приходят чуть менее подготовленные студенты. А слабых учеников сложнее обучать.
  • Требования к освоению общеобразовательных предметов ниже вузовских, поэтому прошлый пункт (сложность обучения) нивелируется более низкими стандартами. Однако педагогам в таком случае может быть менее интересно преподавать свой предмет, ведь глубокие знания преподавателя не всегда будут востребованы и оценены.
  • Зачастую ученики приходят в ссузы для освоения конкретной специальности. И если студент уже решил перейти от изучения широкого круга предметов (в школе) к более узкому (в ссузе), то, скорее всего, он готов больше времени уделять обучению. И как раз с заинтересованными в профессии учениками работать приятнее — ведь они инициативны и активны.
  • Обучение носит практико-ориентированный формат, поэтому преподаватели должны не только разбираться в теории, но и уметь передать свои навыки учащимся.
  • Во время обучения студенты могут проходить производственную практику или даже работать, что может отвлекать их от учебного процесса. И если ученики в таком случае, возможно, даже выигрывают, то преподаватели могут зачастую сталкиваться с прогулами и некачественно выполненные заданиями, мотивированными «освоением профессии на практике».
Читайте также:
Что за программа keyran

Методы обучения, применимые в СПО

Для решения проблемы выбора актуальных методов для преподавания в ссузах необходимо ориентироваться в общих методах обучения.

Далее мы расскажем о возможных методах, методиках и средствах обучения, выделяя наиболее подходящие для СПО.

Разделение методов преподавания по принципу активности:

  • Пассивные методы обучения (когда учитель говорит, а ученики слушают);
  • Активные методы обучения (когда учитель говорит с учениками, ученики говорят с учителем);
  • Интерактивные методы обучения (когда учитель говорит с учениками, ученики говорят с учителем и друг с другом).

В контексте СПО наиболее подходящими методами являются активные и интерактивные, так как именно они позволяют осваивать профессию не только в теории, но и на практике.

Методы обучения в СПО: как преподавать в ссузах?

Соответственно, применение любых методов обучения нужно реализовывать в рамках установленных стандартов.

Источник: repit.online

Профессиональная переподготовка на базе среднего профессионального образования

Профессиональная переподготовка – дополнительная образовательная программа, направленная на получение знаний и освоение новых навыков, необходимых для присвоения дополнительной квалификации.

Программы курсов рассчитаны на освоение дополнительной профессии в максимально сжатые сроки. Диплом, полученный после окончания обучения, дает его обладателю право на ведение трудовой деятельности по выбранной специальности.

Переподготовка на базе среднего профессионального образования

Обучение осуществляется на базе высшего или среднего профессионального образования (техникума или колледжа).

Переподготовку можно пройти как в рамках своей специальности, так и в совершенно другой сфере. Однако, существуют некоторые ограничения, запрещающие обучение по ряду специальностей без профильного образования. Например, невозможно пройти переподготовку по специальности «Хирургия», не имея законченного высшего медицинского образования.

Международная академия экспертизы и оценки предлагает широкий выбор учебных программ, доступных на базе среднего профессионального образования.

Специальность, указанная в дипломе о переподготовке, является равноправной со специальностью по базовому образованию в ССУЗе.

Преимущества дистанционных курсов

Обучение на курсах профессиональной переподготовки занимает срок от 3 до 6 месяцев. Учебные программы состоят исключительно из профильных предметов, что значительно сокращает сроки обучения.

Освоить выбранную профессию можно дистанционно. Курсы переподготовки на базе среднего профессионального образования не требуют сдачи дополнительных вступительных испытаний и доступны каждому, ведь стоимость обучения составляет от 10 000 до 15 000 рублей.

После завершения обучения специалист получает диплом установленного образца.

Где пройти профессиональную переподготовку на базе СПО

В Международной Академии Экспертизы и Оценки вы можете пройти профессиональную переподготовку по различным специальностям за 3-6 месяцев на базе среднего профессионального образования:

  • Одна из самых доступных цен в России
  • Обучение в полностью дистанционном формате, не выходя из дома
  • Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца
  • Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
  • Действующая лицензия на образовательную деятельность
  • Более 10 000 выпускников из 85 субъектов Российской Федерации.

Узнать подробности и оставить заявку на обучение вы можете здесь: https://маэо.рф/

Другие профессии

  • Судебная религиоведческая экспертиза
  • Реклама и связи с общественностью
  • Менеджер в здравоохранении
  • Государственное и муниципальное управление

Источник: xn--80axh3d.xn--p1ai

СПО сегодня и завтра

Не секрет, что учеба в институте не дает практического опыта, а теория, оторванная от практики, не поможет стать профессионалом. Именно поэтому российское общество и правительство в последние годы все чаще обращают внимание на то, как обстоят дела в системе СПО? Давайте и мы сегодня поговорим о перспективах средне-профессионального образования.

СПО сегодня и завтра

Говоря о сегодняшнем дне в системе среднего профессионального образования и его будущем, нельзя не коснуться недавнего прошлого, ставшего предпосылкой нынешнего положения дел. В течение второй половины двадцатого века в обществе сформировалось устойчивое мнение о том, что только диплом об окончании ВУЗа раскрывает большие горизонты в жизни. Отчасти такое представление было продиктовано реальной потребностью в специалистах высокого уровня: в то время, в силу объективных причин, рынок труда испытывал такой дефицит.

Параллельно, на фоне всеобщего стремления выпускников школ и их родителей «выбиться в люди» и получить заветный диплом ВУЗа, любой ценой и за любые деньги, складывалось ложное представление о снижении значимости рабочих профессий, особенно, требующих тяжелого ручного труда, при полном отсутствии автоматизации и механизации. Но экономика не может успешно развиваться только усилиями специалистов высокого уровня. Работа медицинского учреждения невозможна без лаборантов и медсестер, государственного учреждения – без делопроизводителя, и так далее.

Читайте также:
Orbitum что это за программа и нужна ли она на компьютере

Другими словами, миф об исключительной важности специалистов с дипломом ВУЗа не выдерживает даже поверхностной критики. И, если говорить откровенно, учеба в институте не дает практического опыта, а теория, оторванная от практики, не поможет стать профессионалом. Именно поэтому российское общество и правительство в последние годы все чаще обращают внимание на то, как обстоят дела в системе СПО? Давайте и мы сегодня поговорим о перспективах средне-профессионального образования.

Ответственность и выбор

Многие специалисты говорят о том, что систему СПО нельзя переводить на рыночные отношения. Они убеждены, ориентированность на рыночные отношения в системе высшего образовании изначально была ошибочной потому что:

  • «Платные дипломы» не гарантируют качества знаний и высокого уровня подготовки специалистов;
  • Абитуриенты, поступившие в ВУЗы на платной основе, взяли на себя ответственность, как минимум, за свое дальнейшее трудоустройство;
  • Активная подготовка «платных специалистов» с дипломами ВУЗов привела к переизбытку кадров высшего звена и дефициту выпускников средних профессиональных учебных заведений;
  • Платная форма обучения вывела за рамки систему распределения молодых кадров, которая создавалась для того, чтобы регулировать рынок труда и уделять внимание молодым специалистам.

Рыночные отношения в образовании были продиктованы всеобщим кризисом системы, экономики и власти. Бюджетные отрасли, поставленные на грань выживания, вынужденно переориентировались на основной закон рынка: спрос рождает предложение.

Такой маркетинговый ход не умаляет ответственности государства за состояние важнейшей сферы экономики и общества, но здесь уместно задать справедливый вопрос: разве не этого добивалось само общество, интересам которого служит государство?

Поэтому, молодые люди должны выбирать не диплом, а профессию и свое будущее. Не стоит забывать простые истины: кризисы приходят и уходят, времена меняются, и выбор есть всегда.

СПО – реальность и перспективы

Система СПО, худо-бедно продержавшаяся «на плаву» все эти годы, пережив всеобщий кризис, вновь попала в поле зрения государства. Яркое подтверждение тому – постепенное ежегодное увеличение количества бюджетных мест в колледжах и техникумах, в то время как уровень платного обучения в ВУЗах не снижается.

Такая тенденция указывает на возрастающую потребность в рабочих кадрах в государственном секторе, что, в свою очередь, гарантирует трудоустройство после окончания колледжа или техникума. В первоочередном списке потенциальных работодателей – крупный бизнес: Росатом, РЖД, Сбербанк, Газпром, крупные региональные концерны и холдинги.

К слову, частный бизнес высоко оценивает уровень подготовки выпускников колледжей и техникумов, отмечая, что по некоторым ведущим специальностям они легко конкурируют с выпускниками университетов.

Переломный момент в системе СПО наступил и уже обозначил прогрессивные перемены. Развитие технологий изменило условия работы специалистов среднего звена в промышленности, тяжелый неквалифицированный труд становится вчерашним днем, а предприятия все больше нуждаются в операторах, умеющих управлять сложной техникой, уверенно владеющими основами программирования, владеющими иностранным языком.

Первоочередная задача средних профессиональных учебных заведений – изменение и усовершенствование учебных программ, поднятие на уровень, отвечающий новым запросам индустрии и экономики в целом. Перед МОН РФ вновь встал вопрос, от которого в период кризиса, казалось, удалось уйти: усовершенствование материально-технической базы обучения, обеспечение квалифицированными кадрами всей системы СПО.

Учитывая вновь обращенное внимание государства на проблемы образования, есть надежда, что первая задача будет решена в самое ближайшее время. Что касается кадрового вопроса, то в количественном составе на сегодняшний день недостатка нет, а вопрос о повышении квалификации вполне решаем внутри самой образовательной системы, и работа в этих направлениях успешно ведется.

Преимущества получения образования в системе СПО

Часто молодым специалистам, при приеме на работу приходится слышать от наставника: «Забудь, чему тебя учили, начинаем учиться заново». У выпускника среднего профессионального учебного заведения проблем с использование теоретических знаний на практике, как правило, не возникает. А все потому, что система СПО изначально ориентирована на обучение практическим навыкам профессии, в то время как специалистов ВУЗов готовят по программе, которая в значительной степени сконцентрирована на теории.

Овладев основами профессии, специалисты среднего звена, как показывает опыт, лучше подготовлены к усвоению теоретических знаний. Это значит, что увеличиваются шансы для дальнейшего профессионального роста. При желании, выпускник колледжа может продолжить обучение в институте, имея за плечами трудовой стаж и опыт, а также полностью осознав свой выбор.

При этом специалист, имеющий за плечами средне-профессиональное образование, может рассчитывать на поддержку государства или предприятия, выдавшего направление на учебу. Стоит напомнить, что доступность СПО гарантирована Законом «Об образовании РФ», и его требования сегодня неукоснительно соблюдаются.

Среди главных преимуществ получения средне-профессионального образования – достаточно высокий уровень заработной платы. Несмотря на высокую квалификацию, выпускники ВУЗов должны подтвердить ее на практике, прежде чем рассчитывать на высокую оплату труда. По некоторым «рабочим» специальностям (автомеханик, слесарь, сварщик) заработная плата достигает более чем среднего уровня, так как эти профессии наиболее востребованы.

Где учиться?

К средствам, выделяемым государством на развитие СПО, прибавляются дополнительные суммы из регионального бюджета, и их объем может быть разным, в зависимости от специфики региона, главной отраслевой ориентированности. Так что, если не планируется смена места жительства, то сначала изучите возможности получения профессии в регионе проживания – это увеличит шансы на востребованность профессии, карьерный рост, повышение заработной платы. Как говорится, не место красит человека, а наоборот.

Источник: fulledu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru