Программа обучения профиль что это такое

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка
консультация

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка Для того, чтобы быть счастливым, нужно лишь три условия — здоровье, хорошая семья и любимая работа. Все остальное не имеет значения. Б. Франклин

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это подготовка школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Основные цели профильного обучения: Создание условий для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями.

Что такое профиль? Профиль – сочетание базовых (общеобразовательных), профильных и элективных предметов, курсов, отвечающее общим требованиям, и нормам учебной нагрузки. Базовые общеобразовательные предметы (обязательные во всех профилях): математика, история, русский и иностранный язык, физическая культура, а так же интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и др.), естествознание (для гуманитарного, социально-экономического и др.)

Бизнес-образование: о чем нужно помнить, если хотите построить успешный бизнес

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например , физика, химия, биологи профильные – профильные предметы в естественно-научном профиле. Литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле. История, право, экономика – в социально-экономическом профиле Являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Функции: 1) Одни из них «поддерживают» изучение основных профильных предметов 2) Другие служат для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Физико-математический профиль (физико-химический профиль) Направления деятельности: -физика -математика +информатика, +химия (учитель математики, астрономы, физик, инженер-технолог, техник-технолог ,горный техник-электромеханик, аппаратчик-оператор, программист, экономист, техник.) Направления данного профиля : Анализ финансовых рисков; анализ фондового рынка; лазерные и оптические технологии (телекоммуникации, оптометрия и т.д.); экологические науки (погода, океанография, контроль за выбросами и т.д.); медицина; космические науки; акустика; электричество и магнетизм; ядерная физика; материаловедение (полупроводники, суперпроводимость, биоматериалы и т.д.)

Естественно-научный профиль (химико-физический профиль, химико-биологический профиль) Направления деятельности: -физика -химия + биология Здравоохранение и социальные услуги (врач, медицинская сестра, фельдшер, лаборант, фармацевт и др.); •• Производство пищевых продуктов (инженер-технолог, технолог, кондитер, повар), •• Химическое производство (инженер, лаборант, лаборант-аналитик); •• Образование (преподаватель); •• Косметология (косметолог, технолог); •• Экология (эколог, лаборант-эколог)

Изучение GitHub в одном видео уроке за 15 минут!

Естественно-научный профиль (биолого-географический профиль) Направления деятельности: -биология -география (биолог, метеоролог, генный инженер, животновод, ветеринар, эпидемиолог, селекционер, микробиолог, ботаник, орнитолог, ихтиолог, картограф, геолог, инженер по охране окружающей среды, эколог, зоолог, изготовитель заквасок, аппаратчик по выращиванию дрожжей, аппаратчик ферментации препаратов биосинтеза (производство антибиотиков, вакцин, фармацевт и т.д.)

Гуманитарный профиль (социально-гуманитарный профиль) Направления деятельности: -педагогика и медицина -обществоведение -история -русский язык -литература -право ( учитель, преподаватель, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, врач, медицинская сестра, фельдшер, ветеринар, зоопсихолог, фитотерапевт, диетолог, косметолог, фармацевт, ортопед, протезист, эпидемиолог, рентгенолог, физиотерапевт, пластический хирург и т.д.)

Гуманитарный профиль (социально-гуманитарный профиль) социальный педагог; социальный работник; социолог;психолог, психоаналитик; коуч (коучер); сотрудник СМИ (корректор, тележурналист, корреспондент газеты, редактор, пресс-атташе и др.); копирайтер, рерайтер; блоггер; археолог; этнограф; хед-хантер, рекрутер; воспитатель; учитель; спичрайтер; политолог; переводчик, литературный переводчик; юрфакалингвист; пиарщик, политтехнолог; художник-иллюстратор, художник-оформитель; экскурсовод; библиотекарь; музейный работник; культуролог; логопед.

Социально-экономический профиль и юридический профиль Направления деятельности: -предпринимательство и домоводство — история и политика (экономист, бухгалтер, банкир, менеджер ) Выпускники экономических отделений вузов получают должности: экономист; менеджер (по продажам, по персоналу, по закупкам, по связям с общественностью); маркетолог; бухгалтер. В юридической сфере есть множество специализаций: Выпускник юрфака может стать: нотариусом; госслужащим; дипломатом; адвокатом; прокурором; следователем; специалистом по разрешению правовых споров определенного типа (например, автоюристом или семейным юристом) и т.д.

Филологический профиль Направления деятельности: -литература -искусство (учитель, переводчик, журналист, логопед, экскурсовод, гувернер и т.д.) научные исследования по изучению связей между древними и современными группами языков, происхождению и эволюции слов, грамматических и языковых форм; разработка, рецензирование и подготовка к изданию научных работ, учебников, методических пособий по изучению языков, словарей, грамматик, систем языковых классификаций; письменные переводы художественной, научной, технической и различной специальной литературы; работа по унификации терминов, совершенствованию понятий и определений в различных отраслях науки и техники, участие в разработках машинных языков.

Информационно-технологический профиль Направления деятельности: -физика, математика, информатика — радиотехника и электроника (программист, корректор системных программ, оператор ЭВМ, менеджер по информационным технологиям, телеграфисты, телефонисты, радиооператоры, телеоператоры )

Индустриально-технологический профиль Направления деятельности: -физика, технология -радиотехника и электроника -механика и конструирование (токарь, фрезеровщик, оператор станков с числовым программным управлением, станочник широкого профиля, наладчик автоматов, техник-судостроитель, инженер-конструктор, часовщик, оператор вакуумных установок, инженер-строитель, швея, портной, технолог текстильного производства, ткач, вязальщица трикотажных изделий, техник-технолог обувного производства, столяр, инженер по деревообработке, инженер-химик по производству бумаге, машинист автоматической линии по изготовлению книг и т.д.)

Агро-технологический пофиль Направления деятельности: — биология -животноводство -география и геология -агрономия -сельскохозяйственная техника ( агроном, овощевод, полевод, садовод, эколог, фермер, селекционер, травник, фитотерапевт, фитодизайнер, озеленитель,флорист, цветовод, ландшафтист, биолог, ботаник, лаборант)

Художественно-эстетический профиль Направления деятельности: -литература -искусство ( художник, декоратор, стилист, витражист, скульптор, актер, гид-экскурсовод, архитектор, инженер, искусствовед, историк, музыкант, танцор, дизайнер, гравер, кружевница, стеклодув, ювелир, чеканщик, фотограф, плиточник, огранщик камней, цветовод-декоратор, модельер, писатель, композитор )

Оборонно-спортивный профиль Направления деятельности: -спорт (физкультура) -военное дело (ОБЖ) (военный, полицейский, пожарный, МЧС, спасатели, охранники, таможенник, следователь) -физкультурное образование -военное образование -образование ведомственное

Представительство Уральского Юридического Института МВД РФ Специальность : Юриспруденция, Право и организация социального обеспечения» и «Правоведение» Квалификация выпускника : Юрист Очная форма обучения На базе среднего и любого средне — специального образования – 6 лет. Вступительные экзамены: русский язык (тестирование) обществознание (тестирование) история России (тестирование) Литература (сочинение) Стоимость обучения -…… Какой профиль обучения в 10-11 классах необходим? Социально-экономический

Второе условие правильного выбора профессии-учет своих способностей Все способности делятся на общие и специальные Общие-это те способности, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени. Специальные – музыкальные, художественные, математические, литературные, и другие.

Важно знать личностные особенности Одни эмоциональны, другие –более рациональны. Одни терпеливы, другие импульсивны. Одни мыслями и чувствами направлены на окружающий мир, другие –на свой внутренний.

Какие университеты наиболее популярны? Рейтинг вузов по данным (юридическим) специальностям?

План-схема введения профильного обучения в МБОУ МО г. Нягани «СОШ № 4 ». Предпрофильная подготовка 9-х классах Психологическое сопровождение Профориентационная работа Проведение курсов по выбору Предварительные итоги выбора дальнейшего профиля обучения — январь Заключительные итоги. Формирование профильных классов- май Оценка имеющихся в школе возможностей для осуществления профильного обучения. Кадровое обеспечение Материально-техническое обеспечение Учебно-методическое обеспечение Формирование профильных классов с учётом индивидуальных образовательных запросов учащихся и имеющихся в школе возможностей Диагностическая работа май Информационная, организационно-практическая работа май Итоговая аттестация июнь Приём в профильные классы Июль-август Составление учебного плана профильного класса май – август

Читайте также:
Ms word что это за программа зачем нужна

Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научюсь. Китайская мудрость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения»

На базе школьного лесничества «Лесные Берендеи» как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс.

«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс.

Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным.

Рабочая программа курса информационной работы, профильной ориентации (для 9 класса предпрофильной подготовки)

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы ориентационного курса для 9 класса Л. И. Зикуновой, О. И. Поверенной и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Так как учебным планом .

Методика опережающего обучения на стадии ранней предпрофильной подготовки в гимназических классах на уроках русского языка.

Из опыта работы.

Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.

Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики.

Источник: nsportal.ru

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове «школа», то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Что такое профильное образование?

Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс «Математическая статистика» позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.
Читайте также:
Cyberlink powerdirecTor 10 что это за программа

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Источник: fulledu.ru

Зачем школе внедрять профильное обучение и как не превратить его в профанацию

Фото: личный архив Дмитрия Фишбейна. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

По данным Минтруда, больше трети выпускников российских вузов работают не по специальности. Это результат неправильного выбора профобласти, который начинается уже в старшей школе. О том, как профильное обучение помогает детям самоопределиться, как его организовать и оценить результаты, мы поговорили с Дмитрием Фишбейном, директором Лицея НИУ ВШЭ.

Почему профилизация необходима

Детям

Один из основных вопросов, который волнует ученика на пороге 10-11 класса, это «Чем бы я хотел заниматься дальше во взрослой жизни?». И это нормально, когда в 15 лет ребенок не представляет, кто он. Если думает, что знает, это, скорее всего, влияние его семьи или круга общения, подмена выбора.

Поэтому задача старшей школы — дать ребенку самостоятельно попробовать себя в близкой профобласти, чтобы к концу обучения он смог осознанно выбрать вуз. Профилизация — естественный способ это сделать.

К концу 9-го класса дети уже способны разнести предметы школьной программы в два столбика. В первом — дисциплины, которые ребенку удаются и ему интересны. Во втором — предметы, которые не вызывают положительного отклика. Профилизация как раз позволяет ребенку углубленно заниматься тем, что ему в первую очередь интересно. А все остальное изучать на базовом уровне.

Противники профильного обучения обычно сетуют, что этого недостаточно — нет фундаментальности. Но все предметы углубленно изучать невозможно — в старшей школе их может быть около 15-ти. С такой нагрузкой велика вероятность, что школьник переутомится и перестанет спать. Поэтому логично, что ребенку следует выбрать одну наиболее интересную на данный момент область знания и изучать ее серьезнее, чем остальные.

Многие взрослые-выпускники не профильных школ, вспоминают, что на предметах, к которым у них не было склонности, им просто приходилось «выживать». И сейчас они их уже совершенно не помнят, что на них изучали. Было бы гораздо лучше, если бы они больше времени посвящали дисциплинам, которые нравились, и не тратили его на занятия, которые не приносят результата.

Школе

Старшая школа находится в очень серьезной конкуренции с альтернативным образованием. Количество старшеклассников из крупных городов, которые уходят на семейное обучение, экстернат и т. д. растет с каждым годом. Пандемия показала семьям, что дистанционно заниматься возможно и недорого: средний чек на дополнительное онлайн-образование — примерно 2,5 тысячи рублей в месяц. И если школа в будущем не позволит старшеклассникам самим влиять на траекторию обучения, они из нее уйдут.

Выиграть в этой конкуренции получится, если ввести профили. Разнообразить их, дать детям возможность реализовать индивидуальный учебный план, перевыбирать направления. и т. д. Тогда они в школу придут и там останутся.

Например, в последние несколько лет в 9-е и 10-е классы Лицея НИУ ВШЭ стабильно хотят поступить около 4000 московских старшеклассников. Эти ребята не находят чего-то в своих школах и хотят перейти в другую, потому что видят там больше возможностей, вариативности.

Директорам рано или поздно придется осознать: либо они создают старшую школу, которая отвечает запросам нового типа мотивированных детей, либо их учебные учреждения окажутся не востребованы.

Каким должно быть качественное профильное обучение

Профилизация дает высокие результаты только при условии, что образовательное учреждение этот подход правильно осмысляет и реализует.

Во-первых, профилей должно быть много. Если количество вариантов ограничено, повышается угроза адекватности выбора.

Вокруг основополагающих профилей — физико-математического, социально-гуманитарного, естественнонаучного — могут появляться и исчезать ответвления. Если на то есть запрос. Например, в Лицее НИУ ВШЭ мы думаем над запуском отдельного профиля креативной индустрии. Сейчас дети, которые хотят стать медийщиками, журналистами, учатся на направлении «Гуманитарные науки». Но в этой профобласти уже образуется новая, специфичная сфера, которая граничит с дизайном и производством.

Во-вторых, в 10-11 классе у ученика должна быть возможность сменить направление.

Бывает так, что ребенок выбрал физмат-профиль, потому что, вроде как, технарь. Но через полгода уже смотреть не может на эту физику и математику. Но ему говорят: «Знаешь что, дорогой, ты выбрал, и ты, пожалуйста, доползи до конца 11-го класса». В таком случае профилизация превращается в колею, из которой ребенок не сможет выбраться до конца школы.

В Лицее НИУ ВШЭ, например, есть 10 профилей. Менять их дети могут в специально придуманные «Юрьевы дни»:

  • в октябре 10-го класса;
  • в декабре 10-го класса;
  • в мае 10-го класса;
  • в сентябре 11-го класса.

В 2020 году на 725 выпускников Лицея пришлось 440 изменений: уровня изучения предмета, учебного плана, профиля в целом. Кто-то корректировал свою траекторию единожды, а кто-то — несколько раз.

В-третьих, достаточно много прав должно быть передано самим детям. Они самостоятельно выбирают профиль и составляют индивидуальный учебный план. Решают, какие предметы изучать углубленно, какие на базовом уровне, а какие не будут учить вообще. И могут менять свой выбор, если возникла необходимость.

Ребенок сам вкладывает в свое образование усилия, а не кто-то это делает за него — привязывает к стулу и говорит «Пока не доделаешь — отсюда не уйдешь!».

В-четвертых, эффективно реализовать систему профилей получится только в «большой» старшей школе. Если в старших классах два потока с общим количеством в 50 учеников, предложить им 5 профилей нереально. Школа не сможет обеспечить их ни содержательно, ни экономически. Чаще всего в этой ситуации создают, например, физико-математический и гуманитарный классы, и поровну распределяют детей между ними. При этом большинство девочек идет в гуманитарный, а мальчиков — в физмат.

Но когда за ребенка решают взрослые, количество профилей ограничено, и он не может изменить свой образовательный маршрут — это плохая ситуация. В таком случае эффективнее оставить обычное обучение.

Как запустить профили в школе и оценить результат

Опираться на свои кадры

Выбирать, какой профиль открыть в школе, следует отталкиваясь от уровня и типа кадров. Если в учебном заведении есть сильные биологи, химики и физики — логично запустить естественнонаучное направление. Если нет, не стоит этого делать, даже если есть запрос от детей и родителей.

В этом случае школа сообщает: наш основной профиль — гуманитарный. Мы специализируемся в этой области, и у нас есть сильные кадры. Если вы хотите углубленно изучать естественные науки, обратитесь в другую школу.

Лучше сохранять вариативность в рамках одного направления, чем создавать много разных, но неэффективных классов.

Сотрудничать с вузами

Чтобы серьезно реализовать профиль в старшей школе необходимо привлекать внешних преподавателей — людей из вузов или бизнеса. Это явный запрос и детей, и родителей.

Среди школьных учителей сложно найти крутых экономистов, социологов, политологов, программистов. А если, например, «Право» будет вести человек, который напрямую связан с юриспруденцией, ребенок сможет себя с ним соотнести и лучше понять, подходит ему это занятие или нет.

Читайте также:
Mega программа что это

Обеспечить индивидуализацию

Необходимо организовать обучение так, чтобы у ученика был индивидуальный учебный план и возможность выбора и перевыбора траектории.

Здесь есть нюанс: если дети учатся по индивидуальным учебным планам, это приводит к разрушению классов. Потому что занятия русским языком на базовом уровне проходят с одним потоком, математикой на профильном уровне — с другим, МХК — с третьим. В Лицее НИУ ВШЭ, например, ученики вместо классов поделены на группы, которые формируются по схожим индивидуальным учебным планам.

Классный руководитель в этом случае исчезает. Его позицию значимого взрослого занимает куратор. Он не создает мини-школьный коллектив, а индивидуально консультирует каждого из ребят в группе: помогает выбрать профиль, оценить успехи, определить траекторию поступления в вуз.

Обратиться к специалистам

Успешно внедрить перспективное профильное направление помогут консультанты. Например, компания «Атлас Коммуникации» в апреле 2022 года запустила федеральный проект «Предпринимательский класс». Он позволяет открыть обучение школьников предпринимательству на базе социально-экономического профиля.

«Атлас Коммуникации» обеспечивает школе методическую и организационную поддержку на всех этапах. В пакет участника федерального проекта входят:

  • готовые программы и методические материалы профильных предметов и элективов;
  • методическое сопровождение и коммуникация с региональными партнерами: вузами и бизнес-сообществом;
  • полная дорожная карта проекта;
  • курсы повышения квалификации для педагогов.

Сейчас в проекте участвуют школы Московской, Вологодской, Калининградской и Свердловской областей. Они готовятся открыть классы предпринимательской направленности уже с 1 сентября 2022 года.

Подать заявку на новый поток обучения можно на сайте.

  1. Количество учеников, которые поступили на профильные образовательные программы бакалавриата конкретного профиля. 60-70 процентов — это хороший результат. Менее 20 — профиль точно не работает.
  2. Количество учеников, которые остаются на образовательной программе до конца второго курса. Если 70 процентов детей разочаровались и ушли на начальном этапе — это плохой показатель.

Материалы по теме:

Партнерский материал

Подписаться на «Школьную команду»

Источник: pedsovet.org

Профильное обучение в школе. Это что такое?

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% — говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое «профильное обучение». Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.

Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: Естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения — универсальный профиль.

Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный — литературы, русского и иностранных языков.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
    Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная — «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

    Профильных классов, функционирующих в системе «школа-вуз». Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа «школа-вуз». В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза.

Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза — также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

    отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Таким образом, профильное обучение — вещь полезная и хорошая. Но вряд ли с 2006 года реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться «специализацией». Очень часто «универсальный профиль» — отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

Ключевые слова:

Источник: hr-portal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru