Программа обучения профиль что это

Выбирать себе профиль образования — это мода хоть и сегодняшняя, а обоснование у нее всё же не новое (будь то победа физиков над лириками, лириков над физиками или фраза «нельзя объять необъятное»). Гуманитарный и естественный подходы противопоставила друг другу еще немецкая университетская традиция, которая во многом определяла судьбы студентов в разных странах в течение продолжительного времени.

Однако по-настоящему современный выбор между гуманитарным и негуманитарным направлениями вряд ли должен быть настолько напряженным, категоричным и необратимым, как это теперь часто представляется. В процессе выбора профессии важность ее профиля, увы, преувеличивают. Любой выбранной профессией человеку предстоит жить, от жизни нельзя искусственно отсечь нечто «непрофильное»; для профессий естественно сочетать в себе материальную точность (иначе за какой результат платились бы деньги?) с романтикой и душевностью (иначе как бы люди полюбили свое дело?), а для нашего времени — усиливать междисциплинарность большинства человеческих занятий.

Программа «Профиль». Михаил Графский, руководитель практики «Обучение персонала»

Между дисциплинами

Вариантов сочетания гуманитарной и точной составляющих во всем диапазоне профессий столько, что стоит, стремясь изучить их все, узнать о многих из них.

Междисциплинарные профессии междисциплинарны по-разному. Композитор — это одно, а специалист по международным отношениям — несколько другое. Кинооператор держит в голове принципы художественной композиции и химию, в антикризисном управлении закон о банкротстве дружит с основами аудита, в разведке пригодится знание иностранных языков и методов спецсвязи, а в архитектуре водят друг с другом хороводы история культуры и теоретическая механика.

Ингредиенты непохожие, не правда ли? Впрочем, и специальности разные. А если взять близкие — и сравнить их? Скажем, ту же архитектуру и дизайн интерьера.

Разница обнаружится и тут. «Правильные» архитекторы всегда будут против сноса старых домов, но трудно себе представить перед входом в современную постройку колонны с ионическими капителями, украшавшими колонны зданий на протяжении многих веков. А в интерьере — пожалуйста, можно и ионическую капитель спроектировать: любые стили и эпохи способны мирно сосуществовать. Но что такое сама эта капитель — гуманитарный феномен или точно рассчитанный элемент? (В школе ее проходят по истории, а не по черчению!)

Междисциплинарными можно считать профессии, в идеале требующие энциклопедических знаний (товароведение и экспертиза товаров, туризм и другие). Ряд профессий — коммерция, маркетинг, менеджмент, журналистика и т. д. — позволяют вам выбирать между непохожими друг на друга предметными областями, определять, чем именно вы хотите заниматься, к какой сфере или теме примените полученные знания, умения и навыки; они заставляют вас спросить себя: что вы будете продавать? Какой рынок изучать? О чем писать? Кем и чем управлять? (Кстати, управленческие специальности от государственного управления до домоведения в идеале требуют гармоничной личности, которая будет этим заниматься.)

Промо Июньского курса QA-Automation и QA-Manual — 2023. Курс «QA at Silicon Valley California»

Иногда вам может быть непонятно, почему та или иная специальность считается междисциплинарной. Например, «Таможенное дело». Вот и прекрасно: есть что узнавать. Междисциплинарность во всей ее симфонической сложности дает возможность лучше понять изучаемую профессию. И одновременно это свойство профессии способно долго оставаться непознанным — до тех пор, пока университетские педагоги преподают каждый свою науку, приговаривая, что и она в числе прочих вам понадобится, но не объясняя, как же она связана с остальными дисциплинами.

Правила для творческих натур

На каждого вольного гуманитария найдутся свои строгости.

Актеры далеко не всегда импровизируют, поскольку зависят от школы, мастера-учителя, а также режиссера и сценария текущего проекта. В декоративно-прикладном искусстве и в иконописи царят каноны, которые нельзя преступить.

Книжный график — это не столько тот, кому положено фантазировать над сказками Андерсена, сколько тот, кто обязан помнить, как рассчитывать размер полей книжной страницы. Полет фантазии журналиста скован жанрами публикаций и требованиями формата СМИ. Редактор присягает на верность правилам русского языка — пусть и меняющегося год от года.

Над переводчиком довлеют грамматика чужого языка и необходимость точно придерживаться смысла оригинала — даже когда очень хочется переписать исходный текст абсолютно по-своему. Искусствовед, выуживая из глубин памяти знания по истории искусства, обязан обрамить их порой совершенно непохожим на всё это фоном современности — а организуя выставки, утрясать множество рутинных вопросов.

Историк вправе взяться за тему, связанную с подсчетами тех или иных исчислимых исторических реалий или математизировать изучение того или иного вопроса. В рекламе используются стандартные модули и технические требования; а продукт, который нужно результативно воспеть — чтобы продажи его повысились, — чаще всего прозаичен. Реставратор окружает себя высоким искусством — и тем не менее работает по определенной технологии. Говорливый юрист действует в рамках закона. А о теоретической и прикладной лингвистике вообще давно всем известно, насколько тесно она связана с математическими методами.

И, конечно же, каждый такой специалист должен как минимум уложиться в выделенный на проект бюджет, а желательно — и прибыль компании обеспечить. Не зря сегодняшние студенты-гуманитарии настроены на получение точного и конкретного университетского знания.

Лирика в точном мире

Если та или иная специальность явно увлекательна — скажем, «Технология молока и молочных продуктов», — это автоматически делает ее более гуманитарной. Ведь основные любимые всеми профессии — гуманитарные либо романтизированные. Действительно, гуманитарное начало предполагает романтику. А романтична не только поэзия. Раз уж ваша специальность «Локомотивы» и там абсолютно всё поддается расчетам и точным инструкциям, то почему вы так любите просто стоять и смотреть на поезда — и откуда тогда, кстати, любовь к поездкам у их пассажиров?

Читайте также:
123 что за программа

Океанологи загружены математикой, физикой и химией, но это не мешает мечтать об этой профессии весьма нежным душам. Морские специальности, связанные с эксплуатацией судов, очень трудны — но, несмотря на это, романтичны и они. «Мосты и транспортные тоннели» — специальность строгая, однако при этом мосты часто «снимаются в кино» и клипах; это неспроста.

Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство», как это ни удивительно, весьма гуманитарна, поскольку представляет нам человека в мире скорости и дизайна — как тут избежать чувств! — а техническая ее сторона обусловлена моральной стороной (ценностью жизни). Специальность «Автодороги и аэродромы» не сможет остановить вас от философствования по поводу российских дорог. Кстати, как знать, может быть, именно для того, чтобы чувства и мысли о работе были не банальными, а оформленными в интересную картину мира, способную стать источником новых идей (скажем, в области эргономики), в вузах и преподают философию? Присутствие этой дисциплины в любом учебном плане выражает необходимость для будущего профессионала уметь самому рассуждать о своем месте в мире, о своей картине мира, в том числе профессиональной. Сравните, кто мыслил бы точнее: к примеру, политолог, научившийся мастерски анализировать происходящее в обществе, — либо такой системный администратор, который не удосужился заинтересоваться даже собственной карьерой?

Также большинство профессий предполагает еще одну важную гуманитарную составляющую: это обмен мнениями — с коллегами, клиентами, партнерами, смежными службами, подопечными. Ни в клинической психологии, ни в электронной коммерции общения не избежать — а значит, оно должно быть качественным.

Логист имеет удовольствие разговаривать с международными партнерами на иностранном языке, не забывая об основной обязанности — просчитывать маршруты перевозки грузов и возможные издержки, использовать современные системы ведения баз. Хороший стоматолог, рассказывая клиенту о его зубах, способен переключиться с уровня терминов на уровень добротного популярного изложения ситуации. А если ваша специальность — «Математические методы в экономике», то помимо сложнейших знаний в точных науках вам понадобятся дипломатические навыки для работы в финансовых структурах, банках, промышленных компаниях — такое умение считается умением истинного гуманитария. Неизвестно, кто «гуманитарнее»: хороший менеджер, знающий, как вести себя с людьми, или забившийся в угол библиотеки человек с филологическим образованием. Вообще развитие любых способностей происходит еще и в пространстве коммуникации, а не только в пространстве узкопрофессионального становления.

Когда специалист по стандартизации и сертификации предпочитает ограничиться «стандартизированной работой со стандартами», можно ли говорить о том, что он действительно обладатель высшего образования? Конечно, в некоторых профессиях гуманитарный аспект так просто не разглядеть. Однако явная негуманитарность той или иной специальности («Бухучет и аудит», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и ряда других) способна побудить непрестанно развивающегося человека планировать на выходные посещение выставок или театральных спектаклей. А приборостроение не мешает тем, кто им занимается, ходить на выходных в походы и петь там песни.

Гуманитарный подход — это человекоориентированный подход. И даже если вам неинтересны ни живопись, ни театр, ни музыка как досуг инженера, то в тот момент, когда вы ищете точное инженерное решение и рассуждаете в строгих координатах, вы всё равно продолжаете быть человеком, у которого есть его разум и речь, то есть гуманитарные характеристики. Современное образование ставит во главу угла не столько тот объем знаний, которым требуется овладеть, сколько творческого человека, который эти знания осваивает.

Если внимательно посмотреть на названия изучаемых предметов, вы поймете, что они отразили эту перемену: рядом с названиями-объектами уверенно занимают место названия-процессы — они отражают те самые умения, которые реализует работающий профессионал.

«Теперь сходитесь!»

В своей рабочей практике профессии — это не замкнутые миры. Эффективно общаться профессионалам — как в своем кругу, так и вне его — как раз и позволяет феномен междисциплинарности.

Участие в любой конференции — это гуманитарное умение; доказательства в выступлениях должны быть точными; но всё это лишь простейший минимум.

Возможны также двусторонние встречи — например, аграриев и юристов; и те, и другие должны ориентироваться в общей теме обсуждения, а для того — иметь навык освоения непрофильных предметов еще со студенческой скамьи.

Возможно желание подобных двусторонних встреч: так, генным инженерам хотелось бы, чтобы закон разрешал им более смелые эксперименты в том, чем они занимаются.

Возможно волонтерство — например, по своей специальности в другой стране (а там портрет вашей профессии может быть несколько другим) или на родине — на особо важном участке, что тоже потребует навыков специалиста другого склада.

Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок — социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало.

Возможны просто случайные встречи: допустим, экономисту и педагогу будет о чем поговорить друг с другом за одним столом в гостях, если учитель узнает в бизнес-тренингах и маркетинге, о которых толкует его собеседник, старую добрую педагогику, — а экономист, в свою очередь, вспомнит, что люди не сразу становятся платежеспособными потребителями, а сначала растут и учатся.

К тому же не будем забывать, что на пересечении специальностей всегда есть возможность видеть и осуществлять совместные проекты.

Что происходит на практике

Ненавидите физику? Не перевариваете историю? Ждете, когда же окончится школьный курс географии? В таком случае, прежде всего стоит отказаться от мысли, что выбор какого-то одного направления избавит вас от необходимости постигать прочие. Лучше поискать талантливого учителя по нелюбимому предмету, понаблюдать, как он работает и как ему удается заинтересовать этим предметом учеников.

Читайте также:
Программа 12 нозологий что это

Грубо навязывать человеку междисциплинарный подход — дело неблагодарное. Кто упрямо решил стать гуманитарием, естественником или «технарем», того вряд ли имеет смысл столь же упрямо переубеждать. Говорят, между профилями профессий разница всё же существует. И заключается она в том, что «естественники», мол, верят в науку, а гуманитарии во всем сомневаются.

Однако стоит заметить, что будущий «чистый специалист» делает отнюдь не более простой выбор, чем приверженец междисциплинарной профессии. Скажем, стать полноценным гуманитарием — вовсе не элементарная задача. Если вы ограничитесь традиционными академическими интересами или рутинными обязанностями, если вас не волнует современный информационный мир и его запросы, если вы не гуманист, можно ли считать такое гуманитарным подходом?

А если вы выбрали техническую профессию, но не генерируете интересные инженерные решения «каждый день», разве было бы интересно побеседовать с вами Леонардо да Винчи или Кулибину?

Притом что можно быть не слишком внимательным к профилю в целом, нельзя не обращать внимания на частности условно выбранного профиля — то есть на сами профессии. Выбираете «на всякий случай» 2 близких специальности? Далеко не всё равно, будете вы филологом или литературоведом, поскольку первый специалист — более широкого профиля, чем второй. Подбираете репетитора?

Не факт, что классный лингвист-переводчик научит вас любить русский язык. Поступаете на 2 смежных специальности в одном вузе? Найдите 10 отличий одной от другой.

Замечаете только те профессии, о которых много говорят? Учтите, что много говорят не обо всех, что есть «профессии для молчунов» (особенно — негуманитарные), усиленно ищите информацию о таких! Что вы будете изучать, допустим, по эпизоотологии, готовясь стать ветеринаром?

Если сто лет назад даже хирурги старались писать художественно, то сегодня в учебниках по точным дисциплинам гуманитарной составляющей может и не быть — обязательно готовьтесь и к такому повороту дела.

Сегодня в мире образования и профессий всё перемешано не хуже, чем в доме Облонских или на тарелке в ресторане самообслуживания. Так, перед студентами МИСиС ставят задачу изучить английский настолько хорошо, чтобы сдать в итоге TOEFL или Кембриджский экзамен, — а в РГГУ нашлось место факультету, занимающемуся защитой информации. И потому фокус внимания стоит перенести на возможные пропорции выбираемой смеси профессионально важных качеств, знаний и обязанностей, которые и постараться предвидеть для себя как можно лучше.

Отныне разница между разными специальностями состоит в нюансах. А излишнее внимание к тому «главному» факту, гуманитарием вы станете или кем-то другим, отвлекает от реальности, из этих нюансов и состоящей.

Источник: www.7ya.ru

Что такое профильное образование

Кто-то уже определился со сферой своих интересов, но для кого-то эта задача — сложнее логарифмов. В статье поговорим о профильном образовании, расскажем о плюсах и минусах и поможем определиться, нужно ли максимально погружаться в отдельные предметы в 10 и 11 классах.

Кому нужно профильное обучение

За время обучения в школе у подростков формируется собственный круг интересов. Школьника могут увлечь некоторые предметы, поэтому он захочет связать свою будущую жизнь с определённым направлением деятельности. Если для этого нужно поступить в отраслевой вуз с большим конкурсом, начать подготовку лучше заранее.

Профильное обучение поможет в этом, так как позволит школьнику больше времени уделять тем предметам, которые потребуются для зачисления в вуз.

Но что делать тем, кто сомневается? Стоит ли определяться с направлением так рано? Профильное образование дает больше возможностей, поэтому о нём стоит задуматься. Разберемся, что это такое и почему может быть полезным для старшеклассника.

Профильное образование – что же это

Суть обучения в специализированных классах старшей школы заключается в углубленном изучении определённых предметов, связанных с профессиональной ориентацией школьника.

Выбирая направление после окончания 9-го класса, старшеклассник сможет получить более качественную подготовку по тем предметам, которые будут нужны для поступления на выбранную специальность.

Однако профильное образование – это не только зубрёжка и привычные уроки. Многие занятия проводятся в университетском формате, иногда с привлечением преподавателей из вузов.

Такая форма образования помогает подростку составить реальное представление о положении на рынке труда и узнать больше о той профессии, которую он хочет получить в будущем.

Для чего нужно профильное образование

Обучение в профильном классе позволяет получить более структурированные и глубокие знания по предметам, связанным с будущей профессиональной деятельностью. Это те предметы, которые придётся выбрать для сдачи ЕГЭ, чтобы поступать на выбранное направление в вузе.

В профильном классе школьник сможет заранее разобраться в тонкостях выбранного направления.

Бывает так: в 9-м классе ничего не вызывает живого интереса. Тогда профильное обучение позволит углубиться в разные направления. Это поможет найти, что по душе и повысит мотивацию к получению образования.

Ещё профильное образование позволяет развить мышление, способность искать причинно-следственные связи, умение формировать и отстаивать своё мнение.

У учеников, получивших такое образование, больше шансов поступить именно в тот вуз, который они выбрали.

Типы профильного обучения

Большинство старшеклассников предпочитают продолжить учиться после 9 класса в своей родной школе. Однако не все школы предлагают полный перечень специализаций. Кроме того, тип обучения в разных школах может отличаться.

В школах, работающих по системе профильного класса со спецпрограммой, кроме стандартных дисциплин, можно получить дополнительные курсы по предметам, связанным с будущей профессией.

В некоторых школах предлагают формат элективного курса. В этом случае старшеклассники самостоятельно могут выбрать предметы для углубленного изучения из перечня дисциплин.

Читайте также:
Программа докапитализации банков что это

Также есть школы, которые работают в связке с вузами. В этом случае для целевых занятий привлекают профессоров вузов. В подготовке упор идёт на поступление в определенный университет.

Если в школе нет профиля, отвечающего интересам школьника, можно задуматься о переводе в другое образовательное учреждение.

Плюсы и минусы распределения

Усиленная подготовка по профильным дисциплинам существенно увеличивает шанс поступить в выбранный вуз.

Изучение любимых предметов повышает интерес к учебе, мотивирует старшеклассника учиться лучше и достигать поставленных целей.

Освоение целевых предметов наполняет необходимыми знаниями для упрощения учебного процесса в вузе.

Подготовка к особенностям профессии развивает ранний интерес к будущей деятельности.

Иной подход к подаче материала позволит выпускникам быстро адаптироваться и к обучению в вузе и не бояться нового формата.

Минусов у этих программ гораздо меньше.

  • Зачисление на конкурсной основе пугает многих ребят, так как нужно готовиться к сдаче определенных экзаменов.
  • В системе профильного образования меньше времени выделяется для изучения дисциплин, не связанных с профессией.
  • Одно направление раз и навсегда? Многие боятся этого момента, так как кажется, что придётся уже в начале 9 класса определиться с направлением своей деятельности и уже не будет шанса сменить его.

Это не совсем так. В процессе учебы школьник может осознать, что это совсем не то, чего он хотел. Это нормально. Тогда для поступления в вуз нужно будет готовиться к тем предметам, которым уделялось меньше часов.

Не бойтесь минусов, подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ реально с любого уровня вместе с «СОТКОЙ». Узнать больше.

Как выбрать профиль обучения

В этой системе есть 5 стандартных профилей:

  • естественнонаучный,
  • гуманитарный,
  • экономический,
  • технологический,
  • универсальный.

Каждый профиль включает в себя три-четыре обязательных предмета на углубленном уровне изучения. Подумай, какие предметы тебе наиболее интересны, и успеваемость по ним позволит пройти отбор.

Школьник может не знать, чего хочет, но точно знать, чего не хочет. Предположим, подросток скучает на уроках биологии, тогда естественнонаучный профиль точно ему не подойдет. Необязательно выбирать будущую профессию сегодня. Однако определить направление интересов можно уже сейчас.

Не спеши разделить профиль с друзьями: вы можете быть сильны в разных научных сферах, тогда будет тяжело и не слишком интересно учиться.

Пройдите профориентационные тесты , они помогут выявить ваши персональные интересы.

Уже определились с направлением? Осталось понять, как пройти отбор и попасть в профильный класс .

Могут ли не допустить к профильному обучению

Углубленное изучение предметов является привилегией. Школьник, не набравший достаточного количества баллов на ОГЭ и не собравший хорошего портфолио, может быть не допущен к обучению в профильных классах.

Это не значит, что на этом закончится школьная жизнь. Продолжить образование ученик может в универсальном (общеобразовательном) классе. Учебная программа охватывает все предметы без погружения в профиль, и это может быть хорошим вариантом для тех, кто ещё не определился с профессиональным направлением.

Но если есть мечта, не отказывайся от неё из страха не набрать баллы.

«СОТКА» подготовит к ОГЭ по всем необходимым предметам с любого уровня на нужный балл .

Нужно ли профильное образование

Старшие классы – важный период в жизни школьника. Выбор специализации может стать хорошим стартом для будущей успешной карьеры в сфере интересов и стабильного высокого заработка.

Не бойся пробовать, и заранее начинай готовиться к экзаменам.

Источник: sotkaonline.ru

Программа обучения профиль что это

Направление подготовки (специальность), профиль

Этот вопрос связан с пониманием системы высшего образования в целом. Вернее – с полным непониманием. От знания, что такое направление (специальность) и профиль подготовки напрямую зависит, насколько вы удачно выбрали место своего дальнейшего обучения.

Те самые «направления подготовки» или «специальности», перечень которых вы можете найти на сайте любого вуза – это, по существу, утвержденные Минобрнауки России Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

ФГОС имеет 3 уровня вложенности. Как это выглядит на практике, покажем на примере бакалавриата, самого распространенного в вузах. По бакалавриату в вузах России предусмотрены 54 укрупненные группы направлений подготовки и 151 специальность. Сокращенно – УГН(С). Укрупненные группы направлений подготовки и специальностей – это первый уровень вложенности.

Например, в укрупненную группу 07.00.00 Архитектура входят следующие направления подготовки или специальности:

  • Архитектура
  • Градостроительство
  • Дизайн архитектурной среды
  • Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

Этот список является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения).

Третий уровень – профили, самый важный при выборе места учебы. Это более узкая специализация направления подготовки или специальности. И таких профилей, может быть несколько, а может и не быть вовсе.

Например, вы хотите заниматься дизайном. Ищете на сайте вуза соответствующую укрупненную группу (УГН(С)). А нужно искать специальность или что, еще лучше – профиль! Потому что вузы могут реализовывать сразу несколько схожих по наименованиям профилей. В ИВГПУ, в частности, реализуется сразу пять профилей, в названии которых есть упоминание о дизайне.

Это: «Дизайн городской и интерьерной среды», «Информационные технологии в дизайне», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма» и «Дизайн текстиля». Все эти профили относятся к РАЗНЫМ направлениям подготовки и РАЗНЫМ укрупненным группам, а соответствующие образовательные программы реализуют РАЗНЫЕ выпускающие кафедры и РАЗНЫЕ институты ИВГПУ.

Будьте внимательны, когда подаете документы при приеме в университет. В зависимости от ваших планов на будущее выбирайте нужный профиль, а если они не предусмотрены – направление подготовки (специальность). За их наименованиями стоят конкретные образовательные программы. Ошибка с выбором может привести к большой проблеме, которую после поступления решить крайне сложно.

  • Образовательные программы
  • Европейское приложение к диплому
  • Целевое обучение
  • Образовательный кредит
  • Использование материнского капитала
  • Налоговые льготы
  • Трудоустройство выпускников

Источник: navigator.ivgpu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru