Система Монтессори в домашних условиях
Методике раннего развития уже 100 лет. Она направлена на воспитание самостоятельности, свободы, социализацию, физическое и психическое развитие детей в естественных условиях. Частные детские садики и центры работают по методу итальянского педагога. Применять подход можно и в домашних условиях. В статье поговорим об основных методах Монтессори и организации детской комнаты для занятий.
Суть системы воспитания Марии Монтессори
Педагог видела в каждом малыше личность — уникальную, жаждущую познания и самостоятельности. Ребенок знает, что ему нужно в данный момент. Задача взрослых — направить его, создать условия для обучения, предоставить ассортимент дидактического материала. Дитя само выберет, с чем ему играть и в каком направлении развиваться — взрослым остается не вмешиваться и наблюдать.
Система Монтессори: методы принципы
Принцип № 1. Направлять саморазвитие малыша. Для этого необходимо организовать особые условия. В них он сам будет искать ответы на вопросы. Задача педагога — раскрывать потенциал малыша.
Что такое методика Монтессори? Самая подробная информация
Принцип № 2. Индивидуальный подход. К каждому малышу — в группе детского сада, школы или в семье — подходят индивидуально. Учитывают его личностные особенности, темперамент, способности, интересы.
Принцип № 3. Признавать уникальность дитя. Она дана ему от рождения. И от природы у ребенка есть желание трудиться, развиваться, самосовершенствоваться. Главное — подтолкнуть его.
Принцип № 4. Раскрывать потенциал, а не «лепить» характер. Родители и педагоги — «проводники», а не незыблемый авторитет. Они не обучают и воспитывают, а направляют деток и стимулируют к самостоятельной деятельности.
Принцип № 5. Обучение через открытие. Ребята узнают новое, овладевают навыками через работу с дидактическим материалом, игрушками. Обучение на практике, а не по рассказам педагога.
Некоторые родители путают принцип невмешательства с пассивностью. Это неправильно. Обучение по методу Монтессори требует специальной подготовки. Но родители могут внедрить его и дома.
Монтессори-среда для развития деток
Система образования Монтессори будет эффективна при соблюдении ряда правил. Одно из них — организация пространства для занятий. Оно должно быть просторным, светлым, уютным и тихим. Мебель должна соответствовать росту деток — для свободного доступа к материалам, игрушкам.
Важную роль отводят зонированию помещения — выделяют 5 зон:
- Сенсорная. Здесь развивают обоняние, осязание, слух и зрение. Ребята учатся различать и объединять предметы по разным признакам;
- Математическая. Здесь развивают логическое мышление, учат выполнять математические действия. Ребята осваивают понятие количества, его связь с символами;
- Языковая. Здесь ребята учатся читать и писать;
- «Космическая». Природные явления, окружающий мир, культура, история — обо всем этом ребята узнают в этой зоне;
- Практическая. Тут дети получают навыки самообслуживания, ухода за собой.
Ребята сами решают, в какой зоне они хотят находиться в данный момент. Продолжительность занятий, материал, темп обучения — все это выбирают они сами. Задача взрослого — стимулировать интерес к занятию, направлять ученика.
Деревянные детские игрушки по системе Монтессори
В 90% времени занятий ребята учатся по материалам — развивающим игрушкам, предметам быта. Их отличие от других игрушек — натуральные материалы: дерево, мех, ткани разных текстур.
Шнуровки, застежки, рамки-вкладыши, кубики, пирамидки, магнитная рыбалка, музыкальные инструменты, пазлы, сортеры, дощечки с цилиндрами, игры для тренировки мелкой моторики — разнообразие деревянных пособий детских по системе Монтессори огромно. Их расставляют согласно тематической зоне.
Пособия играют важную роль — обучение проходит в форме игры. У ребят это ведущий тип деятельности, им интересно — эффективность занятий возрастает.
Преимущества метода Монтессори для детей
Раннее развитие имеет много преимуществ. Перечислим их:
- ребята учатся ответственности. В будущем сами выявляют и исправляют ошибки;
- малыши самостоятельны. С раннего возраста учатся навыкам самообслуживания — одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой;
- организуют свое время — досуг, учебу, играют сами. В будущем управляют временем;
- успешно социализируются — адаптируются в любом коллективе, принимают и соблюдают правила. Перенимают и передают полученный опыт, помогают другим;
- развивают инициативность — стремятся к обучению, интересуются новым, задают вопросы, ищут ответы и варианты решений.
Цель системы воспитания Марии Монтессори — формирование свободной целостной личности. Свободный человек знает свои границы и уважает границы других людей.
Правила общения по методу Монтессори для детей
Они пригодятся ребятам и во взрослой жизни.
- Не мешай, если человек занят;
- Помоги младшему;
- Учитывай интересы других при выборе зоны для игры или учебы;
- Веди себя тихо — не мешай другим ребятам;
- Убирай за собой игрушки, пособия, вытирай поверхность после лепки, рисования;
- Игрушка занята — подожди своей очереди.
Сенситивные периоды в системе воспитания Монтессори
Сенситивность — это чувствительность, восприимчивость. В каждый возрастной период ребенок восприимчив к определенному типу деятельности. Сроки и продолжительность сенситивного периода у каждого разный, возраст тоже варьируется — детки развиваются по-разному. Психологи советуют родителям ориентироваться на собственное дитя.
В методе Монтессори для детей сенситивным периодам отводят важную роль.
От рождения до 6-ти лет: речевое развитие
В возрасте до 12-ти месяцев детки увлечены речью, общением с родителями. Происходит это через звукоподражание, эмоциональную сферу. Малыши жаждут общения со взрослыми. Речь им не доступна — на первый план выходит эмоциональный контакт с близкими. Дефицит внимания и общения приведет к нарушению дальнейшего полноценного развития дитя.
С 1-го до 3-х лет — период освоения устной речи. Дефицит вербального общения в этом возрасте имеет катастрофические последствия — дитя никогда не сможет говорить нормально. Никогда в жизни словарный запас не обогащается так интенсивно, как в этот период.
Приверженцы метода воспитания Монтессори советуют говорить с дочкой, сыном в этот период грамотно, по-взрослому. Не сокращайте слова, не сюсюкайте, следите за своей дикцией — дети берут с вас пример.
С 3-х до 6-ти лет — период обучения чтению, письму. Младшим ребятам интересны буквы. Они стараются написать букву или сложить ее из подручных материалов — палочек, фасоли, пластилина. К 5-ти годам им интересно учиться читать — это самый удачный период для обучения, используйте его. Причем сначала научите дитя писать, а потом читать — так процесс пройдет быстрее и легче.
Возраст до 3-х лет: восприимчивость к порядку
Для душевного равновесия малышам важен порядок: в вещах, игрушках, одежде, стабильном распорядке дня. Старайтесь не менять его без необходимости — это может нарушить равновесие. В 2 — 2,5 года малыши бывают капризными, вредными. Причина может крыться в беспорядке.
Очень важно стабильное поведение членов семьи. Действуйте по заведенным правилам: ни ваше настроение, ни проблемы не должны менять установки. Это влияет на эмоциональное состояние вашего чада.
Возраст до 5,5 лет: сенсорное развитие
Ребята тренируют зрение, слух, органы чувств естественным путем. Вы можете усилить эффект с помощью упражнений. Например, предложите чаду закрыть глаза и оценить размер, вкус, аромат объекта.
Разнообразьте сенсорные впечатления дитя: ходите в театры, на концерты. Дома слушайте музыку и изучать звучание предметов быта — стукните ложкой по стакану, по кастрюле, деревянному столу — сравните звуки. Играйте с детскими музыкальными инструментами — ксилофоном, барабаном, бубном, маракасом.
С 1,5 до 5,5 лет: развитие мелкой моторики
Период увлекательный и опасный. Родители должны быть начеку. Малыши обожают перебирать мелкие предметы — пуговицы, горошины, бусинки — в пальчиках и засовывать их в ухо, нос, рот. Такие игры полезны, но должны проходить под присмотром взрослых.
Развитие мелкой моторики влияет на дальнейшее развитие речи: чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше говорит. Нейропсихологи говорят: речь малыша — на кончиках его пальцев. Сторонники метода воспитания Монтессори советуют собрать коллекцию минипредметов — стимулируйте дитя к игре с ними.
Возраст до 4-х лет: физическое развитие
Период физической активности: ребята начинают ходить, бегать, лезут на высокие горки. Это способствует укреплению мышц, улучшению координации, насыщению кислородом клеток головного мозга — и психическому развитию. Малыши минимум 1 час в день должны провести активно — бегать, прыгать, лазать.
Тренировка координации движений помогает деткам лучше владеть своим телом, осваивать новые действия. Не подавляйте порывы чада: хочет карабкаться по лестнице — пусть! Помогите ему, научите — это важные навыки.
Возраст от 2,5 до 6 лет: социализация
Сначала малыши учатся вежливым словам — «привет», спасибо«. А с возрастом овладевают этикетом. В этот период закладываются основы поведения в социуме. Подавайте чаду пример вежливого общения — оно впитывает все, как губка.
Внедряем метод Монтессори в домашних условиях
Хотите развивать чадо с ранних лет по системе итальянского педагога? Начните с семьи. Отношения между мамой и папой, бабушками и дедушками и ребенком играют важную роль в его развитии. Семья — продолжение Монтессори-среды. Поэтому и дома вы должны создать такую же развивающую среду.
Организуйте пространство. Оно должно удовлетворять потребностям дитя. При оборудовании детской по системе Монтессори обратите внимание на эти моменты:
- интерьер — гармоничный, пастельные тона, зонирование;
- мебель — деревянная, низкая с учетом роста дитя. Низкая кровать без перил или высокий матрас, столик и стульчик по росту, низкие полочки для игрушек — дочка, сын сам должен без проблем взять их и поставить на место. Периодически меняйте ассортимент игрушек;
- коврик — для активных игр на полу;
- инструменты для творчества — тесто для лепки, пальчиковые краски, альбом;
- инструменты для уборки — для самых маленьких достаточно тряпочки, для деток постарше — совок и щетка для уборки после игр и занятий.
Психологи рекомендуют приучать ребят принимать пищу вместе с родителями на кухне или в столовой. По методу Монтессори, в домашних условиях не помешает организовать место для перекусов в комнате малыша. Например, поставить графин с водой или вазу с фруктами — в этом педагоги не видят ничего плохого.
Для приучения чада к чувству прекрасного поставьте в комнате цветы. С возрастом поручите сыну, дочке ухаживать за цветком: протирать от пыли, поливать.
Выбирайте вещи с учетом возраста. Это касается игрушек, посуды, одежды, мебели. Например, согласно методу воспитания Монтессори, в зоне доступа оставьте 2 — 3 комплекта одежды — пусть малыш выбирает сам, во что хочет одеться сегодня.
Не давите на дитя. Уважайте его интересы, желания. Малышу интересно — он сам будет играть, заниматься без напоминания и принуждения.
Недостатки метода Монтессори для детей
Метод используется в современных центрах раннего развития, частных детских садах. Он имеет множество преимуществ, но не лишен недостатков.
Игровая деятельность не имеет значения. Автор метода считала, что игры далеки от реальности и не нужны ребятам. Она ошибалась: игровая деятельность — ведущая у деток. Им предоставляют широкий выбор развивающих игр, но они направлены больше на развитие умственных способностей.
Не в полной мере развиваются коммуникативные навыки. Детки занимаются индивидуально, развивают самостоятельность. Это не способствует развитию общительности. Хотя старшие ребята помогают младшим, система помогает социализации.
Игнорируется педагогическое значение сказок. Вместо этого используют лаконичное описание предметов. А ведь сказки формируют у малышей представление о добре и зле, хорошем и плохом, жизни в целом.
Нет авторитета. Педагог не берет на себя роль авторитета. Дети приходят в школу с несформированным отношением к учителю как авторитету. А ведь школы работают не по системе Монтессори. У маленького ученика могут возникнуть проблемы.
Не готовят ребят к школе. Во-первых, они не прилагают больших усилий, чтобы научиться или узнать новое. Поэтому не приучены усердно трудиться для получения результата. Во-вторых, нет строгой дисциплины, как в обычной школе. Поэтому у маленьких учеников могут возникнуть проблемы с подчинением и адаптацией к школе.
Кому не подойдет система образования Монтессори
Родители водят деток в Монтессори-садики, занимаются по этой системе сами дома. Но так ли оправдано такое стремление? Есть 2 мнения по этому поводу.
Первое — методика подходит всем детишкам, но не всем родителям. Например, авторитарные мамы и папы не дадут малышу много свободы. Узнали в истории себя? Пересмотрите свое отношение к воспитанию и взаимодействию с чадом: авторитарность подавляет маленького человека. Вам легче подстроиться, чем дитю.
Второе мнение — система Монтессори подходит не всем детям. И это так. Задумайтесь об альтернативных способах развития, если ваш ребенок:
- Творческая личность. У чада развито воображение, он выдумывает истории, фантазирует? На занятиях ему будет скучно. Попробуйте заниматься по методу Монтессори в домашних условиях: чередуйте игры, комбинируйте их, придумывайте свои вариации;
- Некоммуникабельный. Замкнутый, неуверенный в себе малыш может еще больше закрыться в себе. Ведь по методу Монтессори ребята занимаются самостоятельно, что не способствует развитию общительности. А маленький интроверт и вовсе станет букой;
- Непоседливый и неугомонный. Беспокойные, активные и неусидчивые малыши могут «не вписаться» в размеренную, тихую атмосферу класса. Ваш непоседа не сможет выполнить правило не мешать другим. Попробуйте внедрить метод Монтессори в домашних условиях. Вам будет проще подловить момент, когда чадо будет готово позаниматься;
- Имеет диагноз РАС, аутизм. Занимайтесь с осторожностью. В ходе занятий замкнутость и отстраненность могут усилиться. А вот заниматься по методу Монтессори в домашних условиях будет полезно: игры и упражнения требуют усидчивости, которых таким малышам не отнимать;
- Пропущен сенситивный период. Это ваш случай? Будьте готовы к бесполезности обучения по методу Монтессори. Попробовать можно. Уделите внимание личности педагога: он должен быть пассивным, координировать работу малыша и не вмешиваться в процесс.
Источник: www.babyblog.ru
Раннее развитие по методике Монтессори — что это такое
Методика Монтессори стала одной из самых известных благодаря отрицанию принципов традиционной педагогики. Ее основательница считала, что детям нужно давать больше свободы, так как ограничения лишь сдерживают развитие.
Методика Монтессори — суть и принципы
Программа Монтессори подразумевает соблюдение нескольких принципов:
- Свобода выбора и передвижения. Благодаря возможности самостоятельно выбирать учебный материал ребенок больше прислушивается к себе, становится более инициативным, учится выбирать и самостоятельно регулировать свои психические процессы. Передвигаясь свободно, ребенок все же соблюдает определенные правила — возвращать взятый предмет на место, не мешать другим и поддерживать чистоту.
- Контроль ошибок. Материалы по обучению детей в рамках системы Монтессори предполагают указание ребенку на его оплошности и ошибки. В результате у обучающихся формируется адекватная самооценка, развиваются навыки рефлексии (анализа собственных переживаний).
- Разновозрастность обучающихся. Контакты с воспитанникам более старшего и младшего возраста, а также с ровесниками, помогают сформировать чувство взаимопомощи, сформировать навык самостоятельной работы и сотрудничества. Младшие воспитанники учатся у старших, а те в свою очередь, приобретают лидерские качества.
- Не делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Стремление решить задачу самому позволяет ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
- Отсутствие постоянных оценок взрослого. В результате применения этого принципа каждый воспитанник занимается учебной деятельностью не из-за страха наказания, а потому что ему действительно интересно.
- Привлечение специально обученного педагога. Поскольку каждый материал в обучающей методике Монтессори требуется представлять детям определенным образом (это называется «презентация»).
- Отсутствие соревновательного мотива. Обучающегося по технике Монтессори нельзя сравнивать с другими воспитанниками. В результате применения этого принципа у него формируется позитивная самооценка и уверенность в себе.
Тезисы Марии Монтессори
Согласно теории Марии Монтессори, ребенок должен находиться в центре, а вокруг него необходимо подготовить среду. Рядом с ним постоянно должен находиться воспитатель или родитель, который лишь помогает, а не управляет поведением.
Важно! Необходимо, чтобы правила методики соблюдались родителями и дома. Иначе система будет неэффективна.
Методика изначально была рассчитана на воспитанников с ОВЗ, но впоследствии была адаптирована и для здоровых детей. В России первые школы Монтессори стали появляться после 1995 года.
Монтессори педагог с детьми
Уникальность системы Монтессори
Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. Мария Монтессори утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.
Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.
Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде.
Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.
Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Особенности методики Монтессори
Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.
Что такое девиантное поведение детей-дошкольников
При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.
Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни.
Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса.
Зона реальной жизни
Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:
- Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
- Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
- Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.
Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.
При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др.
Плюсы и минусы методики
При рассмотрении методики Монтессори можно выделить несколько основных минусов, о которых упоминают критики:
- После обучения по этой системе ребенку бывает трудно вписаться в школьный коллектив и следовать правилам. Это связано с тем, что методика Монтессори подразумевает свободное перемещение по классу и самостоятельный выбор занятий.
- Разновозрастность групп. Согласно мнению педагогов, критикующих теорию Монтессори, старшие всегда будут доминировать и подавлять младших, которые будут им мешать.
- Отказ от сказок и стихов. Мария Монтессори считала сказки бесполезными, так как они учат лишь уходить от реальности в фантазии.
- Отвлеченность от социальной реальности. Воспитанники в детском саду учатся делать то, что они хотят и некоторые из них редко работают в коллективе. При этом методика подразумевает использование слишком большого количества предметов, создающих искусственную среду, из-за чего при обучении в начальной школе могут возникать проблемы с адаптацией.
Обратите внимание! Но плюсы способны затмить недостатки системы. Основное преимущество — ребенок привыкает обучаться самостоятельно и постоянно стремится к развитию. При этом ребенка не критикуют, а наказания полностью исключены. Монтессори методика приучает к порядку и уважению окружающих людей с раннего детства.
Занятие в классе Монтессори
Еще один плюс системы — воспитанники начинают раньше писать и читать. При этом педагоги применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и потребности.
Интересно! Для работы по этой системе педагог может пройти краткий курс обучения.
Плюсом также является формирование групп не по возрасту, а по интересам. Это увеличивает заинтересованность в самом процессе обучения. Также методика подразумевает развитие самостоятельности и способности принимать решения. Несмотря на все плюсы и минусы системы Монтессори, такой подход побуждает воспитанников заниматься саморазвитием по собственному желанию, а не по принуждению.
Тематическая неделя «Профессии» в старшей группе
Методика Монтессори раннего развития от 0 до 6 лет — в чем заключается
Основной принцип методики раннего развития — создание среды, в которой ребенок сможет развиваться. Обучение в возрасте до 6 лет подразумевает следующее:
- Неограниченную физическую активность. Этому способствуют различные упражнения и специально оборудованные места в классе, благодаря которым ребенок раньше и эффективнее осваивает новые движения и учится управлять собственным телом.
- Использование интересных и необычных предметов, которые хочется изучать.
- Прогулки и экскурсии, позволяющие получать новые знания об окружающем мире.
Обратите внимание! Нахождение в специально организованных зонах позволяет привыкнуть к порядку и организованности пространства.
Также воспитанники учатся свободно выбирать деятельность. При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие. Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся.
Дидактический материал Монтессори — на что направлен
В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:
- цветные катушки;
- штанги красного цвета;
- башня;
- коричневая лестница.
Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:
- выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
- ученик готовит место, где он будет заниматься;
- происходит работа с материалом;
- коррекция ошибок;
- после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.
Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:
- Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
- Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
- Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
- Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
- Во время занятий материалы не передаются между детьми.
- Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.
Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому.
Ребенок собирает башню
Дидактический материал служи двум целям:
- Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
- Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню. Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.
Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть.
Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:
- все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
- предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
- материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.
Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья. Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.
Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.
Источник: vospitanie.guru
Образование – оружие мира. Педагогика Марии Монтессори
Многие века государства формировались в основном за счет войн и агрессии, люди в этой среде — лишь ресурс, а его ценность — в физической силе. Мария Монтессори, врач и педагог, первой призвала перенаправить внимание с взрослых на детей, причем неважно — здоров ребенок или болен. Она видела в малыше личность, искренне верила, что правильное воспитание — ключ к миру во всем мире, и оказалась права: принципы Монтессори в корне изменили педагогическое мышление XX века и привели к ошеломительным результатам.
05 октября 2021
Поделитесь в соц.сетях
«Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь». Как начинался путь женщины-эпохи
Фотография с сайта Русской Монтессори школы им. Св. Георгия
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Ее отец заведовал финансами на государственной табачной фабрике и придерживался традиционных взглядов. Мать происходила из старейшего итальянского рода Стоппани, который славился видными учеными. Именно она подметила, что юная Мария отличается живым умом и целеустремленностью.
Девочка так любила математику, что брала учебники даже в театр. В полутьме зала она на коленках решала уравнения и задачи.
Италия XIX века не давала женщинам возможностей для обучения. Удел дам — хозяйство, воспитание детей и благотворительность. Мария, напротив, с детства была в науке, мечтала стать инженером. В 13 лет она сломала стереотип тех лет и поступила в техническую школу для мальчиков. Хорошие оценки помогли ей войти в ряды слушателей Технического института им.
Леонардо да Винчи. Когда приблизился момент окончания, будущая студентка поняла: ее призвание — стать врачом.
Еще в юности Мария Монтессори впервые задумалась о подавлении личности ученика. Жесткие рамки условностей не давали детям раскрыть свой потенциал, губили их таланты.
Ей все-таки удалось поступить в «Сапиенца», один из старейших университетов мира, на курс естественных наук. Но юношей оскорбляла мысль, что молодая девушка будет учиться вместе с ними. Недовольные однокурсники постоянно пытались «поставить ее на место», презрительно фыркали и посмеивались.
На лекции она могла ходить только в сопровождении мужчины, сесть — когда все ученики мужского пола займут свои места. Доходило до абсурда: женщина, которая осматривает голое тело, — это скандал! Марии приходилось оставаться после занятий и самой исследовать анатомию человека.
«Истинное обучение — помочь, а не осуждать». Становление методики Монтессори
Чтобы начать карьеру, в 1892 году она добилась аудиенции у папы Римского Льва XIII. Только после этого девушка смогла изучать медицину в Римском институте. В диплом об окончании пришлось вносить рукописные правки, ведь никто и не предполагал, что женщина когда-нибудь станет не просто врачом, а доктором наук и экспертом в детской медицине.
В 1896 году Мария — ассистент университетской клиники, занимается частной практикой. Особое внимание она уделяла детям, отстающим в развитии. Подход заключался в том, что ребенок — личность, которая на уровне инстинктов стремится к саморазвитию и самообучению.
По мнению доктора Монтессори, слабоумие — проблема скорее педагогическая, нежели медицинская. Поэтому решать ее следует не в клиниках, а школах и детсадах. Заявление, что ребенка сначала нужно учить писать и только потом читать, стало резонансным.
Умственно отсталых детей, которые обучались по системе Монтессори, экзаменовали вместе с учащимися обычной начальной школы. В итоге здоровые ученики получили более низкие баллы. Такой поразительный результат взволновал и общество, и правительство. Весь мир заинтересовался подходом Марии Монтессори.
В 1900 году был открыт Ортофренический институт для детей с недостатками в развитии, а доктор Монтессори стала его содиректором. Десятки педагогов тщательно изучали психологию, физиологию и антропометрию. Они пытались выявить причины умственной отсталости. В стенах института уже известная женщина-ученый адаптировала свою методику для ребят без особенностей здоровья.
В 1907 году при поддержке итальянского миллионера был открыт первый «Дом ребенка», который работал по принципам педагогики Монтессори. Там учились обычные дети.
«Помоги мне сделать самому». Принципы системы Монтессори
Главная идея обучения — в свободе, к которой малыш стремится с рождения. Мария верила: если организовать для ученика особую среду и позволить ему самостоятельно в ней работать, он станет независимым, любознательным и уверенным в себе. Преподаватель лишь помогает разуму ребенка развиваться и не навязывает свои установки.
Режим учебного дня по методу Монтессори
- 9:00 — 10:00. Ребята приветствуют и осматривают друг друга, помогают, если нужно (надеть фартук, застегнуть пуговицу). Контролируют чистоту в комнате. Рассказывают о том, что интересного произошло вчера. Проведение урока религии.
- 10:00 − 11:00. Занятия (задачи, нацеленные на развитие умственных способностей) с перерывами на отдых.
- 11:00 — 11:30. Легкие гимнастические упражнения, выполняются максимально плавно. Отдельное внимание правильной осанке и ходьбе. Упражнения на развитие внимания. Дети красиво и аккуратно раскладывают вещи в комнате.
- 11:30 — 12:00. Обед, короткая молитва.
- 12:00 — 13:00. Игры в классе (ребята сами решают, во что и как играть).
- 13:00 — 14:00. Игры на свежем воздухе. Дети постарше занимаются практическими упражнениями и уборкой. Потом снова осматривают внешний вид друг друга (чистые руки, опрятная одежда). Свободно беседуют.
- 14:00 — 15:00. Самодельничество (лепят, плетут, собирают/разбирают, рисуют). 8. 15:00 — 16:00. Все вместе занимаются гимнастикой, желательно на улице. Обдумывают свои цели и пошагово планируют, как осуществить задуманное. Ухаживают за растениями и животными.
Педагог отметила всплески внимательности у детей 3-6 лет. При этом они без усилий концентрировались на каком-то одном виде деятельности.
Если ребенку разрешали самому выбрать, чем заняться, то он предпочитал взять учебник или что-нибудь смастерить. А игрушки и вкусности, которые были в свободном доступе, игнорировались.
Продолжая наблюдения, Мария обнаружила спонтанные проявления самодисциплины и тяги к знаниям. Малыши внезапно начинали раскладывать игрушки, для каждой вещи находили свое место. Или с удовольствием приступали к изучению материала, решали задачи. Значит, при выборе деятельности ребенком движет природный инстинкт. Поэтому он берется за дело с таким энтузиазмом, а работу выполняет качественно.
Упражнения Марии Монтессори базируются на факте: в разные возрастные периоды ребенок приспособлен к конкретному занятию.
Маленькие дети лучше воспринимают информацию на слух, поэтому с ними можно изучать произношение иностранных слов. В 5 лет малыш уже готов к грамматике, поскольку хорошо концентрируется именно на письме. Еще один период — с 3-х до 6-ти лет — включает склонность детей к порядку. В течение этого времени необходимо привить ребенку навыки самообслуживания. Он сам одевается, чистит одежду, вытирает пыль, подметает пол, поливает цветы.
Принципы метода
- Самостоятельность. Каждый ребенок выбирает занятия из предложенного списка.
- Разумная свобода. Ученики без ограничений перемещаются по классу, при желании передвигают стулья и столы, организуют свое личное пространство.
- «Мы учим через открытия». Дети получают знания на практике, а не слушают лекции учителя.
- «Впитывающий разум». До 6 лет ребенок неосознанно впитывает все, что его окружает: от культуры и привычек до жизненных установок. Поэтому особое внимание уделяется подготовке среды: помещение просторное и светлое, есть доступ к воде, присутствуют цветы, за которыми воспитанник будет ухаживать. На полках расставлены хрупкие вещи, чтобы он научился бережно к ним относиться. Все учебные материалы расположены на уровне глаз ребенка, призывая его к действию (обучению).
- Развивающие упражнения.
- Непрерывные циклы работы (в среднем 3 часа).
- Занятия ведет квалифицированный Монтессори-педагог.
Стадии развития
Мария Монтессори считала, что по мере взросления дети проходят через определенные уровни развития. Чтобы сделать обучение максимально полезным и увлекательным, программа уроков должна учитывать особенности каждой стадии.
Первый уровень — с рождения до 6 лет. Малыш становится исследователем, который уже стремится к независимости. Взрослый выступает в роли наблюдателя и союзника. Он помогает создать комфортное окружение и среду для учебы, а потом только курирует процесс познания.
Второй уровень — с 6 до 12 лет. У ребят наблюдаются физические изменения: выпадают молочные зубы, а ноги и туловище равномерно растут. Появляется «стадный инстинкт» и стремление показать себя. Вместе с телом активно развиваются воображение и интеллект.
На этой стадии воспитанникам нужно объяснить, что иметь свое мнение — это нормально, даже если оно отличается от суждений других. В то же время детям рассказывают, как следует вести себя в обществе.
Третий уровень — с 12 до 18 лет. Он связан с половым созреванием и подростковым возрастом. Эта стадия развития самая нестабильная. У детей обостряются чувства справедливости и собственного достоинства. Они активно ищут свое место в мире, трепетно относятся к внешнему виду и хотят понравиться.
В этом возрасте пристальное внимание уделяется творческому потенциалу подростка.
Четвертый уровень — с 18 до 24 лет. Доктор Монтессори считала: если ребенка развивать по ее методу, то к совершеннолетию он уже превратился в полноценную личность с задатками лидера. В целом этот период она характеризовала как потребность получать деньги за свою работу. Юный специалист стремится к финансовой самостоятельности.
«Там, где Монтессори, я не нужен» — Зигмунд Фрейд
Уникальный дар великой женщины-ученого перевернул и подход к воспитанию, и систему образования в целом. Мария Монтессори первой сделала акцент на душе ребенка, поскольку была убеждена: именно с малышей начинается здоровое общество.
Ее система полностью обращена к детям и позволяет учитывать индивидуальность и желания каждого из них. Получая с ранних лет свободу выбора, маленький человек с удовольствием изучает мир и области знаний. Уроки по методу Монтессори — не соревнования, а дружеский обмен. У ребят формируется высокая самооценка и ровное отношение к ошибкам, ведь они действуют в своей зоне ближайшего развития.
Первые Монтессори-ассоциации возникли в начале XX века в США, Голландии, Нидерландах, Швейцарии, Индии и даже Пакистане. Люди жадно слушали «революционные» лекции Марии, где она объясняла:
Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
Если вы честны с ним, он учится быть справедливым.
Если его высмеивать, он учится быть робким.
Если ребенок растет в дружеской атмосфере, он учится обращать внимание на все хорошее.
Если его поддерживать, в нем развивается уверенность в себе.
Если ребенка унижать, он учится быть виноватым.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
Если его оскорблять, он учится осуждению.
В России принципы Марии Монтессори распространяла Юлия Фаусек, которая занималась с дошкольниками. И даже когда новые методы в педагогике были запрещены советской властью, она продолжала успешно использовать эти идеи в своей работе.
Источник: rosuchebnik.ru
Методика Монтессори дома и в детском саду
Образование детей дошкольного возраста
На чтение 9 мин
Всем знакома методика Монтессори созданная и предложенная итальянским врачом, а позднее философом Марией Монтессори, жившей в первой половине ушедшего века. Поначалу она была применима для раннего и быстрого развития детей. Со временем метод Монтессори перешёл в педагогическую систему, основанный на идеях свободного воспитания. Важное место в этом процессе уделено развитию органов чувств, при помощи дидактических занятий.
Данный метод оказался очень эффективным.
Доказано это было во время проверки знаний, которая показала, что дети, занимающиеся по индивидуальному методу Монтессори, превосходят своих ровесников по навыкам письма, счёта и чтения. Результатом проверки стала постановка вопроса о неэффективности традиционного метода обучения здоровых детей. Позднее к этому методу были приобщены дети с особенностями развития, называемые сейчас инвалидами или детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
В чём состоит методика Монтессори
Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.
Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора – двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.
Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.
Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори
Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.
Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:
- фрукты для счёта,
- глину, солёное тесто и пластилин для лепки.
Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:
- любознательность,
- стремление познавать окружающий мир.
- свободомыслие,
- независимость.
Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальными.
Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».
Пять принципов, предложенных М. Монтессори
- Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
- Самостоятельность принятия решений ребёнком;
- Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности
Организация детских садов по программе Марии Монтессори
В отличие от детских садов, работающих по традиционным методикам, относящимся к детям, как к неразумным существам, ещё совсем не способным на самостоятельные действия, – специалисты детских учреждений, работающие по методу Монтессори относятся к любому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Это потому, что основной идеей, которую «несёт» метод Монтессори является стимулирование ребенка к саморазвитию. Поместив ребёнка в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую конкретным психологическим его потребностям, специалист всячески подталкивает его к принятию собственных решений для реализации всех тех желаний, которые у него есть согласно возраста.
Другими словами – задача воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори – помощь любому ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Необходимо отметить, что принципы системы Монтессори сейчас согласуются с положениями Федерального государственного образовательного стандарта:
- Личностно-ориентированная модель образования подразумевает, что Монтессори-педагог контролирует и корректирует психическое, физическое и психологическое развитие каждого воспитанника в индивидуальном порядке. При необходимости корректируя;
- Воспитание всесторонне развитой личности: в Монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии;
- Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие Монтессори-материалы.
Организация пространства в садах Монтессори (система зонирования)
Общее пространство делят на 6 зон:
- Зона повседневной жизни – ребёнок, находясь в ней приобретает жизненно важные социально-бытовые навыки. Игрушки Монтессори в этом случае не бутафория, а реальные предметы быта.
Совет родителям: следуя методике Монтессори рекомендуется приобщать ребёнка, в игровой форме к бытовым делам: уходу за собой, забота о животных и растениях, приобретение одного из важнейших элементов социальных навыков – блока навыков общения;
- Сенсорика/развитие мелкой моторики – основными материалами выступают игры Монтессори, такие как пирамида «Розовая башня», красные штанги, цветовая лестница и таблички (на определение цвета и размера), блоки цилиндров. Для развития тактильного восприятия используются материалы повседневной жизни, такие как шершавые ткани, природные ресурсы: глина, песок, земля и пищевые крупы, а также солёное тесто, термомозаика. Для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки). В этой зоне расположены предметы для развития обоняния и вкуса. Цель работы в этой зоне развитие органов чувств: осязания, обоняния, обучение первичным навыкам, саморегуляции эмоционального состояния релаксации, а также подготовке школьному обучению.
- Математическая зона должна быть выстроена с учётом сенсомоторных потребностей ребёнка, что показывает тесную связь с сенсорной зоной. Простроение системы изучения математики по Монтессори предполагает естественность.
Инструментами выступают:
- для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
- для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
- для счёта до 100 (бусины, доски Сагана, цветные цепочки);
- для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
- для знакомства с дробями;
- для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).
- Языковое развитие – строится на принципе тактильности. Целями работы в этой зоне является расширение словарного запаса, обучение письму и чтению.
Совет родителям. В первом случае используются карточки изображающие предметы.
Во втором – подвижный алфавит, шероховатые буквы, рамки для штриховки, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки;
- Естественно-научное/космическое развитие. Работы в этой зоне направлена на подготовку к изучению таких школьных предметов, как биология, история, география, физика и химия;
- Зона для игр – спортзал. Развитие крупной моторики (двигательное развитие).
Совет родителям: материал, предлагаемый к изучению ребёнку, рекомендуется располагать не выше одного метра от пола. По мнению психологов именно такое расстояние оптимально для того, чтобы ребёнок воспринял, как призыв к действию и стал изучать самостоятельно.
Плюсы и минусы
При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты.
- Практически не уделяется внимание развитию творческих способностей, то есть творческому креативному мышлению;
- Не учитывает сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми социальных ролей. По этой причине могут возникать сложности в межличностных и семейных отношениях, поскольку не всех обучают по методике Монтессори.
- Система Марии Монтессори подходит только умеренно спокойным детям. Если ребёнок гиперактивен или склонен к аутизму, а также имеет чётко выраженные творческие способности наклонности., то применение системы Монтессори может нанести психологическую травму или стать основой психического отклонения.
К плюсам этой системы можно отнести:
- Её можно преподавать в разных культурах, по скольку её основная опора – базовые потребности любого ребёнка.
- Дети, прошедшие обучение, хотя бы по одной ступени Монтессори, становятся студентами и учениками самых престижных учебных заведений.
Примером этому могу быть основатели двух великих компаний Стив Джобс и Билл Гейтс, принц Уильям, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, 42-ой президент США Билл Клинтон, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.
Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, обладают хорошей остротой внимания, наблюдательностью, дисциплинированы и самостоятельны.
Игрушки Монтессори
Систему Монтессори ребёнку нужно вводить по этапам (например возраст от 1 до 3 лет называется тоддлер монтессори):
Для детей до года рекомендуется использовать:
- с 1до 2 месяцев фигуры из бумаги, игрушки-погремушки форме геометрических тел;
- с 3-х месяцев рекомендовано стимулировать движения. В этом возрасте специалисты отдают предпочтение деревянным фигурам постельных цветов, подвешиваемых на специальных резинках. Примером могут быть: деревянное колечко или колокольчик производящий звук, при каждом прикосновении малыша.
Основными игрушками у ребёнка до года остаются предметы повседневной жизни.
Совет родителям: не препятствовать в открывании и закрывании ящиков, а также в манипулировании вещами, не предназначенными для игры. Все опасные и ценные предметы рекомендуется хранить в недоступном для ребёнка месте. А в одном (двух) выдвижных ящиках, которые доступны ребёнку по росту, хранить предметы из повседневной жизни, играя которыми он не нанесёт себе вреда.
Совет родителям. Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет – естественная природная среда. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что вода отлично наливается в ведёрко до краёв. А песок так налить нельзя. Его можно насыпать.
Можно начать собирать с ребёнком листики с деревьев или кормить птичек на улице, также можно повесить кормушку за окном.
Игротека для ребенка от 2 до 3 лет – основной игрушкой в этом возрасте является участие в повседневной жизни. Помощь родителям в чистке варёных яиц и картошки (отваренной в мундире), вымешивании теста, а также уборке.
Фильм о Марии Монтессори
Фильм рассказывает о жизни и работе итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Он охватывает всю жизнь этой интересной женщины. Для того чтобы ознакомиться с её методикой и личность достаточно его просмотреть.
Источник: detki.guru