Программа обучения монтессори что это

Метод обучения и воспитания Монтессори

Что общего у основателя и главы интернет-компании Amazon.com Джеффа Безоса и дошкольников? В 2018 году он вложил два миллиарда долларов в Bezos Day One Fund — собственный фонд, который занимается финансированием некоммерческих организаций, создающих условия для обучения по методу Монтессори для бездомных детей и детей из социально незащищенных семей. Как и некоторые другие известные гиганты в сфере технологий Безос получил воспитание по методу Монтессори. Узнать об основных принципах данного метода, а также о его плюсах и минусах можно в нашей статье.

Монтессори — метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности ребенка и практическом обучении. Он назван в честь итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Мария Монтессори стала одной из первых женщин в Италии, окончивших курс медицины, и одной из первых женщин, ставших доктором наук. Поскольку Мария была врачом и ученым, то рассматривала процесс образования с разных точек зрения. Она считала, что образование должно подготовить человека ко всем аспектам дальнейшей жизни и быть ориентировано на развитие всех аспектов: социального, эмоционального, познавательного.

Методика Монтессори: учусь тому, что нужно мне

Метод Монтессори представляет собой ориентированный на ребенка образовательный подход, основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до совершеннолетия. В методе ребенок рассматривается как человек, который естественно стремится к знаниям и способен начать обучение в благоприятной, хорошо подготовленной учебной среде.
Метод Монтессори предлагает детям возможность развивать свой потенциал и выйти в мир вовлеченными, компетентными, ответственными гражданами с пониманием того, что обучение — это жизнь. Вот несколько основных принципов метода Монтессори.

  • Каждый ребенок уникален. Метод Монтессори признает, что все дети учатся по-разному. Каждый ребенок осваивает учебную программу в собственном темпе, руководствуясь инструкциями учителя и индивидуальным планом обучения. Обучающие материалы в классе Монтессори поддерживают развитие ребенка, создавая соответствие между естественными запросами ребенка и доступными видами деятельности.
  • Каждый ребенок независимая единица. Начиная с раннего возраста, дети развивают навыки концентрации, самостоятельности и независимости. Дизайн классной комнаты, материалы и распорядок дня поддерживают формирующуюся у человека саморегуляцию, способность обучать себя и анализировать то, чему он учится.
  • Дети воссоздают модель семьи. Старшие дети пользуются авторитетом в коллективе, выступают в качестве наставников и образцов для подражания. Они оказывают младшим поддержку и придают уверенности. Учителя уважительно и с добротой относятся ко всем детям и стараются мирно разрешать возникающие противоречия.
  • Каждый ребенок свободен. Дети в системе свободны в праве выбора, однако в определенных пределах. Воспитатель или учитель следит за процессом, стараясь максимально раскрыть потенциал каждого ребенка. Работая в рамках принципов, установленных учителем и воспитателем, дети принимают активное участие в выборе предмета изучения. Самостоятельный выбор стимулирует любопытство и интерес ребенка к обучению, делая сам процесс радостным и устойчивым.
  • Каждый ребенок готов получать знания. Учителя обеспечивают среду, в которой у детей есть свобода и инструменты для поиска ответов на свои вопросы. Работа со специальными материалами и техниками формирует модель, которую дети естественным образом переносят на чтение, письмо и математику. Каждый навык разработан с учетом системного подхода.
  • Каждый ребенок должен освоить практические навыки. На занятиях дети учатся переливать воду, стирать, убираться, завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Также они учатся ухаживать за цветами, готовить и т. п. Специально подготовленные ролевые игры способствуют получению навыков поведения в обществе.
  • Каждый ребенок может научиться самокоррекции. По мере взросления дети учатся критически относиться к своей работе и становятся способными распознавать свои ошибки и выбирать новые пути решения задач.

Источник: lala.lanbook.com

Что такое методика Монтессори? Самая подробная информация

Мария Монтессори и ее методика

Поддерживаю комментарйи0 Не согласен с высказываниемСпам

6 arcishevo61 • 21:06, 22.02.2021

Эта система развивает разум, а не социальный и эмоциональный интеллект. Отсутствие игрушек и совместных игр у дошкольников делает их пребывание в коллективе оторванной от основной деятельности ребенка по моделированию социальных отношений. Кроме того, игра в игрушки несет психотерапевтическую функцию для ребенка.

Поддерживаю комментарйиНе согласен с высказыванием

5 Беларусь • 21:12, 14.03.2019

По этому поводу мне кажется, хотя возможно ошибаюсь, что:
1) по этой методике можно работать только в школах (центрах, лагерях . ) полностью автономных от системы государственного образования любой страны. Косвенным подтверждением этого утверждения могут служить слова rinasmekalina2011 ;
2) эта система, так же как системы финского и штайнеровского образования не готовят людей научно -творческих. Возможно что-то не знаю, но мне не встречались фамилии выдающихся ученых прошедших обучение по этой (или этим методикам);
3) Современные системы образования в восточно славянских странах находятся в глубоком кризисе. Поэтому поиски каких-то экзотических образовательно — воспитательных методов (методик) происходят из-за желания учителей (именно тех учителей, которые любят детей и искренне заботятся о их развитии), дать детям полноценное образование и хорошее воспитание. Но, опять же есть пункт 1 и пункт 2.

avatar

Поддерживаю комментарйиНе согласен с высказыванием

4 [Материал] Антон Монахов • 09:23, 31.07.2018

Мы ходим на занятия по этой системе уже не первый месяц — детям очень нравится и результаты развития «на лицо». Всем очень рекомендуем! Но внимательно относитесь к выбору учреждения, т.к. порой работают непрофессионалы, которые с методикой то плохо даже знакомы.

Поддерживаю комментарйиНе согласен с высказыванием

3 lyudmila5415 • 19:23, 06.12.2016

Материал Монтессори просто замечателен! Но школа Монтессори просто не может существовать в Российской действительности по разным причинам. Большая часть игр у нас именно соревнования. Победа это главный стимул, соперничество — это наш менталитет. А педагог и родитель очень авторитарны и попробуй научись делать что либо сам, когда хочется бесконечно поправлять помогать и учить учить учить.

avatar

Поддерживаю комментарйиНе согласен с высказыванием

2 Janna1313 • 05:03, 24.02.2015

Здравствуйте. Интересно, а данная методика будет успешно работать в современном мире? Мне кажется, что ее необходимо подкорректировать. Благодарю.

Поддерживаю комментарйиНе согласен с высказыванием

1 irinasmekalina2011 • 22:58, 12.02.2015

Мне проходилось работать в по методике Марии Монтессори. У неё есть постулат:»Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей». Именно он не сработал. Родители не сумели дать своему чаду свободы выбора пути познания мира.

А педагоги и воспитатели не смогли отказаться от того чему были обучены в институтах. Школа просуществовала 5 лет. А жаль.

Свидетельство о публикации
Комментарии
Здравствуйте. Скажите, на какой документ опираться по соответствию типов уроков
Чтобы скачать материал, нужно нажать большую серую кнопку СКАЧАТЬ под материалом
Как скачать
Вот мне встретились и нормальные люди учителя, и расизм, и неадекватные, и горды
 в столбец А внесите значения x∈[-9,9] c шагом 0,2;
 в столбец В внесит

Отзывы

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу.

С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу , выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время , своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Читайте также:
Что за программа читает djvu файлы

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво . Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио . Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара.

Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников.

Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени , т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Хостинг от uCoz

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров —>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Источник: pedsovet.su

Методика развития Монтессори: когда и с чего начать

Отдать ребенка в государственный детский сад или в частный, который работает по системе Марии Монтессори? Может, начать изучение методики сначала у себя дома? Почти каждый родитель, узнавший о системе Монтессори, задается десятками вопросов. Ответами поделилась детский и семейный психолог и мама двоих детей Анна Демина.

Система Марии Монтессори известна в мире с 1907 года, когда ее основательница открыла первое дошкольное учреждение по своей методике. Как врач, антрополог и педагог, она знала, что при правильном обустройстве среды и методах обучения даже отстающие в развитии дети со временем начинают опережать здоровых.

Суть метода в том, что ребенок рождается уже со своим уникальным потенциалом и потребностью развиваться: окружающая среда ему в этом либо помогает, либо мешает. Поэтому главная задача взрослых — создать такие условия, в которых естественные потребности детей будут удовлетворены.

Когда начинать применять методы Монтессори

Чтобы от применения методики Монтессори получить положительные результаты, родителям нужно учитывать сенситивные периоды — возрастные промежутки, в которые у ребенка легко и полноценно развивается какая-либо психическая функция, деятельность и разные навыки. Мария Монтессори говорила, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов.

От 0 до 3 лет — время восприятия порядка. Это «золотой период» для приучения ребенка к аккуратности, порядку в игрушках и вещах, режиму дня: важно показать малышу, как подмести за собой пол, вытереть пролитую воду, собрать одежду в свой шкафчик. Научить этому детей старше 3 лет будет уже сложнее.

От 1 года до 4 лет — время развития движений и действий. В этом возрасте физические упражнения активно влияют на работу головного мозга — идет интеллектуальный и социальный рост ребенка. Именно поэтому детей тянет на уличные площадки, на которых есть горки, качели, лестницы. Занятия на них помогают улучшить координацию, вестибулярный аппарат, гибкость и ловкость, а также укрепить мышцы.

От 0 до 5,5 лет — время сенсорного развития. В этот период дети задействуют все каналы восприятия для изучения мира: ребенок всё рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает и пробует на вкус. Поэтому важно создать для малышей такую среду, которая будет наполнена звуками, запахами и ощущениями. На этом этапе формируются понятия о форме, цвете и размерах предметов.

От 1,5 до 5,5 лет — время восприятия маленьких предметов. В этом возрасте идеальными занятиями с ребенком будет перекладывание руками или ложкой с одной миски в другую крупы, фасоли или гороха, нанизывание бусин на веревочку, сбор мозаики и пазлов. Благодаря таким действиям у малыша будет развиваться зрительно-моторная координация, ловкость и точность движений. А еще развитые кисти и пальцы рук подготовят ребенка к письму.

От 0 до 6 лет — время речевого развития. Для эффективного освоения можно создавать подобие окружающей среды: например, дома показывать муляжи грибов, овощей, животных, маленькие копии домов. Также малышам понравятся тематические карточки и книги.

От 2,5 до 6 лет — время развития социальных навыков. В этот период ребенка важно научить вежливости: простому «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», «Извините».

Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются. Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду.

Как обустроить дом по системе Монтессори

Основная задача среды по Монтессори — удовлетворение потребностей ребенка на каждом его возрастном этапе. Начинать создавать ее можно сразу же после рождения.

Главный принцип организации такой среды — это доступность для малыша всего, чем он пользуется. У него должна быть возможность делать все самостоятельно.

При таком подходе дети сами едят, моют руки, чистят зубы, выбирают одежду, одеваются, решают, когда и с какими игрушками заниматься.

Так, например, в ванной комнате нужно повесить крючок с полотенцем на том уровне, на котором ребенку удобно его достать. Также у него должен быть доступ к зубной щетке, пасте и мылу, чтобы самому помыть руки и лицо или почистить зубы. Если малыш не дотягивается до крана, используйте подставку.

Здесь же, в ванной комнате, должна стоять корзинка со сменным бельем: например, грязные мокрые штаны ребенок бросает в одну корзину, а чистые берет из другой. А еще тут же или в туалете должен стоять горшок: не в спальне, не в гостиной и не в коридоре.

Под самостоятельностью на кухне мы понимаем и самостоятельный прием пищи, и ее приготовление, и сервировку стола, и возможность убрать за собой. Ребенку необходим его собственный маленький легкий стул и стол. Также специально для него можно переставить детскую посуду на нижнюю полку кухонного гарнитура или организовать отдельную полочку, на которой будет стоять его минимальный набор — тарелка, кружка, ложка. Здесь же можно расположить салфетки и кувшин с водой.

Начинать это все можно уже с момента, когда малыш уверенно ходит. Конечно, у него сначала может проливаться вода, что-то падать с полок. Но только проходя через ошибки, он будет учиться контролировать свои действия. Если у него прольется вода, предложите ему тряпочку, чтобы самостоятельно вытереть со стола или пола. Расположить ее важно тоже так, чтобы можно было легко взять.

На стол можно поставить тарелку с перекусом — фруктами, сухофруктами, вареным яйцом: все, что для вас приемлемо. Когда ребенок проголодается, он сможет сам накрыть на стол, а после еды убрать за собой.

Для маленьких детей это все напоминает игру, поэтому им нравится такой процесс. В период обучения ребенка этим навыкам направляйте его: «Вот твоя тарелка — можешь поставить ее на стол», «Сейчас пора вытереть со стола. Помнишь, где у нас тряпочка?». Говорите о возможностях, а не обязанностях. И не забывайте хвалить за успехи.

Читайте также:
Что за программа райнметер

Перейдем к детской спальне. Начнем с зоны одевания. Это должно быть место, в котором в свободном доступе будет расположена одежда для ребенка: домашняя и на выход. Лучше, если два этих вида будут распределены по разным местам: например, полкам или отделам. Возле этой зоны — комода, маленького шкафа — можно поставить детский стул.

Важно следовать нескольким принципам: вся одежда должна быть одновременно в зоне видимости ребенка — каждая футболка, рубашка или штаны висят на отдельной вешалке, все вещи соответствуют текущему сезону (не более 2–3 экземпляров каждого вида), ребенок сам выбирает какую из кофт он хочет сейчас надеть, одежда простая и удобная — штаны не на молнии, а на резинке, застежки не на пуговицах, а на липучках (если малыш освоил один вид застежек, тогда можно усложнить и предложить другой).

Педагогическая система Монтессори также предполагает разделение комнаты ребенка на пять тематических зон.

Зона практической жизни

Здесь ребенок учится бытовым вещам. Для этого у него должны быть материалы для ухода за собой — приготовления еды, уборки, одевания, для заботы об окружающей среде — уборки и ухода за растениями и животными. То есть тут малыш узнаёт, как пользоваться столовыми приборами, ножницами, пересыпать крупы, расчесываться, застегивать пуговицы, подметать пол.

Зона сенсорного воспитания

Здесь малыш будет развивать органы чувств. Для этого нужны материалы для определения размера — цилиндры, башни, лестницы, для различения цвета — цветные таблички, для развития тактильного чувства — ткани, шершавые предметы, для развития слуха — звоночки, для развития обоняния — шарики с разными запахами.

Математическая зона

Материалы для нее можно использовать из зоны сенсорики: ребенок будет считать количество цилиндров, цветных брусочков или кусочков ткани, разных по размеру фигурок. Можно сделать наглядные цифры.

Зона языкового развития

Она тоже строится на тактильных материалах. Для расширения словарного запаса можно поставить коробочки и карточки, изображающие предметы; для обучения письму — шероховатые буквы, подвижной алфавит и магнитную доску; для обучения чтению — простые книжки. Здесь же уместны будут муляжи фруктов, овощей, фигурки животных.

Зона космического воспитания

Она затрагивает сферы географии, биологии, истории, науки. Здесь можно предложить ребенку изучение глобуса, календарей, часов, гербариев, горшков с живыми цветами, материалов для практических научных опытов.

И все это выходит не дороже, а иногда даже и дешевле. Суть организации домашней среды по методике Монтессори не в том, чтобы купить все монтессори-материалы, а в том, чтобы показать особое отношение к ребенку, когда вокруг него выстраивается мир, в котором ему удобно и который его развивает. Детская может быть дорогой, но совершенно не развивающей. А может быть все наоборот — вы почти не вкладываете лишние деньги, но ребенка окружает развивающее пространство.

Чтобы среда была максимально эффективной, важно придерживаться еще одного принципа системы Монтессори — давать ребенку свободно работать в его пространстве. То есть малыш может сам выбирать, во что хочет поиграть, что первым делом ему изучить и когда закончить этот процесс. Создав развивающую среду, взрослые переходят в позицию наблюдателей, передав таким образом активность детям.

Результаты раннего развития по Монтессори

Если соблюдать принципы методики, учитывать сенситивные периоды и правильно организовать развивающую среду, то первые результаты у ребенка можно увидеть уже через 2–4 недели.

Дети начинают проявлять больше интереса к самостоятельному освоению навыков: например, сами тренируются одеваться. Также с ребенком становится проще взаимодействовать, увеличивается время его самостоятельной игры.

Тут выигрывают обе стороны: с одной — родители, которые могут в это время заняться какими-то делами, с другой — ребенок, у которого появляется интерес и упорство. Сейчас, к примеру, ваши малыши одеваются на улицу «с боем», а после занятий в среде Монтессори они смогут сами выбирать одежду, натягивать на себя штаны.

Эффект от домашней монтессори-среды будет даже в том случае, если ребенок ходит в обычный детский сад. В родных стенах дети проводят все-таки больше времени, и в семье формируются привычки.

Детский психолог Анна Демина поделилась собственным примером, как система Монтессори помогла ей и ее детям.

«У меня есть сын, которому сейчас 5 лет, и дочка, которой 1 год и 7 месяцев. На примере старшего ребенка я убедилась, что эта система точно работает. В бытовом плане у нас закрыты все вопросы: он может сам разогреть себе в микроволновке еду, нарезать хлеб и намазать его маслом, достать из холодильника молоко и налить в стакан, сделать омлет или салат.

Также он сам одевается, моется в ванной, чистит зубы, убирает за собой свою одежду. В познавательном плане сын тоже очень активен: мне не приходится придумывать, чем его занять. Он сам что-то постоянно инициирует, планирует свою деятельность, подбирает материалы.

Младший же ребенок может самостоятельно, например, налить себе воду и попить. Организация развивающего пространства облегчила мне жизнь: уже не нужно отвлекаться на мелкие просьбы».

Для тех, кто хочет узнать о системе Монтессори больше, Анна советует книги Елены Тимошенко «Ваш малыш на кухне» и «Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний».

Источник: dailybaby.ru

Педагогическая система Марии Монтессори

мария монтессори, система монтессори

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду».

Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

Свернуть

История системы

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Читайте также:
Программы словари что это такое

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

монтессори, занятия по системе монтессори

Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:

монтессори-материал, дидактическая среда, предметная среда

  • Воспитатель
  • Специально подготовленная среда
  • Дидактический материал

Роль взрослого в системе

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия . Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

детский сад монтессори, сады монтессори, занятие по системе монтессори

Роль развивающей среды в системе Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым.

Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

детский сад монтессори, развивающая среда

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие.

Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

монтессори-материал

Правила работы с дидактическим материалом

  1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

монтессори-материал, занятие по системе монтессори

Минусы методики Монтессори

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

  1. Система развивает только интеллект и практические навыки
  2. Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  3. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  4. Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.

Похожие записи:

  1. Тенденции развития форм обучения. Нетрадиционные формы организации уроков
  2. Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (КУПД)
  3. Чем занять ребёнка: дома, на улице, в дороге
  4. Делаем ёлочные игрушки с ребёнком

Источник: paidagogos.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru