Возможность положительных результатов коррекционно-пег готической работы и достижения педагогической реабилитац детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данн категории.
При условии особой организации образовательной процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи дети ЗПР способны овладеть программой детского сада и основно школы и в большинстве случаев продолжить образование.
С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в наш» стране была создана система коррекционно-развивающего обр зования и компенсирующего обучения. Это качественно новы» уровень организации образовательного процесса, который по зволяет удовлетворить интересы и образовательные потребност конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способност обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.
Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-раз вивающего обучения отражает разработанную в 1993 г. в ИнстИ;? туте коррекционной педагогики РАО концепцию коррекционн развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательно школы (В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, Т.В.Егорова, С.Г.Шев; ченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустина и др.).
Программа обучения курса по дизайну книг «Просто сделай это!»
Министерство образования РФ рекомендует для ориентиров1′ в подходах к обучению детей со стойкими затруднениями в обра
зовательных учреждениях общего назначения использовать два нормативных документа:
об открытии классов для детей, имеющих стойкую задержку психического развития, остающуюся и к концу школьного обучения, при общеобразовательных школах на основании приказа Минобразования РФ № 103 от 03.07.1981 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР»;
о деятельности классов педагогической поддержки (компенсирующего обучения) — приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
2, п. 2.4.2 настоящей книги.
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:
создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей с ЗПР, классов коррекци- онно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;
раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования;
совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей;
создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;
Развивающая программа обучения по системе Эльконина-Давыдова
нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР;
определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудо- вой адаптации выпускников;
создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса; разработку моделей служб консультативной помощи семье; подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.
В нашей стране существует сеть консультативно-диагностиче* скнх, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих’ центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье. Разработаны, диагностические методики, позволяющие отграничить эту категорию детей как от умственно отсталых, так и от детей с общим недоразвитием речи. Открываются новые образовательные учрежден ния для детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста, создг ются условия для профилактической, лечебно-оздоровительной коррекционно-развивающей работы с детьми этой категории.
Главными при определении стратегии и технологии обучения воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррек; ция отставания в развитии у детей дошкольного возраста.
В осно* ву положен принцип единства диагностики и коррекции, предпо’ лагающей построение коррекционной работы в соответствии результатами диагностики. Практика показывает, что пред упре* ждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесс образно начинать в условиях детского сада.
Для этого существует специальная модель дошкольного обр», зовательного учреждения — ДОУ компенсирующего вида для д~ тей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех Н» правлениях: диагностико-консультативная, лечебно-оздоровител: ная и коррекционно-развивающая.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками ведет» специалистами-дефектологами (логопедами, олигофренопедаг гами), воспитателями при участии семьи ребенка. Адаптивн программа учитывает состояние и уровень развития ребенка предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление окружающим миром и развитие речи, формирование правильног звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее ра тие, ознакомление с художественной литературой, развитие эл: ментарных математических представлений подготовка к об нию грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическ» воспитание и развитие.
В школе коррекционная работа строится по адаптированны программам и учебным планам в соответствии со специальны образовательным стандартом.
Коррекционная направленность обучения достигается благо даря введению специальных предметов: ознакомление с окру:, жающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Н уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технс логии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Значительное место занимает индивидуально-групповая кор* рекционная работа (логопедические занятия, работа по воспоіїне нию пробелов предшествующего обучения или пропедевтика но пых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).
Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном образовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.
Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения, не рассматривали определение ребенка в группу или класс коррекционно-развивающего обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду. Необходимы распространение среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, разъяснение достоинств и преимуществ образования ребенка в условиях класса коррекци- онно-развивающего обучения, укрепление доверия к психолого- педагогическому персоналу и желания сотрудничать в деле помощи ребенку с затруднениями в обучении. Для учителя класса, педагога группы должны стать правилами: посещение семьи ребенка, наблюдение за ним в домашних условиях, общение и взаимодействие с родителями на дому.
Источник: uchebnikfree.com
Коррекционно-развивающее (компенсирующее) образование. Разноуровневое образование
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностя-ми в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифферен-циации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов, которые позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с труд-ностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Именно в таких классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений работы с детьми. /1/
Коррекция (лат. correktio — исправление) – система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития. /3/
Компенсация нарушенных функций (лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. /3/
Коррекционно-педагогической деятельности – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуе-мый с группами подростков, имеющих незначительные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостат-ков поведения, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум. /1/
Под компенсирующим обучением в широком смысле мы подразумеваем систему диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения с целью построения индивидуальной траектории развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности. /5/
Коррекционно – развивающее обучение направлено на создание целостной системы комплексной, динамической, диагностической и специальной коррекционно-развивающей помощи, обеспечивающей соответствие условий и характера образовательного процесса индивидуальным и возрастным особенностям детей, имеющих трудности в развитии. /4/
Система коррекционно-развивающего образования включает в себя различные формы организации образовательного процесса, в том числе классы компенсирующего обучения. Она предполагает соединение в педагогическом процессе учебных стратегий со стратегиями диагностическими, охранными, социальными, коррекционно-развивающими. Понятие «коррекционно-развивающее образование» определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезадаптации в развитии детей. /2/
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося;
это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.
Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе (см. «Схему образовательных траектори й в рамках разноуровневого обучения»).
Источник: studopedia.ru
Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма образования дифференциации, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов КРО, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья.
Именно в таких классах возможно взаимодействие:
— социально – трудового направления работы с детьми.
Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего обучения и классы выравнивания.
В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в первом звене школы (5-9 классы), классы адаптации, классы здоровья и др.
КРО строится на основных положениях Концепции КРО, разработанной Институтом коррекционной педагогики.
Классы выравниваниясоздаются на начальной ступени обучения для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
Классы компенсирующего обучениясоздаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска.
Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом здоровье.
Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль.
Необходимым является динамические наблюдения за продвижениями каждого ребенка.Наблюдения проводятся специалистами школьного психолого-педагогического консилиума.
Результаты наблюдений обсуждаются 1 раз в четверть на малых педсоветах или консилиумах.
При изучении школьников учитываются показатели:
- Физического состояния и развития ребенка: особенности слуха и зрения, координация движений, работоспособность.
- особенности и уровень познавательных процессов: особенности внимания, памяти, мышления, речи, познавательные интересы, любознательность.
- отношение к учебной деятельности: мотивация, уровень усвоения учебной деятельности.
- особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, воля, настроение, самооценка, отношение со сверстниками и взрослыми, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.
- особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, сформированность навыков чтения, письма, счета.
По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в массовые классы или продолжают посещать коррекционные классы.
Перевод в массовую школу осуществляется органами образования на основании решения педсовета школы, в которой работает класс выравнивания.
2. Психолого-дидактические принципы КРО:
2. Использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
3. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
4. Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
Главная цель КРО – создание в условиях общеобразовательной школы, любых типов школ такой образовательной среды, которая исключала бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебная деятельность детей делалась бы деятельностью лечебной.
Утверждается новое понятие терапия педагогической среды (средовая педагогическая терапия).
Галина Федоровна Кумарина определяет следующие принципы КРО:
— принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей группы риска:обеспечениие для детей риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками, не допускать снижения образовательной планки.
— принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка:с учетом особенностей детей риска условий санитарно-гигиенических, психологических, дидактических, влияющих на развитие, здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий.
— принцип равноправного партнерства с семьейпредполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в коррекционную работу.
— принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей рискаутверждает признание уникальности, неповторимости, самооценки каждого ребенка;
Необходимость прогнозирования индивидуальной траектировки развития ребенка с опорой на его сильные стороны, склонности, способности и дарования.
— принцип победности учения в усвоениях преодоления носильных трудностейдиктует необходимость индивидуализма и дифференсации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, необходимость психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости достигаемых результатов.
— принцип педагогического оптимизмаакцентрирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации в развитии.
— принцип интегративного характера общеобразовательного процесса для детей рискаутверждает необходимость органичного соединения в общеобразовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями – диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.
3. Индивидуально-групповая работа в системе КРО
Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Эти специальные занятия, цель которых повышение общего, интеллектуального уровня развития и решения задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидации пробелов предшедствующего обучения.
На коррекционные занятия в начальных классах отводится три часа в неделю, в пятом классе – пять часов, в 6-9 классах по 4ч., эти занятия предусмотрены в расписании уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 мин. В группе можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми проблемами в развитии.
Предметам эстетического цикла в компенсирующих классах отводится особая роль.
На уроках музыки и изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий. Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка.
Особенно привлекательны для детей совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество – это исполнение музыкального произведения в составе детского оркестра на уроках музыки, или коллективное моделирование и создание всем классом одной «картинки».
4. Условиями создания положительного зарядав учебной деятельности являются:
1) положительное отношение ребенка к школе в целом;
2) эмоции сопереживания в общении с учителем и сверстниками, очень важно учить детей культуре чувств;
3) наполнение учения положительными переживаниями, которые связаны с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении в учебной работе.
Много лет назад американский психолог Розенталь открыл эффект, который вошел в научную литературу как эффект Розенталя. Суть его в том, что если какой-то авторитетный человек например педагог, скажет, что какой-то ученик обладает большими потенциальными возможностями и в ближайшее время, по видимому добьется значительных успехов, то независимо от уровня способностей ребенка, он на самом деле начинает лучше учиться, проявлять свои творческие потенциалы. Это объясняется ответной реакцией этого ученика на соответствующие социальные ожидания. Если человек ощущает, что в него верят, видят в нем неординарную личность, он начинает бурно развиваться.
Положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способностями учебной работы, самостоятельными наблюдениями.
Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление.
Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
Под обучаемостью понимают систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.
Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше и темп его умственного развития.
Уровень и специфика обучаемости определяются формирующими качествами ума каждый имеет себе противоположное.
Глубина ума – поверхность,
Гибкость ума – инертность,
Осознанность мыслительной деятельности – неосознанность.
Особенности сочетания этих качеств и различные уровни развития создают индивидуальные варианты обучаемости школьников.
Школьники с пониженной обучаемостью, тормозящей темп их психического развития, отличаются крайней поверхностью ума.
Главным условием благоприятно психического развития учащихся с пониженной обучаемостью является соответствие требований, предъявляемых к ученику, не на зоне актуального развития (достигнутого уже) а его потенциальным возможностям, т.е. на «зоне ближайшего развития». Этим детям нужно более развернутое объяснение с опорой на наглядность; выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.
У учащихся компенсирующих классов необходимо формировать инструментальные навыкии учебные действия контроля и оценки – это навыки лежавшие в основе математических умений, чтения, письма и т.д.
Источник: poisk-ru.ru
Билет №3. Организация коррекционно–развивающего обучения детей младшего школьного возраста. Отбор детей в классы коррекционно – развивающего обучения. Характеристика видов классов КРО.
1. Коррекционно-развивающее обучение- исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Данный вид обучения представляет собой реализацию усиленного внимания педагога к развитию тех психических процессов и значимых для обучения функций, становление которых у данного ребенка либо несколько задержалось, либо не совсем соответствует нашим примерным представлениям о норме развития.
У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова и др
Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей имеет большое теоретическое и практическое значение. Это подчёркивал Л.С. Выготский. В написанном им предисловии к книге Е.К. Грачёвой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка».
2. Организация коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в полном объёме усвоить программу общеобразовательной школы, неуклонно растет – от 20 до 40%.
Комплектование классов осуществляется школьными психолого-педагогическими комиссиями, в состав которых обязательно входят психиатр, учитель-дефектолог, психолог, логопед, врач. Наполняемость классов должна составлять не более 12 человек.
Основная задача коррекционно-развивающих классов — как можно полнее скорректировать отставание детей в развитии, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающей жизни.
Продолжительность обучения в классах КРО у одних детей может ограничиваться и начальной школой, когда их перевод на обучение по программе массовой школы производится и после 3-го, и после 4-го классов. Если ученик преодолел свою задержку в результате правильно организованного обучения, то по итогам ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) школы решается вопрос о дальнейшем обучении: или перевести в массовые классы, или продолжить коррекционно-развивающее обучение.
Учителя общеобразовательных школ пытаются оказать каждому из таких учеников индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами, объясняют им заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основной теме урока и освобождают от работы, не имеющей отношение к изучаемой теме.
Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.
В зависимости от конкретного содержания урока используются и соответствующие методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание различных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работа по картинкам, по наглядному образцу, которые должны быть яркими, четкими, без лишних элементов; по учебнику, по инструкции учителя, работа со схемами, таблицами, макетами и т.д.
Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).
Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Важную роль в школах с коррекционно-развивающим обучением играют учителя-предметники, так как приоритетными стали следующие аспекты учебно — образовательного процесса: психофизическое развитие с акцентом на совершенствование моторики, формирование базовых учебных навыков (внимание, память, воображение, письмо, чтение, счет, в том числе и речевые), умственное развитие — развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, и др.), развитие коммуникативных способностей.
Организация системы КРО в общих школах предполагает организацию видов работ:
· Обеспечить взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и школ, чтобы сохранить преемственность и обеспечить раннюю диагностику трудностей обучения и адаптацией в школе.
· Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в начальной и средней школе.
· Осуществление ранней профессиональной ориентации для детей с трудностями в обучении.
· Внедрение моделей сотрудничества педагога и семьи с целью формирования адекватной позиции родителей к своим детям и их недостаткам.
3. Отбор детей в классы коррекционно-развивающего обучения.
Показания к приему детей в классы КРО:
В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, цереребрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий развития ребенка.).
Также показаниями для перевода в классы КРО являются следующие нарушения:
· нарушение моторики в виде недостаточной координации движений, двигательная расторможенность;
· легкие нарушения речи;
· недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, главным образом за счет вербального компонента (в рамках сниженной нормы);
· низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения.
Классы формируем на разных этапах обучения:
· при поступлении детей в школу по рез-м диагностики (при наличии рекомендаций психолога детского сада);
· по итогам первого года обучения;
· на основании анализа усвоения программы 1 ступени;
· на основании приказа №142 от 18.06.97.
Департамента образования администрации Тверской области о классах КРО).
Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе — развивающей работы, которая реализуется в процессе учебных занятий с обучающимися.
Комплектование классов КРО:
· Для детей, проучившихся в начальной школе 1-2 в общеобразовательной школе со стойкой неуспеваемостью по основным предметам.
· Для детей, начавших обучение с 6 лет и не освоившим программу первого класса. С 7 лет с проблемами в обучении.
· Для детей, которые с 6-7 лет не готовы к обучению в школе.
4. Характеристика видов классов КРО.
Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка районной/краевой психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования, на основании ранее существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей.
Виды классов в системе КРО:
· Классы выравнивания- Создаются с середины 80-х годов. Для детей с более стойкими отклонениями в развитии, с симптомами ЗРП. Срок обучения в данном классе на год меньше, чем в обычных. Присутствуют 2 коррекционных предмета: окружающий мир, ритмика+развитие речи. Выделяется на коррекционную работу 3 часа в начальной школе, в старшей школе-1 час.
· ККО Классы для детей с астеническими нарушениями (зрп) и с нарушениями в поведении-сюда относятся дети с сохранным интеллектом, не имеющих противопоказаний к обучению.
· Обучение по массовым программам — в этих классах учатся дети, которые часто болеют, не умеют себя вести и со специфическими сложностями в обучении.
· КДО — в этих классах учатся обычные дети, но с ними работают специалисты в индивидуальном порядке или в малых группах.
Источник: stydopedia.ru
Обучение «необучаемых»
Проблема обучения «необучаемых» детей возникла уже в советское время: педагоги сталкивались с тем, что есть дети, которые не усваивают материал и не осваивают учебные навыки (чтение, письмо, счёт), несмотря на титанические усилия самих детей и педагогов. Обучение не только не приводило к развитию детей, но, напротив, вызывало у таких детей устойчивое нежелание учиться, они «выпадали в осадок» школьного обучения, превращались в маргиналов или пополняли ряды асоциальных групп.
Для решения этой проблемы было принято верное решение: создать в советской педагогике целое направление: коррекционно-развивающее (не путать с коррекционными школами 1-8 вида). Это были классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) в обычных общеобразовательных школах, в них набирали детей со следующими проблемами: дети с дисграфией, с дислексией, с ЗПР, СДВГ, с ДЦП, с педагогической запущенностью, с особенностями восприятия, дети билингвы, левши и переученные левши, неправильно обученные дети, дети с различными физическими и нейропсихологическими, врождёнными или приобретёнными дефектами или особенностями организации поведения, речи, слуха, зрения, мелкой моторики рук и интеллекта, эмоционально неблагополучные дети и дети перенёсшие эмоциональную травму — то есть все те дети, которым была необходима дополнительная ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ помощь без выделения этих детей в специализированные учреждения. Это те дети, для которых не требовалось особых школ и главный упор делался на развитие таких детей. Были написаны замечательные программы и созданы великолепные условия обучения — 7-14 человек в классе.
НО было два упущения.
Во-первых, учителя, работающие в классах КРО, в подавляющем большинстве не прошли необходимых курсов переподготовки и обучения, а студентов учили как и прежде.
Во-вторых, не было разработано хороших общедоступных методик для работы с проблемными детьми, сами дети и их проблемы не были изучены.
В итоге, в некоторых случаях классы КРО добивались высоких результатов (показатели были на уровне обычных классов и даже выше — особенно в начальной школе при обучении навыкам чтения, письма и счёта), но в подавляющем большинстве успехи были незначительны, а порой эти классы превращались в «отстойники», там, где их так и воспринимали педагоги.
В недрах КРО параллельно с обучением детей шёл процесс создания хороших методик. Но к тому моменту, когда методическая база обучения детей из группы КРО уже была создана, когда педагоги наладили связь с нейропсихологами, логопедами, дефектологами, когда стали создаваться центры обучения учителей, вся страна перешла на подушевое финансирование школ и коррекционно-развивающее обучение было закрыто.
Классов КРО не стало, но проблемные дети остались, их вернули в общие классы. А педагоги, работающие с классом, как и прежде в большинстве своём не владеют необходимыми представлениями о детях из группы риска, у них нет соответствующих методик для обучения проблемных детей в составе класса, а некоторые методики, используемые по старинке, только вредят таким детям, уроки как были так и остаются рассчитанными на обучение «усреднённого ученика».
Дети из группы КРО сегодня не отнесены к детям с ОВЗ, для них не предусмотрены особые права по ИНКЛЮЗИИ, но и переводить их в коррекционные школы 1-8 видов нет смысла. И опять эти дети, выпадая из учебного процесса, пополняют ряды детей с девиантным, асоциальным поведением или превращаются в маргиналов, испытывая унижения.
Видит ли «педагогическая» власть страны (министр образования и руководители региональных департаментов образования) эту проблему? Нет, не видят — во ФГОСах её не прописали, а значит и решать не будут, даже если их собственные дети будут дисграфиками например. Вопрос решится через частную школу или репетиторов.
Видят ли эту проблему в педагогических вузах и колледжах, чтобы готовить по- новому учителей? Нет, не видят, перед ними никто такой проблемы-задачи не ставит.
Видят ли эту проблему завучи, учителя, родители? Да, видят, но опять же при существующих ФГОСах такой проблемы быть не должно, потому что по документам нет ни таких детей, ни штатных единиц и ставок, ни какого-либо методического сопровождения или хотя бы оговорок или сносок мелким шрифтом, о том, что такие дети, возможно, могут быть.
Как школы выходят из положения? Детям натягивают оценки, их переводят из класса в класс, при несформированных навыках грамотного письма, счёта и чтения, при этом делая в уме или на отдельной бумажке пометку «НЕОБУЧАЕМЫЙ». И никто не собирается эту проблему решать.
Вот типичный пример из типичной московской школы: у мальчика 6 класса дисграфия (диагноз поставлен в специализированном центре), при этом интеллектуально-речевые навыки у него прекрасно развиты, на устных предметах он блистает, но как только дело доходит до письма, то, у него будет двойка даже по словарному диктанту — ребёнок «НЕОБУЧАЕМ» при стандартно-усреднённом обучении. Да, учитель знает, что мальчик дисграфик, знает чётко прописанные рекомендации специалиста по работе с ним на уроке, знает, что ребёнку нужны особые условия на уроке (при соблюдении которых мальчик выполняет задания на реальные тройки и четвёрки, и соблюдение которых не требует от учителя больших затрат энергии), но. Но ребёнок не относится к категории ОВЗ, и учитель вместе с завучем заявляют, что ребёнку «не положены поблажки, чтобы другим не повадно было, и учитель не может нарушать общие методические требования», а если на комиссии официально ставить диагноз, то мальчика нужно переводить в коррекционную школу. Всё, вопрос закрыт: или ребёнок с ОВЗ, тогда место ему в спецшколе седьмого вида, или ребёнок без ОВЗ, тогда ему не будет «поблажек». Вопрос об инклюзии не ставится, а классов КРО, в которых ребёнку могли бы помочь, нет.
Каковы пути решения этой проблемы? Они есть.
Но хотелось бы услышать мнение коллег, а то, может быть, автор заблуждается, чего- то не видит или не понимает в решении подобных проблем.
Приглашаю к обсуждению данной темы даже тех, кто в ней проблемы не видит.
Источник: pedsovet.org