Программа обучения это в педагогике

С появлением новых форм обучения в эпоху цифровизации появляются и новые понятия в педагогике. Квест-технология, геймификация, транспрофессионал, хоумлендер – это лишь немногие примеры таких понятий (в основном иностранного происхождения). Иногда одни понятия начинают заменяться другими понятиями, например, вместо понятия «обучение» в его классическом варианте все чаще используются понятия «онлайн-обучение» и «офлайн-обучение» с конкретным указанием на форму его реализации.

В статье предпринята попытка изучить особенности таких дефиниций, как «средства обучения» и «инструменты обучения» и, в частности, рассмотреть, как они воспринимаются и используются современными педагогами.

Аннотация статьи
педагогические понятия
средства обучения
инструменты обучения
Ключевые слова
Надточий Юлия Борисовна
Горелова Людмила Игоревна
Образование, педагогика
«Актуальные исследования» #8 (11), апрель ’20
Поделиться
Цитировать

Актуальные исследования
# 8 ( 11 ), апрель ‘ 20

Обратимся сначала к определениям понятий «средства» и «инструменты». В толковых словарях приводятся следующие определения рассматриваемых понятий.

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?

Средство – это: 1) прием, способ действий для достижения чего-нибудь; 2) предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности [4].

Средство – это: 1) прием, способ действия для достижения чего-нибудь; 2) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности [5].

Инструмент – это: 1) ручное орудие для производства каких-нибудь работ; 2) совокупность ручных орудий в какой-нибудь специальности [4].

Помимо основного определения, которое созвучно определению, данному в словаре Д.Н Ушакова, в словаре С.И. Ожегова предлагается еще такое значение: инструмент – это [в переносном смысле] средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь и познания [5].

Рассмотрим подходы к определению понятия «средства обучения» в педагогических словарях. Так, например, в «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова [2] предлагается определение такого понятия, как «средства педагогические», к которым относятся средства педагогические программные и технические средства обучения (ТСО).

Средства педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание. Средства педагогические программные – пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам. Технические средства обучения – устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств [2, с. 142].

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дается такое определение: средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». Группа технических средств обучения составляет особую группу средств обучения, к которой относят также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. [3, с. 278-279].

Читайте также:
Как защитить сайт от скачивания программами

ФГОС — что это?

Стоит отметить, что с появлением такой формы обучения как онлайн, наряду с традиционной (офлайн) формой обучения, средства обучения для разных форм (онлайн и офлайн) обучения применяются разные. Понятно, что термин «инструменты» [обучения] используется в переносном смысле и рассматривается как синоним понятия «средства обучения». В педагогических словарях вообще отсутствует такое понятие, как «инструменты обучения».

Но в связи со стремительным развитием (особенно в современной ситуации) такой формы обучения как дистанционная (или онлайн-обучение) в обиход все больше входит понятие «инструменты обучения».

Часть авторов, указывает на равнозначность категорий «средства», «инструменты» и «ресурсы» в условиях реализации цифрового обучения. При этом предлагается пользоваться таким понятием, как «цифровые инструменты», под которыми понимаются организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в процессе цифрового обучения [1, с. 36].

Итак, в основном с появлением электронного обучения стало использоваться понятие «инструменты обучения». Под такими инструментами обучения обычно понимается использование программного обеспечения в учебных целях.

Некоторые авторы увлекаются заменой слов, «красивым» звучанием и понятие «инструменты» не всегда может использоваться корректно.

На взгляд авторов статьи примером не совсем удачного использования понятия «инструменты» может быть название дисциплины «Бухгалтерский учет и оценка финансовых инструментов».

С целью изучения мнения педагогов относительно рассматриваемых понятий был проведен мини-опрос, в котором приняли участие 25 респондентов. Из 25 опрошенных 7 человек – мужчины, 18 человек – женщины в возрастной категории от 21 года и старше 80 лет. Больше всего человек оказалось в возрастной категории от 46 до 80 лет (10 респондентов). По «сфере» реализации своей педагогической деятельности участники опроса распределились следующим образом: учитель в школе – 6 человек, преподаватель СПО – 3 человека и преподаватель ВУЗа – 16 человек.

На вопрос «Как Вы считаете: «средства обучения» и «инструменты обучения» – это синонимичные понятия?» большинство опрошенных (14 человек) ответили положительно (рисунок).

На второй вопрос: «Что вы относите к средствам обучения?» были получены разнообразные ответы: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные и словесные средства, учебные приборы, тренажёры и спортивное оборудование, учебная техника, наглядный материал и т.д.

Педагогами была указана также такая группа средств, как средства, автоматизирующие процесс обучения, к которым можно отнести лингвистические кабинеты, компьютеры и компьютерные классы, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Рис. Распределение ответов на вопрос о тождественности понятий «средства обучения» и «инструменты обучения»

То есть в основном участники опроса согласились с таким существующим определением средств обучения как всех объектов, созданных человеком, а также предметов естественной природы, используемых в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

На вопрос: «Что, на ваш взгляд, является инструментом обучения?» также получился широкий разброс мнений: указывали практически то же самое, что и в средствах обучения, но с добавлением ответа «сами инструменты, т.е. доска, техника и т.д.».

Таким образом, можно сделать вывод, что для современных педагогов при использовании понятий «средства обучения» и «инструменты обучения» как взаимозаменяемых (синонимичных), произошло, так называемое, условное разделение средств и инструментов обучения в соответствии с используемой формой обучения: для офлайн-обучения больше подходит такой термин, как «средства обучения», для онлайн-обучения – «инструменты обучения» («цифровые инструменты обучения»).

Источник: apni.ru

Что такое обучение — функции, принципы и методы обучения

Мы учимся всю свою сознательную жизнь. Основой обучения являются знания, умения и навыки – все это цели, на которые направлен процесс человеческой деятельности.

Читайте также:
Установи программу действий при решении уравнений

Обучение в школе

Этот процесс имеет свои законы, принципы, условия, которые необходимо знать, чтобы повысить его эффективность.

Определение — что это

До начала XX века это понятие отождествлялось лишь с преподавательской деятельностью и означало односторонний процесс передачи знаний и опыта от преподавателя ученику. Позднее в педагогике обучением стали называть совместную деятельность, двусторонний процесс, включающий в себя как преподавание, так и усвоение материала.

Дети изучают глобус

Таким образом, обучение – это совместная, слаженная активность ученика и учителя, направленная на усвоение и развитие обучающимися индивидами знаний, навыков, способностей и умений.

Обучение это..

Процесс рассматривается как:

  1. передача информации, овладевание навыками и умениями;
  2. организация деятельности обучающихся;
  3. прямое взаимодействие учителя и ученика;
  4. совместная творческая активность и сотрудничество.

Основные принципы процесса обучения

Обучение строится на нескольких принципах, отсутствие которых может снизить эффективность процесса:

Чертим схему

  1. принцип научности – передача информации, содержащей элементы фантастики, исказит мировоззрение и создаст тем самым вероятные трудности в дальнейшей жизнедеятельности человека. Например, если на уроке физики рассказывать детям, что гравитации не существует, последствия могут быть весьма плачевными;
  2. принцип доступности – знания должны соответствовать психическому уровню развития учеников, предоставляться в полном объеме;
  3. принцип взаимосвязи жизни и обучения (зачем коту знать, как работает перфоратор?);
  4. систематичность и последовательность – одни знания должны вытекать из других. В противном случае, обучающийся не сможет сформировать полную, связную картину (при варке супа сначала в кастрюлю наливается вода, а не сыпется свежая зелень);
  5. принцип прочности – знания должны быть усвоены надолго, становясь частью личности и проявляясь в ее поведении. Для этого необходима мотивация со стороны последней, ее активная деятельность в самом процессе;
  6. наглядность процесса – материал должен предоставляться во всех возможных формах (мало объяснить ученикам, как делается табурет, трудовик должен показать это на деле). Чем больше органов чувств задействовано, тем эффективнее обучающий процесс;
  7. учет ученических особенностей – информация должна соответствовать возрасту ученика, его индивидуальным способностям и особенностям (умственно-отсталые дети учатся в коррекционных классах).

Методы и приемы обучения

Метод – это специально организованный способ обучения, содержащий определенный инструментарий и теорию.

Разработкой методологии (это что такое?) занимается методист – специалист в конкретном предмете изучения, координирующий работу преподавателя.

Прием – это специальный подход конкретного метода.

Работая в рамках одного и того же метода, преподаватель может использовать различные приемы, подбирая те, что лучше усваиваются конкретной группой или индивидом, увеличивая тем самым эффективность обучения.

Лекция

Чтобы яснее понять, что такое обучение, необходимо ознакомиться с его методологией. Существует множество классификаций методов обучения, но в современной науке выделяют лишь одну из них. Согласно ей, все методы можно разделить на:

  1. Словесные – знания и навыки передаются посредством речи через:
  1. рассказ (короткое изложение);
  2. беседа (диалог учителя с учеником в форме вопрос-ответ);
  3. лекция (полное изложение теории, законов, фактов и аргументов);
  4. дискуссия (обмен взглядами на определенную тему);
  5. объяснение (истолкование материала).
  1. демонстрационные (кинофильмы, приборы, опытные работы);
  2. иллюстрирующие (плакаты, таблички, графики, зарисовки и т.д.).
  1. упражнения – многократные повторения одного и того же действия с целью доведения его до автоматизма. Чтобы ребенок научился искусно варить борщ, процесс приготовления нужно повторить много раз. После этого присутствие и направляющие подсказки преподавателя отпадают за ненужностью;
  2. лабораторные работы – исследование учениками каких-либо феноменов среды с использованием специальных средств и оборудования (опыты на уроке химии);
  3. практика – применение полученной информации, превращение ее в навыки и умения. Как правило, практическая работа предлагается обучающимся после предоставления определенного объема знаний.
Читайте также:
Управление торговлей описание программы

Функции обучения

Обучение как процесс имеет три функции:

Урок труда

  1. Образовательная заключается в передаче знаний, навыков и умений ученику, чтобы последний в дальнейшем мог использовать их на практике. Научные знания содержат в себе представления о мире, его законах и причинно-следственных связях, понятия, теории и факты. Индивид должен иметь полную, завершенную картину окружающей среды и знать, как с ней взаимодействовать. Данная функция «призвана» адаптировать человека к жизни в широком значении этого слова. Ее конечная цель – приобретение учеником осознанных умений, доведенных до автоматизма.
  2. Воспитательная – формирование у обучаемого определенных взглядов, отношений, личностных особенностей, морально-нравственных ценностей, норм и требований посредством специальных методик, а также общения между сторонами процесса. Обучение невозможно без воспитания, которое осуществляется согласно поставленным задачам. Последние могут меняться вместе с развитием общества. Важный аспект данной функции – формирование и развитие у индивидов мотивационной сферы. Это будет определять успешность процесса обучения (ребенок, который не хочет учиться в школе, точно не будет иметь высоких оценок).
  3. Развивающая функция вытекает из воспитательной. Правильно организованное обучение в процессе взаимодействия двух сторон (учитель, ученик) направлено на всестороннее развитие личности, ее психических процессов и познавательной деятельности.

Коваленко Лилия

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Нередко обучение ограничивается передачей информации, причем вырванной из контекста, не имеющей связи с реальностью. Потому такие знания не закрепляются в памяти, сводя на нет эффективность всего процесса.

Сейчас такие задачки задают ученикам начальной школы, что и не каждый взрослый решит. Вообще же, на мой взгляд, образованию не хватает элемента шоу, ведь как здорово бы дети усваивали материал, если бы он преподносился в научно-популярном формате, главное ведь заинтересовать ребят, привить им любовь к науке и поиску истины.

Кстати, в абсолютной пустоте гравитации не существует, так что, это не фантастика.

Ваш комментарий или отзыв

Источник: ktonanovenkogo.ru

Тест с ответами по педагогике и психологии при переподготовке учителей

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Педагогика — еще материалы к урокам:

  • Перспективный план индивидуальной работы с детьми средней группы на февраль 2019 год
  • Перспективно-тематическое планирование «Зима» в средней группе
  • Конспект НОД «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
  • Конспект занятия «Ёж — Ежович»
  • Конспект «Листочки для ежика»
  • Занятие «Светлый праздник»
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 12-02-2019, 13:07 Тест по педагогике с ответами (Теория обучения)
  • 1-02-2019, 11:46 Аттестация учителей начальных классов (с ответами)
  • 3-08-2018, 15:13 Ответы на вопросы по педагогике для аттестации учителей
  • 24-10-2017, 13:46 Библиотека учителя, книги по педагогике
  • 12-10-2016, 13:25 Тест по педагогике для аттестующихся педагогических работников
  • 31-03-2016, 11:52 Презентация по педагогике «Воспитатель 21 века»
  • 11-10-2015, 18:58 Презентация «Подход к воспитанию в современной отечественной
  • 14-09-2015, 10:35 Организация работы по музейной педагогике на музыкальных занятиях

Источник: uchitelya.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru