Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией.
Вид (тип) обучения — это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов:
1) характера деятельности учителя;
2) особенностей обучения учеников;
3) специфики применения знаний на практике и др.
По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываются от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы — «сократическая беседа». Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.
ВРЕД ШКОЛЫ или КАК НУЖНО УЧИТЬСЯ
Догматическое обучение? — форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся — слушание и механическое заучивание. Распространено было в средние века.
Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И). Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности.
Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это давно известный вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении и т. д.
Проблемное обучение (ПбО). Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов.
Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.
МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.
Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. В начальной школе чаще используются элементы ПбО, которые вплетаются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы.
Преимущества ИбО хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программированное обучение (ПО). Название происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО — улучшение управления учебным процессом.
Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
— учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
— учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
— каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
— при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
— при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
— каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
— результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
— педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
— в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Программированное обучение может быть реализовано машинным и без машинным способами.
Учителя начальной школы чаще используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.
Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.
Модуль — это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.
По своему содержанию модуль — это логически завершенный блок учебной дисциплины. Он содержит в себе цель и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны усвоить обучающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форму отчетности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается практически все: посещение студентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. Курсовые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются аналогичные задания и критерии их рейтинговой оценки.
Развивающее обучение — учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека; он направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик.
И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей, в развитии их мышления. Всякая деятельность — это решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения.
Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога — учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л.С. Выготского неоднократно подчеркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой.
Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников, чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование. Без научно обоснованного содержания образования трудно рассчитывать на успешное осуществление основной цели современного воспитания— всестороннего и гармонического развития учащихся, ибо в самом этом содержании и его направленности заложены основы формирования растущей личности.
Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность следующих компонентов:
— системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающих картину мира (усвоенная информация помогает человеку сориентироваться в окружающем мире);
— опыта осуществления известных для человека способов деятельности (усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира);
— опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности человека к дальнейшему освоению культуры, науки и человеческого общества. (Опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала);
— опыта ценностного отношения к миру (определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами).
Все компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
При личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.
Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте образования. Стандарт отражает общественный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными возможностями системы образования.
Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с различной степенью точности создание и действие педагогических систем, педагогических процессов или педагогических ситуаций.
Концепция – одна из форм педагогического проектирования, в которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов.
Перечень учебных специальностей – представляет собой совокупность сведений об учебных специальностях, обучение по которым осуществляется в профессиональных учебных заведениях. Перечень может содержать данные о специализации, квалификации, уровнях квалификаций, сроках обучения, образовательном цензе поступающих на учебу, половозрастных ограничениях и др.
Квалификационная характеристика содержит совокупность требований в отношении всех слагаемых образования; перечень профессионально важных качеств, формирование которых является предпочтительным, а также сведения, характеризующие особенности профессиональной деятельности будущего работника.
Государственный стандарт определяет:
— минимум содержания основных образовательных программ;
— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
— требования к уровню подготовки выпускников.
На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.
Модель учебного плана является одной из форм представления учебного плана, определяющей инвариантные ивариативные компоненты содержания обучения для той или иной ступени профессионального образования и устанавливающей определенные соотношения между ними.
Типовой учебный план определяет структуру содержания обучения по конкретной учебной специальности. Включает полный перечень учебных предметов, объем учебного времени для их изучения и резерв времени; рекомендуемое распределение учебных предметов по учебным периодам; число и перечень экзаменов, обязательных контрольных работ; сводные данные по бюджету учебного времени; перечень предметов обязательного выбора и факультативных курсов и др.
Рабочий учебный план разрабатывается на основе типового учебного плана, учитывает в полном объеме специфику процесса профессионального обучения в конкретном учебном заведении. При разработке рабочего учебного плана составляется полный график учебного процесса, осуществляется окончательное распределение резерва учебного времени, определяются предметы обязательного выбора и факультативные.
Тематический план является частью учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объем времени на их изучение.
Тематический план по предмету (перспективно-тематический план, календарный план) составляется преподавателем конкретного учебного предмета. Включает перечень тем учебной программы, перечень тем конкретных учебных занятий, количество учебного времени, отводимого на эти темы, межпредметные и внутрипредметные связи, методическое обеспечение и другие сведения рекомендательного характера.
Тематический план производственного обучения по профессии разрабатывается мастером производственного обучения в соответствии с рабочим учебным планом и учебной программой с целью рационального распределения учебного материала по урокам. Период, на который разрабатывается тематический план производственного обучения, и его структура определяются учебным заведением.
План урока включает определение конкретных целей (задач) урока, его структуру, перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала.
В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы:
— Пояснительная записка — в ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета.
— Содержание образования в виде списка вопросов — по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник.
— Межпредметные и внутрипредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности.
— Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ.
— Требования к ЗУНам учащихся. В ряде программ предлагаютсяи критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов.
— Список литературы и др.
Виды учебных программ:
— Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.
— Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации.
— Личностно-индивидуальные авторские программы, разрабатываемые или реализуемые высококвалифицированными творчески работающими учителями.
Традиционно существует два принципа (способа) построения программ:
а) линейный — логическое построение материала в беспрерывной последовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих этапах обучения;
Источник: studopedia.su
программа обучения это определение
Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов.
Основные принципы построения учебной программы
Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.
Ссылки
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения … Большой Энциклопедический словарь
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — нормативный документ, в котором определяются основные знания и умения по какому л. учебному предмету, которые необходимо усвоить (в течение установленного промежутка времени). У. п. бывают: типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные … Российская энциклопедия по охране труда
учебная программа — документ, определяющий по каждому учебному предмету объём содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения. * * * УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА, документ, определяющий по каждому учебному предмету … Энциклопедический словарь
учебная программа — mokymo programa statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dokumentas, kuriame išdėstytas sportinio rengimo turinys: žinios, gebėjimai ir įgūdžiai, kuriuos turi įgyti sportininkas, fizinis, techninis, taktinis, integralusis parengtumas … Sporto terminų žodynas
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
программа обучения — 3.9 программа обучения (training programme): Система, обладающая собственными правилами проведения обучения вербальными и визуальными способами, а также посредством выполнения кандидатами практических работ. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
программа обучения — mokymo programa statusas T sritis švietimas apibrėžtis Didaktiškai pagrįstas valstybinis dokumentas, kuriuo nurodoma mokomųjų dalykų dėstymo apimtis, turinys ir svarbiausi mokymo reikalavimai. Programos sudaromos atskiroms klasėms. Mokymo… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
программа обучения водителей автобусов — Программа обучения, предназначенная для тренировки водителей автобусов на маршрутах до проведения Игр. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN bus driver training program Training program… … Справочник технического переводчика
программа обучения водителей для спортсменов — Программа обучения, предназначенная для тренировки водителей волонтеров на основных и вспомогательных маршрутах к объектам. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN athlete driver training… … Справочник технического переводчика
программа обучения руководства ЦУИ — Данная программа разрабатывается с целью предоставить руководителям возможность принимать на себя обязанности в командной структуре с начала программы тестовых мероприятий. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014».… … Справочник технического переводчика
программа обучения трактористов — traktorininkų mokymo programa statusas Aprobuotas sritis profesinis ugdymas apibrėžtis Visų teorinio ir praktinio mokymo dalykų, reikalingų traktorininko kvalifikacijai gauti, išsamus aprašymas. atitikmenys: angl. tractor drivers curriculum vok.… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
программа обучения по охране труда — rus курс (м) обучения по охране труда, программа (ж) обучения по охране труда eng safety training course fra cours (m) de formation à la sécurité du travail, stage (m) de formation à la sécurité du travail deu Sicherheitsausbildung (f),… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
программа обучения безопасности труда — rus программа (ж) обучения безопасности труда eng safety training programme fra programme (m) de formation en matière de sécurité deu Ausbildungsprogramm (n) für Sicherheit spa programa (m) de formación en materia de seguridad … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
ПРОГРАММА — 5.4.16. ПРОГРАММА Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма ГОСТ 19781 Источник: РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Программа обучения это определение
Статья 12. Образовательные программы
3. К основным образовательным программам относятся:
2) основные профессиональные образовательные программы:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
С 01.01.2023 в п. 1 ч. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с данными положениями (в ред. ФЗ от 26.05.2021 N 144-ФЗ) не позднее 01.09.2022.
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 322-ФЗ)
8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
С 01.01.2023 в ч. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
Учебная программа
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
На сегодняшний момент оценивание стало на Западе неотъемлемой частью эффективной реализации программ и проектов в той или иной отрасли (секторе). Спрос на специалистов высокого уровня в данной области растет с каждым годом. Поэтому неудивительно, что с каждым годом увеличивается и количество программ и курсов, так или иначе затрагивающих данную предметную область. К настоящему времени кристаллизовались пять основных видов подготовки специалистов по оцениванию.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Образование. Виды образовательных программ
Виды образовательных программ:
Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К ним относятся программы:
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим г осударственным образовательным стандартом.
Образовательные программы подразделяются на:
Основные образовательные программы основываются на образовательных стандартах.
Дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами.
Содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.
Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.
Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.
В настоящее время в российских школах широко используется два вида учебных программ:
Типовые (примерные) программы очерчивают лишь базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета.
Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.
Источник: folkmap.ru
Суть, терминология и особенности дистанционного обучения
Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.
– получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.
– это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.
Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.
Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.
Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:
- Расположение
С e-learning группа может работать в одном помещении. А дистанционное предполагает, что студенты и преподаватель могут быть на разных концах земли. - Диапазон
Онлайн – это метод, а удаленное – форма. Онлайн может быть частью дистанционного, но так же органично может существовать, например, в аудитории. - Взаимодействие
В e-learning как одной из методик не исключено личное общение с преподавателем и другими студентами, можно делать совместный проект на онлайн-платформе прямо в классе. В дистанционном за пять лет учебы в вузе студент может ни разу не встретиться с теми, кто его учит.
Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.
Термины и определения дистанционного обучения
Асинхронное обучение Организация учебного процесса без взаимодействия преподавателя и учащегося в режиме реального времени. Так построена большая часть учебного процесса ДО: студент изучает материалы, выполняет задания, проходит тесты, преподаватель время от времени координирует контролирует процесс.
Виртуальная аудитория Организованное виртуальное пространство для группы учащихся и преподавателя, которые находятся на расстоянии, но объединенное телекоммуникационными и сетевыми технологиями для взаимодействия в режиме реального времени. Виртуальная лаборатория, тренажер, симулятор Программное обеспечение, которое позволяет моделировать ситуации, проверять оборудование или сооружения, проводить опыты или отрабатывать навыки без контакта с реальными объектами.
Геймификация Применение игровых методов, механизмов и технологий в образовательных целях, чаще в электронных курсах. Дистанционное образование Образование или организация учебного процесса (обычно СПО, высшее или послевузовское), полученное средствами технологий дистанционного обучения через электронную платформу, заменяющую функции и компоненты физического учебного заведения.
Интерактивные технологии Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют учащемуся в активном режиме получать разный ответ в зависимости от предпринятых действий. Интернет-технологии Информационные, телекоммуникационные, программные и другие технологии и сервисы для обучения, доступные через интернет.
Информационно-образовательные ресурсы Комплекс информационных, программных, технических, телекоммуникационных, психолого-педагогических, методических средств и инструментов, которые позволяют более эффективно организовывать учебный процесс. Кейс-технология Интерактивная технология обучения, побуждающая пользоваться имеющимися знаниями, умениями, собственным видением, чтобы решить смоделированную или реально существовавшую профессиональную проблему/ задачу.
Корреспондентское обучение Разновидность ДО с коммуникацией между учащимся и учебным заведением через почтовую связь. Этот способ почти полностью вытеснили интернет-технологии. Мультимедиа Информация, которая отображается одновременно в нескольких формах: текстовой, графической, видео, анимационной, аудио.
Иногда аппаратными и программными средствами создается возможность интерактивного взаимодействия с ней. Образовательный контент Учебное содержимое СДО, структурированное в электронные курсы, дополнительные и вспомогательные материалы, которые используются в учебном процессе.
Педагогические технологии ДО Методологическая и методическая система взаимодействия учителей и преподавателей с учениками и студентами на расстоянии, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках выбранной концепции обучения. Сетевое обучение Обучение, организованное средствами телекоммуникационной сети.
Синхронное обучение Организация учебного процесса в реальном времени, когда педагог и учащиеся одновременно находятся в одном онлайн-пространстве с двухсторонней связью. Так проходят онлайн-лекции, вебинары, проекты, коллоквиумы, опросы, конференции.
Система дистанционного обучения СДО/ Система управления обучением Российский аналог англоязычного термина Learning Management System, LMS, который переводится как «система управления обучением». Информационная система обеспечения организации, управления и технической поддержки процессов ДО.
Строится на основании многокомпонентного веб-приложения, которое обеспечивает функционирование электронного учебного заведения. Включает: администрацию учебного заведения, технический и преподавательский персонал, учебные материалы и продукты, средства доставки и контроля знаний – это все объединяет организационная, методическая, техническая политика учебного заведения, что гарантирует полноценный учебный процесс и усвоение учащимися учебных программ в 100% объеме.
Примеры: Moodle, Росдистант, InStudy, MegaCampus. Смешанное обучение Blended Learning Термин, обозначающий модель обучения, при которой учащийся самостоятельно на онлайн-платформе изучает теорию, а практическому применению знаний учится с преподавателем.
Технологии дистанционного обучения Комплекс программного, информационного обеспечения и технических средств, обеспечивающих доступ к основному объему учебного материала и инструментам: взаимодействия учащихся, преподавателей, администрации, отработки навыков на академических заданиях (лабораторные, практикумы, задачи, контрольные, эссе), внутреннего и итогового контроля. Тьютор Преподаватель, который помогает освоиться с удаленным университетом, разобраться с функционалом и материалами, направляет по учебе.
Цифровое образование Образование, получаемое или полученное средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Цифровая образовательная среда Термин используется как название образовательного проекта в рамках госпрограммы «Образование», до 2024 года.
Предусматривает развитие дистанционного образования, его конкурентоспособности, качества и доступности. Электронная библиотека Упорядоченное собрание учебных электронных материалов с навигацией и поиском. Электронный или онлайн-курс Образовательный ресурс по определенной дисциплине, соответствующий рабочей программе, размещенный в СДО.
Включает теорию, отработку практики, контроль. Электронный образовательный ресурс Термин, объединяющий разные виды средств обучения, созданных и работающих с помощью компьютерных технологий. CDIO Conceive, Design, Implement, Operate «Придумать идею, спроектировать, применить на практике, оперировать» – это международная концепция по подготовке инженеров; ее используют в том числе, чтобы учить проектировщиков дистанционно, своего рода «знак качества» инженерного образования.