Программа обучения для детей с РАС. Что известно об этих 8.1, 8.2 и т.д. Как добиться индивид формы обучения.
Не буду сильно описывать сына, не хочу (ибо мой дневник может просматриваться знакомыми), а я им свои проблемы не выкладываю. Да и электронн ящик мне вскрывали.
Нам 6 лет. ПМПК весной рекомендовало адаптированную программу обучения, садик логогруппу. Речевой, но с проблемами, в сад не ходили, занимались с кучей дефектологов и занимаемся, есть проблемы в здоровье, есть стимы, проблемы с обучением и много- много других проблем нескончаемых.
Рядом с нами в нашем районе школ для особят нет. неизвестно сможем ли мы договориться с руководством школы на индивид программу обучения, психиатр пока ничего не говорит. В интернете смотрю — программы обучения 8.1, 8.2, 8.3, 8.4. Трудно разобраться во всем. Планируем сново сделать ээг с депривацией сна.
Может ссылки покидаете, кто в этом понимает, про эти формы обучения, как получить индивид обучение с учителем. Ходить в школу можем сами, если индивидуальное обучение дают в основном детям с опорно-двигат нарушениями.
Что такое MBA?
Если есть ссылки на нормативы или ваш опыт получения индивид формы обучения напишите. Заранее пишу ответить ни кому не смогу. Сама в этом не понимаю. Только разбираюсь. У психиатра были, она пока ничего не рекомендует.
Комментарии
Если соглашаетесь на 8 вид, имейте в виду, что аттестата не будет. ПМПК часто отнекивается и врёт, что не может написать домашнее обучение, а прописывает только образовательный маршрут, программу, а в каких условиях её осуществлять, решать должна, якобы, школа. В таком случае нужно обратиться к зав дет. поликлиникой или главному педиатру за справкой ВКК.
В ней они и рекомендуют обучение на дому. Нужно быть решительной и настойчивой, тогда всё получится. Где как… Есть регионы, где всё это без проблем.
2 июня 2019 19:15
Главное отличие программ: 8.1 и 8.2 предполагают получение аттестата. Соответственно, есть возможность потом получить среднее профессиональное или высшее образование. Программы эти — обычные школьные программы, но добавляются коррекционные уроки. У 8.1 меньше, у 8.2 больше. 8.1 по срокам, как у здоровых детей, обучение в обычном классе с обычными детьми — 4 года начальной школы.
8.2 — начальная школа за 5 лет вместо четырёх и предусмотрены тьютор и индивидуальная работа наряду с массовыми уроками. Программа немного облегчённая и сокращённая, режим щадящий. Но аттестат будет. Программы 8.3 и 8.4 не предусматривают получение аттестата, следовательно, дальнейшее образование невозможно.
8.3 составляется на базе обычной программы, но очень упрощённая, и положена куча коррекционных занятий, обучение в коррекционном классе или школе или индивидуально. Но по желанию родителей любая школа обязана создать эти условия и предоставить тьютора. Для социализации так же любая школа должна предоставлять ребёнку возможность бывать в общем классе.
Что такое Международный Бакалавриат (IB) ? Почему это того стоит?
Даже если он на индивидуальном. Программа 8.4 это обучение не по школьной программе, а по индивидуальному плану. Это для самых тяжёлых. Тут вообще никаких требований. Учить должны тому, что нужно конкретному ребёнку. Вплоть до навыков самообслуживания или отзывания на имя. Для любых аутистов должны создаваться особые условия с учётом их особых потребностей.
Это, как положено по закону. А то, как всё происходит на самом деле, конечно, совсем другая история… Вообще, если родители намерены бороться за полноценную жизнь ребёнка и они активно работают с ним и двигают вперёд, не нужно соглашаться на 8.3 и 8.4. Если же ребёнок тяжёлый, и родители планируют оставить его в таком состоянии, то 8.3 и 8.4 вполне их должны устроить.
Индивидуального обучения на деле нет. Нужно оформлять домашнее, а потом писать в школе заявление, что в целях социализации прошу проводить занятия на территории школы. Дитё ходит в школу, но учится один на один с учителем. По закону предусмотрен целый штат специалистов для него, но на деле их не существует. И даже, если бы были, толку от этого никакого.
Ребёнок всё равно останется тяжёлым без активной помощи родителей. При оформлении домашнего идёт хорошее финансирование, учитель получает за одного почти, как за целый класс. В таких условиях, у него есть возможность искать подход к ребёнку. Если, конечно, он захочет.
2 июня 2019 19:06
Добра вам за хоть какое — то разьяснение. А то на деле у нас получается так — что дают, то и берем. Но все- таки хочется лучшего. Не пмпк не психиатр нам ничего не разьясняют. Тем более в наших заведениях по 10- 15 мин на ребенка у психиатра в гос клинике. Какое уж тут нормальное разьяснение.
Спасибо большое.
2 июня 2019 19:18
↩ Беспокойная
? Ну, честно говоря, это разъяснение не «хоть какое-то», а самое, что ни на есть, правдивое. Я имею государственный сертификат на проектирование и реализацию этих самых программ. И являюсь педагогом по работе именно с детьми с аутизмом. ?
3 июня 2019 12:17
↩ ЕленаИвановна Вдовина
Спасибо, что на поддерживаете и хоть как то обьясняете. У нас плохо налажена работа со спецами в гос учреждениях. Обьяснять они не умеют и не хотят, им главное свой план выполнить — поменьше дать льгот инвалидам, поменьше нам наших прав, в том числе и на учебу. Именно с учебой на встречу нам не идут. Инву мы не получаем и не оыормляли.
Но со школой просили льгот.
3 июня 2019 12:36
↩ Беспокойная
Это зря. С инвалидностью было бы проще. Оформляйте, пока время есть до школы ещё 2 года. Она защитит ребёнка. Да и пенсия сейчас хорошая. 20 тыс на дороге не валяются. На эти деньги можно и специалиста хорошего оплачивать, поработать плотно и пойти в школу по 8.2 с аттестатом, дать шанс ребёнку на полноценную жизнь.
А за 2 года ещё многое может измениться: и школы, и ваш ребёнок.
3 июня 2019 22:48
Доброго времени суток Елена Ивановна.
А не подскажите, как правильно можно найти школу РАС ЗПР 8,2 в Московской области. Потому как надо ещё ориентироваться на её младшую сестру, и ей нужен рядом простой сад и школа.
Хочется чтоб перебрались из столицы Заполярья, где на сегодняшний день ноль градусов и полярный день, который и взрослых то с ума сводит.
Источник: www.baby.ru
Учебный план и программа обучения
Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
Свернуть
Какие данные должны быть в учебном плане
Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.
Немного о правовых вопросах
Традиционно в учебных пособиях по педагогике учебный план называли государственным документом. В последнее время авторы избегают его так называть, хотя государственный характер учебного плана сохраняется для государственных учебных заведений. Обратим внимание читателя: сохраняется, но не исчерпывается! Об этом впоследствии расскажем подробнее.
Наряду с государственными учебными заведениями теперь существуют и негосударственные (общественные, частные и др.). Следовательно, там учебные планы государственными не являются, хотя они учитывают государственные стандарты образования.
Государство, обеспечивающее бесплатное обязательное обучение детей и молодежи в базовой школе (в России — основной) и общеобразовательной средней, определяет и стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях (начальные, средние, высшие). Поэтому учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям; сколько понадобится для школы в текущем учебном году, скажем, словесников и математиков, историков и географов и т.д. В свою очередь вторым вопросом из этой ситуации вытекает расчет потребности в учителях по их специальности не только в конкретно взятой школе, но и в масштабе района, области и даже республики. Возникает задача подготовки учителей конкретных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях, в вузах и педагогических училищах. Учебные планы общеобразовательных школ в Республике утверждает Министерство образования.
В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в последние годы не стабильны в том смысле, что почти ежегодно уточняются учебные предметы и число часов, отводимых на них. С 1998/99 учебного года в учебном плане школ Беларуси, кроме того, учитывается, что бывший 1-й класс стал подготовительным. Вводится 5-дневная учебная неделя.
Учебный план в Беларуси
Подробнее расскажем о том, что характерно для учебного плана общеобразовательных школ Беларуси в 1998/99 учебном году, какие черты учебного плана не являются преходящими и будут учитываться в последующие годы.
Учебный план называется базовым. Этим подчеркивается, что учебные предметы, включенные в него, составляют базу общего образования. Они подразделены по ступеням обучения: а) для подготовительных и I классов; б) для II—IV; в) для V-IX и г) для X-XI классов. В последующем, очевидно, учебный план подготовительного класса станет составной частью начального обучения.
Кроме обычных, общеобразовательных, есть учебные заведения, имеющие статус школы с углубленным изучением некоторых предметов: иностранного языка, математики и других или на профильном уровне. Созданы школы театральные, а также специализирующиеся на музыке, хореографии. Они имеют другой учебный план.
Учебный план учитывает также язык обучения: белорусский, русский или другой как родной. В Беларуси это, например, польский, литовский, украинский, татарский, еврейский. Набор учебных предметов в них в основном совпадает, но различается по количеству часов, отводимых на изучение того или иного языка и литературы. Но при этом белорусский и русский языки изучаются обязательно как государственные. Язык обучения по закону всегда будет учитываться в учебных планах всех типов общеобразовательных школ.
Вернемся к учебному плану общеобразовательной школы. Содержание обучения и его общая направленность будут более ясны, если обратиться к набору (перечню) учебных предметов для каждого уровня образования и количеству часов, предусмотренных на их изучение. Подчеркнем, что во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Так, в подготовительном или I и во H-IV классах их по 8. В V-IX классах— 22; в X-XI классах— 19. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим.
Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется ввиду что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и рас-пределяются решением педагогического или методического совета школы. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 часов в неделю (в зависимости от класса). Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.
Учебный план определяет и максимальную учебную нагрузку в неделю на одного ученика. Причем, чем старше класс, тем нагрузка больше. Например, в V классе — 33 часа, в IX — 38.
Определенно количество часов за неделю на отдельные группы предметов с V по IX класс. Общая сумма недельных часов в этих классах составляет 170,5 часов. Из них на белорусский, русский языки и литературу— 51 час, иностранный язык— 12 часов, математику— 24,5 часа, физическую культуру — 15 часов.
Как видим, на изучение языков и литературы уходит основное время ученика, на втором месте — математика.
В учебный план вошли информатика и «вселенная» (мир — «Сусвет»), мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности («асновы бяспею жыццядзейнасщ»); это новые учебные курсы. Трудовое обучение предусмотрено по 2 часа в неделю и трудовая практика от 5 до 8 дней по 3-4 часа работы в день.
Сравнение планов России и Беларуси
Представляет интерес, как выглядят учебные планы общеобразовательных школ Беларуси и России. Для сравнения мы взяли только V-IX классы, во-первых, из-за громоздкости всего учебного плана за полную среднюю школу; во-вторых, и в России, и в Беларуси в настоящее время обязательное обучение заканчивается девятым классом. Этот уровень образования в Беларуси получил название базового, в России -основного. Над ним надстраиваются X-XI классы полной средней школы, обеспечивающей выпускнику уровень образования, достаточный для поступления в вуз, и дающий это право. Сопоставляя данные этих учебных планов, можно заметить в них и сходство, и различие.
1. Общее количество недельной нагрузки у школьников Беларуси больше, чем в России в среднем на 5 часов в неделю в каждом классе. Иначе говоря, белорусский пяти- девятиклассник почти каждый день (кроме одного) учится больше на 1 урок. Это связано с обязательным изучением двух государственных языков и литературы, а также за счет дополнительного часа физкультуры.
2. И в белорусских, и российских учебных планах кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент) есть предметы для выбора самими у чащимися. В России это так называемые элективные предметы, когда из многих предлагаемых ученик обязан выбрать минимум, например, 2 из 6. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, например, по истории Великой Отечественной войны; либо спецкурс, какого, нет в базовом компоненте плана.
Предметы факультативного курса определяются, прежде всего, пожеланиями самих учащихся и наличием специалистов. Преподают их как школьные учителя, так и приглашаемые со стороны специалисты: работники вузов, техникумов, научных и конструкторских учреждений, производственных предприятий.
Попутно отметим, что в педагогической литературе, в том числе учебной, факультативы часто относят к форме занятия. Но это неправомерно. «Факультативный» означает не обязательное занятие, а возможность самому ученику выбрать учебный курс для дополнительной специализации. Факультативные занятия проходят в разных формах: урока, семинара, кружка и т.п. Количество часов на факультативы определяется максимально допустимой нагрузкой учащихся в неделю.
В Беларуси, как уже сказано, учебный план имеет школьный компонент. Его конкретные учебные предметы определяет педагогический или методический совет школы. Обязательных условий выбора нет. Это может быть увеличенное число уроков по предметам базового компонента, а могут быть самостоятельные учебные предметы, в которых учитываются национальные и местные (региональные) условия.
Впрочем, в учебных планах России также предусмотрен национально-региональный компонент по многим предметам. Их нет только по математике, физике, астрономии, химии, информатике. И особенно много по языкам и литературе, искусству, трудовой подготовке.
3. В учебных планах обеих стран больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. Это заметнее в Беларуси. Так, кроме языков и литературы, белорусские школьники изучают историю Беларуси, всеобщую историю, предметы «Человек и общество», «Вселенная», «Всеобщая художественная культура». На это отводится в неделю суммарно с V по IX класс 21 час из 170,5. В Российском учебном плане на это отведено 15 часов.
4. Рано прекращается преподавание предметов искусства: музыки, изобразительного искусства— в 7-8 классах, когда школьники как раз начинают серьезно увлекаться музыкой и рисованием (дискотеки, многочисленные самодеятельные музыкальные ансамбли, стиль одежды и т.п.). В дальнейшем при пересмотре учебных планов этот пробел, надо надеяться, будет восполнен.
5. В школах Беларуси в каждом классе физкультурой занимаются 3 часа в неделю, в России — 2. Это несомненное преимущество белорусского учебного плана по сравнению с российским. Другое дело, как оно реализуется.
6. Белорусский учебный план предусматривает в конце учебного года трудовую практику в течение 5 дней по 3-4 часа. В российском варианте ее нет.
7. По нашему мнению, в учебном плане общеобразовательной средней школы Беларуси и России явно не хватает таких учебных предметов, как психология и логика. Гуманизация и гуманитаризация образования, нравственное и духовное развитие личности, формирование ее культуры общения, ценностных ориентации невозможно представить без знания психологии. Массовая компьютеризация в сфере образования, науки, управления производством, коммерцией, а также информатизация в тех же областях жизни общества будут успешными, если выпускники средней школы будут владеть формальной и математической, а потом и диа-лектической логикой. Поэтому следует ожидать, что в старших классах средней школы предметы «психология» и «логика» в качестве обязатель-ных войдут в учебный план.
8. На наш взгляд, учебные планы как Беларуси, так и России в наборе предметов не отражают радикальных перемен в экономической системе стран, ни в одном из них нет предметов по экономике. Слабо учитывается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание экологический культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой гра-мотности и воспитании правовой культуры у учащихся.
Нам могут возразить, что это все предполагается как принцип обучения по всем учебным предметам. Разумеется, от такого принципа отказываться не надо, но это-го мало: необходимы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение элективных и факультативных учебных курсов. В противном случае может получиться так, уже получилось с политехническим обучением: принцип был, а политехнизма нет.
Таковы некоторые суждения об учебном плане. Повторяем: мы касались учебного плана только массовых общеобразовательных школ и совсем не говорили о планах школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Программы обучения
Похожие записи:
- Уровни системы образования.
- Привлекательность образования в России для иностранных студентов
- Норма скорости чтения для первоклассника
- ФГОС и внеурочная деятельность в начальной школе: кто прав, кто виноват?
Источник: paidagogos.com
Как составить программу обучения
Работая в сфере обучения бизнеса, достаточно часто в своей практике мы сталкиваемся с таким запросом клиента: «вот у вас есть подходящий тренинг, адаптируйте его, пожалуйста, под наши условия и наш персонал». Хороший запрос! По крайней мере — для нас .
Работая в сфере обучения бизнеса, достаточно часто в своей практике мы сталкиваемся с таким запросом клиента: «вот у вас есть подходящий тренинг, адаптируйте его, пожалуйста, под наши условия и наш персонал». Хороший запрос! По крайней мере — для нас .
Иногда во время адаптации программы, мы понимаем, что вовсе не этот тренинг нужен компании. И может даже, нужен не столько тренинг, сколько прописывание стандартов, должностных инструкций, орг. изменения или что-то еще.
Один из самых сложных вопросов, которые мы задаем компаниям-клиентам – это «какие результаты вы ожидаете после обучения?». Совсем небольшое количество заказчиков готово нам ответить на этот вопрос. Поэтому и возникла тема для статьи.
С чего начинается обучение сотрудника в компании? Старинная притча о молодых родителях, которые пришли к мудрецу с ребенком всего 5 дней от роду, гласит о том, что на вопрос: «Когда начинать воспитывать ребенка?», они получили ответ: «Вы опоздали ровно на 9 месяцев и 5 дней». Действительно, воспитание детей начинается еще задолго до их рождения. И думается, что если бы каждый из нас в суматохе дней помнил об этом, то не восклицал бы так часто, с досадой глядя на своего отпрыска: » Откуда все это взялось, в кого он такой?
Так и с сотрудниками в компании – для того что бы «правильно обучить» сотрудника важно понимать «каким он должен быть». А для этого хорошо было бы понимать стратегию компании и соответственно кадровую политику. Таким образом, обучение сотрудника начинается с определения кадровой политики, в которой обозначено, каким он должен быть наш сотрудник. Только потом под эти требования подбирать и обучать людей.
Но и это еще не все, о чем надо помнить перед тем, как принять решение о привлечении тренера в свою компанию.
Кроме стратегических целей есть несколько тактических моментов.
1. Как именно обучение поможет достичь, поставленные перед компанией (подразделением) цели?
Причем важно не «привязывать» «хороший тренинг» к этим целям, а наоборот – идти от целей к содержанию и формам обучения.
Например: в компании по производству и установке дверей выяснили, что продавцы, ориентированные на процент от собственных продаж, совершают разовые сделки, часто «завышая обещания», вследствие чего клиенты отказываются работать с компанией в дальнейшем. Процесс работы с клиентом у сотудника отдела продаж заканчивался в момент перечисления денег на счет. Далее с клиентом коммуницировали службы установки дверей и бухгалтерия. Поскольку коммуникации между этими отделами не были налажены – часто возникала ситуация, что цеха установки не успевали выполнить заказы в срок, а бухгалтерия не могла своевременно получить Акты выполненных работ.
Заказчик хотел провести тренинг по тайм-менеджменту для всех сотрудников с целью повышения их работоспособности. После проведения диагностики и высянения перечисленных выше сложностей, мы предложили направить усилия на Отдел взаимодействия с клиентом, но после того, как будут изменены некоторые бизнес-процессы.
Целевой результат для Отдела продажСпособ измерения, единицы измерения- Увеличение продаж на ___- Кол-во проданной продукцииПроцессы, обеспечивающие этот результатСпособ измерения, контрольные точки процесса- Процесс продажи
— Процесс сопровождения после продажи (обслуживание, пост-продажа)
— Встреча с заказчиком
— Удовлетворенность клиентаК-во звонковк-во встреч
- — К-во встречк-во контрактов % повторных контрактов
Действия, которые приведут к желаемому результатуСпособ отслеживания показатели- Изменение бизнес-процессов продажи с включением в него отслеживания установки окон и окончанием процесса в момент подписания Акта приема работ
— Регулярная оценка работы продавцов
— Обучение продавцов (навыкам самоменеджмента и клиенториентированности)
— Изменение системы мотивации (включение KPI – повторные продажи, удовлетворенность клиента)
— Выполнение сетевого графика установки окон
— Повышение оценок у каждого сотрудника продаж
— Изменение показателей (К-во звонковк-во встреч, к-во встречк-во контрактов) после проведения обучения
В этом примере процесс обучения занял всего три дня, а на отлаживание остальных процессов у сотрудников компании ушло более полугода. Как результат – увеличение продаж на 40% (пример 2008 года) и изменение имиджа компании у клиентов.
2. Какая форма обучения будет наиболее уместна?
Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, что надо обучить сотрудников разного уровня: часть владеет навыками достаточно устойчиво, а часть надо обучать «с нуля». При наличии ограниченного бюджета приходится формировать смешанные группы или выбирать «подтягивать слабых», или «развивать сильных».
Или вторая распространенная ситуация: «Мы уже только каких тренингов не пробовали – удивите нас чем-нибудь!». Когда в компании обучение (тренингами) ведется не системно и хаотично, возникают категории сотрудников, которых «уже нечему учить». Конечно, если мы говорим об одном виде обучения – тренингах, то их существует большое, но, все равно, конечное число, особенно в пределах одной специальности.
Хотелось бы напомнить, что видов обучения существует достаточно большое количество, и аудиторные занятия – только один из них. Наставничество, воркшопы, участие в проектах, ротация и многое другое — это тоже развитие. В принципе, практически любой сотрудник, попав на предприятие, начинает развиваться путем решения новых для себя задач. Хорошо было бы, что бы мы все это понимали .
Одним из способов поднятия ответственности за процесс обучения и воспитания такого понимания являются Индивидуальные программы развития. В индивидуальной программе развития сотрудника на год прописывается, какие навыки, и личные качества он будет в себе развивать, какие знания хочет освоить, и какими шагами он это будет делать.
Программа развития _________________ на 20__ год ФИО
Программа развития может составляться сразу после прохождения сотрудником оценки вперед на год в беседе (коучинге) руководителя (HR-a) и сотрудника. Через определенный, взаимно согласованный, период подводятся промежуточные итоги, если нужно — проводится оценка. В конце периода подводятся окончательные итоги, сравниваются результаты оценки, делаются выводы и пишется новая программа.
Такой подход к развитию сотрудников иногда дает гораздо выше результаты и стоит гораздо меньше, чем серия тренингов не связанных между собой единой целью развития. Безусловно, в Индивидуальной программе развития могут встречаться и тренинги и конференции и другие платные способы обучения, важно, что бы сотрудник брал на себя ответственность за свое развитие и сам также прикладывал усилия для самосовершенствования. Побочными эффектами такого процесса в компании является более широкое понимание всеми сотрудниками слова «обучение» и большая мотивированность участников при усвоении знаний.
В нашей компании такая программа составляется вновь принятым сотрудником уже на второй день работы в компании на период испытательного срока. По окончании ИС, он проходит оценку и составляет программу на год. Такой комплексный подход оценка + обучение позволил нам создать отношение к оценке персонала, как к естественному этапу развития. Мы применяем разнообразные виды оценки – от самооценки до ассессмента и всегда результаты валидные.
После того как будут собраны все заявки на внешнее обучение (или обучение в корпоративном формате) можно составить программу развития для компании на ближайший период.
При любом подходе к составлению программы обучения – важно знать, какие результаты вы хотите получить после обучения, определить те критерии, которые должны измениться. И эти критерии доносить ответственному за обучение.
В прошлом году мы участвовали в разработке и проведении программы развития для линейных руководителей крупной производственной компании. Руководители нигде до этого не обучались, и решали вопросы с персоналом еще советскими методами – приказами и депримированием. Надо ли говорить, что даже в наше нелегкое время на этом предприятии была низкая мотивированность и высокая текучесть персонала. Перед обучением стояли задачи: обучить руководителей новому способу общения с подчиненными, улучшить коммуникации между подразделениями, научить быстро принимать решения и проявлять инициативу во внедрении изменений на заводе. Индикаторами качества обучения были: скорость принятия решений, количество инициатив, снижение количества прогулов опозданий, увольнений.
В процессе обучения руководители среднего звена, отобранные для обучения, должны были не только посетить все аудиторные занятия — это был цикл из пяти тренингов (самоменеджмент, менеджмент, ситуативное и мотивационное управление, коучинг, система управления человеческими ресурсами) в течение полугода, но в промежутках между модулями выполнить массу заданий в своих подразделениях. Это и составление мотивационных карт своих подчиненных, и проведение коуч-сессий, и проведение совместно с HR-службой отборочных интервью. Чтение книг, проведение презентаций, проведение изменений, соcтавление KPI и много других видов новой для них деятельности. Группа руководителей, проходящая обучение, периодически собиралась вместе и совместно искала решения для задач участников, которые сами не могли этого решения найти. Условием проведения этого обучения было предоставление относительной свободы этой группе руководителей.
Через месяц после окончания проведения программы участники прошли сертификацию, на которой защитили свои проекты внедрения изменений в своем подразделений, и индивидуальный коучинг, на котором составили программу своего дальнейшего развития. Самым удивительным результатом программы было то, что практически все участники в течение года получили повышение, а некоторые из них начали вести занятия в корпоративном институте.
Этим примером я хотела показать, что хорошо составленная программа обучения включает в себя много факторов и способов обучения, и в результате дает очень хороший эффект.
Ключевые слова:
- Обучение персонала
- Программа обучения
Источник: hr-portal.ru
Новые программы для обучения в области пожарной безопасности
Изменения в пожарной безопасности, которые внесли новые правила противопожарного режима, коснулись обучения по пожарной безопасности. В пункте 3 этого документа указано, что подготовка работников с 1 января 2021 года осуществляется в виде противопожарных инструктажей и дополнительного профессионального обучения. Это поставило запрет на проведение обучения по программам пожарно-технического минимума внутри организации, что связано с высоким уровнем тяжелых исходов на пожаре.
Навигация по статье
- Отмена понятия «пожарно-технический минимум» и запрет обучения по пожарной безопасности внутри организации в 2021 году
- Новый приказ, регулирующий требования к программам обучения по пожарной безопасности
- Как учебным центрам составить программы обучения по новым требованиям и с учетом мнения работодателя-заказчика
- Как разобраться, повышение квалификации или профпереподготовка нужны конкретному работнику
Отмена понятия «пожарно-технический минимум» и запрет обучения по пожарной безопасности внутри организации в 2021 году
В статье 25 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, вступившей в силу с 01.07.2021 г., указано, что «Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам» .
В предыдущей редакции этой статьи было указано, что обучение проводится по программам противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума. Это соответствует указаниям п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, вступивших в силу с 1 января 2021 года. Это значит, что работодателям придется отвыкать от такого термина, как «пожарно-технический минимум».
Важно! Вместо пожарно-технического минимума отдельным категориям работников теперь необходимо получать дополнительное профессиональное образование как обязательное условие допуска к работе (абз. 2 п. 3 Правил противопожарного режима № 1479).
Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании в лицензированных обучающих организациях. Таким образом, внутри своей организации обучение проводить теперь нельзя. Работодатель имеет право проводить своими силами только противопожарные инструктажи, а отдельных работников отправлять для обучения в учебные центры, с периодичностью, установленной в компании с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
У вашей организации есть такая лицензия? Если нет, то направляйте работников на повышение квалификации в учебные центры. Каких именно работников – в нашей статье «Обучение по пожарной безопасности: новый порядок». Их материала вы также узнаете, почему для некоторых работников может потребоваться не просто повышение квалификации, а профессиональная переподготовка на соответствие профессиональному стандарту «Специалист по пожарной профилактике».
Новый приказ, регулирующий требования к программам обучения по пожарной безопасности
По программам дополнительного профессионального образования проходят обучение те лица, которых определил работодатель, и в первую очередь – ответственных за соблюдение требований противопожарного режима на каждом объекте защиты (здания, сооружения).
В пункте 3 Правил противопожарного режима, работодатель своим приказом или распоряжением самостоятельно определяет порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Именно поэтому ни в законе о пожарной безопасности, ни в правилах противопожарного режима не написано, через какой промежуток времени придется проводить повышение квалификации заново.
Приказ МЧС № 645 включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 года, установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 марта 2022 года.
Важно! До 1 марта 2022 года компаниям нужно проводить повышение квалификации для взрывопожароопасных производств не реже 1 раза в год, а для остальных – не реже 1 раза в 3 года, и ждать появления нового нормативного правового акта, который установит такую периодичность.
Но этот список необходимо расширить, потому что каждый работник, который назначен ответственным за обеспечение мер пожарной безопасности, каждый разработчик инструкций по пожарной безопасности, каждый ответственный руководитель или производитель работ по наряду-допуску на пожароопасные работы должен проходить первичное (при назначении на должность) и периодическое повышение квалификации.
В противном случае организацию предупредят или оштрафуют по части 1 пункта 20.4 КоАП РФ. ИП оштрафуют до 30 000 рублей, а юридическое лицо — до двухсот тысяч рублей.
Содержание типовых программ, требования к структуре и продолжительности
Работодатель под свою ответственность устанавливает, кому из работников достаточно проводить противопожарные инструктажи, а кому в дополнение к ним нужно проходить еще и дополнительную профессиональную подготовку (ДПО) по специальным программам, и с какой периодичностью проводить такую подготовку. Это полностью соответствует статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации.
Важно! Миссия нового приказа – приведение нормативной основы в области подготовки работников по пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также повышения качества такой подготовки, риск-ориентированных подходов при определении круга обучающихся работников, и в конечном итоге – к снижению травматизма и пожаров.
➤ Структура программы. Несмотря на то, что программы типовые, нельзя менять структуру программы. Это – императивное (не обсуждаемое условие). В пункте 3 указано, что «Структура Программы должна соответствовать Типовой программе».
➤ Содержание программы. Его определяют с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
➤ Форма обучение по программе. Обучение может быть проведено в дистанционной сетевой форме.
➤ Срок обучения. В приказе указан и минимально допустимый срок освоения обучения, не может быть менее 16 часов, в том числе практической части — менее 4 часов.
Также обязательной является итоговая аттестация для оценки степени и уровня освоения обучения. Повышение квалификации может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации.
Как учебным центрам составить программы обучения по новым требованиям и с учетом мнения работодателя-заказчика
Каждая программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.
Программа может быть дополнена модулем обучения, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.
Таким образом, законодатели сделали возможным обсуждение проектов программ между учебным центром и работодателем, над дифференцированием наполнением содержания программ, с учетом специфики предприятия, стажа, образования, опыта слушателей.
Мы же надеемся, что это действительно так и происходит, или хотя бы стремиться к этому. Любой работодатель может позволить себе, чтобы программа обучения разрабатывалась с учетом особенностей конкретного производства. Так должно быть, и это – реализация риск-ориентированного подхода к обучению по пожарной безопасности.
Давайте вместе изучим, о каких именно программам идет речь, и для кого они предназначены. Дадим примеры, кого именно из работников направить на ту или иную программу обучения, и с какой периодичностью.
Схема назначения программ повышения квалификации и переподготовки по пожарной безопасности (автор М. Шобохонов)
Как разобраться, повышение квалификации или профпереподготовка нужны конкретному работнику
Такой курс повышения квалификации обязателен для всех работников, которые назначены ответственными за обеспечение мер пожарной безопасности на каждом объекте защиты организации, назначены ответственными:
- за инструктажи и тренировки
- за организацию и проведение пожароопасных работ
- за осмотр средств противопожарной защиты и взаимодействие с обслуживающими организациями
- за разработку деклараций пожарной безопасности
Также сварщики, их руководители должны проходить повышение квалификации по проведению пожароопасных работ. Обязательно направьте на курсы дежурных пультов управления, КПП, которые отвечают за вызов пожарной охраны, за контроль за зданиями в ночное время.
Отдельная программа обучения создана для работников сферы ЖКХ, ведь им предстоит не только организовать пожароопасные работы, но и отвечать за пожарную безопасность в многоквартирных, многоэтажных жилых домах.
Конечно, специальная программа обучения есть для социальной сферы, отнесенной к местам с массовым пребыванием людей – школы, детсады, больницы, ВУЗы, музеи, театры, торговые центры, дома инвалидов и т.п.
Теперь обсудим, для кого нужна профпереподготовка. В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
➤ Профпереподготовка. Профпереподготовке подлежит лицо, которое претендует на должность инспектора или специалиста по пожарной безопасности на предприятии. Ключевое слово – должность. Поэтому, если вы назначили воспитателя в детском саду ответственным за пожарную безопасность, ей не нужно проходить профпереподготовку, достаточно обучить на курсе повышения квалификации.
➤ Дополнительное профессиональное обучение. Оно необходимо лицам, уже имеющим профессиональную подготовку. Если такой подготовки нет, на курсы повышения квалификации или переподготовки никакой ВУЗ или УЦ вас не примет, так как это нарушение законодательства об образовании.
Вы можете задать вопрос: «А если у работника нет никакого образования после школы. Может, и школа только восьмилетняя. Что теперь его, нельзя назначить сварщиком? Или ответственным за пожарную безопасность? Да у него опыт большой».
В этом случае нужно посоветовать такому работнику пройти профподготовку в колледже, получить среднее профобразование, и продолжать работу. Или можно перейти на другую работу, где не требуется соблюдение профстандарта «Сварщик».
Источник: coko1.ru