Программа общего образования это что означает

Образование в Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации , согласно статей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является общественно значимым благом, осуществляется в интересах человека, общества и государства; его основная цель – интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека .

Образование в Российской Федерации, согласно статей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является общественно значимым благом, осуществляется в интересах человека, общества и государства; его основная цель – интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека.

Система образования РФ.

Система образования в России начала складываться еще в средневековой Руси. В Х веке стали массово появляться школы и училища в Новгороде и Киеве. Славно-греко-латинская академия, появившаяся в 1687 году, стала первым высшим учебным заведением. В 1804 году указом об образовании была структурирована система образования, после чего она стала похожа на современную, кроме того, было создано два типа бесплатных школ. В дальнейшем система образования продолжала развиваться и видоизменяться.

ФГОС — что это?

Система образования Российской Федерации состоит из следующих компонентов:

  1. Образовательные стандарты.
  2. Федеральные государственные требования.
  3. Образовательные программы.
  4. Организации, занимающиеся образованием (школы, вузы, техникумы).
  5. Работники образования (учителя, профессора).
  6. Обучающиеся (студенты, школьники) и их родители (как законные представители несовершеннолетних школьников и студентов).
  7. Организации, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности и оценкой качества (например, РайОНО).
  8. Общественные объединения, работающие в сфере образования (например, дворцы культуры).

Виды образования.

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):
    • начальное (1-4 класс школы);
    • основное (5-9 класс);
    • среднее (10-11 класс).
    • Профессиональное образование:
      • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
      • среднее (техникум, колледж);
      • высшее:
      1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
      2. специалитет (V курс);
      3. магистратура (V курс).
      1. аспирантура;
      2. докторантура.

      Система образования в России продолжает совершенствоваться и развиваться. За этим развитием государство следит на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Расходы федерального бюджета на образование также значительно выросли: от 18,5 миллиардов рублей в 1997 году до 500 миллиардов рублей в 2014 году.

      В 2011 году, по уровню чтения и понимания текста учениками начальной школы, Россия заняла второе место среди стран мира. В большинстве остальных исследований образования Россия входит в десятку лучших стран. МГУ занимает 25е место в рейтинге лучших университетов мира. Напоследок можно еще отметить, что Россия занимает первое место по доле граждан, имеющих высшее или среднее специальное образование (53,5%), обойдя Канаду, Японию, Израиль и США.

      Основная общеобразовательная программа школы: нормы аккредитации общего образования

      Источник: www.calc.ru

      Статья 43 Конституции России

      2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

      3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

      4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

      5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

      Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

      Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

      Комментируемая статья определяет базовые начала регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование.

      Основным законодательным актом в данной сфере является Закон РФ № 3266-1 «Об образовании».

      В соответствии с его статьей 1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

      Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

      • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
      • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
      • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
      • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
      • свобода и плюрализм в образовании;
      • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
      Читайте также:
      Chrome settings cleanup что это за программа

      В части 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13).

      Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

      Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.

      В Законе «Об образовании» определены принципы государственной политики в области образования. В ст. 1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения).

      Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

      • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
      • воспитание гражданственности и любви к Родине;
      • единство федерального, культурного и образовательного пространства;
      • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
      • общедоступность образования;
      • приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
      • светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;
      • демократический, государственно — общественный характер управления образованием;
      • автономность образовательных учреждений.

      Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.

      В части 2 ст. 43 Конституции РФ с поправками 2020 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

      Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.

      В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

      Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

      Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона «Об образовании».

      Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР». Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст. 6 Закона «Об образовании».

      Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

      Под системой образования понимается совокупность:

      • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
      • реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
      • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

      Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:

      • дошкольных;
      • общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
      • начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
      • дополнительного образования взрослых;
      • специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
      • дополнительного образования;
      • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
      • дополнительного образования детей;
      • других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.

      Образовательные учреждения по своим организационно — правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений).

      Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

      В соответствии с частью 3 ст. 43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст. 5 Закона «Об образовании»).

      Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени.

      Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

      Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.

      Читайте также:
      Импорт sketchup что это за программа и нужна ли она

      Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

      Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

      Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

      Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

      Согласно части 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию.

      Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст. 19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

      Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается 18-летним возрастом обучающегося.

      Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

      По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

      Часть 5 ст. 43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально — региональный компоненты.

      Государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом.

      Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

      Применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации.

      При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

      Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст. 7 Закона «Об образовании». Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

      Государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов.

      В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст. 10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.

      При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

      Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

      Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

      С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

      Источник: konstitutsiia.ru

      Единое образовательное пространство по-новому: грядут серьезные изменения в системе образования

      Огромное количество изменений нахлынуло на российскую школу. И завершения периода изменений не предполагается.

      8 сентября 2022 года депутаты Госдумы и Сенаторы РФ направили письмо Председателю Госдумы Вячеславу Володину , в котором в качестве законодательной инициативы внесли проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Какой подход предложен в законопроекте?

      Источник: tvcenter.ru

      Изменения коснутся всей системы образования

      Те изменения, которые предложены в законопроекте, не являются отрывочными, затрагивающими определенные стороны процесса или результата. Предлагаются серьезные системные перемены, которые направлены на совершенствование государственной политики в сфере общего образования касаются:

      • создания единого образовательного пространства;
      • единых федеральных основных общеобразовательных программ;
      • федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы;
      • разработки учебников.
      Читайте также:
      Ad aware web companion что это за программа

      Каждый из перечисленных выше пунктов отражается в изменениях в законопроекте.

      Единые основные общеобразовательные программы

      В пояснительной записке к законопроекту сказано:

      «Для усиления координирующей роли федеральной учебно-методической документации предусматривается введение единых для Российской Федерации федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), которые будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения России, в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».

      Это значит, что в программах будут заложены базовые требования к результатам по предмету. При этом школы смогут применять программы или отдельные компоненты без составления данных компонентов на своем уровне.

      Как же так, можете спросить вы. Ввели обновлённые ФГОС в этом учебном году, где уточнены все результаты обучения. Но в этом случае все равно многое зависит от учителя. Школы в данный момент самостоятельно составляют программы, ориентируясь на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и примерные основные общеобразовательные программы, которые утверждает Минпросвещения.

      Ольга Казакова, глава комитета Госдумы по просвещению:

      Источник: 100biografiy.ru

      «Было много вопросов от родителей и учителей, почему дети в одной школе обладают одними знаниями, а в другой — другими. Почему у детей в одном городе меньше знаний, чем в другом. Даже бывает так, что в одной и той же школе в разных параллелях дети учатся по разным программам».

      Обязательные предметы

      Если чуть выше мы сказали о том, что школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ , то надо отметить, что это право коснется не всех предметов.

      «При этом обязательными для применения станут федеральные рабочие программы учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» при реализации образовательной программы начального общего образования и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» при реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования».

      Ольга Казакова, глава комитета Госдумы по просвещению:

      «Если на уроке литературы изучается, например, Тютчев, то учитель не сможет решить: «Биографию не буду давать детям, перейдем сразу к произведениям». Если в программах будет написано, какой именно материал учитель должен донести до ребенка, то он должен обязательно это сделать. Он не сможет уже сам выбирать, что важно, а что нет. Или что вот это он не успевает по часам, поэтому не будет вообще рассказывать».

      Воспитание

      «обязательными для применения станут федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы».

      Система воспитания

      Система воспитания выстраивается в школах, государство этот процесс также контролирует. Именно поэтому единые стандарты качества касаются и системы воспитательной работы.

      Сроки

      «ФООПы будут разработаны и утверждены Министерством просвещения Российской Федерации до 1 марта 2023 года. Переход школ на реализацию ФООП запланирован до 1 сентября 2023 года».

      До 1 сентября 2023 года – это почти 12 месяцев на работу. Создать программы по всем предметам и всем параллелям – это серьезный процесс. Скорее всего, работа над этими документами уже идет.

      Учебники

      Один из самых больных вопросов. Особенно для пятиклассников и первоклассников, для которых обновленные ФГОС уже работают, а учебников до сих пор нет.

      «Для реализации единых образовательных программ вводится новый порядок разработки учебников — государственный заказ на разработку учебников (в комплекте с учебными пособиями) будет осуществлять Минпросвещения России. Министерство будет утверждать авторский коллектив учебников. Исключительные права на учебники будут принадлежать Российской Федерации».

      Ольга Казакова, глава комитета Госдумы по просвещению:

      Максим Костенко, директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения:

      Источник: www.asu.ru

      Как вы думаете, если все пункты законопроекта будут приняты, то это приведет к повышению качества образования? Решит ли это основные проблемы системы образования?

      Познакомиться с законопроектом можете по ссылке .

      ❗ Понравился материал? Поддержите нас репостом

      Еще больше информации в telegram-канале Обучение ПРО .

      Источник: dzen.ru

      Программа общего образования это что означает

      Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:

      Полное отсутствие рекламы.

      Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.

      5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.

      Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.

      Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.

      Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).

      Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.

      Стоимость пакета «Плюс»

      Источник: postupi.online

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru