Программа образовательная модифицированная что это

Содержание

Методическая разработка «Образовательная программа дополнительного образования детей: технология разработки и эффективность реализации»

2.Нормативно-правовые основы составления программы ДОД………3-4 стр.

3. Классификация программ ДОД……………………………………… 4-6 стр.

4.Структура программы…………………………………………………6-11 стр.

5. Технология составления программы………………………………11- 16 стр.

5.Определение результатов реализации программы ДОД………… 16- 33 стр.

6.Методическое обеспечение программы ……………………………32- 34 стр.

7. Список литературы, источников информации………………………35 стр.

Последние десятилетия система дополнительного образования детей находится на периферии внимания государства. Разработанные в начале 21 века межведомственная программа развития дополнительного образования и Концепция модернизации дополнительного образования детей до 2010 года не стали реальными инструментами развития системы.

Однако потенциал сферы дополнительного образования детей становится предметом исследований и привлекает внимание политиков. В ряде стран мира разрабатываются и реализуются национальные программы развития внешкольного образования. Данные программы рассматриваются как важный элемент повышения общего качества образования и решения проблемы социализации детей и молодежи.

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью

Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования в формировании навыков 21 века, поддержке одаренных детей, корреспондируют с задачами Концепции национальной системы выявления и развития молодых талантов. Особенно отмечается значение сферы дополнительного образования для преодоления неравенства доступа к качественному образованию. В этом плане вопросы развития сферы образования непосредственно относятся к сфере политики государства в области защиты прав и интересов детей, что отражено в Национальной стратегии действия в интересах детей.

Дополнительное образование детей позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека, способствуя повышению конкурентоспособности и инновационному развитию страны.

Сфера дополнительного образования обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенции для образования в течении всей жизни. Устройство программ дополнительного образования детей (гибкость, разноуровневость, модульность) становится для детей фактически прототипом программ непрерывного профессионального образования в старших возрастах, практически готовит к выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

Однако с внедрением в школе ФГОСов меняются и требования к содержанию и результатам программ дополнительного образования детей.

Основная цель данной методической разработки- определение технологии составления программы дополнительного образования нового поколения.

Задачи:

1) определение структуры программы дополнительного образования детей;

2) разработка технологии составления программы;

3) изучение возможностей интегрирования основного и

1. Нормативно-правовые основы составления программы ДОД.

Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ.

Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД».

При составлении программы дополнительного образования детей педагог должен руководствоваться :

1. Нормативными документами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, в частности письмом Министерства образования и науки РФ № 06-1844 от 11 декабря 2006г «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

2. Уставом образовательного учреждения;

3. Положением «Об единых требованиях к содержанию дополнительных образовательных программ»

Нормативно- правовые аспекты МБОУ ДОД ЦДТ Воткинского района:

1.Срок реализации программ по направленности:

  • программы художественно-эстетической направленности до 6 лет;
  • программы эколого-биологической направленности до 6 лет;
  • программы туристско-краеведческой направленности до 6 лет;
  • программы научно-технической направленности до 6 лет;
  • программы социально-педагогической направленности до 3 лет

3.Наполняемость групп:

  • Численный состав групп первого года обучения не менее 10 чел, численный состав группы 1 года обучения научно-технического направления- не менее 8 чел.;
  • Численный состав второго года обучения не менее 6 чел., численный состав группы научно-технического направления- не менее 5 чел.;
  • Численный состав третьего и последующих годов обучения не менее 4 чел. численный состав группы научно-технического направления- не менее 2 чел.;
  • Количественный состав группы индивидуального обучения составляет от 1 до 4 воспитанников;
  • Количественный состав группы обучающейся дистанционно от 5 до 15 воспитанников.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
    • Наименование образовательного учреждения;
    • Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа
    • Название дополнительной образовательной программы;
    • Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
    • Срок реализации дополнительной образовательной программы;
    • Фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов), дополнительной образовательной программы;
    • Название города, населенного пункта в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
    • Год разработки дополнительной образовательной программы.

В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • Направленность дополнительной образовательной программы;
  • Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Задачи- это шаги к достижению цели.

  • Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— общекультурные со сроком реализации 1-2 года;

-углубленный уровень со сроком реализации 2-4 года;

— профессиональноориентированные со сроком реализации более 4 лет.

  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

В качестве результата аттестации, возможно зачесть итог выступления воспитанника на районных, республиканских, региональных, российских конкурсах, фестивалях, форумах, конференциях, в том числе дистанционных, если это предусмотрено дополнительной образовательной программой.

  • высокий уровень – успешное освоение воспитанниками более 80% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации или участие в мероприятиях регионального, российского уровня;
  • средний уровень – успешное освоение воспитанниками от 60% до 80% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации или участие в мероприятиях районного, республиканского уровня;
  • низкий уровень – успешное освоение воспитанниками менее 60% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации.

Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические часы (см. таблица № 1).

Источник: dogmon.org

Методическая разработка «Классификация образовательных программ»

Программа (от греч. programma – объявление, распоряжение, указ) – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Олимпиады: Окружающий мир 1 — 4 классы

Содержимое разработки

Классификация образовательных программ

Материал подготовила Т.П. Подгайная, методист МАУ ДО ДДТТ

Программа (от греч. programma – объявление, распоряжение, указ) – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Педагогу, разрабатывающему образовательную программу, стоит чётко определиться с тем, какая именно программа необходима для данного творческого объединения, и для этого целесообразно изучить набор отличительных признаков, используемых при классификации дополнительных образовательных программ. Оснований и подходов к классификации программ существует немало. Но наиболее распространенной является классификация по степени творческого участия педагога в разработке программы.

Типовая (примерная) программа утверждается государственным органом управления образованием и рекомендуется в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности.

Программа имеет статус типовой, если отвечает следующим требованиям:

устанавливает базовый образовательный минимум по конкретному направлению

деятельности в рамках той или иной направленности;

технологична в аспекте реализации, то есть включает пакет методических приложений, позволяющих работать по программе без её предварительной доработки, модификации.

Такая программа ориентирована на достижение определённого уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачётов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

Может рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создание собственной программы).

Модифицированная (адаптированная) программа основывается на типовой или авторской программах, отличаясь внесёнными в неё изменениями.

Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе.

Читайте также:
Расширения для vp9 видео что это за программа и нужна ли она

Целью модифицированной программы является достижение наибольшей эффективности образовательного процесса путём учёта: особенностей образовательного учреждения, возраста, уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Способы выявления результатов обучения по данному типу программы могут быть самыми разными: зачётные, итоговые занятия, выставки, участие в массовых мероприятиях, соревнованиях, отчётных концертах, конкурсах, выступления на конференциях, анкетирование.

Модифицированная программа должна быть обсуждена (согласована) на методическом совете (педагогическом совете) и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа предлагает изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводит новые области знания, апробирует новые педагогические технологии.

Целью создания и реализации экспериментальной программы является решение какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе или неудовлетворённостью педагога прежней практической ситуацией.

Причём, по мере апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Реализация экспериментальной программы возможна лишь после получения разрешения методического совета и руководителя образовательного учреждения.

Авторская программа создаётся педагогом или коллективом педагогов и принадлежит ему (им) на основе интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

преподавание нового курса (предмета);

реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

Обязательное условие отнесения программы к авторской – её новизна. Поэтому претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Следовательно, знания о прототипе являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием.

Источник: compedu.ru

Модифицированная образовательная программа

программа, измененная с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования.

Найдено научных статей по теме — 1

Внедрение модифицированной образовательной программы развивающего курса для дошкольников

Базулева Екатерина Кирилловна

В данной статье автор рассматривает актуальность внедрения модифицированной образовательной программы курса для дошкольника. Данное внедрение осуществляется в детском развивающем центре.

Источник: didacts.ru

Внедрение модифицированной образовательной программы развивающего курса для дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODIFIED EDUCATIONAL PROGRAM / ADDITIONAL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / THE STANDARDS FURTHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базулева Екатерина Кирилловна

В данной статье автор рассматривает актуальность внедрения модифицированной образовательной программы курса для дошкольника. Данное внедрение осуществляется в детском развивающем центре. Программа составлена в соответствии с обязательными требованиями к дошкольному образованию . Форма обучения носит характер дополнительного образования . Данная программа является вариативной и рассчитана на детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базулева Екатерина Кирилловна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Разработка парциальной программы «Калейдоскоп Открытий: изменения вокруг» в аспекте требований ФГОС дошкольного образования

Музыкальное воспитание дошкольников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации

Характеристика лингвистической образовательной программы для старших дошкольников в системе дополнительного образования

Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF A MODIFIED EDUCATIONAL PROGRAM EDUCATIONAL COURSE FOR PRESCHOOLERS

In this article the author reviews relevance of modified educational program implementation for preschoolers. This program is realized at Child development center and it’s made up according to mandatory requirements for preschool. The type of Education is Supplementary Education. The program is variable and it’s intended for pre-school-age children.

Текст научной работы на тему «Внедрение модифицированной образовательной программы развивающего курса для дошкольников»

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ВНЕДРЕНИЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье автор рассматривает актуальность внедрения модифицированной образовательной программы курса для дошкольника. Данное внедрение осуществляется в детском развивающем центре. Программа составлена в соответствии с обязательными требованиями к дошкольному образованию. Форма обучения носит характер дополнительного образования. Данная программа является вариативной и рассчитана на детей дошкольного возраста.

In this article the author reviews relevance of modified educational program implementation for preschoolers. This program is realized at Child development center and it’s made up according to mandatory requirements for preschool. The type

Базулева Екатерина Кирилловна

руководитель детского развивающего центра «Азбушка»,

THE INTRODUCTION OF A MODIFIED EDUCATIONAL PROGRAM EDUCATIONAL COURSE FOR PRESCHOOLERS

director of Child development center «AZBUSHKA»,

Базулева Е.К. Внедрение модифицированной образовательной программы развивающего курса для дошкольников // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 1(12) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1855

of Education is Supplementary Education. The program is variable and it’s intended for pre-school-age children.

Ключевые слова: модифицированная образовательная программа,

дополнительное образование, дошкольное образование, стандарты дополнительного образования.

Keywords: modified educational program, additional education, preschool education, the standards further education.

В настоящее время заметна тенденция интереса родителей к дополнительной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется психическому и эмоциональному состоянию детей. Важную роль в гармоничном развитии любого ребенка играет взаимодействие семьи-социума-педагогов. В процессе организации детского развивающего центра я опиралась на основные федеральные государственные требования, стремясь предоставить качественную образовательную услугу. Для этого была составлена и внедрена модифицированная образовательная программа развивающего курса для дошкольников.

В основу программы взят Стандарт дополнительного образования, что представляет собой своего рода инновационный подход [2, п. 2.6].

Стандарт позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как психологически особого периода развития ребёнка, а с другой — обеспечить целостность и преемственность системы российского образования.

За последние годы термин «инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Инновации (англ. Innovation — нововведение) — внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки [1]. Создание инновационного климата в сфере образования — цель национальной образовательной политики России.

Характерно, что в образовании говорят о необходимости именно модернизации, а не реформирования, так как жизнь доказала, что в этой специфической сфере нужна не ломка, а разумное сочетание традиций и инноваций.

В своем детском развивающем центре я попыталась соединить стандарты образования и новый подход к развитию личности ребенка. В настоящее время моя программа проходит аттестацию в Министерстве образования Московской области.

В основе дошкольного образования лежат следующие принципы:

1. Сохранение самоценности детства — периода, значимого самого по себе.

2. Взаимодействие родителей (законных представителей) и педагогов, несущее развивающий характер.

3. Уважение к личности.

Мы должны принять ребенка таким, какой он есть, направить его и показать, какие возможности существуют для его развития. Ребенок — маленький человек, со своими интересами, потребностями, желаниями, слабостями, достоинствами и недостатками, и так важно именно в дошкольном возрасте помочь правильно сформировать и развить те качества и способности ребенка, которые в дальнейшем помогут ему находиться в обществе с возможностью самореализоваться и саморазвиваться.

В моем Центре реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. В нашем коллективе очень талантливые и креативные педагоги — люди, которые не стесняются учиться у других и даже у детей, а у них есть чему поучиться. Мы ввели в образовательный процесс уникальные курсы, такие как, например, арт-студия (песочная анимация или песочная терапия). Этот курс направлен:

• на развитие в ребенке воображения, уверенности в его способностях,

• на воспитание чувства прекрасного — художественно-эстетическое развитие;

• на возможность ребенка самовыразиться через его общение с природными материалами: песком, морскими камешками, ракушками, веточками и т. д.;

• на развитие мелкой моторики.

Читайте также:
Monitor llc что это за программа

Возможны следующие задания:

• действие с песком;

• отыскать в песочнице предметы;

• предметы с определенными характеристиками;

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• прикосновения к песку;

• рисование на песке.

Также мы работаем над развитием речи детей, в основном в следующих направлениях:

• обогащение и закрепление слов родного языка — одна из самых важных задач развития речи;

• активизируем лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а также дюн, барханы, караваны и другие слова;

• обогащаем словарь детей;

• закрепляем и активизируем словарь с использованием сюжетных игр;

• работаем над формированием фразовой речи;

• цепная схема текста выстраивается реальными действиями.

Рассмотрим другой курс — «Школа внимания», рассчитанный на детей

от 6 до 8 лет. Данный курс будет привлекателен как для детей дошкольного возраста, если рассматривать его как неотъемлемую часть подготовительного развития, так и для первоклассников, которым не просто находиться

в обучающем процессе. Эта программа способствует развитию «психологического фундамента» ребенка, на котором, впоследствии будут формироваться навыки чтения, письма и счета и без которого освоение этих умений будет проходить неполноценно. Составляющими этого «фундамента» являются:

• осуществление звукового анализа и синтеза (умение выделять звуки речи, умение различать звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам);

• зрительный анализ (умение выделять сходные и различающиеся элементы различных объектов);

• анализ и копирование образца;

• выявление пространственных отношений между объектами (профилактика появления «зеркального» письма);

• психомоторное развитие (дифференцирование степени напряжения мелкой мускулатуры руки для формирования в дальнейшем двигательного навыка письма;

• понимание и правильное выполнение задания по словесному указанию взрослого;

• подчинение своей деятельности заданной системе правил и контролирование себя.

В программу входят занятия по развитию:

• эмоционально-чувственной сферы деятельности.

Занятия, проходящие в рамках данной программы, создают благоприятную среду, которая обогащает психическое развитие детей и обеспечивает развитие психологических качеств и необходимых интеллектуальных умений. В процессе обучения происходит формирование учебно-познавательной мотивации (желания учиться, интереса к приобретению знаний) и положительного эмоционального отношения к школе и учению в целом. Формирование интеллектуальных умений, успех при выполнении предлагаемых заданий, позитивная эмоциональная атмосфера на занятиях позволят ребенку укрепить свои силы, почувствовать радость и удовлетворение от выполнения познавательных заданий, что приведет к появлению интереса к обучению, потребности в приобретении новых знаний [3, с. 7], что очень важно в обучающем процессе.

В связи с тем что форма пребывания детей в центре представляет собой посещение курса, выбранного родителем и ребёнком, перечень занятий-студий составлен таким образом, чтобы охватить следующие образовательные области [2, п. 2.6]:

При выборе воспитательно-образовательной программы я преследовала задачу, чтобы выбранная программа позволила формировать у детей следующие интегративные качества: физически развитый, овладевший

основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи

(проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками. Как и любая система образования, данная должна быть ориентирована на результат, конечным результатом которой является личность.

Обучение может быть увлекательным и интересным, поэтому не может не радовать, что нам удалось внедрить модифицированную образовательную программу развивающего курса для дошкольников. Уже сейчас я вижу результаты от того, как ребенок приходит получать знания с удовольствием и стремлением узнать что-то новое. А родитель получает качественную образовательную услугу для своего ребенка. Ведь видеть улыбку на лице своего ребенка дорогого стоит.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Инновация // Википедия — свободная энциклопедия / [Электронный

ресурс]. — Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%ED%EE%E2%E0%F6%E8%FF (дата обращения: 16.11.2014).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. «Цветик-семицветик» — Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. — СПб.—М., 2014.

Источник: cyberleninka.ru

Модели и принципы педагогического дизайна

В мире растет спрос на квалифицированных работников: уже сейчас семь из десяти работодателей отмечают нехватку персонала, обладающего нужными техническими и личностными компетенциями. Такие данные приводит Deloitte в новом исследовании Global Human Capital Trends.

Решить проблему кадрового голода можно при помощи системы корпоративного обучения — вырастить специалиста внутри компании зачастую оказывается проще, чем найти на рынке труда. Для проектирования образовательного процесса используют инструменты педагогического дизайна. Его алгоритмы, которые называют педагогическими моделями, основаны на когнитивных особенностях, влияющих на получение знаний и навыков. В этой статье мы расскажем о принципах, которые лежат в основе корпоративного обучения, и различиях моделей.

Что такое педагогический дизайн

Педагогический дизайн (instructional design) — это инструмент организации обучения, с помощью которого можно разработать оптимальную образовательную стратегию и подать материал таким образом, чтобы знания были эффективно усвоены и успешно применялись на практике. В педагогическом дизайне нередко употребляется обобщающий термин «обучающий опыт»: он совмещает все, что имеет отношение к образовательному процессу. Это цели, которые должны быть достигнуты во время обучения, создание образовательных материалов, выбор подходящей платформы, выбор способа оценки результатов. В педагогическом дизайне используются принципы педагогики и науки об обучении взрослых (андрагогики), предполагающей активное вовлечение учеников в процесс. Его применяют везде, где существует необходимость обучать: в образовательных заведениях и проектах, в корпоративном развитии, при создании онлайн-курсов, учебных материалов, методичек и презентаций.

Модели и принципы педагогического дизайна

Мы собрали несколько распространенных моделей и принципов педагогического дизайна, которые можно использовать при проектировании системы корпоративного обучения персонала.

ADDIE

  1. Analysis — анализа.
  2. Design — проектирования.
  3. Development — разработки.
  4. Implementation — реализации.
  5. Evaluation — оценки.

Ключевая идея ADDIE: разбить процесс на фазы и завершать предыдущую прежде, чем приступаете к следующей.

Анализ. На этом этапе нужно оценить навыки и знания, которые уже есть у учеников-сотрудников, а также каких навыков и знаний им не хватает. Проведите анализ аудитории. На основе полученных данных сформулируйте цели обучения.

Разработка. Создайте и протестируйте обучающие курсы и учебные материалы.

Реализация. Если обучение проходит онлайн, загрузите материалы на обучающую платформу, проведите курсы. В этап реализации входит не только процесс передачи знаний и навыков, но и использование их на практике.

Оценка. Сопоставьте результаты обучения со сформированными на первом этапе целями.
Смотрите также: Основные задачи корпоративного обучения

Модель ADDIE универсальна и подходит для работы над любой задачей, если образовательный процесс линеен и не несет много рисков. Используйте его, если на ранних этапах сложно допустить ошибку, все понятно и прозрачно. Учитывайте, что ошибка в процессе заставит вас возвращаться на предыдущие этапы и выстраивать все заново — в этом особенность линейных педагогических моделей.

SAM

SAM (Successive Approximation Model), модель последовательного приближения, в отличие от ADDIE, является не линейной, а циклической и гибкой моделью педагогического дизайна. В ней процесс делится на короткие шаги, итерации, а фазы повторяются, пока не будет достигнут оптимальный результат. В SAM быстро создается прототип учебного курса, который можно предъявлять заказчику для контроля и обратной связи, тестировать и постепенно улучшать.

Стадия подготовки. Как и на стадии анализа в ADDIE, на этом этапе происходит ревизия и сбор информации. Результатом должна стать предварительная концепция образовательного продукта.

Стадия дизайна состоит из фаз «дизайн — прототип — оценка», которые повторяются несколько раз. Прототип учебного проекта создается в финале первой итерации. Его нужно проанализировать и решить, что стоит добавить, а затем пройти этот круг еще раз, пока дизайн проекта полностью не удовлетворит заказчика.

Стадия разработки состоит из такого же циклического повторения фаз «разработка — реализация — оценка». Когда стадия дизайна окончена, курс отправляется в разработку и реализацию. Так прототип проекта становится прототипом продукта, который можно тестировать на учениках.

Читайте также:
Программа для того узнать что это за музыка

Чтобы он перешел на вторую итерацию, нужно собирать обратную связь у сотрудников и оценивать результаты обучения. На основе этого анализа в продукт вносятся корректировки. Курс можно улучшать неоднократно и периодически обновлять.

Есть упрощенная версия SAM, которая подходит для небольших проектов: делаете анализ, затем готовите дизайн и сразу переходите к разработке прототипа, после обратной связи переходите опять на стадию анализа, и затем по кругу.

SAM — практико-ориентированная модель. Она подойдет, если конкретного образовательного решения на этапе анализа не возникло, и есть готовность искать его в процессе работы. Удобство SAM в том, что готовый к тестированию прототип появляется в самом начале, а каждый новый цикл только совершенствует его. Ошибочные гипотезы можно отбросить, они обходятся дешево — не нужно начинать проект снова, требуется лишь очередной цикл «анализ — дизайн — прототип».

Action Mapping

Карта действий (Action Mapping) — модель визуального проектирования, предложенная тренером и методистом Кэти Мур. В рамках этой модели сначала выявляются бизнес-цели и задачи, которые предстоит решать, а затем уже под них разрабатывается стратегия действий. Перед разработкой учебного проекта нужно ответить на вопросы:

  • Какие задачи есть у компании?
  • Что должны научиться делать сотрудники, чтобы справляться с этими задачами?

Работа над проектом в Action Mapping проходит в четыре этапа:

Определение бизнес-целей. Нужно ответить на вопрос, чего компания хочет достичь с помощью обучения?

Выработка понимания, что сотрудники должны делать, чтобы выполнить цель. На этом этапе важно выявить и то, что сотрудники не делают, хотя должны. И понять причину бездействия: например, отсутствие знаний, или нехватка мотивации, а может быть, недостаток тренировки.

Практические действия. Сформулируйте, что конкретно нужно делать, чтобы достичь цели. Как практиковаться, как устранить мешающие факторы.

Обучение. Спроектируйте образовательное решение, подготовьте план, создайте учебный контент. «Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

Action Mapping ориентирована на обучение в процессе работы и оптимизацию кадровых ресурсов. Она поможет выявить неэффективные шаблоны действий, устранить причину их появления. С помощью карты действий сотрудники смогут освоить новые модели поведения на практике.

В своем блоге Кэти Мур подчеркивает, что ее метод создан не для дизайна разовых образовательных программ, а для постоянного мониторинга и улучшения рабочего процесса. «Action Mapping помогает разрабатывать и внедрять обучающие активности, а не создать курсы. Карта нужна, чтобы менять привычки, а это требует регулярных повторяющихся действий. Прохождение курсов или иных однократных обучающих программ может быть одним из элементов карты, но фокус все равно должен смещаться на практику», — говорит Кэти Мур.

9 принципов обучения Ганье

Модель американского психолога Роберта Ганье основана на девяти элементах эффективного образовательного процесса, которые проходят дети и взрослые во время обучения. Законы физиологии, которые лежат в основе модели, облегчают процесс разработки корпоративного обучения, повышают эффективность процесса.

  1. Завладейте вниманием ученика. Постарайтесь вызвать любопытство и заинтересованность. Например, выделяйте важное в материале, задавайте вовлекающие вопросы.
  2. Объясните ученику цели обучения. Слушатели должны знать, какого результата от них ждут и зачем.
  3. Стимулируйте участника обучения обращаться к знаниям, которые у него уже есть. Важно создать связь между старыми и новыми данными. Это улучшит усвоение материала.
  4. Предоставьте новый материал. Это основной этап обучения: материал важно подавать дробно и в оптимальной форме, в соответствии с заявленными целями обучения.
  5. Помогите усвоить новые знания. Предлагайте учащимся дополнительные материалы, не ограничивайтесь только лекциями. Например, порекомендуйте статьи и книги по теме.
  6. Побуждайте применение знаний на практике. Нужно перевести знания из теоретической плоскости в практическую. Добавляйте задания, которые помогут применить усвоенное.
  7. Обеспечьте обратную связь. Проверяя выполненные задания и финальные тесты, объясняйте исправления.
  8. Оцените результаты обучения. Не используйте только тестирование, просите учащегося объяснять логику своих рассуждений.
  9. Помогите запомнить материал и перенести его в работу. Создайте материалы, которые помогут вспоминать курс, например, памятки или чек-листы.

9 принципов Ганье можно применить к любой образовательной стратегии, потому что эта модель основана на общем когнитивном процессе работы с новой информацией. Принципы подойдут для планирования урока или тренинга. Их можно использовать полностью или выборочно. Модель Ганье подходит как для группового обучения, так и для корпоративного менторства.

Таксономия Блума

Модель, которую внедрил американский психолог Бенджамин Блум, разделяет процесс усвоения материала на три стадии и шесть уровней понимания материала.

  1. Когнитивная стадия:
    Получение знаний. На этой стадии изучается теоретический базис и происходит его запоминание учеником.
    Понимание. Ученик может пересказать, систематизировать полученную информацию, привести примеры и аналогии.
  2. Аффективная стадия:
    Применение. Участник обучения может использовать знания на практике и различает типы задач, для которых они применимы.
    Анализ и синтез. Слушатель в состоянии выйти за рамки инструкций, проанализировать их и увидеть ошибки.
  3. Психомоторная стадия:
    Оценка. Подключается критическое мышление. Ученик в состоянии самостоятельно оценить ситуацию, произвести сравнение и предложить оптимальные варианты решений.
    Создание. Ученик может обобщать и использовать творческое мышление: знания полностью освоены и теперь он способен самостоятельно модифицировать шаблоны действий, если этого требует ситуация.

Эту модель используют для разработки тестов: ориентируясь на стадии, можно понять, насколько эффективно прошел курс, на каком уровне находится обучаемый, что еще нужно, чтобы он освоил навык.

Модель Дика и Кэри

Модель Дика и Кэри еще называют «моделью системного подхода». Как и в ADDIE, в ней все начинается с постановки цели, но последующие процессы идут не линейно, а параллельно друг другу, что позволяет вносить изменения сразу на нескольких уровнях.

Этап 1. Определите цели и задачи, проговорите их с учащимся.

Этап 2. Анализ имеющихся знаний: проведите тесты, выявите пробелы в знаниях и заполняйте их целенаправленно.

Этап 3. Исследуйте аудиторию. Оцените учащихся, постарайтесь определить какие их личные качества соотносятся с целями и задачами курса. Узнайте, как ученикам проще воспринимать информацию.

Этап 4. Опишите критерии оценки производительности — тот реальный результат, который должен быть достигнут благодаря обучению.

Этап 5. Продумайте систему, которая позволит оценить результаты обучения и производительность. Определите, как будете выявлять сильные и слабые стороны курса, определять эффект от практических заданий.

Этап 6. Разработка стратегии самого обучения. Этап исследований закончен, можно приступать к разработке курса.

Этап 7. Подбор учебных материалов, кейсов, упражнений. Выбор платформы и форматов.

Этап 8. Проведите тест-драйв, это поможет определить слабые места курса и внести изменения перед запуском.

Этап 9. Итоговая оценка на основе отзывов учащихся (в конце каждого урока и финальных экзаменов), наблюдения за сотрудниками после курса, чтобы понять как они справляются с реальными кейсами, и динамикой бизнес-показателей. Собрав данные, проанализируйте их, внесите соответствующие изменения в курс.

Модель Дика и Кэри подойдет для любых образовательных продуктов. Она решает главную проблему модели ADDIE — возвращение на предыдущую стадию без серьезных потерь. Модель Дика и Кэри основана на глубоком предметном анализе компонентов обучения: учеников, их знаний, личных качеств и условий, в которых они будут усваивать информацию. Это помогает избегать ошибок при разработке и внедрении обучения.

Принципы обучения Меррилла

Исследователь образования доктор Дэвид Меррилл в 2002 году предпринял попытку объединить теории проектирования образования в набор из пяти универсальных принципов, который будет верен для каждой их них. Итак, чтобы обучение прошло успешно, необходимо:

  1. Вовлечение. Ученик должен быть вовлечен в решение проблем и заинтересован в своем обучении.
  2. Обращение к уже имеющимся знаниям. Новые знания должны согласовываться с уже полученными.
  3. Адекватная подача. Знания должны быть «доставлены» разнообразными инструментами и теми способами, которым ученику проще всего их усвоить.
  4. Применения. Материал должен быть закреплен практическими заданиями.
  5. Интеграция. Знания должны быть практически востребованы учеником и применимы в дальнейшем.

Как и 9 принципов Ганье, модель Меррилла — это общепедагогические принципы. Их можно использовать как памятку при разработке любого обучающего продукта и комбинировать с системными моделями, в фокусе которых — непосредственно сама разработка образовательных курсов.

Подпишитесь
на полезные статьи
и материалы

Источник: uprav.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru