Настоящие методические указания распространяются на бытовую радиоэлектронную аппаратуру (БРЭА) и устанавливают требования к порядку разработки, согласования и утверждения программ обеспечения надежности, а также требования к их построению и содержанию.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программа обеспечения надежности (ПОН) — документ, устанавливающий совокупность взаимосвязанных требований и организационно-технических мероприятий, направленных на достижение конкретных значений показателей надежности, заданных в технических заданиях (ТЗ) или в технических условиях (ТУ).
Номенклатуру количественных показателей надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости), нормируемых в ТЗ и ТУ на БРЭА, ее составные части (СЧ), блоки и модули выбирают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами (НТД).
1.2. ПОН составляют для следующих стадий:
опытно-конструкторских работ (ОКР) — ПОНр;
серийного производства — ПОНп.
На стадии эксплуатации БРЭА работы по надежности проводят в процессе сбора, обработки и реализации информации согласно ГОСТ 27.505-86, предторгового и гарантийного ремонтов, гарантийного обслуживания и рекламационной работы.
Что такое надежность
ПОН — самостоятельная составная часть программы обеспечения качества объединения (предприятия) и должна быть с ней взаимоувязана в части сроков выполнения работ.
1.3. При разработке и производстве на одном предприятии группы однотипной БРЭА допускается составлять ПОН на всю группу.
При разработке и производстве на одном предприятии аппаратуры, ее СЧ, блоков и модулей для них составляются общие ПОНр и ПОНп.
При разработке и производстве аппаратуры, ее СЧ, блоков и модулей на нескольких предприятиях каждое из них составляет свои ПОНр и ПОНп, увязанные соответственно с ПОНр и ПОНп головного исполнителя (головного изготовителя).
1.4. Работы, предусматриваемые ПОН, обеспечивают выбор и внедрение наиболее эффективных (с точки зрения выполнения требований к надежности БРЭА):
схемных, конструктивных и технологических решений при проектировании и изготовлении БРЭА, ее СЧ, блоков и модулей;
методов нормирования, расчета, обеспечения и контроля надежности, включая входной контроль покупных материалов, полуфабрикатов, изделий электронной техники (ИЭТ), электротехники (ЭТ), квантовой электроники (КЭ), модулей, блоков и СЧ; электротермотренировку ИЭТ, ЭТ, КЭ; технологическую приработку (тренировку, прогон) БРЭА, ее СЧ, блоков, модулей, а также их испытания на надежность и устойчивость к внешним воздействующим факторам (ВВФ);
методов экспериментальной отработки БРЭА, ее СЧ, блоков и модулей на заданный уровень надежности;
испытательного контрольно-измерительного, технологического оборудования и технологических процессов производства (ТПП);
производственного контроля качества и статистического регулирования ТПП на важнейших операциях (переходах);
системы сбора, обработки, распределения и реализации информации о надежности БРЭА, ее СЧ, блоков, модулей, ИЭТ, ЭТ и КЭ при испытаниях и эксплуатации;
Управление надежностью. Что нужно знать и уметь?
методов обслуживания и ремонта БРЭА.
1.5. Работы, предусматриваемые ПОНр, включают в план-график выполнения ОКР.
Работы, предусматриваемые ПОНп на стадии установочной серии, включают в сетевой график технологической подготовки производства.
Работы, предусматриваемые ПОНп на стадии установившегося серийного производства, включают в годовые планы обеспечения качества продукции.
1.6. Сроки разработки, согласования и утверждения ПОНр устанавливают в ТЗ на ОКР, ПОНп — в сетевом графике технологической подготовки производства.
1.7. На основании настоящего стандарта при необходимости могут быть разработаны отраслевые стандарты и стандарты предприятий, развивающие и дополняющие положения настоящего стандарта.
2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПОН
2.1. ПОН разрабатывают на аппаратуру, перечень названий видов которой приведен в ГОСТ 26794-85 .
2.2. ПОНР разрабатывает подразделение-головной исполнитель ОКР с участием подразделения надежности предприятия — разработчика БРЭА. ПОНР согласовывают с подразделениями, участвующими в ее разработке и реализации, и утверждает главный инженер предприятия.
2.3. ПОНП разрабатывает отдел главного технолога предприятия-изготовителя с участием отдела главного конструктора и подразделения надежности. ПОНП согласовывают с подразделениями, участвующими в ее разработке и реализации, с главным инженером и главным конструктором предприятия — исполнителя ОКР и ее утверждает руководитель (зам. руководителя) предприятия-изготовителя.
2.4. ПОНР и ПОНП предприятий — соисполнителей ОКР (разработчиков и изготовителей СЧ, блоков и модулей БРЭА) согласовывают с предприятиями — головными исполнителями ОКР.
2.5. Все виды ПОН согласовывают с органом Государственной приемки и высылают ему один экземпляр.
2.6. ПОНР периодически контролируют и при необходимости корректируют в ходе выполнения этапов ОКР и составных частей ОКР.
2.7. ПОНп контролируют в ходе выполнения этапов производства не реже раза в год.
2.8. Работы по контролю за реализацией ПОН устанавливают в соответствующем разделе ПОН.
2.9. По завершении работ каждого этапа разработки и производства, а также работ по ПОН в целом составляют заключение, которое согласовывают с органом Госприемки.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОН
3.1. ПОНр содержит работы, направленные на разработку конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, обеспечивающей изготовление опытных образцов (партий) БРЭА, ее СЧ, блоков и модулей, фактические показатели надежности и устойчивости к ВВФкоторых должны иметь производственный запас относительно требований ТЗ.
3.2. ПОНп содержит работы, направленные на изготовление установочной серии и серийных образцов АРЭБ, ее СЧ, блоков и модулей, показатели надежности и устойчивости к ВВФ которых должны иметь производственный запас относительно требований ТУ.
3.3. ПОН состоит из разделов:
требования к надежности и устойчивости к ВВФ;
перечень работ по обеспечению надежности;
ПОН имеет титульный лист, формы которого приведены в приложениях 1 и 2 .
Форма раздела «Перечень работ по обеспечению надежности» приведена в приложении 3 .
3.4. В разделе «Общие положения» указывают:
наименования организационных документов, используемых при выполнении работ, предусмотренных ПОН (плана-графика выполнения ОКР, сетевого графика технологической подготовки производства, ПОН головного исполнителя (соисполнителя) и т.п.);
головной исполнитель и соисполнители ПОН;
перечень * нормативно-технической и методической документации (государственных и отраслевых стандартов, стандартов предприятий, методических указаний, руководств по конструированию, необходимых конструкторских, технологических и эксплуатационных документов, инструкций, справочников и т.п.), которой необходимо руководствоваться (исходная документация) и отчитываться (отчетная документация) при выполнении ПОН, с указанием обозначения (если оно имеется), полного наименования и порядкового номера документа в перечне.
* Указанный перечень может быть оформлен в виде приложения к ПОН.
3.5. В разделе «Требования к надежности и устойчивости к ВВФ» указывают номенклатуру и значения показателей надежности и устойчивости к ВВФ по:
ТЗ на ОКР — для ПОНр;
3.6. В разделе «Перечень работ по обеспечению надежности» должны быть указаны:
наименования работ по исследованию, нормированию, расчету, обеспечению и контролю надежности и устойчивости к ВВФ;
подразделения-исполнители и соисполнители по каждой конкретной работе;
сроки начала и окончания каждой конкретной работы;
порядковый номер исходной и отчетной документации согласно перечню в разделе «Общие положения».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ПОНр
главный инженер предприятия —
головного исполнителя ОКР
Источник: www.opengost.ru
Программа обеспечения надёжности
Программа обеспечения надёжности (ПОН) — документ, устанавливающий комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, методов, средств, требований и норм, подлежащих выполнению на стадиях жизненного цикла изделий и направленных на выполнение заданных в нормативной документации на изделие требований к надежности. Так гласит ГОСТ РВ 27.1.02-2005.
В авиации принято разрабатывать комплексную программу БНКТ (безопасность полёта, надёжность, контролепригодность, эксплуатационная и ремонтная технологичность). Комплексная программа БНКТ разрабатывается согласно ГОСТ В 20436-88.
Помимо этого ГОСТ, есть ещё один, более адаптированный под нужды космической промышленности, а именно ГОСТ РО 1410-003-2015, поэтому при разработке изделий ракетно-космической техники, рекомендуется использовать именно его. По вполне понятным причинам этот ГОСТ я не выкладываю в открытый доступ. На самом деле отличия между ГОСТ РВ 27.1.02-2005 и ГОСТ РО 1410-003-2015 минимальные и, по большому счёту, несущественные. Поэтому если на вашем предприятии нет ГОСТ РО 1410-003-2015, и вы напишите ПОН по ГОСТ РВ 27.1.02-2005, ничего страшного не произойдет, тем более ГОСТ РВ 27.1.02-2005 по-прежнему является действующим.
Согласно этому ГОСТ на каждой стадии жизненного (разработка, производство, эксплуатация) цикла разрабатывается свой ПОН.
Самое главное, что должно быть в ПОН, то, ради чего собственно ПОН пишется — это перечень конкретных мероприятий по обеспечению надёжности изделия на каждой стадии жизненного цикла.
Программа обеспечения надёжности, типовая структура.
Если вы хотите лучше разобраться в том, как написать программу обеспечения надёжности и скачать пример ПОН, рекомендую купить мой видеоурок: «Программа обеспечения надёжности. Особенности». Сразу хочу предупредить, в своём видеоуроке я не пересказываю ГОСТ РВ 27.1.02-2005, его я настоятельно рекомендую прочитать перед выполнением ПОН.
В своём уроке я на примере конкретного ПОН покажу ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание, вещи, на которые обращает внимание военная приёмка и дам ссылку на скачивание образца ПОН.
Источник: areliability.com
Программа обеспечения надежности
Для достижения необходимой надежности могут быть использованы различные методы и средства. Каждая система предполагает свой уровень допустимой надежности, так как последствия отказов различных систем могут значительно различаться. Так, надежность точилки для карандашей может превышать надежность пассажирского самолета, однако последствия и стоимость их отказов сложно сравнить.
Программа обеспечения надежности (ПОН) является документом, который определяет организационно-технические требования и мероприятия (задачи, методы, средства анализа и испытаний), направленные на обеспечение заданных требований к надежности, а также уточняет требования заказчика по определению и контролю надежности. Определение надежности заключается в определении численных значений показателей надежности изделия. Контроль надежности состоит в проверке соответствия изделия заданным требованиям по надежности [ГОСТ 27.002–89]. Различают расчетный, расчетно-экспериментальный и экспериментальный методы определения и контроля надежности.
В расчетном методе определения надежности расчет надежности основан на использовании показателей надежности по справочным данным о надежности элементов, по данным о надежности изделий-аналогов и другой информации, имеющейся к моменту оценки надежности. Расчетно-экспериментальный метод определения надежности основан на процедуре определения показателей надежности элементов экспериментальным методом, а показателей надежности системы в целом – с использованием математической модели. Экспериментальный метод определения надежности основан на статистической обработке данных, получаемых при испытаниях или эксплуатации системы или ее составных частей и элементов.
ПОН разрабатывается на ранних стадиях проектирования и реализуется на всех этапах жизненного цикла изделия. В техническом плане основным объектом ПОН является оценивание и достижение готовности и стоимости эксплуатации (затраты на запасные части, техническое обслуживание и ремонт, транспортные услуги и т. п.). Зачастую требуется нахождение компромисса между высокой готовностью и затратами, или например, поиск максимального отношения «готовность/стоимость». В ПОН рассматриваются порядок и условия проведения испытаний на надежность, критерии их завершения и принятия решений по результатам испытаний.
Нормирование надежности
Для любой системы одной из первых инженерных задач надежности является адекватное нормирование показателей надежности, например в терминах требуемой готовности. Нормирование надежности это установление в проектной или иной документации количественных и качественных требований к надежности. Требования по надежности относятся как к самой системе и ее составным частям, так и к планам испытаний, к точности и достоверности исходных данных, формулированию критериев отказов, повреждений и предельных состояний, к методам контроля надежности на всех этапах жизненного цикла изделия. Например, требования по ремонтопригодности могут включать в себя показатели стоимости и времени восстановления. Оценивание эффективности процессов технического обслуживания и ремонта является частью процесса FRACAS (failure reporting, analysis and corrective action system – система отчетов об отказах, анализа и коррекции действий).
Источник: studfile.net