Ох уж эти киноделы! Чего только не придумают, чтобы рассказать нам с экранов свои истории!
«Фишек» съёмочного процесса великое множество, я на канале уже рассказывала о некоторых, эта тема оказалась интересна вам, читателям, а также и мне, как автору, такие статьи я всегда пишу с удовольствием.
Если вы не читали статьи об интересных фактах о съёмках и о процессе создания кино на моём канале, на канале есть несколько статей, рассказывающих об этом:
Детали из кино и мультфильмов, которые зрители заметили после просмотра, а режиссёры знали с самого начала
ХлопушкаTV 25 декабря 2021
Где берут и как снимают в кино маленьких детей и большие деньги
ХлопушкаTV 7 ноября 2021
Дива Плавалагуна из «Пятого элемента»: кто сыграл и кто спел
ХлопушкаTV 24 декабря 2021
«Игра в кальмара»: ошибки, скрытые детали и интересные факты о сериале для тех, кто уже его посмотрел
ХлопушкаTV 6 января 2022
Факты о съёмках: как актёры прямо на площадке варили мыло и купались в шоколаде. И другие интересности
Вызов. О фильме, покорившем космос || 1 серия
ХлопушкаTV 14 января 2022
Чем пахнет кино: гаджеты и хитрости, чтобы зрители дышали одним воздухом с экранными героями
ХлопушкаTV 28 января 2022
Побег в цистерне с бетоном: хитрости съёмок в советской комедии «Джентльмены удачи»
ХлопушкаTV 31 января 2022
Терпение и труд всё перетрут: 329 дублей на съёмки 1 сцены в кино.
И это не предел
ХлопушкаTV 3 февраля 2022
Сегодня хочу продолжить рассказ о нюансах съёмочного процесса, давайте узнаем, что же там ещё скрывают от нас в индустрии великой иллюзии?
1. Когда нам показывают главных героев, разговаривающих, например, за столиком в кафе, то в кадре находятся и другие люди (массовка), изображающие посетителей этого кафе. В реальности все приходят в кафе пообщаться, поэтому актёры массовки болтают друг с другом. Но мы-то с вами знаем, что звук на площадке пишется только для главных героев, а все остальные звуки накладываются при монтаже. Тогда возникает вопрос, почему же массовка разговаривает, когда в студии должно быть тихо?
На самом деле статисты не разговаривают, а беззвучно шевелят губами, произнося набор цифр: 29, 341, 45, 119, 1311, 9. Движения губ при этом создают впечатление обычной бытовой речи. Поэтому статисты сидят бесшумно, а если нужно отыграть сцену с аплодисментами, то они лишь имитируют хлопки, не соединяя при этом ладони.
https://t.me/klod_mande
2. Часто сцены снимаются не по одному дублю. Количество дублей может быть даже 2900! Об этом, кстати, я писала в этой статье
Терпение и труд всё перетрут: 329 дублей на съёмки 1 сцены в кино. И это не предел
ХлопушкаTV 3 февраля 2022
А если по сюжету героям необходимо есть? Особенно, если это не просто перекус, а обильное застолье. Как, думаете, актёры действительно столько едят? Конечно, часто на столах стоят бутафорские блюда, но ведь и процесс приёма пищи тоже нужно сыграть.
И актёры и правда жуют, но пищу не глотают. Для её утилизации возле каждого актёра стоят специальные ёмкости.
https://t.me/klod_mande
А про реквизит для съёмок, в том числе про бутафорскую еду, я рассказывала в этой статье:
Экскурсия в «Бутафорский дом» Голливуда: для чего он и что в нём находится
ХлопушкаTV 16 декабря 2021
3. Если необходимо сымитировать расстройство желудка, то сбоку, на ту сторону тела актёра, которая не обращена к камере, фиксируют специальный мешочек, наполненный овсянкой, спагетти или пюре. Актёру остаётся только нажать на него в нужный момент.
https://t.me/klod_mande
4. То, что реквизиторы и костюмеры часто экономят и используют один и тот же реквизит и костюмы из фильма в фильм, — не секрет. Но знаете ли вы о том, что мантии для Ночного дозора в сериале «Игра престолов» изготавливались из дешёвых ковриков фирмы «IKEA»? И это при том, что бюджет каждой серии сериала оценивается в 6 миллионов долларов , а сам сериал считается одним из самых дорогих в истории кино.
Те самые коврики. Кадр из сериала «Игра престолов». https://dexten.ru/
«IKEA» в долгу не осталась и выпустила руководство, как превратить их ковёр в меховую накидку из «Игры престолов». Для этого нужно взять ковёр стоимостью 79 долларов, вооружиться ножницами и следовать дальнейшим инструкциям от «IKEA». С полным руководством по изготовлению меховой накидки можно ознакомиться на этом сайте.
https://4tololo.ru/content/15431
https://tjournal.ru/
Если вы являетесь поклонником сериала «Игра престолов», то на канале вышли статьи о костюмах женских персонажей франшизы:
Стиль героинь «Игры престолов». Что зашифровано в нарядах женских персонажей. Часть 1
ХлопушкаTV 17 декабря 2021
Стиль героинь «Игры престолов». Что зашифровано в нарядах женских персонажей.
Часть 2
ХлопушкаTV 18 декабря 2021
5. Что делать актёру, если он не курит, а сыграть нужно персонажа с сигаретой? Да не просто курящего героя, а пыхтящего, буквально, как паровоз? Да ещё и с учётом того, что сцена может не получиться с одного дубля. Тут, конечно, у киноделов есть свои хитрости.
В таких случаях актёры курят безникотиновые травяные сигареты , в составе которых могут быть, например, лепестки роз, алтей и другие травы.
Но были и такие случаи, когда актёры, чтобы наиболее достоверно изобразить своих героев в фильме «Зловещие мертвецы», накурившихся запрещёнными веществами (на букву «м»), накурились по-настоящему. Последствия такого шага довольно ожидаемы — актёры, что называется, перестарались и сыграть не смогли вообще.
По словам актёра Брюса Кэмпбелла, снявшегося в «Зловещих мертвецах», он и другие актёры следовали «заветам» самого Джека Николсона, который во время съёмок в фильме «Беспечный ездок» играл под воздействием запрещённых веществ, и надеялись, что им удастся сыграть столь же блестяще.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво». https://wallhere.com/
6. Обращали внимание на то, что если съёмки ведутся при движении по ночной дороге, асфальт, в большинстве случаев, будет влажным? Это тоже кинематографический приём, ведь влажный асфальт, отражая свет фонарей, создаёт красивый контраст.
https://www.pexels.com/
7. Чтобы показать сгустившиеся над городом тучи, густой туман или мистические облака, для съёмок используют специальный прибор под названием «Сloud Tank». Принцип работы этого прибора заключается в том, что он в резервуар с водой (аквариум) впрыскивает другую окрашенную жидкость, например, чернила или молоко. Окрашенные жидкости, попадая в воду, красиво перемешиваются с ней, а оператору лишь необходимо запечатлеть получившийся результат. При помощи этого прибора можно также изобразить столб пыли или дыма, водяной водоворот, извержение вулкана, жидкую магму, космические пейзажи и многое другое.
https://twitter.com/
Чтобы увидеть, как работает «Сloud Tank», предлагаю вам посмотреть видео, в котором показаны эффекты от его использования на примерах из уже смонтированных фильмов. Выглядит завораживающе.
7. Когда герой картины эффектно вылетает в окно или через витрину магазина, разбивая их своим телом, мы испытываем внутреннее напряжение, потому как, будь это всё в реальности, любому человеку очень бы не поздоровилось.
Кадр из фильма «Штурм Белого дома». https://www.kinomania.ru/
Конечно, никто не станет на съёмочной площадке рисковать жизнями актёров, поэтому иногда используется стекло, сделанное из. сахара. Но сахарные изделия (леденцы, по сути), легко впитывают влагу из воздуха, теряют свою форму и очень хрупки, что затрудняет их транспортировку. Поэтому со временем при изготовлении бутафорских стёкол и любых других «стеклянных» изделий стали использовать специальные литьевые пластики, полимеры и смолы. Визуально бутафорские изделия не отличить от настоящих, но по составу они принципиально другие. И такие изделия в киноиндустрии, хоть принцип их изготовления и кардинально изменился, так и продолжают называть по старинке — «сахарное стекло».
8. Снег во многих фильмах часто ненастоящий. Никто не будет ждать зимы, чтобы снять сцены со снегом, ведь у каждой картины есть жёсткий график съёмки. Поэтому создатели кино научились использовать имитацию снега. А помогает им в этом специально созданная для киноиндустрии компания с говорящим названием » Snow Business «, которая обеспечит любой спецэффект, будь то красиво падающие снежинки или настоящую снежную бурю.
Сам снег изготавливают из переработанной бумаги и распыляют его специальными машинами. Выглядит это очень интересно. Вот и весь секрет.
9. Картины со множеством действующих лиц, например, когда необходимо показать публичное мероприятие на стадионе, где трибуны заполнены зрителями, снимают как при помощи массовки, так и при помощи использования других хитростей, особенно, если бюджет картины ограничен или для съёмок отведено очень мало времени.
Что это за хитрости? Ну, компьютерные технологии, например. Но о них все знают, и это не очень интересно, и секретом не является. А вот использование. надувных манекенов — это, пожалуй, уже более интересный факт.
Компания «Inflatable Crowd» изготавливает и предлагает работникам киноиндустрии такие манекены в количестве до 30 тысяч штук за раз, в зависимости от масштабности съёмок. Эта надувная толпа с 2002 года, когда была создана компания по их производству, использовалась в более чем 80 фильмах, например, «Король говорит», «Фрост против Никсона», «Американский гангстер», «Человек-паук 3».
Вначале манекенов достают из коробок и надувают.
Источник: dzen.ru
Как снимали «Вызов»: смотрите документальный фильм «Прими “Вызов”. Почувствуй силу!» на Первом канале
В пятницу, 9 июня, Первый канал покажет документальный фильм «Прими “Вызов”. Почувствуй силу!» о создании первого в мире художественного фильма, снятого в космосе. Онлайн-эфир Первого канала можно смотреть бесплатно в хорошем качестве здесь.
Документальный фильм расскажет обо всех этапах подготовки киноэкипажа фильма «Вызов», нюансах старта космической ракеты, о том, как проходили съемки на МКС, а также какие чувства и эмоции испытывали непрофессиональные космонавты в полете на МКС, на самой станции и при возвращении на Землю.
Во время съемок на МКС космонавты, которые там находились, – Петр Дубров, Олег Новицкий и Антон Шкаплеров – на 12 дней стали актерами. А Олегу Новицкому досталась одна из главных ролей – космонавта, к которому на помощь прилетела врач с Земли.
В фильм также вошли уникальные кадры, снятые самими космонавтами, и фрагменты видеоблога Антона Шкаплерова.
Режиссером «Вызова» стал Клим Шипенко. Вместе с исполнительницей главной роли Юлией Пересильд он отправился на МКС, чтобы снять часть сцен в космосе. Оба они прошли интенсивную предполетную подготовку, которая освещалась в реалити-проекте Первого канала «Вызов. Первые в космосе». Съемки начались 5 октября 2021 года с момента старта корабля «Союз МС-19» с космодрома Байконур.
Космонавты вместе с актрисой и режиссером провели на борту 12 суток.
По сюжету торакальный хирург Женя за месяц должна подготовиться к космическому полету и отправиться на МКС, чтобы спасти космонавта, проведя сложнейшую операцию в условиях невесомости, от которой зависят шансы космонавта вернуться на Землю живым.
Смотрите документальный фильм «Прими “Вызов”. Почувствуй силу!» 9 июня в 21:45 на Первом канале. Онлайн-эфир Первого канала можно смотреть бесплатно в хорошем качестве здесь.
Фото: Первый канал
Источник: tvmag.ru
Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям
Киноиндустрия в России переживает сложные времена после отмены голливудских фильмов — они приносили кинотеатрам до 80% дохода. В этих условиях от российских кинематографистов ждут как можно больше новых качественных картин — в мае 2022-го государство обещало выделить на поддержку индустрии 15 млрд рублей.
Но снять фильм — непростая задача, даже с хорошим бюджетом. Над производством должна слаженно работать целая команда, где у каждого — своя важная роль. Рассказываем об основных участниках съёмочной группы: чем они занимаются, что должны уметь, где учатся и сколько зарабатывают в России. Суммы гонораров сильно зависят от величины проекта, бюджета, жанра фильма и известности специалиста — но мы постарались привести ориентировочные цифры.
Алсу Гусманова
София Лазаева
Редактор Медиа Нетологии
Благодарим Альмиру Низамову, ассистента по актёрам, за помощь в подготовке материала.
Кто нужен для создания фильма
Над видеоконтентом — от рекламного ролика до большого художественного кино — работают в несколько этапов: препродакшен — подготовка к съёмкам, продакшен — съёмочный процесс и постпродакшен — подготовка к релизу.
Британский сценарист и продюсер Стивен Фоллоуз проанализировал, сколько специалистов работали над созданием фильмов, показанных на киноэкранах США с 2000 по 2019 год. Оказалось, на всех трёх этапах в одном проекте были задействованы в среднем 276 человек. Но количество участников кинопроизводства сильно зависит от бюджета и масштабов проекта и может варьироваться от нескольких десятков до сотен и тысяч.
Самый многочисленный состав съёмочной группы собирался во время производства фильмов от Marvel: 4,5 тысячи человек работали над картиной «Мстители: Война бесконечности», около 4 тысяч были задействованы в создании «Мстителей: Эра Альтрона» и 3,5 тысячи — в третьей части «Железного человека».
От бумажных афиш до VR: как кинокомпании продвигают фильмы
Что должен уметь: договариваться и расширять базу контактов, важно хорошо знать процесс кинопроизводства, разбираться в маркетинге и менеджменте, быть ответственным, организованным и уверенным.
Сколько зарабатывает: наш источник из крупной производственной компании сообщает, что продюсер может получить от 300 тысяч рублей за работу в документальном проекте. Гонорар зависит от специализации и уровня ответственности специалиста, а также жанра, масштаба и бюджета картины.
Где учится: в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения и РГИСИ.
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения профессии обучают на факультете экранных искусств. Можно выбрать свою специализацию: стать продюсером кино и телевидения или линейным продюсером. Учёба длится пять лет. Студенты получают знания в области авторского права, правовых отношений и документооборота, финансов, анализа и прогнозирования кинорынка, жанров кино и его истории.
В Российском государственном институте сценических искусств (РГИСИ) можно получить образование на продюсерском факультете. Учебный план состоит из гуманитарных, экономических и искусствоведческих дисциплин. Студенты изучают экономическую теорию и менеджмент, маркетинг, историю театра, литературы, изобразительного искусства, кино.
Режиссёр
Чем занимается: отвечает за творческую составляющую фильма, его действие и повествование, определяет сверхзадачу — ту идею, которую несёт картина.
Режиссёр интерпретирует сценарий, добавляя в фильм свой почерк и индивидуальность. Ставшие культовыми диалоги из картин Квентина Тарантино или визуальная композиция в фильмах Уэса Андерсона — те самые отличительные черты, которые режиссёры придают своим произведениям.
Альмира Низамова
Ассистент по актёрам
Часто в команде два вторых режиссёра — по планированию и по площадке. Первый занимается планированием до и во время съёмок, второй руководит площадкой в период продакшена.
Что должен уметь: находить общий язык со съёмочной группой, важно быть собранным, ответственным, внимательным к деталям, стрессоустойчивым.
Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Обычно съёмочная группа работает по сменам, в норме одна длится 12 часов.
Где учится: в Московской школе кино и «Индустрии».
В Московской школе кино программа обучения на второго режиссёра разбита на три блока: в первом расскажут о самой профессии, зоне ответственности специалиста, роли на съёмочной площадке, процессе кинопроизводства и так далее. Второй и третий блоки посвящены работе с разными департаментами на съёмках и практике. Курс длится два с половиной месяца.
Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия» предлагает пройти онлайн-курс по специальности. На второго режиссёра обучают полгода, программа включает в себя разработку проекта, читку сценария и составление плана бюджета, разбор типов проектов, периодов кинопроизводства, понимание прав и обязанностей второго режиссёра, состава съёмочной группы, работы с главным режиссёром и со всеми департаментами.
Скрипт-супервайзер
Чем занимается: следит за тем, чтобы режиссёр правильно передал задумку сценариста, и ведёт заметки по каждой отснятой сцене в соответствии со сценарием. Специалиста также называют помощником режиссёра по сценарию.
Скрипт-супервайзер разбивает сценарий на сегменты, создаёт раскадровки, определяет очерёдность съёмок по сценам, следит, чтобы смена декораций, костюмов и грима в кадре не противоречила хронологии событий, детали передавались точно, а сцены были логично связаны. В конце каждого съёмочного дня специалист готовит отчёт по количеству отснятых сцен, кадров и хронометражу.
Что должен уметь: разбираться в основах съёмки, монтажа и драматургии, важно быть очень внимательным, обладать хорошей памятью и широким кругозором.
Сколько зарабатывает: от 10 тысяч рублей за смену.
Где учится: на практике или в клубе Kino Caste.
Обычно скрипт-супервайзерами работают сценаристы или просто те, у кого большой опыт в режиссёрской команде.
Есть и профильные курсы, но их совсем мало. Например, освоить профессию можно в клубе Kino Caste. Преподаватели расскажут об общих принципах работы скрипт-супервайзера на всех этапах кинопроизводства, познакомят с должностными инструкциями, научат работе со сценарием, режиссёром и разными департаментами. Курс можно пройти онлайн или очно в Москве.
Помощник режиссёра
Чем занимается: работает с кинохлопушкой — доской с записями — и появляется в кадре, чтобы ей хлопнуть. Каждый хлопок обозначает дубль или кадр. Помощник режиссёра записывает на кинохлопушке номера сцен, кадров и дублей, чтобы на этапе постпродакшена монтажёры и звукорежиссёры смогли свести звук и изображение.
Ещё специалист помечает комментарии режиссёра по кадрам, ведёт монтажные листы, подсчитывает время сцены, чтобы сообщить о перехроне или недохроне.
В помощники режиссёра часто идут студенты кинокурсов, чтобы набраться опыта и познакомиться с процессом киносъёмки изнутри.
Что должен уметь: находить общий язык с разными людьми, быстро реагировать и быть внимательным.
Сколько зарабатывает: от 4 тысяч рублей за смену.
Где учится: в Международном центре кинопрофессий.
Международный центр кинопрофессий обучает помощников режиссёра два месяца. Программа включает в себя общий курс «Основы кинопроизводства», а также детальный разбор обязанностей помощника режиссёра, практикум по работе с хлопушкой-нумератором и практикум по заполнению монтажных листов.
Оператор-постановщик
Чем занимается: отвечает за воплощение замыслов режиссёра и сценариста в визуальные образы.
Оператор-постановщик придаёт кадрам художественность и нужное настроение с помощью ракурса, движения камеры, освещения, экспозиции, композиции и других параметров.
Что должен уметь: оператору важно быть внимательным, исполнительным и хорошо разбираться в камерах и сопутствующем оборудовании.
Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Гонорар оператора зависит от его мастерства, опыта и известности.
Бесплатный курс
Kино, музыка и фото: где и как найти себя
Узнать больше
- Узнаете, как устроена творческая индустрия
- Попробуете себя в разных профессиях — от сценариста до саунд-дизайнера
- Поймёте, в каком направлении хотите развиваться
Художник-постановщик
Чем занимается: работает в тесной связке с режиссёром, помогает реализовать художественные задумки, руководит художественно-декораторской службой, оформляет площадку, следит за тем, как работают визуальные элементы в сценах — декорации, фон, костюмы.
Художник-постановщик изучает сценарий и на его основе придумывает, как визуализировать его через предметы, затем создаёт эскизы и чертежи декораций, чтобы согласовать их с режиссёром.
Что должен уметь: работать руками и самостоятельно создавать элементы для декораций, также нужно обладать хорошо развитыми воображением и фантазией.
Сколько зарабатывает: от 300 тысяч рублей в месяц в Москве.
Где учится: в Московской школе кино и ГИТРе.
Художественной постановке обучают в Московской школе кино в течение двух лет, за которые студенты осваивают основной предмет, а также живопись, рисунок, основы эстетики и стилей, декораторское и бутафорское искусство, макетирование, основы цветоведения.
В ГИТРе дадут знания по части мастерства художника кино и телевидения, рисунка, живописи, композиции и перспективы, технологии материалов, компьютерной графики и визуальных эффектов, основ драматургии и кинотелепроизводства.
Художник по гриму
Чем занимается: продумывает, как с помощью грима перевоплотить актёра в персонажа, которого тот играет, — в человека или даже фантастическое существо, а также контролирует работу гримёров.
Грим может изменить практически что угодно: возраст, черты лица, пропорции тела и так далее.
Альмира Низамова
Ассистент по актёрам
Художники по гриму вместе с художниками постановщиками и режиссёром продумывают образ персонажа в соответствии с его характером, образом жизни и всеми известными о нём особенностями. То есть их задача — не просто одеть актёра в костюм и поработать кисточками, а именно придумать концепцию его образа.
Что должен уметь: работать с разными материалами, которые дополняют облик актёра или помогают создать ему новую личность, также нужно владеть всеми тонкостями гримёрного искусства.
Сколько зарабатывает: от 130 тысяч рублей в месяц.
Где учится: в ГИТИСе и Школе художников гримёров-бутафоров.
Российский институт театрального искусства (ГИТИС) предлагает выучиться на художника по гриму за пять с половиной лет. Преподаватели кафедры ведут занятия по истории грима, основам искусства театрального грима, сценическому гриму различных жанров.
Школа художников гримёров-бутафоров предлагает разные курсы, где можно узнать, как с помощью грима создавать ожоги, ранения, морщины и так далее.
Художник по костюмам
Чем занимается: руководит командой костюмеров, подбирает одежду для героев, разрабатывает эскизы, зарисовки костюмов с учётом эпохи и характеров персонажей. При этом важна каждая деталь образа, через которую можно передать настроение.
Что должен уметь: кроме таланта перевоплощаться, иногда актёрам нужны дополнительные навыки. Для некоторых ролей требуется, например, уметь петь, танцевать или управлять истребителем, как это делает Том Круз в «Топ Ган: Мэверик»:
Что должен уметь: мастерски разбираться в разных типах осветительных приборов и правильно применять их во время съёмок.
Сколько зарабатывает: от 21 тысячи рублей за смену.
Где учится: в Театральном художественно-техническом колледже, как и осветитель.
Театральный художественно-технический колледж принимает студентов на специальность «светорежиссура». Будущих гаферов и осветителей будут учить основам электротехники, режиссуры, сценографии, светотехники, цветоведения, прирезки и макетирования, психофизиологии зрительного восприятия, работе с системами энергоснабжения, источниками света и светотехническим оборудованием.
Осветитель
Чем занимается: подключает, монтирует, упаковывает и транспортирует световое оборудование, а также проверяет, все ли кабели и лампы исправны и так далее.
Что должен уметь: починить прибор, вышедший из строя, и быстро настроить аппаратуру, осветителю также важно иметь хорошую физическую подготовку и быструю реакцию, быть выносливым, дисциплинированным и исполнительным.
Сколько зарабатывает: от 13 тысяч рублей за смену.
Резюмируем
Над созданием фильма трудится большая съёмочная группа. Её состав зависит от бюджета картины: это может быть и несколько сотен, и пару десятков специалистов. Их задачи сильно связаны друг с другом, и итоговый результат зависит от профессионализма и ответственности каждого члена команды.
Съёмочный процесс бывает затяжным и нелёгким, проходит в разных погодных условиях, и участникам кинопроизводства часто приходится работать по ненормированному графику. Но если на одной площадке собирается сильная, профессиональная команда, результат точно того стоит.
Читать также
Социальная повестка в продвижении сериала «The Тёлки»: как вызвать тот самый отклик у аудитории
Кто такой режиссёр видеомонтажа, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Алсу Гусманова
Источник: netology.ru