Новая экономическая политика «Нурлы Жол — путь в будущее».
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г.
Думаю, что фраза Президента «У нас нет времени на раскачку», прозвучавшая в Послании «Нурлы Жол» определяет деловитость, конструктивность подходов лидера нации к решению современных задач, стоящих перед казахстанским обществом с учетом новых геополитических вызовов. Для всех нас в новом Послании вижу главный посыл — не расслабляться!
Казалось бы, чисто экономический контекст Послания, по сути, затрагивает насущные социальные проблемы миллионов граждан страны, как сегодняшнего поколения, так и будущего. В этом главный смысл новаторских идей Президента относительно масштабных инфраструктурных проектов. Реализация реформ в отраслях, обеспечивающих мультипликативный эффект объясняет название Послания Путь в будущее!
Системообразующая идея «Нұрлы Жол» — создание высокоразвитой инфраструктуры, в центре которой столица Казахстана — Астана. Это даст возможность направить импульсы развития во все регионы страны и открыть новые возможности для социально-экономического роста регионов.
Нурлы Жол – Путь в будущее
Остановимся на основных направлениях Послания Главы Государства.
Социальное обеспечение граждан
Новая экономическая политика Казахстана «Нұрлы Жол» даст импульс строительству социального арендного жилья, которое будет предоставляться напрямую, без посредников и под максимально низкие проценты в долгосрочную аренду с правом выкупа.
Это позволит снизить стоимость жилья. А отсутствие первоначального взноса и низкие проценты за ипотеку сделают жилье более доступным для широких слоев казахстанцев.
С 1 января 2015 года началось строительство арендного жилья по новой программе.
Главным заявлением Главы государства в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – Путь в будущее» для нас всех является то, что все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объёме.
Образование и наука
В Послании Главой государства отмечено, что проблемы аварийных школ и трёхсменного обучения должны быть решены, согласно Предвыборной платформе к 2017 году.
Кроме того, поставлена задача интеграции бизнеса с университетами, формирования исследовательских вузов, ориентированных на инновационный процесс и реальное внедрение научных достижений в практику.
А если говорить просто – это подготовка кадров, в которых нуждается бизнес. Закончил учебу и сразу получил работу.
Поддержка и развитие села
Президент отметил, что программа развития сельского хозяйства будет продолжена.
В свете этого, 18 января 2014 года Парламентом принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам АПК», согласно которому, вводятся такие нормы как:
1) возмещение части расходов, понесенных субъектами АПК при инвестиционных вложениях;
2) гарантирование и страхование займов сельхоз товаропроизводителей перед финансовыми институтами;
Брифинг. Реализация программы «Нурлы жол»
3) введение новых форм поддержки сельских жителей в виде бесплатной выдачи изделий и атрибутов для проведения идентификации животных, безвозмездной выдачи ветеринарных справок и паспортов;
4) возмещение стоимости обезвреженных животных, представляющих опасность для здоровья других животных и человека и т.д.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Глава государства дал поручение проработать вопрос строительства в регионах новых индустриальных зон, нацеленных на развитие производств малого и среднего бизнеса и привлечение дополнительных инвестиций.
В соответствии с Предвыборной платформой партии принимаются меры по улучшению условий ведения бизнеса.
Принят Закон «О разрешениях и уведомлениях». До конца года завершится перевод всех разрешений в электронный формат. С 2011 года количество разрешений сократилось почти вдвое — с 1390 до 708. Работа в этом направлении продолжается.
Развивается микрокредитование в сельской местности. На сегодняшний день 36,5 тыс. жителей села получили кредиты, 25 тыс. из которых начали свое дело.
В итоге, в сельской местности было создано 29 тыс. дополнительных рабочих мест.
Занятость и доходы населения
Глава государства в своем Послании отметил, что выделенные на поддержку и кредитование малого и среднего бизнеса средства, которые позволили создать 4,5 тысячи рабочих мест, полностью освоены.
И эта работа будет продолжена. Созданию дополнительных рабочих мест будет способствовать строительство комплекса ЭКСПО-2017.
Только за счёт строительства дорог будут созданы 200 тысяч новых рабочих мест.
Инновационная экономика
В Послании Глава государства озвучил основные направления Новой экономической политики, стержнем которой станет развитие инфраструктуры: «… ресурсы … будут направлены на дальнейшее преобразование нашей экономики, а именно на развитие транспортной, энергетической, индустриальной, социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса.»
Для модернизации инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения Правительство будет привлекать институты развития и частных инвесторов для реализации инвестиционных проектов, а для недопущения значительного увеличения роста тарифов, софинансировать такие проекты из госбюджета.
Уже начато строительство высоковольтной линии «Экибастуз-Семей-Усть-Каменогорск».
Кроме того, в Предвыборной платформе партии поставлены задачи по увеличению числа международных воздушных сообщений, строительству новых железных дорог, увеличению доли дорог республиканского значения, находящихся в хорошем состоянии. По строительству железных дорог показатель выполнен досрочно, остальные задачи последовательно достигаются.
Молодежная политика
Президент Н. Назарбаев поставил важнейшую задачу формирования интеллектуальной нации как залога успешной конкурентоспособности Казахстана.
Для достижения этой цели принята программа «Болашак», открыты Интеллектуальные школы, прекрасный Назарбаев Университет в Астане, Международный университет информационных технологий в Алматы, инновационные кластеры и многое другое.
Следует отметить, что высшие учебные заведения Казахстана, такие как Назарбаев Университет, уверенно стремятся в число элитных учебных заведений мира, а среднее образование, в том числе Назарбаев Интеллектуальные школы, по праву являются источником национальной гордости.
В настоящее время на рассмотрении в Парламенте находится законопроект «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», который уже принят в первом чтении.
Основными задачами законопроекта являются создание правового поля для функционирования субъектов государственной молодёжной политики, создание механизмов для эффективной работы с молодёжью, расширение прав молодежи.
В целях решения социальных проблем по содействию в трудоустройстве молодежи, предлагается внести дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан, в части:
исключения при приеме на работу испытательного срока для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
определения срока заключения трудового договора не менее 2-х лет с молодым специалистом, впервые поступившим на работу.
Глава государства уверен, что, образованное поколение – будущее страны. Именно оно будет решать стратегические задачи очередных трех десятилетий независимости: войти в число 30 наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира, создать «умную» экономику и завоевать для Казахстана статус мирового центра инноваций.
Казахстан не боится вызовов будущего, не отгораживается от глобального мира. Напротив, страна строит открытое общество, устремленное в будущее.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 8812 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Государственная программа «Нурлы Жол» — новая политика руководства страны.
С 1 января 2015 года в Казахстане уже объявлен старт новой президентской социальной линии под названием «Нурлы Жол» или «Светлый путь».
В рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на Министерство по инвестициям и развитию РК возложена реализация следующих направлений:
1. Создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Развитие автомобильных дорог.
3. Развитие железнодорожного сектора и логистики.
4. Развитие индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры туризма.
По указу Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева государство будет способствовать строительству недорогого арендного жилья, и передавать его жителям на длительную аренду с возможностью выкупить. Сдавать квартиры будут по самым низким ценам рынка недвижимости: однокомнатные по 33 тыс. тенге в месяц, за двухкомнатную — 55 тыс. тенге, а трехкомнатную — за 70 тыс. тенге. Ответственность за организацию внедрения программы в жизнь взяла на себя Казахстанская Ипотечная Компания (КИК). Жильё в рамках программы предоставляется без начального взноса под минимальные проценты по ипотеке (предполагается, что ставка будет в размере 1-2 %). Вся реализация недвижимости будет идти напрямую, без посредников и нацелена в первую очередь на тех, кто в ней действительно нуждается.
«100 шагов» — это план по реализации пяти реформ, которые Нурсултан Назарбаев объявил своей предвыборной платформой на президентских выборах. «100 конкретных шагов» — это четкая реализация фронтальных задач, раскрывающих колоссальный потенциал развития Казахстана
По словам Назарбаева, эти реформы — казахстанский ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях. Назарбаев назвал этот план реформ — «Планом нации», осуществление которого должно стать задачей «номер один» на предстоящие 10-15 лет. Как заявил глава Сбербанка Герман Греф, «это потрясающая программа на пути к эффективному государству». Это нестандартный план, который содержит 100 детальных и практических решений, закладывающих основы дальнейшего вектора поэтапной модернизации государства, экономики и общества. Пять институциональных реформ жизненно необходимы Казахстану, чтобы создавать и воспроизводить конкурентные преимущества нашей страны на глобальном уровне.
15 шагов направлены на кардинальное повышение профессионализма государственного аппарата. 19 шагов — это эффективные действия по модернизации судебной системы и работы правоохранительных органов.
50 шагов — это четкие и точные решения, стимулирующие новый высокотехнологичный экономический рост и развитие человеческого капитала, строго ориентированные на улучшение качества жизни казахстанцев. 6 шагов — это полновесные меры, предполагающие укрепление общеказахстанской идентичности, единства общества, развитие системы ценностей «М??гілік Ел».
10 шагов обеспечивают совершенствование механизмов работы «Открытого Правительства», прозрачности и подотчетности госорганов, усиления общественного контроля и расширения гражданского участия. Эти конкретные 100 шагов отражают чаяния народа. Они в интересах народа и каждого казахстанца. 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, обеспечат Казахстану долгосрочный рост во всех сферах. Эффективная реализация Плана нации требует активного взаимодействия государственных органов, экспертного сообщества и гражданского сектора.
Все годы нахождения у власти Н. А. Назарбаев поднимает важные и актуальные проблемы, затрагивающие как постсоветское пространство, так и евразийский континент в целом.
Так в одном из президентских посланий, а именно, «Новый Казахстан в новом мире», которое было озвучено 28 февраля 2007 года в Астане на совместном заседании палат Парламента, Н. Назарбаевым была высказана идея создания Евразийского экономического союза государств, который должен стать выгодным объединением для его участников.
Одним из шагов в этом направлении могло бы стать введение общей валюты. Так Н. Назарбаев несколько лет назад предложил создать в рамках ЕврАзЭС общую денежную единицу. Назвать ее он предложил «евразом» или «евразией». Президент Казахстана отметил, что «евраз» будет представлять собой «наднациональную расчетно-платежную безналичную единицу».
Ей смогут пользоваться для расчетов, как государственные субъекты, так и юридические и физические лица в странах сообщества. Напомню, что в ЕврАзЭС входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Я считаю, что нужно прорабатывать все возможные пути в этом начинании, поскольку проблема довольно сложная. Ведь сколько лет уже идёт согласование о введении единой валюты России и Белоруссии.
Очень важную роль сыграл Н. Назарбаев в образовании Таможенного Союза между тремя государствами — Россией, Казахстаном и Белоруссией. Так, ещё при подписании основных документов по Таможенному Союзу, в его выступлении говорилось о том, что только одно соглашение по выравниванию железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между нашими странами на 30 процентов. Как показывают расчеты экспертов, в дальнейшем беспошлинный оборот товаров и рост грузопотоков, будут увеличиваться в геометрической прогрессии.
А на съезде партии «Нур Отан» 15 мая 2009 года в Астане Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил надежду на то, что в 2010 году таможенный союз, создаваемый Казахстаном, Россией и Белоруссией, начнет свою работу. «На выходе» сейчас находится таможенный союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией — это первая важнейшая интеграционная «ласточка». Я надеюсь, что мы завершим эту работу в следующем году», — сказал Н. Назарбаев. «Для индустриализации наших стран нам надо раскрывать свои собственные рынки, а не рассчитывать на других. Такая кооперация выгодна всем государствам», — подчеркнул президент Казахстана. Практически так и получилось. Таможенный союз начал свою работу с 1 января 2011 года.
Большой вклад Н. Назарбаев внёс и продолжает вносить в развитие Шанхайской Организации Сотрудничества. Так ещё осенью 2005 года президент Казахстана, в связи с открытием секретариата ШОС направил письмо Исполнительному секретарю ШОС Чжан Дэгуану. В нём он в частности отметил, что Казахстан придает огромное значение Шанхайской организации сотрудничества. Он указал, что скорейшее становление ШОС в качестве авторитетной международной организации является одним из приоритетных стратегических направлений внешней политики Республики Казахстан. Активная созидательная работа всех государств-членов организации станет весомым фактором в обеспечении региональной и глобальной безопасности, в динамичном развитии многостороннего торгово-экономического сотрудничества.
Он также отметил, что одной из перспективных задач ШОС будет расширение деловых поступательных контактов со специализированными комитетами ООН, с другими региональными и субрегиональными организациями. Шанхайская организация сотрудничества уже представлена на заседании Контртеррористического Комитета ООН, имеются контакты с АСЕАН и ОБСЕ. Начало работы Секретариата ШОС, по его словам, создало благоприятные условия для формирования новой системы регионального сотрудничества и тесного взаимодействия государств региона на основе равноправия и взаимной заинтересованности.
А на юбилейном саммите ШОС в Шанхае, а середине июня 2006 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев присутствовал всё время рядом с руководителями Китая и России Ху Цзиньтао и президентом России В. В. Путиным, а это дает повод напрямую ассоциировать Казахстан с новым «центром силы» в лице ШОС. По словам Президента Республики, Казахстан готов «активно участвовать в экономических проектах ШОС, в том числе и путем их финансирования на взаимовыгодных условиях»[4]. Упоминались, прежде всего, совместные проекты в области торгово-экономического, инвестиционного, энергетического и транспортного сотрудничества. Что касается непосредственно Центрально-азиатского региона, то здесь Казахстан давно признан «локомотивом» ШОС и это автоматически повышает его статус.
За короткий период Казахстан прошел путь, равный столетиям. Принята Конституция страны, введена национальная валюта и другие атрибуты суверенного государства, в том числе, такие как Флаг, Герб и Гимн. Создан мощный оплот независимости — Вооруженные силы. По всем периметрам страны законодательно оформлена государственная граница с соседними дружественными государствами.
Институт сильной президентской власти обеспечивает политическую стабильность и устойчивое экономическое развитие нашей страны. В Казахстане создана весьма эффективная и оптимальная модель административно-государственного управления. Выстроена четкая вертикаль государственной власти. Это ответственное компактное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, исполнительные структуры самоуправления в регионах. Все это в комплексе составляет единый системный государственный механизм власти.
В стране сформировалась национальная деловая управленческая элита, которая работает в условиях развития демократического, гражданского, правового общества.
Благодаря титаническим усилиям Президента укрепился международный авторитет нашей страны. Казахстан на современном этапе имеет статус крупной региональной державы на евразийском пространстве, играет активную роль в системе международных отношений и занял достойное место на политической карте мира. Наше государство представлено в ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ШОС, ЮНЕСКО, МВФ и многих других авторитетных международных организациях.
Сегодня Казахстан в фокусе и в центре внимания международных политиков, экспертов, политологов, культурологов, журналистов, ученых, стал для них уникальной моделью — эталоном мира и согласия. И не только.
Нурсултан Назарбаев, как отмечают зарубежные аналитики и видные политические и экономические деятели, — большой стратег международного масштаба, чутко и прозорливо угадывающий вызовы времени. Свидетельством тому последнее Послание Главы нашего государства своему народу «Н?рлы жол — путь в будущее».
В нем Нурсултан Назарбаев говорит: «Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы».
Личность Нурсултана Назарбаева сопоставима с такими крупными историческими деятелями прошлого и современности, как Акбар в Индии, Петр Первый в России, Джордж Вашингтон в США, Шарль Де Голь во Франции, Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, Маргарет Тэтчер в Великобритании, Дэн Сяопин в Китае, Ли Куан Ю в Сингапуре.
Нурсултан Назарбаев продолжает политику и традиции наших великих предков, таких как султаны Керей и Жанибек, основавших первое независимое Казахское ханство в 1465 году, и, более всего, — крупного государственного деятеля Казахстана XVIII века Абылай-хана, укрепившего традиционную ханскую власть и казахскую государственность. Этих великих исторических деятелей прошлого и современного мира с Нурсултаном Назарбаевым объединяет глубокая любовь к Родине, Казахстану, к своему народу. И огромное желание вывести свою страну вперед.
Нурсултан Назарбаев — главный стратег и архитектор интеграционных процессов на евразийском пространстве. Свидетельством чего является создание по его инициативе Таможенного союза и ЕЭП Казахстана, России, Беларуси и запуск с января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Казахстан сегодня — экономический локомотив Содружества и нового формирующегося ЕАЭС, лидер Евразии и Центральной Азии, динамично развивающаяся региональная держава. Уникальным и стратегическим проектом нашего Лидера нации является программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года: вводятся в строй новые объекты, промышленные предприятия, проводится ремонт дорог, школ, больниц, благоустройство и озеленение городов и сел, создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Все это является основой ускоренного социально-экономического развития нашей страны.
Следует отметить, что Нурсултан Назарбаев за время независимости нашей страны во всех сферах возродил дух нашего народа, его сознание, мышление, нравственные и духовные ценности, традиции, его культурно-историческое наследие. По инициативе Главы государства развивается диалог традиционных религий, цивилизаций и культур в Казахстане и мире.
Главой государства Нурсултаном Назарбаевым была принята уникальная долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050», ставшая своеобразным компасом, который указывает нашей стране дальнейший путь успешного развития.
Историческая заслуга Нурсултана Назарбаева состоит в том, что Казахстан сегодня — это современное состоявшееся общепризнанное государство в мире с динамично развивающейся рыночной экономикой, с крупным экономическим, промышленным, научным, культурным потенциалом и новыми инновационными технологиями. Стало абсолютной аксиомой и синонимом в мире триединство: «Казахстан, Астана и Нурсултан Назарбаев».
Нурсултан Назарбаев — человек-эпоха. Самое главное достоинство и кредо Главы государства заключается в его профессиональной способности и виртуозном умении доводить до логического завершения фундаментальные базовые реформы и преобразования. Президент обладает уникальным качеством политика: уметь слушать собеседника и впитывать все новое, что есть в мире, и в то же время доводить свою точку зрения и взгляд до каждого гражданина и человека.
Для граждан Казахстана очевидна вся масштабность и глубина личности и многогранной деятельности Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева как великого реформатора и политического лидера современности. Он по праву вошел в историю Казахстана и мира как наиболее авторитетный и гениальный государственный деятель мирового уровня и крупный ученый-мыслитель XXI века.
«Мы все свидетели того, как благодаря Вашей мудрой и дальновидной политике Казахстан превратился в цветущий оазис своего региона и, день ото дня, повышает свой авторитет на международной арене», — так выразил свою радость по поводу переизбрания Н. Назарбаева на пост Президента Казахстана Президент Турции Абдуллах Гюль.
«Оценивая значимость покоренных нами высот, достигнутых нами вершин, чтя и славя предшествующий путь народа, мы одновременно закладываем основы будущего. Это движение — сегодняшняя сущность народа, находящегося на подъеме, это стезя страны, уверенно торящей дорогу в будущее, это политика государства, стремящегося донести свои идеалы и устремления до великих высот человеческой цивилизации.
Остались позади первые годы становления молодого государства, определившего своими целями демократическое развитие и экономическую независимость, неукоснительно следующего положениям нашего Основного Закона. И, оглядываясь в прошлое, мы, словно путники, верно выбравшие дорогу, благодарим судьбу.
И говоря обо всем этом как о примере и образце развития, а иногда оценивая в виде уроков истории, мы с радостью осознаем, что фундамент нашей независимости становится незыблемым. Это для нас очень важно».
Из Доклада Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвящённом двенадцатой годовщине независимости Республики Казахстан. г. Астана, 13 декабря 2003 г.
Источник: studbooks.net
Казахстан подводит итоги реализации госпрограммы «Нурлы жол» за пять лет
В 2020 году Казахстан приступил к реализации следующей пятилетки Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» (Светлый путь). Напомним, Государственная программа инфраструктурного развития была утверждена в апреле 2015 года Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Целью программы была обозначена интеграция макрорегионов страны путем выстраивания эффективной инфраструктуры.
Информацию о том, как изменилась дорожная инфраструктура республики, а также каков в целом эффект от реализации программы, сообщает Kazpravda.kz со ссылкой на Primeminister.kz.
Отмечается, что программа «Нурлы жол» стала одним из ключевых драйверов национальной экономики. Вместе с появлением современных и качественных автомагистралей были созданы новые рабочие места, увеличились транзитные грузопотоки, была улучшена социальная инфраструктура. За пять лет реализации стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны. По данным Министерства национальной экономики, за время реализации Госпрограммы рост экономики обеспечен на уровне 16%.
Редакция портала «Каспийский вестник» изучила материалы казахстанских СМИ в их каспийском ракурсе.
Следует отметить, что по итогам реализации Госпрограммы построено и реконструировано порядка 3 тыс. км автодорог республиканского значения, в том числе и в прикаспийских регионах (Атырауская и Мангистауская области), в том числе Актобе – Атырау – Астрахань – 42 км, Бейнеу – Актау – 382 км, Жетыбай – Жанаозен – 73 км, Бейнеу – Акжигит – 85 км.
В сфере морского транспорта в рамках госпрограммы «Нурлы жол» в 2015-2019 годы построены три новых сухогрузных терминала в порту Актау мощностью 3 млн тонн. Реализация проекта позволила увеличить возможности перевалки грузов через морской порт Актау до 20,7 млн тонн в год за счет строительства зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год, а также двух терминалов для генеральных грузов и контейнеров мощностью 1,5 млн тонн в год.
В целях развития мультимодальных перевозок в рамках госпрограммы построен многофункциональный паромный комплекс в порту Курык мощностью 6 млн тонн. В результате пропускная способность морских портов Казахстана увеличена до 27 млн тонн.
По сравнению с 2014 годом на сегодняшний день практически в 3 раза выросли объемы транспортировки через морские порты Актау и Курык сухих и паромных грузов.
С начала операционной деятельности порт Курык обеспечил перевалку более 4,8 млн тонн паромных грузов.
В целях ускорения процесса обработки паромных грузов в порту организована работа контролирующих органов (таможенные и пограничные органы контроля, СЭС) по принципу «одного окна», что позволяет обрабатывать паромные суда в течение 2-2,5 часов.
Также в рамках морских перевозок между портами Курык – Баку осуществляется предварительный обмен электронной информацией о судах и грузах.
За 2019 год через морские порты Актау и Курык перевалено порядка 6 млн тонн грузов, из них: 2,2 млн тонн нефти, 2,5 млн тонн сухих грузов и 1,4 млн тонн паромных грузов.
За I квартал текущего года через морские порты Актау и Курык перевезено более 1,6 млн тонн грузов, что на 2% ниже аналогичного периода прошлого.
Также с начала года через морские порты транспортировано порядка 6 400 контейнеров, из них более 50% были перевезены по фидерной линии Актау – Баку и далее по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
Доля в общем объеме грузооборота на Каспийском море увеличена с 21% до 38%.
В целях дальнейшего развития морского транспорта казахстанский торговый флот пополнился 4 сухогрузами грузоподъемностью по 5 и 7 тыс. тонн. Это положительно сказывается в целом на росте перевозок на морском транспорте.
При этом в настоящее время развивается сервис и совершенствуется технология работы по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Так, в апреле текущего года для повышения эффективности и сокращения оборота фитинговых платформ, используемых на маршруте через порт Актау, начаты контейнерные перевозки фидерными судами на маршруте Актау – Баку – Актау.
Как отмечают в МИИР РК, вышеуказанные мероприятия в совокупности с ранее проведенным развитием портовой инфраструктуры позволили усилить интеграцию морской портовой инфраструктуры на Каспии – Западных ворот страны – в сеть международных транспортных коридоров.
В сфере железнодорожной инфраструктуры на сегодняшний день практически завершено формирование оптимальной железнодорожной сети с акцентом на оптимизацию маршрутов внутриреспубликанских перевозок путем создания прямых сообщений между регионами, а также на повышение привлекательности казахстанских маршрутов для транзитных грузоотправителей.
В рамках программы «Нурлы жол» в 2016 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия «Боржакты – Ерсай» протяженностью 14 км, которая соединила паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью.
Цели и задачи второй пятилетки программы
31 декабря 2019 года Постановлением Правительства РК была утверждена Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.
Программа направлена на создание транспортной инфраструктуры, которая будет комфортной и доступной для населения, повысит мобильность, производительность труда и качество жизни.
В рамках программы до 2025 года планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге (свыше 1трлн рублей).
Основные задачи в рамках Госпрограммы «Нурлы жол» на 2020-2025 годы:
- строительство и реконструкция 10 тыс. км автодорог (в том числе 3,8 тыс. км переходящих проектов), а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети;
- доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100%, а протяженность дорог I и II технической категории увеличится до 60%;
- ремонт более 27 тыс. км дорог областного и районного значения и доведение доли в хорошем и удовлетворительном состоянии до 95%;
- модернизация участка Достык – Мойынты и электрификация участка Мойынты – Актогай;
- приобретение 600 новых пассажирских вагонов;
- строительство 16 аэродромов;
- приобретение 48 единиц судов, в том числе 6 торгового флота и проведение капитального ремонта шлюзов.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Ещё
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне)
Источник: casp-geo.ru
Программа “Нурлы жол”
Формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана, а также реализация антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках.
*Основание для разработки данной программы:
Пункт 4 Общенационального плана по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол — путь в будущее»
*Орган государства,который ответственен перед | разработкой данной |
программы: |
Министерство национальной экономики республики Казахстан *Государственные органы ответственные за реализацию программы:
Центральные и местные государственные органы
Задачи “Нурлы жол”
*Создание эффктивной транспортно-логистической системы инфраструктуры по “лучевому”принципу *Развитие индустриальной инфраструктуры и туристской инфраструктуры *Укрепление энергетической инфраструктуры в рамках Единой электроэнергетической системы * Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства
* Повышение доступности жилья для граждан
*Развитие инфраструктуры сферы образования
*Повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства
*Поддержка отечественного машиностроения
*Поддержка экспорта
*Повышение конкурентоспособности субъектов АПК *Обеспечение инфраструктурой проектов Дорожной карты бизнеса — 2020 *Обеспечение безопасности качества продукции через развитие лабораторных баз *Обеспечение изученности территории Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов
Общие расходы за счет Национального фонда Республики Казахстан составят:
В 2015 году — 796 млрд. тенге; в 2016 году — 379 млрд. тенге; в 2017 году — в эквиваленте до 3 млрд. долларов США. Индикативный объем с финансирования за счет средств международных финансовых институтов составит порядка 8,97 млрд. долларов США. Финансирование за счет собственных средств национальных компаний и институтов развития составит 241,4 млрд. тенге, в том числе: в 2015 году — 32,8 млрд. тенге; в 2016 году — 59,2 млрд. тенге; в 2017 году — 63,9 млрд. тенге; в 2018 году — 50,5 млрд. тенге;
«Важное значение имеет завершение строительства казах-
-станского участка международ- -ного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Это действительно народная стройка века. Где еще за три года было построено 2700 км. качественной Проект «Астана- Алматы» автомобильной дороги? Мы должны в следующем году эту работу закончить» Автотранспортные проекты «Нурлы жол» Проект «Астана-Алматы» Проект «Астана-Усть- Каменогорск» Проект «Астана-Актобе-Атырау- Актау» Проект «Уральск-Каменка» Проект «Астана-Петропавловск»
Автотранспортные проекты «Нурлы жол»
Проект «Астана –Алматы» Проект «Астана-Усть-Каменогорск» Проект «Астана-Актобе-Атырау-Актау» Проект «Уральск-Каменка-гр. РФ» Проект «Астана-Петропавловск»
В рамках данного проекта реализуется реконструкция автодороги от Астаны до Алматы по существующему маршруту через города Темиртау, Караганды, Балхаш и Капшагай общей протяженностью 1 282 км. Реализация данного проекта начата в 2010 году. Коридор соединит Астану с Усть- Каменогорском через города Павлодар, Семей, Калбатау.
Проект «Астана-Усть- Каменогорск», протяженность которого составляет 1016 км. Одним из масштабных проектов, реализация которых предусмотрена программой «Нурлы жол», является проект Центр-Запад, маршрут которого пролегает через города Астана- Актобе-Атырау-Актау Общая протяженность данного проекта составляет 100 км.
В дальнейшей перспективе дорога будет отнесена к II категории с 2-х полосным движением. Протяженность маршрута «Кокшетау — Петропавловск — гр.РФ» составляет 248 км. По участку «гр. Акмолинской обл — Петропавловск, включая обход г.Петропавловск», работы ведутся на 5 участках общей протяженностью 117 км.
50% всех квартир в рамках реализации «Нурлы Жол» будет предоставлено молодым казахстанцам
Половину всего арендного жилья по линии «КИК» получат молодые семьи. Программа в первую очередь, исходя из послания главы государства, ориентирована на молодое население. 50% всех квартир получат молодые семьи. При этом очень важно отметить, что все жилье будет распределяться только среди очередников.
То есть они берут и формируют списки претендентов на эту программу только из тех лиц, которые по состоянию на 11 ноября находились в очередях в рамках местных исполнительных органов, то есть зафикисировались как граждане, требующие улучшения своих жилищных условий или не имеющие абсолютно жилья. Другая половина квартир будет предоставляться социально уязвимым категориям, но также только тем, которые состоят в очередях местных исполнительных органов. Другие категории включают в себя многодетные, неполные семьи, детей-сирот, социальных работников, то есть работников сферы образования, здравоохранения, государственных служащих.
Важно отметить, что государственная программа инфраструктурного
развития «Нурлы жол», реализуемая в стране, весьма удачно и гармонично вписывается в План нации — «100 конкретных шагов», и по факту является двигателем всей отечественной экономики. «Нурлы жол» — ориентирована на развитие транспортно-логистической, индустриальной, энергетической инфраструктуры, модернизацию коммунальной инфраструктуры, строительство жилья. Таким образом, исходя из озвученных цифр, можно делать выводы о том, что реализуемые в стране программы, в частности «Нурлы жол» становятся реальным руководством к действию для многих
Источник: studfile.net
Алексей Чекрыжов: «Нурлы Жол» — потенциальные трудности реализации
В ноябре 2014 года Нурсултаном Назарбаевым была анонсирована государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол». Старт госпрограммы состоялся в январе 2015 года, и уже сегодня заметны ее плоды. Инициативы правительства двухгодичной давности уже тогда во многом имели упреждающий антикризисный характер. Сегодня относительно стабильное положение экономики Казахстана объясняется не только выравниванием мировых цен на энергоресурсы, но и своевременными реформами и госпрограммами, среди которых «Нурлы Жол» стоит особняком.
Тем не менее, несмотря на бесспорную эффективность норм этой программы, правительство Казахстана сталкивается с рядом барьеров ее исполнения. Справедливо будет утверждать, что и в «Нурлы Жол» существуют некоторые уязвимости, которые пусть и не критичны, но могут замедлить процессы реализации новой экономической политики. При этом главным рисковым фактором остается административный барьер, а точнее – соотношение задач правительства и возможностей исполнения поручений на местах.
На этой неделе премьер-министр Казахстана Карим Масимов провел совещание, посвященное ходу программы. В результате встречи чиновников были выявлены своевременно реализуемые и отстающие в графике исполнения мероприятия «Нурлы Жол». К примеру, по данным министра национальной экономики Марата Кусаинова, выделенные на развитие автодорожной отрасли средства (59,2 млрд. тенге) были освоены полностью. В то же время, на заседании правительства отметили, что существуют позиции, по которым выделенные средства не были израсходованы в полном объеме. По словам глав министерств, проблемы наблюдаются в шести областях Республики, где ожидается отставания от плана реализации программы.
Однако эти трудности связаны с соотношением разных административных уровней власти, и небольшие задержки в исполнении программы и освоении средств, конечно, не представляют опасности. В то же время, существуют и другие риски, особенно учитывая инфраструктурный характер госпрограммы. Дело в том, что сроки окупаемости масштабного инфраструктурного строительства, а значит и форсирования мультипликативного эффекта, потенциально, могут возрасти.
Если возведение общественно-значимых объектов, в числе которых школы, больницы и другие сооружения отвечает потребностям, соответственно, социального сектора, то дорожное строительство ведется, прежде всего, для оздоровления и диверсификации экономики Казахстана. При этом с формированием широкой автодорожной и железнодорожной магистральных сетей правительство справляется наиболее успешно. Однако здесь существуют угрозы того, что транспортно-логистические мощности могут быть использованы далеко не в полную силу. Аналогию можно провести с объектами программы форсированного индустриально-инновационного развития, некоторые из которых простаивают, несмотря на полную готовность к работе.
С другой стороны, власти Казахстана предпринимают активные меры для обеспечения востребованности новых транспортных сетей. Прежде всего, к дорожным магистралям Республики подключаются крупнейшие соседи страны – Китай и Россия. Эти два государства являются одним из базисов раскрытия транзитного потенциала Казахстана, на что и направлена «Нурлы Жол».
Китай здесь интересен с позиции реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути, а Россия – как один из партнеров в рамках общего экономического пространства ЕАЭС. Нельзя не отметить, что здесь Астана зависит от «компаньонов», в связи с чем со стороны Казахстана можно часто слышать адресованные соседям призывы ускорить стыковки транспортных сетей. Таким образом, на степень загруженности транспортной инфраструктуры Республики влияют Китай и Россия. Однако эти риски в скором времени также должны быть нивелированы с учетом заинтересованности соседей в транзитных возможностях Казахстана.
Геополитический центр «Берлек-Единство»
Источник: berlek-nkp.com