Программа nuendo как пользоваться

Начнем знакомство с Nuendo с базовых настроек программы.

Взаимодействие с аудиооборудованием программа осуществляет через программный интерфейс ASIO (Audio Stream Input/Output). По умолчанию Nuendo использует ASIO Multimedia Driver для совместимости с любым звуковым оборудованием, поддержанным драйвером Windows Multimedia. ASIO Multimedia Driver устанавливается вместе с Nuendo и является стандартным компонентом.

При первом запуске Nuendo ASIO Multimedia Driver тестирует оборудование в диалоговом окне ASIO Multimedia — Audio-System-Test (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Окно ASIO Multimedia — Audio-System-Test:

Установки, определенные в результате автоматического тестирования, как правило, не требуют редактирования.

В связи с тем, что ASIO Multimedia Driver обеспечивает максимальную задержку (latency), нельзя использовать этот драйвер с виртуальными VST-инструментами при «живом» исполнении на MIDI-клавиатуре в реальном времени.

  • ASIO DirectX Driver не поддерживает входы, поэтому он может использоваться только для сведения.
  • ASIO DirectX Full Duplex Driver поддерживает и входы и выходы, а также обеспечивает минимальную задержку. Но его полноценное использование с VST-инструментами также невозможно.

Примечание
Самая недорогая звуковая карта, официально поддержанная специализированным ASIO-драйвером, — карта SB Audigy фирмы Creative Labs. С ней программа Nuendo уже позволяет создавать проекты в формате Dolby Surround 5.1 и в полной мере использовать VST-инструменты.

Качество звучания VST-инструментов зависит не только от карты, но и от типа ASIO-драйвера. Для максимально высокого качества нужно применять специализированные ASIO-драйвера. Далее программа Nuendo будет рассматриваться только со специализированными ASIO-драйверами.

Команда Devices Device Setup

При запуске Nuendo загружается главное окно программы. В нем находится только транспортная панель (других окон нет, т. к. проект еще не создан).

Настройка программы осуществляется в меню Devices (Устройства) до создания проекта. Для системной настройки воспользуемся пунктом Device Setup в этом меню.

Настройка AUDIO

В появившемся окне Device Setup отметим устройство VST Multitrack в поле со списком Devices (Устройства) (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Окно Device Setup:

Правая половина окна Device Setup состоит из двух вкладок Setup и Add/Remove.

На вкладке Setup устройства VST Multitrack выполняются основные системные настройки движка Nuendo (VST engine).

    Number of Disk Buffers — количество буферов жесткого диска на один аудиоканал.

Примечание
Это значение нужно подбирать для каждой конфигурации PC отдельно. Общие подходы таковы. Если Number of Disk Buffers уменьшить, то нагрузка на центральный процессор возрастет (за счет дополнительных операций ввода/вывода). Если его увеличить, это замедляет реакцию (увеличивает latency). При этом нужно учитывать, что большое количество аудиоканалов пропорционально повышает требования к объему оперативной памяти.

Примечание
Настройка этого параметра производится по аналогии с Number of Disk Buffers. Но, при недостаточном размере или количестве буферов, начинать настройку нужно с изменения значений в верхнем поле — увеличить количество буферов.

Рис. 2.3. Выбор ASIO-драйвера M Audio Delta R-BUS:

  • Clock Source — источник синхронизации. Если используется обычная мультимедиа-звуковая карта, то в поле Clock Source будет значение Internal (Внутренняя синхронизация). В случае более продвинутого оборудования установки синхронизации могут определяться в собственной панели управления (рис. 2.4).
  • Control Panel — вызов панели управления ASIO-драйвера. По сравнению со сложной панелью управления аудиоинтерфейса М Audio Delta R-BUS панель управления звуковой карты SB Audigy содержит только один элемент управления — ASIO Buffer Latency (рис. 2.5).
  • Release ASIO Driver in Background — флажок, обеспечивающий доступ к аудиооборудованию другим программам при работе Nuendo.

Рис. 2.4. Панель управления аудиоинтерфейса М Audio Delta R-BUS:

Рис. 2.5. Creative ASIO Control Panel:

Рис. 2.6. Окно VST Engine Expert Settings:

Совет
Рекомендуем отключать Lower Latency для слабых однопроцессорных конфигураций.

○ Multi Processing — при установке данного флажка включается режим, доступный и активный только в двухпроцессорной конфигурации. Этот режим нужно обязательно оставить включенным — т. к. он обеспечивает заметное повышение производительности. Программа Nuendo распределяет обработку между обоими процессорами самостоятельно.

Настройка программы Nuendo для работы с MIDI выполняется достаточно просто.

Сначала в поле со списком устройств Devices нужно в окне Device Setup выделить устройство Default MIDI Ports (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Выбор MIDI-порта:

Затем на вкладке Setup в раскрывающихся списках MIDI Input и MIDI Output выбрать входной MIDI-порт и выходной MIDI-порт по умолчанию. В дальнейшем каждый созданный MIDI-трек будет иметь назначенные по умолчанию настройки входа и выхода.

Подключение Remote control device

Процесс виртуализации практически окончательно переместил привычный микшерный пульт с ручками и кнопками в виртуальный мир. Для управления виртуальным микшером используются специальные устройства дистанционного управления (Remote control) или микшер-контроллеры. Необходимость дистанционного управления обусловлена тем, что профессионально управлять виртуальным микшером невозможно только с помощью одной «нерасторопной стрелки мыши».

Альтернативой внешнему аппаратному микшеру может быть такое сочетание: двухпроцессорная конфигурация PC, программа Nuendo, дистанционный микшер-контроллер, который управляет виртуальным VST-микшером по MIDI.

Читайте также:
Топ программ для создания скриншотов

Выбирая этот путь, нужно учитывать, что программа Nuendo напрямую поддерживает определенные типы микшер-контроллеров. Для выбора устройства нужно:

1. Перейти на вкладку Add/Remove в окне Device Setup (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Выбор Remote control device:

2. Выделить устройство в поле со списком Device Classes и нажать кнопку Add.

3. Затем выделить добавленное устройство в поле со списком Devices и на вкладке Setup выбрать MIDI-порты входа и выхода в раскрывающихся списках MIDI Input и MIDI Output (если устройство использует MIDI обратную связь) (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Настройка MIDI для Remote control device:

В примере на рис. 2.9 используется MIDI/USB-устройство Steinberg Houston, которое специально разработано для VST-приложений (таких, как Nuendo).

Оно хорошо тем, что позволяет не использовать клавиатуру и мышь для управления подавляющим большинством параметров Nuendo.

Окно VST Master Setup

Главная особенность программы Nuendo — возможность профессиональной работы с пространственным многоканальным звуком (Surround Sound).

Сегодня трудно не согласиться с тем, что будущее — за многоканальным пространственным звуком. И поэтому понятен повышенный интерес компьютерных музыкантов к surround-тexнoлoгиям, вeдь в них открываются новые горизонты для творческой работы со звуком, возможности создания трехмерных звуковых миров.

Музыка во все времена являлась отражением технологий, созданных человечеством. Поэтому мы без опасений можем прогнозировать появление совершенно новых музыкальных направлений, которые до массового применения Surround были невозможны.

Сегодня существует несколько форматов многоканального звука. В соответствии с ними программа Nuendo спроектирована таким образом, чтобы пользователь мог самостоятельно сконфигурировать ее под конкретный формат. Рассмотрим, как это выполняется.

Мастер-шина (Master Bus) Nuendo максимально может иметь восемь каналов. А ее конфигурация под конкретный формат выполняется в окне VST Master Setup (рис. 2.10).

Для вызова этого окна нужно отметить опцию VST Master Setup в меню Devices.

Рис. 2.10. Окно VST Master Setup:

На рис. 2.10 изображена настройка для режима стерео. В случае, если возможности Surround в Nuendo не используются, нужно выбрать пресет Stereo.

Если предполагается использовать стандартный мультиканальный формат, например, Dolby Digital 5.1, то достаточно выбрать стандартный пресет из раскрывающегося списка Presets (рис. 2.11).

Для пользовательской настройки потребуется изменить число каналов в поле Number of Channels, ввести с клавиатуры значения в поля столбцов Azimuth, Radius, Name и Label.

Рис. 2.11. Выбор стандартного формата:

Точки виртуальных акустических систем можно перетаскивать мышью.

Созданную конфигурацию нужно сохранить. Для этого достаточно щелкнуть по кнопке Store. При этом в области Presets появится слово Preset с порядковым номером. Если предложенное название нужно изменить, следует щелкнуть правой кнопкой мыши на названии в области Presets, затем выбрать в контекстном меню пункт Выделить все (Select All), после чего ввести с клавиатуры новое название пресета, а затем завершить процесс нажатием клавиши Enter.

Окно Plug-in Information

Программа Nuendo поддерживает plug-ins двух стандартов: самый распространенный стандарт — DirectX и собственный стандарт VST-прило-жений — VST.

Для доступа к списку инсталлированных plug-ins необходимо отметить опцию Plug-in Information в меню Devices.

Окно Plug-in Information состоит из двух вкладок: VST Plug-ins и DirectX Plug-ins.

В поле Shared VST Plug-ins Folder (Папка общедоступных VST-plug-ins) задается путь к папке общедоступных VST-plug-ins.

Рис. 2.12. Окно Plug-in Information, вкладка VST Plug-ins:

VST Plug-ins по умолчанию инсталлируются в папку C:Program FilesSteinbergVstplugins. Кнопка Choose позволяет выбрать папку общих VST Plug-ins в дереве каталогов. Кнопка Update предназначена для обновления списка plug-ins.

  • самый левый столбец (без наименования) — отключает доступ к конкретному модулю. Если флажок установлен, то модуль доступен из VST-микшера;
  • следующий столбец — отображает количество загруженных однотипных модулей (рис. 2.13);

Совет
Если щелкнуть в поле с цифрой, указывающей количество загруженных модулей, то появится информационное окно. В примере на рис. 2.13 VST-plug-in Nu-endo Dynamics2 используется четыре раза в качестве эффекта, включенного в разрыв разных каналов (Insert Effect Channel), т. е. модуль Nuendo Dynamics2 виртуально «размножен».

Рис. 2.13. Вывод сведений об использовании модуля:

Примечание
В Nuendo, в частности, используются специальные 8-канальные VST-plug-ins, несовместимые с Cubase VST.

VST Plug-ins представляют собой файлы с расширением dll. При инсталляции они располагаются в папке plug-ins общего доступа или в папке vstplugins, которая расположена в каталоге размещения файлов Nuendo.

При большом количестве VST Plug-ins список подключаемых модулей становится длинным и его приходится постоянно прокручивать (рис. 2.14).

Примечание
Имеется в виду список доступных VST Plug-ins при подключении в структуре VST-микшера.

Рис. 2.14. Длинный список подключаемых модулей VST Plug-ins:

Для того чтобы этого избежать, нужно рассортировать файлы dll по папкам. Сортировку можно выполнить, например, по функциональному признаку или по названию фирмы-изготовителя (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Пример сортировки VST Plug-ins:

Рис. 2.16. Список VST Plug-ins после сортировки:

Предупреждение
При сортировке не следует применять копирование файлов dll.

После выполнения этой процедуры список структурируется и становится более удобным в работе (рис. 2.16).

Вкладка DirectX Plug-ins

На вкладке DirectX Plug-ins расположен список DirectX Plug-ins, инсталлированных в системе (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Вкладка DirectX Plug-ins:

Крайний слева столбец также служит для отключения доступа к plug-in в VST-микшере Nuendo. Соседний столбец отображает количество загруженных модулей (или степень «размножения» модуля). В примере на рис. 2.17 модуль Waves MondoMod m/s используется дважды. Если щелкнуть мышью в поле с номером, то в информационном окне можно определить конфигурацию подключения, так же, как и для VST Plug-ins.

Читайте также:
Какой программой конвертировать аудиофайлы

Форматы файлов программы Nuendo

Рассмотрим форматы файлов, с которыми работает Nuendo (для удобства они сведены в табл. 2.1).

Таблица 2.1. Форматы файлов Nuendo:

Название Расширение Назначение
Nuendo Project File (файл проекта) npr Содержит всю информацию о виртуальном проекте, включая настройки виртуального микшера, автоматизацию и plug-ins, ссылки на звуковые файлы, расположение объектов на мультитреке
Основные форматы звуковых файлов: AIFF, WAV, Real Audio, MPEG LayerS, Windows Media Audio, Broadcast Wave aif, wav, rm, mp3, wma, wav Содержат цифровые аудиоданные
Видеофайлы: Quick Time Video, AVI Video, MPEG Video mov, qt, avi,mpg, mpeg Содержат видео- и аудиоданные
MIDI-файлы mid Содержат MIDI-данные
Импортируемые файлы, содержащие данные (дополнительно, кроме вышеперечисленных): AIFC, REX (ReCycle), SD2 (Sound Designer II) aif, rex, асЗ,sd2 Содержат аудиоданные
Pool File (Library) npl Библиотека звуковых и видеофайлов
Key Commands File key Содержит настройки «горячих» клавиш
VST Mixer Settings vmx Содержит настройки виртуального микшера
Импортируемые файлы проектов: Open Media Framework Inter- change (OMFI), OpenTL, Premiere Generic EDL, Cubase Song omf, tl, edl, all Импортируемые файлы проектов, созданные в других приложениях. (OMFI — независимый формат, предназначенный для обмена между приложениями.)
Экспортируемые файлы проектов: OMFI, OpenTL omf, tl Экспорт проекта Nuendo в форматы файлов других приложений

Источник: muzcreator.ru

Иллюстрированный самоучитель по виртуальному звуку

Начиная главу об этой замечательной программе, хочется сказать: добро пожаловать в мир Nuendo! Это приглашение – не рекламный лозунг, а отражение потока восторженных отзывов об этой программе в Интернете. Действительно, рейтинг популярности платформы Nuendo растет небывалыми темпами.

Настройка программы

Начнем знакомство с Nuendo с базовых настроек программы. | Взаимодействие с аудиооборудованием программа осуществляет через программный интерфейс ASIO (Audio Stream Input/Output). По умолчанию Nuendo использует ASIO Multimedia Driver для совместимости с любым звуковым оборудованием, поддержанным драйвером Windows Multimedia.

Форматы файлов программы Nuendo

Рассмотрим форматы файлов, с которыми работает Nuendo (для удобства они сведены в табл. 2.1). | Таблица 2.1. Форматы файлов Nuendo.

Мультитрек Nuendo. Интерфейс Nuendo.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению интерфейса Nuendo, мы предварительно познакомимся с ее системой шин (Bus System). | Для этого нужно снова зайти в меню Devices и выбрать пункты VST Inputs (клавиша F5) и VST Outputs (клавиша F4). | На рис.

Панель Transport

В каждой мультитрековой программе традиционно присутствует транспортная панель или дека. Она предназначена для управления процессами записи, воспроизведения и «перемотки». | На наш взгляд необходимость в этих элементах вызвана больше традицией дизайна, чем требованием удобства работы.

Запись AUDIO

Процесс записи в Nuendo тесно связан с возможностями используемого оборудования и с поставленной задачей. Например, какой выбрать способ записи – последовательный (Track after track) или параллельный многоканальный, какой выбрать формат звукового файла и т. д.

Недеструктивное редактирование

В предыдущих разделах мы уже познакомились с концепцией недеструктивного редактирования, реализованного в Nuendo. Центральным понятием, характеризующим эту концепцию, является Audio Event (аудиособытие).

Редактирование виртуального объекта

Манипуляторы | Итак, объект Audio Event имеет пять манипуляторов (рис. 2.84). | Для того чтобы манипуляторы стали видимыми, объект необходимо выделить щелчком мыши. Рассмотрим их функции. | Манипуляторы с номерами 1, 2 (см. рис. 2.84) служат для изменения границ объекта: Event Start и Event End.

Режимы недеструктивного редактирования

Панель инструментов Nuendo функционально имеет много общего с панелью инструментов программы Cubase VST. Но существуют различия, основанные на том, что Nuendo больше специализируется для работы с Audio.

«Контейнер» Audio Part

В программе Nuendo аудиособытия выкладываются непосредственно на дорожки мультитрека. Но, несмотря на это, может оказаться удобным собрать некоторые из них в «контейнеры» Audio Part. Эту операцию можно рассматривать как функцию объединения аудиособытий, так сказать, своеобразную сервисную надстройку.

Редактор Sample Editor

Редактор Sample Editor программы Nuendo можно сравнить с окном SoundFile программы SAWStudio. Их функциональное назначение во многом совпадает. В обеих программах они служат для создания регионов и деструктивного редактирования.

Недеструктивное редактирование в окне Pool

В Nuendo есть несколько способов достигнуть одного и того же результата. | Мы раньше рассказывали о приемах недеструктивного редактирования в редакторе Sample Editor. Но это далеко не все возможности программы. Для создания аудиособытий может использоваться и окно Pool. | Рис. 2.125.

Виртуальный микшер. Маршрутизация в Nuendo (Bus System).

Фирма Steinberg давно утвердилась на мировом рынке как новатор аудиосистем, использующих ресурсы центрального процессора (native audio system). В декабре 1999 года она остановила разработку Cubase Audio версии TDM, предназначенной для работы с «железом» американской фирмы Digidesign, создателя знаменитой системы Pro Tools.

Панель VST Channel Settings

Виртуальный микшер является неотъемлемой частью Nuendo, поэтому его можно увидеть либо почти полностью в окне VST Mixer, либо по частям в других окнах. | Микшер имеет сложную структуру. Поэтому даже в окне с VST Mixer не видны все его составляющие.

Equalizer section (эквалайзер)

Интерфейс эквалайзера | Отдельным компонентом окна VST Channel Settings является параметрический графический эквалайзер (рис. 2.147). | Интерфейс этого эквалайзера построен таким образом, что на построение АЧХ требуется максимум четыре щелчка мышью.

Работа с plug-ins

Качество цифровой обработки | Очень кратко о взаимоотношениях Nuendo и plug-ins можно сказать следующее. | Программа Nuendo поддерживает два самых распространенных стандарта plug-ins: VST и DirectX. Некоторые производители выпускают plug-ins сразу в двух стандартах, например, Ultrafunk (www.ultrafunk.com). VST-plug-ins поддерживают автоматизацию параметров в VST-приложениях.

Читайте также:
Сделать установщик программы visual studio

Surround в Nuendo

Surround Sound – это огромная тема, которой посвящено немало серьезных книг, поэтому читателей, глубоко интересующихся данным вопросом, мы адресуем к специальной литературе. Технология Surround Sound находится в непрерывном развитии. Постоянно появляются новые форматы многоканального звука.

Автоматизация в Nuendo

Программа Nuendo является полностью автоматизированной виртуальной студией. | Работа в ней с Automation Events (автоматизированными данными) организована очень просто и удобно: пользователю даже необязательно знать, что такое субтрек автоматизации.

«Многослойное» деструктивное редактирование

Ресурсов компьютера, как и денег, никогда не бывает много. Особенно, когда хочется все и сразу. Но если расходовать ресурсы эффективно, то даже на относительно медленном домашнем компьютере можно многого достичь.

Сведение и мастеринг в Nuendo

Промежуточное сведение | Как известно, главной проблемой виртуальных ресурсозависимых систем. является конечная производительность CPU. Даже на самом быстром компьютере наступает момент, когда вычислительные ресурсы исчерпываются В Nuendo контроль за загрузкой CPU и дисковой подсистемой осуществляется с помощью панели VST Performance (рис. 2.178). | Рис. 2.178.

VST-инструменты

В начале главы мы уже говорили о том, что функции MIDI в Nuendo значительно упрощены по сравнению с Cubase VST, т. к. Nuendo предназначена для саунд-дизайна, сведения и мастеринга. Поэтому тем читателям, которые привыкли работать в Cubase VST, мы порекомендуем использовать Nuendo только для сведения проектов, саунд-дизайна и мастеринга.

Nuendo и Reason: совместное использование

Итак, программа Nuendo в состоянии заменить виртуальными аналогами практически все необходимые аппаратные приборы. Все они были рассмотрены выше: виртуальный микшер, виртуальные модули обработки и VST-инструменты.

Nuendo и Cubase VST: совместное использование

В начале этой главы мы уже говорили, что каждая программа имеет свою специализацию. Создавать музыкальную композицию лучше всего в Cubase VST, а саунд-дизайн, сведение и мастеринг – это уже область применения Nuendo.

Источник: samoychiteli.ru

Начинаем работу с Dolby Atmos в Nuendo 11

Dolby Atmos — это формат иммерсивного аудио, который впервые был использован в кино, а именно в мультфильме Brave. Однако, Atmos можно использовать не только для кино, но и в музыкальном продакшне.

За последние несколько лет количество музыки, которая создается в формате Dolby Atmos, значительно выросло и этот формат становится все популярнее и популярнее. Как западные артисты, так и российские начали выпускать музыку в Dolby Atmos, профессиональные звукорежиссеры переделывают свои студии для работы с Atmos, а стриминговые сервисы добавляют поддержку формата на свои платформы.

Nuendo давно поддерживает Atmos, но Nuendo 11 стала первой DAW на рынке, которая интегрировала Dolby Atmos Production Suite в саму DAW!

Как это работает?

До выхода Nuendo 11, для работы с Dolby Atmos нужно было использовать так называемый внешний рендерер, который существует в нескольких форматах.

Dolby Atmos Production Suite – версия рендерера, которая запускается на том же компьютере, что и DAW. Используется виртуальный аудиодрайвер, которые забирает звук из DAW и передает в рендерер. Этот драйвер работает только на macOS. Рендерер приобретается отдельно от DAW. Таким образом, на компьютере будет работать параллельно два приложения.

RMU (Rendering Master Unit) – отдельный компьютер, на котором установлен рендерер. Это может быть как компьютер на базе Windows, так и с macOS. Основной компьютер с DAW передает 128 каналов аудио в RMU с помощью Dante. Достаточно сложная схема, которая по сути требуется только в кинопроизводстве.

Нативный рендерер в Nuendo 11.

Нативный рендерер напрямую встроен в саму DAW. Это не дополнительное приложение и не дополнительный компьютер, на котором работает рендерер. И еще одно из преимуществ Nuendo в том, что вы можете работать с Dolby Atmos на Windows и вам не нужно покупать RMU.

Есть ли ограничения у нативного рендерера в Nuendo?

Так как это первая версия нативной интеграции рендерера, на данный момент есть некоторые ограничения. При этом, многое из того, что еще не было реализовано, будет добавлено в следующих версиях Nuendo.

Нативный рендерер позволяет работать с максимальной конфигурацией 7.1.4. Также доступны стерео, 5.1, 7.1 и 5.1.4.

Для мониторинга бинауральной версии микса необходимо использовать Ambisonics или бинаурализатор от стороннего производителя.

Финальный микс экспортиурется в формате ADM, который принимают все музыкальные стриминговые площадки.

В самом нативном рендерере нет возможности корректировать задержки и уровни громкости каналов, но в Nuendo есть плагин MixerDelay и Bass Manager, которые позволяют это делать. Их достаточно добавить на основную шину после самого рендерера.

В отличие от других реализаций нативной интеграции Dolby Atmos Production Suite, которые появились в других DAW, рендерер в Nuendo не ограничивает возможности бэдов. Как и Dolby Atmos Production Suite, можно создавать более одного бэда и в разных конфигурациях (стерео, квадро, 5.1 и так далее вплоть до 7.1.2).

Настраиваем Atmos Renderer в Nuendo 11

Для начала, в настройках аудиодрайвера обязательно указать размер буфера 512 сэмплов — для работы рендерера нужно фиксированное значение буфера. В настройках проекта должны стоять следующие параметры:

— Sample Rate: 48 000 Hz

— Bit Depth: 24 bit

— Project Frame Rate: 24 fps

Затем, необходимо создать шину 7.1.4 в меню Audio Connections и на эту шину нужно добавить плагин Atmos Renderer.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru