Программа нмо что это

Система НМО в России существует с 2017 года. Коротко ее суть отражена уже в самом названии: она предполагает постоянное повышение квалификации медицинских работников через регулярную учебу.

Процесс этот фиксируется и контролируется в личном кабинете на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. С 2021 года все практикующие медработники и фармацевты автоматически включаются в эту систему.

Для чего это нужно?

Медицина – это, пожалуй, самая активно развивающаяся отрасль знаний. Новые исследования, препараты, новые методики диагностики и лечения заболеваний появляются буквально каждые несколько месяцев. Вполне предсказуемо практикующий медик или фармацевт должен ориентироваться в актуальных тенденциях. От этого зависит качество оказываемой населению медицинской помощи и в общем смысле зависят жизни и здоровье людей. Тем более если учесть, что в медицинскую сферу сегодня плотно вовлечены и страховые компании, то есть профессиональный уровень врача в какой-то степени капитализируется.

Баллы Непрерывного медицинского образования (НМО): что это и зачем нужно

Кроме того, существует и аспект персонифицированной ответственности специалиста. Именно на него возлагается обязанность повышения собственного уровня, который должен обеспечивать показатели медицинского учреждения и системы здравоохранения в целом.

Объективности ради отметим, что и раньше от медиков требовалось постоянное совершенствование. Специалисты должны были раз в пятилетку проходить обучение в количестве 100-150 академических часов и получать соответствующие сертификаты.

Как практически обеспечивается этот процесс

В личном кабинете портала Непрерывного медицинского образования специалист формирует личный план обучения. В него входит и классическое повышение квалификации по специальности, и всяческие семинары, конференции, вебинары и другие подобные образовательные формы. За прохождение каждого образовательного мероприятия врач или фармацевт получает определенное количество баллов ЗЕТ.

Ранее, за пять лет специалист должен набрать не менее 250-ти таких баллов. При этом есть дополнительное требование: обучение по программам повышения квалификации должно было составлять не менее 36 часов в год. Семинары, интерактивное обучение, вебинары и другие образовательные форматы (портал НМО называет их «неформальным образованием» — 14 часов.

С 1 января 2023 года в силу вступил новый приказ Минздрава, согласно которому, для прохождения аккредитации медработник должен пройти программы повышения квалификации, суммарный срок освоения которых составляет не менее 144 часов.

Нормативная база, регулирующая НМО, представлена на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

Любые учебные программы для непрерывного медицинского образования можно пройти в МУЦ ДПО Образовательный стандарт

Что будет, если прервать НМО?

Система НМО напрямую связана с системой аккредитаций, введенной с 2021 года. Сейчас медицинские работники обязаны аккредитоваться раз в пять лет для подтверждения своего права вести профессиональную деятельность. Основное требование для успешного прохождения этой процедуры заключается как раз в оценке образовательной активности медика и учета часов, которые он отвел за пять лет учебе (не менее 144). Если показатели не достигнуты, специалист лишается допуска к работе.

Что такое НМО и как набирать баллы на портале edu.rosminzdrav

— Вернуться в оглавление раздела «Организация здравоохранения»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Источник: meduniver.com

Непрерывное медицинское образование — как происходит и для чего нужно

Непрерывное медицинское образование — как происходит и для чего нужно - фото

Всем медработникам нужно дополнительно обучаться. Этот процесс постоянный. Иначе знания быстро устаревают. Сразу после получения диплома специалист приступает к непрерывному обновлению знаний. Заканчивается этот процесс только с окончанием практики.

Читайте также:
Биллинговые программы что это

Медработники сами планируют и контролируют этот процесс.

Обучение проходит очно в учебном центре, который прошел соответствующую аккредитацию, или онлайн. Есть 3 способа:

  • формальное — повышение квалификации и переподготовка, осуществляемые в учебном заведении;
  • неформальное — мероприятия обучающего характера, в которых медработник участвует;
  • самообразование — врач самостоятельно изучает интерактивные образовательные модули.

Необходимость НМО

Непрерывное обучение позволяет медикам постоянно актуализировать знания в специальности, получать информацию о новых диагностических методах, последних медицинских исследованиях, способах лечения болезней. Каждая пройденная в рамках НМО программа дает определенное количество зачетных единиц трудоемкости.

Для среднего медперсонала также введена обязательная аккредитация каждые 5 лет. Чтобы пройти ее, необходимо получить не меньше 250 зачетных единиц.

НМО для среднего медперсонала

Среднее медицинское образование можно получить в колледже, техникуме или училище. Первый вид учебного заведения дает более глубокие знания. Там обучают по специальности фельдшера, медицинской сестры или фармацевта за 3-4 года.

После окончания колледжа для медработников среднего звена также обязательна аккредитация через каждые 5 лет. Чтобы актуализировать имеющиеся профессиональные знания и получить сертификат, необходимо повышать квалификацию. Для этого работнику нужно посещать семинары, мастер-классы или онлайн-курсы. Чтобы переквалифицироваться необходима многомесячная профессиональная переподготовка.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Источник: medobr.com

НМО — непрерывное медицинское образование: что это, как происходит повышение квалификации врачей

НМО - непрерывное медицинское образование: что это, как происходит повышение квалификации врачей

В статье представлен анализ данных по организации процесса повышения квалификации врачей в условиях системы непрерывного медицинского образования.

Представлены формы обеспечения последовательности и непрерывности образовательного цикла, описаны процедуры накопления кредитов специалистами, разберем на примере оториноларингологии.

На протяжении длительного периода в России существовала система послевузовского образования врачей, в рамках которой сертифицированные специалисты, в частности оториноларингологи и сурдологи-оториноларингологи, обучались на курсах повышения квалификации.

Для подтверждения сертификата специалиста были созданы циклы усовершенствования профессиональной квалификации длительностью от 144 до 260 ч.

Каждый врач в течение 5 лет для продолжения профессиональной деятельности должен был однократно пройти подобную подготовку, которая завершалась экзаменом. Помимо прочего, оториноларинголог мог получить дополнительные навыки на тематических циклах обучения, где рассматривались проблемы, наиболее актуальные для практического здравоохранения.

В современных условиях особое значение приобретает проблема совершенствования дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинских кадров. В этой связи возникла потребность в повышении квалификации оториноларингологов и сурдологов-оториноларингологов не раз в 5 лет, как было до настоящего времени, а ежегодно.

Предпосылками для реформирования и регламентирования стали:

  • недостаточная эффективность цикловой системы повышения квалификации;
  • необходимость регулирования существующего внециклового повышения профессионального уровня;
  • необходимость вовлечения в образовательный процесс профессионального сообщества и регулирование его деятельности;
  • необходимость учета различных форм образовательной активности, таких как ДПО, образовательные мероприятия (конгрессы, съезды, тематические круглые столы), самообразование;
  • необходимость предоставления специалисту индивидуального выбора образовательных технологий и/или траектории обучения, а также образовательной организации.

Одним из путей решения задачи стало создание профессиональных стандартов и реформирование системы оценки квалификаций врача — переход с системы сертификации специалистов на систему аккредитации медицинских кадров.

НМО — это система, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также расширение профессиональных компетенций и постоянное повышение профессионального уровня специалиста.

НМО базируется на следующих принципах:

  • индивидуальность;
  • непрерывность;
  • содружество с профессиональными медицинскими организациями;
  • широкое использование дистанционных технологий и электронного обучения;
  • создание врачами индивидуального портфолио.

На текущий момент процедура аккредитации регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
  • Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
  • Приказ Минздрава России от 06.06.2016 № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».
  • Приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1034 (о сроках вступления в систему аккредитации) по состоянию на 2018 г. Ранее действовавший приказ от 25.02.2016. № 127н утратил свою силу.
  • Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» определены категории лиц, которые подлежат аккредитации:
  • завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (первичная аккредитация);
  • завершившие освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также получившие образование на территории иностранного государства (первичная специализированная аккредитация);
  • завершившие освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (периодическая аккредитация).
Читайте также:
Центр квик апп хуавей что это за программа

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, т. е. прошедшие процедуру аккредитации специалиста.

Таким образом, свидетельство об аккредитации становится пропуском в профессиональное сообщество и подтверждает, что его владелец соответствует утвержденным образовательным стандартам и медицинские услуги, оказанные им, будут соответствовать должному уровню качества.

Помимо прочего, аккредитация — это не только новое название, а инновационное изменение всей системы подготовки врачей с целью повышения квалификации медицинских работников до уровня самых современных требований, и вместе с тем это завершающий этап внедрения новых практико-ориентированных медицинских образовательных стандартов следующего поколения, на которые переходит Российская Федерация.

Идея, лежащая в основе системы НМО, проста — врачу необходимо учиться планомерно и постоянно, осваивая новые компетенции, совершенствуя имеющиеся знания, необходимые для профессиональной деятельности и выполнения трудовых функций, а также повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Следовательно, образовательный продукт может быть разным: врач может получить его дистанционно или очно — в образовательном учреждении. Системой также предусмотрены как стажировки, так и типовые программы ведущих вузов, самостоятельное прохождение электронных образовательных модулей.

Дополнительные баллы можно получить, посещая мероприятия, аккредитованные в системе НМО (мастер-классы, конференции, семинары).

С этих позиций квалификация медицинского работника, по мнению Л.К. Мошетовой и соавт., зависит от:

  • быстроты развития технологических инноваций в сфере медицинской науки и практики;
  • готовности системы НМО к реализации инноваций;
  • наличия возможности использования всех форм формального, информального и неформального обучения врача (самообразование, коллективные формы обучения по месту работы, обучение в образовательных организациях высшего образования и ДПО);
  • мотивации врача к развитию профессиональной квалификации.

На официальном сайте Министерства здравоохранения РФ edu.rosminzdrav.ru размещена информация об образовательных программах и мероприятиях, проводимых учебными организациями и профессиональными сообществами.

Участие в них будет засчитываться как образовательная активность врача, и через 5 лет у него сформируется образовательное портфолио. К нему будет прикрепляться профессиональное портфолио, и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность специалиста продолжать свою профессиональную деятельность.

В рамках НМО предполагается накопление 50 ч в течение года — соответственно, в течение 5 лет получается 250 ч. Врач может выбрать образовательный модуль, который предусматривает как симуляционное обучение, так и стажировку по определенным вопросам. Эту обязательную часть НМО обучающийся выбирает самостоятельно.

Читайте также:
Contana что это за программа

Ежегодные курсы повышения квалификации в объеме 30–36ч будут проходить на базе образовательных организаций, которые разрабатывают различные образовательные программы объемом от 16 ч.

Наибольшую популярность в последнее время приобретают программы объемом 18 и 36 ч, чтобы обеспечить ежегодные образовательные потребности обучающихся специалистов. Зачастую программы касаются тех или иных разделов специальности и позволяют врачу повысить свой уровень подготовки по конкретной медицинской проблеме. Помимо того, к образовательной активности относят участие в образовательных мероприятиях, конгрессах, съездах, конференциях профессиональных сообществ и/или работу онлайн над образовательными модулями. Для этих целей создан портал sovetnmo.ru.

Регистрация на нем позволяет вводить численно-буквенные коды, полученные на аккредитованных конференциях и других образовательных мероприятиях, а также обучаться на дистанционных модулях в объеме не более 14 ч в год.

Предполагается, что эти два ресурса будут интегрированы с федеральной базой медицинских работников, чтобы иметь возможность легко проверять информацию о выданных документах об образовании и квалификации, о допуске к медицинской деятельности, пройденных циклах, освоенных образовательных модулях, посещенных конференциях и т. д..

Инновационные составляющие современного НМО:

  • формат модульных образовательных программ;
  • набор специалистом зачетных единиц в период между аккредитациями;
  • возможность дистанционного образования;
  • создание симуляционных центров.

Таким образом, НМО включает в себя два компонента — обучающий и оценочный. Система НМО основана на целом ряде принципов, среди которых наиболее важно сохранение и развитие отечественного опыта последипломного образования с использованием инновационных образовательных технологий, отраженных в современных учебно-методических пособиях.

Появление новых медицинских технологий позволяет учитывать как интересы самих врачей, так и потребности системы здравоохранения и оперативно реагировать на них.

С 1 января 2016 г. в Российской Федерации начались реформы, касающиеся допуска к медицинской деятельности (поэтапное введение аккредитации специалистов), а также переход к системе НМО медицинских работников. Разрабатывается и подготавливается комплекс законодательных, нормативных и правовых актов, направленных на внедрение этих изменений, знание которых позволит специалисту наилучшим образом адаптироваться к изменениям.

Ожидаемые результаты внедрения НМО:

  • повышение квалификации специалистов здравоохранения;
  • улучшение качества оказания медицинской помощи;
  • снижение заболеваемости, инвалидности, сокращение сроков нетрудоспособности и, как следствие, увеличение продолжительности жизни.

Из вышеизложенного следует, что аккредитация специалиста является процедурой определения готовности конкретного работника к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности.

Таким образом, действующая система сертификации врачей, а также организация послевузовского образования с однократным прохождением в пятилетний период курсов повышения квалификации для допуска к профессиональной деятельности не соответствуют потребностям общества. В текущей модели образовательное пространство остается открытым и практически исключает мотивацию к самообразованию, самосовершенствованию и повышению профессиональных компетенций.

Для реализации принципов НМО и расширения образовательного пространства необходимо разработать современный государственный образовательный стандарт послевузовской подготовки специалиста, в частности по профилю «оториноларингология» и «сурдология-оториноларингология», с отработкой современной квалификационной характеристики по специальности. Следует формировать креативную и эрудированную личность, специалиста, способного принимать аргументированные решения для диагностики, лечения, а также профилактики заболеваний оториноларингологического профиля, использующего систему действующих стандартов и протоколов лечения пациентов, акцентирующего внимание на повышении не только качества практической деятельности врача, но и уровня знаний по специальности.

Внедрение системы НМО позволит модернизировать существующий порядок постдипломного профессионального образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров при условии создания и развития банка унифицированных учебных программ. Система накопительных кредитов позволит заполнить существующий вакуум и реализовать современную концепцию на практике.

Переход от сертификации к аккредитации с участием профессиональных ассоциаций позволяет надеяться на улучшение качества подготовки врачей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru