Перспективный план составлен с опорой на типовую программу детских учреждений и включает элементы программы «Детство». Приложение 1 содержит подробное планирование работы над общими речевыми навыками. В приложении 2 собран дидактический материал к логопедическим занятиям — стихи, загадки, потешки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика. Обо всём этом и не только в книге Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Нищева Наталия Валентиновна)
Средний балл:
пока нет
Рецензий на книгу «Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
Просто о нарушениях речи. Общее недоразвитие речи. Часть 1.
Средний балл:
пока нет
Отзывов о книге «Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» пока нет. Оставьте отзыв первым
Источник: bookmix.ru
Тетрадь для детей среднего дошкольного возраста с ОНР 4-5 лет. Средняя группа. НОВЫЕ ЦВЕТНЫЕ. ФГОС
Вниманию оптовых покупателей. При покупке от 50 тыс. руб. цены рассчитываются индивидуально. За подробностями обратитесь к менеджеру.
Нашли ошибку?
Сообщите о возможной
ошибке в товаре
123 руб. (цена от 15 шт.)
В наличии: есть на складе
Подписаться
Последняя покупка
2 дня назад
Бесплатная доставка по Москве и Подмосковью при заказе от 1500руб. — до пункта выдачи СДЭК, при заказе от 5000руб. — курьером СДЭК или Сберлогистикой до подъезда. Доставка по Москве и области: бесплатно до ПВЗ от 1500р. бесплатно курьером от 5000р.
Бесплатная доставка по Санкт-Петербургу и городам миллионникам при заказе от 2500руб. — до некоторых пунктов выдачи СДЭК, или по Санк-Петербургу при заказе от 7000руб. — курьером СДЭК до подъезда. Доставка по городам миллионникам бесплатно до ПВЗ от 2500р. бесплатно курьером по Санкт-Петербургу от 7000р.
Получение заказов на пунктах выдачи СДЭК по всей России или курьером СДЭК Примерные сроки доставки: Москва, область 3 рабочих дня, Санкт-Петербург 4 рабочих дня
Получение заказов в пунктах выдачи Boxberry по всей России. Примерные сроки доставки: Москва, область 4 рабочих дня, Волгоград 7 рабочих дней
Платная доставка курьерами СДЭК — 3 рабочих дня. Бесплатная доставка заказов от 5000 рублей по Москве и МО курьерами ПЭК или Shiptor 4-5 рабочих дней. Доставка с 9.00 до 18.00 только в будни. Доставка только до подъезда. Примерные сроки доставки: Москва 4 — 5 рабочих дней. Подмосковье 4 рабочих дня
ОНР. Как определить уровни ОНР? Советы логопеда
Доставка по всей стране до отделения Почты России. Возможна оплата при получении — «наложенный платеж». Упаковка и отправка компанией Shiptor Примерные сроки доставки: Подмосковье — до 10 дней, Чукотский АО — до 25 дней
Получение заказа на терминале транспортной компании. Заказ отправляется после оплаты. Стоимость доставки оплачивается при получении. Отправляем большие заказы, работаем со многими транспортными компаниями
Тетрадь входит в методический комплект «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет)» и содержит игровые задания и занимательные упражнения для развития межполушарного взаимодействия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, зрительного внимания, мелкой моторики детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи.
Все задания выдержаны в рамках лексических тем, изучаемых в этой возрастной группе. Рекомендовано учителям-логопедам ДОУ и родителям дошкольников пятого года жизни.
- Автор Нищева Н.В.
- Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС
- Год издания 2023
- Артикул 55636031
- Входит в УМК Нет
- Федеральный перечень Нет
- Класс 4, 5 лет
- Предмет Логопедия
- Тип материала Рабочие тетради
- Количество страниц 32
- ISBN 9785907106833
- ФГОС Нет
- Размеры (Д × Ш × В) в см 26 × 20.5 × 0.3
- Комментарии
Источник: www.roslit.ru
Н.В.Нищева. Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 1.41 Mb.
1
Н. В. Нищева
Программа
коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада
для детей с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 лет)
Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях
Региональным экспертным советом Комитета по образованию
Правительства Санкт — Петербурга
Санкт- Петербург
«ДЕТСТВО- ПРЕСС»
5
Пояснительная записка
Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями
Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов.
Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений.
Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер.
Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает.
Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики.
Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных
6 цветов.
Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.
Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы.
Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков.
Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] И т.д. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление
«смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи.
Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого
развития. Для детей с первым уровнем речевого развития, которые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.
Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально- волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими
7 нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.
В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели организуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представлений, осуществляют руководство работой по разделу «Креативное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель, осуществляющий музыкальное воспитание детей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия логоритмикой.
Воспитатели руководят работой по нравственному и трудовому воспитанию, а все остальные специалисты содействуют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей
между разными сферами деятельности ребенка, взаимосвязью между специалистами,
участвующими в педагогическом процессе, и родителями дошкольников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с
8 ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специалистов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекомендуется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музыкальный руководитель или логопед и преподаватель физкультуры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий характер, оказывать специфическое воздействие на становление речи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в методических пособиях «Разноцветные сказки» и
«Развивающие сказки».
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с родителями.
В приложении представлены рекомендации по про ведению обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комплекта, списки специальной, методической и детской художественной литературы.
В методический комплект входят: пособие «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» (перспективное и календарное планирование работы, еженедельные задания логопеда воспитателям, дидактический материал к логопедическим занятиям),
«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе.
Старшая группа. Домашняя тетрадь».
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является
Источник: topuch.com