Рабочая программа «Юный эколог» имеет эколого-биологическую направленность и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программ ы кружка «Юный эколог» 1-4 классы, авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. Необходимым средством эффективной реализации экологической деятельности является формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Анализ теоретической и методической экологической литерату ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер шенствования всей системы воспитательной работы с младши ми школьниками. Одной из приоритетной целей, которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: технологии и методы
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Цель и задачи курса «Юный эколог»
Цель: формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи :
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетиче ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во просам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
программу экологического воспитания дошкольников юный эколог
Особенности программы .
Программа курса «Юный эколог», имеет эколого-био логическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы — исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо рейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Программа курса рассчитана на 4 года (всего 135 часов) – 1 час в неделю.
1 класс – 33 часа (1 час в неделю)
2 – 4 классы – 34 часа (1 час в неделю)
Представленная целостная программа разработана для уча щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом.
Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения — «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения — «Познавательная экология» (34 часа).
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержатель ные линии:
Земля — единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно сти предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса явля ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле чения семьи к совместной экологической деятельности: семей ные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении класс ных комнат, участие в организации праздников и в вы полнении летних заданий.
Ожидаемый результат.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Предметные результаты:
— знание наиболее типичных представителей животного мира России, Урала; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); способы сохранения окружающей природы;
— умение узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними жи вотными (посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
— интерес к познанию мира природы;
— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
— осознание места и роли человека в биосфере;
— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
— принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
— развитие морально-этического сознания;
— получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
— овладение начальными формами исследовательской деятельности;
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
— опыт социальной и межкультурной коммуникации;
— формирование коммуникативных навыков.
Формами подведения резуль татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: праздник «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», экологические выставки «Чудо с грядки», «Экоёлка», фотовыставки, выпуски листовок, защита исследовательских проектов.
В течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение, анализ и самоанализ, творческих работ детей.
Классификация результатов внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройствах общества, о социально одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителями как значимым для него носителями положительного социального знания и повседневной опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой социальной среде ученик получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
В 1-2 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго в 3-4 второго и третьего уровня.
Лист наблюдения . Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель отмечают в листах, закрашивая определенную клеточку. Навык сформирован — закрашиваем полностью, сформирован частично – закрашиваем половину.
Лист наблюдения
Ставит цель исследования с помощью учителя
Следует плану, предложенному учителем
Использует источники информации, рекомендованные учителем
Ставит цель исследования самостоятельно
В целом представляет, как достичь цели
Пытается обнаружить способы получения информации
Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели
Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент
Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа . Этот метод используется в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Результаты оценивания фиксируются учителем и учащимся в портфолио достижений.
Тематическое планирование. Содержание программы.
1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» — 33 час
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог» по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
рабочая программа по окружающему миру на тему
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Базевский филиал МБДОУ детского сада «Большекуликовский»
детского сада №13 «Базевский»
«Приказ № _____ от «___»_________20 г.
КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
по Программе «Юный эколог» Николаева С.Н.
Составитель: воспитатель Алиева Т.М.
представлено следующими разделами:
- Пояснительная записка
- Календарно-тематическое планирование
- Учебно-методический комплекс
- Требования к уровню освоения рабочей программы
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Рабочая программа «Юный эколог» составлена на основе одноименной программы « Юный Эколог» автора Николаевой С.Н.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно — следственные связи.
Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно-богатой личности.
В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники.
1.«Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
2.«Многообразие растений и их связь со средой обитания».
3.«Многообразие животных и их связь со средой обитания».
4.«Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
5.«Жизнь растений и животных в сообществе».
6.«Взаимодействие человека с природой».
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
1.Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
2.Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
3.Постепенное познавательное продвижение детей.
4.Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
5.Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в группе и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.
Реализация программы «Юный эколог» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми старшей группы 36 занятий (1 раз неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30 мин.).
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 — 4 лет) по экологическому воспитанию
Источник: nsportal.ru
Программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум взаимосвязанным направлениям: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых. Программа включает в себя:
– концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
– экологический обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;
– подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);
– технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н.
Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.). Важнейшими стали следующие положения:
– старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
– морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;
– при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта); старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта);
– средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны – той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
Продуманная организация и оборудование зоны должны обеспечивать возможность экологического воспитания детей следующими методами:
– проведение многоразовых наблюдений объектов;
– фиксирование наблюдаемых явлений доступными для детей способами;
– осуществление различных видов деятельности: уход за обитателями природной зоны, общение с ними, моделирование явлений природы;
– отражение впечатлений от природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Вся программа состоит из пяти разделов. Первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза – роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.
Автор подчеркивает, что реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания в дошкольном учреждении зеленой зоны, а также заинтересованности педагогического коллектива в усвоении и передаче основ экологической культуры, в воспитании экологической грамотности у родителей и приобщении их к целенаправленной работе с детьми.
Программа имеет развернутое методическое обеспечение.
Программа одобрена Экспертным советом по общему образованию.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru