Программа непрерывного образования что это

Роль непрерывности образования в современном обществе

Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.

В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:

  • детско-юношеское образование — обучение, воспитание и развитие человека, которое предшествует его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых — учебная деятельность в период взрослой жизни, сопровождающаяся практической деятельностью.

Знаменитая пословица «Век живи — век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.

Схема, представленная ниже, наглядно отражает непрерывность образования.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Роль непрерывности образования в современном обществе

ЧАСТЬ 1. Проблемы и перспективы непрерывного образования

Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и другие формы.

Непрерывность образовательного процесса дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.

В контексте рассматриваемого вопроса следует различать непрерывное образование и непрерывное обучение. Образование — вопрос социализации, а обучение – это функционально воспитание и научение. Первое предполагает профессиональную переподготовку и обучение другим навыкам в течение жизни.

«Непрерывное образование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям конкретной личности и общества в целом.

Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.

Выпуск 1. Возможности непрерывного образования

Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции обозначено четыре основных направления:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • рост качественной составляющей в профобразовании;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:

  • переход от управления высшими учебными заведениями к системе управления отдельными программами;
  • отказ от аккредитации вузов и переход к аккредитации учебных программ, постепенное введение кредитно-модульной системы образовательных программ;
  • создание независимых центров оценки качества образования.

Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических технологий.

Непрерывная система образования возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.

Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Определение

Непрерывность – это последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение обучающихся вперед на каждом из временных отрезков.

Преемственность, в свою очередь, — это непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, по сути, это единая организация этих этапов или форм в рамках неделимой системы образования.

Схематично преемственность в образовании можно изобразить, как представлено на рисунке 2.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Преемственность нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до послевузовского обучения.

В современном российском образовании отсутствует единая система, цели не согласованы между собой на стыках различных этапов и форм обучения.

Одной из важнейших задач является обеспечение целостного и содержательного единства учебной деятельности во всем образовательном процессе. Как уже говорилось, образование — это непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, соответственно необходимо говорить о единстве системы непрерывного образования.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей. Отдельные звенья образовательного процесса утрачивают свое единство. Это неизбежно отражается на формировании целостной, гармонично развитой личности и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образования на всех этапах обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждой отдельной личности.

Источник: spravochnick.ru

Непрерывное образование: что это такое, его преимущества и сложности

Описание картинки

Виктория Кучинова, Алексей Александров, Елена Лукашина Учебный центр TeachLine

Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор нет. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира: обучайся или умри! Или постоянная прокачка себя, своих знаний и навыков. В этой статье разберемся в истории понятия, поговорим о плюсах и минусах непрерывного обучения и поймем, кому оно подходит.

Образование и трудоустройство в России. Наши дни

Является ли наличие диплома обязательным требованием для трудоустройства на работу с хорошей зарплатой? Давайте посмотрим вакансии:

Вакансии дня в Москве

В России не так уж велик разрыв в зарплате между неквалифицированными работниками и квалифицированными стартового уровня. Разница скорее в условиях труда. Работать 8 часов или 12, в уютном офисе или на производстве. На опасном производстве, кстати, можно заработать больше, чем в офисе.

Читайте также:
7 zip file manager что это за программа и нужна ли она

Но разницы на старте почти нет. Продавец-консультант в ГУМе зарабатывает столько же, сколько специалист отдела продаж. Или как преподаватель английского. Водитель такси вообще делает их одной левой.

Но вот когда мы доходим до действительно высоких зарплат, ситуация меняется. В списке вакансий с самой высокой зарплатой за январь 2019 года все профессии – квалифицированные. Вряд ли вчерашний выпускник вуза может рассчитывать устроиться на такую зарплату.

Трудно, не зная профессии, сказать, чем занимается слесарь-реостатчик, но можно только порадоваться за него

И тут мы приходим к вопросу ценности диплома. 4 года бакалавриата не дают выпускнику никаких зарплатных преимуществ, про магистратуру вообще умолчим: никогда не встречали вакансии, где бы требовали степень магистра.

Современные работодатели действительно обычно требуют от соискателей диплом, но смотрят не столько на него, сколько на опыт работы. Выпускник попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу по профессии, ему нужен опыт. Чтобы получить опыт, ему нужно несколько лет поработать по профессии.

А что ждет в будущем?

Итак, если вам 20 с небольшим и вы ищете первую работу, то наличие или отсутствие диплома на вашей зарплате особенно не скажется.

Значение тут имеет только взгляд в будущее. Все неквалифицированные профессии сейчас находятся под угрозой. Беспилотные автомобили – уже полноценная реальность. Как скоро они заменят таксистов? Это экономический, а не технический вопрос.

Могли бы прямо сейчас, но люди пока дешевле.

Как скоро на опасных производствах останутся только роботы? Это тоже вопрос экономии. По данным исследовательского агентства McKinsey, на нынешнем уровне развития технологий есть очень немного профессий, которые можно полностью заменить роботами, их около 5 %.

Но вот отдельные функции можно автоматизировать в отдельных профессиях уже сейчас. Хуже всего придется тем, кто работает физически и в предсказуемых условиях: стоят у станка или готовят фастфуд. На втором месте сбор и обработка данных: журналисты, менеджеры по сбору заявок, юристы и другие. Чувствуете себя машиной и жалуетесь на рутину? Что ж, ваша работа под угрозой со стороны машин.

Зато очень тяжело автоматизировать работу воспитателей в детском саду, сантехников, садовников – тех, кто работает с людьми или в непредсказуемых условиях. Неизвестно, что будет с брянским слесарем-реостатчиком, но робот явно обойдется его работодателю дешевле.

На втором месте профессии с очень высоким уровнем экспертности. Робот заменит журналиста, но никогда не станет главным редактором. Рядового дизайнера можно заменить нейросетью, Артемия Лебедева нельзя.

Единственный в своем роде

Когда произойдут все эти изменения? То же агентство McKinsey обещает, что в ближайшие 10–12 лет – до 2030 года. Скорее всего, в России это займет больше времени. У нас рабочая сила стоит дешевле, поэтому внедрять новые технологии не так выгодно, как на западе. Но в любом случае это случится уже при нашей жизни.

Какой же выход из ситуации?

Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость. Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом.

Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.

Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.

Три вида образования

1. Педагогика

Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает.

Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!

Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.

Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.

Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.

2. Андрагогика

В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.

Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.

Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.

Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.

3. Эвтагогика

В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!

Читайте также:
Progress telerik fiddler что это за программа

С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!

Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.

При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания.

У вас есть свой блог? Зарабатывайте с нами от 10 000 рублей на партнерской программе TeachLine.

Преимущества непрерывного образования

  1. Постоянное поддержание высокого уровня образованности. Узнавая каждый день новое, вы легко отслеживаете тренды в различных сферах деятельности и то, что потеряло свою практическую ценность.
  2. Необходимость постижения смежных областей знаний. Занимаетесь интернет-маркетингом? Вы с удовольствием начнете подтягивать уровень владения английским языком, понимание психологии и рекламного дела.
  3. Знакомство с профессионалами своего дела в различных областях. Это лекторы-преподаватели, коллеги и чем черт не шутит – будущие работодатели!
  4. Развитие личностных аспектов. В ходе непрерывного обучения вы тренируете память способность находить, обрабатывать и усваивать гигантские объемы информации.
  5. Адаптация к грядущим изменениям на рынке труда. Все просто: ваш багаж знаний позволит работать там, где все рабочие места заняты роботами. Шутка это или нет, вы решите сами. Главное – учитесь всему, что может пригодиться.

Естественно, без сопутствующих процессу трудностей не обойтись.

Сложности непрерывного образования

  1. Высокая ответственность. Об этом мы уже говорили. От ученика требуется умение учиться, самостоятельно себя мотивировать, выполнять огромный объем самостоятельной работы, контролировать свои знания, строить эффективную программу получения знаний. Это требует железного стержня, а у каждого ли он есть?
  2. Сложности в практическом применении. При самостоятельном обучении у учеников часто возникает иллюзия собственной компетентности. Им кажется, что они овладели навыками и могут их применить, но на практике оказывается, что это не так. Любые курсы, даже законченные с отличием – лишь начало. Постоянная практика, а не корочка об окончании обучения, делает из студента высокооплачиваемого профессионала.
  3. Нехватка общения. Самостоятельное обучение не учит командной работе. Кроме того, ученики не могут сравнивать себя с другими и оценивать свой уровень на их фоне. Это приводит либо к неадекватно высокой, либо к неадекватно низкой самооценке. Опять же – спуститься с небес на землю и работать командой поможет практика.
  4. Финансы. Как минимум нужно платить за интернет, чтобы постоянно быть в курсе о новых материалах и искать то, что уже есть по интересующим темам. А если уж вы решите углубиться и начать покупать книги (бумажные или электронные), и тем более пойти учиться на курсы (опять же онлайн или офлайн), будьте готовы к тому, что это стоит денег, подчас немалых.
  5. Множество недобросовестных «учителей». Увы, рынок наполнили псевдогуру, которые «впаривают» дешевку под видом качественных курсов и материалов. Распознать их просто: читайте отзывы, изучайте информацию о лекторах и программу курсов. У хороших учителей все расписано максимально прозрачно и детально.

Почему учиться тяжелее, чем кажется

В утопическом мире продавщицы из супермаркетов после двенадцатичасовой смены учат программирование. Грузчики корпят над английской грамматикой, а кухарки управляют государством.

Побольше бы таких продавцов-кассиров!

На деле это не так. В начале 2019 года интернетом пользовались 75,4 % взрослых россиян. Это 90 миллионов человек. Здорово, конечно, но что делать с оставшимися 25 процентами? Человеку, который не владеет азами компьютерной грамотности, просто бессмысленно рассказывать о том, что в интернете есть курсы практически по всему.

Есть и люди, которые просто не привыкли получать новую информацию. Учиться им сложно и неприятно. Особенно в интернете, где никто никого не контролирует и особой мотивации нет.

Кто поспорит, что проще учиться, если у вас есть на это время и деньги! А если нет? Можно ли говорить о любом обучении (о непрерывном вообще умолчим), когда человек после 12-часового рабочего дня только и ждет того, чтобы прийти домой, поесть и упасть на кровать?

И, конечно, знания нужно применять на практике. Даже если дальнобойщик изучит полный курс программирования, ему придется где-то применять свои знания, иначе они забудутся. Но вряд ли вождение грузовика можно совместить с практическим программированием

Государство может помочь?

Как обеспечить непрерывное обучение сотрудников?

Понятие lifelong learning (обучение длиной в жизнь) появилось уже в наше стремительное время. А раньше достаточно было один раз освоить профессию, чтобы полученных знаний хватило на всю жизнь. Однако ещё Конфуций говорил «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». Философ Сюнь-цзы высказывался ещё более конкретно: «Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само собой».

На самом деле, потребность в непрерывном процессе обучения есть у большинства людей, независимо от того, в какое время они живут. Последние исследования показали, что многие проходят курсы и тренинги не только для карьерного роста. Процесс обучения делает людей счастливее. И в этом смысле непрерывное образование — одно из условий полноценной жизни.

Читайте также:
Что за программа которая человек может узнать все из ВК

Обучение делает людей счастливыми

Что такое непрерывное обучение?

Непрерывное обучение и развитие — это процесс постоянного получения новых знаний и навыков. Оно может быть как корпоративным, так и личным. В это понятие входят курсы повышения квалификации, семинары и мастер-классы, вебинары и онлайн-образование.

Что обучение в системе непрерывного образования даёт работодателю?

  • Возможность использовать новые технологии для развития бизнеса. Новые методы работы, практики и разработки появляются каждый год. Если работники умеют их применять, компания получает преимущества перед конкурентами.
  • Условия для карьерного роста внутри компании и, как следствие, снижение текучести кадров. Со временем сотруднику становится скучно выполнять одни и те же обязанности на одном и том же месте. Непрерывное обучение предоставляет возможности для развития. К тому же, компания сэкономит время, деньги и ресурсы на привлечение новых работников. Инвестиции в развитие сотрудников обходятся дешевле, чем приём на работу и адаптация новичков.

Есть ли разница между терминами lifelong learning и непрерывное обучение профессиональной деятельности?

Чаще всего эти понятия используют как синонимы. В англоязычной практике lifelong learning ближе к личностному развитию, а непрерывное обучение — к профессиональному. Например, когда человек регулярно читает профессиональную литературу или смотрит вебинары на Youtube, принято говорить, что он учится на протяжении всей жизни. А непрерывным обучением он будет заниматься в том случае, если начнёт регулярно проходить обучающие курсы на работе. При этом получение знаний здесь обычно преследует конкретную цель: приобрести конкретный навык для работы и карьерного роста.

Концепция непрерывного обучения

Вопрос постоянного совершенствования знаний касается не только компаний и их сотрудников. В России программа непрерывного обучения принята на государственном уровне.

Концепция непрерывного образования в нашей стране действует до 2025 года. Согласно ей государство должно обеспечивать возможности для образования взрослых людей в течение всей жизни. Условия развития профессионального обучения прописаны в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Как государство планирует проводить обучение и профессиональную подготовку специалистов? Согласно концепции непрерывного образования, обучение поделили на три части:

  • формальное образование, в которое входит освоение программ в образовательных организациях,
  • неформальное образование, включающее наставничество, стажировку, инструктаж и другие формы обучения на рабочем месте,
  • спонтанное образование, означающее индивидуальное обучение или самообразование.

Почему государство принимает участие в образовании взрослых людей? По статистике в России только 17% специалистов постоянно получают новые знания и навыки. Для сравнения, в странах Европы этот показатель достигает 40%, а в отдельно взятой Швеции — 60%. Планируется, что к моменту окончания программы наша страна догонит ЕС.

Непрерывное обучение — необходимое условие для развития карьеры

Организация системы непрерывного обучения

Чтобы у сотрудников были силы и мотивация для непрерывного профессионального обучения, нужно создать благоприятную среду в компании. Рассказываем, что можно сделать для организации системы корпоративного образования.

Непрерывное обучение должно охватывать весь жизненный цикл сотрудника: от приёма на работу до увольнения. Начинать нужно с первого дня на новом рабочем месте, подробнее об этом можно прочитать в статье про онбординг.

Прежде всего, нужно донести до сотрудников мысль о том, что компания ценит часы, потраченные на обучение. Некоторые люди стесняются учиться на рабочем месте, так как считают это лишней тратой времени. Чтобы доказать обратное, руководитель должен демонстрировать заинтересованность в обучении и развитии. Например, спрашивать у сотрудников, как продвигается освоение новых знаний, с какими трудностями они сталкиваются и чему ещё хотели бы научиться.

Важно составить план непрерывного профессионального обучения, привязанный к реальным потребностям бизнеса. Нужно определить ближайшие бизнес-цели и составить список знаний, которые необходимы сотрудникам для их достижения. Стоит прописать в плане, как именно будет проходить обучение: с помощью приглашённых специалистов, собственными силами или в онлайн.

Система непрерывного обучения персонала должна включать как общий план развития команды, так и индивидуальные программы для каждого сотрудника. Необходимо пообщаться с людьми лично, чтобы узнать, каких знаний и навыков им не хватает для более эффективной работы, чему они хотят научиться. Отдельно стоит уточнить про предпочтительные способы обучения. На основе этих данных нужно составить систему непрерывного образования, которая будет включать:

  • выделенные часы для обучения в рабочее время,
  • семинары и тренинги офлайн,
  • наставников и менторов,
  • онлайн-курсы на платформах LMS,
  • подписку на профессиональные ресурсы.

Современный подход к непрерывному обучению

Современный подход к развитию непрерывного образования предполагает практичность. Это значит, что знания нужно не накапливать впрок, а получать в тот момент, когда в них есть реальная потребность.

Вместо объёмных курсов, отнимающих рабочее время, можно использовать короткие обучающие видео. Здесь действует принцип «лучше по пять минут каждый день, чем в течение недели, но раз в год». Современные знания слишком быстро устаревают, чтобы тратить на их упаковку много времени и средств.

Чтобы сократить расходы на профессиональное образование, программы обучения можно перенести в онлайн. Например, на платформе Эквио можно хранить корпоративную базу знаний для сотрудников, загружать или создавать курсы и проводить тесты. Достаточно один раз создать обучающий материал, и использовать его потом для обучения любого количества персонала без ограничений по времени и локации.

Непрерывное обучение выгодно и для компании, и для сотрудников. Без него невозможно оставаться гибким и быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Поэтому в выигрыше оказываются те, кто сумел донести ценность lifelong learning до своей команды и создал комфортные условия для обучения и развития. К счастью, последнее не требует больших вложений благодаря платформам LMS для онлайн-обучения.

Источник: e-queo.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru