Включение шрифта в изобразительную композицию — очень частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт — это очень своеобразное искусство. Во-первых, он носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо. Любая надпись имеет определенную динамику и последовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можно выразиться, во времени.
Методика преподавания ИЗО.
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
Приоритетной целью худ.обр. в школе явл. духовно-нравств. Развитие ребенка,т.е. формирование у него качеств, отвеч. представлениям об истинной человечности., о доброте и культурной полноценности в воспр.мира. Культуросоздающая задача состоит также в воспритании гражданственности и патриотизма. Эта задача не должна ограничивать связи с мировыми процессами. Основными задачами препод.изо явл: -овладение учащ-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в обл.декор-прикл.искусства, лепки,аппликации.; -развитие у детей изобр.способйнотей, художественного вкуса, творческого воображения,пространственного мышления,эстет.чувства и понимания прекрасного,восприятание интереса и любви к иск.
Эффективные педагогические практики преподавания изобразительного искусства
Цели и задачи предмета «Технол. И методики обучения ИЗО»
Программы по изобр.иск. в общеобраз.школе. кузин, неменский.
Во всех программах по ИЗО представлены прикладные задачи,связ. С формир. Худ.способностей,умений и навыков худ-творч.деят. Разница очевидна в концептуальных подходах к предметам искусства.
Программа Неменского» Изобр.искусство и худ.тред 1-9 кл». Программа явл.интегративным курсом,включ. В себя синтез изо и худ.труда.Оптимальный вариант ее реализации происх.при 2 уч.часах в неделю. Основными концепциями и задачами явл.след.: -формир. худ.культуры как неотъемл.части духовной;- формы выражения своего отношения,основ.на освоении опыта худ.культуры;-обеспечение поступательного худ.развития ребенка;-развитие навыков восприятия произвед.искусства и овладение образным языком иск-ва.;-развитие худ.-ообьразного мышления на основе творческой деят-ности./ Основные виды деятельности:-изображение на плоскости и в объеме;-декоративная и конструктивная работу;-лепка;-аппликация;- объемного-пространственное моделирование;-изучение худ.наследия;-подбор иллюстративного материала.
По мнению Неменского,наиболее эффективным путем в освоении худ.-творч.деят., явл.путь ,при котором у человека развив.эмоционально-образная сфера познания.
Программа Кузина «Изобразительное иск-во 1-9 кл». Основная теоретическая и метод.база обучения-классическая школа реализма,рисования с натуры. Программа рассчитана на 1 ч.в неделю. Основные концепции и задачи: -формир.духовной культуры личности;-овладение знаниями элементарных основ реалистического рис.,формир.навыков рисования с натуры,по памяти.;-развитие у детей изобраз.способнотей,худ.вкуса, творческого воображения. Основные виды еятельности: -рисование с натуры;-рисов.на темы и иллюстрирование;-декор.работа; -лепка;-аппликация;-беседы об изобр.иск.
Учитель ИЗО в рубрике «О предмете дословно»
Помимо этих двух программ существуют также программы: Шпикаловой (взаимосвязь классического и народного иск-ва), Юсова (основана на идее интеграции искусств и похихудожественное развтитие школьника),программа кубышкиной для малокомплектных сельский школ.
Программа по ИЗО для сельских малокомплектных школ.
Оборудование кабинета ИЗО: светлый(северо-запад); водопровод; большая площадь; проход между партами; цвет приглушенный; шторы светонепроницаемые; мебель эстетична; постоянное оформление(росписи стен, композиции ДПИ и др.); временное оформление(выставка детских работ, разработки по цветоведению); оборудование кабинета: доска, магнитная доска, доска из оргстекла, шкафы для хранения репродукций и таблиц, экран, подставка для экранного аппарата, осветительные приборы, подставки под натуру, мел, краски и др.
Наглядные пособия: образцы заданий, техник, рисование с натуры. Виды наглядных пособий: предметы из окружающей действительности(натурный фонд), муляжи, кубы и др.; модели объясняющие конструктивные закономерности построения предметов (проволочные модели), динамические модели; схематические рисунки и таблицы с поэтапным выполнением рисунка; слайды; репродукции картин; гипсовые слепки; чучела птиц, животных, насекомых; педагогический рисунок(работа на доске, приемы работы красками). Требования к наглядности пособий и материалов: материалы должны соответствовать требованию программы, учитывать возрастные особенности учащихся, быть ясными и яркими, соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Методы обучения: демонстрация конкретных предметов и явлений в натуре, иллюстрации – наглядные пособия репродукции, экскурсия (цель)
Оборудование места ученика- альбом, папка;- цветная бумага;- карандаш графический;- акварельные краски;- кисти;- гуашь;- ластик.
Внеклассная и внешкольная работа.
Элективный курс(избирательный)Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются: беседы, лекции, доклады с показом репродукций, организация и руководство ИЗО кружками, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, организация различных выставок, выезды на пленэры, проведение факультативных занятий. ВВ работа преследует те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся. Руководящая роль педагога сохраняется и на внеклассных занятиях, где так же необходимо составить план и наметить тематику занятия. ВВ работа развивает интерес и любовь к ИЗО, более полно знакомит с произведениями искусства.
ИЗО – кружок – наиболее распространенный вид работы, является как бы продолжением классных занятий. Особенности – в нем занимаются те, кто интересуется ИЗО. Структура деятельности отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонности и интересов учащихся.Экскурсии – устраиваются с целью полнее раскрыть отдельные темы учебной программы, глубже ознакомиться с видами ИЗО, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.Беседы – проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу. Лекции – применяются с показом репродукций. Может приводится с приглашенным специалистом.Доклады – как правило, делают сам учащиеся, учитель дает темы за 2 недели.Кинофильмы – посвященные художникам и технике ИЗО
особенности организации кружковой работы
Изостудия(кружок) наиболее распространенный вид внеклассной работы в школе. Задачи: -развит. Эстетич.восприятия, художественного вкуса, -воспитание творческой личности,-начальная профильная подготовка, -развитие образного мышления, -активизация творческого воображения, -формирование самостоятельности в творчестве.
Особенности кружковой деят-ти: -серьезность подхода к занятиям,как со стороны ученика,так и со стороны учителя, -отличается структура деятельности, -уеличивается количество применяемых материалов, -увеличивается время рабоы, -уменьшается количество учеников, — разнообразие форм. Занимаясь в кружке дети получают свободу в творчестве, сохраняя и приобретая свой стиль. При работе в кружке учитель использует индивидуальный подход к каждому ученику, руководствуясь общими принципами,которые заложены в программе.
Система оценки знаний и умений школьников.
В настоящее время на уроках ИЗО новый подход к оценке знаний. Рекомендуется вводить кроме бальной оценке, качественную оценку, т.е. оценочное суждение педагога. В нее входят оценка эмоционально-целостного восприятия, количественное – по стандарту.За урок каждый ученик должен получить оценку. Исключением является тематические задания. Существуют четыре вида учета успеваемости:
— предварительный (при получении нового класса в связи с необходимостью выяснить уровень и степень знаний)- текущий (в процессе учебной работы, за выполненное задание, за активность)- периодический (за четверть путем выведение общих оценок за работу)- итоговый (оценка работ ученика за год)
Критерии оценки рисунка. — оценивается композиция- характер формы предмета, построение- перспектива-передача объема- владение техникой- общее впечатление от работы.Преимущество критериев оценки зависит от целей урока.
Источник: www.myunivercity.ru
Неменский методика преподавания изо в школе
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПО ПРОГРАММАМ Б.М. НЕМЕНСКОГО
. Цели и задачи программы под редакцией Б.М. Неменского
Цели базовых образовательных дисциплин сводятся к усвоению учениками знаний, формированию у них навыков и различных умений, полезных в будущем. Однако для искусства, изобразительного в том числе, лишь этого будет недостаточно. Освоение многочисленных художественных техник не гарантирует создание картины, которую можно будет назвать гениальной.
Изучение искусства – одна из нескольких составляющих успеха в творчестве. Ребенок отправляется на урок изобразительного искусства не только для того, чтобы увидеть разные произведения или выполнить определенную работу на определенную педагогом тему. Цель куда глубже – ему нужно ощутить, что он – неотъемлемая часть человечества, т.е. приобрести эмоциональный, ценностный и творческий опыт, который необходим ему для успешной жизнедеятельности в будущем, для овладения многочисленными способами познания окружающей действительности.
В качестве основного предмета изучения выступает связь изобразительного искусства с жизнедеятельностью, выделяется его особая роль в жизни общества и даже повседневности, его значение в развитии детей в целом. Предполагается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающего мира. Еще одна цель – духовно-нравственное развитие детей, то есть формирование у него тех качеств, которые отвечают представлениям о настоящем гуманизме, о доброте и культурной полноценности в восприятии окружающей действительности. Другими словами, нужно воссоздать условия для создания некого творческого начала, и последующего формирования внутренне свободной личности в своей творческой деятельности.
Базовые задачи изобразительного искусства как предмета общеобразовательной программы сводятся к двум.
Первая – привлечение к изобразительному искусству и увлечение им. Вне увлечения, вне очарования, наслаждения творениями других людей нет возможности сформировать потребность перманентного общения и взаимодействия с ним как не может в принципе осуществляться подлинное общение с искусством. Программа уделяет формированию увлеченности изобразительным искусством на абсолютно всех занятиях принципиальное, центральное внимание. Создание атмосферы увлеченности чем угодно на занятиях – это истинное предназначение педагога.
Вторая задача состоит в приобщении к произведениям искусства, в частности, и к художественной культуре, в целом. Содержание этой задачи заключается в трех элементах, которые в совокупности способны раскрыть ее сущность:
2) Искусство как творчество (собственная творческая деятельность);
3) Искусство как язык (профессиональный опыт).
Рассмотрим более подробно эти пункты.
1. Содержание искусства – это, почти всегда, те жизненные трудности, ради разрешения которых и предназначено искусство: из столетия в столетие формировалось в нем особое отношение к каждому явлению жизни (к окружающему миру, человеку и обществу). В свете данной задачи изобразительное искусство стоит рассматривать в качестве культуры отношений, как отображенный в художественных произведениях опыт людей в широком смысле этого слова в разграничении добра и зла.
2. Творческий опыт искусства – еще один из самых важных элементов. Именно здесь заложена сущность развития образно-творческих способностей, гибкости, гармоничности и вариативности человеческого мышления. За рамками творчества немыслимо и даже невозможно сущности искусства слиться с его языком и превратиться в подлинное произведение искусства. Хорошие способности к творчеству, навыки и умения необходимы и при создании художественного произведения, и при его интерпретации: ребенок превращается из художника в зрителя и наоборот. Это и есть один из способов формирования творческих способностей.
3. Язык искусства. Вне системы референтов вообще невозможно существование содержания, его никак нельзя выразить через образы или референты. Данный элемент системы предполагает обязательное выполнение определенных упражнений и заданий на практике на занятиях по изобразительному искусству. Сама возможность владения средствами изобразительного искусства, его языком со своими составляющими: линиями, объемом, цветом, светом, пространством, ритмом и проч. способствуют созданию некоторого художественного образа. К примеру, создание образа испанского танца с его свободной пластикой или изображение балетного спектакля повлекут использование почти противоположных средств, приемов и техник иллюстрации.
Полякова Ирина Борисовна — научный сотрудник Центра непрерывного художественного образования, заместитель директора по научно-экспериментальной работе ГОУ СОШ № 328 г. Москвы, учитель изобразительного искусства высшей категории.
Сапожникова Татьяна Борисовна, методист Центра непрерывного художественного образования, учитель школы № 235 г. Москвы.
Концепция
Лекция 2. Структурные принципы построения содержания программы. Принцип создания атмосферы увлеченности искусством. Принцип выделения трех видов художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной). Сравнение поэлементного и блоково-тематического принципов построения программы. Практикум: дидактические игры.
Лекция 3. Методические принципы построения содержания программы. Принципы: установления и реализации связей искусства с жизнью человека, целостности и неспешности эмоционального освоения, опоры на апогей явлений в искусстве, единства восприятия и созидания. Значение принципов в практических вопросах планирования уроков изобразительного искусства. Практикум: уроки.
Контрольная работа № 1.
Лекция 4. Особенности обучения языку искусства. Система изобразительно-выразительных средств (линия, пятно, форма и др.). Единство художественного образа и языка искусства. Приемы обучения: учебно-ознакомительные упражнения, тренировка умений, рассказ, беседа, игра. Практикум: уроки.
Лекция 5. Современный урок в художественной системе Б.М. Неменского. Типы уроков: проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-праздник искусств. Алгоритм системного анализа урока. Практикум: уроки.
Лекция 6. Взаимосвязь учебной программы с системой дополнительного образования. Дополнительное образование как часть системы непрерывного художественного образования. Цели, задачи и формы приобщения детей к искусству. Способы активизации творческих знаний учащихся. Практикум: коллективные работы.
Контрольная работа № 2.
Лекция 7. Педагогическое мастерство и специфика деятельности учителя искусства. Профессиональные требования к учителю искусства. Основные составляющие педагогической техники. Стили деятельности учителя. Практикум: уроки.
Статья первая. Часть I. Цель, задачи, принципы построения и структура программы Б.М. Неменского
Специфика преподавания изобразительного искусства
Цель и задачи программы
Сочетание общедидактических принципов с принципами и методами художественной педагогики
Принципы обучения — это руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения. Знание принципов предполагает возможность системного и поэтапного выстраивания процесса обучения и контроля знаний.
В современной дидактике существует следующая система принципов, обосновывающих процесс обучения вообще и процесс обучения искусству в частности:
— развивающего и воспитывающего обучения (обучение направлено на цели всестороннего развития личности);
— сообразности (культуро-, природосообразности — построение процесса обучения, сообразуясь с природой, внутренней организацией, способностями ребенка, подростка, юноши, а также с законами окружающей их природной и социальной среды);
— научности и связи теории с практикой (строить процесс обучения на научном знании, использование полученных знаний в решении практических задач);
— систематичности и системности (преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе);
— наглядности (в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать);
— доступности (переходить от простого к сложному, от известного к неизвестному) и др.
В процессе обучения искусству мы используем основополагающие принципы современной художественной педагогики. В.А. Разумный сформулировал их таким образом: свободный выбор учащимся доминирующего, любимого вида деятельности при обязательном влиянии педагога; развитие художественно-творческих способностей учащегося в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация).
Источник: obrazovanie-gid.ru
Рабочая программа по ИЗО 5-7 Неменский ФГОС
Рабочая программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
Похожие материалы
документ | Рабочая программа по ИЗО 5-7 Неменский ФГОС | Пономарева Н.Н. | 7 Июн 2015 |
документ | рабочая программа по изо неменский 5 класс | Мерц Татьяна Васильевна | 20 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 5 класс (Неменский) | Депутатова Анастасия Петровна | 20 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО Б.М. Неменский 5 класс | Ярощук Татьяна Викторовна | 20 Янв 2016 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Неменский) | Депутатова Анастасия Петровна | 20 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 7 класс Б.М. Неменский | Ярощук Татьяна Викторовна | 20 Янв 2016 |
документ | Рабочая программа по Искусству (ИЗО ) ФГОС Школа России 2 класс Неменский | Бакаева Ирина Юрьевна | 4 Апр 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. (Неменский Б. М.) | Саевская Анастасия Константиновна | 24 Сен 2015 |
документ | Рабочая программа 5-6 кл.,ФГОС, ИЗО, Неменский с УУД, планируемые результаты, | Филипова Наталья Анатольевна | 21 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС | Соломеина Светлана Алексеевна | 23 Сен 2015 |
документ | рабочая программа по ИЗО 1 класс Неменский | Воробьёва Лариса Васильевна | 30 Мар 2015 |
разное | Рабочая программа по ИЗО, 3 класс, авт. Б. М. Неменский | Попова Екатерина Владимировна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изо авт. Неменский | Михайлова Елена Николаевна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 6 класс (Неменский) | Депутатова Анастасия Петровна | 20 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 4 класс (Неменский) | Депутатова Анастасия Петровна | 20 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 8 класс Б.М. Неменский | Ярощук Татьяна Викторовна | 24 Янв 2016 |
таблица | рабочая программа для электронного журнала. 5-7 классы. изо. Неменский | Мещерякова Ирина Алексеевна | 20 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО. 1 класс. Б. М. Неменский | Начевкина Эльвира Анатольевна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс .Неменский Б.М. | Абросимова Светлана Александровна | 4 Ноя 2015 |
документ | рабочая программма по изо 4 кл. Б. Неменский | Гмырина Алена Петровна | 5 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс | Какурина Ирина Арнольдовна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Б. М. Неменский) | Баркова Наталья Васильевна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс (Б.М. Неменский ) | Антонова Александра Анатольевна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс (Б.М. Неменский ) | Антонова Александра Анатольевна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс VII вид, Неменский | Коршун Кристина Александровна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа, для начальной школы, учебного курса по изобразительному искусству в 4 классе Неменский Б.М. | Комарова Екатерина Витальевна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 кл. авт. Неменский | Морозова Валентина Ивановна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (Б.М. Неменский) с УУД | Краковская Валентина Ивановна | 14 Сен 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (Б.М. Неменский) с УУД | Краковская Валентина Ивановна | 14 Сен 2015 |
документ | Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс, Неменский Б.М. | Тютикова Татьяна Олеговна | 1 Мар 2016 |
документ | Тематическое планирование по изо 5 класс Неменский | Руль Виктория Викторовна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа , иЗО, Неменский, 6-9 класс | Филипова Наталья Анатольевна | 21 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 1. Программы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А | Мошкина Алевтина Фёдоровна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изо 5-7 класс в соответствии с требованиями ФГОС. | Аксенова Инна Владимировна | 28 Сен 2015 |
документ | Рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС | Урубкова Полина Александровна | 21 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по изо 5-8 класс ФГОС | Колчина Елена Ивановна | 21 Мар 2015 |
документ | рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС | Тишина Елена Сергеевна | 20 Мар 2015 |
разное | Рабочая программа по ИЗО, 5 класс, ФГОС | Шаньшерова Марина Михайловна | 31 Мар 2015 |
документ | ФГОС Рабочая программа по ИЗО 5-9 классы | Белоконева Любовь Павловна | 6 Апр 2015 |
документ | Рабочая программа по Искусству (изо) 5 класс ФГОС | Головко Елизавета Николаевна | 15 Дек 2015 |
Источник: pedportal.net