Научно-исследовательская работа – это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований.
Научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное, а зачастую, совместное с научным руководителем, исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения и грамотно пользоваться терминологией. Конечно, эта работа гораздо проще, чем работы настоящих ученых. Но по структуре, применяемым методам, системе планирования – это настоящее исследование.
Исследовательская работа – это не реферат и не статья одного из специалистов, скачанная из интернета. Это возможность провести самостоятельное исследование и применить научный подход для получения результата, применить практические навыки или приобрести новые для решения поставленных задач, проявить навыки планирования своей работы и анализа полученных результатов.
Уровни научного познания: объясняет Иван Хеорхе | Преподаватели «Фоксфорда» | Обществознание
Знания, полученные в ходе исследования, полученные своим трудом, запоминаются гораздо лучше. Метод, когда ученик и учитель ставят перед собой вопросы, которые ставили первооткрыватели законов в различных науках, и совместно ищут ответы – больше увлекает учеников и формирует желание в дальнейшем заниматься научной деятельностью.
Задачи научно-исследовательской работы
Согласно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) исследовательская работа является обязательной частью подготовки выпускника. В результате этой работы обучающийся должен показать умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу, придерживаться поставленного исследовательского вопроса, анализировать ход своей работы и оценивать полученные результаты, применять специализированную терминологию, отражать результаты своего (индивидуального) исследования.
Этапы научно-исследовательской работы
Этапы исследовательской деятельности:
1. Выбор направления исследования
2. Выбор темы исследования
3. Формулирование гипотезы
4. Планирование этапов работы
5. Сбор данных о предмете исследования
6. Проведение исследования
7. Оценка полученных результатов
8. Оформление работы
Выбор направления исследования и выбор темы исследования
Работа над исследованием начинается с желания заниматься этим вопросом. Необходимо понять, о чем будет исследование, осознать свои сильные стороны как исследователя в выбранном направлении, принесет ли это пользу в будущей деятельности. Хорошая тема для научно-исследовательской работы – это та тема, которая интересна именно вам и вашему научному руководителю. Сформулируйте тему правильно. Тема должна быть корректной, узкой, ясной.
Лекция 6 Логическая структура и аппарат научного исследования
Для обучающихся в образовательных организациях общего образования успешным учебным исследованием может считаться повторение чьего-либо эксперимента, анализ определенной методики, применение метода в новых условиях, сравнение методик различных специалистов и пр. совместно с глубоким анализом литературы по выбранной теме.
Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования важным фактором является новизна исследования, его актуальность.
Формулирование гипотезы
Сформулируйте научное предположение, требующее проверки и теоретического обоснования или подтверждения. Ключевая исследовательская гипотеза должна вытекать из формулировки темы исследования.
Планирование этапов работы
Составьте развернутый и структурированный план своей работы для последовательного движения к цели исследования. Это поможет организовать свою работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, это дисциплинирует и заставляет работать в определенном ритме.
Сбор данных о предмете исследования
Определите, как вы будете получать данные. Существует два метода – эмпирический и исследование по вторичным источникам. Эмпирический – получение данных через наблюдения и эксперименты. Исследование по вторичным источникам – умозрительное заключение, обзор и глубокий анализ литературы.
Проведение исследования
Приступайте к проведению исследования в соответствии с выбранным методом исследования. На этом этапе работы собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.
Оценка полученных результатов
Окончание работы над исследованием. Вы получили знания о том, как устроен объект исследования, что из себя представляет, чем отличается от чего-то другого, что не доисследовано, какое может быть продолжение.
Основным критерием результативности проделанной работы для обучающихся в образовательных организациях общего образования является уровень освоения навыков исследовательской деятельности. Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования таким критерием таким критерием является научная новизна и практическая значимость.
Написание текста работы
Для написания текста можно воспользоваться законами художественного творчества из статьи Марка Твена «Литературные грехи Фенимора Купера»:
«Автор обязан:
12. сказать то, что он хочет сказать, не ограничиваясь туманными намеками,
13. найти нужное слово, а не его троюродного брата,
14. не допускать излишнего нагромождения фактов,
15. не опускать важных подробностей,
16. избегать длиннот,
17. не делать грамматических ошибок,
18. писать простым и понятным языком».
Структура научно-исследовательской работы работы
Структура работы может быть представлена следующим образом:
1. Титульный лист
2. Аннотация (что сделано, что нового получено)
3. Содержание (название глав и параграфов с указанием страниц)
4. Введение (обозначение проблемы, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы)
5. Главы основной части, в том числе и исследовательская часть (анализ научной литературы; выбор определенных методов и конкретных методик исследования; процедура исследования и ее этапы)
6. Выводы (интерпретация полученных результатов)
7. Заключение (краткий обзор выполненного исследования)
8. Список литературы
9. Приложения (таблицы, графики, справочники и др.)
Защита работы и текст выступления
Защита исследовательских работ осуществляется на тематических конференциях. Обычно на выступление отводится 10 минут, поэтому необходимо проговорить свое выступление с часами в руках. Но проговаривать рекомендуется в слух, а не про себя. Это помогает структурировать текст и понять, что в речи не досказано.
Текст выступления не должен затрагивать подробности. За 10 минут вы никогда никаких подробностей рассказать не сможете. Надо изложить основные результаты. Все, что вы говорите, должно быть пояснено, но не надо касаться вещей, которые и так все знают. Будьте готовы ответить на вопросы экспертного жюри и других участников конференции.
Источник: integraciya.org
Научное исследование, его структура, этапы и уровни
Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Классификация научных исследований может проводиться по различным основаниям. По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и не финансируемые.
Введение………………………………………………………..3
1.Определение научного исследования……………………………….4
2.Классификационные признаки научных исследований……………6
3.Основные этапы научного исследования…………………………. 14
Заключение……………………………………………………………. 17
Список используемой литературы
Файлы: 1 файл
1.Определение научного исследования……………………………….4
2.Классификационные признаки научных исследований……………6
3.Основные этапы научного исследования…………………………. 14
Список используемой литературы…………………………………….18
На рубеже 3-го тысячелетия расширение объема знаний, накопленных человечеством, превратило в проблему способ их усвоения. Ускорение научно-технического прогресса увеличило объем активного времени, затрачиваемого людьми на получение новых знаний, на выявление новых законов природы и общества. В студенческие годы развитие интеллекта характеризуется максимальной за всю жизнь человека скоростью мыслительных и логических процессов. Великие ученые и педагоги всегда мечтали о превращении учебы в процесс активного познавательного творчества или в процесс творческого познавания. Они желали своим ученикам почувствовать в жизни непередаваемое счастье творчества, акта совершенного открытия.
В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 — 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием.
В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации. Все это привело к научно-технической революцией (НТР). Особенностями НТР являются возрастающая роль науки; возможность автоматизации не только физического, но и умственного (не творческого) труда; бурный рост и обновление научно-технической информации; быстрая смена материалов, конструкций, машин, технологических процессов; резкое увеличение разновидностей инженерных решений; повышение уровня комплексной механизации и автоматизации, а также систем управления.
1.Определение научного исследования
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и
внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научное исследование, процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки). Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Основными компонентами научного исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Для прикладных научных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в производство. Структура научных исследований определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. В ряде случаев те или иные этапы могут отсутствовать (например, при экспериментальной проверке ранее выдвинутых гипотез и т. п.).
Так как результаты научных исследований не должны повторять ранее открытые факты и законы, то процесс научных исследований следует рассматривать как функцию цели и времени. Из двух исследовательских процессов, относящихся к одним и тем же объектам и решающих одну и ту же задачу, более эффективным является тот, который, при прочих равных условиях, приводит к намеченной цели за более короткий интервал времени.
Источник: www.yaneuch.ru
Структура научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа необходима для того, чтобы студент смог изложить свои научные поиски, провести соответствующие решения, определить собственную гипотезу, расширить и закрепить уже имеющиеся знания по теме исследования, а также сравнить и установить закономерности между тем исследованиями, которые уже были проведены.
Любая научно-исследовательская работа пишется студентом самостоятельно. В некоторых случаях данный труд пишется совместно с научным руководителем, если он имеет более сложную тему, структуру и общий интерес. Основное исследование, конечно же, проводится самим студентом, а вот с подбором и анализом теоретических источников вполне может помочь научный руководитель.
Сама научно-исследовательская работа должна быть полностью завершенной, иметь логические связи как внутри себя, так и с источниками, из которых была выбрана информация для теоретической части. Студент в научно-исследовательской работе обязан продемонстрировать все свои знания и навыки работы как с теоретическим материалом, так и с методами практических исследований и экспериментов. Также в работе должны присутствовать аргументы в пользу выбранной методологии. Не стоит забывать и про актуальность исследования, ведь современная наука требует свежих идей и взглядов, а все существующие вопросы должны решаться современными методами. В научно-исследовательской работе следует использовать соответствующую терминологию и придерживаться научного стиля повествования.
Научно-исследовательская работа отличается от более сложных работ ученых по своему содержанию и характеру, однако основные структурные элементы, а также методы используются во всех исследовательских работах одинаково.
При самостоятельном создании научно-исследовательской работы студент проще запоминает и усваивает полученную информацию. Такие работы приносят не только положительные оценки в учебе и зачеты по предметам, но и помогают более глубоко вникнуть в суть проблемы. Как показывает практика, именно метод научных исследований вызывает у студентов больше интереса, чем сухое предоставление фактов и законов для изучения.
Этапы создания НИР
Создание любого научно-исследовательского проекта необходимо разделить на четкие этапы исследовательской работы. Сюда входят:
- Направление исследования. У студента в первую очередь должно быть четкое желание заниматься каким-либо направлением в науке. Именно на это направление и необходимо ориентироваться при выборе как будущей профессии, так и выборе исследовательской деятельности.
- Тема работы. Следующим важнейшим этапом считается выбор темы исследования. Только интересная для студента тема будет полностью раскрыта и описана в работе. В других случаях научно-исследовательская работа больше будет походить на вымученные труды, чем на полноценный студенческий проект.
- Определение гипотезы. Выбрав тему следует определиться с личным взглядом на проблему. Личное научное предположение студента необходимо будет подтвердить как теоретически, так и экспериментально.
- Создание плана НИР. Разобравшись с темой научно-исследовательской работы необходимо изначально приступить к разработке плана работы. Подробнее о том, как это сделать, можно прочитать в соответствующих статьях. Единственное, что хотелось бы сказать о важности плана НИР это то, что хороший и правильно составленный план работы поможет дисциплинировать себя и создать действительно уникальный и качественный проект.
- Сбор сведений. Для проведения как теоретических, так и практических исследований необходимо иметь какие-либо данные. Теоретические исследования проводятся на базе вторичных источников, то есть из литературы, иных научных исследований и тому подобное. Практическое исследование проводится на основе наблюдений и экспериментов (эмпирические исследования).
- Проведение самих исследований. Благодаря отобранным данным и выбранной методологий можно приступать уже к непосредственно самим научным исследованиям.
- Оценка результатов и отчетов. Финальной стадией можно считать подведение итогов работы. Все полученные результаты необходимо структурировать и подвести общий итог проделанной научно-исследовательской работы в виде отчетов.
Теперь хотелось бы более детально рассмотреть этап разработки плана научно-исследовательской работы. Важно понимать, что именно на этапе планирования необходимо изучить обязательную структуру работы и строго ей придерживаться.
Структура НИР
Обязательная структура научно-исследовательской работы прописана в соответствующем ГОСТе. Иногда высшие учебные заведения могут менять незначительные детали структуры, с чем можно ознакомиться в методичках ВУЗа. В целом все научно-исследовательские работы имеют следующие обязательные структурные элементы и именно в таком порядке:
В целом структура научно-исследовательской работы не является сложной и запутанной. Каждый элемент находится на своем месте, логично дополняя предыдущий и последующий раздел. Составляя план НИР следует учитывать его структуру, а работа с самим исследованием должна проходить в строгом порядке.
Источник: universos.ru