Любая исследовательская работа начинается с составления программы исследования. Она представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезами предпринимаемой работы с указанием правил и логикой исследовательских операций. Программа включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач исследования, выдвижение гипотез, уточнение и интерпретацию основных понятий. Разберем эти элементы по пунктам:
1. Проблема/актуальность — это недостаточное знание о реальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание в управлении определенными явлениями и процессами (в нашем случае). В описании актуальности проблемы очень желательно сослаться на наиболее ценные теоретические источники, которые также анализировали выбранную вами проблему, их основные достоинства и недостатки. Необходимо указать, что именно еще не исследовано, а Вы, соответственно, в своей работе исследуете.
Методология научного исследования
2. Цель исследования — ориентация на конечный результат в теоретической или практической сфере. Цель исследования формулируется исходя из темы исследования (ВКР). Цель предполагает достижение конкретного, ощутимого результата вашей исследовательской деятельности. Само исследование — не цель, а лишь инструмент!
3. Задачи исследования — это совокупность процедур, необходимых для достижения поставленной в исследовании цели, они упорядочивают процесс научного поиска, являются конкретизацией цели и составляют предмет исследования. В ВКР задачи часто соотносятся по смыслу с темами параграфов. Количество задач должно быть ровно столько, сколько необходимо для выполнения поставленной в исследовании цели. Если их недостаточно или они выходят за пределы поставленной цели — это грубая ошибка.
4. После этого определяется конкретный объект исследования.
5.Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую нами проблему. Объем предмета всегда более узок, чем объем объекта.
6. Гипотеза — важный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы в исследовании должны быть логически взаимосвязаны. Они могут быть доказаны или опровергнуты в ходе исследования. Гипотезы не должны содержать понятия, которые не имеют эмпирической интерпретации, иначе они не проверяемы. Заключение исследовательской работы (в т.ч.
ВКР) строится на выводах о верности или неверности предложенных в начале исследования гипотез (может быть всего одна гипотеза). Проще говоря, гипотеза — это то, что вы проверяете в ходе исследования, а в заключении отчитываетесь о ходе этой проверки и ее результатах.
7. Методы. В ходе исследования Вам придется использовать теоретические и эмпирические методы. Теоретические при написании первой части работы, а эмпирические — при работе над практическою частью. Во введении/программе исследования необходимо описать арсенал теоретических и эмпирических методов, использованных Вами.
Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.
Используемые методы должны быть соизмеримы поставленным в исследовании задачам (см. пункт 3). Другими словами, Вы вписываете в программу только те методы, которые используются при выполнении поставленных задач. Ни больше, ни меньше. Помните, что методы — это инструменты, которыми Вы добываете информацию для своего исследования, не надо описывать в программе методы, которыми поставленную Вами же задачу решить нельзя.
8. Предпоследний элемент программы — операционализация, уточнение и интерпретация основных понятий, используемых в работе. Например, если вы пишите работу про эффективность чего-либо, то Вам необходимо прямо в программе уточнить то, что Вы под этим понятием понимаете и какую трактовку используете применительно к Вашей сфере (в чем будет измеряться эта самая эффективность?), чтобы избежать в последующем подмены понятий (в разных теоретических концепциях определение понятий может разниться).
9. Если исследование прикладное, будет не лишним указать практическую значимость исследования, если же носит теоретический характер, то указываем значимость теоретическую (что нового наша работа создала для научной теории, что уточнила или опровергла).
Важно! Объем программы исследования для уровня ВКР в целом не должен превышать трех страниц текста 12 кеглем, полуторным интервалом, шрифта Times new roman. Текст программы должен быть конкретным, лаконичным, не содержать расплывчатых формулировок, все элементы программы должны быть взаимосвязаны и работать на выполнение цели, а цель, в свою очередь, определяется темой ВКР. Несоответствие темы ВКР содержанию ВКР и программе исследования — самая наигрубейшая ошибка, которую вообще возможно допустить. Что нарисовано на банке, то должно быть и в банке!
Грамотно составленная программа исследования — 70% успеха. Неграмотная программа — 100% проблем в исследовании и при защите ВКР.
Хватит соплей! Перейдем к конкретным примерам.
Тема исследования: Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных гражданских служащих» (на примере Управления образованием мэрии города Магадана)
Получить классическое высшее образование очень важно, но не менее важно получить и практически полезные знания в рамках отдельного курса, специализации, а может даже и дополнительной профессии. Образование с нуля или дополнительные компетенции в области дизайна, бизнеса, управления, программирования, маркетинга, аналитики, soft skills, МВА можно и нужно получить в Интернет-университете Нетология. Пока есть время и силы, не откладывайте эту возможность, потом её может уже не быть!
Источник: 4toblog.livejournal.com
5. Программа научного исследования.
От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Если цель науки — постижение истины, то его способ — научное исследование.
Исследование может быть эмпирическим и теоретическим, хотя разграничение это условно, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления.
Исследования по своему характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.
Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии).
Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу относятся исследования: генетические; в области инженерной психофизиологии; на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и его последователи) эксперимент — это метод опровержения правдоподобных гипотез. Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы (гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
6. В случае отвержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез).
Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.
Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому относятся поисковые исследования. Их цель – решение проблемы, которую никто до этого не ставил.
Второй тип — критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. ил и для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.
И, наконец, последний тип — воспроизводящее исследование. Цель его проведения — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.
Научный результат в идеале не должен зависеть от времени. Научное знание интерсубъективно, поэтому научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д.
Известный методолог М. Бунге полагал, что в реальности невозможно создать исследование, которое соответствовало бы идеальному. Личные черты исследователя накладывают определенный отпечаток на эксперимент. Но в любом случае научный метод должен стремиться быть максимально приближенным к идеальному.
Источник: studfile.net
Программа научного исследования это
Осуществление любого научного исследования (после определения его темы) должно начинаться с разработки его программы, предусматривающей решение целого комплекса методологических, методических и организационно-технических задач.
С одной стороны, программа представляет собой основной документ научной работы, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования, а с другой — это определенная модель исследования, где фиксируются: проблема, цель и задачи исследования, способы их решения, основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.
Правильно разработанная программа четко определяет предмет поиска, помогает ограничить круг фактов, подлежащих изучению, позволяет вести исследование с наименьшими затратами сил и средств и при этом достигать наилучших результатов.
Любая программа исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, то есть наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей; гибкости (не должна сковывать творческие возможности исследователя); ясности, четкости и конкретности.
Программа научного исследования должна содержать два блока: методологический и организационно-методический (процедурный).
Методологический раздел программы обеспечивает теоретико-методологическую ориентацию исследователя в научной деятельности. Данный раздел включает: постановку и обоснование научной проблемы (проблемной ситуации); определение объекта, предмета, цели, основных задач и методов исследования; выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования.
Организационно-методический (процедурный) раздел программы обосновывает организацию, методику и технику проведения исследования. Данный раздел включает: разработку методов сбора информации; изложение основных процедур обработки и анализа первичной информации; определение направлений практического использования результатов; разработку стратегического и рабочего планов исследования.
Программа научного исследования должна быть гибкой и обеспечивать исследователя (исследовательскую группу) четкой стратегией деятельности. В каждом пункте указанного алгоритма разработки программы возможны многообразные варьирования. Поэтому изучение одного и того же процесса может осуществляться множеством программ. Умение разрабатывать научно обоснованные программы исследований — важный показатель высокого уровня научной культуры и подготовки исследователя.
Постановка и обоснование научной проблемы (проблемной ситуации)
В теме исследования отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Проблема научного исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать. (Более подробно о сущности научной проблемы как формы научного знания см. Тему 5, п. 3.2. настоящего учебного пособия).
На данном этапе осуществляется общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ. Устанавливается уровень ее разработанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потребности общества в знании по данной проблеме. Сформулировать научную проблему (проблемную ситуацию) — эту значит выделить наиболее острое противоречие, содержащееся в научной и практической сфере, в деятельности профессионального сообщества.
Сформулировать проблему бывает иногда труднее, чем ее решить. Решение проблемы базируется на теоретических изысканиях и практических действиях за пределами изученного. Поэтому постановка проблемы требует от исследователя глубоких знаний в области истории, современного состояния и перспектив своей профессиональной деятельности, умения выделить наиболее актуальные явления, дать им правильную социальную оценку.
Соотношение темы исследования и его научной проблемы — важный вопрос в методологии. Существует методологическая закономерность формулировок тем исследования и достаточно быстрой смены одного или нескольких проблемных аспектов темы. Тема живет долго, а проблемные аспекты ее меняются и под влиянием научно-технического и социального прогресса, и под влиянием изменения мировоззренческих представлений о природе изучаемого явления.
Источник: studbooks.net