Программа и план исследования
Планирование исследования необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.), распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.
Любое исследование начинается с составления его программы.
Программа, как правило, состоит из следующих разделов:
Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Но часто видят различие в назначении и практическом использовании, как программы, так и плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как организующий фактор последовательного движения к цели.
План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Методология научного исследования
Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов.
Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
В этом случае составляется гибкий план исследований , учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.
В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно дня обеспечения эффективности исследования.
Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.
Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие:
- Принцип конкретности формулирования заданий.
План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.
Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.
- Принцип организационной значительности.
План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.
- Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.
Исследование — это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.
- Принцип интеграции деятельности.
План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.
- Принцип контролируемости.
Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.
- Принцип ответственности.
Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.
- Принцип реальности.
План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.
- Принцип временной определенности.
Разработка плана исследований является важным фактором успеха. Она требует особого внимания. Управление является сложной областью исследования. Здесь в большей мере, чем где-либо действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.
Статьи по теме
- Эффективность исследования систем управления факторы и принципы обеспечения
- Образовательно-исследовательские структуры в системе управления
- Консультирование как форма организации исследования систем управления
- Технология исследования систем управления
- Организация исследования условия, требования, виды
- Классический метод экспертных оценок Дельфи дельфийского оракула
- Метод синектики в исследовании управления
- Суть мозгового штурма
- Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
Источник: student-servis.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для успеха научного исследования его необходимо не только выполнить в определенной последовательности, но и правильно спланировать и организовать. Организация научного исследования вместе с последовательностью его этапов образует программу научного исследования.
Программа научного исследования может быть представлена через ее составные части:
Программа отвечает на такие вопросы, как: что надо делать, как достигнуть запланированного научного результата, каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное.
Основными функциями программы научного исследования являются:
- 1) методологическая функция — теоретическое обоснование направления научного исследования. Она реализуется путем выявления исходных теоретических подходов (принципов, установок), которые выполняют регулирующую роль в процессе сбора, обработки и анализа информации, обеспечивая научный уровень исследования;
- 2) методическая функция — определение процедуры (способов) сбора, обработки и анализа информации. Она предполагает взвешенный, обоснованный выбор наиболее эффективных приемов методического и информационного обеспечения научной деятельности;
- 3) организационно-экономическая функция — координация деятельности участников исследовательского процесса и осуществление финансирования исследования. Она направлена на оптимизацию объективных и субъективных факторов (условий), обеспечивающих качественное и эффективное решение поставленных задач исследования.
Источник: studref.com
Понятие научно-исследовательской программы
Научно-исследовательская программа — это последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных некоторой совокупностью идей, которые являются для них базисными. Согласно И. Лакатосу, программа содержит следующие компоненты (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Условная структура научно-исследовательской программы
- 1. «Жесткое ядро» — множество исходных положений философского и частнонаучного характера. «Ядро» называется жестким, так как оно сохраняется без изменения во всей последовательности теорий.
- 2. Эвристики — это связанные с утверждениями ядра методологические принципы, предписывающие ученому, что следует делать, и наоборот, чего не следует делать. И. Лакатос делит их на два подкласса: положительная и отрицательная эвристики.
Положительная эвристика задает ученому сам выбор проблем для решения и ориентиры метода. Отрицательная же предупреждает о тех путях, которых следует избегать. Наиболее общий смысл отрицательной эвристики сводится к запрету на то, чтобы ученый сразу же отвергал основные положения ядра, если полученные данные эмпирических исследований с ними не согласовываются.
3. «Защитный пояс» — комплекс различных вспомогательных гипотез, выстраиваемых исследователями вокруг ядра и нацеленных на устранение разногласий с фактами.
Такая конструкция понадобилась И. Лакатосу для того, чтобы отразить сложные процессы изменений научного познания. Продвижение науки мало похоже на простую замену ложных научных утверждений истинными по результатам эмпирических проверок. История науки демонстрирует немало примеров острой борьбы конкурирующих концепций, ни одна из которых долго не могла взять верх над другой, а также примеров того, как теория даже в окружении противоречащих ей фактов может длительное время «защищаться» от опровержения и позже все-таки доказать свою правоту и утвердиться.
Кроме того, в научном познании обнаруживаются устойчивые системы представлений, выражающиеся в неких глубинных исследовательских интуициях, которые удерживаются на фоне сменяющих друг друга теорий. Эти системы представлений — достаточно стабильные, имеющие важное стратегическое значение комплексы научных идей. Они могут сохранять влияние длительное время, направляя конкретные исследовательские проекты.
Порой привлекательность и убедительность этих идейных комплексов столь велика, что ученые, принимающие данные теоретические позиции, могут долго работать «без подкрепления», т.е. в ситуациях более или менее серьезных конфликтов их теорий с эмпирическими свидетельствами.
Но тогда процесс столкновения конкурирующих концепций может выглядеть как вообще не поддающийся единому рациональному истолкованию.
Действительно, если оказывается, что теорию не отвергают, когда она противоречит фактам, и если она, напротив, может длительное время идти наперекор тому, что показывают данные эмпирических проверок, то каковы же реальные критерии принятия или отвержения теории? Такая ситуация может показаться вообще рационально неразрешимой.
Для того чтобы разобраться в ней, И. Лакатос предлагает выйти за рамки измерения процесса научного познания в единицах теорий и мыслить в терминах более крупных концептуальных образований. Он утверждает, что «фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а “исследовательская программа”» [1] .
Одна из самых успешных программ в истории науки — теория тяготения Ньютона. Она первоначально разрабатывалась в окружении противоречивших ей свидетельств, в «океане аномалий». Но ее последователи, критикуя оппозиционные теории, в рамках которых поставлялись эмпирические данные, постепенно переработали контрпримеры в подкрепляющие факты.
Еще одним примером действенной программы может служить микробиологическая программа Л. Пастера. Ее базисное утверждение состояло в том, что для всякого заболевания, если оно необъяснимо в терминах явных повреждений, надо искать бактериальную причину. Пастер и его последователи активно развивали эту программу; в целом она принесла огромную пользу медицине, хотя некоторые се направления и потерпели поражение.
- [1] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитиенауки. С. 217.
Источник: studme.org
Понятие программы исследования. Методологический раздел
Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).
Программа исследования – это изложение основных принципов и методологии исследования, его исследования, процедуры и организации.
Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:
а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.
б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.
в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.
Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы:
1. Что надо делать?
2. Чем выполнить задуманное?
3. Как выполнить задуманное?
В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных авторов, элементы:
Методологический раздел программы:
1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2.Определение цели и постановка задач исследования.
3.Уточнение и интерпретация основных понятий.
4.Предворительный системный анализ объекта исследования.
5.Развертывание рабочих гипотез.
6.Принципиальный (стратегический) план исследования.
7.Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8.Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.
Метод фокус-групп.
Метод фокус-групп – это фокусированное интервью, проводимое не с одним информантом, а с группой, отобранной по специальным параметрам. Отбираемая группа для исследований в PR-кампании должна представлять одну из целевых аудиторий.
Метод фокус-групп в PR-кампании используется для:
– выявления и ограничения целевых аудиторий;
– позиционирования базисного субъекта PR;
– апробации коммуникационных сообщений на целевых аудиториях (проверка качества аргументации, характера изобразительных решений, форм убеждения, тестирование эмоциональных реакций);
– тестирования и отработки креативных концепций на целевых аудиториях;
– оценки эффективности PR-кампании;
– отработки инструментария для сбора информации иными методами.
Наилучший эффект метод фокус-групп дает при четком ограничении обсуждаемой проблемы (точном фокусировании) и при предъявлении стимульной PR-информации (печатные информационные или PR-материалы, материалы на аудио- или видеоносителях и т.п.).
Технология проведения фокус-группы заключается в следующем.
1. Рекомендуемый количественный состав группы – 8–12 человек. Основные правила подбора участников:
– группа должна быть по возможности более однородной (гомогенной) в социально-статусном, интеллектуальном и коммуникативном отношениях: неоднородность, наличие явных лидеров или аутсайдеров разрушает группу, может привести к конфликтам;
– наиболее важные социально-демографические параметры гомогенности группы – образование и возраст;
– группа не должна быть гомогенной по ценностям, вкусовым пристрастиям, отношению к базисному субъекту PR и ключевым идеям PR-кампании;
– группа должна состоять из не знакомых между собой людей.
2. Для управления групповой дискуссией подбирается опытный специалист, обладающий знанием обсуждаемой проблемы и высокой коммуникативной компетентностью. Этот специалист называется модератором. Модератор ведет дискуссию динамично, давая возможность высказаться всем членам группы.
Он должен уметь уловить позицию (мнение) каждого и четко сформулировать ее для дальнейшего обсуждения. Он не навязывает своего мнения, умело ведет психологическую нить беседы, сглаживая активность лидеров фокус-группы и стимулируя робких и молчунов. Модератор должен пресекать попытки увести дискуссию в сторону от обсуждаемой проблемы, строго следить за тем, чтобы в группе не возникло конфликтных ситуаций.
3. Модератор работает по специально разработанному сценарию – гайду, задающему направленность и динамику дискуссии. Гайд должен включать в себя:
– введение, содержащее приветствие модератора, его представление и постановку задачи дискуссии;
– представление участников, объяснение правил дискуссии;
– вводные постановочные вопросы или стимульные PR-материалы, задающие направление обсуждения;
– функционально-психологические блоки, позволяющие переходить от одного обсуждаемого вопроса к другому. В рамках одной фокус-группы рекомендуется обсуждение не более 4–5 базовых вопросов;
– вопросы, направленные на выявление мнения других людей, большинства, общественного мнения по обсуждаемой проблеме;
– заключительные вопросы об отношении к завершающейся дискуссии, к партнерам по фокус-группе, об отношении к модератору.
Таким образом, гайд имеет двухуровневую структуру. На первом уровне представлены базовые вопросы, выносимые на обсуждение. На втором – конкретизирующие, уточняющие вопросы, позволяющие вести дискуссию в нужном направлении, стимулировать участников к высказыванию.
4. Весь ход дискуссии в рамках фокус-группы записывается на специальный носитель. Наиболее эффективной является видеозапись, причем с нескольких камер. Она позволяет зафиксировать как вербальные, так и невербальные реакции участников, в целом более точно оценить динамику отношения группы к обсуждаемой проблеме. Участники фокус-группы должны быть предупреждены о том, что ведется видеозапись. Наиболее эффективным является проведение фокус-групп в специально оборудованных фокус-студиях, где одна стена представляет собой односторонне проницаемое стекло (зеркало), за которым работают операторы, не мешающие участникам обсуждения.
5. Рекомендуемая продолжительность фокус-группы – 1,5–2,5 часа.
6. Анализ результатов производится после расшифровки записи дискуссии на основании описания и интерпретации индивидуальных и групповых вербальных и невербальных реакций аудитории на предъявляемые стимульные материалы, сюжеты и вопросы модератора.
7. Для устойчивого решения поставленной задачи с конкретными типами целевых аудиторий следует провести 3–4 фокус-группы.
В последнее десятилетие в PR и маркетинговых исследованиях стали формироваться новые варианты работы с фокус-группами. В частности, широкое распространение получил ECG-метод, или метод расширенных креативных фокус-групп. Он вводит в групповую дискуссию новые виды стимульных материалов, расширяющих рамки
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1586 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net