Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зайцев В. И., Мишина А. Л.
Модернизация производства как критерий сокращения санитарно-защитных зон
К оценке достаточности допустимых выбросов объектов по перегрузке нефти для обеспечения приемлемого риска для здоровья населения
К актуализации санитарной классификации объектов добычи, подготовки и первичной переработки нефти
Управление факторами среды обитания и здоровья населения
Опыт и сложности при проведении мероприятий по снижению вредного влияния промышленного комплекса на атмосферный воздух деревни Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Организация натурных лабораторных исследований и измерений при обосновании границ санитарно-защитных зон»
ОРГАНИЗАЦИЯ НАТУРНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ГРАНИЦ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) под ключ 2022. Часть 1
В.И. Зайцев, А.Л. Мишина
ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
В соответствии с требованиями новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Сани-тарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в проекте обоснования границ са-нитарно-защитной зоны (СЗЗ) необходимо:
представить программу натурных лабораторных исследований и измерений атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и в жилой застройке;
определить объем лабораторного исследования атмосферного воздуха в зависимости от класса опасности предприятия или производства.
Однако практика показывает, что зачастую в проектных материалах программа лабораторных наблюдений отсутствует. А представленные результаты лабораторных исследований и измерений атмосферного воздуха невозможно рассматривать в качестве основания для установления окончательных границ СЗЗ по следующим причинам:
в протоколах лабораторных исследований атмосферного воздуха не указаны метеорологические параметры, при которых произведен отбор проб (направление и скорость ветра, температура воздуха);
фактическая концентрация определяемого загрязнителя отсутствует, а лишь отмечено, что она менее ПДК данного вещества, что не позволяет сравнить фактическую концентрацию вещества с расчетной по проекгу;
не проведена оценка фактических концентраций с учетом эффекта суммации отдельных веществ;
перечень контролируемых веществ составлен без учета приоритетности для данного объекта.
При определении перечня загрязняющих веществ для лабораторного контроля в рамках обоснования границ СЗЗ главной задачей необходимо считать подтверждение расчетных величин максимальных приземных концентраций в атмосферном воздухе на границе расчетной СЗЗ, полученных на основе ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий». Точки отбора проб атмосферного воздуха должны совпадать с расчетными точками на границе расчетной СЗЗ, где определены максимальные приземные концентрации. Таких контрольных точек должно быть несколько, так как расчетные максимальные приземные
Разработка проекта СЗЗ для котельной. Часть 2: Расчеты шума, составление плана-графика контроля
концентрации различных веществ определяются в разных точках. В результате, не обязательно включать в программу натурных лабораторных исследований определение одних и тех же загрязнителей во всех точках контроля. Отбор проб атмосферного воздуха необходимо производить при тех метеорологических параметрах, при которых определены расчетные значения границ СЗЗ.
Перечень приоритетных контролируемых веществ необходимо определять исходя из следующих критериев:
вещества, максимальные приземные концентрации которых по проектным материалам наиболее приближены к ПДКм.р. (от 0,5 до 0,9 ГТДК);
вещества, входящие в группы суммации; вещества с высоким уровнем фонового загрязнения атмосферного воздуха жилой застройки, приближенной к расчетной СЗЗ; вещества 1-2 класса опасности; вещества-канцерогены; вещества-маркеры для данного предприятия;
вещества, образующиеся при трансформации выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
При составлении программы лабораторного контроля следует учитывать как данные лабораторных исследований, проведенных организациями Роспотребнадзора при осуществлении Госсанэпиднадзора за данным объектом, так и результаты производственного лабораторного контроля. Превышение ПДК по результатам такого контроля по отдельным веществам является основанием для включения данного загрязнителя, несмотря на низкие расчетные величины в проектных материалах, в программу натурных лабораторных исследований для обоснования границ СЗЗ. Превышение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) по отдельным веществам на действующем предприятии также является
основанием для включения этого вещества в программу лабораторного контроля.
Учитывая, что по результатам исследований атмосферного воздуха представляется оценка соответствия (несоответствия) фактической концентрации гигиенической норме (ПДКм.р.) воздуха населенных мест, натурные исследования осуществляются в рамках проведения подфакельных или маршрутных наблюдений в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест».
При выборе точек лабораторного контроля атмосферного воздуха в жилой застройке и оценке полученных результатов необходимо учитывать наличие регулирующих объектов (ЛПУ, школы, детские дошкольные учреждения, места массового отдыха), на территории которых гигиенические нормативы содержания вредных веществ и нормы шумовой нагрузки более жесткие.
В случае, когда в программу натурных исследований включено определение приоритетного для данного объекта вредного вещества, на которое нет методики его определения в атмосферном воздухе населенных мест, необходимо требовать от руководства предприятия ее разработку по договору с аккредитованными для этой цели организациями.
Программу проведения лабораторных измерений уровней шума для определения границ СЗЗ и выполнение натурных замеров необходимо проводить в соответствии методическими указаниями МУК 4.3.2.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».
Результаты натурных лабораторных исследований и измерений атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и на территории жилой застройки необходимо оформить в виде отчета.
В зависимости от класса опасности объекта отчет представляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в управление Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации для установления или изменения границ окончательной СЗЗ. Основные положения отчета должны включать:
обоснование выбора точек контроля и перечня контролируемых веществ;
сравнение в табличной форме фактических концентраций с расчетными величинами по каждой точке и всем веществам с учетом эффекта суммации;
оценку соответствия (несоответствия) фактических концентраций расчетным величинам по проекту, представленную в выводах.
К отчету прилагаются все протоколы исследований и измерений атмосферного воздуха. Окончательный вариант отчета согласовывается управлением Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации, независимо от того, какой аккредитованной лабораторией проведены натурные исследования и измерения.
Правильно разработанная и выполненная программа натурных лабораторных исследований и измерений для обоснования окончательных границ СЗЗ в последующем может использоваться на действующем предприятии в качестве программы производственного лабораторного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и нормативов.
Источник: cyberleninka.ru
Разработка проекта СЗЗ: от запроса до согласования в Роспотребнадзоре
Установление границ санитарно-защитной зоны объектов и промышленных производств можно разделить на два больших этапа: разработка проекта СЗЗ с согласованием расчетной СЗЗ и подтверждение границ с установлением окончательной СЗЗ.
Расчетная санитарно-защитная зона выполняется на основании подготовленного проекта с вычислениями рассеивания загрязнения воздуха и физического воздействия на воздух (вибрация, ЭМП, шум и другое). Окончательная – это установленная СЗЗ на основании полученных результатов от натурных измерений и наблюдений для полного подтверждения расчетных параметров.
Рассмотрим подробнее весь процесс получения установленной границы санитарно-защитной зоны для объекта.
Процесс получения установленной границы СЗЗ
Подробное описание I этапа.:
Шаг №0. Предприятие узнаёт о необходимости установления санитарно-защитной зоны
Администрация компании на стадии стройки, реконструкции или эксплуатации любых объектов и производств узнаёт о том, что для правомерной и безопасной деятельности необходимо установить санитарно-защитную зону.
Длительность шага: заблаговременно, вовремя или поздно
Шаг №1. Поиск исполнителя работы/заключение договора/оплата работы
Компания начинает поиск исполнителя среди компаний, в деятельность которых входит разработка и согласование проектов СЗЗ.
Разработка проектов санитарно-защитной зоны (СЗЗ) — трудоемкая работа, требующая знания нормативной базы, умения пользоваться специализированными программами, а главное — больших временных ресурсов сотрудника. Согласование и разработка проекта СЗЗ, стоимость которого варьируются в зависимости от количества источников шума и выбросов; объема платных исходных данных, обычно делегируют профильной организации.
На данном этапе происходит выбор исполнителя, заключение договора, оплата работы.
Длительность шага: по-разному. В зависимости от момента осознания проблемы (см. шаг 1). От недели до бесконечности.
Шаг №2. Передача исходных данных исполнителю для расчёта СЗЗ
На этом шаге компания-заказчик передаёт исходные данные инженеру-экологу исполнителя для разработки проекта расчётной СЗЗ.
Проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, источников шума, источников прочего физического воздействия (ЭМИ, вибрация и т.д.) специалистами организации-исполнителя.
Для компаний, которые уже эксплуатируют объект или производство и необходима разработка СЗЗ, необходимо предоставить инженеру-экологу краткую информацию о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов, реквизиты предприятия, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, генеральный план (М 1:500), ситуационный план (М 1:2000), письмо о координатах привязки рассматриваемого объекта и прочее.
Для компаний, которым нужна разработка СЗЗ на стадии проектирования, необходимо предоставить инженеру-экологу краткую информацию о производственной деятельности, структуре предприятия, реквизиты предприятия, карту-схему предприятия (1:500), ситуационную карту-схему расположения предприятия (1:2000), перечень технологического оборудования, проект вентиляции и кондиционирования и прочее.
Длительность шага: ≈ 7 рабочих дней, можно быстрее (зависит от оперативности заказчика)
Шаг №3. Разработка проекта санитарно-защитной зоны (расчётной) инженером-экологом
- анализирует предприятие как источник химического и физического воздействия на окружающую среду;
- oбосновывает размеры санитарно-защитной зоны для предприятия по результатам расчетов загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на окружающую среду;
- разрабатывает мероприятия по планировочной организации и благоустройству СЗЗ;
- разрабатывает план мониторинга по организации санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ.
Расчеты шума производятся в соответствии с действующими нормативными документами, а также с использованием специализированных программ.
В плане мониторинга отражается информация о расположении контрольных точек (точек отбора проб и проведения инструментальных замеров), периодичности проведения контроля, перечне контролируемых показателей и проч. (см. пример таблицы ниже).
Длительность шага: от 1,5 до 2 месяцев.
Шаг №4. Согласование проекта в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Проект расчётной зоны передается в ФБУЗ для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН 2.1.6.2309-07, ГН 2.1.6.1338-03 РФ от 03.11.2005 N 26.
Результат шага – получение экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ».
Длительность шага: ≈30 рабочих дней
Шаг №5. Согласование проекта расчётной СЗЗ в Роспотребнадзоре
Компания «Экологические услуги» отправляет в Роспотребнадзор («Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу») проект расчётной санитарно-защитной зоны и экспертное заключение ФБУЗ «ЦГи Э».
Длительность шага: ≈30 рабочих дней
Шаг №6. Получение от Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения/передача заключения и проекта расчётной СЗЗ предприятию
На основании экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ» и проекта обоснования размера расчётной санитарно-защитной зоны Роспотребнадзор выдаёт санитарно-эпидемиологическое заключение компании «Экологические услуги».
В заключении говорится, что проект обоснования расчётной СЗЗ соответствует эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПин 1.6.1032-01, ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07, СН 2.2.4/2.1.8.526-96.
После получения заключения Роспотребнадзора инженер-эколог передаёт заключение, а также выполненный и согласованный проект расчётной зоны на предприятие заказчика.
Длительность шага: ≈ 1-2 дня
После того, как определены размеры санитарно-защитной зоны (проект обоснования расчётной СЗЗ) и подтверждены расчётным методом, необходимо доказать их достаточность путем натурных лабораторных замеров и в итоге получить письмо от Роспотребнадзора об установлении окончательной СЗЗ.
Подробное описание II этапа.:
Шаг №1. Передача предприятием данных для мониторинга аккредитованной лаборатории
Все необходимые данные для натурных замеров можно взять из таблицы проекта расчётной СЗЗ «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия N», см. I этап установления СЗЗ.
В таблице указаны следующие данные: в скольких точках необходимо проводить замеры шума и выбросов; координаты выбранных точек; вид исследования; периодичность контроля исследований; направление ветра; исполнитель замеров (аккредитованная лаборатория).
Данные замеры необходимо проводить в течение года, чтобы учесть особенности работы предприятия в разное время года и собрать статистику «поведения» шума и воздуха на границе сан.зоны.
Предприятие выбирает аккредитованную лабораторию и заключает с ней договор на проведение исследований в точках, согласно плану мониторинга.
Длительность шага: ≈ 5 рабочих дней
Шаг №2. Проведение исследований аккредитованной лабораторией в течение года
Лаборатория исследует точки, согласно данным таблицы «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия N».
Каждое исследование лаборатория оформляет в виде протокола и предоставляет предприятию-заказчику. Заказчик собирает все протоколы в течение года.
Длительность шага: в течение одного года.
Шаг №3. Подготовка отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ
Спустя год после передачи данных таблицы мониторинга аккредитованной лаборатории и после получения всех протоколов замеров, предприятию необходимо подготовить отчёт о подтверждении достаточности размеров СЗЗ.
В отчете на основании проекта расчетной зоны и протоколов замеров доказывается, что размер санитарно-защитной зоны определен верно. То есть, на границе зоны предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и уровни шума не превышают установленные нормативы. Значит, за пределами СЗЗ деятельность предприятия не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.
Для подготовки отчёта предприятие, как правило, привлекает проектную организацию, которой была поручена разработка санитарно-защитной зоны (расчетной) и ее согласование.
Длительность шага: 5 рабочих дней
Шаг №4. Согласование отчёта в Роспотребнадзоре/ получение письма об установлении СЗЗ
После подготовки отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ, компания-исполнитель предоставляет его с приложением картографических материалов и протоколов замеров на согласование в Роспотребнадзор.
Спустя 30 рабочих дней Роспотребнадзор направляет ответное письмо на имя предприятия-заказчика об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны для предприятия N.
Длительность шага: ≈35 рабочих дней
Поздравляем, вы завершили процесс установления сан. зоны для своего предприятия!
Остались вопросы по статье?
Источник: ecolusspb.ru
Экология и безопасность в техномире
Подравляю всех посетителей нашего форума с 47 годовщиной провозглашения Дня Охраны Окружающей Среды — Дня Эколога!
Натурные измерения (программа и прочее) при разработке СЗЗ
Разработка проекта организации санитарно-защитных зон, мероприятия по организации санитарно-защитных зон.
Модератор: Raccoon
Натурные измерения (программа и прочее) при разработке СЗЗ
Сообщение u_sofia » 12 сен 2011, 08:06
Доброго дня! Коллеги нужен Ваш совет! Проект сокращения СЗЗ для действующего предприятия, в соответствии с СанПиН 1200-03 в составе проекта должна быть программа натурных измерений (п. 4.1.) и для уменьшения ориентировочного размера СЗЗ должены быть проеведены замеры не менее 30 исследований (п. 4.5).
В соответствии с письмом РПН о разъяснениях натурные измерения отменены и должны проводится только для объектов 1и 2 класса опасности, крупных нефтеных предприятий и пром зон и не менее 20 исследований.
Возникает не которое противоречие письма РПН и СанПиНа, т.к. по СанПиНу для уменьшения размера СЗЗ нужны исслдеования не менее 30 для всех действующих предприятий, а согласно письму только для крупных и предприятий 1 и 2 класса опасности.
Обратилась с этим вопрососм в местный РПН (сделали официальный запрос) ответ получили,что ни какого противоречия нет, для действующих предприятий в соответствии с СанПиН при уменьшении размера СЗЗ обязательно проводить замеры не менее 30 исследований, выбор приоритетных веществ обязательно по РД по оценке риска!
Прав ли наш РПН? и куда можно еще обратиться по этому вопросу за разъяснениями?
Источник: ecokom.ru