Пост предпосылок тут
Для настройки понадобится:
1. Кабель для подключения ГБО
2. Ноутбук с программой настройки +очень пригодился инвертор, т.к. никакой батарейки ноутбука не хватало
3. ELM327 (OBD II адаптер) — любой который подключается + софт любой отлично подходит Torque PRO скачать удобную версию можно тут (ссылка на 4пда)
Достиг следующих улучшений:
1. Снижение расхода газа (не экономия, а приближение к эталонным значениям, конкретные значения не измерены)
2. Двигатель стал более приёмистый
3. Топливная смесь в двигателе максимально приближена к эталонным значениям, т.е. не беднит и не богатит в нормальных условиях
4. На прогретом двигателе машина заводится на газу так же легко как и на бензине
5. Переход газ-бензин бесшовный в том числе и под нагрузкой и на оборотах (определить момент перехода можно только сканером по поведению мотора не слышно)
6. Включён автопереход на бензин при максимальной нагрузке на мотор
Краткая инструкция по настройке ГБО Евро 4 Stag
7. Включён автопереход на бензин при повышенных оборотах
8. Подключил работу ГБО на сниженном давлении, в момент когда начинает заканчиваться газ, газовые форсунки начинают отключаться по одной, постепенно вплоть до полного перехода на бензин, т.е. машина какое-то время будет работать в режиме ГАЗ + БЕНЗИН, какие-то цилиндры на газу, а какие-то на бензине, максимально вырабатываем газ пока едем до АГЗС
9. Настроил корректировки по температуре газа (Сильно влияет на эксплуатацию в режиме город)
10. Настроил график корректировки по давлению
11. Настроил и включил автоадаптацию — газовый блок управления, сам опираясь на эталонные значения вводит недостающие корректировки и достраивает 3D график корректировок
Почему так не настраивают в сервисах — ответ простой и это не сложность, а время настройки для разных режимов
Вот моя инструкция:
1. Запускаем двигатель, прогреваем до рабочей температуры (проезжаем 5…25 км собираем топливную карту в разных условиях на прогретом двигателе)
2. Выставляем все предварительные настройки, в моем случае большинство настроек уже было настроено, в скринах финальные настройки
Тут всё понятно немного уточню про пару пунктов, может поучиться так, что обороты контроллер время от времени считывает некорректно, тогда включаем «Фильтр сигнала RPM» без необходимости лучше не включать
Комментарий производителя: «В случае автомобилей, произведенных в США, может
появиться проблема с правильным считыванием величины оборотов, в
таком случае эту опцию следует включить. В другом случае опция должна
быть выключена.»
В Установки ГАЗ контроллера устанавливаем параметры, для переключения контроллера с бензина на газ.
Set-up of LPG 4 generations STAG with own hands
Немного о настройках из тех.описания местами с моими комментами
* Температура переключения – температура редуктора, после достижения которой происходит переключение на газ
* Порог переключения – обороты двигателя, по достижении которых контроллер переключится на газ.
* Время переключения – время от запуска двигателя до момента, когда контроллер переключиться на газ.
* Отключение цилиндра – время между переключением очередных цилиндров, например, на 6-ти цилиндровом двигателе при установке 410[мс] переключение с бензина на газ или с газа на бензин будет длиться 6х410[мс].
Установка времени переключения на 0 приведёт к переключению с газа на бензин и наоборот, а также выкл./вкл. электроклапанов без запаздывания. Подобрал опытном путем, для максимально бесшовного переключения обычно устанавливают в диапазоне от 200мс … до 600мс
* Теплый старт – если отмечен этот вариант, автомобиль будет запускаться на газе, если температура редуктора в момент старта превысит величину, установленную в „Темп. переключения” (или 30°C, в случае, когда величина параметра Teмп. переключения ниже), а температура газа превысит 15°C. Этот вариант особенно удобен в автомобилях с функцией „старт-стоп”. Следует включать опцию когда работа на газу уже настроена, что бы заводилось так же с пол оборота.
Переключение на бензин — параметры, переключения контроллера с газа на бензин.
* Мин. температура газа – минимальная температура газа, ниже которой контроллер переключается на бензин.
* Мин.обороты на газе – минимальные обороты на газе, ниже которых контроллер переключается на бензин. тут ничего не трогал
* Макс. обороты двигателя – максимальные обороты двигателя, после достижения которых контроллер переключается на бензин. немного увеличил 4500 +80 от кратного состояния 4580 в целом как понял по идее можно прокатиться на таких оборотах и нагрузке, записать параметры и на основании их подобрать оптимальные обороты перехода пока не заморачивался, да и на таких оборотах катаюсь довольно редко ))
* Время ошибки по давлению – время, в течение которого давление газа должно быть меньше минимального, чтобы контроллер переключился на бензин и сообщил об ошибке: „Давление газа слишком низкое”.
* Переключение с первого раза – при включенной опции контроллер переключится на бензин при первом падении давления ниже минимального. Если опция отключена, то при падении давления газа контроллер
переключает некоторые цилиндры на бензин для уменьшения расхода газа — в следствии чего давление не так сильно снижается. — описал суть в п.8 улучшений выше
* „ Макс. нагрузка на газе” – Максимальная нагрузка на газе, после превышения которой контроллер переключается на бензин. Опция очень полезная для двигателей, у которых в определенных условиях время
открытия бензиновых форсунок может дойти до полного. В такой ситуации газовый контроллер может только открыть газовые форсунки в постоянном режиме, однако не будет возможности выполнения коррекции от, например, давления газа и т.п. Момент, когда бензиновые форсунки полностью открыты, совпадает с величиной нагрузки, равной 100 [%]. Если в автомобиле происходит полное открытие бензиновых форсунок, следует установить параметр „ Макс. нагрузка на газе” на величину, приблизительно 95 [%], что приведёт к переключению контроллера на бензин незадолго до полного открытия газовых форсунок. — установил 97% но есть сомнение, что есть необходимость в этих установках в моём случае, однако по логике мысли на бензине мощности немного больше, поэтому если нагрузка близка к 100% то в этом режиме мне понадобиться вся мощность поэтому путь в этом крайнем режиме переходит на бензин
* Рабочее – Давление газа, при котором калибровался контроллер. Можно изменить рабочее давление вручную. Однако каждое изменение рабочего давления требует поправки карты коэффициента ! Собственно не трогал
Минимальное – Давление, ниже которого произойдёт переключение на бензин, если время падения давления будет дольше, чем установленное в параметре Время ошибки по давлению. Можно установить 0,6 и немного больше проехать на баке газа
Тип топлива; Индикатор уровня газа; Тип газ.форсунки; Установка газовых форсунок
тут ничего не менял — настроены были установщиком, индикатор уровня топлива за 10 поездок так и не откалибровали ни точно не приблизительно
Есть 2 вида калибровки
1. Ручной расчёт (нужно знать напряжение на пустом баке и на полном баке, далее разницу делим на 4 части и вручную вводим параметры) — это гарантированный метод
2. Автокалибровка — во время заправки газа в пустой баллон. Тип показателя должен быть установлен раньше, а при необходимости процедура может изменить его тип, напр., с нарастающего на падающий. Процедура калибровки выглядит так:
1. Нажать и придержать кнопку станции
2. Выключить зажигание
3. Освободить кнопку станции
В этот момент контроллер начнет процедуру калибровки. Этот процесс сигнализируется серией тройных коротких световых сигналов («мигания») светодиода состояния топлива. По окончании заправки включите замок зажигания, завершая тем самым процедуру калибровки. Успех калибровки сигнализирует плавное нарастание, а затем опадание показания на полоске LED, от резерва до максимум и обратно (два раза). Если калибровка не удалась, показание уровня на полоске LED изменится пять раз с резерва на максимум. — пока не испытал
* Прогрев газовых форсунок – Выбор этой опции приводит к запуску процедуры прогрева газовых форсунок после долгого простоя автомобиля. Опять же не включал — думаю актуально только при очень сильных морозах
* «Экстра-впрыски»- установить порог – импульсы впрыска бензина ниже установленной величины будут игнорироваться контроллером в том смысле, что контроллер не будет генерировать импульс впрыска газа в случае появления импульса впрыска бензина ниже установленного порога — вот точно так же прочёл и ничего не понял, начал разбираться и в итоге простыми словами, иногда в процессе работы двигателя ЭБУ двигателя посылает сильно короткие одиночные импульсы, которые газовые форсунки отработать не могут нормально, и одиночные импульсы менее установленного значения игнорируется, что бы не повредить газовые форсунки и двигатель работал ровнее
* Допустимое число запусков в аварийном режиме — ограничение количества аварийных запусков, которые может выполнить пользователь. После превышения этого числа автомобиль будет всегда запускаться в режиме
бензин или автомат. Тут ка бы всё понятно и эта ситуация меня немного выручила в этом году, когда по дороге на юга машина не завелась на бензине, а в аварийном режиме на газу заводилась и без проблем ехала, но как оказалось было выставлено всего 5 авариных запусков, всего 5 КАРЛ! и об этом я узнал на трассе в глубоких **** — устанавливаем максимум (255) ибо хорошо когда есть такая возможность, а лучше когда они не нужны
Инструкция как воспользоваться аварийным режимом:
Чтобы завести автомобиль сразу на газе (аварийный режим, например, повреждение топливного насоса) надо при выключенном зажигании нажать кнопку на переключателе и удерживая её, включить зажигание. Светодиод на переключателе должен светиться постоянно. Когда будут обнаружены обороты двигателя, контроллер включает электроклапаны и двигатель заводится на газе. В аварийном режиме невозможно переключить машину на бензин (за исключением, когда закончится газ или газ.контроллер обнаружит какую-либо ошибку – произойдёт переключение на бензин). Когда двигатель выключится, выключится и аварийный режим.
* Сброс давления – Во время езды, когда газовые форсунки не устанавливаются (напр., в состоянии cut off) давление газа в редукторе может расти. Если включен этот вариант, то когда давление превысит установленную величину (Порог переключения), контроллер инициирует процедуру, целью которой является его понижение. Процедура заканчивается, когда давление упадет до 1.5 бара. Параметр „Интенсивность” регулирует частоту открытия очередных форсунок. — суть аварийный сброс высокого давления если вдруг, почему бы не установить.
* Холодный двигатель – Функция «Холодный двигатель» необходима для устранения «поддёргиваний» при работе на ГАЗе на непрогретом двигателе, так как газовоздушная смесь может быть слишком богатой. Данная проблема проявляется на некоторых автомобилях. — Вобщем пока не столкнулся с необходимостью описанный в мануале, и пока не до конца разобрался во влиянии этих настроек — не трогал
* Обеднение по MAZDA™ – В некоторых автомобилях контроллер (в определенных условиях) может изменять способ управления с последовательного на полупоследовательный … — не нужно в общем в моём случае
* Вариатор — не нужен, т.к. не установлен, что бы это не значило ))))
3. Включаем автокалибровку
4. Включаем автоадаптацию
Выставляем опорное напряжение лямды (выставил 0,5 т.к. 0,45 не выставляется)
устанавливаем галочками как на картинке, нажимая на значок динамика слушаем сигнал помощника и запоминаем что он означает, так же рекомендую второго человека с подключенным ноутом и картой — так быстрее соберёте бензиновую карту, так же могу сказать адаптация бывает нескольких типов ISA и OBD2 принципиальные отличия в следующем они обе корригирует время впрыска газа на основании данных
OBD2 — считанных с контроллера бензина
ISA — характеристик эталонной газовой карты
5. Собираем эталонную бензиновую карту (желательно с помощником — так быстрей, чем больше данных тем лучше)
Суть — изначально карта вся чёрная нужно ехать на авто в разных режимах, постепенно будут заполняться области данными отмечая в табличке ячейку синего цвета, при сборе минимально достаточного количества данных заполненных ячеек машина перейдет в работу на газе, проиграв звук «Успех», при этом таблица будет заполнена не вся, при дальнейшей эксплуатации при попадании в участок с отсутствующими данными машина перейдет на бензин, соберёт данные и переключится на газ автоматически никак об этом не оповещая, я же рекомендую собрать сразу данных по максимуму, в случае с OBD2 реализацией, карту собирать не нужно работает сразу.
6. Собираем карту на газу (переключаемся на газ и проезжаем 5-25 км в разных режимах, затем корректируем коэффициенты 2D графике, затем сбрасываем газовую карту и RPM коррекции, до тех пор пока не добиваемся схожести кривых на 2D графике
если после переключения с бензина на газ время впрыска бензина увеличивается, то это означает, что в данной точке карты смесь слишком бедная (бензиновый компьютер увеличивает время впрыска бензина), поэтому
в этом месте надо обогатить смесь или наоборот, после переключения с бензина на газ время впрыска бензина уменьшается — смесь надо обеднить.
7. Охлаждаем машину (до утра), для того что бы завестись и по мере прогрева ГАЗа (не редуктора) настраиваем коррекции по температуре
По мере прогрева газа, переключаем на бензин и смотрим, что бы приведенные параметра впрыска бензиновых форсунок при работе на газу не отличались от параметров при работе на бензине или для скорости настройки по ELM в программке Torque подгоняем карту под углу опережения зажигания
Из минусов — регулировка только по температуре газа, по температуре редуктора регулировки нету — в этом есть небольшая сложность подогнать в идеал переходные параметры, суть при прогреве авто — смесь более богатая чем при рабочей температуре с завода, это было бы неплохо учесть, а вот изменение температура газа влияет на его плотность и соответственно открытие форсунки на 5мс при 10 градусах и при 45 градусах даст различную топливную смесь, поэтому это супер важно учитывать, тем более в городе и при эксплуатации в зимнее время, без этих настроек суперперасход обеспечен
8. Охлаждаем машину (до утра), для того что бы завестись и по мере прогрева ГАЗа (не редуктора) проверить и откорректировать коррекции по температуре
9. Охлаждаем машину (до утра), для того что бы завестись и по мере изменения давления откорректировать коррекции по давлению
PS.
1. Перед началом собственных настроек, поскольку блок предварительно был настроен в газсервисе, что бы ничего не попортить настройки я сохранил!
2. Запускать нужно только модифицированную нужную программу т.к. как выяснилось, что у меня не оригинальный STAG, а так как STAG борется с подделками и модификациями, то при подключении и обновлении оригинальным программным обеспечением от производителя китайские блоки в лучшем случае блокируются в худшем могут выйти из строя — конечно же всё это чинится, ремонтируется проблематично в некоторых случаях — замена блока (почему в официалы установили неофициальный блок — вопрос открытый)
3. Расходы только время и топливо
4. Постарался максимально доступно тексте
5. В других контроллерах настройки подобны
Далее различные скрины карт собранных и собираемых карт
Источник: www.drive2.ru