Программа наставничества в школе что это

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н. Н. Щипунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 845-847. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 24.12.2022).

This article is devoted to the problem of organization of mentoring at school. The organization of tutor work in the process of increasing of a young teacher’s professional competence has stage-by-stage character and includes formation and development of functional and personal components of the beginning teacher’s activity.

Keywords: mentoring, tutor, beginning teacher, professional qualities, professional competence, forms of methodical work, portfolio, mutual understanding, stages of tutor activity, practical and theoretical bases of pedagogical

Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества.

Наставничество: инструменты и алгоритмы

Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна хорошо знать, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей.

При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год. Наставник необходим следующим категориям педагогов:

 вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности

 наставник необходим учителям — неспециалистам.

Во-первых педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации.

Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях:

 подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;

 разработка рабочих программ по предметам;

 ведение классных журналов;

 организация самообразовательной работы по методической теме;

 участие в методической работе ОУ;

 освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;

 подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «учитель».

Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами.Определенную роль в становлении молодого учителя играет его участие в методических мероприятиях школы. Методические дни, методические недели, профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, конференциях, открытые уроки опытных учителей, заседания клуба «Молодой педагог», Дни коррекции и регуляции — неполный перечень методических мероприятий, которые проходят в ОУ по повышению педагогического мастерства [1, с. 66].

Наставничество: педагог-педагог

Заместитель директора школы и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации:

 требования к современному уроку;

 обязанности классного руководителя);

 организация работы с неуспевающими учащимися;

 организация работы с одаренными учащимися

 анализ и самоанализ урока;

 организация работы с родителями;

 внеурочная деятельность по предмету;

 методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио учителя. Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности.

А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию. Портфолио поможет контролировать работу наставника, правильно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, объективно оценивать результаты профессионального роста молодого педагога. Портфолио ведет молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте [2, с. 44].

Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный. Педагог-наставник должен быть терпеливым и целеустремленным и коммуникабельным.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (Нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической. Предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

 мотивационно-целевой, когда, наставник определяет обязанности и полномочия молодого педагога, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации. [3, с. 34].

 главный этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования.

 итоговый, на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы. [4, с. 77]. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества; методические, методологические, психолого — педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между коллегами [7, с. 84].

  1. Арьяева Л. В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография.- СПб.: ИПК СПО, 2012; с 55.
  2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей/ Аминов Н. А. Вопросы психологиии. 2012. -№ 5. — с 71–77.
  3. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99;
  4. Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006, с.109.
  5. Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003, с. 210.
  6. Родионова Н. Ф. Современные ориентиры обновления педагогического образования и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения / Родионова Н. Ф. с. 89.
  7. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н., Вершловский С. Г. Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 2001.-104с.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность, организация работы, квалификационная категория, методическая работа, молодой специалист, образовательное учреждение, образовательный процесс.

Читайте также:
Поднося телефон к уху он отвечает на звонки что за программа

Ключевые слова

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества, профессиональная компетентность, формы методической работы, портфолио, взаимопонимание, этапы деятельности наставника, практические и теоретические основы педагогической деятельности

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Повышение профессиональной компетенции педагогов.

область воспитания, умение, профессиональная компетенция педагога, образовательное учреждение, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность.

Система управления построением карьеры молодых педагогов.

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой педагог.

Повышение качества образования через повышение уровня.

Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии…

Компетентность учителя — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений.

Методическая работа в образовательном учреждении.

Ключевые слова:методическая работа, образование, педагог, повышение квалификации, компетентность.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, молодой учитель.

Профессиональная адаптация молодого учителя.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой педагог, профессиональная адаптация, рабочее место, образовательное учреждение, молодой специалист, образовательный процесс

Профессиональная педагогическая компетентность учителя.

Проблемы профессиональной компетентности молодых.

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной компетенции молодых педагогов с помощью образовательной организации, которая функционирует как открытая самообучающаяся система.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Авторы: Корешкова Мария Николаевна, Рыжевская Марина Александровна. Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Источник: moluch.ru

Программа наставничества над молодым специалистом

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

· новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

· различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

· необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

Актуальность

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество в образовании — форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.

Параметры реализации программы

Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2. профессиональное самоопределение,

3. творческая самореализация,

4. проектирование профессиональной карьеры,

5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

1. Общие положения

Цель программы : организация наставничества с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении.

Задачи программы :

· обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;

· дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым учителем на основе выявленных потенциальных его возможностей;

· повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

· развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

· повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно— воспитательного процесса в образовательном учреждении;

· создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов

Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:

· планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);

· консультирование молодого специалиста ( знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;

· оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;

· посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Сроки реализации программы: 1 год

Организационные основы наставничества

1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

2. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по методической работе, методист.

3. Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.

Требования, предъявляемые к наставнику:

· знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

· разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

· изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

· знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

· вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

· проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

· оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

· личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

Читайте также:
Что за программа саперион

· участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

· подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту:

· изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

· выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

· постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

· учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

· совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

· периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Виды контроля работы молодого специалиста .

В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в ОУ. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого педагога.

Затем в течение всего года работы проводится предупредительный контроль. Его цель — выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога.

Ожидаемые результаты:

· адаптация начинающих педагогов в учреждении и, как результат, закрепление молодых специалистов в школе;

· активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

· повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии;

· обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;

· совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

· использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

2. Организация наставничества

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:

· адаптация (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);

· стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);

· преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Сведения о молодом специалисте

Чалая Алина Витальевна

Образование и учебное заведение

Воронежский государственный педагогический университет, педагогическое образование (музыка), 01.09.2016 — 30.06.2020

Специальность по диплому

Источник: mcoip.ru

Наставничество в школе: мода или необходимость?

Теме наставничества в школе уделено много внимания в национальном проекте «Образование». Как заявил министр просвещения в интервью Российской газете, «в сентябре 2021 года начнется апробация новой системы аттестации учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист и учитель-наставник».

Согласно федеральному проекту «Современная школа», до конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с привлечением работодателей. Не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

Согласно федеральному проекту «Учитель будущего», планируется внедрить национальную систему учительского роста педагогических работников, в том числе внести изменения в номенклатуру должностей. Предполагается, что 70% учителей в возрасте до 35 лет будут задействованы в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.

Специалисты, разрабатывающие методологию наставничества, обращают внимание, что в образовании исполнение поручений «под козырек» не работает. Нужно осмыслить вводимые изменения, подготовить к ним людей, создать необходимые условия.

В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?

Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.

В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.

В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 года классный наставник был ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников. Классные наставники из числа преподавателей, работавших с классом, выполняли данные функции за отдельную плату. Директор и инспектор гимназии также были наставниками, но на общественных началах.

В истории есть много примеров выдающегося наставничества.

Отец Александра Македонского Филипп призвал в учителя своему сыну Аристотеля, и любопытным образом расплатился за обучение — восстановил Стагиру, родной город Аристотеля. Аристотель и Александр занимались в роще около городка Миезы, где до сих пор показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель со своим учеником.

Есть случаи, когда наставники выдающихся политических деятелей, косвенно влияли на важные исторические события. Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.

От наставника зависит многое. Он может внести большой вклад в развитие личности опекаемого. По мнению философа Сократа, главное — чтобы наставник «пробудил душевные силы ученика». Сократ и сам был прекрасным наставником для молодежи. Он проводил много времени в беседах с учениками и с помощью наводящих вопросов помогал им прийти к истине.

Сегодня весь мир пользуется его методом, который так и называется «сократическая беседа».

Одной из эффективных систем профессионального наставничества в школе считалась советская. В книге Л. Б. Борисовой «Молодой учитель: труд, быт, творчество», вышедшей в 1983 году описывается опыт томской школы: «Иметь хорошего наставника хотят многие молодые специалисты. И там, где это делается с душой, результаты получаются отличные.

Лариса Ивановна Ефимова, завуч школы № 3 г. Стрежевого Томской области, рассказывает о работе с молодыми специалистами… „В первую неделю сентября мы устраиваем собрание молодых специалистов… На собрании заслушиваем просьбы и предложения молодых учителей: это может быть и неустроенность быта, и недовольство нагрузкой, классным руководством. За каждым молодым специалистом закрепляется опытный учитель-предметник, а если необходимо, то и классный руководитель.

При местном комитете профсоюза создается совет наставников. Раз в четверть на специальном собрании идет разговор о молодых специалистах — говорим о достигнутом и над чем надо работать…“ Кроме посещения уроков молодые учителя пользуются методической литературой своих наставников, получают оперативные консультации. Например, учительница Т. Г. Жданова в течение 1,5 года посетила свыше 50 уроков своего наставника». Как видно, уделялось внимание каждой мелочи. Неслучайно сегодня Томская область — один из регионов-лидеров в организации профессионального наставничества в школе.

Читайте также:
Программа реновации в Казани что это

Сегодня изменились социально-экономические условия и психология людей, поэтому институ наставничества претерпевает изменения. В наше время в поддержке нуждаются не только молодые и неопытные, то и те, кто сменил профессию или место работы. Наставники могут быть и у зрелых людей (например, цифровые волонтеры у преподавателей вузов). Такой тип наставничества называется «обратным». Наставники есть и у высококвалифицированных специалистов и руководителей (как в конкурсе Лидеры России).

Американский экономист Питер Друкер говорил: «Культура ест стратегию на завтрак», подчеркивая тем самым, что главное богатство любой организации — это люди и их отношения. Нужно заботиться об их профессиональном и личностном росте. Для этого в организации должна быть развитая система наставничества.

Это касается и отечественной общеобразовательной школы. Согласно Указу Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из средств достижения этой цели является профессиональное наставничество.

Растут требования к компетентностям учителя, связанным с работой с информацией и новыми средствами обучения. Повсеместно внедряемая проектно-ориентированная деятельность заставляет уделить внимание формуле «4К»: критическому и креативному мышлению, умению работать в команде и коммуницировать. Рост качества образовательных услуг от частных поставщиков, использование ими все новых технологий, меняющих саму природу познавательной деятельности детей, требует от учителя, с одной стороны, широкой осведомленности о новых средствах обучения, а с другой, хорошего знания психологии современных школьников, их потребностей и возможностей.

Без наставников в решении этих задач не обойтись.

Большой потенциал у наставничества также в связи с цифровизацией образовательного процесса, персонализацией обучения и индивидуализацией образовательных траекторий.

Таким образом, наставничество — это социокультурный феномен «на все времена», всегда актуальный в связи со стремлением людей к гармонии и благополучию. Направленность наставничества на эксклюзивную работу по передаче опыта, освоению нового и постоянному совершенствованию делает его особенно востребованным на пороге революционных перемен, которые ожидают нашу школу.

Источник: mel.fm

Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательной организации

В статье подробно рассматривается феномен наставничества, т.к сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания и отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, способного предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Аннотация статьи
педагог-наставник
организация
молодой педагог
наставничество
Ключевые слова
Барыбина Ирина Сергеевна
Лебедкина Виктория Борисовна
Овсянникова Елена Михайловна
Образование, педагогика
«Актуальные исследования» #3 (82), январь ’22
Поделиться

Цитировать
Актуальные исследования
# 3 ( 82 ), январь ‘ 22

На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития населения.

Основные требования к профессионализму педагогов предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарта педагога. Согласно этим документам, педагог должен быть компетентным в различных вопросах педагогики и психологии.

Становление педагога – процесс достаточно сложный и кропотливый, требующий постоянной работы над собой. Современное общество с его открытиями, инновациями и движением вперед требует от педагога постоянного профессионального роста, самоотдачи и работы над собой. Все это приобретается с опытом и годами, а начинающим педагогам нужна постоянная помощь более опытного педагога, который станет для него наставником! Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.

Сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания, потому что отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку, практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.

Основная цель работы наставника с молодым педагогом – это развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям.

Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:

  • проведение уроков для молодого педагога;
  • организация индивидуальных консультаций;
  • знакомство с опытом других учителей, с молодым педагогом совместное посещение их уроков с последующим анализом урока;
  • подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
  • посещение уроков молодого педагога, анализ урока;
  • ознакомление с новинками методической литературы;
  • консультации по проведению родительских собраний, классных часов, подготовке материалов к конкурсам разного уровня.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.

На адаптационном этапе идет определение обязанностей и полномочий молодого педагога, выявление недостатков в его умениях и навыках, разработка программы адаптации. Наставник проводит диагностику подопечного, определяя актуальный объем знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества, разъясняет педагогу его права и обязанности.

Контрольно-оценочный этап предполагает работу с молодым специалистом, анализ проделанной работы, выявление ошибок и недочетов, постановку задач по их устранению, определение уровня готовности молодого педагога к самостоятельному выполнению своих функциональных обязанностей. Наставник высказывает замечания, обращает внимание на ошибки и неточности в работе, контролирует работу подопечного.

В течение учебного года педагог-наставник организует работу по повышению профессионального мастерства молодого специалиста, разрабатывает программу треннинговых занятий, целью которых является развитие эмоциональной устойчивости и активизация интереса молодых педагогов к своей работе. Данные таких занятий повышают уровень самосознания профессионального «Я», подготавливают к напряженным ситуациям в педагогической деятельности, учат анализировать своё поведение и поступки, оценивать их со стороны, видеть собственные недостатки и стремиться к самосовершенствованию.

Для решения поставленных задач на тренинговых занятиях используются активные формы работы: деловая игра, упражнения на формирование определенных качеств, групповые рисунки, коллажи, коллективные обсуждения, краткое сообщение ведущего по теме, рефлексия и др. На данных занятиях важно увидеть удачи и достижения молодого специалиста, чем анализировать ошибки и неудачи в его работе. В течение всего учебного года молодой специалист может обратиться к наставнику за любой методической помощью, если возникают затруднения при работе с документацией, при работе с родителями и т.д. Молодым педагогам даются памятки и рекомендации наставников.

Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества – эффективный и результативный способ повышения компетентности молодых учителей. Молодой педагог получает от наставника определённые знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности. В то же время учитель-наставник, обучая и помогая молодому учителю, развивает и свои профессиональные качества. Ведь не зря выдающийся французский писатель и философ Мишель Монтень сказал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

Источник: apni.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru