теория подробное описание деятельностного метода (ТДМ), технология ТДМ, структура учебной деятельности вТДМ (схемы и таблицы), алгоритм конструирования урока «окрытия нового знания» с исользованием ТДМ, обоснование выбора данной технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение
Знания — дети удивления и любопытства.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями — инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Управленческие решения: от уровня ДОУ до системы образования Невского района СПБ
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.
В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Классификационные параметры технологи
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся : массовая, все категории.
• Усвоение способов самостоятельной деятельности.
• Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (поД.Дьюи)
Часть 1. Разработка и Реализация Управленческих Решений
• Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
• Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
• Условиями успешности обучения являются:
— проблематизация учебного материала (знания — дети удивления и любопытства);
-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
— связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Рис. 7. Технологическая схема проблемного обучения
Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 7. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
— учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
— сталкивает противоречия практической деятельности;
— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
— предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
— побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
— определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
— ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
— отбор самых актуальных, сущностных задач;
— определение особенностей проблемного обучения в различных видах учеб ной работы;
— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
— личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.
Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания
Обоснование выбора технологии проблемного обучения.
Выбор мною данной технологи не случаен. Во – первых, я работаю по программе образовательной системы «школа 2100», в которой заложена и может успешно реализовываться технология проблемно – деятельностного обучения.
Во- вторых, с 1сентября 2011года вступили в силу Стандарты второго поколения и этот документ является основопологающим для деятельности современного учителя. «Новый» ученик нашей новой школы значительно отличается от того ученика, каким мы его видели раньше, И главное отличие состоит в том, что меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий. ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых является формирование УУД (универсальных учебных действий) Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подзода, положенного в основу Стандарта , и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего обрпзования, развитию УУД, выступающая как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Итак, особенности Стандарта в современном учебном процессе – это:
- Ориентация на результат
- Системно – деятельностный подход к процессу обучения
- Формирование у учащихся учебной деятельности (умение думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать, делать выводы)
- Самостоятельность ученика при решении учебных и жизненных задач. Как показатель сформированности учебной деятельности
- Активность познавательной деятельности как условие развития интеллектуальных способностей ученика
- Результаты освоения программ начального образования:
- Личностные
- Метапредметные
- Предиетные
Из всего выше сказанного понятно, что при переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностую парадигму образования. Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования. Что и определяет новизну и современность (иновационность) образования
Применение технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса. Методом, представляющим собой основу технологии проблемного обучения, является деятельностный метод .
Технология деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося ”.
Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант деятельностного метода.
Так, структура урока введения нового знания имеет следующий вид:
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Как называется программа, способствующая решению какой-либо задачи в пределах данной проблемной области? — ответ на тест
Вопрос: Как называется программа, способствующая решению какой-либо задачи в пределах данной проблемной области?
Ответ: прикладная программа.
Похожие вопросы и ответы:
- Как называют равносильное преобразование, приводящее к…
- Принцип Джона фон Неймана, который заключается в том, что…
- Как называется программа, которая используется специально…
- Как называется программа, переводящая программу с языка…
- Как называется программа, представляющая собой набор…
- Как называется разбиение диапазона значений какой-либо…
- Как называется натуральное число, обозначающее количество…
- Как называется метод алгоритмизации, при котором процесс…
- Как называется алгоритмическая структура, которая задает…
- Как называется комплекс взаимосвязанных программ,…
- Какой сигнал называется цифровым? — ответ на тест
- Как называется архитектурное решение построения ЭВМ, при…
- Принцип Джона фон Неймана, который заключается в том, что…
- Как называется регистр устройства управления, который…
- Как называется требование, предъявляемое к алгоритмам,…
Источник: otvetzdes.ru
Методы проблемного обучения
Понятие и направленность методов проблемного обучения
Определение 1
Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.
Сущность проблемной ситуации заключается в том, что ее решение вызывает у учащихся затруднения, так как они не могут найти объяснение какому-либо факту или явлению, все известные им способы решение не помогают. В этом случае учащиеся начинают искать новые пути и способы.
Определение 2
Проблемная ситуация (задача) – это созданная педагогом учебная проблема, имеющая четкие условия, в результате чего поле поиска решения ограничено и доступно для учащихся.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
При разработке проблемной ситуации педагогом должны быть созданы все необходимые условия, не только для усвоения учащимися знаний, но и для понимания процесса их приобретения. То есть, учащиеся должны не просто прослушать лекцию, содержащую уже готовую инструкцию о том, как действовать, а самостоятельно проработать план поиска необходимой информации для решения или ответа.
Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно:
- Постановка проблемы
- Четкое определение сущности поставленной проблемы
- Определение всех возможных путей по выходу из ситуации, вынесение предложений возможного решения, обоснование каждого предложения
- Аргументированные доказательства эффективности вынесенных предложений и решения с их помощью проблемы
- Осуществление проверки правильности предложенного решения проблемы
Замечание 1
Важным условием постановки проблемной ситуации является верная установка уровня сложности. Проблема должна вызывать у учащегося затруднения, но вместе с тем быть посильной для самостоятельного поиска ответа (решения).
«Методы проблемного обучения »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Виды методов проблемного обучения
В настоящее время выделяют шесть основных видов методов проблемного обучения. Каждый вид отличается изложением учебного материала, организацией деятельности учащихся.
Виды методов проблемного обучения:
- Метод монологического изложения – предусматривает последовательное пояснение и демонстрацию педагогом опытов, с целью их подтверждения. Речь педагога сопровождается наглядностями (макеты, иллюстрации, схемы и т.д.) и техническими средствами обучения.
- Рассуждающий метод обучения – направлен на показания образца исследования, путем постановки и рассуждений о решении. Проблемный материал делится педагогом на части, к каждой части готовится комплекс риторических вопросов проблемного характера. Метод предполагает форму лекции, риторические вопросы призваны привлечь и удержать внимание учащихся к занятию.
- Диалогический метод изложения – направлен на привлечение учащихся к совместному с педагогом решению проблемы. Данный метод способствует развитию таких качеств как познавательная активность и интерес. Особенность метода заключается в том, что он привлекает к уже известному, но поданному в новом виде материалу.
- Эвристический метод изложения – основан на том, что педагог ставит перед учащимися проблему, но она поделена на части, решение каждой из которых предполагает обучение отдельным способам поиска знаний. Каждая выделенная часть может быть дополнена постановкой отдельных познавательных заданий и задач. Основная форма реализации данного метода заключается в сочетании эвристической беседы с решениями проблемных заданий.
- Исследовательский метод – представляет собой сконструированную педагогом методическую системы проблемных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет учащимся. Процесс, решения поставленной проблемной ситуации, осуществляется непосредственно учащимися под руководством педагога. В процессе решения проблемы происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания.
- Метод программированных заданий – представлен постановкой педагогом системы программированных заданий. Программированные задания – это отдельные элементы, каждый из которых содержит какую-то часть изучаемого учебного материала, представленного в виде вопросов и ответов, либо в виде новых упражнений и заданий.
Замечание 2
Методы проблемного обучения направлены на разносторонне развитие учащихся и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.
Условия организации методов проблемного обучения
Эффективность методов проблемного обучения во многом зависит от соблюдения ряда условий организации данных методов:
- Объяснение нового учебного материала должно следовать только после того как учащиеся задут вопрос, касающейся данного материала, в процессе решения проблемной ситуации. Это необходимо для того, чтобы дать учащимся время самостоятельно прийти к тому, что им необходима данная информация для последующей успешной работы.
- Обязательный учет уровня знаний и умений учащихся, при изложении нового учебного материала. В том случае, если учащиеся в решении проблемы самостоятельно пришли к решению, посредством собственного мышления, то нет необходимости дублировать то, что ими было найдено и усвоено. Педагогу стоит лишь подтвердить правильность их решения и попросить повторно сформулировать ответ, с целью его закрепления.
- В случае, если путь решения выбран не верно, либо не верен полученный ответ, то проблемная ситуация все равно сыграла положительную роль, так как дала учащимся понять о необходимости расширения своих знаний и умений.
- Если обучение проходит в форме практического или лабораторного занятия, то перед его организацией педагог должен дать учащимся необходимые сведения или обучить способам действий по выполнению задания.
- Если проблемное задание окажется чересчур трудным, то оно может быть расчленено на ряд частных проблемных заданий, чтобы решение каждого из них стало доступным.
Замечание 3
Все эти условия должны лечь в основу проблемных заданий и выбора методики изложения учебного материала в созданной педагогом проблемной ситуации.
Источник: spravochnick.ru