С 2022 года в школах начал действовать новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Его создатели уверяют, что теперь в школах все будет по-новому, и станет точно известно, какой минимум знаний должен освоить ученик и как ему применить это на практике. Но пока у родителей к школе сплошные вопросы.
Ирина Мишина
С 1 сентября 2022 года российские школы заживут новой жизнью. Так считают в Министерстве образования и науки. Революцию там связывают с новыми ФГОС – Федеральными государственными стандартами обучения.
Главным отличием обновленных стандартов, по словам их авторов, станет следующее: будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник и что освоит. Также упор сделан на применении знаний на практике. Нас уверяют, что повысится прозрачность системы образования, и любой родитель сможет понять, чему именно учат в школе их ребенка. А значит, повысится включенность родителей в процесс образования.
15 лет со дня теракта в Беслане. Как это было
На эту самую «включенность» родителей в школьный процесс чиновникам от образования грех жаловаться. Именно она и стала в последнее время предметом жарких дискуссий. Дело в том, что без помощи родителей большинству детей в нынешней школе попросту не обойтись. В соцсетях наделал шуму пост, опубликованный в паблике «Образование в лицах».
«По расписанию сегодня у ребенка было 6 уроков. Так вот, дочь рассказала, что на 5 уроках из 6 были контрольные, проверочные или самостоятельные работы.
Для себя я давно уже сделала вывод, что школа из места, где знания дают и получают, превратилась в место, где знания проверяют», — пишет автор поста .- У меня пока есть силы и желание заниматься с дочерью дома, благо ребенок любознательный и все впитывает как губка. Мы к контрольной работе или ВПР подготовимся точно. Но очень бы хотелось, чтобы этих работ стало хотя бы чуточку поменьше. А учителя стали заниматься своими прямыми обязанностями и начали учить детей».
В комментариях родители начали приводить один за другим примеры того, как им приходится в домашних условиях самим готовить детей к контрольным, проверочным и вообще проходить с детьми материал, который ученикам задают на дом для самостоятельного освоения.
Надежда: «В электронном дневнике пишут : изучить параграф. По истории третий год на уроке сами дети параграфы читают и на вопросы письменно отвечают, а учитель в телефоне сидит. В открытую говорят, что если родители помогать школе не хотят, то какие хорошие оценки могут быть. Перевели бы уже все устные предметы на дистанционку».
Ирина Деуля: «Это ФГОС называется, по нему школа теперь экзаменующий, проверяющий орган, а не дающий знания, так нам еще 6 лет назад на собрании сказала учитель математики . Задания даются наперед для самостоятельного изучения дома, а потом, если что-то не понятно на уроке учителю можно задать вопрос. Как думаете, много дети задают вопросов? Поэтому у многих репетиторы с 5 класса, т.к. не все родители имеют время и знания, чтобы учить своих детей».
Все правила русского языка — 3-й класс за 40 минут
елена поминова: «Ужас в школах творится, что хотят то и делают над детьми, учителя уже привыкли, что дети должны, а они ничего не должны».
Мы поинтересовались в межрегиональном профсююзе педагогических работников «Учитель», действительно ли по новым ФГОС дети, по сути, перейдут на самообразование.
«Современный ФГОС говорит о том, что ребенок должен учиться сам, вести проектную деятельность, а учитель должен его только направлять. Я лично с этим не согласен», — подтвердил «НИ» член совета межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель», учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Козаков.
Но, как выяснилось, школы теперь сами — объект перманентных проверок. В 2022 году государственные органы контроля и надзора в сфере образования проведут проверки всех образовательных учреждений. Помимо этого никто не отменял ВПРы – Всероссийские проверочные работы, а вместе с этим и другие формы школьной отчетности.
«Стало больше внешкольных проверочных процедур. Число ВПР в этом году сократили, профсоюз «Учитель» сыграл в этом важную роль. Но проверочные все равно остались. Причем, если школа успешно написала ВПР – это тоже становится предметом проверки. Школа, в которой я преподаю, по этой причине попала в какой-то «плохой рейтинг», нас заподозрили в подделке.
Лучше, оказывается, когда результат средний. Теперь мы проходим новые проверки. Помимо этого есть еще Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования.
Прибавьте к этому конкурсы, в которых педагоги должны участвовать, постоянные курсы повышения квалификации. Вот сейчас вводят новые ФГОСы. Это значит, что учителям снова надо проходить какие-то курсы. Все это съедает время учителя. Разумеется, его не хватает на подготовку к урокам.
Откуда его взять, если сплошные проверки и курсы?», — рассказал «НИ» учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Козаков.
Когда наблюдаешь за школами со стороны, складывается впечатление, что все реформы там проводят исключительно ради реформ или отчетов. При этом качеству образования реформаторы уделяют далеко не первое место в своих нововведениях. Мы попросили прокомментировать новые ФГОС одного из самых известных педагогов России, заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, академика РАО, директора Центра образования №109 Евгения Ямбурга.
«На мой взгляд, новые ФГОС хуже, чем прежние. В новых ФГОС много спорного. Например, говорится о включенности родителей в образовательный процесс. Я за союз с родителями, за открытые уроки. Но напрашивается параллель: врач ведь не советуется с больным перед операцией. Почему педагоги должны советоваться?
Также эти ФГОСы усиливают жесткий контроль за школами. Единое образовательное пространство грозит шаблонами. К примеру, по учебному плану отведено 2 часа на «Преступление и наказание». А если не все разобрались, и я хочу на это 3 часа затратить? Английский планируют вообще исключить из ЕГЭ, второй иностранный изъять из программы.
Это при том, что вся научная литература сейчас на иностранном, и тот, кто его не знает, сродни инвалиду. ВПР, проверочные, с одной стороны, важны, но избыточность проверок не во благо. На мой взгляд, в новых образовательных стандартах функция контроля доминирует над функцией развития», — считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
Вместе с новыми ФГОСами появятся и новые учебники, соответствующие духу времени. Академик Чубарьян рассказал, что в РАН завершают разработку нового курса мировой истории для школьников. В учебниках теперь будет меньше Европы, зато больше Азии, Африки и Латинской Америки. Ну, а что?
Вместо Великой Французской революции – восстание рабов на Гаити, вместо восстания Гарибальди – деятельность Национального фронта освобождения Анголы. «Если серьезно, то весь вопрос в том, что именно считать историей. Если для вас история — это движение идей, то тут первенство Европы неоспоримо.
Исключения есть, но в подавляющем большинстве случаев те идеи, которые сейчас управляют миром, родились и развились в Европе. Весь остальной мир их лишь заимствует. Но в принципе, это не единственный возможный подход. К истории можно относиться и как к простой сумме действий, организуемых правителями — войн, например. Тогда да — Африка, Азия и Латинская Америка ничем не хуже Европы.
Пожалуй даже получше: там любого царька возьми — так он легко Наполеона за пояс заткнёт», — замечает политолог Аббас Галлямов.
Мучает родителей и другой вопрос: почему в учебниках истории – любых, начиная с Древнего мира, такое большое место нынче отводится истории религии? Порой создается впечатление, что детям с ранних лет в школе преподают вместо истории теологию, готовя к карьере священнослужителей. «Религия – современный трэнд государства. В учебниках огромное количество текстов из «Житий святых», например. Судя по всему, упор на религию – это государственный формат», — поясняет преподаватель истории из Нижнего Новгорода Дмитрий Козаков.
По сути, в среднем образовании сложилась на сегодня революционная ситуация: действующая система на устраивает ни учителей, ни родителей. По статистике всё больше школьников в России переходят на домашнее обучение. Ассоциация развития семейного образования провела исследование и определила, что в 2018–2019 учебном году на домашнем обучении находилось около 20 тысяч детей.
В 2019 году, как пишут РИА «Новости», дома обучались 100 тысяч российских школьников. В 2020 году это число выросло еще больше. Эксперты утверждают, количество обучающихся на семейной форме будет расти и дальше.
«Тенденция ухода от массовой школы очевидна. В результате дискредитации школы идет отток на семейное обучение и в частные школы. Школа становится частью рыночных капиталистических отношений. Если можете – платите за обучение, не можете – получите то, что есть. В результате деградации массового образования деградируют и учителя, которых встраивают в систему рыночных отношений.
500 рублей стимулирующих в современном мире – это как? Разумеется, учителя из-за низкой зарплаты и высоких требований уходят в репетиторы, на школу у них остается все меньше времени. Я считаю, что школу необходимо вывести из системы рыночных отношений», — считает член совета межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель», учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Козаков.
Но пока Евгений Ямбург и иже с ним отстаивают позиции школы в Общественной палате и в Думе, образование, приходя в соответствие со ФГОСами, все меньше соответствует нормам здравого смысла.
Из комментариев в соцсетях. Елена Иванова : «Пора признать всем: образование в России (школа в общем понимании и сознании) умерло. Труп. Всё. Пинай-не пинай, оно мертво.
Чем быстрее общество это поймёт, тем больше детей можно ещё спасти, обучить, развить, вырастить достойными людьми. Разными способами (от частных платных школ до самообразования). Факт есть факт — школа умерла. Можно ставить памятники и писать некрологи».
Источник: newizv.ru
Новогодние сценарии для начальной школы
Какой Новый год без шумных праздников, познавательных викторин и классных часов, а также увлекательных игр и развлечений.
Педагоги начальной школы очень стараются. Кипит работа уже с октября месяца.
Мы надеемся, что тематические материалы нашего портала, помогут учителям начальной школы, воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования.
Сценарии Нового года для начальных классов
Сценарий новогодней сказки «Проказы Бабы Яги и Кикиморы» для младших школьников 1 – 4 классаЦель: создать праздничное новогоднее настроение, вызвать интерес к предстоящему празднику, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях. Действующие лица: 1. Баба Яга 2. Кикимора 3. Нюша 4. Ёлочка 5. Атаманша 6. Снегурочка 7. Дед Мороз 8. Снежная КоролеваХод праздника: Звучит торжественная музыка Ёлочка: Ой, вы гости – господа, Просим милости сюда! В .
Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» для учащихся начальной школыПодготовила учитель начальных классов Подгорнова С.В. Участники: 1 ведущий; 2 ведущий; Дед Мороз; Снегурочка; Сорока; Ворона; Простуда; Сквозняк; Вирус; Инфекция; Звездочет: ; Тигренок; 1 Танцовщица; 2 Танцовщица. Ход утренникаЗвучат фанфары 1 ведущий: Наш молодой новогодний привет Всем от пяти до шестидесяти лет! Сегодня вас ждут и веселье, и шутки, Скучать вы не будете здесь ни минутки.
Сценарий новогоднего вечера для детей младшего школьного возраста «Веселое путешествие»Цель: в игровой форме показать детям варианты совместного веселого и творческого проведения досуга. Необходимые материалы и инструменты: плитки шоколада (по дольке на каждого ребенка), чупа-чупс (5-7 шт), мешок (пакет), карточки с заданиями, две емкости для карточек (конверты, коробки), перышко (распушенный кусочек ваты), мини-призы для викторины (пироженки, канцелярия и пр.), бумажные полотенца, фломастеры.
Сценарий внеклассного мероприятия для де6тей 7-8 лет «Что такое Новый год?».Цели: — развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, воспитывать культуру поведения.Ход мероприятия.Ученик 1. Сегодня, в этом зале, Расскажем мы о том, Как новогодний праздник Приходит в каждый дом. Ученик 2. О том, как ярко светятся Гирлянды из огней, О том, что нету праздника Прекрасней и светлей. Ученик 1. Нам сказочная книга Откроет в сказку дверь, Стоит в углу, робея, Украш.
Внеклассное мероприятие для начальной школы на тему «Новый год не за горами»Цель мероприятия: создать праздничное новогоднее настроение. Вызвать интерес к предстоящему празднику. Задачи: — познакомить учащихся с историей праздника; — развивать у детей воображение, умение слушать и отвечать на вопросы; — воспитывать чувство доброты и сплоченность коллектива; — создать условия для эмоционального комфорта учащихся.Ход мероприятия1. Мотивация к деятельности Наступили холода. Обернулась .
Сценарии Новогоднего утренника во 2 классеЦель: сплочение коллектива, вызвать интерес к предстоящему празднику, создать праздничное новогоднее настроение. Задачи: Учить детей выразительно исполнять стихотворные номера, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, воображение и фантазию.Ход праздникаВедущий. Новый год. Есть в нём что-то волшебное, загадочное.
Начинается он синим сумраком, лёгкой порошей, нарядной ёлкой, мерцанием гирлянд и треском свечей, затаённой надеждой. Конеч.
Сценарий праздничного утренника «В гостях у Дедушки Мороза»Новый год в начальной школе. Цель: создать праздничную атмосферу, вызвать положительные эмоции у детей и сказочное восприятие новогоднего праздника. Задачи: — формировать у детей представления о традициях подготовки Деда Мороза к встрече с детьми; — способствовать художественно- эстетическому развитию и обогащению словарного запаса; — воспитывать доброе отношение к сказке, сказочным персонажам. Оборудование: мультимедийная установ.
Источник: ped-kopilka.ru
Опубликовано расписание каникул в российских школах в 2022/23 учебном году
Накануне 2022/23 учебного года школы России начали устанавливать расписание осенних, зимних и весенних каникул. Они разнятся для тех, кто учится по четвертям и триместрам. В разных регионах и учебных заведениях периоды отдыха отличаются, ведь администрация школы имеет право устанавливать свои даты. Как правило, вариативными остаются осенние, вторые зимние и весенние каникулы. В периоды отдыха в учебных заведениях мамы и папы стараются организовать для детей культурную или туристическую программу, планируют поездки на дачу, к бабушкам и дедушкам.
«Известия» публикуют рамочный график каникул на этот и часть будущего календарного года на основании учебных планов «Курчатовской школы» и министерства образования Московской области. Для удобства читателей указываются также даты государственных праздников — дней, когда отдыхает вся страна.
Первый звонок в 2022 году
1 сентября 2022 года — Первый звонок, или День знаний, приходится на четверг. По всей стране пройдут праздничные линейки. Особенно важным день будет для ребят, которые пойдут в первый класс, в основном это дети 2005 года рождения. Опытные педагоги отмечают: лучше всего, когда 1 сентября выпадает на среду, четверг или пятницу, когда первая учебная неделя не сразу пять дней, что весьма сложно после длинных летних каникул.
Осенние каникулы в школе в 2022 году
Для школ с обучением по четвертям: С 29 октября 2022 года по 6 ноября 2022 года включительно. Для школ с обучением по триместрам: Первые — с 10 октября 2022 года по 16 октября 2022 года. Вторые — с 21 ноября 2022 года и закончатся 27 ноября 2022 года. На этот период осенних каникул приходится государственный праздник День народного единства 4 ноября, пятница.
Россияне будут отдыхать три дня подряд — до 6 ноября включительно. Подробнее о том, какие праздники ждут россиян осенью 2022 года, — в материале «Известий».
Зимние каникулы в школе 2022/23
Новогодние каникулы в школах с обучением по четвертям: С 31 декабря 2022 года по 8 января 2023 года (включительно). Для первоклассников будут дополнительные каникулы в феврале — даты будет устанавливать администрация школы. В школах с обучением по триместрам и модулям: Первые — 31 декабря 2022 года 8 января 2023 года. Вторые — с 20 по 26 февраля.
Государственные выходные по случаю Нового года и Рождества полностью совпадают со школьными каникулами — с 31 декабря по 8 января включительно. Примечательно, что в 2022 году последний день декабря — суббота, благодаря чему вся семья будет в сборе и вместе готовиться к празднику с самого утра. На работу и учебу — в понедельник, 9 января. Много выходных будет и по случаю Дня защитника Отечества. Поскольку он выпадает на пятницу, дней отдыха у граждан будет четыре подряд — с 23 по 26 февраля включительно.
Весенние каникулы в школе в 2023 году
- с 29 апреля (суббота) по 1 мая (понедельник) — в общей сложности три дня,
- с 6 мая (суббота) по 9 мая (вторник) — всего четыре дня.
Учебными для детей и рабочими для взрослых будут пять дней — с 2 мая (вторник) по 5 мая (пятница) включительно.
Последний звонок-2023
25 мая, в 2023 году это среда, — традиционная дата торжества в честь последнего звонка. Напоминаем, что каждая школа может выбрать другую дату.
Источник: iz.ru
Зачем нужны мечты и насколько важны семейные праздники, расскажут на «Разговорах о важном» 26 декабря
Российским школьникам 26 декабря расскажут о традициях празднования Нового года, семейных праздниках, побеседуют о мечтах. Новогодней тематике посвятят внеурочное занятие «Разговоры о важном». Необходимые методические и презентационные материалы, сценарии занятия представлены на сайте проекта для разных возрастных категорий школьников. Рассказываем, как пройдут занятия на тему «Новый год. Семейные праздники и мечты» в разных параллелях. 1–2 классы
Занятие нацелено на воспитание у ребят глубокого уважения к семье, понимания важности семейных традиций празднования Нового года. Учитель обратит внимание на роль мечты в жизни человека, чтобы укрепить позитивный взгляд на совместную деятельность.
С ребятами поговорят о сохранении преемственности поколений, уважении, любви, доброте, взаимовыручке, совместном труде, подчеркнут важность внимательного отношения ко всем членам семьи, расскажут о влиянии мечты на жизнь человека. Школьникам предложат отгадать тематические загадки, с ними побеседуют о новогодних пожеланиях и мечтах, покажут видео о резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.
Существует легенда, что раньше там жили два брата – Мороз и Водолей. Один управлял озерами и реками, а второй мог их превращать в снег и лед. Но однажды братья поссорились, и Мороз отправился в долгое путешествие по России – и потому во многих городах нашей страны появились его резиденции. Но соскучился дедушка по родному краю и вернулся, с братом помирился – и теперь они вместе занимаются сказочными делами в Великом Устюге. На уроке дети выполнят также интерактивное задание «Елка пожеланий», от класса напишут письмо Деду Морозу.
3–4 классы В начале урока ребята выполнят интерактивное задание – отгадают ребусы на новогоднюю тематику. Затем им покажут обращение министра просвещения Сергея Кравцова к школьникам страны. С учениками проведут беседу о новогодних пожеланиях и мечтах, просмотрят видео об интересных фактах Нового года.
Дети узнают, сколько раз можно встретить Новый год в нашей стране и загадать желание, где установлен самый большой елочный шар, когда и где родились Дед Мороз и Снегурочка. Они также напишут письмо Деду Морозу и выполнят интерактивное задание «Елка пожеланий» – из слов на елочных игрушках ребятам предстоит составить пожелания. 5–7 классы В рамках 30-минутного занятия ребятам покажут видеообращение министра просвещения Сергея Кравцова, с ними обсудят, зачем нужны мечты, полезно ли мечтать, поговорят об исполнении мечты других людей, о мечтах, изменивших мир. Ребята выполнят интерактивное задание «Елка пожеланий».
Детям расскажут о важности мечты на различных примерах – в частности, на примере жизни Юрия Никулина. Знаменитый директор цирка на Цветном бульваре, известный на всю страну клоун и актер как-то сказал: «У меня своя собственная концепция счастья. Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, — на земле все будут счастливы».
Никулин в юности мечтал стать актером. Но все было против него. После войны он безуспешно поступал во Всесоюзный государственный институт кинематографии, но приемная комиссия не увидела в нем актера, и он не поступил. Затем он пытался поступить в Государственный институт театрального искусства – и опять провал.
В конце концов он поступил в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. И это в конце концов дало ему возможность реализовать свою мечту – приносить счастье и радость людям.
Около этого цирка стоит памятник Юрию Никулину – человеку, сыгравшему более 30 ролей в лучших советских фильмах, более 50 лет проработавшему в цирке клоуном, а потом и его директором. На занятии школьники также поучаствуют в новогодней викторине «Верю-не верю» и примут поздравление с Новым годом от главного Деда Мороза страны.
8–9 классы С ребятами обсудят вопросы, связанные с мечтой: зачем нужны мечты, полезно ли мечтать. Они выполнят интерактивное задание «Новогоднее обращение „Мечтай!“». Из предложенных на экране слов ребятам в командной работе предстоит составить новогодние обращения.
Учащимся также предложат пройти новогоднюю интеллектуальную викторину и принять поздравление с Новым годом от главного Деда Мороза страны. О важности мечты детям расскажут на примерах из жизни известных личностей.
В частности, им напомнят, что Михаил Ломоносов с самого раннего детства мечтал учиться, пешком преодолел путь из родной деревни до Москвы, поступил в Академию, изучил много наук. Его именем назван главный университет страны. А у Юрия Гагарина была мечта стать военным летчиком. И он от нее тоже не отступил.
В его любимом детском стихотворении были такие строчки: «Я хочу, как Водопьянов, быть своей страны пилотом! Чтоб летать среди туманов, управляя самолетом». Спустя несколько лет его мечта о небе открыла ему путь к звездам.
Ребят попросят проиллюстрировать их понимание фразы «смелые мечты открывают человеку новые возможности, а человечеству – неизведанные горизонты» фактами из биографии людей, о которых шла речь в продемонстрированном им ролике. 10–11 классы Старшеклассникам продемонстрируют видеообращение министра просвещения Сергея Кравцова, расскажут о всероссийском проекте «Мечтай со мной», в рамках которого каждый год проходит акция «Елка желаний». На этой елке висят шары, внутри которых – мечты ребят, попавших в сложные жизненные ситуации. И любой взрослый может подойти к елке желаний, снять шарик и исполнить мечту ребенка.
Детям предложат выполнить интерактивное задание «Мечты великих людей». В ходе его выполнения школьники узнают, в частности, что великий русский полководец Александр Васильевич Суворов родился в семье генерала и мечтал стать военным, как отец.
А отец надеялся, что сын станет дипломатом. Будучи худым, болезненным мальчиком, в ребячьих играх он терпел поражения, поэтому решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Он был настойчив в достижении цели. Серьезно занимался математикой, картографией и военными науками.
В итоге он стал генералиссимусом и не проиграл ни одного сражения. Но первый свой бой Суворов выиграл, сражаясь за свою мечту. Школьникам расскажут также, о чем мечтал в детстве Дмитрий Менделеев и Федор Конюхов. Детям напомнят, что мечты сбываются у тех, кто искренне верит в их исполнение и предпринимает действия для их осуществления.
Проиллюстрируют тезис на примере олимпийских чемпионов Никиты Нагорного (спортивная гимнастика) и Анны Щербаковой (фигурное катание). Они с детства тренировались по 7-8 часов практически каждый день, работали над собой, чтобы достичь своей мечты, и встали на высшую ступень спортивного пьедестала. Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о занятиях «Разговоры о важном», посвященных истории российской атомной отрасли, Дню музыки и другим темам.
Источник: ug.ru