Издевательство или благо? Новый эксперимент над детьми «Эффективная начальная школа». Если бы мама не была содержанкой, сын бы не был отличником
Недавно читала отзывы об «Эффективной начальной школе» и меня бомбануло))
Этим отзывом я хочу немного снизить градус пафосности рассказов тех, кто поступил и теперь рассказывает, что будущий школьник и кому должен, чтобы справиться с программой 1-3 (читать, писать, считать), каким умным, сильным, сообразительным и выносливым он обязан быть.
На своём примере я хочу показать, что никому и ничего будущий первоклашка не должен. Родители — да, но не ребёнок.
Немного предыстории (можно не читать):
Я сама пошла в школу с 6 лет, потому что читать научилась в 4 и родители решили не сдерживать мое развитие. Увидела ли я какие-то преимущества более раннего поступления в школу? Ни одного.
Ответы на вопросы родителей. Все про начальную школу Стрим Программа 1-3 Эффективная начальная школа
Раннее окончание школы и поступление в ВУЗ в 16, а не в 17 лет, тоже не дало никаких плюшек.
Кроме того, мама меня научила читать по буквам, а в школе были совершенно другие требования к чтению — по слогам. И вот, огребали мы вместе. И мама, и я. Мама — словесно, за то, что учителю пришлось меня переучивать. Я, тараторящая 100 слов в минуту в 1 классе, получала четверки за неправильную технику чтения, когда как те, которые по слогам читали еле-еле, спокойно получали законные пятерки, т.к. у них обучение проходило по всем правилам.
✔️ РАННЯЯ ПОДГОТОВКА
Поэтому после рождения ребёнка моей принципиальной позицией было никуда не торопиться. Я не занималась с ребёнком никакими развивашками, причиняющими хоть какое-то неудобство. Модные в то время карточки Домана (которые, кажется, были, у всех вокруг) считала забавой исключительно для родителей. Все делала только по желанию ребёнка. Вижу, что не тяготеет к изучению букв — и не надо.
Не даётся рисование и раскрашивание — да и черт с ним. Никаких хитростей, шантажа и подкупа. Все это будет позже. А детство пусть будет полноценным детством. Интересуется камушками и рыбками — помогаю углубить знания: собираем коллекцию камней, покупаем красочные энциклопедии о подводных жителях. Думаю, смысл понятен)
Единственной проблемой было то, что и многие школы сейчас придерживаются позиции, что в 1 класс ребёнок должен прийти читающим. Но и на это я забила. Прорвёмся! Ну не собиралась я насиловать ребёнка, который не проявлял никакой заинтересованности к книжкам. Всему своё время))
✔️ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Мы выбрали обычную школу. Ничто не предвещало. Как раз там проводился набор на подготовительные занятия к школе. С октября по февраль, если мне не изменяет память.
И вот это дело я считаю очень важным и нужным. Пусть даже эту школу вы и не выберете в итоге. В любом случае будет полезно. Именно там ребёнок получает представление о том, что будет происходить на уроках и для него 1 сентября не станет откровением и стрессом.
Занятия у нас вели 3 учителя начальных классов, к которым шёл набор. В процессе занятий и стал очевиден выбор учителя — ребёнок хотел идти к ней и ни к кому больше.
✔️ ПОСТУПЛЕНИЕ В ЭФФЕКТИВНУЮ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ 1-3. НЕ ОЧЕНЬ ОБНАДЕЖИВАЮЩЕЕ НАЧАЛО.
Итак, с учителем ребёнок определился. И тут оказалось, что ей поручено в этом году вести класс по экспериментальной программе 1-3 (Эффективная начальная школа).
Это значит, что дети начальную школу осваивают не за 4 года, а за 3.
Когда я училась, именно так и было. Из 3 класса перескакивали в 5, и когда ввели 11-летнее обучение вместо 10, я недоумевала, что там можно делать в этой школе лишний год? Оказывается, придумали что-то. Сейчас, по слухам, передумывают обратно, потому что держать учеников в школе лишний год выходит весьма небюджетно.
Всех поступающих в школу детей предварительно в апреле собеседовали. И по результатам собеседования выносили вердикт, куда ребёнок определён, в экспериментальный класс или обычный.
По итогам собеседования сын попал в обычный класс, но это был не вариант, так как никакие другие учителя его не устраивали. Да и для мальчика закончить школу на год раньше и иметь в запасе год перед армией — это круто, такой шанс не хотелось упустить.
Поэтому самый красноречивый и умеющий убеждать член нашей семьи (это не я) отправился на личную встречу с учителем и очень просил взять ребёнка, мол, не пожалеете
В общем, так оно и оказалось, вряд ли учитель пожалела, потому что в напряженных условиях учебы отличников в классе оказалось всего 2. Один из них — тот самый, «не подающий никаких надежд» по мнению одного из доблестных педагогов))
Так что, совет всем родителям, не слушайте никаких заслуженных учителей. Не ориентируйтесь на тесты. Ни черта они не понимают в дошколятах и их способностях)) Если я не стремилась научить ребёнка читать к школе, то откуда им взяться, этим знаниям? Никто, кроме родителей, не знает лучше своего ребёнка, его возможности и готовность к такому необычному обучению. Вот.
✔️ ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОГРАММА 1-3 «ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа эта пока что экспериментальная и четкой структуры у неё нет, кроме «скелета».
А скелет таков: в первом полугодии дети изучают программу первого класса, а после Нового года они уже второклассники и за полгода осваивают материалы второго класса.
На второй год обучения дети уже являются третьеклассниками и все возвращается в свою колею, тихо и размеренно учатся по обычной программе.
Кстати, за основу взята программа «Школа России», которая считается максимально приближенной к той, по которой учились советские школьники.
НО наш учитель действовал на своё усмотрение. К примеру, математика у нас периодами была по программе «Школа 2000» Петерсон, периодами — по программе «Школа России» Моро.
Также и с литературой. Она брала те учебники, которые в данный период обучения казались ей наиболее сильными.
✔️ НАГРУЗКА. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Если по программе 1-4 максимальная нагрузка у первоклашек — 19 часов, то у нас на 2 урока в неделю было больше.
- Каждый день по 4 урока, кроме одного дня, когда их 5.
- В следующем году (3 класс) — 22 часа (2 дня в неделю по 5 уроков);
- На последнем году обучения (4 класс) — 23 часа (3 дня в неделю по 5 уроков)
По программе 1-4 домашней работы и оценок в первом классе не предусмотрено, а у нас сразу. Только в 4 классе (удивительный подход) нам перестали давать задания на выходные.
Уроки в первый год мы с ребенком делали до 10 часов вечера — стабильно. НО. 4-6 раз в неделю он ходил на секции. Те, кто ничем не занимался, или реже, заканчивали раньше
Пример домашней работы в первом классе по прописям, чтобы оценить масштаб трагедии))
✔️ ПРОЕКТЫ
Я уже писала, что меня, учившуюся в 90-х всего 10 лет, достаточно долго занимал вопрос, что там, в этой школе, можно делать ещё год? Оказывается, вот что!
Помимо внедрения некоторых дисциплин типа информатики с первого года обучения, английского и православия, добрую часть времени у параллельных классов (тех, которые учатся по программе 1-4) занимают проекты.
Мы с этим столкнулись всего раз (по плану учителя) — предстояло делать макеты жилища насекомых. С тех пор мем про «макет Саратова в натуральную величину из грибов и шишек» совершенно не кажется смешным, а плакать хочется от того, насколько это жизненно
Защита проекта не состоялась из-за пандемии, но я наслышана от родителей учеников других классов, как это вымораживает и отнимает кучу сил и времени.
Так вот, в «Эффективной Начальной Школе», к счастью, на Проекты у нас не оказалось времени, чему я безмерно рада.
✔️ ПРОПИСИ. ПОЧЕРК
Уже доказанный факт на примере, наверное, всех учеников, что с почерком при ускоренном обучении по программе «Эффективная начальная школа» огромные проблемы.
Это было очевидно уже после первых месяцев обучения. В то время как по растянутой программе ученики тщательно выводили буковки по разным методикам и обращали огромное внимание на этот фактор, наши торопыги толком не отрабатывали ничего.
В итоге мне пришлось купить прописи первого и второго класса, и если я вижу, что написание какой-то буквы никуда не годится, то ищу ее и заставляю вспоминать.
В итоге, вся пропись у нас примерно в таких гневных посланиях:
✔️ ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — МАТЕМАТИКА
Математика у нас в классе при ускоренном обучении ни капли не пострадала. По знаниям ребята ничем не уступают тем, кто осваивал этот же материал за 4 года.
Дополнительных материалов приобретать не потребовалось — в учебниках задачи и уравнения даны в необходимых для отработки объемах.
✔️ ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — РУССКИЙ ЯЗЫК
Учебники по русскому мне очень нравятся, подача материала великолепная!
У меня сохранился учебник, по которому училась ещё моя мама. У меня сохранились учебники, по которым училась я.
И современные издания мне нравятся гораздо больше. Единственное, никак не могу привыкнуть, что правила написания теперь называются орфограммами.
С подачей материала все понятно, но упражнений на отработку материала моему ребёнку катастрофически не хватает. Есть дети с врожденной грамотностью, им проще. Мой — не такой.
Кроме того, все усугубляется катастрофической ленью. Например, при выполнении упражнения на переписывание 10 словосочетаний, он тщательно их пересчитывает и после каждого ставит в черновике «зарубку» о выполнении этой сложнейшей задачи))
Из года в год я покупаю множество пособий по русскому.
И вот из них вообще ничего не заходит, кроме этих двух:
(2) самые нужные правила и упражнения
Тесты хороши тем, что полностью повторяют темы учебника и подходят даже для самых ленивых детей.
По итогам теста очень хорошо видно, где проблемы.
«самые нужные правила и упражнения» я тоже использую только тогда, когда вижу, что какая-то тема нуждается в отработке.
* Кстати, те, кто путает -тся и -ться, что-то упустили в программе второго полугодия 4 класса
Если бы я вернулась обратно, на 3 года назад, то посоветовала бы себе приобретать только эти 2 вида пособий и не заморачиваться с остальными. Они не пригодились вообще.
✔️ ЧТЕНИЕ
О, это было сложно. Чтение воспринималось как каторга.
А уж когда учитель на лето задала вот такой вот список книг для внеклассного чтения, да ещё и вести читательский дневник по всему прочитанному, то при виде такой горы начинались *звуки паники*
Опыт по прививанию любви мы позаимствовали у знакомых и выражался он в денежном вознаграждении после прочтения каждых 100 страниц.
Сначала шло тяжело. Все усилия и моя настойчивость дали плоды только к 4 классу. Как-то само собой так получилось, что попалась интересная книга, и с этого момента он запросто может прочитать 100-150 страниц в день. Денег уже за свои страдания не просит, чтение воспринимается как удовольствие — не успеваем книги покупать.
Кстати, на грамотности эта начитанность пока никак не сказалась))
✔️ ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Помимо почерка, однозначно страдает еще и английский язык. Практика показала, что стандартный курс из 4 учебников Spotlight без потерь в трехлетнюю программу воткнуть ну никак не получится. Нам давали в расписании дополнительный час английского (по заявкам родителей). И даже это не помогло. В данный момент, насокращав все, что можно, за предыдущие годы, мы все равно находимся в самом начале учебника за 4 класс.
Я английский знаю и ребёнка подтяну к тому уровню, который нужен будет на момент окончания начальной школы. Но смогут ли так другие — вопрос.
В нашем классе уже сейчас самый популярный репетитор, нанимаемый родителями, это репетитор английского. И это только начальная школа!
✔️ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ: ВПР, МЦКО, ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
В моем детстве были только три страшных слова: контрольная, сочинение и экзамен.
Теперь же для детей началки этих страшных слов намного больше: ВПР, МЦКО, КИМ, разные диагностики.
Порой бывает так, что контрольные у нас проводятся чаще, чем сами уроки.
Думаю, многим родителям интересно, какие примерно работы будут в каждом классе, поэтому покажу частично.
Входная контрольная работа по литературному чтению. 2 класс (проводилась в первых числах декабря на первом году обучения для поступления во 2 класс).
То, что сохранилось:
*Все это можно уже найти в архивах на официальных сайтах при желании.
Математика, 3 класс:
Русский язык, 3 класс:
Русский язык, 4 класс. ВПР и МЦКО:
4 класс, Диагностика читательской грамотности:
✔️ ОЛИМПИАДЫ
Проводятся часто, их много. И по большей части цель проведения олимпиад для меня непонятна, так как все это делается дома с родителями с компьютера/планшета.
Получается, это просто конкурс на то, чьи родители умнее и у кого больше времени.
Вот, например, одна страничка из олимпиады «Наше Наследие», которая ещё идёт. Можете увеличить и поупражняться:
✔️ КАК СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ В КЛАССЕ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Программа «Эффективная начальная школа» новая, мы будем одними из первых выпускников. И одно дело — просто быть учениками в такого рода экспериментальном классе. А вот быть отличниками — совсем другое. На них обращено пристальное внимание как самих учителей, так и родителей других учеников.
И самый распространённый вопрос мне, как маме отличника — это «Ну и как это? Как это у него получается?»
А ответ простой. Это не у него получается. Это у меня получается. Я уверена, у меня получилось бы с любым другим ребёнком из класса, независимо от изначальной подготовки (был опыт подтягивания «необучаемых», по мнению родителей, детей). Если бы я с самого начала не занималась с ним «от и до», если бы не контролировала пробелы в знаниях и оставляла их на откуп учителя, то не заложилось бы базовых знаний, на которых теперь очень легко выезжать.
В свою очередь, если бы я не была «содержанкой», если бы приходилось отвлекаться ещё и на работу, у меня бы ни черта не вышло. Первые 2 года урокам и объяснению домашки я отдавала себя всю, времени не оставалось вообще.
Зато сейчас, в 4 классе, жесть закончена. Все уроки делаются без моего участия за пару — тройку часов.
Ну и на последок, покажу своё любимое БЫЛО-СТАЛО.
Конец второго класса, «сочинение».
Начало 4 класса, контрольное сочинение в школе, написанное без черновика:
Разница между ними — год.
✔️ ИТОГ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
«Просто так в трехлетний класс не запишут» — МИФ. Все решаемо, было бы желание.
«Болеть нельзя» — ЧАСТИЧНО. На самом первом родительском собрании учитель нам сказал: в этом формате обучения болеть нельзя. Ни родителям, не детям. Проверьтесь, вылечите все свои хронические болячки, тогда вы потянете. И это частично оказалось правдой.
Сколько детей ушло на первом году обучения только из-за того, что проболели больше недели и не смогли угнаться за пройденным материалом, ууууууу. Именно по этой причине пришлось отказаться от занятий в бассейне (чтобы не рисковать). НО уже со второго года обучения пропуски занятий в школе по болезни не так фатальны. Все, кто дотянул до 3 класса, спокойно учатся.
«Неподготовленный ребёнок не осилит темп» — и снова ерунда. Я бы сказала, что «неподготовленный родитель не осилит». А если ребёнок без каких-либо речевых и иных проблем, то ничего невозможного нет.
Страдают Английский, почерк и свободное время) — ПРАВДА
Если в первом и последнем я не вижу проблем (сама начала изучать английский в 5 классе, и вроде это не мешает жить), то почерк — это реально обидно.
Жалею ли я о повышенной нагрузке в первые два года обучения? Ни капли. Сейчас, когда нагрузка не такая интенсивная, я вижу как ребёнок порой мается от безделья, и жалею, что так мало задают)
Источник: irecommend.ru
Школьные программы для начальных классов в 2022-2023 году
По просьбам родителей мы подготовили материал о том, какие школьные программы для начальных классов будут использовать учебные заведения России в 2022-2023 году и чем отличаются разные УМК.
Современные школьные программы
Учебные программы различаются по принципам преподавания и по системам проверки знаний. Можно условно выделить три вида:
- Традиционные программы. Это универсальные учебно-методические комплексы (УМК), соответствующие потребностям и базовым навыкам школьников. Материал излагается последовательно в доступной для всех форме.
- Экспериментальные или развивающие. Основной принцип – развитие умений и навыков учеников. Информация подается так, чтобы школьники старались извлекать ее самостоятельно. В комплексы включаются задания повышенной сложности, требующие логического или нестандартного мышления.
- Авторские. Это программы, которые разрабатываются отдельными авторами и могут сочетать в себе традиционные принципы подачи материала и экспериментальные, инновационные.
Важно! Все школьные программы для начальных классов, разрешенные к применению в государственных общеобразовательных учреждениях, в 2022-2023 учебном году, должны соответствовать стандартам и общим требованиям, предъявляемым к образованию в России.
В России в 2022-2023 учебном году будут использоваться программы:
- Школа России;
- Перспектива;
- Начальная школа 21 века;
- Перспективная начальная школа;
- Планета знаний;
- Гармония;
- Ритм;
- Система Эльконина-Давыдова;
- Начальная инновационная школа.
Программа «Школа России»
«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, действующий с 2001 года. Если рассматривать все программы начальной школы 2022-2023 года, то «Школа России» однозначно будет самой популярной и широко используемой во всех регионах страны.
Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.
Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников:
Предмет | Авторы |
Русский язык. Азбука | Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие. |
Русский язык | Канакина В.П., Горецкий В.Г. |
Литературное чтение | Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие. |
Математика | Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. |
Информатика (3-4 классы) | Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. |
Окружающий мир | Плешаков А.А., Крючкова Е.А. |
Изобразительное искусство | Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и другие. |
Музыка | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. |
Технология | Лутцева Е.А., Зуева Т.П. |
Физическая культура | Лях В.И., Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. |
Также в рамках программы в 4 классе изучается предмет Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), который в разных школах может быть представлен курсами:
Школы могут предложить учащимся на выбор английский, немецкий, французский или испанский иностранный язык.
Преимущества | Недостатки |
· комплексное обучение по всем предметам; |
· простоту подачи материала;
· сильный курс русского языка и литературы;
· насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру;
· невысокую нагрузку на учащихся;
· возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки;
· упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование);
· малое количество логических заданий;
· упрощённый курс математики;
Программа «Перспектива»
Программа для начальной школы «Перспектива» используется с 2006 года. Она разрабатывалась специально под новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по инициативе Людмилы Георгиевны Петерсон — доктора педагогических наук и автора знаменитых учебников по математике.
Авторы проекта — заслуженные учёные и методисты, многие из которых также работали над самым популярным УМК для начальных классов — «Школой России». «Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям.
Отзывы о «Перспективе» неоднозначны, одни и те же аспекты разные люди называют как достоинствами, так и недостатками:
- Нестандартная подача информации. Одних родителей радует, что учебники напоминают художественные произведения. Других смущает отсутствие правил в рамочках.
- Нет преемственности. УМК разработан только для начальной школы, и некоторые родители жалуются, что после четырёх лет «Перспективы» в пятом классе детям скучно. С другой стороны, это говорит об отличном уровне подготовки.
- Ставка на самостоятельность. Программа не даёт готовых алгоритмов и учит создавать свои. И здесь всё решает искусство учителя: у преподавателей, которые умеют влюбить ученика в предмет, учёба по «Перспективе» будет приносить только положительные эмоции. В ином случае ребёнку будет трудно справляться без посторонней помощи.
- Высокие требования к учителю. Чтобы эффективно преподавать «Перспективу», нужно изучить много методического материала и пройти специальный онлайн-курс. Одни учителя в восторге от такого уровня подготовки, другие заявляют, что не готовы столько учиться.
Программа «Начальная школа 21 века»
Цель «Школы XXI века» – создание ведущей деятельности, самоконтроля и самооценки ученика через умение учиться, развитие познавательных интересов, внутреннюю мотивацию, развитие элементарных рефлексивных качеств.
Особенности программы следующие:
- наличие дифференцированных курсов;
- формирование основных компонентов учебной деятельности (мотив – зачем я это изучаю?; способ действий – что мне необходимо сделать для решения этой задачи?; контроль – правильно ли я решаю эту задачу?; оценка процесса и результата – какая задача передо мной поставлена?);
- в приоритете поисково-исследовательская деятельность (школьник выступает не только в роли слушателя, зрителя, репродуктора, но и исследователя);
- наличие большого количества творческих заданий в учебниках, предусмотрен немалый дополнительный обучающий материал;
- большое внимание уделяется формированию положительной эмоциональной атмосферы, а также самостоятельности и инициативы;
- существует система педагогической диагностики, которая помогает понять степень освоения ребенком знаний и умений, а также позволяет корректировать действия учителя.
Преимущества | Недостатки |
· учебники имеют место быть в Федеральном списке, |
· УМК воплощает главные идеи развивающего обучения; приучает детей к новым моментам школьной жизни;
· комплекс осуществляет право ребенка на индивидуальность: дети сами добывают знания, учатся самостоятельно применять их;
· в ходе обучения у детей развивается и улучшается воображение, мышление;
· имеются специальные рабочие тетради с заданиями разных уровней;
· часто темы учебника и рабочей тетради не соотносятся друг с другом;
· недостаточное количество времени отводится на изучение некоторых тем;
· не всегда программой предусмотрено нужное количество проверочных работ;
Программа «Перспективная начальная школа»
«Перспективная начальная школа» является развивающей личностно-ориентированной системой обучения. Программа разрабатывалась как традиционная система обучения в начальной школе в 2006 году. Ее цель – оптимальный уровень обученности и развития учащегося. Данная система обучения предполагает, что первоклассник всему научится в школе.
Ребенку отводится или роль ученика, или он будет играть учителя, или будет организатором какого-то школьного процесса. Ребенок не должен быть сторонним наблюдателем. Он учится общаться.
Здесь делается упор на обмен информацией, которую дети самостоятельно добывают. В процессе этого вырабатывается своя точка зрения. Затем ребята рассказывают о ней, работая в группах, парах. Учитель тоже демонстрирует не менее двух точек зрения при объяснении нового.
Преимущества | Недостатки |
· весь процесс обучения строится на желании ребенка учиться; |
· заложено изучение четырех иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского.
Программа «Планета знаний»
Программа для начальной школы «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов. Проект курировала глава отдела начального образования Министерства образования РФ Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и используется в 40 регионах России.
Преимущества | Недостатки |
· Гуманитарная направленность. Обучение всем предметам включает творчество и социальное взаимодействие. |
· Хорошие межпредметные связи. Логика обучения позволяет школьникам сформировать целостное понимание мира.
· Мало теории. В учебниках нет пояснений и правил. Если ученик что-то недопонял на уроке, придётся искать информацию где-то ещё.
Но больше всего споров вызывает ориентация программы на саморазвитие. В классической педагогике обучение строится на многократном повторении материала в школе. В УМК «Планета знаний» основной объём работы приходится на домашние задания.
Программа «Гармония»
Учебно-методический комплект «Гармония» вступил в работу примерно с 2000 года и действует по сегодняшний день. Создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему.
Преимущества | Недостатки |
· много развивающих, проблемных заданий; |
· представлена модернизация (обновление) школьного образования;
· соблюдается баланс между интуицией и знанием;
· один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон;
· существенная опора на опыт ребенка;
· учебники имеют вспомогательные методики;
· в математике (автора Истомина Н.Б.) задачи решают только во 2-м классе;
Программа «Ритм»
«РИТМ» — это адаптация традиционной программы для начальных классов под современные образовательные стандарты. Проверенную временем школьную дидактику дополняют достижения современной педагогики и детской психологии.
По сравнению с советской классикой в рабочей программе «РИТМ» переработан курс окружающего мира, созданы с нуля курсы иностранных языков и духовно-нравственной культуры. Кроме того, в образовательный процесс добавлены технологии мультимедиа: презентации, видео и электронные викторины.
Интересная особенность программы — вариативность. Для курсов русского языка и литературного чтения разработаны по три линии учебников:
- курс Рамзаевой создан для детей, которые уже умеют читать;
- линия Джежелей — для обучения письму и чтению «с нуля»;
- учебники Митюшиной и Хамраевой — для многонациональных классов и школ с неродным русским языком.
Преимущества | Недостатки |
· это методика, проведенная временем; |
· подходит для учеников с разным уровнем подготовки;
· сильные курсы русского языка и чтения;
· продвинутый «Окружающий мир»;
· отличное патриотическое воспитание;
· некоторые формулировки в учебниках трудны для восприятия;
Программа «Эльконина-Давыдова»
Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось.
Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.
Важно! В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.
Учебникам в системе Эльконина–Давыдова отводится далеко не главная роль. Большинство знаний ученики получают, взаимодействуя между собой и с преподавателями.
Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину–Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.
Но существует и ряд недостатков:
- Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина–Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться.
- По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
- Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
- Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
- Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.
Программа «Начальная инновационная школа»
УМК, который будет использоваться при реализации данной программы обучения в начальной школе в 2022-2023 году, создан издательством «Русское слово». Система опирается на теории развивающего обучения Выготского Л.С., теорию Давыдова В.В., а также на требования ФГОС. Девиз ее: «Развиваем, сохраняя традиции».
Целью программы является развитие личности ребенка. Принципы программы
- обязательный учет индивидуальных особенностей учащихся;
- знание – не цель, а материал для строительства личности ребенка;
- развитие у учащихся контроля и самооценки;
- равноценное сочетание теории и практики.
Важно! Учебники «Начальная инновационная школа» — это УМК, созданный в соответствии с ФГОС второго поколения. С 2014 года учебники этого комплекса не входят в Федеральный список, так как эксперты не дали им полностью положительного заключения.
Преимущества | Недостатки |
· позволяет осуществлять дифференцированное обучение с учетом индивидуальных особенностей школьников; |
· в учебнике имеется достаточное количество правил, схем;
Выбор программы
Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается приказом Минпросвещения. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов.
Важно! В 2022-2023 году сочетать разные УМК для начальной школы нельзя. Это значит, что каждое учебное заведение должно определиться до начала учебного года, по какой именно программе будет происходить обучение детей в 1-4 классах.
Руководство школы совместно с преподавательским составом определяет, какие программы начальной школы будут использовать в 2023 году. Родителей лишь уведомляют о сделанном выборе, либо они сами уточняют его.
У мам и пап будущих первоклассников есть возможность повлиять на ход обучения своих детей, выбрав школу с предпочтительной программой. Для этого до записи в общеобразовательное учреждение нужно уточнить, какие УМК действуют. Далее можно записать ребенка в ту школу, в которой будет применяться подходящая учебная программа.
А какие школьные программы начальной школы используют в 2022-2023 ваши учебные заведения? Предлагаем обсудить в комментариях их плюсы и минусы из личного опыта. Возможно именно ваше мнение поможет родителям подобрать для ребенка школу с оптимальной по их мнению программой.
- Новая программа ФГОС 2022-2023
- Новая аттестация учителей с 2023 года
Источник: 2023god.com