Вопрос теста:
Программа статистического наблюдения представляет собой .
- перечень работ, которые нужно провести в процессе сбора данных
- план статистического наблюдения
- перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе наблюдения
Формы статистического наблюдения
Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. А. Кетле в свое время сформулировал три правила составления программы статистического наблюдения. Он полагал, что в нее: 1) желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы для решения поставленной задачи; 2) не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответы удовлетворительного качества; 3) не должны включаться вопросы, которые могут вызвать недоверие обследуемых субъектов относительно целей проводимого обследования. Эти правила не утратили своего значения.
ПОДСОЗНАНИЕ ГОТОВО ОТВЕТИТЬ НА ЛЮБОЙ ВОПРОС ПРЯМО СЕГОДНЯ! ТЕХНИКА.
Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение проверки данных — важные условия успешной статистики. Программа статистического наблюдения составляется при организации каждого юридическо-статистического изучения. Своеобразными, относительно стабильными программами статистических наблюдений являются официальные формы учета и отчетности, государственные и ведомственные. Более углубленное изучение судебной практики по гражданским и уголовным делам, преступности, ее территориальных различий, причин преступности и других проблем требует специальных программ.
Учет первичных сведений, как начальная составляющая процесса статистического наблюдения, и обобщение их в отчетности или других итоговых документах, как его конечная составляющая, в обыденной жизни нередко обозначаются термином — сбор первичных данных об объекте наблюдения. И хотя специалисты под термином «сбор» понимают далеко не одноплановый процесс, осуществляемый с помощью различных форм, видов, методов и способов получения необходимой информации, тем не менее этим условным обобщающим термином пользуются многие статистики.
Отвлекаясь от многочисленных методов такого сбора статистической информации, остановимся лишь на его организационных формах. Их всего две:
1) официальные учет и отчетность, организуемые в юридических учреждениях в качестве их функциональной деятельности;
2) специально организованные статистические обследования, проводимые в стране, регионе, ведомстве, в тех же юридических учреждениях. Эта форма позволяет собрать сведения, которых нет в официальных учете и отчетности.
Это деление условно. В конкретных статистических наблюдениях могут по-разному сочетаться обе эти формы, дополняя и уточняя фактические данные об объекте изучения, приближая нас к более объективному и полному пониманию наблюдаемых социально-правовых реалий.
5 обязанностей управляющей компании, о которых она умалчивает
Преступность в России и других странах, как правило, учитывается и обобщается на уровне официальной государственной статистики. Но этого недостаточно. Зарегистрированная преступность в 2—4 раза ниже уровня реально совершаемой. Латентная или скрытая часть преступности состоит из незаявленных, невыявленных, неучтенных и неустановленных деяний.
Для их учета существуют десятки способов, которые могут быть применимы лишь на уровне специально организованных форм статистического наблюдения. Некоторые из методов базируются на государственной отчетности, в которой косвенно отражаются латентные деяния: сведения о незаконном отказе в возбуждении уголовных дел, незаконном прекращении возбужденных дел за отсутствием состава или события преступления, заявлениях и сообщениях граждан, на которые не отреагировали правоохранительные органы, и др. Но эти официальные данные не отражают всей латентной преступности. В них нет «незаявленной», «неустановленной» и умышленно неучтенной преступности. Данную часть латентной преступности можно как-то установить методически выверенным социологическим опросом граждан, должностных лиц, осужденных, что возможно лишь в форме специально организованного статистического наблюдения.
1. Официальный государственный учет и отчетность являются первой и основной формами статистического наблюдения. Вне официальной уголовно-правовой, криминологической, административно-правовой и гражданско-правовой статистики практически немыслимо проведение ни одного более или менее глубокого юридическо-статистического наблюдения. Официальный государственный учет и отчетность в всех сферах, в том числе и юридической, организуются Госкомстатом РФ. Все формы государственной статистической отчетности обязательно утверждаются этим органом. Наряду с этим есть сугубо ведомственная отчетность, утверждаемая руководством ведомств.
Централизованная система учета и отчетности в стране — один из важнейших рычагов государственного управления и руководства экономическим, политическим и правовым регулированием. Именно поэтому учет и отчетность организуются на основе общих принципов, по единой методологии, методике и организации. Пренебрежение этими вопросами может привести к несопоставимости показателей, к невозможности комплексных статистических (экономических, социальных, демографических, юридических) обследований, искажению количественных и качественных реалий.
2. Специально организованное статистическое обследование — вторая форма статистического наблюдения. К ней прибегают тогда, когда цели и задачи юридическо-статистического изучения требуют показателей, не охваченных официальной статистической отчетностью. Например, при изучении преступности и ее причин в отдельном регионе, субъекте Федерации или городе может возникнуть необходимость выяснить степень доверия и отношение населения к правоохранительным органам, с одной стороны, и характер опоры самих органов на помощь населения, с другой. При изучении личности преступников может появиться нужда в более глубоком исследовании их правосознания, уровня конформности, характера потребностей, интересов и ценностных ориентации, психофизиологических особенностей и т. д. Эти сведения собираются при специальном изучении уголовных дел, ознакомлении с иными документами, анкетных опросах и интервьюировании граждан, сотрудников правоохранительных органов, правонарушителей и с помощью других методов сбора информации, не отраженной в учете и отчетности. Методика сбора подобной информации разнообразна. Она достаточно полно разработана социологией, психологией и другими науками и давно применяется в юридических исследованиях
Источник: studopedia.ru
Понятие статистического наблюдения
Статистическое наблюдение — это тщательно спланированная, научно организованная регистрация массовых данных о любых социально-экономических явлениях и процессах. Его характерной чертой является характер и массовость данных, а также способ их получения.
Различают первичное и вторичное статистическое наблюдение. Первичное наблюдение — это регистрация исходных данных непосредственно от объекта наблюдения. Примером может быть текущий учет количества зарегистрированных браков и разводов в соответствующем учреждении; опрос населения относительно отношения к процессу приватизации имущества. Вторичное наблюдение — это сбор ранее зарегистрированных и обработанных статистических данных, к примеру материалов банковских отчетов, результатов аудиторской проверки, итогов биржевых торгов.
Статистические данные — это массовые системные количественные характеристики социально-экономических явлений и процессов. Массовость отличает статистические данные от других, поскольку благодаря переходу от отдельных к массовым фактам, можно выявить общую закономерность, устранив влияние случайных причин.
К статистическим данным предъявляются определенные требования:
Ø достоверность;
Ø полнота данных как по объему, так и по их содержанию;
Ø своевременность;
Ø сравнимость, в том числе и по единицам измерения;
Ø доступность данных.
Статистическое наблюдение осуществляется в три этапа:
Ø подготовка наблюдения;
Ø регистрация статистических данных;
Ø формирование базы данных.
Самым ответственным этапом является подготовка статистического наблюдения. На этом этапе решаются основные методологические вопросы: что и как будет изучаться и на какие вопросы должны быть получены ответы. На этом же этапе решаются организационные вопросы: кто, где, когда проводит наблюдение и что для этого необходимо.
Таким образом, на первом этапе составляется подробный план статистического наблюдения, содержащий решение методологических и организационных вопросов. В соответствии с поставленной целью определяют круг конкретных задач, которые решают в результате наблюдения. Разработка программно-методологических вопросов плана наблюдения состоит в научно-практическом обосновании и определении сути явления, условий его формирования и проявления. Кроме того, разрабатывается система признаков, которые характеризуют явление, принимается в расчет возможность их количественной обработки и проверки на точность.
Цель наблюдения — получение статистических данных, которые служат основанием для обобщенной характеристики состояния и развития явления или процесса с определением соответствующей закономерности. Конечной целью наблюдения является подготовка управленческих решений и соответствующих мероприятий. Цель обследования определяет его объект.
Сложную задачу представляют определение объекта и единицы наблюдения. Объект наблюдения – статистическая совокупность единиц изучаемого явления. Четкое определение сути и границ объекта позволяет предотвратить разные трактовки результатов обследования. Для этого применяются цензы. Ценз — это набор количественных ограничительных признаков.
Совокупность состоит из отдельных единиц. Единицей совокупности может выступать человек, факт, предмет и т.п. Единица наблюдения – первичная ячейка, от которой получают необходимую информацию. Каждая единица имеет множество признаков, которые зарегистрировать нельзя. Поэтому надо выбрать главное.
После определения носителей признаков и источников информации составляется программа наблюдения. Программа наблюдения — это перечень вопросов, на которые надо получить ответы в результате наблюдения. Содержание и количество вопросов формируются согласно с целью наблюдения и реальными возможностями его проведения (денежными, трудовыми затратами и временем регистрации). Составление программы – ответственная задача, так как успех наблюдения на 90% зависит о чёткости её составления.
Главными требованиями при определении признаков является простота формулировки, четкая трактовка и однозначность. Поскольку признаки по форме выражения могут быть не только количественные, но и качественные, то, подбирая шкалу измерения, предпочтение отдается не только более информативным признакам, но и признакам с более широкими возможностями статистической обработки. На основании сформированного перечня признаков разрабатывается статистический инструментарий.
Статистический инструментарий — это набор статистических формуляров, а также инструкций и разъяснений относительно проведения статистического наблюдения, регистрации данных.
Статистический формуляр — это учетный документ единого образца, содержащий адресную характеристику объекта наблюдения и статистические данные о нем. Статистическими формулярами являются отчеты, переписные и опросные листки, бланки документов, анкеты.
Некоторые формуляры содержат также краткую инструкцию по их заполнению.
В процессе составления анкет используют вопросы закрытого, полузакрытого и открытого типов. К закрытому типу относятся вопросы, к которым прилагается полный перечень ответов, а респонденты должны только выбрать нужный. В полузакрытом типе дополнительно к предлагаемому перечню ответов имеется возможность дать свой собственный ответ. Вопросы открытого типа нуждаются в самостоятельном формулировании ответа.
При подготовке вопросов анкет одновременно готовятся и макеты таблиц, предназначенные для заполнения информацией, полученной в результате статистического наблюдения. Это позволяет установить взаимосвязь отдельных вопросов.
Программой наблюдения предусматривается также определение вида и способа регистрации данных. Преимущественно вид и способ наблюдения зависят от его цели, сути объекта наблюдения, объема и степени точности ожидаемых результатов. Важными обстоятельствами есть также финансовое и трудовое обеспечение обследования, фактор времени.
Непременным условием программ наблюдения является преемственность их содержания, единиц наблюдения, методик исчисления. Это необходимо для сравнения результатов наблюдения во времени и в пространстве.
Важным вопросом подготовки статистического наблюдения является обеспечение точности данных регистрации. Точность результатов достигается, с одной стороны, соответствующей системой контроля, а другой, — тщательно отработанным механизмом сбора данных и практическим опытом в этой работе. Такой опыт формируется во время пробных, так называемых пилотажных обследований — небольших по объему, имеющих целью испытать, уточнить программу наблюдения, повысить качество разработки организационных вопросов.
Вторую составную частью плана наблюдения представляет система организационных вопросов. Организационные вопросы – это:
Ø место проведения обследования;
Ø время проведения обследования;
Ø организации и персонал, привлеченные к обследованию;
Ø материально-техническое обеспечение;
Ø система гарантии точности результатов.
Организационные и программно-методологические вопросы тесно связаны между собой и зависят от цели и условий обследования.
Прежде всего выясняется, на какой орган возложена ответственность за проведение обследований, их подготовку. В зависимости от масштабности объекта наблюдения, а также заинтересованности в результатах обследования, можно выделить следующие группы органов:
Ø центральные органы государственной статистики, а именно Госкомитет статистики Украины и его региональные отделения — государственные обследования на макроуровне;
Ø статистические отделы министерств и ведомств — государственные обследования локального по тематике характера;
Ø специальные институты, агентства, международные организации — обследования, основанные на изучении общественного мнения или мотивации, поведения и оценки отдельных субъектов общественно-экономической жизни. К таким институтам относятся: Институт социологии НАН Украины, филиал Института общественного мнения Геллапа, Международный институт социологии, Международная организация Труда (МОТ), Международный центр исследования проблем тенденций деятельности экономического характера, Генеральное агентство в делах экономики и финансов при комитете ЕС.
Ø аналитические отделы отдельных экономических структур (предприятий, организаций, фирм, банков, бирж, страховых обществ) — обследования на микроуровне.
Дальше необходимо обосновать места обследования — пункты, в которых находятся единицы наблюдения и осуществляется регистрация данных. Время наблюдения (объективное время) — это время, к которому относится данное наблюдение. Если объектом наблюдения является процесс, то выбирается интервал времени, за который накапливаются данные. Если объектом наблюдения является определенное состояние, то выбирается критический момент — момент времени, на который осуществляется регистрация данных. Период наблюдения (субъективное время) — время, в течение которого регистрируются данные.
Проведение любого статистического наблюдения нуждается в соответствующем материально-техническом обеспечении: вычислительной и множительной технике, транспортных средствах, средствах печати, статистическом инструментарии и рекламных носителях.
На втором этапе осуществляется непосредственный сбор статистических данных. Этот процесс кропотливый, нуждается в четком взаимодействии, координации и оперативности всех исполнительных служб. Чем короче время сбора, тем более своевременной и дешевой будет информация. От качества сбора зависят также точность, полнота и достоверность данных.
Третий этап предусматривает контроль и накопление данных наблюдения, а также организацию их хранения. На этом этапе отрабатывается система оперативного доступа и поиска необходимых данных. Это очень важно в условиях централизованного наблюдения, когда накапливаются огромные объемы полезной и дорогой информации, а найти ее и использовать очень тяжело, а иногда и невозможно.
Источник: studopedia.su