перечень признаков единицы наблюдения, регистрируемых в процессе статистического наблюдения.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Программа наблюдения»
Эмпирические методы исследования в психологии
Для проведения любого исследования необходима исследовательская программа, от научной обоснованности.
Определение 2 Программа – это теоретико-методологическая основа процедур психологического исследования.
Благодаря программе задается определенная последовательность этаповисследования – постановка проблемы.
В программе могут быть выделены методологический и процедурный разделы.
Виды наблюдения могут быть разными – кратковременное наблюдение (срез), длительное наблюдение, которое
Автор Валентина Николаевна Норина
Источник Справочник
Категория Психология
Статья от экспертов
Программы наблюдения и скрининга больных с семейной гиперхолестеринемией
Семейная гиперхолестеринемия является самым распространенным моногенным заболеванием, связанным с преждевременным развитием ишемической болезни сердца. Осведомленность об эффективности, значимости и доступности скрининговых программ, направленных на идентификацию индексных пациентов и их родственников с семейной гиперхолестеринемией, может привести к существенному снижению бремени сердечно-сосудистых заболеваний. Раннее выявление, инициация адекватной гиполипидемической терапии и контроль за пациентами с семейной гиперхолестеринемией на базе липидных центров приведут к снижению смертности и инвалидизации населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Опасные связи | Сезон 6 | Выпуск 6
Автор(ы) Чубыкина У.В.
Афанасьева О.И.
Тмоян Н.А. +1
Источник Атеросклероз и дислипидемии
Научный журнал
Программа педагогического наблюдения
Содержание Программы педагогического наблюдения Педагогическое наблюдение организуется на основании предварительно.
составленной программы, которая содержит цели, задачи, методы, средства и т.д.
Примерный план Программы педагогического наблюдения: Тема педагогического наблюдения.
Примерные Программы педагогического наблюдения Примерная программа педагогического наблюдения за процессом.
Примерная программа педагогического наблюдения за вниманием учащихся.
Источник: spravochnick.ru
Программа наблюдения и правила её составления
Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.
Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.
Программа наблюдения
Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые можно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного -опросного) листа.
К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования.
Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в первичном учете или при незаинтересованности отчетных единиц в представлении такой информации, так как она является предметом коммерческой тайны.
Вопросы программы должны быть точными и не двусмысленными, иначе полученный ответ может содержать не верную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.
При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок в последовательности вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения об явлениях и процессах.
Наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.
Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:
— установление критического момента (даты) или интервала времени;
— определение срока (периода) наблюдения.
Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, например, критическим моментом микропереписи населения РФ в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. В случае исследования варьирования биржевых котировок на торгах валютных бирж в различных городах России необходимо иметь данные о курсах доллара США, японской иены, немецкой марки и других валют, зарегистрированные в один и тот же день. Если же надо проанализировать изменение обьема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.
Выбор критического момента или интервала времени определяется прежде всего целью исследования.
Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Например, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась втечение десяти дней с 14 февраля по 23 февраля 1994 г
Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.
Важнейшее место в организационной работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, представляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т. д.
Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих (в том числе безработные) и некоторых категорий учащихся (студенты высших учебных заведений, учащиеся старших курсов техникумов). При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение временного персонала. Оно проводится для выработки навыков правильного заполнения статистических формуляров счетчиками.
Размножение документации самого обследования, документации для проведения инструктажей и рассылка их республиканским, краевым, областным комитетам и управлениям статистики также относятся организационным вопросам наблюдения.
В период подготовки большая роль отводится массово-разъяснительной работе: проведению лекций, бесед, организации выступлений в печати, по радио и телевидению о значении, целях и задачах предстоящего обследования.
Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, целесообразно составить календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.[5]
Заключение.
Статистическое наблюдение обеспечивает получение необходимых данных о количественных значениях тех или иных показателей и, естественно, должны изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.
Во-первых, как это предусматривается в федеральной программе реформирования статистики, необходимо создание системы регистров, субрегистров и банков данных, позволяющих накапливать, актуализировать и соответствующим образом трансформировать базовую информацию, необходимую для применения методически сложных методов наблюдения. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, Единый государственный регистр предприятий и организаций продолжает оставаться малопригодным для этих целей.
Во-вторых нужно решать проблему качества первичной статистической информации. Влияние ошибок на конечный результат наблюдения неизмеримо возрастает, поэтому на выверку первичных данных затрачиваются большие средства. Несмотря на всю психологическую сложность, необходимо рассмотреть вопрос о сопровождении публикаций статистических данных, ссылками на их точность. Должно прийти понимание: без ссылок на точность — нет статистических данных.
Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения: прежде всего формирование на базе системы статистических показателей социально-экономического развития перечня важнейших мероприятий за ходом и выполнением реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления, методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей, единовременных, выборочных и монографических обследований.
Показатели должны быть максимально ориентированы на методологию, применяемую для международных статистических сопоставлений, а также свободными от конъюнктурных наслоений периода застоя.
Предлагается разработать и внедрить в практика статистической системы цензов ряд регулярно предоставляемых отчетных показателей.
Ценз содержит в себе ряд признаков (обычно в количественном выражении), наличие которых при проведении статистических работ (переписи, выборочные обследования и т.п.) служит основанием для отнесения объекта к исследуемой совокупности.
Систему цензов можно применить также и для проведения единовременных учетов и обследований, охватывая ими лишь предприятия или организации, преобладающие в изучаемой совокупности.
Исходя из программы совершенствования системы статистического наблюдения, предлагается следующая последовательность этапов ее разработки и реализации:
1.Определение перечня статистических показателей, характеризующих важнейшие экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечня показателей и объектов статистического наблюдения, информация по которым может быть получена при помощи переписей, выборочного наблюдения и единовременных учетов;
2.Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также форм и программ выборочного наблюдения и необходимого математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов;
3.Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения цензовой отчетности на всю совокупность объектов;
4.Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.
Список используемой литературы.
1. Основы статистики: Учеб. пособие./ Рафиков Н.Т.- М.: «Финансы и статистика».- 2005.
Источник: studopedia.org
План статистического наблюдения
План статистического наблюдения содержит два раздела, первый включает программно-методологические вопросы, а второй организационные вопросы.
Программно-методологическая часть плана включает:
- Определение объекта наблюдения.
- Определение единицы объекта наблюдения.
- Составление программы статического наблюдения.
- Составление программы разработки материалов наблюдения
- Проектирование формуляра наблюдения.
- Определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента.
- Составление инструкции.
При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.
Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студенты, население и т.п.
Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.
Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:
а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;
б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ;
в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;
г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;
д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.
Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т.е. вариантами ответов. Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразумевает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.
При планировании обследования, как правило, составляют и программу разработки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.
Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюдения. Формуляр наблюдения разрабатывается специально для записи ответов на вопросы программы и представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.
Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения.
Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части.
В титульной части содержится наименование статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики.
В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.
Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно составляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто – брошюры) или, изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.
При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.
Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.
Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, устанавливается критический момент статистического наблюдения.
Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения. Например: 01.02.2019 г. 12 час. 30 мин.
В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане.
Организационный план предполагает решение следующих вопросов:
- объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);
- цели и задачи наблюдения;
- орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;
- место и сроки наблюдения;
- подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т.д.;
- порядок проведения наблюдения;
- порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;
- финансирование и материально-техническое обеспечение работ.
Контрольное задание
Разработайте проект плана статистического наблюдения, ориентируясь на программно-методологические и организационные вопросы, которые представлены выше в тексте лекции.
Источник: stat-ist.ru