Программа на языке программирования для решения задачи

Инструменты решения математических задач в программировании

Казалось бы, в самом слове «компьютер» (в переводе с английского — «вычислитель») заложена связь с математикой. Каждый современный язык программирования располагает стандартными библиотеками для математических вычислений. В качестве примера приведем несколько выражений на JavаScript:

let a = Math.sqrt(4) // Квадратный корень. let b = Math.round(1.234) // Округление. let c = Math.sin(Math.PI) // Синус угла. let d = 5 % 2 // Нахождение остатка от деления.

Однако не любой язык программирования подходит для эффективного решения математических задач Причины этого следующие:

  • многие языки созданы для разработки программ, не связанных с интенсивными вычислениями (например, для программирования веб-приложений, системных утилит, обработки текстов);
  • точность вычислений во многих языках невысока для математических целей, хотя и достаточна для большинства практических задач;
  • стандартные библиотеки популярных языков охватывают лишь самые общие математические действия и константы;
  • многие алгоритмы современной математики не так просто свести к простым последовательностям арифметических и логических вычислений.

Существует несколько подходов к написанию программ, интенсивно использующих математические вычисления:

Задание №20.2 Запись программы на языке программирования — практика

  1. применение специальных библиотек; например, для Python существуют пакеты NumPy/SciPy, фреймворк boost для языков C/C++ содержит необходимые для математических вычислений библиотеки, свои математические пакеты есть у Java (например, JScience) и других языков;
  2. применение функциональных языков, таких, как Erlang, Haskell, F# в которых понятие функции точно совпадает с ее математическим определением;
  3. применение специализированных языков, таких, как Fortran (Formula Translator, ориентирован на математические и инженерные задачи), язык R (используется для статистических исследований);
  4. использование специализированных интегрированных продуктов, таких, как Matlab, Octave, включающих в себя, помимо языка, эффективные специализированные инструменты.

MATHLAB и GNU Octave

MATHLAB и GNU Octave это, соответственно, коммерческая и свободная реализации среды для математических вычислений.

MATLAB появился еще в конце 1970-х гг. как специализированный язык программирования, который позволил бы применить компьютерные алгоритмы к потребностям математики без необходимости изучения языка Fortran. В 1984 г. была создана компания The MathWorks, занявшаяся развитием MATHLAB и связанного с его использованием инструментария.

«Математический язык программирования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Высокоуровневый язык MATLAB принадлежит к категории интерпретируемых. Он поддерживает возможности объектно-ориентированного программирования. Функции MATHLAB получают входные и выходные параметры. Внутри функций можно объявлять дополнительные переменные и производить промежуточные вычисления. Функции могут содержать команды для построения графиков.

Линейные программы. Решение задач. Ч.1.

Помимо функций в MATLAB применяются скрипты, выполняющие законченные задачи. С помощью MATLAB удобно производить матричные и векторные вычисления.

GNU Octave использует язык, аналогичный MATLAB и частично совместимый с ним. Применяется для решения линейных и нелинейных математических задач. Работа в этой среде ведется с использованием интерактивной командной строки.

Рисунок 1. Скриншот среды Octave. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Языки для математических расчетов

Fortran

Рисунок 2. Программа на Fortran. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Fortran (сокращение от Formula Translator) — один из первых успешных языков высокого уровня. Появившись во второй половине 1950-х гг., он до сих пор активно развивается и остается популярным в отраслях, связанных с математическими и инженерными расчетами. Для этого языка создано большое количество библиотек, связанных с такими направлениями, как:

  • матричная алгебра;
  • системы линейных уравнений;
  • дифференциальные уравнения;
  • интегральные уравнения;
  • аппроксимация функций;
  • преобразования Фурье;
  • математическая статистика и др.

Эти возможности входят в состав стандартной поставки языка Fortran. Они надежны и обладают высоким быстродействием. При этом пользоваться ими можно под свободной лицензией.

Языки S и R

Рисунок 3. Программа на языке R.

R — это свободная (с открытым исходным кодом) реализация коммерческого языка S. Оба они предназначены для статистической обработки данных и построены на базе разработанной в середине 1970-х гг. Дж. Тьюки концепции EDA (Exploratory Data Analysis, разведочный анализ данных), предполагающей следующее:

  • необходимость графического моделирования математических функций;
  • инкрементный анализ моделей (построение следующей модели на основе результатов предыдущей);
  • графическая проверка допущений;
  • нейтрализация отклонений в распределениях с помощью т.н. робастных методов.

Другие коммерческие продукты для статистического анализа: SAS Analytics, StatSoft STATISTICA, Minitab.

Язык Julia

Язык Julia был выпущен в 2009 г. Стефаном Карпински (Нью-Йоркский университет) с целью преодоления ограничений R и MATHLAB. Задачи Julia:

  • высокое быстродействие при обработке больших объемов данных (BigData);
  • широкое использование параллельных вычислений;
  • поддержка облачных технологий хранения и обработки данных.

Julia по скорости обработки данных уже превосходит такие языки, как Python, JavaScript, MATLAB, R. Хотя язык еще далек от полной реализации своих целей, его популярность довольно быстро растет.

Источник: spravochnick.ru

Программа на языке программирования для решения задачи

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Составление программ для решения задач на языке программирования Turbo Pascal

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный технический университет

по информатике на тему: «Составление программ для решения задач

на языке программирования Turbo Pascal «

Выполнил: ст. гр. АП-109

Проверил: ст. преподаватель

г. Кумертау 2009

1.Введение

Turbo Pascal — это среда разработки для языка программирования Паскаль . Используемый в Turbo Pascal диалект базировался на более раннем UCSD Pascal , получившем распространение, в первую очередь, на компьютерах серии Apple II . Компилирующая компонента Turbo Pascal была основана на компиляторе Blue Label Pascal, первоначально созданном в 1981 году Андерсом Хейлсбергом для операционной системы NasSys микрокомпьютера Nascom. Позднее он был переписан как Compass Pascal для операционной системы CP/M, затем как Turbo Pascal для DOS и CP/M. Одна из версий Turbo Pascal была доступна под Apple Macintosh примерно с 1986 года, но её разработка прекратилась примерно в 1992.

В 1982 году Филипп Кан приобрёл компилятор у Андерса Хейлсберга и перебрался из Парижа в Калифорнию, где основал компанию Borland.

Когда в 1983 году появилась первая версия Turbo Pascal, такой тип среды разработки был относительно новым. Во время дебюта на американском рынке, Turbo Pascal продавался по цене в 49,99 долл. Помимо привлекательной цены, встроенный компилятор Паскаля также был очень высокого качества. Приставка «Turbo» намекала как на скорость компиляции, так и на скорость производимого им исполняемого кода. Turbo Pascal создавал машинный код за один проход, без шага компоновки.

Читайте также:
Программы стирки стиральной машины индезит innex

После рекламной кампании за первый месяц поступило заказов на 150 тыс. долларов — так много, что местные банки отказывались оплачивать чеки и кредитные карточки, подозревая мошенничество.

За первые два года было продано не менее 300 тысяч копий компилятора, что превзошло объём продаж всех прочих языков для микрокомпьютеров.

Для того времени это была потрясающая среда разработки. Она была проста и интуитивно понятна, с хорошо организованным меню. Ранние версии использовали раскладку горячих клавиш WordStar. В более поздних версиях появилась возможность быстро получить определение ключевого слова языка, просто поставив курсор на ключевое слово и нажав клавишу справки.

Справочные статьи часто включали примеры кода, использующего данное ключевое слово. Это позволяло неопытным программистам изучать Паскаль даже без помощи книг, используя лишь среду разработки. В поставку входило большое количество исходных текстов демонстрационных и прикладных программ. В их числе были даже шахматы.

Среда позволяла легко встраивать в код на Паскале вставки на языке ассемблера. Пользователь имел возможность проходить программу шаг за шагом; при переходе на ассемблерный блок это также работало. В любой момент пользователь мог добавить переменную или регистр в удобно расположенное окно для наблюдения за ними. При построчной отладке программ, использующих графические режимы IBM PC, происходило корректное переключение между графическим режимом программы и текстовым режимом среды разработки.

Помимо всего этого, имелось средство профилирования. Книги, включённые в поставку Borland Pascal, давали детальное описание языка ассемблера Intel вплоть до указания количества тактовых циклов, необходимых для выполнения каждой инструкции. В общем и целом, система давала превосходные возможности для оптимизации кода; пользователю не требовалось пользоваться чем-либо кроме среды разработки. Всё было сделано так идеально, что даже школьник мог этим пользоваться. Эти качества позволили версии Паскаля от Borland стать стандартом языка Паскаль de facto.

С начала 1990-х TP/BP используется в университетах для изучения фундаментальных концепций программирования.

Вероятно, разработка Microsoft Pascal была прекращена из-за конкуренции с высоким качеством и небольшой ценой Turbo Pascal. Другая версия гласит, что Borland заключил соглашение с Microsoft на прекращение разработки Turbo BASIC (среды разработки для BASIC, ответвившейся от Turbo Pascal), если Microsoft прекратит разработку Microsoft Pascal. Некоторое время Microsoft выпускал QuickPascal, который был почти 100% -совместим с Turbo Pascal.

В течение нескольких лет Borland улучшал не только среду разработки, но и язык. В версии 5.5 в него были введены передовые возможности объектно-ориентированного программирования. Последней выпущенной версией была версия 7. Borland Pascal 7 включал в себя среду разработки и компиляторы для создания программ под DOS, под DOS с расширителем DOS и Windows 3. x, в то время как Turbo Pascal 7 мог создавать только обычные DOS-программы.

С 1995 года в Borland прекратили разработку Turbo Pascal и предложили в качестве замены среду разработки Delphi, ещё более ориентированную на язык программирования Object Pascal.

Turbo Pascal 1.0, 1983 год. Компилирует непосредственно в машинный код. Требует 32 килобайта оперативной памяти. Стоит меньше 50 долларов. Имеет интегрированный компилятор/редактор, высокую скорость компиляции.

Позволяет размещать динамические данные в куче (heap) — динамической области памяти.

Turbo Pascal 2.0, 1984 год. Увеличен размер создаваемой программы — позволяет использовать до 64 килобайт для кода, стека и данных. Версия для DOS поддерживает арифметический сопроцессор и двоично-десятичную арифметику (Binary Coded Decimal, BCD).

Turbo Pascal 3.0, 1985 год. Поддержка оверлейной структуры. Поддержка графических режимов. Специальные подпрограммы формирования изображений для IBM PC совместимых компьютеров, включая «черепаховую» графику. Инструментальные пакеты.

Turbo Pascal 4.0, 1987 год. Раздельная компиляция модулей. Размер программы ограничен только объёмом оперативной памяти. Управляемая с помощью меню интегрированная среда разработки (англ. Integrated Development Environment , IDE ). Интеллектуальная компоновка модулей. Автономный компилятор командной строки. Убрана поддержка оверлеев.

Контекстно-чувствительная система помощи.

Turbo Pascal 5.0, 1988 год. Восстановлена поддержка оверлейных структур. Встроенный отладчик. Отдельный отладчик (Turbo Debugger). Эмуляция арифметического сопроцессора.

Поддержка графических драйверов BGI (Borland Graphics Interface).

Turbo Pascal 5.5, 1989 год. Объектно-ориентированное программирование. Возможность копирования в программу примеров из справочной системы. Электронный учебник на диске. Turbo Profiler — профилировщик, позволяющий оптимизировать код программы.

Turbo Pascal 6.0, 1990 год . Библиотека Turbo Vision. Новая IDE, переписанная с использованием Turbo Vision, поддерживающая мышь и редактирование нескольких файлов одновременно в разных окнах. Возможность задания во встроенном отладчике условных и по количеству проходов точек останова. Встроенный ассемблер BASM позволяющий в исходном тексте программы делать ассемблерные вставки.

Protected поля и методы для объектов. Работающий в защищённом режиме компилятор командной строки.

Turbo Pascal for Windows. Создание 16-разрядных программ под Windows. Библиотека объектов Objects Windows Library (OWL), сходная по идеологии с Turbo Vision. Графическая IDE, работающая под Windows.

Borland Pascal 7.0, 1992 год. Выпущен Borland Pascal 7.0, включающий в себя более дешёвый и менее мощный Turbo Pascal 7.0 который поставлялся также отдельно. BP 7.0 позволял создавать программы под реальный и защищённый 16-битный режим DOS и Windows. Была введена поддержка открытых массивов, добавлено новое ключевое слово «public» для доступных полей и методов объекта. Открыты исходные тексты системных библиотек и функций времени выполнения (RTL).

Достоинства и недостатки Турбо Паскаля.

Удобная среда разработки, включающая функциональный отладчик, доступный в любой момент.

Контекстная справочная система, по которой можно изучать язык без обращения к сторонним источникам.

Высокая скорость компиляции, высокая скорость выполнения откомпилированных программ.

Встроенная возможность использовать вставки на языке ассемблера.

Компилятор рассчитан на реальный режим DOS, применение которого сходит на нет. Однако в последних версиях компилятора и среды введена поддержка защищённого режима вместе с соответствующим отладчиком (TD).

Неполная реализация объектного-ориентированного программирования.

В модуле CRT имеется ошибка (некорректный подсчёт количества циклов для функции delay, не рассчитанный на быстрые процессоры, процессоры с переменной частотой и многозадачные среды), из-за которой при запуске программы на компьютерах с тактовой частотой более 200 MHz сразу происходило аварийное завершение с сообщением «Runtime error 200 at …»

Использование файлов в Паскале.

Прежде чем перейти к обработке текстовых файлов на языке Pascal следует разобраться с понятием файл. На языке Pascal файл представляет собой упорядоченную последовательность элементов. И в отличие от общепринятого понятия файлом на языке Pascal может быть не только информация хранящиеся на дисках но и внешние устройства (такие как: дисплей, клавиатура, принтер, любой порт ЭВМ и т.д.).

Читайте также:
Каким образом прикладные программы взаимодействуют с бд кратко

Ф айловый тип (тип файл или файл) — это структурированный тип данных, который состоит из бесконечного (заранее неизвестного) количества элементов одного и того же типа. Элементы файла называются компонентами. Файловые типы Паскаля необходимы для того, чтобы получить возможность программного доступа к дисковым файлам. Дисковые файлы — это наборы данных на внешнем носителе.

Способы объявления файловых типов.

Общий вид объявления файлового типа

TYPE тип файл > = FILE [OF тип компонент >] ;

для текстовых файлов:

TYPE тип файл > = TEXT;

для файлов записей:

TYPE тип файл > = FILE OF тип запись >;

для нетипизированных файлов:

TYPE тип файл > = FILE ;

Для того, чтобы использовать в программе файловые типы данных, необходимо объявить переменные файлового типа одним из следующих способов:

Способы объявления переменной файлового типа

TYPE тип файл > = FILE [OF тип компонент >] ;

Переменные файлового типа называют программными файлами. Файлы имеют начальную метку и конечную метку.

С каждым программным файлом связан указатель файла или текущий указатель.

Указатель файла это специальная переменная, которая хранит адрес доступной в настоящий момент компоненты файла. После выполнения операции открытия файла указатель всегда указывает на начало первой компоненты файла. Значение указателя файла изменяется в результате выполнения операций чтения файла или записи информации в файл. Если выполнена одна операция чтения или записи, то указатель файла перемещается к началу следующей компоненты.

Начало Компонента Компонента Компонента Компонента Конец

Файла 1 2 3 N файла

Рис. Файл и текущий указатель файла

Операции для работы с файлами

Каждый программный файл должен быть связан с соответствующим дисковым файлом. Такая связь организуется специальной операцией связывания:

ASSIGN ( , ‘полное имя файла на диске’);

2. Операции открытия программного файла необходима для начала работы с файлом и определения начального значения указателя файла. создаваемый и существующий файл открываются разными операциями:

для создаваемого файла:

REWRITE ( программный файл >);

для существующего файла:

3. Операции обмена информацией между операционной памятью и программными файлами:

ввод информации из файла в ОП:

READ ( программный файл > , переменная >);

Операции обмена информацией с файлом организуют так называемый последовательный доступ к компонентам файла. Этот принцип аналогичен поиску информации на магнитной ленте магнитофона.

4. Прямой доступ к компоненте файла, позволяет установить указатель файла непосредственно на начало нужной компоненты. В Паскале прямой доступ возможен только по номеру компоненты. В этом случае нужно помнить о том что номер компоненты не всегда известен программисту и пользователю.

5. Закрытие файла:

Если файл не закрыт и по какой-то причине программа завершилась аварийно, то все изменения внесенные в файл будут утеряны. Поэтому рекомендуется закрывать файл по завершении работы с ним.

6. Некоторые дополнительные операции над файлами могут очень полезны:

определяет закончился ли файл:

определяет размер файла в компонентах:

FILESIZE ( программный файл >)

определяет номер текущей компоненты :

FILE POS ( программный файл >)

Последовательность работы с файлами записей:

При использовании файлов записей — файлов компонентами, которых являются записи (данные комбинированного типа) нужно придерживаться следующей последовательности написания программы:

Объявить тип запись.

Объявить программный файл, компоненты которого имеют тип запись.

Объявить переменную, того же типа что и компонента файла, для обмена информацией между ОП и программными файлами.

Открыть файл существующий или создаваемый.

Для обмена информации использовать операторы ввода или вывода.

Выполнить закрытие файла .

Особенности работы с текстовыми файлами

Текстовые файлы — это файлы компонентами которых являются символьные строки. Среди текстовых файлов следует выделить стандартные текстовые файлы. Существуют особенности обработки текстовых файлов:

Стандартные текстовые файлы:

INPUT — стандартный файл ввода;

OUTPUT — стандартный файл вывода.

2. Стандартные файлы можно связать с дисковым файлом:

ASSIGN ( OUTPUT , ‘дисковый файл‘);

3. Открытие текстового файла:

для чтения: RESET ( );

для создания: REWRITE ( );

для дополнения: APPEND ( );

4. Обмен информацией с текстовым файлом:

чтение: READLN ( , переменная);

запись: WRITEL ] ( , переменная);

где должна быть объявлена как строка символов.

Работа с файлами без типа

чтение блока данных:

BLOCKREAD ( , переменная, n [, m ]);

запись блока данных:

BLOCKWRITE ( , переменная n [, m ]);

где переменная — переменная любого типа

n — размер блока,

m — необязательный параметр, определяющий размер блока в записях.

При чтении блока данных формируется значение m .

2.1. Условие и постановка задачи

Составить алгоритм и программу создания файла записей. Составить алгоритм и программу дополнения файла записями. Составить алгоритм и программу поиска информации по критерию в файле записей.

Фамилия, Имя, Отчество

2) Внести 5-10 записей

3) Изменение записей в справочнике

4) Дополнение записей в справочнике

5) Поиск по фамилии в справочнике

3.1.1 Входная информация

Входная информация — информация, известная до решения задачи, её необходимо запросить у пользователя и ввести в оперативную память с клавиатуры из файла.

Фамилия, Имя, Отчество

Теперь покажем, как описывается входная программа, так как в последствии мы увидим её в тексте программы.

Для упрощения пользования ввели отдельный тип переменной — запись, она включает в себя сведения о физическом лице.

Ниже находится таблица индификаторов, в ней описана запись и соответствующие поля, которые представлены в программе.

Источник: doc4web.ru

Постановка задачи

Корректность постановки задачи является важным моментом, так как от нее в значительной степени зависят другие этапы.

Непосредственно на данном этапе решается вопрос о выборе инструментального средства для решения задачи, т. е. с помощью какого программного продукта решение задачи будет наиболее удобным.

Методика решения задач с помощью языка программирования Pascal

Процесс решения задачи с помощью языка программирования (в нашем случае с помощью языка Pascal) можно разделить на несколько этапов:

  1. Разработка алгоритма.
  2. Реализация алгоритма на языке программирования.
  3. Тестирование программы.

Разработка алгоритма

Для начала дадим определение самому понятию «алгоритм».

Алгоритм — это последовательность действий, которая позволяет на основе исходных данных получить определённый результат. Алгоритмами, например, являются: последовательность операций, используемых при сложении, умножении матриц; решение алгебраических уравнений и т.п.

Применительно к ЭВМ алгоритм определяет вычислительный процесс, начинающийся с обработки некоторой совокупности возможных исходных данных и направленный на получение определенных этими исходными данными результатов. Термин «вычислительный процесс» распространяется и на обработку других видов информации, например, символьной, графической или звуковой.

Читайте также:
Не могу удалить программу iPhone

Если вычислительный процесс заканчивается получением результатов, то говорят, что соответствующий алгоритм применим к рассматриваемой совокупности исходных данных. В противном случае говорят, что алгоритм неприменим к совокупности исходных данных. Любой применимый алгоритм обладает следующими основными свойствами:

Результативность алгоритма означает возможность получения результата после выполнения конечного количества операций. То есть после того, как программа, разработанная на основе алгоритма, закончит работу, пользователь должен увидеть на экране результат (искомые значения, текстовые сообщения, таблицу, рисунок и т.д.).

Определенность алгоритма состоит в совпадении получаемых результатов независимо от пользователя и применяемых технических средств. Это означает, что программа должна одинаково работать на любом компьютере.

Массовость означает возможность применения алгоритма к целому классу однотипных задач, различающихся конкретными значениями исходных данных. Например, алгоритм решения конкретного квадратного уравнения 2x 2 +3x-9=0 не обладает данным свойством, он будет возвращать один и тот же результат: х1=1.5 ,х2=-3. А вот алгоритм, позволяющий ввести пользователю коэффициенты уравнения уже можно считать полноценным, по крайней мере, отвечающим требованию наличия массовости применения.

Итак, необходимо разработать последовательность действий, которая, используя входные данные, позволит получить требуемый результат.

При построении алгоритма используют один из способов его представления (блок-схема, графы, словесное описание, с помощью языка программирования и т. д.), поскольку визуально фиксировать и анализировать придуманный алгоритм, так или иначе, придётся с помощью одного из формальных методов его описания. Программисты, обычно, используют для этого непосредственно язык программирования, тем самым объединяя этапы разработки алгоритма и его реализации на языке программирования. По официальным методикам разрабатывать алгоритм рекомендуется с помощью блок-схем. Поскольку алгоритмы для решения задач контрольной работы несложны, позволю себе предложить начать разработку алгоритма с помощью метода словесного описания.

Словесное описание алгоритма решения задачи

Словесный способ описания алгоритма представляется наиболее доступным и понятным для человека, не обладающего специальными знаниями в области программирования. Этим способом, хотя бы раз, пользовались в повседневной жизни практически все (например: для того, чтобы объяснить, как пройти к определённому дому или как приготовить то или иное блюдо).

Собственно алгоритм представляется последовательностью предложений, каждое из которых описывает определённое действие. Предложения необходимо пронумеровать, для того чтобы иметь возможность указать точку перехода (например, при разветвлении или организации цикла).

При словесном описании алгоритма необходимо учитывать набор допустимых команд исполнителя. При составлении алгоритмов решения задач, входящих в контрольную работу, достаточно использовать небольшое количество команд, соответствующих операторам языка Pascal, а также процедурам ввода и вывода:

  • Вычислить выражение и записать результат в указанную переменную (оператор присваивания).
  • Вывести на экран последовательность значений (процедуры write и writeln).
  • Записать введённые пользователем значения в соответствующие переменные (процедуры read и readln).
  • Если условие (логическое выражение) истинно, то выполнить одну последовательность действий, если условие ложно – другую (оператор ветвления if).
  • Повторять выполнение определённой последовательности команд, пока условие будет истинным (оператор цикла с предусловием while).
  • Повторять выполнение определённой последовательности команд, пока условие будет ложным (оператор цикла с постусловием repeat).
  • Повторять выполнение определённой последовательности команд определённое количество раз (оператор цикла с параметром for).

Примеры словесных описаний алгоритмов можно найти в разделе «Примеры выполнения заданий средствами языка Паскаль» стр. 10.

Реализация программы в среде Borland Pascal 7.0

После разработки вычислительного алгоритма можно приступать к его реализации на одном из языков программирования, при этом каждое предложение в его описании заменяется соответствующим оператором или конструкцией языка программирования.

Интегрированная среда разработчика программ Borland Pascal 7.0 на данном этапе используется как обычный текстовый редактор. В появившееся после загрузки Borland Pascal 7.0 окно необходимо ввести текст программы.

Для начала необходимо составить список используемых при работе программы переменных.

Очевидно, что необходимы переменные для хранения входных и выходных величин. Названия переменных выбираются произвольно и могут не совпадать с названиями величин в тексте задачи. Так, например, для хранения значения скорости движения S может использоваться переменная с названием Skor. Кроме того, необходимо установить тип каждой переменной. Например, для хранения значения скорости нужно использовать вещественную переменную (real), а для количества – целую (integer).

Служебные переменные выполняют вспомогательную роль в программе. Например, для организации цикла for необходима переменная-счётчик.

Не важно, если список переменных не будет полным, дополнять его можно по мере написания программы.

Далее каждое предложение из словесного описания алгоритма заменяется соответствующим оператором или вызовом процедуры.

После того, как текст программы набран, нужно попытаться её откомпилировать, т. е. перевести в машинный код. В среде Borland Pascal 7.0 это можно сделать, выбрав в меню Compile пункт Compile.

В ходе компилирования выявляются синтаксические ошибки в тексте программы: записи недопустимые с точки зрения правил, принятых в данном языке программирования. Сообщения об ошибках выдаются в верхней или нижней части окна с текстом программы в виде красной строки, на которой помещается код ошибки и её текстовое описание. Курсор в окне с текстом программы помещается в ту строку, в которой была обнаружена ошибка. Текст программы от начала и до места нахождения курсора был успешно скомпилирован, однако это не означает, что его не придётся изменить в процессе устранения ошибки.

Если компиляция прошла успешно, то на экране появиться окно, представленное на рис. 1.

Рис. 1. Сообщение об успешной компиляции

Следующий этап – отладка. Отладка преследует цель устранить логические ошибки в программе. Логическая ошибка проявляется в том, что программа выдаёт неверные результаты. Для обнаружения таких ошибок используют процедуру тестирования: вручную вычисляют, какие результаты должна выдать программа при определённых значениях, вводимых пользователем входных параметров и сравнивают с результатами, которые возвращает программа. Если результаты не совпадают, то требуется проверить алгоритм, или правильность его реализации в программе.

Тестирование − очень длительный этап, поскольку для полной уверенности в работоспособности программы необходимо проверить весь спектр входных значений. Однако для простейших алгоритмов (как в нашем случае) достаточно будет одного, или двух тестов.

После того, как программа готова и протестирована, можно приступать к оформлению отчёта по решению задачи.

Разработка блок-схемы алгоритма

Для составления блок-схем алгоритмов используются правила, определённые ГОСТ 19.002-80 и 19.003-80 (международные стандарты ИСО 2636-73 или ИСО 1028-73).

Схема алгоритма включает геометрические фигуры, обозначающие алгоритмические действия (табл. 1). Блоки соединены между собой линиями, указывающими порядок выполнения алгоритмических действий. Блок-схема − наиболее наглядный способ описания алгоритма.

Графические обозначения в блок-схемах

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru