Программа на языке паскаль начинается со слов

Программа на языке Паскаль содержит как минимум две основные части:

  • • объявление данных, с которыми будут производиться некоторые действия (вычисления, вывод на экран и т.п.);
  • • операторную часть, которая задает последовательность операций, выполняемых с этими данными. В Паскале она начинается словом begin. Разделителем между операторами является символ «;»

Программа начинается с необязательного заголовка, состоящего из служебного слова PROGRAM, после которого следует имя программы, данное ей разработчиком.

В Паскале могут быть использованы следующие виды данных:

константа — постоянная величина, имеющая имя;

переменная — изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).

Имена программ, констант и переменных могут включать латинские буквы (А — Z), причем заглавные и строчные буквы не различаются, цифры, знак подчеркивания.

Имена НЕ могут включать русские буквы, пробелы, скобки, знаки

В программе на Паскале могут быть использованы:

VID 002. Сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Простейшая программа на языке Pascal.

процедура — вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности);

функция — вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).

Объявления переменных необходимы для того, чтобы во время трансляции программы выделить в памяти место для хранения переменных и закрепить за именами адреса ячеек памяти. Тип переменной указывается потому, что переменные имеют различное представление в памяти машины, разный диапазон изменения и даже машинные команды для выполнения арифметических операций с целочисленными и вещественными переменными требуются разные.

Стандартные типы данных. При объявлении переменных используются следующие типы данных:

Integer, Shortlnt, Longlnt, Word, Byte — целочисленные типы (значениями переменных этого типа могут быть только целые числа);

char — литерный (символьный) тип данных, предназначенный для хранения одного алфавитно-цифрового символа (буквы, цифры, знака препинания и т.п.);

boolean — булевский (логический) тип, имеющий два возможных значения true (истина) и false (ложь);

real, double, single, extended, comp — вещественные типы (в переменную такого типа можно записать вещественное число, т.е., ее значение может иметь целую и дробную часть);

string — строковый тип, предназначенный для хранения строки не более, чем из 255 символов;

writeln (‘Отрицательные степени числа ‘,Osn);

Step:=Step/Osn end; readln END.

Оператор цикла с постусловием.

Выполнение оператора заключается в многократном повторении двух действий:

  • • выполнении оператора, являющегося телом цикла;
  • • вычислении условия, записанного в заголовке цикла.

Эти действия повторяются, пока выражение в заголовке не станет истинным. Проверка истинности выражения производится после выполнения тела цикла, т.е. если выражение сразу истинно, то тело цикла выполнится один раз.

Информатика. Структура программы на языке Паскаль

Найти значение наибольшего общего делителя.

bigger, smaller, г: integer;

readln (bigger, smaller);

if bigger ‘); readln (Мах);

Sum:=Sum+l/(2*i) ; writeln (i: 7,Sum: 10:3);

на макс, полож. значении> Until Sum>=Max;

по выполнении условия> writeln (‘Количество слагаемых ‘,i-l); writeln (‘Сумма ‘,Sum: 7:5);

writeln (‘Последнее слагаемое ‘,1/(2* (i-1)) : 7 : 7); readln end.

Одномерные массивы. Массив в языке Паскаль — это совокупность фиксированного числа однотипных элементов объединенных общим именем.

Индекс массива определяет число его элементов (при объявлении массива) и номер элемента (в операторной части программы), как и параметр цикла, он должен иметь порядковый тип (целый, литерный, перечисляемый, булевский или интервальный). Элементы массива могут иметь любой тип, кроме файлового (с последним мы пока не знакомы).

Читайте также:
Программа для обновления playme

Примеры объявления массивов:

чисел, индекс массива имеет интервальный тип>

Ms = array [char] of integer;

чисел, индекс массива имеет литерный тип>;

К массиву в целом применим оператор присваивания, при этом все элементы одного массива запишутся в соответствующие элементы другого массива.

Для обращения к отдельному элементу массива после имени нужно указать значение индекса элемента:

Masl [1] — первый элемент массива Masl (целое число);

Допустимые операции с элементом определяются типом элемента.

Рассмотрим действия, которые можно выполнять с объявленными выше массивами в операторной части программы.

массива запишутся в соответствующие элементы другого массива.>

Составить программу, которая вводит в массив данные с клавиатуры, после чего определяет значение и индекс (номер) максимального элемента массива.

M=array [l..r] of real;

Mas: М; J: integer;

for J:=l to r do

write (‘Введите Mas[‘,J, ‘]’); readln (Mas[j])

for J:=2 to r do

if Mas[j]>Max then begin Max:=Mas[J]; I_Max:=J; end;

writeln (‘Номер максимального элемента = ‘,I_Max)

Многомерные массивы.

Пусть массив ТаЫ содержит четыре элемента и каждый элемент в свою очередь является массивом из трех вещественных чисел.

Объявить такой массив можно следующим образом:

type Ml = array [1..3] of real;

М2 = array [1..4] of Ml;

К элементам массива Tabl можно обращаться указывая, как обычно, их номер: ТаЫ[1], . ТаЬ1[4]. Эти элементы можно использовать в операторе присваивания: Masl:=Tabl[lJ. Но каждый из этих элементов, например ТаЫ[2] , является массивом из трех вещественных чисел.

Указывая индекс в массиве ТаЫ[2] можно обратиться к его элементу — вещественному числу: Tabl[2] [1] — первый элемент массива ТаЬ1[2], ТаЫ[2] [2] — второй, и т.д. Двумерными массивами удобно представлять в программе матрицы. Обычно считается, что первый индекс задает номер строки, а второй номер столбца матрицы.

Если в рассмотренном выше примере компоненты данных типа М1 описать не как числа, а тоже как массивы, получим трехмерный массив. Аналогично можно строить массивы большей размерности.

В программе объявляется одномерный массив (вектор) Mas из 25 элементов и матрица Matr размером 5×5.

Элементы матрицы сначала построчно записываются в вектор Mas, а потом ее первая и четвертая строка меняются местами:

const г = 5; type

Ml=array [l..r] of real;

M=array [l..r*r] of real;

Mtr=array [l..r] of Ml; const

  • ((1,2,3,4,5) ,
  • (0,0,0,0,0),
  • (6,7,8,9,10) ,
  • (1,1,1,1,1),
  • (0,0,0,0,0)) ;

for J:=l to r do Mas [(1-1)*r+J]:=Matr[I,J];

Matr[4]:=Masl; первую и четвертую строки>

Вывести элементы матрицы на экран, обходя их по спирали, двигаясь начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке.

A:array [l..m, l..n] of integer=((5,3,7),

V:array [l..m] of integer; i, j , 1, k: integer;

прямоугольной таблицы> begin

for j:=l to n do write (A[i,j]:6); end;

Источник: bstudy.net

Тест по теме «Программирование на языке Pascal ABC»

1. Какие имена программы допустимы в среде программирования Паскаль:

2. Программа на языке Паскаль начинается со слова:

3. Основная часть программы в Паскале пишется в разделе:

4. Какая клавиша позволяет запустить программу на исполнение в Паскале?

5. Для вывода результата (текста) в Паскале используется оператор…

6. Соотнесите основные горячие клавиши в Паскале с их назначением:

выход из запуска программы

показывает/скрывает окно вывода

очистка окна вывода

7. Найдите ошибки (или ошибку) в записи программы на языке Паскаль. Запишите правильный вариант программы.

Тест по теме «Программирование на языке Pascal ABC »

1. Для ввода данных в Паскале используется оператор…

2. Какие имена программы допустимы в среде программирования Паскаль:

3. Найдите ошибки (или ошибку) в записи программы на языке Паскаль. Запишите правильный вариант программы.

Program 1 zadacha ;

Writeln (Введите свое имя)

Writeln (Введите свою фамилию)

Читайте также:
Системные программы компьютера примеры

4. Какая клавиша позволяет выйти из запуска программы в Паскале?

5. Основная часть программы в Паскале пишется в разделе:

6. Соотнесите основные горячие клавиши в Паскале с их назначением:

выход из запуска программы

запускает программу на исполнение

очистка окна вывода

7. Выберите раздел в Паскале, который отвечает за описание переменных:

Вам также может понравиться:

Всероссийская интеллектуальная викторина «БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО»

Викторины 2 работы

Всероссийская интеллектуальная викторина «БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО »

05 Июня – 31 Августа

Литературная викторина к Пушкинскому дню России «В СКАЗОЧНОМ ЦАРСТВЕ ПУШКИНА»

Викторины 114 работ

Литературная викторина к Пушкинскому дню России «В СКАЗОЧНОМ ЦАРСТВЕ ПУШКИНА »

25 Апреля – 30 Июня

Литературная викторина «В ЛУКОМОРЬЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Викторины 1 работа

Литературная викторина «В ЛУКОМОРЬЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК »

05 Июня – 31 Августа

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

  • Предыдущая работа
  • Следующая работа

Также вас может заинтересовать

  • Разное по информатики для 6 класса «Как устроен интернет?» Информатика
  • Уроки по информатики для «Курс преподавания программирования Кодрвадс» Информатика
  • Презентации по информатики для дошкольников «Правила поведения в компьютерном классе» Информатика
  • Конспект занятия по информатики для 7 класса «Разработка дизайна буклета для бизнес-проекта с применением MS Office Publisher» Информатика
  • Презентации по информатики для «Опорный центр – как точка роста и развития муниципального образования» Информатика

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Подписка на новости

  • На главную
  • О нашей Академии
  • Оргкомитет
  • Отзывы
  • Новости
  • Правила участия
  • Награды
  • Бесплатные документы
  • Способы оплаты
  • Вопрос-Ответ
  • Договор-оферта
  • Как принять участие
  • Переподготовка
  • Баннеры
  • Расписание конкурсов
  • Конкурсные работы
  • Воспитание детей
  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • Написать нам

ООО «Центр Развития Педагогики»

Адрес: 197371, Санкт-Петербург, Испытателей пр. д.39 лит.А оф.С-3-20к. ИНН 7840447816 КПП 781401001 ОГРН 1117847081153. Ограничение по возрасту: 6+

Источник: www.art-talant.org

Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания

Программирование на языке Python (§ 54 - § 61)

После того как построен алгоритм решения задачи,
составляется программа на определенном языке
программирования.
Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь
Блеза Паскаля — французского ученого, изобретателя
механической вычислительной машины.
Автор языка Паскаль — швейцарский профессор
Никлаус Вирт.

3.

Паскаль
— это универсальный язык
программирования, позволяющий
решать самые разнообразные задачи
обработки информации.
Команду алгоритма, записанную на
языке программирования, принято
называть оператором.

4.

Структура программы на
Паскале

5.

6.

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables
— переменные), за которым идет список имен переменных через
запятую. Тип указывается после двоеточия.
В стандарте языка Паскаль существуют два типа числовых
величин: вещественный и целый.
Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором
целого типа).
Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел
описания переменных может быть таким:
var a, b: integer; с, d: real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр;
первым символом обязательно должна быть буква.

7.

Раздел
операторов — основная часть программы.
Начало и конец раздела операторов программы
отмечаются служебными словами begin (начало) и
end (конец).
В самом конце программы ставится точка:
begin

end.

8.

Операторы ввода, вывода,
присваивания

9.

Оператор ввода
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по
оператору read (read — читать) или readln (read
line — читать строку):
Read ();
Readln ();

10.

При выполнении команды ввода компьютер ожидает
действий пользователя.
Пользователь набирает на клавиатуре значения
переменных в том порядке, в каком переменные указаны в
списке, отделяя их друг от друга пробелами.
Одновременно с набором данных на клавиатуре они
появляются на экране. В конце нажимается клавиша
().
Разница в выполнении операторов readln и read состоит в
том, что после выполнения ввода по оператору readln
экранный курсор перемещается в начало новой строки, а
по оператору read этого не происходит.

Читайте также:
Какие программы создают папки на Андроид

11.

Оператор вывода
Вывод
результатов происходит по
оператору write (write — писать)
или writeln (write line — писать в строку):
Write ();
Writeln ();

12.

Результаты
выводятся на экран компьютера в
порядке их перечисления в списке. Элементами
списка вывода могут быть константы,
переменные, выражения.
Разница
в выполнении операторов writeln и write
состоит в том, что после выполнения вывода по
оператору writeln экранный курсор
перемещается в начало новой строки, а по
оператору write этого не происходит.

13.

Оператор присваивания
Арифметический
оператор присваивания на
Паскале имеет следующий формат:

:= ;

14.

Арифметическое выражение может содержать числовые
константы и переменные, знаки арифметических
операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических
выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются:
+
сложение,

вычитание,
*
умножение,
/
деление

15.

Пунктуация Паскаля
Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса)
программы. В частности, в Паскале однозначно определено
назначение знаков пунктуации.
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце
раздела описания переменных, является разделителем описания
переменных в разделе переменных и разделителем операторов.
Перед словом end точку с запятой можно не ставить.
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных
списках: списке переменных в разделе описания, списках
вводимых и выводимых величин.
Текст программы заканчивается точкой.

16.

Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому,
что компьютер является формальным исполнителем программы.
Если разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой
другой знак будет восприниматься как ошибка.
Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве
оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от
одной точки с запятой до другой.
Если программист забыл поставить «;» между какими-то двумя
операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной
ошибкой.
В программу на Паскале можно вставлять комментарии.
Комментарий — это пояснение к программе, которое записывается в
фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские
буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.

17.

В Паскале нет различия между строчными и
прописными буквами.
Например, для Паскаля тождественны следующие
варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN.
Использование строчных или прописных букв — дело
вкуса программиста.

18.

название
алгоритма
описание
переменных
program qq;
var a,b: integer;
begin < начало программы >
< тело программы >
end. < конец программы >
комментарии в
скобках <>
не обрабатываются

19.

Программа на Паскале близка по своему виду к
описанию алгоритма на алгоритмическом языке.
Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи
деления простых дробей с соответствующей
программой на Паскале:
Алгоритмический язык
Язык Паскаль

20.

Задание 1. Переписать в тетрадь
Написать программу для проверки числа на четность
program z1;
var a:integer;
begin
read (a);
if (a mod 2 = 0) then writeln (‘четное’) else writeln (‘нечетное’);
end.

21.

Вопросы
1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?
2. Как записывается заголовок программы на Паскале?
3. Как записывается раздел описания переменных?
4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
6. Что такое оператор присваивания?
7. Как записываются арифметические выражения?
8. По каким правилам определяется порядок выполнения
операций в арифметическом выражении?

22.

Домашнее задание
Ответить устно на вопросы на предыдущем слайде
Задание 1. Какая задача решается по следующей программе? Какой
результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В
ввести, соответственно, 7 и 8? Перепишите ее в тетрадь и ответьте на
вопросы
Задание 2. Попробуйте самостоятельно составить программу на
Паскале для выполнения арифметических действий. Дайте название
программе.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru