Программа на qbasic пример

Язык BASIC (Beginner’s All-purpose Instruction Code), который послужил основой для языка Qbasic, разработан Джоном Кимини и Томасом Куртцем в Дартмутском колледже, США, в середине 1960 г.

QBasic занимает особое место среди всех языков высокого уровня. С самого начала он задумывался как универсальный язык для начинающих, и средства программирования на QBasic до сих пор включаются в комплект поставки ПК, — как обязательный элемент технологии.

QBasic является свободным языком программирования известен прежде всего за то, что свободно распространяется вместе с операционными системами MS-DOS и Windows. Хотя являясь простым по сегодняшним меркам, QBasic все еще может быть использован для создания различных полезных программ. Он также является отличным образовательным инструментом для обучения программированию. Особым достоинством QBASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ: исполнение почти каждой команды можно проверить сразу после написания. Поэтому актуальными явлются исследования, связанные с изучением основ прогрммирования на языке Qbasic.

Common QBASIC Programs | How to make a simple qbasic program

Структура работы. Работа изложена на 29 страницах и состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы содержит 12 наименований. Работа иллюстрирована 29 рисунками и содержит одну таблицу.

В первой главе выполнена обзор языка программирования Qbasiс, а также описана история его возникновения и развития. Во второй главе описан синтаксис языка и приведены примеры программ с использованием различных управляющих конструкций. В третьей главе рассатривается джальнейшее развитие языка программированя на примере языка QB64.

1 Обзор языка программирования Qbasic

Общие положения

QuickBasic это язык программирования, разработанный компанией Microsoft для использования в операционной системе MS-DOS. Он является преемником более ранних форм BASIC (Beginners All-Purpose Symbolic Instruction Code), простого языка программирования для начинающих программистов [1]. QB является идеальным языком программирования для начинающих, благодаря его интуитивным командам, простой структуре и гибкости. Это хорошо документированый язык, для которого написаны сотни учебников и примеров программ доступных для загрузки в Интернете.

В 1985 году Microsoft выпустила первую версию QuickBasic, более быструю и более многофункциональную чем BASIC. Она заменила GW-BASIC, который был действующей версией BASIC для MS-DOS в течение нескольких лет [2] В конце 1980-х годов, Microsoft опубликовала несколько обновлений QuickBasic вплоть до конца 1988 года, когда был выпущен QuickBasic 4.5. Это, по мнению многих пограммистов, была последняя истинная версия QuickBasic.

Microsoft продолжила развитие языка QuickBasic через систему профессионального развития (PDS), последним релизом которой была версия 7.1. PDS иногда называемая QuickBASIC Extended [3]. Версия QuickBasic 4.5 является основным выбором большинства программистов QB, потому что она имеет встроенный компилятор и возможность загрузки внешних QuickLibrary (.qlb) расширений.

QBASIC Program to calculate the sum of two numbers

QBASIC это облегченная версия QuickBasic, которую Microsoft выпустила в 1991 году, и которая была бесплатно включена в MS-DOS 5 и более поздние версии. Он также поставлялся в коробочной версии операционных система Windows 95 и Windows 98 [4-5].

В то время как QBASIC является условно бесплатным програмнным обеспечением, QuickBasic является полностью коммерческим продуктом. По сравнению с QuickBasic, QBASIC ограничен, так как не хватает нескольких функций. QBASIC может обрабатывать только программы ограниченного размера, ему не хватает поддержки для отдельных модулей QuickLibrary, отличных от стандартной QB.QLB [6].

1.2 Особенности Qbasic

QBasic является бесплатным программным продуктом и может быть скаачан с сайта www.qbasic.net (рис.1). Его также легко найти и скачать на многих других веб-сайтов. Версия 1.1 является последней версией, которую выпустила Microsoft.

Рисунок 1. – Главная страница сайта qbasic.net

Для установки Qbasic необходимо просто распаковать содержимое архива (2 файлов) в папку по вашему выбору и запустите файл qbasic.exe.

QBasic является интерпретируемым языком. Он имеет с компилятора, который преобразует код в исполняемый EXE файл. Тем не менее, код, написанный на этом языке является исполняемым.

QBasic поставляется с очень простым текстовым редактором, который с натяжкой можно назвать его IDE (рис.2). Встроенного редактора обычно достаточно для простых программ, но любой текстовый редактор может быть использован для редактирования QBasic программ (рис.3).

Рисунок 2 – Встроенная IDE Qbasic

Рисунок 3. – Редактор ConTEXT с программой на языке QBasic

Программа QBasic это просто текстовый файл, в котором команды описывают, что транслятор QBasic должен выполнить при запуске программы. Код для QBasic является полноправной компьютерной программой, но некоторые программисты называют такие программы «скриптами», чтобы отразить тот факт, что программы QBasic интерпретируются во время выполнения, а не выполняется из скомпилированной версии [7].

Имя файла может быть каким угодно. Никаких конкретных расширение не требуется, хотя «.bas» является стандартным расширением, и назначается по умолчанию, если расширение не указано.

Транслятором QBasic (программой, которая выполняет сценарий QBasic) является «qbasic.exe». Программы могут быть введены непосредственно в редакторе или загружены из файла. QBasic поддерживает только файлы в формате 8.3. Он не признает длинных имен файлов современной Windows. Чтобы загрузить файл программы QBasic в редакторе QBasic, просто выберите команду Файл-Открыть и укахите нужный файл (рис.4).

Рисунок 4. – Выбор файла в редакторе

Если в имене файла не предусмотрено расширение, то по умолчанию оно принмается «*.bas».

Чтобы запустить загруженную программу, выберите команду Запуск-Запуск в редакторе Qbasic или нажмите Shift-F5 (рис.5).

Рисунок 5. – Запуск программы в окне редактора QBasi

Обратите внимание на то, что при выполнении программы, редактор QBasic временно исчезает, и вывод из программы находится в окне MS-DOS, с сообщением «Нажмите любую клавишу для продолжения», котрое отображается в нижней части экрана (рис.6). После того, как нажата клавиша появляется редактор QBasic.

Рисунок 6. – Окно вывода результатов работы программы

Как уже отмечалось, QBasic обеспечивает отличное, легко понятное введение в программирование. Он обеспечивает как образовательную так и потребительскую ценность. Тем не менее, начинающие программисты могли бы начать знакомство с программированием с GW-BASIC, который похож на QBasic, но является более простым.

1.3 История

Термин BASIC (Beginner’s All-Purpose Symbolic Instruction Code) пришел из Дартмута, где два профессора работали с несколькими студентами, чтобы создать легко изучаемый язык программирования. История гласит, что студенты испытывали трудности с изучением языка FORTRAN поэтому преподаватели решили, что создание языка с нуля будет отличным инструментом для обучения студентов. Результат был достигнут и язык программирования Basic стал в конечном счете общественным достоянием.

Читайте также:
Какой программой протестировать видеокарту ПК

Используя язык программирования BASIC в качестве шаблона, Microsoft создал BASICA (1981) специально для ПК IBM. Вскоре после этого был создан язык программирования GW-BASIC.

В конечном итоге Microsoft создал и запустил в продажу более совершенный язык программирования QuickBasic (1985), которые, в частности позволял выполнять компиляцию исходного кода BASIC в исполняемый (EXE) файл в командной строке. Последняя версия QuickBasic 4.5 была выпущена в 1988.

Microsoft также создала QBasic (1991), который являтся подмножеством языка программирования QuickBasic, и включил его в каждый выпуск MS-DOS, начиная с MS-DOS 5.0 и все версии Windows, но не включая Windows XP. Окончательный версией QBasic была версия 1.1 (1993). QBasic не включает в себя компилятор QBasic,.

Все эти основные версии (GW-BASIC, QuickBasic, QBasic) работают на Windows, за исключением Vista. Все эи версии работают в окне MS-DOS. Первой весией с графиечким интерфейсом был Visual Basic 1.0 (1992). Он позволял создавать windows-программы с использованием BASIC диалекта Microsoft. Последняя версия Basic 6.0 (1998) была заменена Visual Basic .NET (2002).

Для справки, вот информация о последних версиях исполняемых файлов GW-BASIC, QuickBasic, PDS и QBasic.

Таблица 1. – Информация о версиях исполняемых файлов

gwbasic.exe v3.23, 80,608 байт, 5 октября 1988 2:00 утра

Источник: www.evkova.org

Язык программирования QBASIC

Программирование на языке Python (§ 54 - § 61)

Введение в QBASIC
Язык программирования BASIC был разработан
профессорами Дартмутского Колледжа (США)
в 1963году. Этот язык изначально задумывался как
язык для людей, не являющихся профессиональными
программистами, но имеющими дело с компьютерами.
Слово BASIC является аббревиатурой (Beginner’s Allpurpose Symbolic Instruction Code), что в переводе
означает Многоцелевой Символический Код Для
начинающих. С тех пор этот язык претерпел много
изменений и усовершенствований, но остался одним из
наиболее подходящих языков для изучения основ
программирования.

3.

Нынешний QBASIC – это Quick Basic,
предложенный фирмой Microsoft. Существуют
новые версии этого языка, а так же Visual Basic,
являющийся объектно-ориентированным языком.
Еще один вариант Visual Basic — этоVBA (Visual
Basic for Application), то есть Visual Basic для
приложений. VBA встроен в программные
продукты Microsoft, тем самым расширяя их
возможности.

4.

При проектировании языка были
сформулированы восемь требований к нему:
простота в использовании для начинающих;
общность назначения (отсутствие специализации);
возможность расширения функциональности
средствами, доступными программистам;
интерактивность;
четкие и понятные сообщения об ошибках;
высокая скорость работы на небольших
программах;
отсутствие необходимости понимания работы
аппаратного обеспечения для написания программ;
эффективное посредничество между пользователем
и операционной системой.

5. ОГЛАВЛЕНИЕ

Алфавит QBASIC
Типы данных в QBASIC
Переменные
Константы
Простейшая программа
Переменные и оператор присваивания
Ввод данных с клавиатуры
Вывод данных на экран. Оператор PRINT
Задания

6. Алфавит языкаQBASIC содержит:

Все латинские прописные и строчные
буквы;
Арабские цифры 0-9;
Знаки арифметических операций:
^ *
/ + —
Знаки операций отношения:
= > < >=
<> — это знак больше/меньше

7. Разделители и прочие символы:

– точка;
, — запятая;
; — точка с запятой;
: — двоеточие;
— пробел;
! – признак вещественной величины;
# — признак вещественной величины двойной
точности;
% — признак целой величины;

8. Разделители и прочие символы (продолжение):

$ — признак текстовой величины;
() – круглые скобки;
“ – кавычки;
‘ – апостроф.
Используются также буквы русского
алфавита, но в текстовых константах или
комментариях.

9.

Типы данных в QBASIC
Данные в программировании –
это та информация, которая
обрабатывается в программе. Данные
могут быть числовые или текстовые.
Так же данные могут быть
константами или переменными.

10.

Таблица типов данных
Тип
INTEGER
LONG
SINGLE
DOUBLE
STRING
Символ
%

9566.46# — константа числовая,
вещественная, двойной точности;
4321% — константа числовая, целая;
“План на неделю” – константа
текстовая. Заключается в кавычки.

12. Помните!

Разделителем целой и дробной частей
является точка!
.
45 345#

13. Переменные

Переменная – это область памяти, (размер
области зависит от типа данных), в которой
хранится значение, присвоенное переменной.
Каждая переменная имеет имя
(идентификатор).
Имя переменной в QBASIC может содержать
до 40 символов (букв латинского алфавита,
цифр, специальных символов), однако всегда
должно начинаться с буквы.
НАПРИМЕР:
A10

14. Создавая новые имена для своих переменных вы можете использовать как строчные (маленькие) , так и заглавные (большие) буквы, но

QBASIC не различает
большие и маленькие буквы

15.

QBASIC поддерживает 5 типов данных.
Тип переменной распознается по
специальному символу, стоящему в
конце имени переменной.

16.

Например:
Знак $ в конце имени переменной
говорит о том, что переменная
относится к текстовой группе.
MyName$=“Павел”.
Знаки % или .

17.

Если имя переменной не имеет на
конце специального символа, то
по умолчанию такая переменная
имеет действительный
(вещественный) тип
(т. е. является числом с дробной
частью обычной точности).
То есть А!=2.3 и А=2.3 задают
значение одной и той же
переменной.

18.

Если же мы хотим
обозначить переменную
как числовую
двойной точности,
то необходимо
в конце имени переменной
приписать знак «решетка».
А#

19. Переменные

20.

Примеры правильных и
неправильных имен переменных:
правильно,
так как состоит из латинских букв и
цифр и начинается с буквы ;
ABc3e –
4ABCe – неправильно,
так как начинается с цифры;
Имя23 – неправильно,
так как включает в
себя русские буквы;

21.

Примеры правильных и неправильных
имен переменных (продолжение):
A B C D – неправильно,
так как буквы написаны через
пробел;
A
K–
Print –
неправильно,
правильно;
неправильно,
так как Print – это
зарезервированное слово –
название оператора

22.

Существует специальный
оператор, с помощью которого
можно задать переменным тип,
но мы рассмотрим его позже.

23.

Константы
Константы – числовые или строковые, не
меняются в ходе выполнения программы.
Значения констант записываются явно,
числом или строкой символов.
Например: А%=12
A$=“Сумма равна”
X!=12.54

24.

Существует специальный оператор для
описания констант.
Const имя переменной=константа
Например:
Const G=100,
DNINED%=7
Если переменная описана как константа с
помощью оператора Const, то QBASIC не
позволит ее случайно изменить.

25.

Простейшая программа
Программа на языке QBASIC состоит
из последовательности инструкций –
команд компилятору.
Если в строке записано
несколько инструкций, то они
разделяются двоеточием.
В случае ошибки, компилятор выдает
соответствующее сообщение и работа
программы прекращается.

26.

Начнем с самой простой программы:
CLS
PRINT “Ура! Программа работает”
END
Если нужно вывести на экран несколько
строчек, то оператор PRINT можно
повторить несколько раз.
CLS
PRINT “Это моя первая программа”
PRINT “Она работает”
PRINT “УРА”
END

27.

Задание 1: напишите программу, которая
выводит на экран следующий текст:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Задание 2: что выведет на экран
следующая программа?
PRINT “Раз, два, три, четыре, пять”
END
PRINT “Вышел зайчик погулять”

28.

Переменные и оператор присваивания
Пусть, например, нужно выполнить вычисления
по формуле:
45(15+87)-53(64+8)
Для этого достаточно написать такую
программу:
PRINT 45*(15+87)-53*(64+8)
END
То есть, мы просто включили нужную формулу
в инструкцию PRINT
Сначала был произведен расчет по данной
формуле, а затем результат вывели на экран

Читайте также:
Дорогая я забил как участвовать в программе

29.

В следующей задаче требуется перед выполнением
вычислений задать переменным значения :
Задание 3 Вычислить значение выражения (a+b)(2a+1)(b-1)
для a=12, b=17 и для a=-31, b=8
Здесь можно предложить такую программу:
A=12
B=17
PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1)
A=-31
B=8
PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1)
END

30.

В этой программе мы впервые используем переменные.
Каждая переменная в программе обозначается своим
именем. В рассматриваемом случае это А и В.
Первые строчки в нашей программе – это и есть
операторы присваивания:
А=12 – в область памяти, отведенной для хранения
переменной А, записываем значение 12;
В=17 — в область памяти, отведенной для хранения переменной В записываем значение 17;
Теперь в программе везде, где встретятся имена
А и В, используются значение 12 и 17 до тех пор,
пока они не будут изменены другими
операторами присваивания.

31.

В общем виде оператор присваивания
можно записать так:
переменная = арифметическое выражение
В этой записи переменная – это имя какой-нибудь
переменной, а арифметическое выражение – формула,
по которой необходимо вычислять требуемое значение
В арифметическое выражение могут входить
числа и имена переменных,
объединенные знаками арифметических операций.
Арифметическое выражение может быть достаточно
сложным, лишь бы оно поместилось в одной строке.

32.

Одно из самых важных правил записи
оператора присваивания!
В операторе присваивания имя переменной,
в которую присваивается рассчитанное
значение выражения, всегда должно стоять
слева от знака равно (“=“).

33.

Примеры записи оператора
присваивания:
Правильно:
Неправильно:
D=B*B+4*A*C
D+B=16
S=A+B+3+D
S-D=A+B+3
REZ=D-S
REZ+S=D

34.

Примеры формул и соответствующих им
арифметических выражений
Формула
A* B
D
C
A 2 B 3C
5A 4
Арифметическое выражение
А*В/С+D
(A+2*B-3*C)/(5*A+4)

35.

Встроенные функции языка QBASIC
ABS( )
абсолютная величина (модуль)
ATN( )
COS( )
арктангенс
SIN( )
синус
TAN( )
EXP( )
тангенс
LOG( )
косинус
экспонента
натуральный логарифм
SQR( )
квадратный корень
Для тригонометрических функций используется
радианная мера угла

36.

Примеры
Формула
Арифметическое
выражение
sinX + sin2X – cos(5X+3)
sin(X)+sin(2*X)+cos(5*X+3)
B 4 AC
2
tg ( X Y ) 1
2
SQR(B*B-4*A*C)
TAN ( X Y )^ 2 1

37.

Какое значение будет иметь переменная А
после выполнения следующих операторов?
1)
A=5
B=A+4
A=A+B+A*B
2)
A=1
B=A*4
A=A-B+A*B
Ответ:
Ответ:
59
1

38.

Ввод данных с клавиатуры
Как правильно написать программу, чтобы она
работала с разными значениями переменнных?
Эту возможность обеспечивает инструкция ввода
INPUT
Пример: Вычислите сумму двух чисел.
INPUT A,B
PRINT A+B
END
При запуске этой программы на экране появится
знак вопроса. Это означает, что программа ожидает
ввода с клавиатуры.

39.

Наберем два числа на клавиатуре, отделив одно от
другого запятой, и нажмем клавишу Enter, чтобы
отметить конец ввода.
?5 , 6
Инструкция INPUT воcпримет эти два числа и
запишет первое из них в переменную А, а второе в
переменную В.

40.

Общий вид оператора INPUT
INPUT [;][приглашение,] список переменных
Список переменных – это имена переменных,
перечисленные через запятую. Приглашение – это
любой текст, заключенный в двойные кавычки.
Если приглашение отсутствует, то на экран
выводится вопросительный знак (?).
Если после слова INPUT поставить точку с запятой (;),
То после ввода текущая позиция не переместится
на следующую строчку.

41.

Примеры: В предыдущей программе вместо
инструкции INPUT A , В можно написать
любую из следующих инструкций:
INPUT “Введите А и В”, A, B
INPUT “A и В ->”, A, B
INPUT ; А, В
INPUT ; “sum of A and B” , A, B

42.

Вывод данных на экран. Оператор PRINT.
Запишем общий вид оператора PRINT:
PRINT [список вывода] [;]
Список вывода – это произвольные
арифметические выражения или строки текста,
заключенные в двойные кавычки. При этом
для арифметических выражений вычисляются
и печатаются их значения, а для строк
выводятся все символы, заключенные в
кавычки.

43.

Одно выражение от другого в списке можно отделять
запятыми или точками с запятой. Если в конце инструкции
PRINT поставить точку с запятой, то после вывода не будет
осуществлен переход на следующую строку.
Примеры. В программе суммирования двух чисел можно
написать любую из следующих инструкций PRINT:
PRINT “сумма и произведение двух чисел”
INPUT “введите два числа”, A, B
S=A + B
P=A*B
PRINT “сумма”; A; “и”; B; “равна”; S
PRINT “произведение”; A; “на”; B; “равно”; P
END

44. Задания:

По образцу программы для суммы и
произведения чисел составьте программы,
которые печатают заголовок о своем
назначении, вводят с клавиатуры
необходимые данные и выводят результат с
нужными пояснениями для следующих
задач.

45.

1) Вычислите площадь прямоугольника по двум сторонам.
2) Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по
двум катетам.
3) Вычислите площадь правильного треугольника по его
стороне.
4) Вычислите площадь круга и длину окружности данного
радиуса R.
5) Вычислите площадь треугольника по основанию и
высоте.
6) Вычислите площадь треугольника по двум сторонам и
углу между ними.
7) Вычислите площадь прямоугольного треугольника по
катету и гипотенузе.
8) Вычислите площадь треугольника по трем сторонам
(формула Герона).

Источник: ppt-online.org

Лекция «QBasic «

Лекция

Забелина Мария

QBasic — учебный язык программирования для персональных компьютеров. Для запуска QBasic надо найти файл qbasic.exe Запуск программы Shift-F5. Выход из QBasic: Меню Файл, Выход. Переменная — это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.

Картинками

QBasic ­ учебный язык программирования для персональных компьютеров. Для запуска QBasic надо найти файл qbasic.exe Запуск программы Shift­F5. Выход из QBasic: Меню Файл, Выход. Переменная ­ это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое­либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.

Типы переменых: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $).

Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено. Операция предачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком «=», например, x=10. Оператор CLS­оператор очистки экрана. С него часто начинаются программы, работающие в текстовом режиме. Директива END означает конец программы.

Применение этой команды в конце программы не является обязательным. SQR(X) ­ извлечение квадратного корня; ABS(X) ­ модуль (абсолютная величина) числа; RND(X) ­ случайное число; Для вывода (печати) информации на экран применяется оператор PRINT. Пример: PRINT X ­ вывод на экран значения числа X. PRINT «Скорость тела равна: V=»; V; «м/с» ­ выводимый на экран текст указывается в кавычках.

Читайте также:
Установить программу по макияжу

Вместо знака «;» можно ставить знак «,». Просто оператор PRINT без текста и знаков даёт пустую строку на экране. Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора INPUT Пример: INPUT X ­ ввод числа X. На экране появится знак «?» и компьютер ждёт ввода переменной Х (это приглашение ввести число). INPUT «Введите число Х=»; X ­ можно вводить в кавычках подсказку, она будет выводиться на экран.

После подсказки можно ставить знак «,» вместо знака «;», но тогда знака вопроса «?» на экране не будет, а вместо него в качестве приглашения будет мигать курсор. Например: Вычисли скорость V пешехода. Значения пути S и времени Т задай с клавиатуры.

CLS /очищаем экран монитора/ INPUT “Введите значение пути S=”; S /вводим с клавиатуры значение пути/ INPUT “Введите время пути Т=”; Т /вводим с клавиатуры значение времени/ V=S/T /записываем формулу для нахождения скорости/ PRINT “Скорость пешехода V=”; V /выводим ответ на экран/ END /конец программы/ ­ А теперь сами в своих тетрадях попробуйте написать программу для нахождения площади S и периметра P прямоугольника. Значение сторон a и b нужно задать с клавиатуры.

CLS INPUT “а=”; a INPUT “b=”; b P=(a+b)*2 S=a*b PRINT “Периметр Р=”; Р PRINT “Площадь S=”; S END Пример 2 (с использованием строковых переменных). Напечатайте на экране введённые с клавиатуры фамилию, имя и класс ученика. CLS INPUT «Введите свою фамилию: «, f$ INPUT «Введите своё имя: «, i$ INPUT «Введите свой класс: «, k$ PRINT PRINT f$; » «; i$; «, «; k$ EУправляющие конструкции QBasic 1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N­метка.

В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки. Пример: . GOTO 10 . 10 PRINT «Текст» . 2. Условный оператор IF. THEN.

ELSE (Если. Тогда. Иначе): IF <условие>THEN ELSE Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF.

THEN. Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, < меньше, >= больше или равно, GOTO N ELSE Число N ­ метка. Если условие выполняется, то происходит переход по метке N, а иначе выполняется список операторов, стоящих после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF.

GOTO. Пример 3: CLS INPUT «Если хочешь каникулы, вводи 1. Если нет, любое число. n=», n IF n = 1 THEN GOTO 10 ELSE GOTO 20 10 PRINT «Хочу каникулы!»: END 20 PRINT «Хочу учиться!» 3. Оператор цикла FOR. TO. NEXT. позволяет реализовать циклический алгоритм, когда часть программы может быть выполнена много раз подряд. FOR.

TO. ­ начало цикла, NEXT. ­ конец цикла. То, что стоит между началом и концом цикла, называется телом цикла. Иногда также применяются вложенные циклы, то есть циклы могут быть вложенными один в другой. FOR X=A TO B STEP H . NEXT X Здесь X ­ переменная, A ­ начальное значение переменной, B ­ конечное значение переменной, H ­ шаг, с которым меняется переменная.

Если шаг STEP H отсутствует, то по умолчанию шаг H=1. При этом переменная X называется счётчиком цикла. Повторение участка программы с шагом H происходит до тех пор, пока X B. Пример 1: Напечатать на экране текст 20 раз.

CLS FOR X=1 TO 20 PRINT «С Новым Годом!» NEXT X Пример 2: Вычислить сумму n первых членов ряда S=1+1/4+1/9+. +1/n^2 CLS INPUT «Введите число членов ряда: n=», n FOR i = 1 TO n S = S + 1 / i ^ 2 NEXT i PRINT «Сумма n первых членов ряда равна: S=», S Пример 3: Нарисуйте 15 разноцветных концентрических окружностей. SCREEN 7 FOR i = 1 TO 15 CIRCLE (160, 100), i * 6, i NEXT i Пример 4: Разлинуйте экран в клеточку.

SCREEN 7 FOR i = 1 TO 32 LINE (0, 10 * i)­(320, 10 * i), 15 LINE (10 * i, 0)­(10 * i, 200), 15 NEXT i Примеры 5,6 : Одновременное использование циклического и условного операторов. Вычисление функций, имеющих ограничения в области определения. Примечание: Оператор IF. THEN. ELSE в QBasic должен быть записан в одну строку!

Пример 5. CLS REM Вычислить функцию y=1/(x^2­5*x­6) FOR x = ­10 TO 10 IF x ^ 2 ­ 5 * x ­ 6 = 0 THEN PRINT «При x=­1, x=6 функция не определена!» ELSE y = 1 / (x ^ 2 ­ 5 * x ­ 6) PRINT «x=»; x, » y=»; y NEXT x Пример 6. CLS REM Вычислить функцию y=1/SQR(x^2­3*x+2) FOR x = ­5 TO 5 IF x >= 1 AND x 1­ эллипс вытянут вдоль малой оси. Пример: CIRCLE (160, 100), 70, 15, , , 0.5 Пример графики на QBasic: Квадрат, три концентрические окружности и точка.

Программа имеет вид: SCREEN 7 COLOR 14, 8 PRINT «Пример графики на QBasic:» LINE (100, 50)­(220, 150), 13, B CIRCLE (160, 100), 20, 11 CIRCLE (160, 100), 30, 12 CIRCLE (160, 100), 40, 14 PSET (160, 100), 15 END Число Цвет 0 Черный Установка цветов в операторе COLOR QBasic: 1 Синий 2 Зеленый 3 Голубой 4 Красный 5 Фиолетовый 6 Коричневый 7 Серый 8 Темно­серый 9 Светло­синий 10 Светло­зеленый 11 Светло­голубой 12 Светло­красный 13 Светло­фиолетовый 14 Желтый 15 Белый Некоторые сочетания цветов в операторе COLOR QBasic: 1) 14, 8 ­ желтый на темно­сером фоне; 2) 1, 7 ­ синий на светло­сером фоне; 3) 5, 14 ­ фиолетовый на желтом фоне; 4) 4, 11 ­ красный на голубом фоне; 5) 5, 10 ­ фиолетовый на светло­зеленом фоне; 6) 15, 5 ­ белый на фиолетовом фоне; 7) 14, 1 ­ желтый на синем фоне; 8) 15, 1 ­ белый на синем фоне; 9) 8, 11 ­ темно­серый на голубом фоне; 10) 1, 15 ­ синий на белом фоне. Вопросы (к урокам 10 и 15) 1. Что такое математическая модель?

2. Какие бывают виды моделей? Приведите примеры физических моделей. 3. Что представляет собой процесс решения задачи на ЭВМ? 4. Что такое программирование и программа? 5. Какие требования предъявляются к программе и какие у неё свойства?

6. Что такое язык программирования и какие языки программирования Вы знаете? 7. Что такое алгоритм и какие он имеет свойства? 8. Какие алгоритмы Вы знаете? 9. Что такое исполнители алгоритмов? 10. Что такое ветвление и цикл? Что такое переменная? Какие бывают типы переменных?

11. Что такое метод последовательной детализации? 12. Что такое транслятор, компилятор и интерпретатор? Задачи (к урокам 10 и 15) 1. Нарисуйте блок­схему линейного алгоритма. Приведите пример программы с линейным алгоритмом на языке QBasic. 2. Нарисуйте блок­схему разветвляющегося алгоритма. Приведите пример программы на QBasic с разветвляющимся алгоритмом.

3. Нарисуйте блок­схему циклического алгоритма. Приведите пример программы на QBasic с циклическим алгоритмом. Вычислите сумму первых n членов арифметической прогрессии. 4. Используя графические операторы QBasic, создайте простейшие изображения геометрических фигур. ND

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru