Ноутбук/компьютер – основное средство или нет? Это один из вопросов, возникающий при постановке на учет данного объекта. Ведь ПК по факту может состоять из отдельных устройств – системного блока, монитора, мышки, клавиатуры, веб-камеры, принтера и др. – которые могут работать вместе. Являются ли они самостоятельными объектами или только в сборе компьютер – это основное средство? Разбираемся в данной статье.
- Как оценивают стоимость основных средств в бухгалтерском учете
- Бухгалтерская справка об основных средствах: образец
Что нужно знать
В бухгалтерии к учету компьютер принимают как основное средство (ОС), если он сразу отвечает критериям ПБУ 6/01. Другими словами, ПК может быть основным средством, если:
- Предполагается его использование более 1 года.
- Он способен приносить экономическую выгоду.
- Компания не думает о его продаже.
В ПБУ 6/01 нет ограничения по стоимости ОС, т. к. к их объектам могут быть отнесены любые предметы, отвечающие вышеуказанным критериям, независимо от стоимости.
1С: БГУ 2.0 — Как собрать основное средство из нескольких ОС.
Купили ноутбук ASUS за 25 000 рублей. Компания не планирует продать данный ноут, он прослужит больше 12 месяцев, и работать на нем будет бухгалтер на дистанционном режиме.
Исходя из данных условий, ноутбук можно отнести к основным средствам.
Между тем, в ПБУ 6/01 установлено:
если в отношении актива выполняются вышеназванные критерии и он стоит в пределах лимита, установленного учетной политикой до 40 000 руб., такой актив можно учитывать в составе материально-производственных запасов (МПЗ).
Поэтому: если учетной политикой по бухгалтерскому учету предусмотрено такое условие, ноутбук можно учитывать как МПЗ. Но рекомендуем для сохранности данных объектов обеспечить их забалансовый учет на отдельном субсчете.
Как учитывать компьютер
Когда говорим о компьютере, представляем себе ПК в сборе – включил и сел работать. Для того, чтобы ПК мог работать, надо приобрести не только системный блок, но и монитор (иногда 2 монитора), клавиатуру и мышь. Также к компу может быть подключен принтер, веб-камера, колонки, планшетный сканер и др.
По факту, использовать эти составные части отдельно без системника вряд ли получится. Поэтому в данном случае можно говорить, что основным средством управления при работе на компьютере выступает «комплекс конструктивно сочлененных предметов». И учитывать этот комплекс можно как один инвентарный объект.
Комплексом принято называть один или несколько предметов, которые имеют общую систему управления, смонтированы на одном фундаменте (месте) и выполняют свои функции только в составе комплекса, а не отдельно.
Поясним на примере, что здесь имеем в ввиду.
Так называемая видеостена состоит из нескольких мониторов, одного системного блока и одной клавиатуры и мышки. На ПК установлено специальное ПО для трансляции картинки в картинке. В данном случае этот комплекс – один инвентарный объект, т. к. мониторы можно использовать только в составе данного комплекса. И наоборот: системный блок невозможно использовать без мониторов без специальной доработки и/или модернизации, демонтажа.
Принятие к учету ОС в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
- Дт 08 – Кт 60: стоимость комплектующих включена в первоначальную стоимость объекта;
- Дт 01 – Кт 08: компьютер введен в эксплуатацию;
- Дт 20 (25, 26, 44) – Кт 02: начислена амортизация по ПК.
Когда компьютер – это несколько ОС
Является ли компьютер основным средством? Ответ на данный вопрос, прежде всего, должен быть в учетной политике, т. к. всё зависит от того, какие критерии отнесения объекта к ОС в ней закреплены.
Например, по мнению Минфина, изложенному еще в письме от 20.01.2009 № 03-05-05-01/06, если для всех сочлененных частей обособленного комплекса установлен одинаковый срок использования, имеете право учитывать его как единый инвентарный объект.
Однако если у составных частей разный срок полезного использования, то на учет их нужно ставить по отдельности. Так, у той же мышки или клавиатуры срок полезного использования может быть менее 1 года. Если компания имеет в своем распоряжении много оргтехники, включая компьютеры, то при замене мышки в составе ПК как ОС надо проводить частичную ликвидацию объекта. А это не всегда удобно и разумно.
Не противоречит нормам законодательства и такой подход, когда части ПК учитывают отдельно – тем более они имеют разный срок полезного использования. Компьютерную мышь и клавиатуру часто учитывают в составе МПЗ по сроку службы, а системный блок, монитор и многофункциональные устройства – как ОС или МПЗ в зависимости от стоимости.
- Дт 10 – Кт 60: приобретен системный блок, монитор, клавиатура и мышь;
- Дт 20 (25, 26, 44) – Кт 10: комплектующие отнесены на затраты при передаче в эксплуатацию.
Итоги
Компьютер может быть основным средством при постановке на учет как единого комплекта при условии соблюдения критериев, указанных в ПБУ 6/01 и одинаковом сроке полезного использования составных частей.
При разном сроке службы комплектующих компьютера все его части можно учитывать отдельно как МПЗ.
Источник: buhguru.com
Как отразить приобретение по в учете
В современных условиях невозможно себе представить офис без компьютеров. А компьютеры, как известно, не будут работать без соответствующего программного обеспечения, поэтому приобрести компьютер как основное средство недостаточно, необходимо также купить программы для его работы и правильно отразить покупку этого ПО.
Статьи по теме:
- Как отразить приобретение по в учете
- Как поставить на учет компьютер
- Как списать программное обеспечение
Инструкция
При покупке программного обеспечения, к примеру, ОС Windows, пакета Microsoft Office, бухгалтерских программ (таких, как «1С:Бухгалтерия», «Галактика», «Парус» и др.), организация приобретает неисключительные права на них, становясь, таким образом, одним из пользователей подобного программного продукта, но не имеет права на тиражирование, перепродажу или иное извлечение доходов от обладания данным продуктом. Кроме того, купив однопользовательскую версию, руководство организации не имеет права устанавливать одну программу одновременно на несколько ПК – для этого следует приобрети сетевую версию или несколько обычных.
Приобретение неисключительных прав не подпадает по действие требований подпункта «б» п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», в соответствии с которым НМА не следует формировать и не учитывать подобную программу на сч. 04 «Нематериальные активы».
Но включить расходы на покупку ПО единовременно в состав текущих расходов тоже нельзя, поскольку программа будет использована в течение длительного периода времени, а понесенные расходы должны быть распределены равномерно на количество месяцев пользования ПО.
Следовательно, расходы на приобретение неисключительных прав отнесите в дебет сч. 97 «Расходы будущих периодов», а потом списывайте их равномерно с кредита этого счета в дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» в течение всего срока использования программы. При получении ПО оформите акт, в котором должен быть указан срок списания расходов на его покупку.
Следует также отметить, что диски, дискеты, на которых записано ПО, а также брошюры, руководства пользователя и т.п., является составной частью данного ПО, поэтому приходовать его отдельно – к примеру, в составе материальных запасов, не нужно.
Источник: www.kakprosto.ru
Учет основных средств
Основные средства (ОС) — это часть активов организации, которые участвуют в производственном процессе и при оказании услуг. Подробно ОС для целей бухучета описаны в п. 4 ФСБУ 6/2020, а для целей налогового учета — в ст. 257 НК РФ. Основное средство по определению — недвижимость, транспорт, разнообразное производственное оборудование, инвентарь и т.п.
Готовая продукция к основным средствам не относится. Чтобы попадать в категорию основных средств, имущество должно иметь срок полезного использования больше 12 месяцев и первоначальную стоимость выше лимита. Налоговый учет ОС отличается для компаний на ОСНО и УСН. В этой статье мы рассмотрим компанию на ОСНО, а об учете основных средств для УСН читайте здесь.
Как определить стоимость основных средств (ОС)?
- Деньги, которые выплачены поставщику ОС по договору купли-продажи;
- Затраты на строительство, сооружение, изготовление ОС;
- Коренное улучшение земель;
- Подготовка техдокументации;
- Организация стройплощадки;
- Авторский надзор;
- Улучшение или восстановление ОС;
- Затраты на доставку ОС до места и монтаж;
- Пусконаладочные работы и испытание.
По НК РФ в первоначальную стоимость включаются расходы на покупку, изготовление или сооружение ОС, затраты на его доставку и подготовку к эксплуатации. Сюда также можно включить амортизацию оборудования, используемого в производстве ОС, зарплата и страховые взносы за рабочих-изготовителей, стоимость материалов и сырья и пр.
Если ОС было получено в дар, то стоимость определяется согласно среднерыночной цене на тот день, когда средство было принято к учету.
Важно помнить: компании на ОСНО не включают в первоначальную стоимость основных средств НДС.
Как принять к учету основное средство?
Первоначальная стоимость ОС накапливается на 08 счете «Вложения во внеоборотные активы». После предварительных работ (монтажа, строительства), основное средство официально вводится в эксплуатацию.
- Дт 08 — Кт 60 (76) — на сумму договорной стоимости приобретения ОС, доставки, монтажа, установки (без НДС);
- Дт 19 — Кт 60 (76) — на сумму НДС, предъявленного контрагентами;
- Дт 68 — Кт 19 — на сумму вычета по НДС, предъявленному контрагентами;
- Дт 01 — Кт 08 — на сумму первоначальной стоимости объекта.
Обязательно оформите принятие ОС к учету актом о приеме-передаче объекта основных средств. Он составляется в произвольной форме, либо в унифицированных:
- № ОС-1 — для любых объектов ОС;
- № ОС-1а — для зданий и сооружений;
- № ОС-1б — для групп объектов ОС.
Сведения из акта внесите в инвентарную карточку (книгу, журнал) учета ОС. Их можно вести в произвольной форме или пользоваться рекомендованными: ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
Начисление амортизации на стоимость основного средства
Стоимость объекта ОС списывается в расходы постепенно, пока идет срок полезного использования ОС. В бухгалтерском учете амортизацию можно начислять одним из трех способов: линейным, методом уменьшаемого остатка и пропорционально количеству продукции. В налоговом учете одним из двух: линейным и нелинейным.
Основной способ начисления амортизации в обоих видах учета — линейный. В налоговом учете для этого нужно разделить первоначальную стоимость основного средства на срок полезного использования и списывать суммы равномерно. В бухучете — вычесть из балансовой стоимости ликвидационную и разделить на оставшийся срок полезного использования. О том, как рассчитывать каждый показатель, мы рассказывали в статье «Амортизация основных средств».
Даже если организация пользуется линейным методом начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то суммы амортизации все равно чаще всего будут различаться. Одинаковой амортизация будет только при выполнении трех условий:
- ликвидационная стоимость ОС в бухучете равна нулю;
- в налоговом учете не применялась амортизационная премия;
- срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете одинаков.
Начисление амортизации в бухучете начинается с месяца принятия ОС к учете или со следующего месяца, если это прописано в учетной политике (п. 33 ФСБУ 6/2020). В налоговом учете — с месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету (ст. 259 НК РФ).
Если, как, к примеру, в случае с земельными участками имущество не меняется со временем, то его амортизировать не нужно.
Пример: компания на ОСНО приобрела оборудование для зубного кабинета стоимостью 60 000 рублей (в т.ч. НДС- 10 000 рублей).
Д08 — К60 — стоимость оборудование для зубного кабинета — 50 000 рублей;
Д19 — К60 — величина НДС по полученной от поставщика счет-фактуре — 10 000 рублей;
Д68—К19 — НДС принят к вычету — 10 000 рублей;
Д08 — К60 — оплата услуг по доставке и подключению оборудования — 10 000 рублей (без НДС);
Д01 — К08 — вводим станок в эксплуатацию — 70 000 рублей.
Срок полезного использования — 5 лет — все это время будем списываться амортизация и снижаться стоимость.
Ликвидационная стоимость — 5000 рублей.
Сумма амортизации = (Первоначальная стоимость — Ликвидационная стоимость) / СПИ (мес.)
Сумма амортизации = (60 000 — 5 000) / 60 = 916,67 рублей — на эту сумму за месяц самортизирует оборудование. Соответственно в год эта сумма равна 916,67 × 12 = 11 000 рублей. Дата ввода в эксплуатацию оборудования — 1 июля 2022 года.
То есть 31 июля 2022 года (если не предусмотрено иное в УП) нужно сделать следующую запись:
Д20 — К02 — начислена амортизация в размере 916,67 рубля.
Если ежемесячная амортизация в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает, возникают налогооблагаемые временные разницы (п. 10, 11 ПБУ 18/02).
Подробнее об амортизации ОС читайте в этой статье.
Как отразить выбытие основного средства?
Выбытие происходит по двум причинам — ОС перестало приносить экономическую пользу (но принадлежит компании) или право собственности на объект передали другому лицу.
1. Экономическая «бесполезность»
Оценочная комиссия должна осмотреть объект и принять решение об его выбытии, подписать соответствующий акт (либо формы №ОС-4, либо разработать собственный бланк).
Д01.в — К01 — списываем первоначальную стоимость объекта
Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию
Д91-21 — К01.в – списываем балансовую стоимость
Д91 — К60 — списываем стоимость ликвидации объекта.
2. Продажа основного средства
Д01.в — К01 — списываем первоначальную стоимость объекта
Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию
Д62 — К01.в – списываем балансовую стоимость
Д62 — К68 — начисляем НДС
Д62 — К60 (70) — отражаем расходы на продажу ОС
Д19 — К60 — отражаем НДС, предъявленный подрядчиком
Д68 — К19 — принимаем входящий НДС к вычету
Д62 — К91-1 — отражаем прочий доход от продажи ОС
Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.
Источник: www.b-kontur.ru