Развитие мышления у детей: 15 простых приемов на каждый день
«Тяжело просыпаться рано утром» — типичная проблема школьника. Можно предложить ему готовое решение, а можно дать подумать самому и сделать выводы. В этом помогут упражнения на развитие мышления — мы собрали 15 простых приемов на каждый день.
О чем эта статья:
- Что такое мышление
- Зачем развивать самостоятельно, если есть школа
- Как развивать мышление младших школьников
- Как развивать мышление средних школьников
- Как развивать мышление подростков
- Как не утомить ребенка постоянным развитием
Поделиться статьей
- Автор Лидия Казанцева
- 04.2021
- Просмотры 10419
Что такое мышление
Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.
Как работает мышление? Краткая версия
Мышление— это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.
Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.
Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.
Наглядно-действенное— это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.
Наглядно-образное— это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?
Словесно-логическое— мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).
Теоретическое мышление— любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко.
Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!
Практическое мышление— поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.
Творческое мышление— это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.
Что такое Мышление?
Телеграм-канал для умных родителей
Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.
Зачем развивать самостоятельно, если есть школа
Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.
Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:
- Антистресс.С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
- Экономия времени.Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
- Креативность.Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
- Социальная реализация.Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.
Как развивать мышление младших школьников
Школьники с 1 по 3 класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.
Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.
Разложить картинки на группы
Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.
Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.
Собрать конструктор
Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.
В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.
Чтобы ребенок не скучал над конструктором и с любопытством исследовал мир, его нужно на это вдохновить. Как это сделать — расскажет психолог и эксперт Skysmart Екатерина Мурашова на бесплатном курсе «Учеба без слез». На курсе обсудим, как современным родителям не сойти с ума, постоянно контролируя ребенка и что сделать, чтобы разжечь в школьниках тягу к знаниям.
Отметить общий признак
Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:
- огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
- мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
- береза, дуб, сосна — деревья.
Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.
Поиграть в «Слова наоборот»
Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:
- существительные (смелость — трусость);
- прилагательные (смешной — грустный);
- глаголы (открыл — закрыл).
Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.
Поиграть в «Угадайку»
Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:
- цифры, стрелки — часы;
- уши, хвост, хобот — слон;
- буквы, картинки, бумага — книга.
Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.
Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.
Как развивать мышление средних школьников
Нарисовать эмоции на лице
Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.
Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.
Сочинить историю
Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот. ». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.
Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.
Поиграть в «Правду или вымысел»
Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.
Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.
Поиграть в «Нереальное действие»
Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.
Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Нарисовать интеллект-карту
По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины).
На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.
Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.
Как развивать мышление подростков
Составить список
Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.
Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.
Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
Придумать название предмету
Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.
В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.
Поиграть в «Придумай сценарий»
Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.
В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.
Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
- Что лучше: яблоко или дыня?
- Что мягче: рука или нога?
- В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.
Как не утомить ребенка постоянным развитием
Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.
старший методист Skysmart English Content
«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:
Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую:поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».
Не превращать развитие мышления в обучение— этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.
Заниматься мало, но регулярно.15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.
Не делать задания за ребенка.Делайте вместе с ним».
Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.
Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!
Источник: skysmart.ru
Программа мышления что это такое
Анна Зайцева, практикующий HRD, коуч
Для работы над этой статьей мы пригласили куратора наших курсов, практикующего HRD, коуча с 13 летним стажем и европейской сертификацией — Анну Зайцеву.
Дипломы Львовского национального университета имени Ивана Франко и Варшавского института развития бизнеса; сертификация по европейским стандартам управления персоналом, квалификация SpHR.
Профессиональная подготовка в рамках годового курса по аналитической психологии, диплом Киевского Юнгианского Института специализация «юнгианский консультант».
Обучение и сертификация по программе «Профессиональный коуч», акредитованной Европейской Федерацией Коучинга (ECF), сертификат «Профессиональный коуч»
Анна курирует наших студентов на нашем курсе по SELF-маркетингу (курс для тех, кто хочет продвигать свой бизнес, оставаясь в тени).
Предприниматели
Те, кто активен в интернете
Знания и навыки
Определить свой тип мышления
Научиться адекватно реагировать на критику
Время на чтение
Критика. С одной стороны, она помогает становиться лучше, а с другой — может навсегда отбить желание что-либо делать вообще. Это особенно важно для предпринимателей, потому что критика, в данном случае, может стоить дела всей жизни.
Маша Кочкина
Очередной гуру из интернета
Твой проект не взлетит! Это никому не нужно! Таких как ты на рынке полно! Чем ты отличаешься, что ты можешь дать нового? Все уже придумали до.
Коля Мотькин
Очень умный и ничем неизвестный эксперт
Твоя идея не очень хороша. Многие пытались это делать и у них не получилось. К тому же, продукт сырой, а ты не супер классный специалист. Лучше оставайся там, где ты есть. В стабильности.
Ты просто ничтожество!
3 программы мышления
- мотивация,
- референция (фокус силы),
- стрессовая реакция и убеждённость.
У каждого человека своя мотивация. Это не ново. Но всё же стоит разобраться.
Итак, мотивация есть двух типов: «от» — избегание ошибок, неудач; «к» — к достижениям.
Наша мотивация очень зависит от контекста. В работе и в личной жизни может быть абсолютно разной.
Ивент-менеджер Василий перерос масштабы своего городка и решил выйти на новый уровень и поработать с клиентами из столицы. Составил список компаний, сформировал коммерческое предложение, сделал рассылку и … получил отказ. Затем ещё и ещё один.
Развитие событий, сценарий первый.
Ответ «нет» — отличный повод для знакомства с клиентом поближе. Василий, собрав в кулак волю и обаяние, звонит всем, кто ему отказал. Уточняет, чего не хватило в его предложении, чтобы получить согласие, корректирует предложение, повторяет рассылку и … Вуаля! Вот он первый заказ, затем второй, третий… Василий победитель! Так проявляется мотивация «к» — к достижению.
Развитие событий, сценарий второй.
Старания Василия увенчались успехом. Он получил свой первый заказ. Но, в ходе переговоров, заказчик решил немного сэкономить и просит скидку. Василий, боясь упустить крупную рыбу, соглашается (чтобы клиент не сорвался). Это мотивация избегания.
Референция
Референция
Референция, или фокус силы — это привычка мышления. Она отвечает за принятие решения и ответственность.
Она бывает внутренней, когда фокус силы внутри. Человек принимает решение, несмотря на внешние обстоятельства. И внешней, когда решение принимается с учётом мнения других людей или со ссылкой на официальные документы.
Наши привычки мышления и референция тут не исключение. Они даны нам от рождения. Каждая метапрограмма — это диапазон. Человек может жить и действовать на каком-то одном его конце. А может использовать всю полноту диапазона, расширяя, таким образом, свои возможности, повышая гибкость, улучшая навыки коммуникации и применяя лучший из вариантов метапрограммы в каждой конкретной ситуации.
Как же развивать непроявленные метапрограммы?
Например, наш копирайтер Петя всегда писал тексты, ориентируясь только на себя. Сам придумал, сам написал, сам опубликовал. Заказчику текст «не зашёл»? Это его проблемы. Петя уверен, что текст классный и работающий.
В результате, у Пети все заказчики сво… Это типичный пример внутренней референции, когда решение принято единолично, обсуждению не подлежит и мнение других людей автора решения не очень волнует.
Пете следовало бы развить внешнюю референцию на других, чтобы улучшить коммуникацию с заказчиками и максимально учитывать их пожелания при работе над текстами. Как это сделать? В течение месяца нашему герою предстоит перевести фокус с себя на клиента и строить коммуникацию, исходя из этого.
Например, на этапе согласования деталей максимально подробно прояснить, чего хочет клиент и как, по мнению заказчика, должен выглядеть идеальный текст. Важно прояснять все формулировки в заказе, где возможны двойные трактовки. Помогут варианты: «что вы вкладываете в это понятие…»; «правильно ли я понимаю, что…»; «давайте подытожим наши договоренности…»; «всё ли я правильно понял…». Также, важно записывать «фирменные» и любимые слова клиента и затем, если уместно, добавлять их в текст. Если Петя всё сделает правильно, то получит довольного клиента, достойную оплату за свой труд (без торгов) и долгосрочное сотрудничество.
Критика — это всегда стресс. И реагируем мы на него по-разному: можем сильно включаться и потом ещё не раз в полной мере проживать всю гамму эмоций, вспоминая ситуацию.
Можем отстранённо реагировать, будто наблюдая со стороны. Или, совмещать эти две реакции: немного «окунуться» в ситуацию, а потом отстраниться и искать решение «на свежую голову».
Источник: banditomag.ru
Что такое программа мышления и как она приводит к деньгам? Каждый поймёт после психологического разбора фильма Зита и Гита в данной статье
В этой статье я расскажу, что такое программы мышления, как они работают и почему из-за них мы не добиваемся успеха в жизни, а находимся в состоянии нужды. Ярким примером таких программ служит один старый индийский фильм.
Потрясающий фильм «Зита и Гита», согласны? Я не поклонник индийского кино, но этот фильм покорил моё сердце ещё в детстве. Вчера я, переключая каналы, случайно попала на самое начала фильма и не смогла оторваться от экрана телевизора.
Если вы не видели этот фильм, рекомендую посмотреть.
По сюжету девочек близняшек разлучили в день их рождения.
Бесплодная бедная женщина молила Богов о ребёнке. Она была настолько уверена в том, что будет матерью, что Боги услышали её молитвы.
Однажды в сильную грозу, у её дома останавливается машина богачей. Муж вёз жену в роддом, но доехать до больницы у них не получилось. Дождь льёт стеной, видимость нулевая, дорогу размыло. Пришлось рожать в доме бедных цыган. Хозяйка принимает роды, и когда после рождения второго из близнецов, решает, что это Боги услышали её молитвы.
Она прячет второго ребёнка и оставляет себе.
Благодарные молодые родители благополучно уезжают с крошкой на руках. Но проживут не долго. Видимо судьба у них такая, умереть в автомобильной аварии. Девочку, названную Зитой, воспитывают дядя и тётя.
Жизнь Зиты точно такая же как Золушки. Её уступчивость и желание сгладить любой конфликт до добра не доводит. Всё больше потакая капризам тёти, наследница огромного капитала становится служанкой в собственном доме.
Однако все деньги сразу же отбирает агрессивная и жадная тётка. Робкая покладистая девушка, регулярно получающая удары палкой, молча терпит все издевательства. Кроме одной…
Брат жены дяди, который припеваючи живёт в её доме на её деньги, напивается и пристаёт к ней. Она вырывается, плачет, молит о пощаде и ищет поддержку у престарелой бабушки с парализованными ногами. Но тётушкин кузен не успокаивается и подбрасывает ей свой кошелёк, обвиняет в воровстве и шантажирует. От отчаяния и безысходности она бросается в реку, чтобы утопиться.
Это единственная программа спасения от сексуального насилия, которая существует в её голове. Зиту спасают бродяги, узнают в ней свою подругу Гиту и относят к цыганке, которая украла её сестру 18 лет назад.
А где же Гита?
А Гита веселится и радуется жизни. Она делает только то, что ей нравится. Помните о том, что её воспитывает женщина, которая силой мысли привлекла в свой дом новорожденного ребёнка? Гиту научили верить в то, что всё будет так, как она захочет. Мама любит украденного ребёнка, намоленного у Богов, растит её с нежностью.
Гита подвижная и ловкая, поэтому дома бывает редко. Зарабатывает на жизнь, выполняя трюки в уличном цирке.
Ей и в голову не придёт заниматься скучной готовкой. Иголку с ниткой она тоже в руках никогда не держала.
Поссорившись с мамой, она просто убежала гулять по городу. Любопытство привело её в квартал богачей, где её задержала полиция и передала в руки тётушки.
Гита знакомится с женихом Зиты, сочувствует положению бабушки, и решает остаться в богатом доме изображать дочь богатого семейства.
Прошло не много времени, и в доме Зиты «люлей» получили все. Гита очень быстро навела свои порядки, надавав оплеух и тётушке, и её братцу.
кадры из к/ф Зита и Гита
Смотрите, как потрясающе доходчиво нам показали, что человек может поступать только в рамках своих представлений о мире!
Вы знаете, что каждый раз, когда принимается любое решение, мы делаем наилучший выбор из возможных? Проблема в том, что мы можем выбрать только вариант из тех программ, которые есть.
У Зиты были программы: быть скромной, быть послушной, быть умелой в хозяйстве, быть молчаливой, быть исполнительной, быть угождающей, чтобы все были довольны, чтобы тётя не кричала. Выбор не велик, правда?
У Гиты в сознании не было таких программ вообще. Она не может себе и представить, что кто-то с ней будет обращаться как с вещью. А на нет и суда нет.
Зато у неё есть программы действий: быть весёлой, быть активной, быть самостоятельной, быть сильной, быть ловкой, ну в общей всё, чтобы радовать маму, которая желает дочери успеха в жизни.
И знаете что самое показательное? Даже после того, как Зита попадает в свою «альтернативную жизнь», записанные в детстве мыслительные программы не стираются.Она выходит замуж за нищего бродягу, того самого, который достал её из реки.
А вот Зита выходит за воспитанного, доброго и во всём положительного отпрыска одной из самых богатых семей.
Что и требовалось доказать.
Для того, чтобы получать доходы в несколько сотен тысяч, одного открытия бизнеса мало. Нужно обновить свои внутренние мыслительные программы. Точно также, когда вы удаляете старое и скачиваете новое программное обеспечение своего смартфона.
Если у вас основные убеждения из серии «много хочешь – мало получишь», накопить капитал вам и не светит.
Но и одной работы с мышлением не достаточно. Допустим, убрали вы «ограничители» и что дальше? Какова цель перепрошивки? Куда направитесь?
Чтобы узнать с чего начать, приходите на консультацию, где мы за 45 минут в этом разберёмся. На этой недели есть 3 свободных места для бесплатного разбора.
Источник: dzen.ru
Мышление
Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.
Что такое мышление
Под мышлениемв психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.
Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.
Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:
- Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
- Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
- Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
- Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
- Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
- Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
- Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала.
Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Типы мышления
Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:
- Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение — это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
- Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
- Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
- Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
- «Чейнжер» — «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
- Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
- Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
- Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? — Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».
В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы.
Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.
Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, — это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» — такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.
Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину.
Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.
Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» — предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.
Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.
Источник: psylogik.ru