В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания.
Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — выбрать программу, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.
3 СЛАЙД
Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь:
• ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей;
• анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии;
• оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы;
«Признание в любви». Концерт группы «Кватро» в Московском международном Доме музыки
• прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализации программы?
4 СЛАЙД
Программа «Музыкальные шедевры»
Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие импровизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей- игр и др.). Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.
5 СЛАЙД
Основной принцип построения программы — тематический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш»» «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства.
Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образования, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ.
В программе представлены критерии оценки уровня сформированное основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом.
Классическая музыка — мировые хиты / Classical music. Шедевры классической музыки!
Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.
Программа «Искусство слышать»
Программа направлена на воспитание у детей музыкальной культуры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется в процессе детского художественного творчества: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложится перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.
7 СЛАЙД
Основополагающими принципами программы являются:
• моделирование процесса художественного творчества: ребенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся поэтами, музыкантами, создающими музыкально-поэтическое произведение;
• органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера
• образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.
В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения.
8 СЛАЙД Программа «Гармония» 1
Программа разностороннего музыкального развития дошкольников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего психического развития (воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей. Основным видом музыкальной деятельности в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.
Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:
• подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;
• использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр- драматизаций;
• использования произведений других видов искусства (изобразительного, литературного и др.).
9 СЛАЙД
связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные занятия строятся но тематическим блокам, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.;
сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;
сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в пего; импровизационность — у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество», импровизацию. Авторами предлагаются программы по каждому виду деятельности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репертуара и записанная на кассеты музыка.
10 СЛАЙД
Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры.
Впервые в завершение каждой ступени выделены задач и общего развития личности ребенка:
• творческие, художественные, интеллектуальные, физические способности;
• познавательные процессы и личностные новообразования Доминирующее место отведено задачам развития универсального вида музыкальной деятельности— восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприятия у детей, так как дошкольный возраст благо приятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта.
В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровье сберегающий и оздоровительный факторы, что связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого.
Репертуар программы подобран с учетом возрастных возможности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью.
Автор применяет личностно ориентированную модель музыкально- педагогического процесса с субъектным партнерским взаимодействием. Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно-развивающая среда. Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых— педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зрители, как таковые, отсутствуют.
Программа «Тутти»
Программа музыкального образования детей дошкольного возраста «Тутти» разработана на основе современных методологических взглядов на образование, развитие и воспитание ребенка. Программа входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», разработанной авторским коллективом (А.И. Бурениной, Н.Е. Васюковой, Т.Э.
Тютюнниковой и др.) под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
Может использоваться как программа дополнительного образования для музыкальных студий, детских музыкальных школ, центров развития ребенка.
Данная программа включает 4 учебных предмета: 1. Познаю мир 2. Маленький эрудит 3. Пой и читай 4. Музыкальная азбука Программа предусматривает соединение разных видов художественной деятельности: музыкального развития, художественного слова, движения.
13 СЛАЙД
Программа «Малыш»
В. А. Петрова
Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (третий год жизни). Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.
В программе предусмотрены материалы по работе с воспитателями и родителями.
Программа музыкального воспитания дошкольников 3-7 лет, составная часть комплексной программы «Лада», цель которой — творческое развитие детей на основе русской культуры и синкретизма детского восприятия и творчества.
• Обогатить детей музыкальными впечатлениями;
• развивать музыкальные способности, образное мышление, творческую активность, фантазию, коммуникативные способности;
• зародить желание музицировать;
• раскрепощение в общении;
• приобщать к русской народной и мировой музыкальной культуре;
• развивать личность. Принципы программы:
• создание комфортной непринужденной обстановки;
• целостный подход в решении педагогических задач;
• соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем;
• принцип положительной оценки.
В программу введен раздел « Пальчиковая гимнастика», помогающий в игре на инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме, развитии памяти и речи.
Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.
Программа включает разработку музыкальных занятий для детей четырех возрастных групп и снабжена музыкальными приложениями, описанием музыкально-ритмических композиций, музыкальных игр, содержит показатели музыкального развития детей в каждой Возрастной группе по каждому разделу.
Программа «Красота. Радость. Творчество»
Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лот: основанная на разных видах искусства.
Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детой средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно- творческой деятельности.
Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусстве! и разнообразной художественно-творческой деятельности:
Знакомство с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.
Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей, методические рекомендации по организации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплексных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждому виду музыкальной деятельности.
В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.
Источник: helpiks.su
Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. Конспекты занятий с нотным приложением
Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой — доктора педагогических наук — рекомендована Министерством образования и науки РФ. Используется в практике дошкольного образования около 20 лет. Второе издание переработано в соответствии с ФГОС ДО. Представлены конспекты занятий и развлечений, направленные на формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и нотное приложение к ним.
Занятия группируются по темам и включают известные музыкальные произведения, собранные по принципу контрастного сопоставления (близость или различие настроений, названий, вариантов исполнения и т.д.).
В пятой книге комплекта «Музыкальные шедевры» раскрываются две темы — «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты».
Пособие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей.
Источник: www.uchmag.ru
Формирование основ музыкальной культуры детей в соответствии с программой О. П. Радыновой Музыкальные шедевры
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 21.12 Kb.
Реферат на тему «Формирование основ музыкальной культуры детей в
соответствии с программой О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»».
Выполнила студентка Д-319/1
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.
Развитие ребенка с помощью музыкальной культуры.
Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей.
Учёные, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что воздействия извне, в том числе и музыкальные, участвуют в формировании человека ещё до рождения, на эмбриональной стадии развития. Так, американский учёный Энтони де Каспер, английский учёный Томас Верн высказывают предположения о том, что зародыш способен запоминать звуковые впечатления с восьми месяцев, а возможно и ранее. В настоящее время ведутся исследования в области пролонгированного эффекта систематического звукового воздействия – от эмбриональной стадии к дошкольному возрасту.
Музыкальная культура детей начинается с первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения со взрослыми, прежде всего с родителями. Важную роль здесь играет общение ребёнка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.
К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью и когда речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному, важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым. Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры.
Таким образом, до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь с матерью. В этой связи важно, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации музыкальной деятельности к трёхлетнему возрасту у ребёнка формируется такие компоненты музыкального сознания, как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.
С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность. Рассмотрим более подробно виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста:
Музыкально-ритмическая деятельность. Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.
Музыкально-дидактические игры. Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра (ведущий вид деятельности), она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.
Творческая деятельность детей дошкольного возраста преимущественно проявляется:
в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;
в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;
в озвучивании персонажей сказок;
в музыкальной рефлексии (способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, цвета (графических изображений), слова).
Значение музыки в развитии творческих способностей детей.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Есть данные, которые подтверждают факты влияния на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, влияя на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
«Вальс цветов» П. Чайковского слушают при язве желудка, «Свадебный марш» Мендельсона снижает кровяное артериальное давление, «Танец с саблями» Хачатуряна повышает общий жизненный тонус.
Музыкальное воспитание в детском саду оказывает ничем не сравнимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Психолог Б. М. Теплов считает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»
Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.
Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.
Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку — центр музыкальности — проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни.
Становление музыкальной культуры личности, а через нее — художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Музыка — интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.
Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства как эталонов красоты.
В программе систематизированы шедевры музыкальной классики, подобранные таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Подобранный по определенным принципам и в определенной последовательности репертуар способствует нахождению ребенком личностного смысла в музыке.
- 1) тематическому;
- 2) концентрическому (цикличности);
- 3) контрастного сопоставления произведений;
- 4) синкретизма;
- 5) адаптивности.
- https://urok.1sept.ru/articles/607864
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/10/16/formirovanie-osnov-muzykalnoy-kultury-doshkolnikov
- https://infourok.ru/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-osnov-muzikalnoy-kulturi-doshkolnikov-1341248.html
Инструкция по выполнению СРС:
1. Познакомиться с различными источниками, затрагивающими тему реферата
(можно использовать информацию из Интернета, энциклопедии, статьи в
журнале «Дополнительное образование», и т.д., обратив внимание на их
2. Изучить 2-3 статьи разных авторов по интересующей Вас проблеме
3. Определить основную идею изучаемых материалов.
4. Определить и сформулировать тему реферата.
5.Составить план реферата.
В плане последовательно изложить названия пунктов реферата, указать
страницы, с которых начинается каждый пункт.
Нумерация страниц начинается со страницы 3 – «Введение».
6.Написать текст реферата.
7.Выверить текст с точки зрения литературного и технического его
Источник: topuch.com