Программа музейного образования это что

Образовательная деятельность музеев в современных условиях

Корякина, Д. В. Образовательная деятельность музеев в современных условиях / Д. В. Корякина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5319/ (дата обращения: 23.12.2022).

Музеи — это учреждения культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Они призваны организовывать и координировать деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и их передаче.

Одним из основных направлений в деятельности музеев на современном этапе является культурно-образовательная деятельность, в ходе которой реализуется воспитательная и образовательная функции. Для реализации образовательной деятельности в музее осуществляется дифференцированная работа с различными категориями посетителей, но особое внимание уделяется работе с тремя возрастными группами, среди которых дошкольники и ученики начальной школы, подростки, старшеклассники и студенты.

Программа Музейные мышата

На сегодняшний день существуют огромное разнообразие форм культурно-образовательной деятельности, направленных на работу с музейной аудиторией, но все они базируются на таких формах, как экскурсия, лекция, консультация. Среди традиционных форм следует отметить также научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубы (кружки, студии), конкурсы (олимпиады, викторины), встречи с интересными людьми, концерты (литературные вечера, театрализованные представления, киносеансы), музейные праздники и исторические игры.

Наиболее эффективными и в то же время востребованными на сегодняшний день в музее являются интерактивные формы обучения. Под музейной интерактивностью понимается технология, подразумевающая активное участие аудитории в процессе коммуникации с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства.

К интерактивным формам обучения в музее относятся интерактивные экскурсии, музейные уроки, мастер-классы и музейные праздники.

Интерактивные экскурсии и экскурсии с элементами игры позволяют участникам осуществлять активное взаимодействие не только с экскурсоводом, но и с другими участниками экскурсии, а также подтолкнуть их к «самостоятельному» изучению экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной для учащихся. На сегодняшний день особой популярностью пользуются экскурсии-квесты, экскурсии-путешествия и экскурсии-тесты. В ходе таких экскурсий посетителям предлагается выполнить определенные задания, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Также следует отметить, что такие экскурсии оказывают позитивное воздействие не только на познавательную, но и на творческую активность учащихся.

Для совершенствования практического мастерства в определённой области творческой деятельности специалистом может быть проведено конкретное занятие, или мастер-класс, который в последнее время пользуется большим спросом у широкой аудитории и выступает в качестве одной из самых эффективных и популярных форм образовательной деятельности. Он позволяет обучиться новой методике, технике в искусстве, освоить авторскую программу, а также непосредственно вступить в диалог со специалистом-педагогом. Это одна из разновидностей интерактивного обучения в музейной работе, преимущества которого заключается в сочетании ознакомления с теорией, индивидуальной работой и приобретением практических навыков.

Неформальное образование в пространстве музеев: ресурсы для детей и возможности для школ

Музей имеет широкие возможности не только для восприятия музейной информации, но и для неформального, дружеского межличностного общения. Музейный праздник представляет собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности, в которой единой темой объединены элементы экскурсии, творческого вечера и театрализованного представления. Данная форма нашла свое отражение и в школьных музеях, где педагоги совместно с учениками занимаются разработкой сценариев, подготовкой реквизита и изучением необходимых материалов для проводимого мероприятия. Такая форма образовательной деятельности позитивно влияет на разностороннее развитие личности ребенка, способствует расширению его познавательного интереса к истории, а также позволяет развить навыки самостоятельного творческого мышления. Такие праздники организуются не только с целью образования, но и ради отдыха и развлечения.

Таким образом, можно сделать вывод, что музей рассматривается не только как место, осуществляющее хранение экспонатов, но и как организация, развивающая эстетический вкус и творческое воображение посетителя. Музей на современном этапе от передачи информации о том или ином предмете, явлении или процессе перешел к обращению к внутреннему миру личности, воздействуя на его эмоциональную сферу. Кроме того, музей рассматривается как важнейшее звено образовательного процесса и выполняет функции дополнительного образования, осуществляя равноправный диалог между учащимися и музейными педагогами. Наиболее востребованными на современном этапе в музейной деятельности являются интерактивные формы обучения, открывающие неограниченные возможности для развития личности обучающихся, формирования у них познавательной самостоятельности, навыков самообразования и саморазвития.

  1. Гнедовский М. Б. Музей и образование: материалы для обсуждения [Текст] // М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю. Юхневич — М.: ВНИК «Школа». 1989.
  2. Блинова, Е. В. Интерактивные формы музейной деятельности, способствующие социализации и адаптации детей-сирот [Текст] //Социальная педагогика,2010, № 4

Основные термины (генерируются автоматически): культурно-образовательная деятельность, интерактивная форма обучения, музей, образовательная деятельность, современный этап, экскурсия.

Источник: moluch.ru

Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования

Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традици онных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия музея и системы образования для формирования гармонической личности — эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности.

Музейно-педагогическая программа, объединяя два рассмотренных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебнопедагогического процесса. Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Они решают целый комплекс задач — от формирования у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения до получения знаний о специфике и истории изобразительного искусства и развития способности его интерпретировать.

Рассмотрим наиболее широко используемые в образовательной практике музейно-педагогические программы, которые имеют серьезный теоретико-методологический фундамент и снабжены методическими рекомендациями для практической реализации.

Музейно-педагогическая программа «Предметный мир культуры» ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в основном с музеями нехудожественного профиля. Разработанная авторской группой «Музей и образование» на базе Московского института развития образовательных систем (МИРОС), она предназначена для учащихся начальной школы и представляет собой московскую общегородскую программу, призванную обогащать программы начальной школы, усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся.

Целью программы было сформировать отношение к музею не как к наглядному пособию (иллюстрации) по определенным учебным дисциплинам, а как к средству формирования ценностного, личностно-окрашенного отношения к культурному наследию. Вводя в мир разнопрофильных музеев, авторы программы, не ставя задачу воспитания у младших школьников музейной культуры, акцентировали внимание на музее как на собрании запечатленной в предметах памяти, т. е. речь идет о формировании исторического сознания.

Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, которая состояла из блока теоретических материалов (в них рассматриваются возможности партнерства музея и школы и методика проведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Природа», «Город», «Дом», «Предмет рукотворный».

Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное в классе музейно-экскурсионное путешествие, заканчивающееся уроком, закрепляющим полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении учитель снабжался комплектом методических материалов и творческих заданий.

Программа «Предметный мир культуры» на инновационном уровне развивает идеи, заложенные в концепции «музейного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейному предмету. Учителю, благодаря обширным методическим приложениям, предоставляется большая свобода при использовании предложенного материала в среде образовательного учреждения. Однако, рожденная в условиях образовательного учреждения, она лишена органической связи с музейной средой. Отсюда несколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие учителя и музейных сотрудников. Программа не предлагает механизмов формирования такого взаимодействия, что и не позволило ей выйти на широкий простор практической реализации.

Читайте также:
Tv setting что это за программа

Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» как основа модели взаимодействия художественного музея с системой образования, разработанная Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея с целью создания системы продуктивного взаимодействия художественных музеев России с отечественным образованием на всех его ступенях.

Программа «Здравствуй, музей!» имеет многоуровневую структуру, охватывая возрастные периоды от детского сада до вуза. Она ориентирована на творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов и имеет целью привлечь учащихся к художественному музею — средству формирования эстетических и духовно-нравственных основ личности и ее художественного вкуса.

Программа представляет собой комплекс учебных курсов, объединенных блоком взаимосвязанных задач, которые на первом этапе включают формирование навыков визуального мышления и межличностного общения, а также получение знаний о специфике и истории изобразительного искусства. На завершающем этапе главным является развитие способности к сотворческому восприятию.

Интеграция программы «Здравствуй, музей!» в школьный учебно-воспитательный процесс опирается на интенсивное и плодотворное сотрудничество музейных сотрудников с учителями, администрацией школ и образовательными учреждениями. Первоначальное базовое образование на курсах в Русском музее, закладывающее основы музейно-педагогической работы учителей, логически связано с системой последующих консультаций, анализа уроков и методической поддержки. Приобретаемые в процессе музейного обучения навыки работы с произведениями искусства дают возможность школьному учителю и воспитателю детского сада стать реальным инициатором, организатором и вдохновителем общения ребенка с изобразительным искусством и музеем.

В основе концепции программы, построенной с учетом опыта ГРМ и других отечественных и зарубежных музеев, лежит установка на восприятие как на процесс непрерывного контакта с окружающим миром. И если целью программы является приобщение к музею и развитие художественного восприятия, то реализация ее задач предполагает поэтапное развитие визуального мышления, дополняемое приобретением знаний по истории искусства и овладением методами художественного анализа памятников искусства.

В связи с тем что успех общения с искусством зависит от степени художественного развития личности, в первых разделах программы главное внимание сосредоточено на формировании основ визуального мышления и понимания органической взаимосвязи изобразительного искусства с окружающей средой. И лишь затем, через ознакомление с жанрово-видовой спецификой изобразительного искусства, осуществляется переход к его истории, рассматриваемой в тесной взаимосвязи с историей культуры, социальной историей и т. д.

Отметим, что включение в школьное обучение музейно-педагогических дисциплин — новая для мировой музейной практики задача, требующая комплексного осмысления тенденций музейной педагогики и специфики развития как общего, так и художественного образования в современной школе.

Внедрение программы «Здравствуй, музей!» в регионах России показало, что, целостно отражая музейно-педагогическую проблематику культуры, она стала источником педагогических инноваций в системе образования.

Программа «Здравствуй, музей!», построенная в соответствии с педагогическими принципами природе- и культуросо-образности, отвечает насущным требованиям модернизации отечественного образования, так как она:

  • — разработана на основе концепции педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования;
  • — обладает качествами системности и построена на основе преемственности в реализации своих задач и содержания, учитывая возрастную специфику учащихся;
  • — ориентирована на творческое взаимодействие музейного педагога и учителя, а также курсовую подготовку последнего в музее, что дает ему возможность стать инициатором и организатором общения ребенка с музеем;
  • — рассчитана на многолетнюю реализацию в целостном, тщательно продуманном дидактическом пространстве;
  • — потенциально интегративна, так как обладает широкими возможностями для интеграции с общеобразовательными предметами;
  • — обеспечена учебно-методическим комплексом для реализации музейно-педагогического процесса.

Реализация программы связана также с комплексом исследовательских проблем, решение которых определяет дальнейшее развитие музейной педагогики. Назовем наиболее актуальные из них:

  • — информационные технологии в контексте образовательной деятельности музея;
  • — природа, функции и особенности визуального мышления;
  • — роль возрастной психологии в музейно-педагогическом процессе;
  • — специфика деятельности школьного учителя и музейного педагога в единой образовательной среде;
  • — роль музея как фактора становления национального самосознания личности и ее готовности к включению в диалог культур.

Разработка программы ясно продемонстрировала значение научно-обоснованного прогнозирования для выполнения музеем своей образовательной миссии.

Программа «Здравствуй, музей!», явившаяся ярким свидетельством осознания современным музеем своей социальной ответственности и роли в гармонизации общественных отношений, стала источником педагогических инноваций в системе образования.

Благодаря системности построения, типологичности постановки и решения педагогических задач, вариативности модулей применения программа «Здравствуй, музей!» придала сотрудничеству музея с образовательными учреждениями взаимовыгодный, динамичный, гибкий и планомерный характер. Она дала импульс и для межмузейного взаимодействия: художественные музеи Тулы, Твери, Краснодара, Петрозаводска, Рязани, Ростова-на-Дону, Саратова и Перми выступили в роли региональных и местных центров по освоению программы «Здравствуй, музей!». Включаясь в эксперимент, художественные музеи России существенно уточняют адресность образовательной работы благодаря более тесному общению с местной педагогической средой.

В Государственном Русском музее сложилась научно выверенная система внедрения, диагностики и анализа результативности экспериментальной работы. Таким образом, первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех ее уровнях — от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практики в этой области.

Из вышесказанного видно, что теоретическая база музейной педагогики находится в настоящее время в стадии формирования, причем не только в отечественном музееведении, но и за рубежом. Процесс становления музейной педагогики в качестве научной дисциплины далек от завершения, формулировка основных вопросов теории оказалась на уровне эмпирических рассуждений, пока не уделено должного внимания понятийному аппарату.

Практической потребностью остается объективное познание закономерностей ее развития, междисциплинарных связей, формирование научного аппарата. Очевидно, решать эти проблемы в нашей стране предстоит научно-практическим центрам музейной педагогики.

Тенденция последних лет — особое внимание к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы. Неслучайно при Международном совете музеев (ИКОМ) создан профильный комитет — Международный комитет образования и культурной деятельности (СЕСА). Целью комитета является обмен информацией, опытом и идеями о музейном образовании на международном уровне, обеспечение становления музейного образования как части политики, реализация решений ИКОМ. Для защиты образовательной цели музеев по всему миру Комитет представляет свой профессиональный стандарт в музейном образовании. СЕСА проводит ежегодные конференции, выпускает информационные издания.

Контрольные вопросы к главе

  • 1. Назовите основные предпосылки формирования образовательной функции в музеях.
  • 2. Выявите основные направления деятельности американских музеев в сфере образовательной деятельности.
  • 3. Какие направления работы с посетителями сформировались в американских музеях к 30-м гг. XX в?
  • 4. Обозначьте основные положения концепций музейно-педагогической деятельности немецких музейных деятелей: А. Лихтварка, Г. Кершенштайнера, Р. Фройденталя, А. Рейхвейна.
  • 5. В чем заключались теоретические взгляды на музейно-педагогическую деятельность Н. Ф. Федорова, Н. И. Романова, Ф. И. Шмита, А. В. Бакушинского?
  • 6. Назовите основные научно-практические центры музейной педагогики, созданные в России в 1980—1990-х гг.
  • 7. Назовите и раскройте суть наиболее широко используемых в образовательной практике музейно-педагогических программ.

Глава 3

Источник: studme.org

Рабочая программа дополнительного образования «Музееведение»
рабочая программа

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музееведение, как наука, занимающаяся рассмотрением истории и развития музейного дела, представляет собой интерес, как для истории, так и для всего общества в целом и является важной частью культурного наследия страны.

Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в среднем звене.

Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков региональной гражданской идентичности. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что в программах по истории России, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены часы на изучение регионального компонента. В этой ситуации внеурочная деятельность по музееведению позволит обеспечить реализацию регионального компонента, изучение истории края через историю школы, семьи.

Программа «Музееведение» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.

Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам музейного дела. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Кружок «Музееведение» призван научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод, архивариус, исследователь) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
  • помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
  • знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и района;
  • развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • развитие самостоятельности и инициативы.
Читайте также:
Что за программа happy

Музейная педагогика дает возможность:
— осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
— сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
— раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
— попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
— объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
— организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев поселка;
• оформление выставок, обновление экспозиций.

Планируемые результаты деятельности :

— формирование коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;

— осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

— толерантное отношение к истории других стран;

— познавательная, творческая, общественная активность;

— умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

— личная и взаимная ответственность;

— готовность действия в нестандартных ситуациях.

— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

— участвовать в диалоге;

— участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Результативность усвоения программы.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

Проверка результатов усвоения программы может быть проведена с использованием различных форм и методов:

  • игровых занятий ( конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,
  • анкетирования,
  • тестирования,
  • презентаций творческих работ.

Курс ориентирован на освоение учащимися теоретического материала музееведческого содержания и закрепления его в ходе практической деятельности.

«Я поведу тебя в музей…»

Цель: формировать представление детей о правилах поведения в творческом объединении «Музееведение», правилах дорожного движения, техники безопасности, противопожарной безопасности; развивать умение применять полученные знания в жизнедеятельности; воспитание уважительного отношения к труду, друг к другу.

Организационное занятие. Основы теории и организации музейного дела. Назначение музеев. Виды музеев. Знакомство с нормативно-правовой базой музея.

На первом занятии дети просто визуально знакомятся с расположением музейных экспозиций, расстановкой музейных экспонатов.

Проводится обзорная экскурсия по школьному музею «Я поведу тебя в музей…»

Собирательная деятельность. Музейная шкатулка

Принципы систематизации, сбор и оформление материала. Встреча с ветеранами войны, труда, выпускниками школы.

Цель: обучение принципам поисковой работы, сбору и систематизации материалов.

Теория. Проводится инструктаж по правилам сбора материалов, интервьюирование ветеранов войны и труда, знакомство со средствами и способами сбора материалов.

Рассматривание альбомов, учетных карточек с уже собранным материалом.

Практика. Сбор и систематизация материала. Представление собранных материалов.

Деятельность по оформлению и исследованию фондов музея.

Работа с фондами

Цель: Знакомство с фондами музея, научной организации фондовой работы, важными принципами сбора, отбора и хранения материала, ведения музейной документации.

Теория. Архив. Хранилище архива. Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники, фоно — и киноисточники. Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный материал.

Инвентарная книга. Единица хранения. Шифрование музейных предметов. Картотеки.

Практика. Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов. Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, оцифровка материалов, ведение музейной документации

Экспозиционно — экскурсионная деятельность.

Цель: учить ребят готовить материал к новым экспозициям, создавать новые экспозиции.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат». Принципы построения музейных экспозиций. Этапы создания музейной экспозиции. Практика создание новых экспозиций

Презентация музейной экспозиции

Экскурсионная деятельность (Все экскурсии ведет человек — экскурсовод ).

Цель: умение составлять материал для проведения экскурсий различного вида, составление плана экскурсии, описание экспонатов.

Виды экскурсий: обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем, и тематические, проводимые по конкретной теме с использованием экспонатов одного, иногда нескольких музейных разделов.

Проектная и социально-значимая деятельность

Я – экскурсовод. Творческий отчет «Из истории одной вещи». Устный журнал «Музейная азбука от А до Я». Составление презентаций, выставок, посвященных годовщине Победы.

Календарно — тематическое планирование кружка «Музееведение»

Источник: nsportal.ru

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Библиографическая запись: Формы культурно-образовательной деятельности музеев. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2018. – URL: https://iskusstvoed.ru/2018/08/20/formy-kulturno-obrazovatelnoj-deja/ (дата обращения: 23.12.2022)

  • Home
  • Музееведение
  • Формы культурно-образовательной деятельности музеев

Формы культурно-образовательной деятельности музеев

4 года ago Enottt Комментарии к записи Формы культурно-образовательной деятельности музеев отключены

Просмотры: 25 883

Разнообразные формы работы с посетителями можно свести к нескольким базовым. Они-то и служат материалом для постоянного обновления работы с аудиторией. К числу таковых отнесем следующие:

  1. экскурсия,
  2. лекция,
  3. консультация,
  4. научные чтения (конференции, сессии, заседания),
  5. клуб (кружок, студия),
  6. конкурс (олимпиада, викторина),
  7. встреча с интересным человеком,
  8. концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс),
  9. музейный праздник,
  10. историческая игра.

Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик, часть которых будем считать основными, затрагивающими их сущность, а часть — дополнительными.

К основным относятся следующие альтернативные характеристики:

  • традиционные — новые,
  • динамичные — статичные,
  • групповые — индивидуальные,
  • удовлетворяющие потребность в познании/в рекреации,
  • предполагающие пассивное/активное поведение аудитории.

К дополнительным характеристикам форм культурно-образовательной деятельности музея можно отнести:

  • их предназначенность для однородной/разнородной аудитории,
  • внутримузейные — внемузейные,
  • коммерческие — некоммерческие,
  • разовые — цикловые,
  • простые — комплексные.

Экскурсия

Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень незначительное число форм, которые требуют от посетителя движения.

Это пример групповой формы, поскольку индивидуальные экскурсии сравнительно редки. Правда, в музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания — автогид. Получив наушники, посетитель имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения «глаза в глаза», вне коллективного переживания, а потому в чем-то неполноценная. Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

Лекция

Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм. Первые музейные лекции, удовлетворяя потребности в познании, стали заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа, поскольку часто читались «светилами науки». Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющей столь широкий общественный резонанс; их начали читать сотрудники музея, но вследствие этого они выиграли с точки зрения своей музейности. Использование музейных предметов в качестве атрибутов (даже если они присутствуют лишь «незримо») стало важным требованием, предъявляемым к лекциям. Лекции и сейчас занимают прочное место в репертуаре музеев, во многих из которых существуют постоянные лектории.

Читайте также:
В power что это за программа

Консультация

Другая базовая, также вполне традиционная для музея, форма — консультация, практически единственная имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях, связанных с экспозицией или проводимых в научных отделах). Эта форма никогда не имела значительного распространения, но она особенно перспективна сейчас, в связи с тенденцией увеличения посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода.

Научные чтения

Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов исследований, проводимых музейными сотрудниками, способом установления и развития контактов с научной общественностью. Подобные научные собрания не только удовлетворяют познавательные интересы общественности, но и очень повышают престиж музея как научно-исследовательского учреждения.

Клуб, студия, кружок

Возможности для выявления и развития творческих способностей личности дают такие формы культурно-образовательной деятельности, как кружки, студии, клубы. Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; в художественно-технических кружках — изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями.

В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.

Богатый опыт работы со старшеклассниками в области музееведения и исторического источниковедения накоплен Государственным Историческим музеем. На протяжении одного-двух лет школьники не только постигают теоретические основы музейного дела, но и приобретают практические навыки в различных видах музейной работы. Например, они учатся атрибутировать музейные предметы, посещают занятия по реставрации бумаги и картона, выполняют творческие задания на основе экспозиционного материала, готовят экскурсии, причем сами выбирают тему, разрабатывают маршрут, отбирают экспонаты и адаптируют экскурсию для определенной категории посетителей.

Конкурсы, олимпиады, викторины

Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, тоже относятся к формам, которые являются средством выявления активности аудитории, объединяя знатоков и приобщая людей к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: как правило, задания предполагают знание не только фактов, но экспозиций и демонстрируемых экспонатов.

Встреча с интересным человеком

К формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, можно отнести встречу с интересным человеком. Актуализация этой формы приходится на 1960-1970-е гг., когда начались процессы освобождения музея от оков идеологизации и политизации и одновременно наметился рост его посещаемости. Людей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью — участником события, знатоком темы, коллекционером.

Концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр

Удовлетворению потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, всегда были частью жизни музея.

Однако подлинно музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства. Примером этого могут служить «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, которые начали проводиться с 1981 г. по инициативе, проявленной Святославом Рихтером и поддержанной директором музея И. А. Антоновой. Интерес к ним публики и самих музеев свидетельствует о признании значимости непредметных форм бытования культурного наследия, к которым можно отнести и духовный опыт человека, и звучащее слово, и музыку, и кинофильм.

Музейный праздник

Внедрение праздника в сферу музейной деятельности обычно относят в 1980-м гг., что позволяет считать его новой формой. Однако у нее были предшественники. Это чрезвычайно распространенные еще 1950-х гг. ритуалы: прием в пионеры и комсомол, вручение паспортов, посвящения в рабочие и студенты, которые проходили в залах музея и сопровождались торжественным выносом реликвий. И все же только с акциями 1980-х и последующих годов связывается термин «праздник», закреплявший нечто общее, что было присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности (что отличает эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздника, применению особой атрибутики.

Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь в действо зрителей, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях. Им предшествует совместная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам.

Историческая игра

Историческую игру ни в коей мере нельзя назвать экскурсией (или занятием) с использованием игровой методики. Ее особенность заключена в том, что она построена на ролевом поведении участников, предоставляет возможность погружения в прошлое, обретения опыта непосредственного соприкосновения с историческими реалиями. Это делает историческую игру не похожей ни на какую другую форму, что служит основанием для выделения ее в качестве самостоятельной. Она столь же перспективна, сколь и сложна по исполнению, ибо требует наличия целого ряда условий и компонентов: особого пространства, специальных атрибутов (включая костюмы), хорошо подготовленного, обладающего актерскими способностями руководителя, наконец, желания и способности аудитории включиться в игру, принять ее условия.

Простые и комплексные формы культурно-образовательной деятельности

Поскольку большинство базовых форм, за исключением праздника и исторической игры, относятся к категории простых, их сочетания и комбинации позволяют создавать комплексные формы.

К таковым, например, относится чрезвычайно распространенная форма, получившая наименование «тематическое мероприятие». Это, как правило, разовая акция, которая посвящена какой-либо конкретной теме, событию, лицу и может включать экскурсию и встречу с интересным человеком, лекцию и концерт. В музейную терминологию активно внедряется также понятие «программа», в которой технология синтеза получает свое наиболее яркое воплощение.

Очень перспективны, например, программы, получившие название «Календарь событий выставки». Они осуществляются на протяжении всего того времени, когда работает выставка, побуждая людей неоднократно и по разным поводам приходить в музей.

В контексте обсуждения проблемы «музей и школа» целесообразно отметить, что вновь все большее распространение получает ныне такая форма, как музейный урок, первое упоминание о которой относится еще к 1934 г.

Современная реформа образования способствовала трансформации традиционной формы урока: в школе появились уроки-дискуссии, уроки-зачеты, уроки-исследования. Путем синтеза образовательных моделей пошел и музей. В работе с детьми стали использоваться музейные уроки, получившие названия занятий-игр, экскурсий-викторин, экскурсий-исследований и предполагающие углубленное изучение материала, постановку учебных задач, проверку уровня усвоения знаний. Для проведения таких занятий в некоторых музеях создаются специальные музейные классы.

Новые синтетические формы используются и в работе со взрослой аудиторией. Одна из таких форм — творческие мастерские, которые предполагают участие художников, народных умельцев, музейных специалистов, объединяющих свои усилия для приобщения самых широких слоев населения к ценностям культуры. Мастерские включают научно- популярные лектории, стажировки, пленэры, экологические и реставрационные лагеря для старшеклассников, студентов и всех желающих.

Музейные интернет-класс, интернет-кафе — таков еще один пример синтеза новых информационных технологий и музейного образования. Посетители могут здесь получить дополнительную информацию о музейной экспозиции, познакомиться с музейными страницами в Интернете, компьютерными программами, освоить музейные игровые компьютерные системы. В арсенале интернет-классов находятся виртуальные музеи, позволяющие знакомиться с коллекциями музеев других стран и городов.

Музейный фестиваль как синтез методов профильной и музейной науки также недавно появился в перечне форм культурно-образовательной деятельности музея. Как правило, это «торжественное действие в музее с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, ансамблей, иных творческих групп и организаций».

Технология синтеза, предполагающая использование традиционных форм и методов в новых сочетаниях, а также соединение чисто музейных технологий с заимствованными из смежных областей, привносит в музейное образование элемент вариативности. А это становится стимулом для развития музея и расширения его аудитории.

Превью: Мартен ван Клеве, «Праздник св. Мартина», 1579, С.-Петербург, Эрмитаж

Источник: iskusstvoed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru