В России сегодня нет обязательного образовательного ценза для чиновников. Однако его вполне может заменить программа Master of Public Administration (МРА) — система специальной подготовки государственных и муниципальных служащих, замещающих должности руководителей и их заместителей, а также лиц, включенных в кадровый резерв.
Руководство страны уже давно поняло, что уровень конкурентоспособности государства напрямую зависит от тех, кто его представляет, — от чиновников. Но мало просто найти достойных представителей власти, им все равно не обойтись без специальной подготовки.
Решить эту проблему призваны программы МРА для действующих и потенциальных госслужащих. «Программа МРА предназначена для государственных служащих, занимающих средние и высшие руководящие позиции. Она дает компетенции, навыки и знания, необходимые для управления государственными компаниями или работы на высоких руководящих постах в органах государственной власти. В России на программу MPA впервые обратили внимание несколько лет назад, когда активно шла административная реформа», — рассказывает декан факультета профессиональных программ ВАВТ Минэкономразвития Ольга Андреева.
Денис Проценко о программе МРА (Master of Public Administration) в здравоохранении
История российских программ МРА началась в 2005 году, когда в РАГС в инициативном порядке был разработан проект государственных требований к таким программам. После долгих обсуждений проекта с администрацией президента, зарубежными и российскими вузам в феврале 2008 года Министерство образования и науки утвердило государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации — «специалист по государственному и муниципальному управлению» — Master of Public Administration.
Многие считают, что MPA — аналог MBA, но только для чиновников. Это не так. «Программа МРА, так же как и программа МВА, подразумевает явное практикоориентированное «натаскивание» человека на определенную деятельность. Выпускник программы МВА будет эффективно управлять бизнесом, в то время как выпускник программы МРА должен профессионально управлять экономическими, политическими и социальными процессами от лица государства. На этом сходство заканчивается», — говорит Елизавета Степаненко, директор Центра программ MPA и международных исследовательских проектов Международного института государственной службы и управления Российской академии государственной службы при президенте РФ.
В России в 2008 году, после того как были разработаны государственные требования по программе МРА, был создан совет Минобрнауки по программе MPA, который отвечает за формирование научно-методического обеспечения реализации программы МРА, а также при нем создана экспертная группа, которая занимается непосредственно вопросами лицензионной экспертизы документов, представляемых образовательными учреждениями для лицензирования программы МРА.
МРА — это особая программа, которая уже имеет в России правовой статус. «РАГС и другие учреждения уже подготовили основу и даже объявили набор, но нужно накопить положительный опыт, дело это пока новое, — считает Леонид Евенко, д.э.н., проф., ректор ВШМБ АНХ, президент РАБО. — Однако актуальность этих программ сейчас возросла, поскольку государство объявило о формировании «кадрового резерва» и вообще корпуса современных высокообразованных и целеустремленных чиновников. Нужно создать обстановку, при которой хорошее образование будет в высокой цене, а не пресловутый «административный ресурс». Тогда на МРА будет очередь».
Мысли миллиардера: ПУТИН и МАСОНЫ. Мировое ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДЕНЬГИ не ПРАВЯТ МИРОМ? Россия и Биороботы
Сегодня программу МРА реализует всего 11 вузов. Конечно, их недостаточно для такой огромной страны, как Россия. «Однако поскольку программа ориентирована, прежде всего, на категорию руководителей или их заместителей, то Минобрнауки и администрация президента особое внимание обращают на поддержание высочайшего качества программы, что требует сдержанности в расширении состава вузов», — заявляет Степаненко.
Стать слушателем может любой желающий с дипломом о высшем образовании и проработавший два года на госслужбе или четыре в коммерческих структурах. Правда, если за границей, даже там, где МРА не входит в перечень обязательных требований, считается, что человек, претендующий на высокий государственный пост, должен закончить программу MPA, то у нас это отнюдь не так.
По крайней мере, у опрошенных нами представителей «кадрового резерва» мнения по поводу нужности МРА разделились. Например, генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников уверен, что «любое дополнительное образование, безусловно, штука полезная. Но лучше всего нас учит реальная жизнь, не менее значимы опыт решения задач и интуиция. Поскольку зачастую бизнес- и государственные программы перегружены теоретическими знаниями без опоры на существующую действительность. А на практике все оказывается сложнее, многограннее и интереснее».
Зато председатель кабинета министров Чувашской Республики Сергей Гапликов учиться по программе МРА пошел бы с удовольствием. Правда, при условии, что «обучение будет заочным или дистанционным, в том числе с использованием интернета и новейших информационно-коммуникационных технологий, учебное заведение, где будет осуществляться обучение, обладает серьезной экспертной базой и квалифицированными, известными научными кадрами, а в рамках программы рассматривались актуальные для моей профессиональной деятельности вопросы».
Решение «учиться или не учиться» руководителя Департамента труда и занятости населения Москвы Олега Нетеребского будет зависеть от того, «насколько сильна программа и компетентны преподаватели». Кстати, по мнению Ольги Андреевой, «программы МРА в нашей стране необходимы. Может быть, грамотные управленцы не будут совершать серьезных ошибок и наша жизнь станет лучше. Однако возникает вопрос, кто будет оплачивать эти дорогие программы?» Вопрос без ответа.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
На кого рассчитана программа
Андрей Марголин, проректор по международным связям Российской академии государственной службы при президенте РФ
Программа МРА универсальна. Она по сути своей является междисциплинарной программой, рассчитанной на подготовку эффективного госуправленца. Логика построения МРА-программ исходит из того, что все госслужащие должны обладать:
— общими (обязательными для госуправленца) знаниями в сфере государственного и муниципального управления;
— базовыми (специальными для министерства, ведомства и т.д.) знаниями, специализация которых выбрана вузом;
— навыками и умениями, особенными для конкретного места работы государственного служащего либо предполагаемой работы.
Такой подход диктует определенную особенность в создании программ МРА. Он требует предоставить слушателю широкий выбор дисциплин, обеспечивающих возможность получения нужных каждому конкретному слушателю компетенций для его настоящей или будущей работы. Пока мы ориентируемся на программу MPA-general. Однако в рамках программы планируется сформировать группы с условной направленностью по приобретенным компетенциям: «Экономика и механизмы государственно-частного партнерства», «Государственное управление и право», «Управление социально-политическим развитием».
В обязательную программу обучения входят стажировки в органах власти. У РАГС заключен ряд соглашений по организации научно-исследовательской практики с такими организациями, как Верховный суд РФ, Комитет по международным делам Совета федерации РФ, ряд комитетов Государственной думы РФ. Академия совместно с администрацией президента организует зарубежные стажировки государственных служащих, так что опыт по организации стажировок наработан достаточный.
MBA и MPA: что это такое, в чем разница и нужно ли вам это
Начнем с конца: нужно ли вам это? Ответ зависит от вас. Наличие диплома какой-либо из этих программ обычно означает существенное увеличение зарплаты (иногда — в два раза ), а также больше карьерных возможностей. Но также такие программы часто недешевые (хотя эта проблема легко решается: за обучение нередко платят компании, которые хотят повысить квалификацию своих сотрудников) и предназначаются для высшего руководства (или тех, кто туда стремится). Сложности возникают и с совмещением учебы и работы, но большинство вузов учитывают занятость слушателей при составлении расписания и проводят занятия в пятницу вечером и по выходным.
Что это такое и есть ли разница?
На первый взгляд они и правда кажутся похожими: и MBA, и MPA —это программы повышения квалификации на уровне последипломного образования. Основная задача и той, и другой — дать слушателям необходимые навыки управления и коммуникаций. И обе программы — сугубо практикоориентированные. Тем не менее, разница между ними все же есть.
Давайте сначала разберемся с понятиями:
MBA (Master of Business Administration) – магистр делового администрирования — последипломная программа специалистов в области управления бизнесом.
MPA (Master of Public Administration) – магистр государственного управления — последипломная программа для специалистом в области государственного управления.
То есть, MPA — это программа для руководителей муниципальных и государственных структур, а также неправительственных и некоммерческих организаций, а MBA — для руководителей бизнесов. Хотя некоторые представители бизнес-структур, ориентированных на тесное сотрудничество с госучреждениями, выбирают именно MPA-программы, ведь полезно знать, как будет думать и на что будет ориентироваться чиновник, с которым предстоит работать.
MBA распространена в России чуть больше, чем MPA, которой до 2008 года в РФ в принципе не существовало. Что довольно удивительно, так как на Западе уже давно считается, что претендовать на высокие государственные должности, не закончив MPA, просто не имеет смысла.
Ключевое различие программ — выпускники МРА используют полученные знания для работы на государство и общество, реализуя общественно-значимые цели, выпускники МВА — для реализации собственных целей и улучшения своего благосостояния. В целом, МРА предназначен для тех, кто хочет добиться социальных изменений и влиять на формирование государственной политики в лучшую сторону.
Обе программы — сугубо практикоориентированные , поэтому зачисление на них обычно возможно только при наличии релевантного опыта работы. Несмотря на то, что слушатели повторяют некоторую теорию, считается, что в основном на такие программы поступают, чтобы развить навыки управления. А это лучше делать, конечно, на практике.
Также обучение на этих программах помогает завести полезные знакомства и деловые связи — ведь на занятиях слушатели общаются с руководителями различных структур, видят, как они работают, решают практические задачи и т.п.
Куда пойти учиться?
Московский институт психоанализа и РАНХиГС запустили сетевую программу «Executive MPA — Стратегии лидерства в управлении» , набор на которую уже начался. Ведущие вузы в области психологии и менеджмента соответственно разработали курс, нацеленный на развитие исследовательских, управленческих, профессиональных навыков, а также на формирование у руководителей высшего и среднего уровня практических умений в сфере долгосрочного стратегического планирования.
По окончании обучения выпускники получат сразу два диплома — Московского института психоанализа и РАНХиГС.
Узнать подробности зачисления на программу можно по ссылке .
Источник: dzen.ru
Программа MBA MPA
Ключевой задачей современного профессионального образования, организуемого по направлению MPA, опирается на накопленный опыт экспертов и профильных профессионалов. Программа по направлению Мастер государственного управления предназначена для подготовки управленческих кадров высшего уровня.
Первым подразделением, предложившим слушателям обучение по программе Master of Public Administration стал Центр программ МРА Института государственной службы РАНХиГС. Образовательное направление направлено на выработку навыков по взаимодействию государства и общества, обобщение и систематизацию полученных знаний. После окончания обучения слушатели получают сертификат, соответствующий стандартам Association of MBAs.
Чему студенты научатся в результате учебы:
Если у Вас недостаточно времени для разработки Research Proposal
MBA под ключ
MBA (Master of Business Administration) — это образовательная программа для владельцев бизнеса
от 10000 р
Разработка RESEARCH PROPOSAL MBA
Research Proposal MBA — это предложение на проведение аттестационного
Решение кейсов
Кейс MBA — это описание производственной деятельности компании, затрагивающая ее менеджмент, оргструктуру
Подготовка презентаций MBA
Для защиты дипломной работы MBA в бизнес-школе нужно подготовить презентацию.
Написание диплома МБА
Для таких учебных работ по MBA, как разработка Research Proposal, эссе и тесты
Выбор темы и составление плана
Подберем для Вас тему для диплома и составим подробный план
- формулировать цели и задачи в соответствии с проблемами и тенденциями;
- использовать инновационные подходы, находить рациональные инициативы, владеть методами и технологиями экспериментов;
- разрабатывать проекты для введения локальных нормативных актов;
- создавать эффективную систему поручений, программ развития и контролировать их реализацию;
- самосовершенствоваться в своей сфере деятельности;
- создавать в компании атмосферу сотрудничества.
Цель образовательной программы для государственных и муниципальных слушателей – многоуровневая переподготовка в соответствии с требованиями профильного ВУЗа. В результате прохождения курса учащиеся получают умения и навыки, необходимые для занятия управляющих должностей. Специалисты обретают важные компетенции для работы в среднем и высшем звене управленцев. Благодаря тщательной проработке различных кейсов, студенты получают профессиональные навыки для плодотворной трудовой деятельности.
Курс Master of Public Administration рекомендован владельцам и руководителям ведущих подразделений бизнеса и работникам некоммерческих организаций, а также сотрудникам общественных объединений. На занятиях слушатели смогут овладеть новой специальностью, получить знания и навыки, проработать важнейшие компетенции и разобраться в порядке взаимодействия между государственными органами и бизнесом.
Порядок зачисления и обучения
Модульная форма взаимодействия между обучающимися и преподавателями требует посещения занятий на протяжении 19-ти месяцев. Учеба на очно-заочном курсе занимает 24 месяца. Чтобы поступить на курс, понадобится подтвердить наличие высшего образования и стаж государственной либо муниципальной службы (от двух лет). Необходимо заполнить заявление на имя ректора, написать мотивационное эссе и записаться на персональное собеседование.
Источник: topmba.ru