Что такое мозжечковая стимуляция, кому она показана и в чем ее суть?
Мозжечок – это часть мозга человека, которая участвует во всех видах психической деятельности человека, двигательной и интеллектуальной, неоптимальная работа мозжечка может повлиять на разные сферы жизни человека отрицательно. Мозжечковая стимуляция в детском возрасте позволит избежать осложнений во взрослой жизни, повысить ее качество.
Мозжечковая стимуляция для детей – это немедицинское вмешательство, а комплекс упражнений на специальном оборудовании Balametrics, который позволяет улучшать функционирование головного мозга, и как следствие, развитие и совершенствование высших психических функций.
Важность мозжечковой стимуляции для детей
Почему именно мозжечок надо стимулировать? Довольно долгое время ученые были уверены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, недавние исследования привели их к выводу, что мозжечок – ключ и к интеллектуальному, речевому и даже эмоциональному развитию ребенка.
Программа мозжечковой стимуляции
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это просто особенность ребенка, а не неврологические проблемы, но эта «особенность» является признаком нарушений в работе ствола мозга и мозжечка. Они чаще всего диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, нарушениями поведения и внимания, СДВГ и др. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга, именно поэтому так важно его развивать и стимулировать. Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку и ходим на фитнес. Чтобы обеспечить мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку, зарядка для мозга – мозжечковая стимуляция.
Программа Learning Breakthrough и оборудование Balametrics были созданы в США в 60-ых годах доктором Фрэнком Бильгоу. Тогда он работал учителем в школе и заметил, что дети, которые на переменах тренируют свое равновесие, координацию движений и зрительно-моторную координацию в играх, более успешны в учебе. Этот факт подтолкнул его к разработке системы развития мозжечка, как средства повышения успеваемости детей в школе. Он разработал специальный снаряд – балансировочную доску и придумал целую серию упражнений на ней.
В ходе занятий повышается пластичность головного мозга, появляется возможность улучшить функциональность его базовых структур, как следствие повышается успеваемость ребенка, совершенствуются навыки социальной адаптации, стабилизируется психоэмоциональное состояние. Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом) и является прекрасным дополнением к ним.
Вы можете записаться к нашим врачам в наш Центр Неврологии и Педиатрии на Коломенской по телефонам, представленным на сайте, либо через форму обратной связи.
Источник: detmed.ru
Гимнастика для мозжечка: что нужно детям
О «гимнастике для мозга», развивающих упражнениях для улучшения навыков мышления, памяти, скорости реакции знают все. Но есть и упражнения для тела, благодаря которым дети начинают лучше мыслить, разговаривать, учиться и развиваться не только физически. MedAboutMe рассказывает о методе стимуляции мозжечка, рекомендованном как для обычных, так и для особых детей с различными нарушениями развития.
Когнитивная усталость на фоне информационной перегрузки и стресса: как с ней бороться?
Как собраться с мыслями и улучшить внимание и память: советы экспертов.
Древние части мозга и роль мозжечка
Еще не так давно считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы и можем показывать сценки, как «идет бычок, шатается». Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребёнка.
Мозжечок состоит из двух основных частей — древняя называется «червем» из-за внешней схожести, и подобная структура есть у всех высших млекопитающих. Этот небольшой «червячок» отвечает за регулировку эмоционального ответа, концентрацию внимания и помогает нам координировать движения и сохранять равновесие тела.
Новые части мозжечка, два небольших полушария, появились у человека в ходе эволюции, когда базовых эмоций и путей обработки знаний стало не хватать, а еще у человека разумного начала появляться речь. Они связаны с лобными долями, причем не только получая от них сигналы, но и отправляя их. А еще именно в этих мини-полушариях находится более половины всех нервных клеток мозга, если сравнивать с другими подструктурами, и именно мозжечок — самая быстрая часть мозга, скорость реакций в нем удивительна. А стимулировать эти полушария можно через воздействие на «червячка», заданиями на различные сочетания физических и умственных упражнений.
Хочешь быть умным? Стимулируй мозжечок!
Сам мозжечок привлек внимание ученых довольно поздно. Определив, что эта часть мозга отвечает за координацию и баланс, исследователи утратили к ней интерес: в головном мозге множество еще не вполне изученных структур. И, как оказалось, зря.
В середине XX века доктор Фрэнк Бильгоу начал свои наблюдения за развитием детей. Во времена преподавания в школе он отметил прямое соответствие между тем, какие игры предпочитали его ученики на переменах, и их успехами в классе.
В 1960-х годах доктор Ф. Бильгоу опубликовал результаты наблюдений. Ученики, предпочитавшие игры, где надо было уметь балансировать на досках, координировать движения и задействовать навыки зрительно-моторной координации, лучше успевали в учебе.
Наблюдениями доктор не ограничился: в течение нескольких лет он стимулировал развитие детей при помощи специально разработанных упражнений и изучал, как такая «мозговая физкультура» сказывается на их навыках чтения. По результатам долголетних исследований Бильгоу создал специальное оборудование — доску для балансировки, довольно простые дополнения к ней и программу, названную позже «Прорыв в обучении», “Learning Breakthrough”.
В течение более чем 30 лет после открытия Френка Бильгоу ученые и врачи США наблюдали и исследовали воздействие упражнений из программы доктора на детей. Эффективность их доказана однозначно, а подтверждение наблюдениям доктора пришло и с другой стороны. В последние десятилетия все больше исследований подтверждают, что большинство детей с нарушениями развития речи и проблемами в поведении имеют также нарушения функций мозжечка.
Кому нужна гимнастика для мозжечка?
Самый простой ответ на этот вопрос — всем. Каждый ребёнок получает свою часть упражнений, еще находясь внутри матери. Мозг плода тренируется распознавать положение тела, координировать движения на самых простых «заданиях», для начала — довести ручку до рта.
Позже при рождении малыши получают богатую стимулами среду развития: можно двигать руками, ногами, учиться держать голову, переворачиваться, сидеть и не падать. Лучшая тренировка в это время — давать ребёнку возможность самостоятельного движения, не пеленая его во время активности. А еще первый «специальный снаряд» для тренировки мозжечка — это колыбелька или родительские руки. При качании, изменении положения тела начинается активная стимуляция базальных ганглий, и это очень важно для развития мозга.
Как определить, нужны ли мозжечку дополнительные занятия? Нейропсихологи выделяют несколько признаков, которые свидетельствуют о недостаточной функции мозжечка:
- позднее начало самостоятельной ходьбы, пропуск стадии ползания;
- позднее начало речи;
- высокая возбудимость, утомляемость ребёнка, сложности с самоконтролем;
- отвлекаемость, трудности с концентрацией;
- плохая память;
- пониженная успеваемость в школе;
- нарушения в поведении, изменчивость настроения, импульсивность;
- нарушения координации движений (неуклюжесть, неловкость, сложности в активных играх), отставание в моторном развитии.
Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.
Специалисты говорят, что детей с отставанием в развитии речи, нарушениями функций вестибулярного аппарата сегодня выявляется все больше. Эти проблемы вполне решаемы, если вовремя отметить отставание и начать коррекцию. Мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т. д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
Балансировка с Баламетриксом: упражнения и материалы
Баламетрикс (Balametrix) — такое название носит основное оборудование для гимнастики, изобретенное еще доктором Бильгоу. Это балансировочная доска с разметкой и регулируемым уровнем наклона. В набор для лечебной физкультуры по Бильгоу входят также мячики, мешочки с разной массой, плашка, мишень и т. д. Все оборудование — вполне доступное и не требует электронных компонентов или огромных финансовых вложений.
Как проходят занятия? Ребёнок встает на Баламетрикс, балансировочную доску, и следует заданиям. Например, школьник пытается ловить и кидать мячик, называя буквы алфавита или имена, дети помладше (программа доступна с 4 лет) могут начинать с простейших упражнений: поворотов туловища, перекидывания мешочка с крупой из одной руки в другую, наклонов, движений руками. Все это — пытаясь устоять на доске, которая чутко реагирует на любое изменение положения тела, и это важно.
Игровая физкультура, полезная для развития ребёнка во всех направлениях, может выглядеть так. Ребёнок стоит на балансировочной доске и при этом:
- ловит и кидает взрослому мешочки, набитые крупой (3 мешочка с разным весом);
- подкидывает вверх и ловит мешочек двумя и одной рукой;
- отбивает подвешенный мячик то одной, то двумя руками;
- кидает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу;
- отбивает мячик на резинке от наклонной доски;
- отбивает мячик ракеткой;
- залезает и слезает на доску с разных сторон;
- садится «по-турецки» на доску с пола или из положения стоя на доске;
- имитирует плавательные, вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди;
- нагибается, дотягивается руками до пола и т. д.
В различных центрах программа может дополняться интерактивными досками, выполнениями упражнений в специальных очках, переворачивающих картинку вверх ногами, занятиями на фитболе и других снарядах. Хорошо, если хотя бы базовую программу с ребёнком будет проводить инструктор: он выявит мишени коррекционного воздействия, подберет правильный комплекс упражнений, оценит, с какого уровня сложности (и наклона доски) можно начинать, проследит за соблюдением безопасности занятий.
Вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребёнку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми, арифметическими заданиями.
Тем взрослым, кто считает это несерьезным занятием, мы настойчиво советуем попробовать сделать что-то из списка самостоятельно. Ну а тем, кто не хочет ждать до 4-х лет и желает развивать ребёнка раньше, стоит обратить внимание на различные доступнейшие снаряды, улучшающие координацию движений ребёнка: качели, фитболы, бордюры во дворе, по которым можно ходить, лошадки-качалки дома и на детских площадках, беговелы, батуты и прыжки на кровати. Все это можно превратить в полезнейшее оборудование для развития мозжечка даже у самых-самых маленьких.
Источник: medaboutme.ru
Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу
Мозжечок – самый быстродействующий в мозге механизм, ведь в нем содержится 50% всех нейронов мозга. Именно поэтому он так быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других отделов мозга, и задает темп работы мозга в целом.
Мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и за регуляцию эмоций и внимания, а также за развитие умственных способностей.
Записаться на приём
Методика представлена в филиалах:
Мозжечковая стимуляция – что это?
Мозжечок – самый быстродействующий в мозге механизм, ведь в нем содержится 50% всех нейронов мозга. Именно поэтому он так быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других отделов мозга, и задает темп работы мозга в целом. Мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и за регуляцию эмоций и внимания, а также за развитие умственных способностей.
В результате более чем 30-летних исследований и наблюдений группа американских ученых под руководством Френка Бильгоу разработала уникальную программу мозжечковой стимуляции. Программа мозжечковой стимуляции активно используется специалистами НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго». Сколько стоит Мозжечковая стимуляция – это набор лечебно-профилактических и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка.
Показания
Важно!
Мозжечковая стимуляция нацелена на ускорение развития речи, улучшение концентрации внимания, нормализацию поведения и, как следствие, на решение проблем с успеваемостью в школе. Мозжечковая стимуляция помогает улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, стимулировать развитие памяти. Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога.
Метод мозжечковой стимуляции рекомендован пациентам со следующими проблемами:
- аутизм и расстройства аутистического спектра;
- синдром Аспергера;
- алалия;
- синдром дефицита внимания;
- снижение памяти;
- проблемы обучения;
- гиперактивность, повышенная возбудимость;
- поведенческие расстройства;
- задержка речевого развития;
- задержка психического развития;
- дисграфия;
- дислексия;
- диспраксия;
- центральное нарушение слухового анализа;
- расстройство сенсорной обработки;
- нарушение походки;
- нарушение осанки;
- нарушение моторики;
- нарушение работы вестибулярного аппарата;
- нарушение координации движений.
Как проводятся занятия на балансирующей доске в Центре «Дети Индиго»?
В основе программы мозжечковой стимуляции, которую определяют как «прорыв в обучении», лежит система тренировок на особом тренажере – балансировочной доске для мозжечковой стимуляции Бильгоу. Занятия напоминают лечебную физкультуру: стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, например, обмениваясь с инструктором мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т. п. Задать вопрос
Задания эти направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.
Важно!
Индивидуально подобранные увлекательные и познавательные задания очень нравятся детям любого возраста. Они с удовольствием посещают занятия на балансирующей доске Бильгоу.
Занятия можно начинать в возрасте 3-4 лет, продолжительность занятий 30 минут.
Какие результаты дают тренировки на балансировочной доске Бильгоу?
В результате тренировок развивается навык балансирования, приходит осознание схемы собственного тела, повышается концентрация внимания, развивается общая моторика. Занятия помогают развитию речевых навыков и математических способностей; как следствие. у пациентов улучшается успеваемость, память, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье. Стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.
Источник: deti-indigo74.ru
Программа мозжечковой стимуляции
Программа мозжечковой стимуляции (Learning Breakthrough Program) — это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.
В основу программы легли многолетние исследования доктора педагогических наук Френка Белгау. Будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными академическими трудностями (в частности — с проблемами в чтении), он обратил внимание, что дети, играющие на переменках с балансом и координацией — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе.
Преимущества метода Ф. Белгау
В программе мозжечковой стимуляции используется системный подход к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в письме, чтении, счете. Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.
Метод Ф. Белгау эффективен в работе с детьми от 4 лет и старше. Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске Белгау (Баламетрикс). Занятия проходят в игровой форме и чем-то напоминают лечебную физкультуру, только интересней и не вызывают у детей негативных эмоций или страха неуспеха.
Программа мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, способствует нормализации работы и развитию мозга и имеет мало противопоказаний.
В программе представлены оригинальные и разнообразные упражнения, которые различаются по уровню сложности и направленности, т.е. происходит поэтапное формирование и развитие различных навыков индивидуально в каждом случае.
Доказано, что мозжечковая стимуляция повышает эффективность других коррекционных занятий с дефектологом, логопедом или психологом. По словам самого Белгау, всего после 15 минут занятий, вы сможете наблюдать более грамотное и четкое письмо, большую собранность, улучшение памяти и счета.
Результаты долгосрочного применения метода позволили программе называться передовой в работе с целым спектром проблем в обучении.
Когда полезна программа мозжечковой стимуляции?
Если Вы замечаете у ребенка следующие особенности:
- поздно начал ходить или говорить, пропустил в развитии стадию ползания;
- быстро возбуждается и утомляется, присутствуют трудности самоконтроля;
- часто отвлекается на посторонние раздражители, ему сложно концентрироваться;
- у него плохая память и трудности внимания;
- поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность;
- сниженная школьная успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
- отставание в развитии моторики, моторная неловкость;
- нарушение координации (неуклюжесть, раскоординированность).
Программа мозжечковой стимуляции эффективна при следующих диагнозах:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- минимальная мозговая дисфункция (ММД);
- задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
- задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
- дислексия и дизграфия;
- аутизм и расстройства аутистического спектра;
- синдром Аспергера;
- логоневроз (заикание).
Какие результаты можно получить, занимаясь по программе Ф. Белгау?
- улучшение концентрации и внимания;
- повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
- улучшение зрительно-моторной координации;
- развитие пространственного восприятия и воображения;
- развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
- развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
- развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
- оптимизация навыков механического чтения;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие математических и логических способностей;
- развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы;
- нормализации поведения;
- личностные изменения.
Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога, нейропсихолога. Занятия на балансировочной доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии.
Как проходят занятия?
Для занятий по программе мозжечковой стимуляции используется балансировочная доска, мешочки с различными наполнителями, мяч-маятник, планка с цветными секторами, доска обратной связи и стенд с целями, разработанные доктором Ф. Белгау.
Занятия чем-то напоминают лечебную физкультуру — ребенок, стоя на балансировочной доске, выполняет различные упражнения (например, повороты туловища вправо-влево, перекидывание руками мешочка, отбивание мяч-маятника руками, планкой с цветными секторами, попасть мячиком в доску обратной связи и другие).
Перед началом курса занятий обязательно проводится консультация специалиста, на которой определяются мишени коррекционного воздействия и особенности ребенка (возраст, возможности, личностные характеристики и т.п.). На основе полученных данных специалистом разрабатывает индивидуальная программа коррекции по методу Ф. Белгау.
Занятия в нашем Центре проводятся на оригинальном оборудовании (Balametrics), сертифицированными специалистами.
Длительность курса определяется специалистом на первичной консультации и может корректироваться в процессе работы в зависимости от динамики (минимальный курс занятий — 15 встреч). Интенсивность занятий, как правило, составляет 3 раза в неделю по 30 мин каждое.
Запись на занятия: (499) 940-07-34
Цены
Индивидуальная консультация психолога | 55 мин | 4 000 ₽ |
Индивидуальная консультация психолога к.п.н. | 55 мин | 5 000 ₽ |
Разовое занятие по мозжечковой стимуляции | 30–40 мин | 2 000 ₽ |
Абонемент на мозжечковую стимуляцию 15 занятий |
15 занятий | 25 500 ₽ |
Источник: medalvian.ru
Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции.
Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях: РАС (расстройства аутистического спектра), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ЗПР (задержки психического развития), CДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность), а также при дислексиях (нарушениях чтения), дисграфиях (нарушения письма), нарушениях почерка, речевых нарушениях (непроговаривание слов, перестановка слогов, заикание, дизартрии), нарушениях координации движений и баланса.
Мозжечок – это отдел мозга, который отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Он обрабатывает входящие сенсорные сигналы, поступающие от спинного мозга и исходящие сигналы от двигательных центров коры больших полушарий. Таким образом, мозжечок координирует наши движения. Если у детей наблюдается неловкость, неточность движений, двигательная расторможенность, а также плохой почерк, то это говорит о том, что данная система работает неправильно и ее нужно корректировать.
Мозжечок принимает непосредственное участие в формировании и автоматизации двигательных навыков, в том числе произносительной речи, письма, слежения глазами за текстом и чтения вслух, поэтому нарушения в работе мозжечка напрямую влияют на способности ребенка к обучению.
Нарушенный тонус мышц у детей также указывает на неправильную работу мозжечка и связанного с ним ствола мозга, что ведет к развитию сколиозов и утомляемости при обучении (особенно ярко это проявляется в зевании и усталости, вялости даже при небольших дозах обучающей информации). При неправильном тонусе напрягаются (ослабляются) мышцы икр, голени, взъема, шеи, мышц спины – отсюда различные искривления, которые также ведут в свою очередь к еще большему ухудшению работы системы кровообращения и питания мозга и, соответственно, к ухудшению работы центральной нервной системы.
Также мозжечок связан с ретикулярной формацией головного мозга, отвечающей за регулирование процессов сна и бодрствования, неправильная работа которой влияет на ослабление осознанности и внимания при получении и усвоении информации. Гиперактивным детям, с нарушениями внимания, просто необходимо двигаться, именно так естественным путем они восстанавливают и закрепляют нарушенные нейронные связи и заставляют ретикулярную формацию активизироваться, чтобы пребывать в осознанном состоянии, иначе процесс запоминания и внимания невозможен.
Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, активизация которого приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности. Если вестибулярная система работает слабо, то ребенок плохо включается в обучение, пассивен к обучающей деятельности.
Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.
Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются:
-крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка)
-мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами , устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки)
-улучшаются функции сенсорной интеграции
-улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность речи)
-повышается концентрация внимания
— улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения
-повышается скорость мышления
Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство — балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске.
Кому полезна мозжечковая стимуляция:
-для детей с РАС (расстройство аутистического спектра)
-при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность)
-при нарушениях внимания (слабая концентрация и удержание внимания)
-при дисграфии (нарушения письменной речи), дислексии (нарушения чтения)
-при нарушениях координации движений и моторной неловкости
-при нарушениях почерка
-при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости;
-при речевых расстройствах (логоневрозы, непроговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии)
Как проходят занятия:
На занятиях ребенок выполняет различные упражнения, стоя на специальной балансировочной доске (аналог доски Баламетрикс и комплекс упражнений из программы мозжечковой стимуляции доктора Френка Бельгоу — автора метода мозжечковой стимуляции, которая названа «Прорыв в обучении»).
Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). В занятия включены упражнения из зарубежной системы Bal-A-Vis-X– «балансировочно-аудиально-визуальные упражнения», которые развивают зрительное слежение, улучшают слуховое восприятие, развивают чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы, а также развивают концентрацию внимания, самоконтроль, умение владеть собственным телом.
Упражнения подбираются в зависимости от особенностей и возможностей ребенка. Занятие длится 30 минут.
При таком тренинге на балансире, у детей задействуются одновременно несколько систем:
Мозг при этом соединяет сигналы всех систем и постепенно формирует схему тела – информацию о том, какие части тела есть у организма и чем они заняты, что при регулярных занятиях дает ему возможность автоматически обрабатывать большое количество информации, идущее от разных систем организма. Такая автоматизированная обработка информации позволяет мозгу тратить усилия на другие важные дела: на высшую психическую деятельность (мышление, память, произвольное внимание, на занятия познавательной деятельностью и обучением). Также формирование более полных представлений о собственном теле повышает двигательный потенциал ребенка и его манипулирование с другими предметами, повышается ловкость и точность движений, улучшаются речевые и графомоторные навыки.
Упражнения, где ребенок манипулирует различными предметами, построены так, что ребенок пересекает срединную линию тела, что развивает у него больше межполушарных связей и улучшает прием и переработку информации, таким образом работа обеих полушарий мозга становится согласованней и эффективней, а значит повышается успешность ребенка в различных видах деятельности.
Занятия направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, на развитие зрительно-моторной координации, на стабилизацию процессов сенсорной интеграции, на улучшение и совершенствование движений, вот почему так полезны занятия мозжечковой стимуляции для детей с расстройствами аутистического спектра и задержками психического развития.
Улучшение связей между мозжечком, ретикулярной формацией и вестибулярным аппаратом ведет к согласованной и правильной их работе, что необходимо для детей с гиперактивностью и нарушениями внимания.
Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обусловливает различные трудности у детей. Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий с психологами, логопедами, дефектологами.
Метод противопоказан или применяется с осторожностью при эпилепсии (необходима консультация лечащего невролога).
Источник: www.b17.ru