Программа мозаика краткое описание

Андрианова, О. П. Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика» / О. П. Андрианова, Г. Н. Васильчикова, Е. А. Плетникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 582-585. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27818/ (дата обращения: 10.07.2023).

Мозаику называют вечной живописью — и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия — еще художники Древнего Востока выкладывали узоры из керамических плиток. В античную эпоху мозаика прошла путь от несложных орнаментов до больших красочных композиций.

Широко известны замечательные мозаики Рима первых веков нашей эры, средневековой Византии. А много позже русскую мозаику возродил М. В. Ломоносов.

Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможностей самовыражения люди просто не смогут жить. Творчество — это свобода, это возможность быть личностью.

Творческий отчет программа Мозаика

В ходе изучения курса у детей формируется эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Выявляются и развиваются творческие способности у детей. Они знакомятся с народными обычаями, с произведениями искусства, развивается наблюдательность — необходимое условие понимания красивого в природе, искусстве. [1, с. 28]

Занятия художественной мозаикой из цветной бумаги дают возможность интересно и с пользой заполнить досуг детей. Выполнение работ не требует особых материальных затрат и оборудования, Из обычных кусочков цветной бумаги можно научиться выполнять мозаичные изображения, украшая ими различные предметы быта, создавать мозаичное панно.

 позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

 дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;

 формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу выполнения мозаики (ребенок успокаивается от ритма наклеивания кусочков бумаги, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы).

Одна из основных задач программы — изучение, возрождение мозаичного искусства, создание необходимых условий для проявления творческих способностей детей. [3, с. 84]

Выполнение мозаичных работ приносит большую пользу детям: развивает у них глазомер, мелкую моторику рук, вырабатывает усидчивость, трудолюбие.

Цели художественно-творческого развития и воспитания школьников: создание условий для формирования интереса детей к культуре своего народа, к ее древним корням, воспитание на ее традициях гражданина и патриота своей Родины.

Задачи художественно-творческого развития и воспитания школьников:

 формирование представлений о развитии мировоззрения наших предков;

 расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру народов России в процессе изучения;

 развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;

 воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.

Структура программы: программа по мозаичному мастерству «Мозаика» рассчитана на детей начальных классов. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы группируются вокруг единой темы. В неделю планируется проводить одно занятие по 30 минут.

Содержание программы: знакомство детей с новым видом художественного труда (мозаикой) способствует интеллектуальному развитию ребенка, формированию его эстетического вкуса, будит фантазию и творческое воображение.

Данная программа помогает в обучении детей младшего школьного возраста простейшей технике мозаичных работ, основным способам наклеивания бумаги. Освоив эти способы, дети получат возможность творчески применять их и придумывать свои панно.

Занятия по наклеиванию мозаики являются отличным упражнением для развития ассоциативного, логического и творческого мышления, требуют большой сноровки и точности изготовления эскиза и знания техники выполнения работы. Для работы приготавливают цветную бумагу прямоугольной формы (очень мелко нарезанную). На качество панно влияет тщательность, точность и аккуратность наклеивания «пазлов». Необходимо научить школьников приемам наклеивания бумаги.

Программа по мозаичному мастерству — это интегрированный курс.

Цель интегрированных занятий — посредством понимания детьми окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры способствовать решению проблемы целостного развития личности.

Содержание программы строится в соответствии с годовым циклом, так как единым стержнем является народный земледельческий календарь. Народный праздник определяет тематику занятий, т. е. в основе их лежит создание художественного образа, связанного с традиционной народной культурой. Общая тема всего курса «Вслед за солнышком идем». В процессе занятий дети познают обычаи, обряды традиционной народной культуры, что в сою очередь способствует воспитанию духовно-нравственных качеств ребенка. [2, с. 93]

Дети приобретают практические навыки выразительного использования художественных материалов, появляется чувство цвета, композиции, умение видеть пространство, согласовывать между собой детали для объединения их в творческой работе.

Читайте также:
Как подобрать компьютер для графических программ

Прогнозируемый результат реализации программы:

Занятия по программе «Мозаика» направлены на формирование в детях следующих качеств:

 эстетичности;

 самостоятельности при выполнении работы;

 аккуратности;

 инициативности в художественном творчестве;

 эстетическую отзывчивость на красоту природы;

 объективность в анализе своих и других работ.

Характеристика деятельности учащихся:

 исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) разнообразные выразительные средствах (композиция, форма, цвет), приемы используемые в художественно-образовательном процессе;

 отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

 соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

 осуществлять практические задачи по достижению результатов в ходе обучения; — выполнять композиции, добиваясь художественной выразительности образа;

 проявлять творчество и фантазию в создании художественных образов на основе образов зрительной памяти;

 искать решение изобразительно-конструктивных задач;

 видеть и оценивать связь творческой работы с практическим назначением.

Тема года «Вслед за солнышком идём»

1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий

Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж; но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.

Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».

Отображение в своих работах «золотой» осени.

2-йтематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий

Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж, но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.

Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».

Отображение в своих работах «золотой» осени.

3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий

Детальное знакомство с образом весны.

Прилетает первая весенняя птица — грач. В народе говорят: «Грач на горе — весна на дворе».

Отображение в своих работах весенней природы.

1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий (сентябрь, октябрь, ноябрь)

№зан

Тема занятия

Кол-во час

Знакомство с техникой выполнения мозаики

Выбор темы для работы: «Золотая осень», рассмотрение

репродукции, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

2-й тематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий (декабрь, январь, февраль)

№зан

Тема занятия

Кол-во час

Выбор темы для работы: «Зимушка-зима», рассматривание репродукций, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий (март, апрель, май)

№зан

Тема занятия

Кол-во час

Выбор темы для работы: «Весна-красна», рассматривание репродукций, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

  1. А. С. Меликсетян «Юному любителю мозаики». Москва «Просвещение», 1979. —158 с.
  2. Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. «Коллекция идей», Линка-Пресс, Москва 2004 г. — 188 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. П76 Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, работа, час, детальное знакомство, оформление работы, практическая работа, прорисовывание деталей, ребенок, составление мозаики, составление эскиза, цветная бумага.

Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных.

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях

Направлено на выявление умений выкладывать готовые изображения с помощью мозаики, магнитной доски, бархатной бумаги,фланелеграфа.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство.

Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накопления ребенком практического двигательного

После такой работы обязательно проводится пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки.

В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Основная форма работы — практическая деятельность детей.

Составление выставки «Волшебная иголочка». Подведение итогов работы кружка.

Образцы вышивок, иллюстрации, выставка работ. 2. Знакомство с инструментами, беседа по технике безопасности.

Формирование графических умений и навыков в рисовании.

По данным направлениям формирующей работы были подобраны занятия, которые способствовали

Декоративное рисование в полосе геометрического узора по образцу, декоративный рисунок в круге по образцу, составление праздничного узора к 8 Марта.

Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные.

Практически, все работы моих детей имеют применимость в детской игре. Например, созданные поделки в техники «оригами», ребята охотно используют в играх, инсценировках, в оформлении уголков группы.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего.

В своей работе мы используем различные упражнения и задания. Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей

Раскрашивают дети цветными карандашами, т. к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге.

Читайте также:
Название Спортивных программ для молодежи

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета).

‒ составление перспективно-тематического плана воспитатель но-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию знакомства детей с цветом

Работа проводилась поэтапно.

Дополнительная образовательная программа «Начальное. »

Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Практическая работа: Зарисовка схем предложенных изделий.

Знакомство с новой техникой работы с бумагой, понятием «торцовка».

Источник: moluch.ru

Анализ ПООП ДО Мозаика
методическая разработка на тему

Обзор ПООП ДО «Мозаика». В презентации представлена информация о разработчиках программы, пилотных площадках для проведения апробации, её цели и задачи, возрастной диапазон воспитанников, а также особенности данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлmozaika_analiz_programmy.pptx 1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обзор программы « МОЗАИКА» Воспитатель : Норская Надежда Николаевна Рыбинск 2015

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» Разработчик программы «Мозаика»: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО ). Авторы-составители: Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья Валентиновна, Кильдышева Ирина Африковна Рецензенты : Т.В. Волосовец – к.п.н ., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; В.И. Загвязинский – д.п.н , профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Н.Г. Милованова – д.п.н ., профессор кафедры андрагогики ТОГИРРО; С.Н. Фокеева – к.п.н ., доцент, заслуженный учитель РФ.

Апробация и внедрение Программы «Мозаика» Программа «Мозаика» прошла апробацию в 2011—2012 гг. в семи ДОО – пилотных площадках Тюменской области. Этапы апробации 1. Установочно-аналитический этап 2. Преобразовательно -технологический этап 3 . Заключительный этап В результате апробации и внедрения Программы получены результаты: Для ДОО Для воспитанников ДОО Для педагогов Для родителей

Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет . целью Программы «Мозаика» является : расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач : обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства; развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализация вариативных образовательных программ; соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических­ условий : личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми; разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте; разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом; возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» В приложении к программе представлены: — примерное комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, — список изданий ПМК « Мозаичный ПАРК » для педагогов и детей, — перечень оборудования, — глоссарий.

Особенности программы «МОЗАИКА» Отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка) Гибкий режим , позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта

Составляющие модели образовательного процесса: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями Организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) психолого-педагогического сопровождения Максимальная минимизация «бумажного» планирования ( высвобождение времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями) Возможность организовать инклюзивное образование детей с ОВЗ Особенности программы «МОЗАИКА»

неделя — временной период планирования формулировка последовательных обучающих и развивающих задач, (специфических) на этот период, решение которых предполагается в совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми подбор оптимальных форм взаимодействия и способов деятельности с детьми определение основных понятий для усвоения детьми корректировка (пополнение) предметно – развивающей среды коррекция развития (индивидуально или для всей группы) Алгоритм последовательного планирования

ПРОГРАММА «МОЗАИКА» Образовательная деятельность строится в соответствии с: комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира; принципом интеграции (образовательные задачи интегрируются и способствуют созданию целостного образовательного процесса). Комплексно-тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы.

Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например: сентябрь – «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ». Тема месяца определяет темы недели. Например: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛИСТЬЯ», «ТУЧКИ И ДОЖДИК» и т.д.

Комплексно-тематическое планирование – конкретное, вариативное, интегрирующее. Тема недели в каждый последующий год расширяется, углубляется, обобщается. Например, тема «Я И МОЯ СЕМЬЯ»: младшая группа – «МАМА И ПАПА»; средняя группа – «БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»; старшая группа – «ДЕТИ В СЕМЬЕ»; подготовительная к школе группа – «РОДСТВЕННИКИ». ПРОГРАММА «МОЗАИКА»

В комплексно-тематическом планировании для каждой недели ( тематического модуля ): 1) приведен примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности; 2) перечислены игры, книги, развивающие тетради, изданные в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» , которые решают образовательные задачи данной недели. Воспитатель самостоятельно определяет виды образовательной деятельности и издания ПМК ДО «Мозаичный ПАРК». ПРОГРАММА «МОЗАИКА»

Доброжелательное уважительное отношение всех со всеми. Конструктивный диалог с родителями (квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций). Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов). Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными Создание эмоционально комфортной образовательной среды

Читайте также:
Программа экологической эффективности кто должен разрабатывать

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» «МОЗАИКА» ─ это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. «МОЗАИКА» создаёт образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество. «МОЗАИКА» предлагает педагогам широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка.

Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика» Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие : 1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. 2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. 4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. 5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность организации дошкольного образования. Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно- деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мозаичный ПАРК» создаёт полноценную информационно-образовательную среду для реализации программы «Мозаика» и включает: пособия оборудование Игры, книги, развивающие тетради

Источник: nsportal.ru

Семинар-практикум «Образовательная программа «Мозаика»: отличительные особенности, преимущества».

В семинаре приняли участие методисты ГИМЦ г. Тюмени,заместители заведующих и старшие воспитатели детских садов города Тюмени (76 человек из 57 детских садов г. Тюмени (91 % от всех ДОУ).

В фойе дошкольного учреждения оптово-розничной компанией «Союз» ООО «ТД Светоч» была организована выставка методических пособий программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

В ходе установочной части семинара Гребенкина Наталья Валентиновна, заведующий сектором дошкольного образования Департамента образования и науки Тюменской области, к.п.н., осветила основные принципы и правила организации образовательного процесса по ОПДО «Мозаика», её преимущества и особенности.

Практикум тренинг «Организация образовательного процесса: планирование, формы организации детей, система взаимодействия с родителями» провели Белькович Виктория Юрьевна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.п.н. и Кильдышева Ирина Африковна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ТОГИРРО.

В малых группах участникам представилась возможность потренироваться в проектировании вариантов моделей планирования образовательного процесса в детском саду.

Мальчик Любовь Анатольевна, заместитель заведующего МАДОУ детский сад №183 поделилась опытом реализации ОПДО «Мозаика» — представила фотографии, видеозаписи образовательной деятельности с детьми и мнение родителей.

Семинар закончился обсуждением преимуществ ОПДО «Мозаика», особенностями планирования, результативности программы.

Свои мнения о программе пожелали оставить 34 участницы (45 % от участников семинара), что позволило создать своеобразный рейтинг преимуществ программы«Мозаика» …и рейтинг основных трудностей, которые, по мнению участниц, могут помешать реализации программы >>>

Участники выделили такие преимущества данной программы:

в программе прописана (отдельным разделом) организация адаптационного периода;

несёт новый взгляд на процесс образования и развития детей;качество образования ребёнка ставится на 1-ое место;

хорошо представлен региональный компонент, возможность при выборе содержания образования учитывать интересы детей;

возможность педагога гибко проектировать предметно-развивающую среду;

событийный характер программы;

разнообразие интересных форм организации детей;

в проектировании предметно-пространственной среды участвуют дети;

приближенность к реальной жизни;

предусмотрено создание для ребёнка ситуации выбора;

удобная модель планирования;

хорошо прописан механизм взаимодействия с родителями по «усилению образовательного эффекта»;

большие возможности для проявления творчества педагога;

облегчен труд педагога в части написания планов;

задачная форма организации образовательного процесса;

отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей;

возможность использования разнообразных методических приёмов, педагогических технологий;

представлена модель инклюзивного образования;

наличие полного пакета оборудования, разработанность УМК.

Трудностями реализации программы были обозначены такие факторы как:

необходимость более глубокого погружения в материал;

преобладание стереотипов и желание работать по привычной схеме.

Участники семинара пожелали: чаще организовывать подобные встречи для более глубокого погружения в программу, для освоения способов построения образовательной среды, формулировки образовательных задач; погрузить воспитателей города в данную программу.

Выдержки из анкет «Спасибо! Очень познавательно», «Было интересно и глубоко», «Спасибо, всё очень чётко, интересно, лаконично», «Семинар замечательный. Всё продуманно и организованно на высшем уровне. Спасибо. Информация была полезной» и т.п.

«Уважаемая Наталья Валентиновна, позвольте выразить искреннюю благодарность за сотрудничество и плодотворную работу в рамках семинара — практикума: «Образовательная программа «Мозаика»: отличительные особенности, преимущества». Представленный на семинаре подход к организации взаимодействия с ребёнком в рамках дошкольного образования, был стимулом к рефлексии собственного опыта, стал толчком к развитию способности реализовывать эффективный и содержательный процесс образования дошкольников. И совершенно точно, что сегодня все участники семинара пришли на работу с желанием «творить», совершенствоваться на благо детей, их семей, города, страны».

Спасибо всем участникам семинара за активность и добрые слова в адрес авторского коллектива программы «Мозаика» и организаторов!

Особая благодарность Сафиной Алле Викторовне – заведующему детского сада № 183 г. Тюмени за предоставленные условия и слаженную работу коллектива!

Источник: tmndetsady.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru