Андрианова, О. П. Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика» / О. П. Андрианова, Г. Н. Васильчикова, Е. А. Плетникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 582-585. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27818/ (дата обращения: 10.07.2023).
Мозаику называют вечной живописью — и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия — еще художники Древнего Востока выкладывали узоры из керамических плиток. В античную эпоху мозаика прошла путь от несложных орнаментов до больших красочных композиций.
Широко известны замечательные мозаики Рима первых веков нашей эры, средневековой Византии. А много позже русскую мозаику возродил М. В. Ломоносов.
Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможностей самовыражения люди просто не смогут жить. Творчество — это свобода, это возможность быть личностью.
Творческий отчет программа Мозаика
В ходе изучения курса у детей формируется эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Выявляются и развиваются творческие способности у детей. Они знакомятся с народными обычаями, с произведениями искусства, развивается наблюдательность — необходимое условие понимания красивого в природе, искусстве. [1, с. 28]
Занятия художественной мозаикой из цветной бумаги дают возможность интересно и с пользой заполнить досуг детей. Выполнение работ не требует особых материальных затрат и оборудования, Из обычных кусочков цветной бумаги можно научиться выполнять мозаичные изображения, украшая ими различные предметы быта, создавать мозаичное панно.
позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу выполнения мозаики (ребенок успокаивается от ритма наклеивания кусочков бумаги, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы).
Одна из основных задач программы — изучение, возрождение мозаичного искусства, создание необходимых условий для проявления творческих способностей детей. [3, с. 84]
Выполнение мозаичных работ приносит большую пользу детям: развивает у них глазомер, мелкую моторику рук, вырабатывает усидчивость, трудолюбие.
Цели художественно-творческого развития и воспитания школьников: создание условий для формирования интереса детей к культуре своего народа, к ее древним корням, воспитание на ее традициях гражданина и патриота своей Родины.
Задачи художественно-творческого развития и воспитания школьников:
формирование представлений о развитии мировоззрения наших предков;
расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру народов России в процессе изучения;
развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;
воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.
Структура программы: программа по мозаичному мастерству «Мозаика» рассчитана на детей начальных классов. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы группируются вокруг единой темы. В неделю планируется проводить одно занятие по 30 минут.
Содержание программы: знакомство детей с новым видом художественного труда (мозаикой) способствует интеллектуальному развитию ребенка, формированию его эстетического вкуса, будит фантазию и творческое воображение.
Данная программа помогает в обучении детей младшего школьного возраста простейшей технике мозаичных работ, основным способам наклеивания бумаги. Освоив эти способы, дети получат возможность творчески применять их и придумывать свои панно.
Занятия по наклеиванию мозаики являются отличным упражнением для развития ассоциативного, логического и творческого мышления, требуют большой сноровки и точности изготовления эскиза и знания техники выполнения работы. Для работы приготавливают цветную бумагу прямоугольной формы (очень мелко нарезанную). На качество панно влияет тщательность, точность и аккуратность наклеивания «пазлов». Необходимо научить школьников приемам наклеивания бумаги.
Программа по мозаичному мастерству — это интегрированный курс.
Цель интегрированных занятий — посредством понимания детьми окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры способствовать решению проблемы целостного развития личности.
Содержание программы строится в соответствии с годовым циклом, так как единым стержнем является народный земледельческий календарь. Народный праздник определяет тематику занятий, т. е. в основе их лежит создание художественного образа, связанного с традиционной народной культурой. Общая тема всего курса «Вслед за солнышком идем». В процессе занятий дети познают обычаи, обряды традиционной народной культуры, что в сою очередь способствует воспитанию духовно-нравственных качеств ребенка. [2, с. 93]
Дети приобретают практические навыки выразительного использования художественных материалов, появляется чувство цвета, композиции, умение видеть пространство, согласовывать между собой детали для объединения их в творческой работе.
Прогнозируемый результат реализации программы:
Занятия по программе «Мозаика» направлены на формирование в детях следующих качеств:
эстетичности;
самостоятельности при выполнении работы;
аккуратности;
инициативности в художественном творчестве;
эстетическую отзывчивость на красоту природы;
объективность в анализе своих и других работ.
Характеристика деятельности учащихся:
исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) разнообразные выразительные средствах (композиция, форма, цвет), приемы используемые в художественно-образовательном процессе;
отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
соблюдать приемы безопасного и рационального труда;
осуществлять практические задачи по достижению результатов в ходе обучения; — выполнять композиции, добиваясь художественной выразительности образа;
проявлять творчество и фантазию в создании художественных образов на основе образов зрительной памяти;
искать решение изобразительно-конструктивных задач;
видеть и оценивать связь творческой работы с практическим назначением.
Тема года «Вслед за солнышком идём»
1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий
Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж; но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.
Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».
Отображение в своих работах «золотой» осени.
2-йтематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий
Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж, но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.
Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».
Отображение в своих работах «золотой» осени.
3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий
Детальное знакомство с образом весны.
Прилетает первая весенняя птица — грач. В народе говорят: «Грач на горе — весна на дворе».
Отображение в своих работах весенней природы.
1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий (сентябрь, октябрь, ноябрь)
№зан
Тема занятия
Кол-во час
Знакомство с техникой выполнения мозаики
Выбор темы для работы: «Золотая осень», рассмотрение
репродукции, составление эскиза
Практическая работа (составление мозаики)
Прорисовывание деталей, оформление работы
2-й тематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий (декабрь, январь, февраль)
№зан
Тема занятия
Кол-во час
Выбор темы для работы: «Зимушка-зима», рассматривание репродукций, составление эскиза
Практическая работа (составление мозаики)
Прорисовывание деталей, оформление работы
3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий (март, апрель, май)
№зан
Тема занятия
Кол-во час
Выбор темы для работы: «Весна-красна», рассматривание репродукций, составление эскиза
Практическая работа (составление мозаики)
Прорисовывание деталей, оформление работы
- А. С. Меликсетян «Юному любителю мозаики». Москва «Просвещение», 1979. —158 с.
- Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. «Коллекция идей», Линка-Пресс, Москва 2004 г. — 188 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. П76 Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, работа, час, детальное знакомство, оформление работы, практическая работа, прорисовывание деталей, ребенок, составление мозаики, составление эскиза, цветная бумага.
Похожие статьи
Диагностическая методика по определению аппликационных.
Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях
Направлено на выявление умений выкладывать готовые изображения с помощью мозаики, магнитной доски, бархатной бумаги,фланелеграфа.
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство.
Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накопления ребенком практического двигательного
После такой работы обязательно проводится пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук.
Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей.
Изобразительная деятельность как один из способов подготовки.
В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
Правила оформления статей. Оплата и скидки.
Развитие художественного творчества детей средствами вышивки
Основная форма работы — практическая деятельность детей.
Составление выставки «Волшебная иголочка». Подведение итогов работы кружка.
Образцы вышивок, иллюстрации, выставка работ. 2. Знакомство с инструментами, беседа по технике безопасности.
Формирование графических умений и навыков в рисовании.
По данным направлениям формирующей работы были подобраны занятия, которые способствовали
Декоративное рисование в полосе геометрического узора по образцу, декоративный рисунок в круге по образцу, составление праздничного узора к 8 Марта.
Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные.
Практически, все работы моих детей имеют применимость в детской игре. Например, созданные поделки в техники «оригами», ребята охотно используют в играх, инсценировках, в оформлении уголков группы.
Формирование графомоторных навыков у детей старшего.
В своей работе мы используем различные упражнения и задания. Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей
Раскрашивают дети цветными карандашами, т. к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге.
Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета).
‒ составление перспективно-тематического плана воспитатель но-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию знакомства детей с цветом
Работа проводилась поэтапно.
Дополнительная образовательная программа «Начальное. »
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Практическая работа: Зарисовка схем предложенных изделий.
Знакомство с новой техникой работы с бумагой, понятием «торцовка».
Источник: moluch.ru
Анализ ПООП ДО Мозаика
методическая разработка на тему
Обзор ПООП ДО «Мозаика». В презентации представлена информация о разработчиках программы, пилотных площадках для проведения апробации, её цели и задачи, возрастной диапазон воспитанников, а также особенности данной программы.
Скачать:
![]() |
1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обзор программы « МОЗАИКА» Воспитатель : Норская Надежда Николаевна Рыбинск 2015
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» Разработчик программы «Мозаика»: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО ). Авторы-составители: Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья Валентиновна, Кильдышева Ирина Африковна Рецензенты : Т.В. Волосовец – к.п.н ., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; В.И. Загвязинский – д.п.н , профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Н.Г. Милованова – д.п.н ., профессор кафедры андрагогики ТОГИРРО; С.Н. Фокеева – к.п.н ., доцент, заслуженный учитель РФ.
Апробация и внедрение Программы «Мозаика» Программа «Мозаика» прошла апробацию в 2011—2012 гг. в семи ДОО – пилотных площадках Тюменской области. Этапы апробации 1. Установочно-аналитический этап 2. Преобразовательно -технологический этап 3 . Заключительный этап В результате апробации и внедрения Программы получены результаты: Для ДОО Для воспитанников ДОО Для педагогов Для родителей
Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет . целью Программы «Мозаика» является : расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач : обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства; развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализация вариативных образовательных программ; соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий : личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми; разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте; разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом; возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» В приложении к программе представлены: — примерное комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, — список изданий ПМК « Мозаичный ПАРК » для педагогов и детей, — перечень оборудования, — глоссарий.
Особенности программы «МОЗАИКА» Отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка) Гибкий режим , позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта
Составляющие модели образовательного процесса: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями Организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) психолого-педагогического сопровождения Максимальная минимизация «бумажного» планирования ( высвобождение времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями) Возможность организовать инклюзивное образование детей с ОВЗ Особенности программы «МОЗАИКА»
неделя — временной период планирования формулировка последовательных обучающих и развивающих задач, (специфических) на этот период, решение которых предполагается в совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми подбор оптимальных форм взаимодействия и способов деятельности с детьми определение основных понятий для усвоения детьми корректировка (пополнение) предметно – развивающей среды коррекция развития (индивидуально или для всей группы) Алгоритм последовательного планирования
ПРОГРАММА «МОЗАИКА» Образовательная деятельность строится в соответствии с: комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира; принципом интеграции (образовательные задачи интегрируются и способствуют созданию целостного образовательного процесса). Комплексно-тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы.
Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например: сентябрь – «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ». Тема месяца определяет темы недели. Например: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛИСТЬЯ», «ТУЧКИ И ДОЖДИК» и т.д.
Комплексно-тематическое планирование – конкретное, вариативное, интегрирующее. Тема недели в каждый последующий год расширяется, углубляется, обобщается. Например, тема «Я И МОЯ СЕМЬЯ»: младшая группа – «МАМА И ПАПА»; средняя группа – «БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»; старшая группа – «ДЕТИ В СЕМЬЕ»; подготовительная к школе группа – «РОДСТВЕННИКИ». ПРОГРАММА «МОЗАИКА»
В комплексно-тематическом планировании для каждой недели ( тематического модуля ): 1) приведен примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности; 2) перечислены игры, книги, развивающие тетради, изданные в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» , которые решают образовательные задачи данной недели. Воспитатель самостоятельно определяет виды образовательной деятельности и издания ПМК ДО «Мозаичный ПАРК». ПРОГРАММА «МОЗАИКА»
Доброжелательное уважительное отношение всех со всеми. Конструктивный диалог с родителями (квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций). Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов). Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными Создание эмоционально комфортной образовательной среды
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» «МОЗАИКА» ─ это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. «МОЗАИКА» создаёт образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество. «МОЗАИКА» предлагает педагогам широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка.
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика» Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие : 1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. 2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. 4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. 5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность организации дошкольного образования. Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно- деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мозаичный ПАРК» создаёт полноценную информационно-образовательную среду для реализации программы «Мозаика» и включает: пособия оборудование Игры, книги, развивающие тетради
Источник: nsportal.ru
Семинар-практикум «Образовательная программа «Мозаика»: отличительные особенности, преимущества».
В семинаре приняли участие методисты ГИМЦ г. Тюмени,заместители заведующих и старшие воспитатели детских садов города Тюмени (76 человек из 57 детских садов г. Тюмени (91 % от всех ДОУ).
В фойе дошкольного учреждения оптово-розничной компанией «Союз» ООО «ТД Светоч» была организована выставка методических пособий программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
В ходе установочной части семинара Гребенкина Наталья Валентиновна, заведующий сектором дошкольного образования Департамента образования и науки Тюменской области, к.п.н., осветила основные принципы и правила организации образовательного процесса по ОПДО «Мозаика», её преимущества и особенности.
Практикум тренинг «Организация образовательного процесса: планирование, формы организации детей, система взаимодействия с родителями» провели Белькович Виктория Юрьевна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.п.н. и Кильдышева Ирина Африковна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ТОГИРРО.
В малых группах участникам представилась возможность потренироваться в проектировании вариантов моделей планирования образовательного процесса в детском саду.
Мальчик Любовь Анатольевна, заместитель заведующего МАДОУ детский сад №183 поделилась опытом реализации ОПДО «Мозаика» — представила фотографии, видеозаписи образовательной деятельности с детьми и мнение родителей.
Семинар закончился обсуждением преимуществ ОПДО «Мозаика», особенностями планирования, результативности программы.
Свои мнения о программе пожелали оставить 34 участницы (45 % от участников семинара), что позволило создать своеобразный рейтинг преимуществ программы«Мозаика» …и рейтинг основных трудностей, которые, по мнению участниц, могут помешать реализации программы >>>
Участники выделили такие преимущества данной программы:
в программе прописана (отдельным разделом) организация адаптационного периода;
несёт новый взгляд на процесс образования и развития детей;качество образования ребёнка ставится на 1-ое место;
хорошо представлен региональный компонент, возможность при выборе содержания образования учитывать интересы детей;
возможность педагога гибко проектировать предметно-развивающую среду;
событийный характер программы;
разнообразие интересных форм организации детей;
в проектировании предметно-пространственной среды участвуют дети;
приближенность к реальной жизни;
предусмотрено создание для ребёнка ситуации выбора;
удобная модель планирования;
хорошо прописан механизм взаимодействия с родителями по «усилению образовательного эффекта»;
большие возможности для проявления творчества педагога;
облегчен труд педагога в части написания планов;
задачная форма организации образовательного процесса;
отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей;
возможность использования разнообразных методических приёмов, педагогических технологий;
представлена модель инклюзивного образования;
наличие полного пакета оборудования, разработанность УМК.
Трудностями реализации программы были обозначены такие факторы как:
необходимость более глубокого погружения в материал;
преобладание стереотипов и желание работать по привычной схеме.
Участники семинара пожелали: чаще организовывать подобные встречи для более глубокого погружения в программу, для освоения способов построения образовательной среды, формулировки образовательных задач; погрузить воспитателей города в данную программу.
Выдержки из анкет «Спасибо! Очень познавательно», «Было интересно и глубоко», «Спасибо, всё очень чётко, интересно, лаконично», «Семинар замечательный. Всё продуманно и организованно на высшем уровне. Спасибо. Информация была полезной» и т.п.
«Уважаемая Наталья Валентиновна, позвольте выразить искреннюю благодарность за сотрудничество и плодотворную работу в рамках семинара — практикума: «Образовательная программа «Мозаика»: отличительные особенности, преимущества». Представленный на семинаре подход к организации взаимодействия с ребёнком в рамках дошкольного образования, был стимулом к рефлексии собственного опыта, стал толчком к развитию способности реализовывать эффективный и содержательный процесс образования дошкольников. И совершенно точно, что сегодня все участники семинара пришли на работу с желанием «творить», совершенствоваться на благо детей, их семей, города, страны».
Спасибо всем участникам семинара за активность и добрые слова в адрес авторского коллектива программы «Мозаика» и организаторов!
Особая благодарность Сафиной Алле Викторовне – заведующему детского сада № 183 г. Тюмени за предоставленные условия и слаженную работу коллектива!
Источник: tmndetsady.ru