Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Наш детский сад «Сказка» г. Надыма имеет двенадцать рабочих групп, одиннадцать из которых работают по основной образовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, одна группа, 2 младшая «А», внедряет Образовательную Программу дошкольного образования «Мозаика», авторами которой являются В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А. Кильдышева. Данная программа внедряется второй год. На примере этих двух программ проведу сравнение целевых ориентиров в достижении показателей развития детей 3-4 лет.
Презентация программы «Мозаичный парк»
Приведу пример достижений конкретных образовательных ресурсов на примере образовательной программы дошкольного образования «Мозаика», которая включает в себя совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитиям.
Дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) произведена в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями).
Основанием подобной дифференциации целевых ориентиров является научно-методический анализ психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования Л.А.Венгер, А.П.Усовой, Н.А Ветлугиной, Ф.А.Сохина, Н.Н Поддьякова, О.М.Дьяченко,В.А. Петровского, Г.Г. Кравцова, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.Я. Михайленко, О.С.
Ушаковой, Л.А. Парамоновой, Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко, К.В. Тарасовой, С.Л. Новосёловой, Э.И.
Леонгарда и др.
Показатели развития детей учтены в соответствии с возрастом, образовательной областью и направлением организации жизнедеятельности детей. Рассмотрим целевые ориентиры на примере 2 младшей группы.
Детский сад «Бэлэкэч» являетсяплощадкой по применению программы «Мозаичный парк»
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ребенок овладевает коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме. Основными показателями здесь является:«Самопознание» о себе, родителях, группе, правилах поведения в ней и «Мир, в котором он живет» о городе, группе, взаимодействие в группах со сверстниками. Следующее направление «Овладение элементарной трудовой деятельностью», в которой у ребенка рассматриваются навыки самообслуживания, соблюдение порядка и чистоту в группе. В направлении «Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира» рассматривается умение ребенка понимать об опасностях, которые его предостерегают, и опасных предметах, окружающих его.
Преимуществом в этой области рассматривается овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира, а именно «знание предметов, опасных для маленьких детей (ножи, ножницы, иголки, вилки, спички, зажигалки, лекарства)», «знание сигналов светофора, знание сигналов светофора, при которых можно переходить дорогу».
В образовательной области «Познавательное развитие» ребенок овладевает познавательно-исследовательской деятельностью, у него развивается интерес, любознательность и познавательная мотивация, формируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира. Рассматриваются следующие показатели:
- Сенсорное развитие: ребенок выделяет и различает 6 цветами и их оттенками; различает 3 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), анализирует предмет по цвету, собирает пирамидки из 4-5 деталей;
Преимуществом здесь является овладение и различие 7 цветов и их оттенков (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый)
- Познавательно-исследовательская деятельность: ребенок интересуется средствами и способами практических действий, экспериментированию с предметами, составляет описательные рассказы об объектах.
- Конструирование: основным показателем является самостоятельное конструирование несложных построек из 2-3 деталей, создание постройки «по сюжету», выполнение совместных построек со взрослым из бросового материала.
Преимущество – выполнение в сотворчестве со взрослым поделок из природного материала.
- Мир живой и неживой природы: здесь рассматривается участие ребенка в уходе за растениями, знании конкретных видов деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп, признаков живого объекта, причин изменения у растений внешнего вида.
Преимущества – проявление участия в уходе за комнатными растениями; различие и называние конкретных видов деревьев, кустарников, травянистых растений и животных разных групп; выделение причин изменения во внешнем виде растений.
5. Развитие элементарных математических представлений: основными показателями развития ребенка является группирование предметов по указанным свойствам, составление при помощи взрослого групп предметов и выделение одного предмета из группы, умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов, различие геометрических предметов между собой, понимание и использование в речи слов, обозначающих пространство, часть суток, выявления равенства предметов путем сравнения.
Преимущества – использование в речи слов: «больше, чем…», «короче, чем…»; «сначала, потом; вперед, назад; направо, налево и др.»
В образовательной области «Речевое развитие» основными направлениями организации жизнедеятельности детей являются:
- Овладение речью как средством общения и культуры: умение ребенка отвечать на разнообразные вопросы взрослого, воспроизведение коротких стихов, рассказов, активен в общении, оперирует антонимами, синонимами.
Преимущества – оперирование антонимами, синонимами.
- Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы: рассказывание ребенком произведений с опорой на рисунок в книге, вопросы воспитателя, называние произведения после прослушивания, чтение наизусть небольшого произведения, рассказывание известной сказки по схеме-модели, умеет продолжать или заканчивать начатую взрослым сказку.
Преимущества – самостоятельное рассказывание известной сказки по схеме-модели; продолжение или заканчивание ребенком начатой взрослым сказки, рассказа.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными направлениями жизнедеятельности детей является развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельности:
- Эмоционально отзывается на восприятие иллюстраций, произведений народно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы.
- В рисовании различие 6 основных цветов, знание основных изобразительных материалов, народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка), умение изображать отдельные предметы, простые композиции, подбирать цвета, которые соответствуют изображаемому предмету.
Преимущества – изображение отдельных предметов, простых композиций и незамысловатых по содержанию сюжетов.
- В лепке знание свойств пластических материалов, понимание, как можно из них лепить, умение отделять от целого куска небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, лепка различных предметов, состоящих из 1-3 частей разнообразными приемами.
Преимущества – знание свойств пластических материалов (глины, пластилина, пластилиновой массы), как можно из них лепить.
- В аппликации создавать изображение предметов из готовых фигур, подбирать цвета для изображения предметов по собственному желанию, аккуратно и использовать материалы.
- В этой же образовательной области еще одним направлением жизнедеятельности детей является развитие в процессе овладения музыкальной деятельностью. Показателем этого развития является слушание музыкальных произведений до конца, знание знакомых песенок, различие звуков по высоте, умение замечать изменения в звучании, пение в темпе со всеми, выполнение танцевальных движений: кружение в парах, притопывание, движение под музыку с игрушками.
Преимущества — различие звуков по высоте (в пределах октавы), замечание в звучании (тихо – громко), пение, не отставая и не опережая других.
В образовательной области «Физическое развитие» . Основным направление здесь является овладение двигательной деятельностью:
- Правильное выполнение основных движений.
- Хождение прямо, свободно.
- Ходить и бегать, сохраняя равновесие.
- Перестроение в колонну, шеренгу, круг.
- Принимать исходное положение, соблюдая направление движения тела и его частей.
- Чувство ритма, изменение положения тела в такт музыки или под счет.
- Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
- Прыжки на двух ногах, в длину с места с мягким приземлением.
- Кидание мяча в заданном направлении, ловить мяч кистями рук, многократно ударять им о пол и ловить его.
- Самостоятельное скатывание на санках с горки, скольжение по ледяной дорожке с помощью взрослого.
11. Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом.
12. Свободное катание на трехколесном велосипеде.
- Участие в подвижных играх, проявление инициативы в играх.
- Называние шахматных фигур, выполнение простейших ходов.
Преимущества – перестроение в колонну, шеренгу, круг; понимание исходного положения, соблюдение направления движения тела и его частей; передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом; свободное катание на трехколесном велосипеде; называние шахматных фигур, выполнение простейших ходов.
Еще одним направлением в физическом развитии является овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни:
- Самостоятельное выполнение гигиенических процедур.
- Самостоятельное соблюдение элементарных правил поведения во время еды.
- Элементарные умения о ценности здоровья, закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.
Преимущества – элементарные умения о ценности здоровья, закаливания.
Таким образом, целевые ориентиры программы «Мозаика» базируются на ФГОС ДО, целях, задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «Мозаика», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС и имеют перечисленные преимущества. В этой Программе, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей всех возрастов.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Литературные источники:
- Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребёнкина, И.А.Кильдышева. – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007623
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Источник: tmndetsady.ru
«Мозаичный ПАРК» – программно-методический комплекс дошкольного образования в рамках ФГОС ДО Москва 2014. — презентация
Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: ««Мозаичный ПАРК» – программно-методический комплекс дошкольного образования в рамках ФГОС ДО Москва 2014.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 «Мозаичный ПАРК» – программно-методический комплекс дошкольного образования в рамках ФГОС ДО Москва 2014
2 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Создаёт полноценную информационно-образовательную среду для реализации Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика». Развиваемся играя!
3 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Дошкольное образование становится уровнем общего образования» (ст.10, ч.4, п.1). «Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными» (ст. 63, ч. 1). «…обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования… посредством предоставления субвенций местным бюджетам» (ст. 8, ч.1, п.3). УДОВЛЕТВОРЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «Мозаичный ПАРК» СООТВЕТСТВУЕТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
5 СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ДО Создаёт условия для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Обеспечивает разностороннее развитие детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Способствует позитивной социализации и индивидуализации.
Организует образовательную деятельность по значимым событиям социальной жизни и в соответствии с комплексно- тематическим планированием. Обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Создаёт условия для взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
6 СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ДО «Мозаичный ПАРК» обеспечивает развитие личности детей в образовательных областях, представляющих собой направления развития ребёнка: направления развития социально- коммуникативное познавательное речевое художественно- эстетическое физическое
7 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПОСОБИЯ ИГРЫ, КНИГИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕТРАДИ ОБОРУДОВАНИЕ
8 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» Разработчик программы «Мозаика»: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. Рецензенты: Т.В. Волосовец – к.п.н., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, В.И. Загвязинский, Н.Г. Милованова, С.Н.Фокеева
9 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» разработана для детей от 2 до 7 лет: группа раннего возраста (третий год жизни);младшая группа (четвёртый год жизни);средняя группа (пятый год жизни); старшая группа (шестой год жизни); подготовительная к школе группа (седьмой год жизни).
10 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» «МОЗАИКА» это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. «МОЗАИКА» создаёт образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество. «МОЗАИКА» предлагает педагогам широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка.
12 ПРОГРАММА «МОЗАИКА» Образовательная деятельность строится в соответствии с: -комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира; -принципом интеграции (образовательные задачи интегрируются и способствуют созданию целостного образовательного процесса). Комплексно-тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы.
Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например: сентябрь – «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ». Тема месяца определяет темы недели. Например: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛИСТЬЯ», «ТУЧКИ И ДОЖДИК» и т.д.
13 ПРОГРАММА «МОЗАИКА» Комплексно-тематическое планирование – конкретное, вариативное, интегрирующее. Тема недели в каждый последующий год расширяется, углубляется, обобщается. Например, тема «Я И МОЯ СЕМЬЯ»: младшая группа – «МАМА И ПАПА»; средняя группа – «БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»; старшая группа – «ДЕТИ В СЕМЬЕ»; подготовительная к школе группа – «РОДСТВЕННИКИ».
14 ПРОГРАММА «МОЗАИКА» В комплексно-тематическом планировании для каждой недели (тематического модуля): 1) приведен примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности; 2) перечислены игры, книги, развивающие тетради, изданные в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», которые решают образовательные задачи данной недели. Воспитатель самостоятельно определяет виды образовательной деятельности и издания ПМК ДО «Мозаичный ПАРК».
15 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Методические рекомендации для всех возрастных групп на основе содержания Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика». Методические рекомендации по организации инклюзивного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
16 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИЗДАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Мозаика» примерная основная образовательная программа дошкольного образования; методические рекомендации к программе «Мозаика»; комплексно-тематическое планирование; научно-методические сборники по направлениям развития; сборники игр, тематических бесед, совместных проектов для детей и взрослых; материалы мультимедиа; тематические плакаты.
17 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП: развивающие книги; детская классика; книги-пазлы, книги-шнуровки, книги-раскраски; игры, конструкторы, пазлы, мозаики; развивающие тетради по подготовке детей к школе. Издания для детей имеют методические рекомендации. ИЗДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: советы родителям; совместные игры, беседы, проекты, творческие задания; путеводитель по праздникам.
18 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Серия «Мозаика развития» представляет собой комплект книг- пазлов и методических пособий по организации развивающей деятельности с дошкольниками в игровой, занимательной форме с элементами конструирования. Серия «Мозаика развития» включает: 9 книг-пазлов и методическое пособие для каждой возрастной группы.
19 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Серия «Мозаика развития» Книги-пазлы содержат познавательные тексты в художественной форме и картины с пазлами по тематике текстов. Познавательный материал представлен с постепенным усложнением для всех возрастных групп, в соответствии с комплексно-тематическим планированием программы «Мозаика».
20 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Серия «Мозаика развития» Методическое пособие содержит конспекты игровых занятий с вопросами, заданиями, играми по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому и творческому развитию детей.
21 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Серия «Готовимся к школе!» для детей старшего дошкольного возраста (57 лет) Комплект тетрадей для ребёнка: развивающие задания по подготовке детей к школе. Методические рекомендации: программа, тематическое планирование, конспекты занятий, методические разъяснения к заданиям, дополнительные материалы.
22 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Серия «Английский для дошкольников» содержит комплекс учебных пособий, развивающих тетрадей, дидактических карточек, комплект CD и DVD-дисков с дополнительными материалами, необходимых для проведения занятий с детьми. Название курса: Cheeky Monkey (Kathryn Harper, Claire Medwell). Разработчики «Макмиллан Паблишерз Лимитед» (Macmillan Publishers Limited). Содержит три уровня: уровень 1 – средняя группа; уровень 2 – старшая группа; уровень 3 – подготовительная к школе группа.
23 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей; двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональный комфорт; возможность самовыражения детей.
24 СООТВЕТСТВУЕТ ИДЕОЛОГИИ ФГОС ДО «Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка… Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры». А. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке стандарта, директор Федерального института развития образования
25 Апробация программно-методического комплекса разработка примерной образовательной программы «Мозаика» апробация программы «Мозаика» в субъектах Российской Федерации создание программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК»
26 ЦЕНТР ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. Тел./факс: (495) (многоканальный), (499) , русское-слово.рф
Источник: www.myshared.ru
Программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный парк»
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПМК ДО) «Мозаичный ПАРК» разработан издательством «Русское слово» с целью организации непрерывного качественного образования на этапе перехода от дошкольного образования к школьному.
Комплекс «Мозаичный ПАРК» полностью обеспечивает образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО). В современном образовательном пространстве продукция «Мозаичный ПАРК» обладает значимыми научно-методическими преимуществами, является оптимальным и практичным выбором руководителей и специалистов ДОО.
Источник: russkoe-slovo.ru
mozaika
ФГОС До Программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный Парк» примерная ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования «Мозаика» Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
Москва «Русское слово» 2014
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Цели и задачи реализации Программы «Мозаика» . . . . . . . . 5 Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Планирование и принципы образовательной деятельности . . . . 9 Приоритетные направления деятельности . . . . . . . . . . . 15 Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста . . 18 Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика» в виде целевых ориентиров дошкольного образования: показатели развития детей в соответствии с возрастом . . . . . . . 36 Апробация и внедрение Программы «Мозаика» . . . . . . . . . . 77 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Цели и задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Содержание и методика реализации программы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей . . . 97 Группа раннего возраста (третий год жизни) . . . . . . . . . . 97 Младшая группа (четвёртый год жизни) . . . . . . . . . . . 123 Средняя группа (пятый год жизни) . . . . . . . . . . . . . . 153 Старшая группа (шестой год жизни) . . . . . . . . . . . . . 187 Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни) . . . . 230 Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей . . . . . . . . . 298
4 |
Способы и направления поддержки детской инициативы . . . . . 301 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания . . . . . . . . . . . . . . 311 Обеспеченность оборудованием для развивающей предметно-пространственной среды . . . . . . . . . . . . . . 315 Характеристика жизнедеятельности детей в группах . . . . . . . 318 Организация адаптационного периода . . . . . . . . . . . . . 324 Педагогические, психологические, здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса . . . . . . 325 Перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке Программы «Мозаика» . . . . . . 327 Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Приложение Приложение 1. Примерное комплексно-тематическое планирование: группа раннего возраста (третий год жизни) . . . . 341 Приложение 2. Примерное комплексно-тематическое планирование: младшая группа (четвёртый год жизни) . . . . . . 354 Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование: средняя группа (пятый год жизни) . . . . . . . . 376 Приложение 4. Примерное комплексно-тематическое планирование: старшая группа (шестой год жизни) . . . . . . . . 395 Приложение 5. Примерное комплексно-тематическое планирование: подготовительная к школе группа (седьмой год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Приложение 6. Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» . . 454 Приложение 7. Примерный перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы «Мозаика» . . . . . . 458
Пояснительная записка | 7 |
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии. Программа носит характер примерной. В ней заложены основополагающие принципы, цели и задачи образования, дающие возможность для творческого использования педагогами различных педагогических технологий, игр.
Во всех ситуациях взаимодействия с ребёнком воспитатель — проводник общечеловеческого и соб ственного опыта, гуманистического отношения к людям, социокультурных норм. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических. Программа может быть реализована в разных формах дошкольного образования.
При разработке образовательной организацией собственной основной образовательной программы с учётом примерной рекомендуется дополнить её теми разделами, парциальными программами, которые соответствуют виду (профилю) данной дошкольной организацией, её уставным задачам. В соответствии с ФГОС ДО (раздел II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму, п. 2.11.2) часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные по требности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возмож- ностям педагогического коллектива; • сложившиеся традиции Организации или Группы. В Программе представлена модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на включении детей с различными патологиями развития в общеразвивающие дошкольные группы с целью более успешной их социализации в современных условиях жизни. Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет. *
* Содержание и методика работы для первой и второй групп раннего возраста (от рождения ребёнка до 2 лет) представлена в методических рекомендациях к Программе «Мозаика».
8 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика» Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие: 1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного дет ства как важного этапа в общем развитии человека. 2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. 4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
5. Личностно развивающий и гуманистический характер содей ствия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность организации дошкольного образования.
Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-истори ческого и системно-деятельностного подходов , являющихся методологией ФГОС ДО. Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы разрабатывались в трудах отечественных психологов Л.С. Выгот ского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г.
Асмолова и др. Основоположник культурно-исторического подхода Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка существуют как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Согласно теории Л.С.
Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком. Системно-деятельностный подход вырос из культурно-историчес кой теории Л.С. Выготского. Суть этого подхода заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системнодеятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон лич-
Пояснительная записка | 9 |
ности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В данной Программе «Мозаика» разработка целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности дошкольников опирается на классические исследования: развития произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способно стей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания (А.В.
Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова). Концептуальную основу Программы составляют идеи: • антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили); • теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец); • гуманистической философии (Ш.А.
Амонашвили); • личностно ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова); • фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов); • реализации социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.И.
Репина, С. Соловейчик). Планирование и принципы образовательной деятельности
Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.
Источник: studfile.net